Французская литература 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изучение влияния социально-экономических потрясений в жизни страны на мировоззрение писателей и характер литературы. Изменение отношения к роману как к литературному жанру. Анализ вклада творчества Р. Шатобриана в развитие французской литературы XIX века.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.02.2016
Размер файла 16,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оренбургский государственный университет,

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Ильина Л.Е. к. пед. н.,

В статье рассматриваются особенности стиля французских писателей XIX века, указывается, что в XIX столетии произошел ряд социально-экономических преобразований, изменилось отношение к роману как к литературному жанру.

Ключевые слова: французская литература, реализм, роман

The article discusses the characteristics of the style of the French writers of the XIX century, it states that in the XIX century, there were a number of socio-economic transformation, changed their attitude to the novel as a literary genre.

Key words: French literature, realism, romance

французский литература роман мировоззрение

XIX век во многом стал переломным в развитии французской литературы. Во-первых, повысился уровень грамотности населения в целом, широким массам стали доступны литературные произведения. Во-вторых, произошел ряд социально-экономических потрясений в жизни страны, которые повлияли на мировоззрение писателей и характер литературы XIX века в целом.

Произведения XIX века носят не поучающий характер, а апеллируют к сознанию человека, стимулируют его к личностному и духовному росту.

После событий Французской революции писатели стали обращаться к широким массам, искусство стало более демократичным, герои и самые яркие типажи были выходцами из народа, произведения стали более жизненными, но при этом воспевали высокие ценности и духовность, которая должна быть присуща каждому [4].

Большое влияние на французскую литературу XIX века оказало творчество Р. Шатобриана; который в своих произведениях равное значение придавал и содержанию и форме повествования, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях.

В XIX столетии меняется отношению к такому жанру литературы, как роман. Особенно популярным становится исторический роман, когда жизнь и характер героя раскрываются на фоне важнейших исторических событий. И если персонажи и их история зачастую вымышлены, то исторический фон всегда достоверен. Роман становится более серьезным, он побуждает к размышлениям о развитии человечества, о тех социально-политических событиях, которые происходили во французском обществе.

Социально-бытовой роман послужил основой для развития другого литературного направления - реализма. Писатели-реалисты стремились показать жизнь такой, какой она есть, не идеализируя своих героев, а наоборот, уличая их недостатки, с целью искоренения общественных пороков. В некоторых случаях представителей французского реализма даже упрекали в несколько предвзятом отношении к простому человеку и его слабостям, призывая их избавить свои произведения от чрезмерной мрачности [2].

Стиль Стендаля мене живописен, чем у Бальзака или Гюго, но каждая деталь служит общей мысли. Стендаль владел деловой и точной лексикой, отчетливостью синтаксического строя, раскрытием противоречий внутри фразы, в размышлениях героев, в движении сюжета, точностью светотени.

Особого внимания в XIX столетии уделялось литературным произведениям, рассчитанным на самых юных читателей. В это время появляются замечательные приключенческие романы для детей, лишенные излишнего дидактизма, но в интересной форме рассказывающие о жизни в целом, о необычных явлениях, далеких странах, опасных путешествиях и т.д. В них затрагивались серьезные мировоззренческие вопросы, и зачастую такие произведения представляли интерес даже для взрослых.

Такими были романы Ж. Верна, некоторые произведения Виктора Гюго.

Реализм Бальзака вводит читателя в реальную жизнь. Бальзак улавливает и воссоздает оттенки речи людей своего времени, воспроизводя в их словоупотреблении их мироощущение и собирательную личность.

Интонация в романе Бальзака имеет особенное значение, он любит изображать свет, пробивающийся в гущу мрака: это усиливает выразительность мира вещей. Любая сцена у Бальзака наполнена оттенками интонаций, жестов, противоречащих словам, непринужденных и искусственных в одно и то же время. Смех, раздающийся из соседней комнаты, бывает содержательнее разговора [3]. В языке героев Бальзака, помимо индивидуальной характерности, постоянно звучат живые, образно сопоставленные авторские формулы -- законы современной ему жизни.

Таким образом, отличительной особенностью французской литературы XIX века является ее языковое своеобразие. Язык писателей-реалистов приближен к разговорному языку, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Говоря о языковом своеобразии литературного произведения, необходимо отметить, что в основе их основе лежит нормативная и ненормативная окраска языка. Эмоциональная и социально-жанровая окраска являются самостоятельными компонентами стилистического значения слова.

1. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме - романист и новеллист // О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века. - М., 1990. - С. 262-284.

2. Ковалева, Т.В. Французская литература конца ХІХ - начала ХХ века / Т. В. Ковалева и др. // История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века) Минск: Завигар, 1997. - 114 с.

3. Чичерин, А.В. Идеи и стиль: о природе поэтического слова.- М: Советский писатель, 1968. - 299 с.

4. Pichois C. Histoire de la littйrature franзaise/ C. Pichois. - Paris: Flammarion, 2000. - 250 p/

Подобные документы

Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

реферат [135,2 K], добавлен 12.06.2011

Основа философского учения. Экзистенциализм в литературе. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления. Биография и творчество французских писателей Жана Поля Сартра и Альбера Камю. Взаимовлияние литературы и философии.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 11.12.2014

Путь Оноре де Бальзака к художественной литературе как величайшего реалиста. Анализ творчества французских писателей, сделанный романистом в этюде "О Бейле". Классификация французской литературы на основе идейного, образного и эклектического восприятия.

контрольная работа [30,7 K], добавлен 29.09.2011

Русская литература XVIII века. Освобождение русской литературы от религиозной идеологии. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Классицизм в русской литературе. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. Сумароков. Нравственные изыскания писателей XVIII века.

реферат [24,7 K], добавлен 19.12.2008

Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.

презентация [661,6 K], добавлен 09.04.2013

Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

реферат [21,1 K], добавлен 25.01.2010

Общий анализ современного состояния литературы Приднестровской Молдавской Республики, написанной на русском языке. Сравнительный анализ творчества приднестровских писателей и поэтов. Фантастическая проза Виталия Пищенко на примере повести "Замок Ужаса".

Mosaïque portraits - littérature française 19e s.jpg

Французская литература XIX века создавалась в динамичный период истории Франции, который видел подъём демократии, конец французской монархии и Империи. Этот период охватывает консульство Наполеона Бонапарта (1799—1804), годы Первой Империи (1804—1814), правление Людовика XVIII и Карла Х (1814—1830), Луи-Филиппа Орлеанского (1830—1848), годы Второй Республики (1848—1852), Второй Империи при Наполеоне III (1852—1871), первые десятилетия Третьей Республики (1871—1940).

Французская литература в XIX веке пользовалась международным авторитетом и успехом. Среди литературных стилей века во Франции был распространен романтизм, реализм, натурализм и символизм.

Широкое распространение в 80-е годы XIX века во Франции получили произведения русских писателей (И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский), оказавшие влияние на литературное творчество французов [1] .

Франция | Bienvenue

Коронавирус во Франции: 29 813 умерших с начала эпидемии

Social Connect

Литература

Французская литература 19 века

XIX век во многом стал переломным в развитии французской литературы. Во-первых, повысился уровень грамотности населения в целом, широким массам стали доступны литературные произведения. Во-вторых, произошел ряд социально-экономических потрясений в жизни страны, которые не могли не повлиять на мировоззрение писателей и характер литературы в целом.

В это время произведения носят не поучающий характер, а апеллируют к сознанию человека, стимулируют его к личностному и духовному росту. После событий Французской революции писатели стали обращаться к широким массам, искусство стало более демократичным, герои и самые яркие типажи были выходцами из народа, произведения стали более жизненными, но при этом воспевали высокие ценности и духовность, которая должна быть присуща каждому.

В XIX столетии меняется отношению к такому жанру литературы, как роман. Особенно популярным становится исторический роман, когда жизнь и характер героя раскрываются на фоне важнейших исторических событий. И если персонажи и их история зачастую вымышлены, то исторический фон всегда достоверен. Вообще роман становится более серьезным, он побуждает к размышлениям о развитии человечества, о тех социально-политических событиях, которые происходили в тогдашнем французском обществе.

Особе место в литературе этого периода занял излюбленный романтиками сентиментальный роман, а вот социально-бытовой роман послужил основой для развития еще одного литературного направления – реализма. В отличии от натурализма, писатель здесь не просто в точности описывает важные жизненные явления, но и обязательно дает им свою трактовку, делает произведение максимально познавательным.

И Стендаль, и Оноре де Бальзак, и Проспер Мериме, и Ги де Мопассан стремились показать жизнь такой, какой она есть, не идеализируя своих героев, а наоборот, уличая их недостатки, с целью искоренения общественных пороков. В некоторых случаях представителей французского реализма даже упрекали в несколько предвзятом отношении к простому человеку и его слабостям, призывая их избавить свои произведения от чрезмерной мрачности.

Особого внимания в XIX столетии уделялось литературным произведениям, рассчитанным на самых юных читателей. В это время появляется огромное количество замечательнейших приключенческих романов для детей. Они напрочь лишены напыщенного дидактизма, но в интересной форме рассказывают о жизни в целом, о необычных явлениях, далеких странах, опасных путешествиях и т.д. В них затрагиваются серьезные мировоззренческие вопросы, и зачастую такие произведения представляют огромный интерес даже для взрослых. Такими были романы Жюль Верна, некоторые произведения Виктора Гюго и даже Жорж Санд.

You May Also Like

Francois Villon стихи на французском

Франсуа Вийон

Grand Prix de l

Литературные премии Франции

Сюрреализм во французской поэзии

Сюрреализм во французской поэзии

Recommended For You

Антуан де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери

Frédéric Beigbeder

Фредерик Бегбедер

Франсуа Рабле François Rabelais

Франсуа Рабле

Творчество Оноре де Бальзака

Оноре де Бальзак

Добавить комментарий Отменить ответ

Жак Превер 0 2070

Жак Превер фото

Жак Превер (Jacques Prevert) – французский поэт, родился в Нёйи-сюр-Сен 4 февраля 1900 года. Он не любил школу, военных и кюре. Не раз его исключали из школы за “плохое поведение”. Однако в двадцать лет Превер открывает для себя поэзию, кино и живопись. Он встречается с Робертом Десносом, Луи Арагоном, Максом Эрнстом, Пикассо. Превер часто бывает у Андре Бретона, где он знакомится с сюрреалистами.

В 1932 г. он начинает писать скетчи для коммунистически настроенной театральной труппы “Группа Октябрь”. Превер пишет пьесу “Дело в шляпе” которую ставит его брат Пьер. Но настоящее признание приходит к Преверу в 1935 г. после выхода на экраны фильма Жана Ренуара “Преступление господина Ланжа”. Превер становится одним из самых известных и почитаемых сценаристов Франции.

Через год он начинает работать с Марселем Карне. Плодом этого сотрудничества станут такие знаменитые фильмы, как “Смешная драма” с Луи Жуве и Мишелем Симоном, “Набережная туманов” с Жаном Габеном и Мишель Морган, “Дети райка” с Арлетти и Жаном-Луи Барро.

Oh! Je voudrais tant que tu te souviennes
Des jours heureux où nous étions amis
En ce temps-là, la vie était plus belle
Et le soleil plus brûlant qu’aujourd’hui
Les feuilles mortes se ramassent à la pelle
Tu vois, je n’ai pas oublié
Les feuilles mortes se ramassent à la pelle
Les souvenirs et les regrets aussi
Et le vent du Nord les emporte
Dans la nuit froide de l’oubli
Tu vois, je n’ai pas oublié
La chanson que tu me chantais.
C’est une chanson qui nous ressemble
Toi qui m’aimais et je t’aimais
Et nous vivions tous deux ensemble
Toi qui m’aimais, moi qui t’aimais
Mais la vie sépare ceux qui s’aiment
Tout doucement, sans faire de bruit
Et la mer efface sur le sable
Les pas des amants désunis.
Les feuilles mortes se ramassent à la pelle
Les souvenir et les regrets aussi
Mais mon amour silencieux et fidèle
Sourit toujours et remercie la vie
Je t’aimais tant, tu étais si jolie
Comment veux-tu que je t’oublie
En ce temps-là, la vie était plus belle
Et le soleil plus brûlant qu’aujourd’hui
tu étais ma plus douce amie
Mais je n’ai que faire des regrets
Et la chanson que tu chantais
Toujours, toujours, je l’entendrai!
C’est une chanson qui nous ressemble
Toi qui m’aimais et je t’aimais
Et nous vivions tous deux ensemble
Toi qui m’aimais, moi qui t’aimais
Mais la vie sépare ceux qui s’aiment
Tout doucement, sans faire de bruit
Et la mer efface sur le sable
Les pas des amants désunis.

Ты, хотя бы на мгновенье, вспомни:
Как мы были счастливы с тобой
В жизни той, наполненной любовью,
Где согрет был солнцем день любой.
А теперь увядших листьев стаи
Гонит ветер по аллеям прочь.
Он обрывки памяти листает,
Но не в силах нам ничем помочь.
Забвения немой вопрос
В ночь ветер северный унёс,
Но слышу из далёких дней
Мотив той песенки твоей.
Она во мне всегда звучала,
Прекрасной грусти не тая.
Она двоим принадлежала:
Мне и тебе ─ Любовь моя.
Но не вырваться нам из круга
Тех обид, что бьются в виске.
И бежим мы вновь друг от друга,
И волной смыт наш след на песке.
Да, теперь уносит листья ветер,
И с забвеньем умирает боль.
Сердце отболело, не заметив,
Как его покинула любовь.
Да, моя родная, всё, что было,
Не смогли с тобой мы сохранить.
Но, я знаю, ты меня любила,
И тебя мне не дано забыть.
А что прошло, увы, прошло!
И неба стылое стекло
Дрожит у ветра на краю,
Где я всё слышу песенку твою.
Она во мне всегда звучала,
Прекрасной грусти не тая.
Она двоим принадлежала:
Мне и тебе ─ Любовь моя.
Но не вырваться нам из круга
Тех обид, что бьются в виске.
И бежим мы вновь друг от друга,
И волной смыт наш след на песке.

Автор перевода — Борис Вайханский

Затем последуют “Лунная онера”, “Дождь и хорошая погода”, “Дневные бабочки”, “Всякая всячина” и др.

Первые крупные поэмы “Семейные воспоминания, или Ангел-охранник” (1930) и “Попытка изобразить обед голов в Париже, во Франции” (1931) отмечены печатью сюрреализма, подчёркивают абсурдность бытия; но в них сильна антибуржуазная и антиклерикальная сатира.

В годы Народного фронта Превер создал антифашистские поэмы “Штык в землю” (1936) и “События” (1937).

Автор сборников “Слова” (1946), “Истории” (1946), “Сказки” (1947), “Зрелище” (1951), “Дождь и вёдро” (1955). Особенно популярна во Франции лирика Превера – интимная, философская, шуточная. Многие его стихи, положенные на музыку, стали популярными песнями. Пишет и для детей.

Жак Превер – один из представителей направления “поэтического реализма” во французском кино. Лучшие сценарии Превера созданы для режиссера М. Карне – “Забавная драма” (1937), “Набережная туманов” (1938), “День начинается” (1939), “Вечерние посетители” (1942), “Дети райка” (1945), Ж. Гремийона – “Буксиры” (1941), “Летний свет” (1942) и др.

Фотограф Роберт Дуано навеки увековечил Превера. Поэт умер 11 апреля 1977 г.

Французская литература конца XIX – начала XX века

Историческая обстановка

Художественная мысль Франции уже с 1830 г. развивалась в условиях борьбы буржуазии с пролетариатом. Эта борьба с годами все более и более обострялась, принимая временами открытый характер, когда пролетариат и буржуазия противостояли друг другу с оружием в руках.

Июньское восстание 1848 г. В. И. Ленин охарактеризовал как первую великую гражданскую войну между пролетариатом и буржуазией, как первое геройское восстание против буржуазии.

Около 20 лет просуществовала Вторая империя. Полицейские репрессии против рабочего движения, против деятелей I Интернационала, против всякой свободолюбивой мысли — такова внутренняя политика Наполеона III. Многочисленные агрессивные войны характеризуют его внешнюю политику. В 1853—1856 гг. Франция участвует в Крымской войне против России, в 1856—1858 гг. вкупе с Англией она выступает против Китая. Военные экспедиции с целью захвата новых колоний (в 1860—1861 гг. — в Сирию, в 1862—1867 гг. — в Мексику) и, наконец, франко-прусская война 1870—1871 гг. — вот бесславные и мрачные эпизоды ее истории.

В результате последней войны Наполеон III вместе с армией оказался в плену у неприятеля. Немцы захватили значительную часть Франции, осадили Париж.

Правительство, объявившее низложение Наполеона III, ликвидацию империи и установление Третьей республики, больше боялось французского рабочего, чем немецкого солдата. Оно торопилось капитулировать, с тем чтобы использовать прусских захватчиков для подавления назревающего народного восстания. 18 марта 1871 г. правительственные войска пытались обезоружить рабочих. Этого им не удалось сделать, и тогда впервые в истории рабочий класс Франции сверг власть буржуазии. 28 марта 1871 г. была провозглашена Парижская коммуна. Лидеры буржуазии во главе с Тьером сумели со-_брать контрреволюционные силы. Парижская коммуна была разгромлена.

Дальнейшая история Франции характеризуется постепенным переходом к концу XIX в. капитализма в новую фазу — империализм. Идет концентрация капиталов. Возникают крупнейшие монополистические объединения. В 90-х годах Франция захватила колонии в Африке, Западный Судан, Мадагаскар, Дагомею. Позднее начались военные операции против Марокко.

Борьба между пролетариатом и буржуазией не прекращается. Демократические силы и силы реакции вступают в конфликты по различным поводам. Не всегда участники политической борьбы ясно осознают свою роль в этой борьбе. Так, в конце 90-х годов XIX в. возникает широкий политический конфликт вокруг так называемого дела Дрейфуса. Эмиль Золя, Жан Жорес, Анатоль Франс, поднявшие свои голоса в защиту еврея Дрейфуса, офицера, ложно обвиненного в шпионаже, по сути дела боролись против реакционной военщины, против национализма, против политической реакции.

В 1914 г. началась первая мировая война. Она закончилась «пушением единой мировой капиталистической системы, возникновением в октябре 1917 г. на одной шестой части земного шара первого социалистического государства.

Развитие литературы

В 1850 г. Франция потеряла Бальзака.

В литературу пришли новые люди. Новые социальные, философские, художественные проблемы встали на очередь дня. Повествовательная проза по^Йрёжнему, как и в дни Бальзака, занимает первое место. Однако и поэзия в лице парнасцев, а потом символистов составляет значительный элемент духовной жизни французского общества.

Буржуазия попала под обстрел критики с первых же дней ее господства. Стендаль и Бальзак, величайшие мастера реализма, разоблачили ее образ жизни, мыслей и чувствований, с откровенным презрением к ней, с неприкрытой иронией.

Однако следует помнить, что очень мало было во Франции писателей и поэтов, которые откровенно поддерживали буржуазию: Морис Баррес и Поль Адан, Пьер Лоти и Клод Фаррер, да несколько фигур еще меньшего масштаба. Даже Марсель Пруст, буржуа по рождению, по родственным связям, по образу жизни, считает.своим долгом презирать буржуазию.

Мопассан, Золя, Франс, Роллан критикуют буржуазию во имя прогресса, во имя демократических идеалов, гуманизма, словом, во имя всех тех здоровых человеческих идей и чувств, которые всегда шли от широких народных масс. Великие мастера французского романа, честные мыслители, гуманисты не могли не любить народ, не замечать его нужд, не печалиться за него.

Творческая манера, у каждого великого романиста оригинальна. Золя присущи обстоятельность и строгость, Ромен Ролдану — задушевный лиризм, Анатолю Франсу — тонкая ирония. Много различий мы найдем в их философских и политических убеждениях. Но одно у них едино — гуманизм и демократизм в самом высоком значении этих слов.

Большое влияние на научную и художественную мысль Франции рассматриваемого периода оказала философия Огюста Конта (1788—1857).

Огюст Конт, назвавший свою философию позитивной (положительной, реалистичной), положил начало культу науки. Проповедуя уважение к достоверному факту, он вместе с тем полагал, что факты в их единичной конкретности представляют собой какую-то ценность, всякая же попытка сделать из них обобщения — пустая затея. Исследование сводилось им в сущности к бесцельному описательству. У науки отнималась главная ее цель — поиск закономерностей.

Натурализм

Во второй половине XIX столетия во

Человек, по пессимистическому заключению Тэна, никогда не свободен от животных инстинктов, он — зверь, лишь покрытый тонким слоем позолоты цивилизации. Поскребите позолоту — и перед вами окажется зверь доисторических времен. Время его не изменило. Он остался внутренне таким же, каким был в пещерный период своей истории.

Какие же принципы натурализма провозглашает Золя?

Декадентство

Вся сложность вопроса заключается в том, что те люди, которых относят к декадентам, отнюдь не являлись апологетами буржуазии. Они всячески отмежевывались от нее.

Парнасцы объявили о своей приверженности к культу чистого искусства. Иногда тезис искусства для искусства отождествлялся с призывом к освобождению искусства от опеки буржуазного государства. Однако у парнасцев культ чистого искусства превратился в пессимистическое отрицание смысла Жйзни, в презрение к действительности, в призыв к технической виртуозности стиха.

Эстетические принципы парнасцев противоречивы. С одной стороны, они требуют документальной точности в описании явлений, провозглашают культ науки, низводя художника до уровня простого регистратора страстей и событий. С другой — отрицание всякой точности, любовь ко всему неясному, неуловимому, подсознательному, культ чистого искусства. Художник здесь — жрец, великий служитель непостижимого.

И мы завидуем с мучительной тоской

Далекой юности, наивной и святой,

Той светлой юности, простой и непорочной,

Со взором голубым ясней воды проточной,

Богатой песнями, беспечной, как цветы,

Струившей аромат любви и красоты!

Поэты-символисты

Идейные позиции символистов мало чем отличаются от позиций парнасцев. Те же декадентские мотивы отчаяния, неверия в силы человеческие, та же тоска, те же мрачные образы.

Смыкает мне вежды,

Как в склепе могилы,

Мне тяжко сознанье.

Подобные рассуждения импонировали символистам. Не художественный пластический образ должен доминировать в поэзии, как это было у парнасцев, а музыкальный символ, полагали они. Долой логическую ясность стиха, да здравствует загадочный смысл звуков!

Les aanglots longs Des violons

De l’automne Blessent mon coeur D’une langueur

Мистический мир звуков, по мысли символистов, уносит человека в беспредельное, в потустороннее, туда, куда не проникает бескрылая логика, строгая человеческая мысль.

О, музыка всегда и снова!

Стихи крылатые твои Пусть ищут за чертой земного Иных небес, иной любви.

Поэты стремились передать лишь смутные чувства, впечатления, иногда они сами не понимали того, о чем хотели сказать. Иногда они пытались искусственно вызвать сомнамбулические грезы, галлюцинации. Рембо прибегал к наркотикам.

Нигилистическое бунтарство символистов распространялось и на вопросы морали. Они, так же как и парнасцы, ненавидели вкусы и понятия самодовольной буржуазии. Но что же они противопоставили лицемерной морали буржуа? Ничего, кроме отрицания вообще всякой морали.

. Молоденький солдат с открытым ртом, без кепи,

Всей головой ушел в зеленый звон весны.

Он крепко спит. Над ним белеет тучка в небе.

Как дождь, струится свет. Черты его бледны.

Он весь продрог и спит. И кажется — спросонок Чуть улыбается хворающий ребенок.

Природа, приголубь солдата, не буди!

Не слышит запахов и глаз не поднимает И в локте согнутой рукою — зажимает Две красные дыры меж ребер, на груди.

Таков путь поэта.

Литература французского пролетариата

Французский пролетариат, оформляясь в класс, способный бороться за свои интересы, приобретал и своих философов и начал создавать свою культуру. Одним из видных деятелей революционного движения того периода был Луи Огюст Бланки (1805—1881).

Материалист и атеист, искренне уверовавший в конечную победу пролетариата, он всю свою жизнь беззаветно боролся с капитализмом. Его упорство не сломили тюрьмы, в которых он просидел десятки лет. Парижские коммунары избрали его заочно членом Коммуны (в это время он был в тюрьме).

Бланки полагал, что кучка интеллигентов-энтузиастов может, составив заговор и успешно его осуществив, захватить власть и построить социалистическое общество. В этом и заключалось его главное заблуждение. Все заговоры, которые организовывал Бланки, кончались провалом. Однако он всегда оставался несомненным революционером и горячим сторонником социализма, как охарактеризовал его В. И. Ленин *.

Французский пролетариат в XIX столетии не мог еще создать своей большой литературы. Однако даже в условиях господства буржуазии, исподволь, в тайниках, в подполье стала создаваться культура пролетариата. Достаточно было 72 дней государства рабочих Парижской коммуны, чтобы культура нового властелина французской столицы забила мощным ключом1 2. На парижских улицах звучала пролетарская песня, иногда даже на мотив старых песен революции XVIII столетия.

Десятки поэтов и писателей, среди которых известны имена Эжена Потье, Луизы Мишель, Жюля Валлеса, Леона Кладеля, с энтузиазмом выражали средствами художественного слова мировоззрение пролетариата.

Эжен Потье

Эжен Потье говорит в своей песне о войнах. Они нужны тиранам, народ же ищет только мира. Но войну грабительскую, несправедливую можно обратить в войну с угнетателями, с теми, кто затевает войны:

Убийцы, в вас тогда направим Мы жерла пушек боевых!

Наконец, философии заката, гибели, пессимизма, которая овладела сознанием буржуазии и окрасила в мрачные тона ее декадентскую культуру, поэт-коммунар противопоставляет оптимизм идущего к победе класса.

. если гром великий грянет Над сворой псов и палачей,

Для нас все так же солнце станет Сиять огнем своих лучей. \

Нет хлеба, но есть либеральный Трезвон и слова без числа.

Старуха на рынке центральном Голодной вчера умерла.

Риторика бесит пустая!

Республика только такая,

Чтоб с голода не умирать.

Литература, непосредственно отражавшая настроение французского пролетариата, не могла, конечно, вызывать каких-либо симпатий у правящих кругов, но и анархические выходки парнасцев, символистов и позднее модернистов, эпатировавших буржуа как своим поведением в быту, так и в творчестве, встречали настороженное, а иногда и открыто враждебное отношение. Пессимизм, истерическая нервозность, моральная опустошенность, проникшие в искусство, пугали эти круги. В самой литературе возникли обратные тенденции.

Романская школа

Лишь к мертвецам лицо обращено мое,

Я все не сговорюсь со славою своею,

Зерном моих борозд живится воронье,

Мне жатвы не собрать, хоть я пашу и сею, —

пишет в одном из своих стихотворений Жан Мореас.

Марсель Швоб (1867—1905), Анри де Ренье (1864—1936), Пьер Луис (1870—1925) стремятся в своих романах сохранить стилистическую четкость и ясность авторов XVII столетия, обращаются, подобно им, к античности. Но как далеки они от писателей XVII в. и как близки к. парнасцам Барбе д’Орееильи или Вилье де Лиль Адану! Индивидуализм, болезненная эротика, ♦постижение* непостижимого — все это пышным; цветом цветет в их творчестве.

Литературные группы модернистов

Судьба жестоко посмеялась над Бергсоном. Он дожил до фашистского террора во Франции и, уже умирающий, должен был явиться в немецкую комендатуру, чтобы получить нарукавную нашивку с желтой звездой. Только смерть избавила его от концлагеря.

Я выстроил свой дом в открытом океане,

В нем окна — реки, что текут из глаз моих,

И у подножья стен кишат повсюду спруты.

Тройные бьются их сердца и рты стучат в стекло, Порой быстрой,

Порой звенящей Из влаги выстрой Свой дом горящий!

Кладут аэропланы яйца.

Эй, берегись, уж наготове якорь!

Марсель Пруст (1871-1922)

Читайте также: