Эвакуация ростовых из москвы перед нашествием французов кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока : углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.

Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.

Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

-какие события происходят в эпизоде?

-какие стороны характера героев раскрываются?

-как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности?

-какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I . Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

- Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

- Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II . 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

- Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

- Выводы (запись в тетрадь).

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

-Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

- Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

-Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

- Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

- Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

- Выводы, запись в тетрадь)

III . Работает четвертая группа. Финальная сцена.

В финальной сцене автор прибегает к сравнению.

- Выводы, запись в тетрадь.

- Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

- Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

Эпизод отъезда Ростовых из Москвы показывает борьбу главной героини романа Наташи за проявление человеческой доброты, гуманности и справедливости против эгоизма и самолюбия. Она не принимает решения матери, противоречащее ее совести, всему ее существу, а взрывается, как буря. Девушкой во всем руководит то присущее ей нравственное чувство, которое особенно ценит Толстой. Наташа – воплощение любви, которая порождает доброе и чуткое отношение.

В этой части романа описываются военные действия, достигшие своего накала и вызвавшие необходимость эвакуации людей из столицы. Ростовы тоже готовятся к отъезду, Соня с графиней уже упаковали вещи. Пришедший Берг рассказывает им о героизме русских солдат и офицеров.

В доме чувствуется легкое напряжение, так как супруги Ростовы поссорились. Петя сообщает Наташе о причине их ссоры: отец хотел отдать подводы раненым, а графиня была против. Возмущенной Наташе удается пристыдить мать и добиться размещения на подводах именно людей, а не имущества.

I
В этой главе Толстой размышляет об истории в целом и ее правильном восприятии потомками.

II
В этой главе Толстой размышляет о том, насколько трудно быть главнокомандующим, в частности на примере Кутузова.

III
Сентябрь 1812 г.
Русские войска отступают от Бородина и стоят у Филей. Кутузов проводит "совет в Филях". Он понимает, что нужно отдать приказ об отступлении.

IV
Кутузов объявляет, что армия будет отступать из Москвы.

V
Толстой рассказывает о графе Растопчине, главнокомандующем Москвы. Растопчин действует сумбурно и неопределенно. В это время москвичи, кто может, уезжают из Москвы с вещами.

VI
В этот период жена Пьера Безухова, Элен Безухова, принимает католичество. Она надеется, что новая религия законно освободит ее от мужа Пьера. Элен хочет снова стать "свободной", чтобы выйти замуж.

VII
Чтобы в обществе одобрили ее развод, Элен рассказывает светскому обществу, что ей сделали предложение два кавалера. Она пытается красиво преподнести тот факт, что она хочет выйти замуж при живом муже. Элен пишет Пьеру письмо, в котором сообщает о планах на развод.

VIII
В это время Пьер находится на фронте. Ночью он отдыхает после жуткого сражения.

IX
Пьеру сообщают, что французы подходят под Можайск и что нужно уезжать. Пьер едет в Москву. По дороге он узнает о смерти Анатоля Курагина и Андрея Болконского.

X
30 августа Пьер возвращается в Москву. Пьер заезжает к главнокомандующему Москвы графу Растопчину.

XI
Граф Растопчин советует Пьеру уехать из Москвы. Пьер приезжает домой, читает письмо от жены, Элен, в котором говорится о планируемом разводе. В тот же день Пьер уходит из дома. Никто ничего не знает о Пьере до самого конца разорения Москвы.

XII
Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы. Петя Ростов переводится в полк Пьера Безухова, формирующийся под Москвой. Теперь Петя находится ближе к матери-графине Ростовой, которая очень за него переживает.

XIII
По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа Ростова видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня-мать упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.

XIV
Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб.

XV
Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью.

XVI
К Ростовым приезжает Адольф Берг (муж Веры Ростовой). Берг рассказывает о том, как храбро сражалась русская армия при Бородине. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых.

XVII
Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. Графиня Ростова и Соня знают об этом, но не говорят об этом Наташе. На одной из улиц Наташа видит Пьера Безухова, переодетого в кучера. Пьер говорит, что остается в Москве и прощается с Ростовыми.

XVIII
Пьер Безухов уже 2-ой день не живет дома. Он живет на квартире своего покойного учителя-масона Баздеева.

XIX
Автор рассказывает, как Пьер оказался в наряде кучера. Вот как это было: вернувшись от графа Растопчина, Пьер приходит к себе домой; затем он направляется в дом своего учителя-масона Баздеева, читает его бумаги и просит слугу Баздеева найти ему кучерский кафтан и пистолет; затем Пьер ночует в доме Баздеева.

XX
1 сентября 1812 года ночью Кутузов отдает приказ об отступлении на Рязанскую дорогу. Армия отступает. Сам Кутузов тоже покидает Москву.
2 сентября Наполеон предвкушает взятие Москвы. Он просит привезти к нему московских бояр для беседы, но бояре так и не появляются. Наполеон объявляет наступление. Войска и сам Наполеон доезжают до Дорогомиловской заставы.
В Москве в это время находится лишь 1/50 часть жителей. Наполеону объявляют, что Москва пуста. Он разочарован и шокирован.

XXI
Автор описывает отступление русской армии через Москву и трудности, которые при этом были.

XXII
В дом Ростовых стучится молодой офицер и спрашивает хозяев. Этот офицер представляется племянником графа Ростова. Он говорит, что хотел попросить у графа денег на новые сапоги. Служанка Мавра Кузьминишна выносит офицеру свои деньги и отдает ему. Приняв деньги, офицер бежит догонять свой полк.

XXIII
В Москве в одном из питейных домой происходит драка с убийством. После драки народ отправляется к графу Растопчину, чтобы разобраться в ситуации.

XXIV
Автор рассказывает о нелепой деятельности графа Растопчина в период перед сдачей Москвы французам. По словам Толстого, граф Ростопчин плохо выполняет свои прямые обязанности.

XXV
К дому графа Ростопчина подходит толпа из питейного дома, где произошла драка. Толпа требует Растопчина. Граф Растопчин хочет переключить внимание людей и для этого показывает народу молодого человека по фамилии Верещагин. Верещагин был обвинен в измене и приговорен к каторге. Растопчин решает, что Верещагина можно отдать на растерзание толпе. По призыву Растопчина толпа набрасывается на Верещагина и убивает его. Растопчин тем временем уезжает из Москвы к Кутузову. По дороге его мучает совесть за убийство Верещагина.

XXVI
Французы вступают в Москву и занимают Кремль и центральные улицы. Армия французов истощилась и устала. Французы занимаются мародерством: они занимают дома богатых дворян, пользуются брошенными богатствами, едой, каретами и т.д.

Толстой объясняет, что пожар в Москве случился не специально из-за поджога, из-за того, что Москва была оставлена хозяевами. По словам Толстого, деревянная Москва всегда была подвержена пожарам, но без хозяев она была обречена на гибель от пожара.

XXVII
Пьер Безухов живет в доме своего учителя-масона Баздеева, пьянствует, не моется и плохо спит. Он собирается лично найти и убить Наполеона, чтобы отомстить за войну.

XXVIII
Вдруг в дом Баздеева, где теперь живет Пьер, приходят французы. Они остаются жить в доме. Сумасшедший брат Баздеева нападает на одного из французов с пистолетом. Пьер бросается к нему и спасает жизнь французу.

XXIX
Француз приглашает Пьера пообедать вместе с ним. Француза зовут капитаном Рамбалем. Он узнает, что Пьер — богатый русский дворянин. Рамбаль называет Пьера своим другом за то, что тот спас ему жизнь.

XXX
Ростовы и взятые ими под опеку раненые медленно едут из Москвы. Они останавливаются на ночлег в Больших Мытищах.

XXXI
Соня рассказывает Наташе о том, что Андрей Болконский следует в одной из телег вместе с семьей Ростовых. Наташа в тайне от всех ночью идет в домик, где лежит Болконский.

XXXII
Болконский говорит Наташе, что любит ее. Наташа просит у него прощения за то, что сделала (за ее отношения с Анатолем Курагиным). Ростовы продолжают путь из Москвы. Наташа на каждой остановке видится с Андреем и ухаживает за ним.

XXXIII
3-е сентября. Пьер просыпается и собирается на улицу, чтобы убить Наполеона. Москва горит в пожарах сильнее и сильнее. На улице какая-то женщина просит Пьера помочь ей найти дочь, которая осталась при пожаре в доме. Пьер идет со служанкой в дом. Французы показывают Пьеру, где девочка. Пьер берет девочку на руки и уносит ее.

XXXIV
Пьер ищет родителей девочки, но не находит их. В это время он видит французов, которые снимают сапоги с русского старика и пристают к женщине. Пьер отдает девочку старухе, которая стоит рядом, а сам вступается за женщину и дерется с французами. За это французы забирают Безухова на гауптвахту как опасного преступника.


Таково краткое содержание романа "Война и мир" Толстого — том 3 часть 3.

Рассуждение о движении и действиях русского и фран­цузского войск в 1812 г. и о зависимости главнокомандую­щих от свершающихся событий. Русское войско постоянно отступает, а французское несется к Москве. В русском вой­ске по мере отступления все более разгорается дух озлобле­ния против врага. Французы доходят до Москвы и там оста­навливаются. Не дано ни одного сражения. Главнокоманду­ющий всегда находится в середине движущегося ряда собы­тий, а потому никогда не бывает в силах обдумать все свер­шающиеся события.

Кутузов с генералами на Поклонной горе. Разговоры о дальнейшем плане действий. Из всех разговоров Кутузов понимает, что защищать Москву нет никаких физических сил. Лишь один Бенигсен настаивает на защите Москвы, но лишь потому, что хочет для себя славы. Кутузова же вол­нуют другие вопросы: неужели это он допустил Наполеона до Москвы, и в какой момент это произошло? Он понимает весь ужас того приказания, которое придется отдать. Но де­лать нечего. Кутузов идет к экипажу и едет в Фили.

Мысли автора об оставлении Москвы жителями и о сожжении ее. Он считает, что оставление Москвы было не­избежно. Как только подходил неприятель, богатые ухо­дили, а бедные оставались и истребляли и сжигали то, что осталось. Народ ждал той минуты, когда он сможет сделать то, что ему положено, а потому спокойно ожидал вхожде­ния войск в Москву. Люди уезжали из Москвы, потому что не могли жить под Наполеоном, и делали они то великое дело, которое и спасло Россию. Граф же Растопчин, кото­рый призывал своими афишками не покидать Москву, не понимал значение совершавшегося события, а хотел кого- то поразить, но выглядел как глупый мальчишка, который резвился над величавым и неизбежным событием сожже­ния Москвы.

Элен Безухова в Петербурге. Ее близость с вельможей и иностранным принцем и желание с обоими сохранить отношения. Через несколько дней после ее возвраще­ния ей был представлен иезуит, который долго беседует с Элен о Боге, о любви к Христу, о сердце Божьей Матери. Элен была тронута. Переход Элен в католичество. Но по­стоянно требует от католиков, которые занимаются этой процедурой, освободить ее от мужа. Она говорит, что те­перь, вступив в истинную религию, она не может считать­ся женой того, который является приверженцем религии ложной.

Стремление Элен к новому замужеству. Подготовка ею мнения светского общества. Она распространяет слух о том, что, бедная, она не может выбрать между двумя претенден­тами на ее руку.

Весь свет принялся обсуждать, какая партия выгод­нее, так как Элен призналась, что любит обоих. Вопрос же о том, можно ли вообще выходить замуж от живого мужа, не стоял, так как считался решенным и заговорить о нем значило выказать свою глупость и неумение жить в свете. Отношение к браку Элен ее отца и матери. Василий рад за нее, потому что она так долго мучилась с Пьером. Мать же Элен не нравилась идея выти замуж во второй раз при жи­вом муже, она даже нашла текст Библии, где запрещается подобное действо. Письмо Элен к Пьеру с просьбой о раз­воде.

Пьер после Бородинского сражения возвращается в Мо­жайск. Он понимает, что лишь в спокойной обстановке смо­жет обдумать и переосмыслить все то, что видел на войне. По дороге в Можайск Пьер встречается с солдатами. Они с простотой его принимают, кормят, провожают до Можай­ска, где он находит своих. Пьер решает дать денег солда­там, но какой-то внутренних голос говорит ему, что не сто­ит. Пьер засыпает в своей коляске.

Возвращение Пьера в Москву. Пьер в приемной у Гра­фа Растопчина. Пьер читает афишки, которые выпускает граф, и возражает ему, говоря о невозможности вести бой в городе. Присутствующие в приемной намекают Пьеру об Элен, но тот еще ничего не знает о ее решении выйти за­муж, поэтому не понимает их. История Верещагина. Это купец-недоучка, который решил взять на себя вину за со­чинение прокламации, которую на самом деле написал На­полеон. А графу нужно было, чтобы Верещагин указал на Ключарева. Но Верещагин не признавался, потому его ждет наказание.

Разговор Пьера с графом Растопчиным о масонстве и деле Ключарева и Верещагина. Растопчин спрашивает Пьера, не из тех ли тот масонов, которые под видом спасения рода человеческого хотят погубить Россию. Пьер отвечает, что он масон. Растопчин объясняет Пьеру, что Сперанский, Магницкий, Ключарев и им подобные сосланы куда надо за то, что предали родину. Он советует Пьеру прекратить всяко­го рода отношения с подобными масонами и самому уезжать подобру-поздорову. Настроение Пьера. Он читает письмо жены, но не понимает ни слова. Исчезновение Пьера из дома.

Ростовы. Графине в первый раз приходит в голову мысль о том, что оба ее сына на войне и кто-нибудь из них, а может, даже оба могут быть убиты. Все знакомые Росто­вых выехали из Москвы, но графиня ничего про отъезд слы­шать не хотела, так как ждала возвращения из армии Пети. Наконец Петя приезжает, но он держится подальше от ма­тери, так как ее чрезмерная опека раздражает его. Москва перед нашествием французов. По городу ходят разные слу­хи, но, несмотря на это, люди понимают, что Москва будет сдана. Некоторые уезжают, другие только собираются. Сбо­ры Ростовых к выезду из Москвы. Укладыванием вещей ру­ководит Соня. Графиня, недовольная поведением Пети, всю злость вымещает на Соне, говоря, что была бы рада, если бы Николенька женился на богатой невесте. Соня понима­ла, что это выход для Ростовых, но ей было больно. Наташа и Петя радовались отъезду, как и всему, что происходило вокруг, потому что все необычное всегда радостно для мо­лодых людей.

Наташа во время сборов к отъезду. Она старается при­нимать участие в сборе вещей, но душа ее не лежит к это­му, а потому она выходит на улицу. Там она встречает обоз с ранеными и предлагает им остановится в их доме. Наташа добивается разрешения раненым остановиться в их доме. За обедом возвращается Петя. Он рассказывает о призыве Рас­топчина брать оружие и идти завтра на три горы, где будет сражение.

Сборы к отъезду в доме Ростовых. Деятельность Ната­ши по укладке вещей. Теперь она уже серьезно занимается этим делом: укладывает фарфор, ковры. Благодаря Наташе оставлялись ненужные вещи и укладывались самые доро­гие. Коляска с раненым князем Андреем останавливается в доме Ростовых.

Последний день Москвы перед сдачей ее французам. Было воскресенье, люди пошли на службу. Раненые просят графа Илью Андреевича взять их на подводы, так как у них у самих нет ничего в Москве. Граф приказывает разгрузить некоторые подводы, чтобы взять с собой раненых. Объясне­ние по этому поводу между графом и графиней. Он говорит, что вещи — дело наживное, а каково им оставаться! Но гра­финя упрекает его в том, что он разоряет этим поступком своих детей. Наташа, слышавшая конец разговора, пытает­ся узнать, о чем спорят граф с графиней, но те ей не говорят.

Приезд к Ростовым Берга. Он начинает рассказывать о подвигах солдат и офицеров во время сражения. Берг про­сит у графини одного или двух мужиков, чтобы те помогли ему донести до его дома шифоньерочку и туалет, которые он купил по дешевке, и о которых так мечтала Вера. Раздра­жение Наташи против матери за то, что не хочет отдавать подводы под раненых. Наташа называет поступок графини мерзостью, гадостью. Она кричит на мать, потом просит прощения и говорит, что прикажет брать раненых. Граф кивает головой в знак согласия. Свалка вещей и размеще­ние раненых. Наташа находится в веселом расположении духа. Забираются раненые из соседних домов. Соня же за­писывала те вещи, которые скидывала Наташа, и старалась увезти как можно больше.

Отъезд Ростовых. Графиня плачет, граф крестится и це­лует Мавру Кузьминичну и Васильича, которые остаются в Москве. Поезд из экипажей трогается, люди Ростовых, ко­торые остаются в Москве, провожают их. Наташа испыты­вает радостное чувство. Она высовывается из повозки и смо­трит на обозы раненых, которые едут вперед их. Самой первой едет коляска с раненым Андреем Болконским. Наташа глазами ищет эту повозку, чтобы убедиться, что она не от­стала, хотя еще и не знает, что в ней Болконский. Встре­ча Ростовых с Пьером, наряженным в кучерский кафтан. Пьер, узнав Наташу, сначала направляется к ней, но потом, вспомнив что-то, останавливается. Наташа подзывает его, она спрашивает, остается ли тот в Москве, как ему пока­залось на войне. Пьер с растерянным видом целует Ната­ше руку и уходит. Наташа еще долго смотрит ему вслед, ра­достно улыбаясь.

Пьер после своего возвращения из Можайска в Москву испытывает чувство спутанности и безнадежности. Ему ка­жется, что все теперь кончено, все смешалось, нет ни пра­вого, ни виноватого, впереди нет выхода из сложившегося положения. Пьер поселяется в квартире вдовы масона Баздеева. Он просит для себя крестьянское платье и пистолет. Платье ему предоставляют, а вот пистолета не было. Тогда Пьер отправляется покупать пистолет у Сухаревой башни, тогда он встречает Ростовых.

Опустевшая Москва — сравнение ее с обезматочевшим ульем. Такой улей на поверхности кажется живым, но вну­три уже нет жизни. Не тот уже запах, не тот звук, еще ко­пошатся пчелы, но жизни нет. Так и в Москве еще копоши­лись люди, пятидесятая часть от жителей Москвы, но они не понимают того, что делают. Наполеону наконец сообща­ют, что Москва пуста. Он не может поверить в реальность сообщаемого, в реальность того, что развязка театрального представления не удалась.

Движение русских войск через оставляемую Москву продолжалось с двух часов дня и до двух часов ночи. Гра­беж лавок. Давка на Москворецком мосту. Генерал Ермо­лов приказывает снять орудия, чтобы стрелять по мосту, при условии, если давка не прекратится. Толпа, опасаясь исполнения обещания, переворачивая повозки, побежала и расчистила дорогу для войск.

В опустевшем доме Ростовых. Марья Кузьминична дает офицеру двадцатипятирублевую ассигнацию. Этот офицер оказался родственником графу, который всегда ему помо­гал материально, а теперь он обносился и хотел попросить у Ростова денег.

Москва перед вступлением неприятеля. Уличные сце­ны, гульба фабричных. Драка кузнецов с целовальником. Шествие толпы по улице. Чтение в толпе растопчинской афиши.

Полицеймейстер старается успокоить разбушевавших­ся, но те грозят ему расправой, он уезжает.

Рассуждение автора о деятельности Растопчина в Мо­скве. Растопчин, недовольный и раздраженный Кутузовым и всем ходом дел, отдает последние распоряжения. Он пи­шет в своем дневнике, что его целью было в то время со­хранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее всех жителей. Но Растопчин понятия не имел о том, что ему нужно сделать, а потому все его действия, в сущности, ни­чем не помогли в деле спасения Москвы. Он приказывает отпустить сумасшедших, колодников. Только Верещагина приказывает привести к себе.

Вступление французских войск в Москву. Эпизод защи­ты кучкой русских Кремля. Из Кремля раздается несколь­ко выстрелов, которые попадают в солдат. Французы уже приготовились к атаке и кровопролитной битве, но ока­залось, что всего четыре человека защищают Кремль. Их вскоре убивают. Размещение французского войска в горо­де. Это было истощенное, измученное, но все еще держав­шееся войско. Грабежи. Мародерство. Начальники останав­ливают солдат от мародерства, приказывают никому не вы­ходить из домов, но все бесполезно, процесс нельзя остано­вить. Пожар Москвы и его причины. По мнению автора, Мо­сква сгорела, так как была поставлена в такие условия, ког­да всякий деревянный город должен сгореть. Кроме того, не может не сгореть город, в котором вместо мирных жите­лей живут солдаты, курящие трубки, разжигающие на ули­цах костры, чтобы приготовить себе пищу. Москва сожжена жителями, теми, которые выехали из нее. Сожжена пото­му, что они не поднесли неприятелю хлеба-соли и ключей.

Настроение Пьера во время пребывания его на квар­тире Баздеева. В последнее время он находится в состоя­нии, близком к сумасшествию. Он не может отделаться от ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с той правдой, простотой и злой, которая была у простого народа. Мысли об убийстве Наполеона. Он, Пьер, остал­ся в Москве, скрывая свое имя, чтобы убить Наполеона и прекратить несчастье всей Европы. Он не представляет, как сможет убить Наполеона, зато явно видит свою по­гибель и геройское мужество. Приход в комнату к Пьеру пьяного Макара Алексеевича. Под действием алкоголя тому кажется, что в доме французы и сам Наполеон, ко­торому он не желает сдаваться. Макара Алексеевича еле успокаивают.

Появление в доме Баздеева капитана Рамбаля. Пьер спасает его от выстрела сумасшедшего Макара Алексееви­ча. Офицер хочет наказать предателя, но Пьер уговаривает его этого не делать. Разговор Пьера с французом. Француз не верит Пьеру, что тот русский и говорит, что рад встре­тить своего соотечественника.

Пьер за ужином с Рамбалем. Рамбаль просит Пьера на­звать свое имя, то отказывается. Рамбаль принимает Пьера за офицера русской армии, перешедшего на сторону фран­цузов, и полностью доверяет ему. Он говорит Пьеру, что русские лихие враги. Рассказ Рамбаля о своих любовных по­хождениях. Пьера посещает мысль убить Рамбаля, но в ту же минуту какой-то внутренний голос говорит, что не надо этого делать. Пьер понимает, что мечта пожертвовать собой рассыпается в прах. Откровенные речи Пьера о себе. На во­прос Рамбаля о любви Пьера он отвечает, что всю жизнь лю­бит и будет любить одну женщину, но она никогда не бу­дет принадлежать ему. Пьер рассказывает историю любви Наташи и князя Андрея, открывает свое имя и положение в обществе.

Обоз Ростовых на ночлеге в Мытищах. В десять часов все Ростовы размещаются по дворам и избам большого села. Зарево пожара Москвы. Люди не верят, что это зарево из Москвы, но потом уверяются, что так и есть. Раздаются вздохи, молитвы и всхлипывания.

Толки Ростовых о пожаре Москвы. Графиня плачет, Соня боится, что так вся Москва сгорит. Настроение Ната­ши после того, как она узнала о ране князя Андрея и его присутствии с ними в обозе. Наташа ходит как во сне после получения этого известия от Сони. Свидание Наташи с кня­зем Андреем. Она весь день только тем и жила, что увидит его, но когда ночью пробралась к нему, испугалась. Болкон­ский был такой, как всегда. Но цвет его лица, нежная шея, восторженные глаза, направленные на нее, придавали ему какой-то детский вид. Наташа подошла к нему, он протя­нул ей руку.

Князь Андрей. Описание его болезни после ранения. В течение семи дней Болконский находится в беспамят­стве. Но потом вроде оправился и даже попросил вынести его на воздух, но не рассчитал силы и потерял сознание. Нравственный переворот Болконского. Он понимает, что любовь — это не та любовь, ради самой любви, ради дру­гих, надо любить всех, врагов, родных. И теперь князь Андрей признается в этой любви Наташе. Она просит у него прощения, но он говорит, что любит ее теперь больше, чем раньше. Наташа ухаживает за раненым князем Андреем.

Пьер бродит по улицам Москвы. Он ходит в бреду. Не понимая, куда идет и зачем. Спасение им из горящего дома ребенка. Пьер как будто отрезвляется при криках о помо­щи. Он кидается спасать девочку, но она не хочет идти на руки к чужому человеку. Пьер берет ее и выходит из дома.

Пьер ищет мать спасенной им Девочки. Его фигура ста­новится примечательной. Вокруг собирается толпа, люди пытаются ему помочь. Французские солдаты грабят ар­мянское семейство. Заступничество Пьера за красавицу-армянку. Пьер с озлоблением кидается на француза, поку­шавшегося на девушку, колотит его. Французский разъезд забирает Пьера под стражу. Пьер опять впадает в состояние бреда. Разъезд ездил по Москве и арестовывал подозритель­ных русских. В тот день арестовал еще пятерых, но из всех более подозрительным казался Пьер.

Ростовы долго остаются в Москве и не желают оставлять город. Но в конечном счете они делают разумный выбор и собираются уехать.

Дана команда грузить подводы для отъезда. Но граф справедливо замечает, что в городе множество раненых, защищавших город. Граф Ростов предлагает отдать подводы раненым и взять только самое необходимое, ведь разговор идет о человеческих жизнях, а это важнее материального. Но графиня против, она не хочет оставлять ценные вещи, а хочет забрать их и не обращать внимание на толпы раненых защитников города, которые боролись и за её жизнь в том числе. После этого приходит Наташа и чувствует явное напряжение в доме. В скором времени она узнает о соре -Петя рассказывает ей про сложившуюся ситуацию. Наташа в негодовании — она не понимает, как ее мать могла так бесчеловечно поступить, как она могла деньги поставить выше человеческой жизни. Графиня понимает, как бесчеловечна она была минуту назад, ей стыдно перед своей семьей. По итогу подводы оставлены раненым, а сами Ростовы покидают город с самым необходимым.

По этому эпизоду можно сделать вывод, что Ростовы – действительно плотная семья, которой свойствен гуманизм и желание помочь. После этого испытания я отношусь к ним ещё положительнее, чем раньше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: