Соединение фольклорного фантастического и реального в сказке дикий помещик кратко

Обновлено: 05.07.2024

Его сказки известны, пожалуй, лучше, чем любые другие произведения, потому что соединение черт, характерных для народной и для авторской сказок, позволяют писателю создать произведения, которые близки и понятны любым читателям.

Таким образом, фантастика и гротеск у Салтыкова-Щедрина являются естественным продолжением уродства реальности, и в этом плане сказки писателя явно наследуют и продолжают традиции басен.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Так как произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина по жанру является сказкой, в нем наблюдается множество фантастических элементов.

То, что крестьяне исчезают по молитве, является примером фантастического. Описывается, как поднялся мякинный вихрь, с помощью которого исчезли с земель глупого помещика мужики. Словно чудо, крестьяне исчезают с помещичьих земель и таким же чудесным образом появляются обратно в финале произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует постепенное одичание глупого помещика. Сначала он не умывается, не убирается в собственном доме и питается лишь пряниками и леденцами; затем он перестает разговаривать, передвигается на четвереньках, охотится на животных и питается ими, заводит дружбу с медведем. С помощью фантастического элемента одичания глупого помещика автор сказки демонстрирует, в кого превращается помещик, существуя без крестьян.

Фантастическим является и то, что медведь способен разговаривать. Автор показывает, что даже медведь умнее глупого помещика. Если медведь умеет разговаривать на человеческом языке, то глупый помещик, одичав, разучился разговаривать. Автор показывает, что глупый помещик, думающий, что будет лучше жить без крестьян, глупее медведя.

Несмотря на фантастические элементы, которые определяют сюжет всего произведения, в сказке можно найти много реального.

М.Е. Салтыков-Щедрин затрагивает общественно-политические отношения современного ему общества. Капитан-исправник покровительствует помещикам. Глупый помещик, презрительно относившийся к крестьянам, мучает их различными штрафами, всячески притесняет их крошечные свободы. Капитан-исправник заботится о том, чтобы крестьяне выплачивали подать и повинности, чтобы крестьяне производили продукты питания, которые поставлялись бы на продажу на базар. М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует крайне бедственное положение крестьян, которые обязаны и круглосуточно трудиться, и платить в государственную казну. Писатель демонстрирует традиционные отношения между крестьянами и помещиками, между крестьянами и государством того времени.

Такой фантастический элемент, как физическое одичание глупого помещика, тесно связано с нравственным одичанием главного героя, которое даже предшествует физическому одичанию. Нравственное одичание – пример не фантастического, а реального. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что помещики думали, что им все дозволено, что помещики были уверены в том, что они справятся и без крестьян.

В сказке Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" действительно много сказочного, фантастического.

Это мужики, которые вдруг улетели неведомо куда, а потом роем сели на базарную площадь. Это и одичавший помещик, который ловил зайцев прыгая на них с дерева, и запросто общался с медведем.

Да и само начало сказки в точности совпадает с зачинами народных сказок:

G7n2Ux71m7tj9qxPKFixaxhPHTs8Ax9.jpg

Конец истории также подходит под концовки народных сказок

9aRN7nx1RfpRU1IeoCURk5tnY9esJLtk.jpg

Но только герой сказки - Дикий помещик отнюдь не положительный герой народных сказок. Это отрицательный персонаж.

Реальное же в этой сказке то, как многие помещики относились к своим крепостным. Как они притесняли их и отбирали у них последнее, не понимая, что тем самым уничтожают мужика. Не понимая, что именно мужик источник всех тех благ, которые они имеют.

Начнем с того, что реального в "Диком помещике":

сам факт, что существовали помещики и крестьяне, как класс, сословие людей,

в произведении упоминается вполне реальная в то время газета "Весть", а также актер Садовский.

Теперь перейдем к перечислению фантастического, сказочного:

конечно, это исчезновение крестьян помещика,

затем буквальное одичание помещика и его разговоры и дружеские отношения с медведем. Медведь наделен человеческим голосом. Помещик дошел в своем одичании до того, что ловил зайцев как дикий зверь и ел его со всеми внутренностями и со шкуркой даже.

Фольклорные элементы: зачин и концовка сказки.

Очень поучительная и даже актуальная сказка в наше время, когда произошло такое сильное расслоение русского общества на бедных и богатых. Почему одни сумели добиться такого достатка, а другие еле сводят концы с концами? А ведь большинство людей были на равных при социализме еще совсем недавно.

В связи с этим вспоминается один значительный эпизод из моей жизни. Когда все рушилось во время перестройки и наш институт закрывался, сотрудникам было предложено продать свои ваучеры за 2 млн руб. или за 500 тыс. долларов (доллар был 1 к 4 по отношению к рублю). Практически все согласились это сделать.

Прошли годы, кое-кто из моих бывших сотрудников стал мелким предпринимателем, использовав эти деньги, как стартовый капитал, но большинство истратили их просто так на свои нужды, однако никто стал богатым человеком.

Ниже приведено краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина "Соседи", которая только подтверждает все вышесказанное.

klYnsyUCC6F3Nq3AArtDetlumzYgbPI.jpg

Главный герой сказки Салтыкова-Щедрина "Самоотверженный заяц" - обычный маленький зайчик, который торопился к своей невесте, но был на полпути пойман волком.

И волк поступил с зайцем очень жестоко. Он велел тому сидеть под кустом и ждать пока придет его очередь быть съеденным. Не осмелился заяц ослушаться волка и только и знал, что думал о своей несчастной судьбе и загубленной жизни. А волк и волчица потешались над его мучениями.

Однажды к зайцу прибежал брат невесты и стал уговаривать того сбежать. Но и тут струсил косой, тем более, что волк зорко за ним приглядывал.

Впрочем, заступилась за зайца волчица и разрешил волк сбегать тому к невесте, жениться. С те, чтобы заяц обязательно через три дня вернулся. И ведь вернулся же заяц! Не осмелился ослушаться. И стал сидеть под кустом, ждать волчьей милости уже вдвоем с братом жены.

Главные герои сказки "Самоотверженный заяц":

  1. Самоотверженный заяц. Чтобы спасти брата невесты бежал к волку, забыв про собственную жизнь. Трусливый, послушный, не имеющий силы воли.
  2. Волк, просто жестокий хищник, садист.
  3. Волчица. Тоже жестокая, но способная проявить снисхождение.
  4. Невестин брат. Точно такой же трусливый заяц.
  5. Невеста а потом жена зайца. Любит своего ушастенького, согласна одна воспитывать зайчат.

Прям заинтересовали, нужно прочитать и дописать ответ)

М.Е. Салтыков-Щедрин для своих сказкок, а написал он их более тридцать, выбирал темы так или иначе связанные с жизнью народа и жизнью господствующих сословий.

Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е. сближает с народными следующее:

  • Как и в народных сказках, в литературных сказках М. Салтыкова-Щедрина присутствуют сказочные зачины. Так, в сказке "Премудрый пискарь" читаем: "Жил-был пискарь".

В сказке "Дикий помещик" читаем:

kZeG5ki2KgpS7YtNOmWeWTIoMY2ek7.jpg

MVShr5Zpu5IGG1Kdh7QXHz4iYWhmgt6.jpg

видим присказку "по щучьему велению".

  • Повторы. Например: "сказано-сделано", думал-думал" и другие.
  • Если посмотреть на язык сказок, на его синтаксис, то также можно заметить их близость к народным.
  • Гипербола. Вспомним, как мужик варит в пригоршне суп.
  • Сказочная завязка сюжета. Так, генералы оказываются на необитаемом острове.

Теперь о том, что отличает сказки М. Салтыкова-Щедрина от народных.

  • Фантастическое переплетается с реальным, присутствуют исторически достоверные факты. Например, в сказке "Медведь на воеводстве". В сказке "Дикий помещик" герой деградирует до превращения в животное.
  • Гипербола переходит в гротеск.
  • Сатирический характер сказок.


В сказке Салтыкова-Щедрина "Самоотверженный заяц" рассказывается про зайца, который так боялся ослушаться волка, что готов был терпеливо ждать, пока тот его не съест. И волк с волчихой откровенно потешались над таким поведением зайца.

Когда к этому зайцу пришел шурин, брат его невесты, и стал уговаривать зайца сбежать, заяц все равно отказался, ведь за ним следил волк. Вместо того, чтобы попытаться обрести свободу, заяц стал упрашивать волка отпустить его, клятвенно обещая вернуться вовремя. И оставил вместо себя шурина.

И заяц действительно сдержал свое слово и вернулся вовремя, хотя ему пришлось ради этого бежать во всю прыть и преодолевать разные препятствия.

Главная мысль этой сказки в том, что никогда нельзя забывать о том, что ты человек, что ты рожден свободным, а значит никто не имеет права ограничивать твои права.

Если бы заяц проявил решительность он мог бы убежать. Конечно волк мог его поймать и съесть, но ведь если заяц оставался на месте волк бы его съел рано или поздно наверняка.

Получается, что автор призывает нас не покорно ждать неизбежного, а попытаться предотвратить его, ведь фактически заяц ничего не терял, если бы попытался бежать, а обрести мог очень многое - жизнь и свободу.

сбывшееся желание помещика фантастично
мужики были развеяны Господом по лицу земли.
Также фантастически преувеличена степень оди­чания
дворянина: его охота на зайца; дружба с медведем.
Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным,
которое постоянно чувствуется за образами зверей,
фантастическими событиями.
(угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы;
занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты "Вести").
Рассказывая о том, как помещик дочиста ограбил крестьян
("Лучины не стало в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести"),
писатель даёт образную картину реальной жизни
пореформенного крестьянства.
Постепенно сгущая краски, делая образы все фантастичнее
(крестьяне летают роями, как пчелы; помещик обрастает
шерстью и бегает на четвереньках), Щедрин показывает,
к какому логическому концу должны привести невыносимые
условия жизни народа в пореформенной России.

1)ну фантастика что помещик разговаривал с животными2)что на базаре нестало продуктов после того как он уволил крестян

что реаьность? 1)то что он перестал похожим на человека (перестал разговаривать зарос волосами и др) 2)то что в его поместье стало много бурьяна и много другого ну вообше джунгли)) )

ну вообшем все сказал что знал. ну ты прочитай сказку и сам еще найдешь очень много интерсного и нужного. ну я помоему невсе сказал. хм

сбывшееся желание помещика фантастично
мужики были развеяны Господом по лицу земли.
Также фантастически преувеличена степень оди­чания
дворянина: его охота на зайца; дружба с медведем.
Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным,
которое постоянно чувствуется за образами зверей,
фантастическими событиями.
(угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы;
занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты "Вести").
Рассказывая о том, как помещик дочиста ограбил крестьян
("Лучины не стало в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести"),
писатель даёт образную картину реальной жизни
пореформенного крестьянства.
Постепенно сгущая краски, делая образы все фантастичнее
(крестьяне летают роями, как пчелы; помещик обрастает
шерстью и бегает на четвереньках), Щедрин показывает,
к какому логическому концу должны привести невыносимые
условия жизни народа в пореформенной России

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: