Мера свободы справедливости и ответственности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы – экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответствен но выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.

Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные, осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.

Правовые нормы, будучи едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные – ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.

Интерпретация права как меры (формы, нормы, уровня) свободы была впервые в нашей литературе наиболее четко воспроизведена в 70–80-х годах Д.А. Керимовым и В.С. Нерсесянцем. До этого рассматриваемый аспект долгое время оставался в тени, хотя в той или иной степени он все же затрагивался и другими авторами. В настоящее время философским вопросам права уделяется достаточное внимание. Тем самым продолжается традиция русской философско-правовой мысли, которая успешно развивалась до революции. Философия как научная дисциплина внедряется в учебный процесс юридических вузов.

Конечно, в условиях классических рыночных отношений многое определяется не законом, а личными устремлениями, волей, инициативой субъектов рынка. Но общие принципы, исходные позиции и ориентиры в этой сфере задаются все же властью и законом. Любой цивилизованный рынок так или иначе регламентируется законодательством, которое призвано определять его общую концепцию, оставляя в то же время достаточно широкий простор для самостоятельных действий субъектов.

Законы принимаются только выборными органами, непосредственно представляющими волю народа – единственного и абсолютного источника власти. Ни царь, ни монарх, ни президент не могут издавать законов. Поэтому они и обладают верховенством, наибольшей юридической силой. Правители тоже обязаны подчиняться выраженной таким образом воле, то есть закону. Перед законом все равны.

Ответственность – такая же объективная необходимость, как и свобода. Более того, ответственность – условие свободы. Субъектами ответственности выступают все, включая властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственности государства и личности в современных условиях не только не снимается, а приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе четко функционирующей государственности. Твердая легитимная демократическая власть – предпосылка эффективности такого взаимодействия.

Причем иски адресуются непосредственно к государству как таковому, а не к отдельным его органам и учреждениям. Сегодня сама власть стала подведомственной суду. Нередко исковые заявления направляются лично Президенту как высшему должностному лицу, олицетворяющему государство и осуществляющему его властные функции. Президент – гарант Конституции и в связи с этим несет общую позитивную морально-правовую ответственность перед своими гражданами, которые в свою очередь обязаны блюсти Основной Закон и поддерживать порядок в обществе.

В современных условиях проблема ответственности (особенно позитивной) стоит как никогда остро, поскольку неизмеримо возросла роль отдельного человека в окружающем мире, расширилась его свобода и в то же время зависимость от внешний социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.

Вспомните: Какие правила поведения людей существуют? В чем состоит основное значение нормы? Для чего создаются нормы?

Подумайте: Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Одна из самых древних потребностей человеческого общества — потребность в порядке и справедливости. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права — общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Факты.

Выдающиеся памятники отечественного права (до 1906 г.):

  1. Русская Правда (XI—XIII вв.) — крупнейший памятник древнерусского права;
  2. Судебник 1497 г. был издан Иваном III;
  3. Царский судебник 1550 г. введен Иваном IV;
  4. Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — первый в нашей истории законодательный акт, который был опубликован и разошелся по всей России в виде книги;
  5. Полное собрание законов Российской империи опубликовано в 1830 г.; на этой основе подготовлен Свод законов Российской империи, вступивший в действие в 1835 г.;
  6. Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.) провозгласил введение гражданских свобод и организацию законодательного органа — Государственной Думы.
  7. Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) определил двухпалатную парламентскую систему, но сохранил достаточно широкие пределы для императорской власти. Два последних документа заложили основу для создания в России конституции.
  8. Другое смысловое значение права связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость — устанавливает определенную меру справедливости. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались — Правда (Русская Правда, Салическая Правда, Польская Правда).

Из работы римского юриста Ульпиана (ок. 170—228):

Есть и третье смысловое значение: речь идет о естественном праве.

С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не даруется — ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует естественно, происходит из самой природы человека, общества, окружающего мира, а верующие люди считают, что оно даровано Богом. Так его и называют — естественное право . Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека — это неотъемлемое, прирожденное право людей.

Естественное право включает прежде всего право человека на жизнь и на все то, что помогает сохранению и развитию жизни, — право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право владеть имуществом и др.

Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить, думать, говорить, верить и т. д. Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в ряде документов ООН, главным из которых является Всеобщая декларация прав человека (более подробный разговор об этом выдающемся документе, который принято называть библией современного права, идеалом права, состоится позднее, на специальном уроке). Если та или иная страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего в конституцию, как это сделала Россия в 1993 г.), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное (положительное, т. е. реально существующее, действующее, установленное государством) и естественное право.

Мнениe. Из наследия русского философа В. В. Зеньковского (1881—1962):

Итак, право — особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право — это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы, справедливости и ответственности.

Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе? Короткий ответ может быть таким: порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера — это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д.? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Одно только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него юридические возможности и обя

занности: что ему можно делать, а чего нельзя, от чего он должен быть защищен и за что он сам несет ответственность. Все это четко указано в нормах права, для гражданина нашей страны в первую очередь в статьях Конституции РФ.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право — это прежде всего ответственность.

Вот что писал о сущности права философ и правовед Е. Н. Трубецкой (1863—1920): «…Сущность всякого права выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы… Право всегда требует, чтобы внешняя свобода была предоставлена лицу именно в тех границах, которые оправдываются и требуются целями добра… Безграничная свобода отдельного лица была бы не только отрицанием права, но и прямой противоположностью добра…

Е. Н. Трубецкой

Норма права. Закон. Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном (государственном) письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами. Ими могут быть:

  • конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты (указы, постановления и т. д.).

Право, его роль в жизни общества и государства

Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон — это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть — парламент (в России он называется Федеральным Собранием) или же непосредственно народ страны — путем референдума (прямого голосования избирателей).

Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные.

Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции и т. д.). Все подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.

Поскольку нормативные акты обладают различной юридической силой, они взаимодействуют на основе определенного соподчинения (иерархии). На вершине иерархии находится основной закон — конституция, которая определяет основы правового регулирования в стране. Все остальные нормативные акты действуют только в согласии с конституцией и не могут ей противоречить.

В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение — регулировать взаимоотношения между людьми и их группами, т. е. общественные отношения (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы — узнаешь свои возможности и обязанности. Норму, принятую государством, обязаны соблюдать все — и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норму права можно определить как охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Норма права может действовать только после ее опубликования в письменном виде (неопубликованная норма не существует).

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности — .

  • закрепленность в законе (или других нормативных актах);
  • общеобязательность;
  • обеспеченность силой государства.

Система законодательства.

Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство — единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии, о которой вы уже знаете). К основным частям системы относят законы, подзаконные акты и конституцию, которая возглавляет всю систему законодательства. Она является также юридической базой для выработки новых законов (текущего законодательства) и вообще всей законотворческой деятельности государства. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав — отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право — это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право — отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система законодательства включает около 30 отраслей. Важнейшие из них — конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское, право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри отрасли принято выделять сравнительно небольшие группы взаимосвязанных норм — институты права, которые регулируют однородные общественные отношения. В гражданском праве, например, есть институт купли-продажи, институт дарения, институт сделки и др.; в уголовном — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт невменяемости и т. д.; в семейном — институт брака и т. д.

Право и закон.

Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон — это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон — закон, не опирающийся на право. Право же — это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность — произвол.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Какие смысловые значения соединяет в себе право? Почему право есть мера свободы, справедливости, ответственности?

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н ответы на вопросы

Какие смысловые значения соединяет в себе право?

Почему право есть мера свободы, справедливости, ответственности?

В чём различие между правом и законом?

Ответ

Право состоит из нескольких значений: справедливость, правда, управление, регулирование и естественное право.

Право является мерой свободы и справедливости, потому что она определяет равенство людей в обществе, то есть степень свободы, которая есть у человека. Суть свободы заключается в том, чтобы уметь пользоваться собственными правами и в то же время уважать права других.

Закон – нормативный акт, который был принят в особом порядке высшим органом власти, закон обладает юридической силой и регулирует общественные отношения. А право – порядок норм общества и государства.

Право — система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

Право характеризуются следующими признаками:

1.Выражение меры свободы, равенства и справедливости означает, что право с достаточной полнотой воплощает основные права и свободы человека, признанные в мировом сообществе. Право является мерой свободы и равенства людей, установленной государством таким образом, чтобы свобода одного не ограничивала свободу другого. И эта мера есть справедливость. Полной свободы достичь нельзя, однако можно быть свободным в той мере, в какой свободны другие.

Но не всегда, не во все исторические времена было равенство в свободе, единая для всех мера свободы. Например, крепостное право закрепляло положение несвободы крестьянина. Отнимая свободу у крестьянина, оно отдавало свободу господину. Мера свободы крепостного и господина — разная. По сути, крепостное право — это выражение через закон свободы помещика. Всякое право заключает в себе элемент свободы, меру свободы, хотя эта свобода и может быть односторонней, имеет характер привилегии одного лица во вред другого. В таком случае через право как систему норм, изданных государством, выражается воля господствующего класса, своеволие господ и несвобода крестьян. Крестьяне отнесены не к субъектам, а к объектам права. К ним не применим принцип правового равенства. Такое право не может быть справедливым, т.к. не выражает меру свободы, равную для всех. Справедливость — это баланс интересов: власти и гражданина, производителя и потребителя, продавца и покупателя, работодателя и работника и т.д. Справедливая мера свободы характеризует содержание права, а общеобязательность права, основывающаяся на легитимном принуждении, является его формальным свойством, которое имеет существенный характер.

Высшее общественное предназначение права — обеспечивать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, исключить произвол и своеволие из жизни общества. Неспроста еще римские юристы писали: jus est ars boni et aequi — право есть искусство добра и справедливости. С общесоциальной точки зрения право — это мера свободы и справедливости. С формальной точки зрения право — это мера свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе.

2. Нормативность выявляет смысл и предназначение права. Нормативностью права в общественную жизнь вносятся существенные элементы единства, равенства, принципиальной одинаковости — право выступает как общий масштаб, мера (регулятор) поведения людей. С помощью норм право регулирует разнообразные общественные отношения, служит орудием проведения в жизнь политики государства, средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности. У нормативности есть одна существенная черта: право выражается в нормативных обобщениях (общие дозволения, общие запреты, общие обязывания), которые устанавливают пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на определённой ступени общественного прогресса.

3. Формальная определенность права означает четкость, однозначность, сжатость формальных правовых предписаний, выраженных в законах, указах, постановлениях и т.п. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, правил юридической техники. Именно поэтому субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права, свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Выражение норм в законах, других нормативных актах, установление формального равенства — это основной признак формальной определенности права.




4. Системность права заключается в том, что право — это не просто совокупность принципов и норм, а их система, где все элементы связаны и согласованы. Системность привносится в право законодательством.

Только системное, непротиворечивое право, выражающее свою сущность через принципы, способно выполнить стоящие перед ним задачи.

6. Общеобязательность права выражается в том, что установленные правила поведения являются общими и обязательными для всей страны. Общеобязательность, всеобщность праву придаёт то, что в нём выражаются согласованные интересы участников регулируемых отношений, что оно имеет нормативный характер.

7. Государственная обеспеченность, гарантированность права, вплоть до принуждения, свидетельствует о том, что государственная власть, государство в целом, поддерживает общие правила, которые признаются государством правовыми. Далеко не все нормы права соблюдаются и выполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых предписаний только потому, что за правом стоит государство. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное легальное принуждение, различные организационные, организационно-технические, воспитательные и превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. К нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применять меры юридической ответственности — дисциплинарной, административной, уголовной. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права.-

Принципы права — это основные, исходные начала, положе­ния, идеи, выражающие сущность права как специфического со­циального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Представляется, что в принципах права должны отражаться основные ценности, на которые ориентируется право.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

- справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением; это сораз­мерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.);

- юридическое равенство граждан перед законом и судом.;

- гуманизм (означает, что Конституция и законы должны за­креплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство);

- единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав);

- законность (означает систему требований общества и госу­дарства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

• сочетание убеждения и принуждения и др.

Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

- принцип неотвратимости ответственности,

- принцип состязательности

- гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

в уголовном процессе — презумпция невиновности,

в трудовом праве — принцип свободы труда и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Право — система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

Право характеризуются следующими признаками:

1.Выражение меры свободы, равенства и справедливости означает, что право с достаточной полнотой воплощает основные права и свободы человека, признанные в мировом сообществе. Право является мерой свободы и равенства людей, установленной государством таким образом, чтобы свобода одного не ограничивала свободу другого. И эта мера есть справедливость. Полной свободы достичь нельзя, однако можно быть свободным в той мере, в какой свободны другие.

Но не всегда, не во все исторические времена было равенство в свободе, единая для всех мера свободы. Например, крепостное право закрепляло положение несвободы крестьянина. Отнимая свободу у крестьянина, оно отдавало свободу господину. Мера свободы крепостного и господина — разная. По сути, крепостное право — это выражение через закон свободы помещика. Всякое право заключает в себе элемент свободы, меру свободы, хотя эта свобода и может быть односторонней, имеет характер привилегии одного лица во вред другого. В таком случае через право как систему норм, изданных государством, выражается воля господствующего класса, своеволие господ и несвобода крестьян. Крестьяне отнесены не к субъектам, а к объектам права. К ним не применим принцип правового равенства. Такое право не может быть справедливым, т.к. не выражает меру свободы, равную для всех. Справедливость — это баланс интересов: власти и гражданина, производителя и потребителя, продавца и покупателя, работодателя и работника и т.д. Справедливая мера свободы характеризует содержание права, а общеобязательность права, основывающаяся на легитимном принуждении, является его формальным свойством, которое имеет существенный характер.

Высшее общественное предназначение права — обеспечивать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, исключить произвол и своеволие из жизни общества. Неспроста еще римские юристы писали: jus est ars boni et aequi — право есть искусство добра и справедливости. С общесоциальной точки зрения право — это мера свободы и справедливости. С формальной точки зрения право — это мера свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе.

2. Нормативность выявляет смысл и предназначение права. Нормативностью права в общественную жизнь вносятся существенные элементы единства, равенства, принципиальной одинаковости — право выступает как общий масштаб, мера (регулятор) поведения людей. С помощью норм право регулирует разнообразные общественные отношения, служит орудием проведения в жизнь политики государства, средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности. У нормативности есть одна существенная черта: право выражается в нормативных обобщениях (общие дозволения, общие запреты, общие обязывания), которые устанавливают пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на определённой ступени общественного прогресса.

3. Формальная определенность права означает четкость, однозначность, сжатость формальных правовых предписаний, выраженных в законах, указах, постановлениях и т.п. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, правил юридической техники. Именно поэтому субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права, свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Выражение норм в законах, других нормативных актах, установление формального равенства — это основной признак формальной определенности права.

4. Системность права заключается в том, что право — это не просто совокупность принципов и норм, а их система, где все элементы связаны и согласованы. Системность привносится в право законодательством.

Только системное, непротиворечивое право, выражающее свою сущность через принципы, способно выполнить стоящие перед ним задачи.

6. Общеобязательность права выражается в том, что установленные правила поведения являются общими и обязательными для всей страны. Общеобязательность, всеобщность праву придаёт то, что в нём выражаются согласованные интересы участников регулируемых отношений, что оно имеет нормативный характер.

7. Государственная обеспеченность, гарантированность права, вплоть до принуждения, свидетельствует о том, что государственная власть, государство в целом, поддерживает общие правила, которые признаются государством правовыми. Далеко не все нормы права соблюдаются и выполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых предписаний только потому, что за правом стоит государство. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное легальное принуждение, различные организационные, организационно-технические, воспитательные и превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. К нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применять меры юридической ответственности — дисциплинарной, административной, уголовной. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права.-

Принципы права — это основные, исходные начала, положе­ния, идеи, выражающие сущность права как специфического со­циального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Представляется, что в принципах права должны отражаться основные ценности, на которые ориентируется право.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

- справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением; это сораз­мерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.);

- юридическое равенство граждан перед законом и судом.;

- гуманизм (означает, что Конституция и законы должны за­креплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство);

- единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав);

- законность (означает систему требований общества и госу­дарства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

• сочетание убеждения и принуждения и др.

Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

- принцип неотвратимости ответственности,

- принцип состязательности

- гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

в уголовном процессе — презумпция невиновности,

в трудовом праве — принцип свободы труда и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Читайте также: