Франция между двумя войнами кратко

Обновлено: 30.06.2024

Завершилась война для Франции признанием ее страной-победительницей вместе с СССР, США и Великобританией.

Перед войной

Такой политический курс определил дальнейшее поведение Франции.

1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу. Значившаяся ее союзником Франция объявила войну Германии. Но активные боевые действия так и не начались.

В сентябре 1939 г. на Западном фронте армия республики имела преимущество перед частями вермахта.

Франция и союзники

Личный состав, чел.

Кол-во танков, шт.

Кол-во самолетов, шт.

За это время Гитлер захватил Польшу, высадился в Норвегии. Вермахт начал подготовку к новому походу.

В это время в тылу

Война для французов, особенно француженок, стала неудобством. Она мешала комфортной жизни.

Прессу интересовали коллекции модной одежды. Обсуждались продажи духов и бижутерии, перспективы Парижа как столицы высокой моды. Французские кутюрье требовали государственную поддержку для сохранения влияния на иностранные рынки.

В обход Мажино

К маю 1940 г. немецкие войска сосредоточились на западной границе. Теперь сравнение в боеспособности было не в пользу Франции и союзников.

10 мая части германской армии вошли в Голландию и Бельгию. 13 мая пересекли франко-бельгийский рубеж. Бои на линии Мажино так и не велись.

17 июня французское правительство запросило перемирие. Уже 22 июня Франция капитулировала. Боевые столкновения закончились 25 июня. Французов погибло более 80 тысяч человек, 1 миллион оказался в плену. Немцы потеряли 45 тысяч военнослужащих.

Оккупация

Германские войска захватили 2/3 территории Франции. Север страны немцы объединили с Бельгией в Рейхскомиссариат. Оккупационная администрация взяла под контроль военную промышленность и финансы.

Режим Виши формально придерживался нейтралитета. На самом деле сотрудничал с III Рейхом. Французское правительство помогало нацистам депортировать еврейское население в лагеря смерти. Общее число погибших евреев Франции около 150 000 человек.

Армия Виши

В 1941 г. французские войска сражаются с британцами за колонии:

Везде терпят поражение.

В 1942 г. в Алжире и Марокко части французской армии громят высадившиеся американцы и англичане.

Французы в Великой Отечественной войне

Блицкриг против СССР не обошелся без французского участия. В стране открываются вербовочные пункты. Тысячи французов записываются добровольцами. Бригада войск СС под французским знаменем воевала под Москвой.

За время войны 23 тысячи французов содержались в советском плену.

18 июня 1940 г. Шарль де Голль призвал по радио соотечественников на борьбу с гитлеровцами. Это было начало Сопротивления.

В начале войны движение Сопротивления состояло в основном из членов испанских интербригад, евреев, советских военнопленных. После высадки в Нормандии союзных армий в 1944 г., когда крах Германии стал неизбежным, ряды патриотов значительно пополнили представители всех слоев населения.

После победы

Но Франция уже признана одной из стран-победительниц. Ей выделена своя зона оккупации Германии.

С октября 1945 г. официально существует Организация Объединенных Наций. Франция – постоянный член Совета Безопасности.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Межвоенная история Франции: историческая справка для игры "Свободная зона", часть 1

Краткая история Франции в период между двумя войнами

Armisticetrain_(slight_crop).jpg

Представители союзников во время подписания перемирия в Компьенском лесу возле своего вагона. Историческое фото 1918 года.

Позже, в ходе Парижской мирной конференции, были оформлены территориальные изменения. Франция получила обратно вожделенные Эльзас и Лотарингию, угольные копи Саарского бассейна, в Азии – Сирию и Ливан, в Африке – часть Камеруна и Того. Французская делегация настаивала на расчленении Германии, чтобы навсегда лишить её возможности угрожать Франции. Однако союзники единым фронтом выступили против этого требования – доминирование Франции в континентальной Европе их никак не устраивало.

Политическое развитие Франции после первой мировой войны. Реформа избирательной системы 1919 г.

Окончание войны вызвало изменения в политической системе Франции. В 1919 году была проведена реформа избирательной системы. Основной целью реформ было обеспечение большей гибкости избирательного права, максимальный учет предпочтений избирателей. В результате была введена сложная смешанная пропорционально-мажоритарная система. Партии и коалиции представляли списки своих кандидатов в соответствии с максимально возможным числом мандатов от данного округа, но избиратели голосовали за конкретных кандидатов (с правом отдать свои голоса за кандидатов, находящихся в разных списках). Избранными считались кандидаты, собравшие абсолютное большинство голосов. Такая избирательная система давала преимущества партиям, включавшим в свои списки наиболее популярных политиков и формировавшим широкие коалиции.

Raymond_Poincaré_1914.jpg

Раймон Пуанкаре (1860-1934), французский политик правоцентристкого направления, в 1913-1920 годах президент Франции, в 1920-е годы несколько раз был премьер-министром и формировал правительство

280px-Édouard_Herriot_01.jpg

Эдуард-Мари Эррио (1872-1957) – французский левоцентристский политик, писатель, историк и общественный деятель. Лидер партии радикалов и радикал-социалистов. В 1920-1930-х годах занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел.

Социально-экономическое развитие Франции в 1920-х годах

Во внутренней политике успехи правительства Э.Эррио оказались значительно меньшими. Широкая программа демократизации, включавшая принятие закона о политической амнистии, расширение избирательных прав женщин, борьбу за светский характер образования, вызвала положительный резонанс в обществе, но не могла решить экономические проблемы. Некоторое улучшение производства во Франции в 1924 г. являлось результатом не столько деятельности правительства, сколько объективного выхода рыночной экономики из наиболее острой стадии послевоенного кризиса.
К этому времени завершилась интеграция Эльзаса и Лотарингии в экономическую инфраструктуру Франции, стабилизировались поставки сырья и финансовые выплаты в счет немецких репараций. Рост уровня промышленного производства во Франции составил в эти годы 5 %, что уступало лишь показателям экономического развития США.

Стабилизация национальной финансовой системы определяла уверенный промышленный рост Франции в конце 1920- годов. В 1927 г. французское промышленное производство уже в три раза превысило довоенный уровень. Впервые за долгое время начала ощущаться нехватка рабочих рук — Франция в эти годы стала единственной в Европе страной, где наблюдался приток рабочей силы из-за рубежа.
Изменилась и структура занятости. К концу 20-х гг. численность городского населения Франции впервые превысила численность сельского. При этом рост численности наемных рабочих и служащих привел к тому, что удельный вес мелких самостоятельных предпринимателей среди занятых в промышленности, сократился до 9,7 % (в 1911 г. — 23,4 %). В целом, динамика экономического развития Франции, обеспеченная рывком второй половины 20-х гг., существенно опережала общеевропейские показатели: если промышленное производство в Европе в течение экономического цикла 1920—1929 гг. выросло на 18 %, то во Франции этот показатель составил 31%

Франция в период стабилизации. Картель левых. 1924-1926 гг.

“Национальное единение”1926-1930 гг.

Экономический кризис и рост фашистской угрозы. 1936-1938 гг.

На выборах в мае 1924 года успех сопутствовал Картелю Левых (левоцентристской коалиции). Партия радикалов была основана в 1901 году. Своими целями она провозглашала защиту республики, антиклерикализм, социальные реформы. Лидером являлся Эдуард Эррио. Программа предусматривала амнистию для участников революционных движений, профсоюзы для государственных служащих, установление прогрессивного подоходного налога, проведение политики мира, международное сотрудничество, признание СССР и примирение с Германией. Правительство Эррио прекратило жесткое давление на Германию. В Лиге Наций Франция выступает за безопасность, разоружение. Во внутренней политике Эррио сильно не преуспел. Улучшены условия деятельности политических партий. Дефицит бюджета решен не был. Продолжается политика скрытой эмиссии. Когда стало известно что сумма необеспеченных франков составляет 2 млрд. 500 млн. Эррио уходит в отставку. В течение года у власти сменилось ещё 5 правительств Картели Левых. В 1924 году объём промышленного производства превысил довоенный уровень. По темпу промышленного развития Франция уступала только США. Правительство распродало часть военных предприятий. Министерство Иностранных Дел возглавлял Бриан (1924-1932 гг.) Он вел курс на достижение взаимопонимания с Германией, а так же сотрудничества с Британией и США. Поводом для распада Левого Картеля стали колониальные войны в Марокко и Сирии, которые получают поддержку правых. Весной 1925 года на границе французских и испанских владений Марокко началось восстание арабских племен Абд-Эль-Керима. Повстанцы организовали свою республику. Французы направили в Африку 20 тысяч солдат под командованием Петена. Весной 1926 года восстание было подавлено. Керим был выслан и скрывался в Египте. В 1925 году происходит восстание в Сирии. Осенью 1927 года восстание было подавлено.

Поскольку правые партии не имели устойчивого большинства во французском парламенте, у власти утвердилась правоцентристская коалиция. Сюда же входила партия республиканских социалистов. Коалиция называлась Национальное Единение. Лидером её стал Пуанкаре, юрист по образованию. Главной задачей правительства была финансовая стабилизация. Ради её достижения Пуанкаре решил провести комплекс непопулярных мер. Провёл повышение комплексных налогов, сократил государственное финансирование социальных программ. Правительство получило значительные кредиты от американских и британских банков. Во Францию вернулись капиталы вывезенные во времена правления левого блока. В эти годы во Франции наметился уверенный промышленный рост. К 1928 году правительству удалось погасить инфляцию. С 1926 года государственные доходы превысили расходы. Официально было уменьшено золотое содержание франка. Пуанкаре получил прозвище спаситель франка. В результате принятых мер стабилизировались цены. Перестала резко расти стоимость жизни. В 1926 году введены пособия по безработице. С 1928 года низкооплачиваемые рабочие и служащие могли получать пенсии по старости. Фонды пособий формировались как за счёт 5% налога из заработной платы и взносов предпринимателей. Франция являлась единственной страной на тот момент, в которой наблюдались нехватка рабочих рук и приток рабочей силы из-за рубежа. Сельское хозяйство не развивалось, оставаясь на уровне 1913 года. Около 8 тысяч промышленных предприятий было восстановлено после войны. По репарациям получено более 8 млрд. марок, главным образом в виде угля, леса и цемента. Текстильная промышленность теперь уступила место металлургии, быстро росли автомобилестроение, авиационная промышленность, кинопромышленность и производство искусственного шёлка. По-прежнему преобладало мелкое и среднее производство. В 1931 году численность городского населения превысила численность сельского. Национальное Единение выиграло очередные выборы 1928 года, но после этого оно начинает разваливаться. Инициатором выступила партия радикалов. Здесь набрала силу фракция Эдуарда Даладье, а он выступал за сотрудничество с социалистами. В июле 1929 года Пуанкаре уходит в отставку, его приемниками становятся Бриан и Тордье. Франция согласилась с планом Юнга. Летом 1930 года французские войска были выведены с левого берега Рейна. Для обеспечения безопасности было решено построить гигантскую линию укреплений на границе с Германией. Она получила название линия Мажино. С началом Второй мировой войны строительство так и не было завершено. Защитная линия не прикрывала границу с Бельгией. Строительство означало переход Франции к оборонительной позиции. В сентябре 1929 года Бриан в Лиге Наций предложил проект европейского федерального союза, он предусматривал согласование внешней политики европейских стран. Проект был отклонён всеми странами. В 1931 году Бриан проигрывает президентские выборы и уходит из политики.

Осенью 1930 года Франция вступает в кризис. Его самая глубокая точка падения приходится на 1932 год. Глубина падения производства и уровень безработицы были меньше чем в Америке и Германии. Использовались немецкие репарации для стимулирования производства. Сохранялось большое количество рабочих мест на северо-востоке. Повышается французский экспорт. Развёртывается широкая программа милитаризации экономики (программа милитаризации, перевооружение армии, строительство линии Мажино). Высокий удельный вес сельскохозяйственного спектра в экономике. Искусственное сдерживание кризисных тенденций увеличивало его продолжительность. Причинами стали зависимость от импортного сырья, устойчивое отставание от сельского хозяйства, влияние банковских кругов не заинтересованных в производственных инвестициях. Безработица составляла от 1 до 2 млн. человек. Заработная плата упала на 20%. Рабочий день оставался высоким. Особенно сильно кризис ударил по средней и мелкой буржуазии. Резко сокращается производство и продажа предметов роскоши. В 1934 году началось падение цен на сельскохозяйственную продукцию и разорение крестьян. Розничные цены для потребителей были в 4-5 раз выше чем закупочные. Дирижизм (вмешательство государства в экономику) рассматривался как временная антикризисная мера. Правительство Тордье и Ловаль применяли меры мягкого, косвенного регулирования в экономике. Правительство сформировало защищённый сектор. В него вошли крупнейшие банки, железные дороги, фирмы химической и металлургической промышленности. Предприятия защищенного сектора получали налоговые льготы, государственные заказы и льготные транспортные тарифы. Для инвестирования этих расходов сокращались социальные программы. Социальное недовольство блокировалось ограничением конституционных свобод и постепенным формированием режима сильной власти. Поэтому правый вариант дирижизма не встретил широкой поддержки. Социалисты возобновили деятельность картеля левых. Они выработали свой вариант дирижизма, близкий к учению Кейнса. Основными идеями были сокращение военных расходов, создание единой системы социального страхования, введение 40-а часовой рабочей недели, регламентация правовых отношений, создание государственного сектора в экономике. Правительство левого картеля возглавил Эррио, его политика оказалась неудачной. В 1932 году Франция соглашается с прекращением германских репараций. Женевская конференция принимает решение о равенстве Германии в военном отношении. Не была реализована и экономическая программа картеля. Эррио быстро ушёл в отставку. Несколько меняется правительство левого картеля. Каждый правительственный кризис разрешался перетасовкой портфелей. Многие министры входили в очередные кабинеты по 4, 5, 6 раз. Бессилие левых перерастало в кризис всего политического режима Третьей республики. Французский фашизм позднее чем в Италии и Германии выступил в качестве силы претендующей на власть. Здесь фашизм был расколот на множество группировок, не имел единой идейной платформы и вождя. Французский фашизм опирался не только на средние слои, но так же на правые силы и церковь. Он был близок к испанскому и португальскому варианту. Вместо антикапиталистической фразеологии выдвигались лозунги сохранения текущего социального порядка. Распространению фашизма препятствовали демократические традиции. Французский фашизм имел две ветви, первая состояла из мелких группировок (Французская Солидарность, Активное Действие и т.д.). Они были малочисленными и малоизвестными. Вторая ветвь представлялась массовой организацией Боевые кресты, её составляли ветераны Первой мировой войны, награждённые боевым крестом. Организация была основана в 1928 году. Она очень быстро набирала популярность. В 1931 году де ля Рок возглавляет это движение. Председателей секций он назначал лично. Боевые кресты имели филиалы, которые объединяли молодёжь или ветеранов, не награждённых боевыми крестами. Программа фашистов: смягчение бедствий обездоленных за счёт обеспеченных, введение гарантированного минимума заработной платы, широкие полномочия президента республики, выход из Лиги Наций, вооружение страны. Все фашистские лиги финансировались крупным капиталом, правыми правительствами, включали в себя известных людей. Единственным выступлением фашистов стала демонстрация по поводу дела Ставиского. Ставиский выпустил фальшивые облигации, а когда мошенничество раскрылось он бежал в Швейцарию и там был кем-то убит. Выяснилось что он был связан со многими депутатами и министрами. Фашисты выдвинули лозунг “Долой воров” и 6 февраля 1936 года направились к палате депутатов, но были остановлены полицией. 15 человек погибло. На следующий день выступления происходят в ряде городов. 9 февраля коммунисты организовали крупную антифашистскую демонстрацию. Возводятся баррикады. 12 февраля проходит всеобщая стачка протеста фашизму с участием 5 млн. человек. Правительство выпускает 14 декретов. Увеличивается бюджет за счёт социальных программ.

К середине 1930 годов в социалистических и коммунистических фракциях появляются элементы готовые к сотрудничеству. Они постепенно берут верх. Коммунисты Морис Торез и Жак Дюкло и социалист Блюси. 27 июля 1934 года подписан пакт о единстве действий. Создаётся единый рабочий фронт. Роспуск фашистских лиг, защита демократических свобод. Совместное выступление против нацистского террора в Германии и Австрии. Методами работы были названы митинги и демонстрации. Обе партии обещали воздерживаться от взаимной критики. Для координации действий создавался специальный комитет. 14 июля 1935 года состоялась демонстрация коммунистов, социалистов и радикалов. Был создан Национальный Комитет Народного Фронта. Свобода прессы, право женщин на труд, международное сотрудничество в рамках Лиги Наций. Экономические требования: сокращение рабочей недели без сокращения заработной платы, организация общественных работ, создание национального фонда по борьбе с безработицей, облегчение налогов. Программа требовала отмены чрезвычайных декретов, национализации банков. Программа отражала экономические интересы широких слоёв населения, их демократические воззрения, готовность политических лидеров идти на компромисс. В апреле-мае 1936 года партия народного фронта одерживает победу на выборах. Социалисты заняли 149 мест, коммунисты – 72 места, радикалы – 109 мест, а другие – 45 мест. Социалисты и радикалы сформировали правительство Блюма (до июля 1937 года). Коммунисты отказались войти в состав правительства (да их там и не сильно желали видеть (с) Dr.Stein). Через несколько дней на многих предприятиях начались забастовки. 7 июля подписаны соглашения между профсоюзами и представителями предпринимателей “Матиньонское соглашение”. В обмен на прекращение забастовок предприниматели обязались повысить заработную плату в среднем на 12%, а так же обязались уважать права профсоюзов. Правительство обязалось сократить рабочий день и ввести оплачиваемые отпуска. В течение лета 1936 года палата депутатов приняла около 130 законов (о 40-а часовой рабочей неделе, об оплате отпусков, о коллективных договорах, об отмене чрезвычайных декретов, запрещены военизированные фашистские лиги, демократизировано управление французским банком, национализирована военная промышленность, закон о расширении общественных работ, о пособиях по безработице, увеличены размеры пенсии и заработной платы государственных служащих. Крестьяне, ремесленники, получили отсрочку на год по уплате долгов и государственные суды под выгодный процент. Создано зерновое бюро, которое закупало у крестьян зерно по высоким ценам(в 2-3 раза выше рыночных). До 14 лет продлено обязательное школьное образование, создано министерство культуры и спорта.) Эти меры были своевременными и эффективными, но они не меняли основ кредитно-финансового механизма. Предприниматели затягивали подписание коллективных договоров. Фашистские лиги заявили о разоружении и продолжили существование. Осенью 1936 года Блюм остановил продолжение реформ. Начинается гражданская война в Испании. Коммунисты выступают за поддержку. Но Франция придерживается политики невмешательства. Коммунистическая партия преступила к организации добровольческих бригад в помощь Испании. Наметилось оживление экономики. Примерно на 100 тысяч человек сократилась безработица (видимо 100 тысяч безработных таки не дождалось улучшения своего положения и вымерло с голоду, либо просто покончило своё существование суицидом (с)Dr.Stein). Работу получили десятки тысяч учителей. В месте с тем началось бегство капиталов из Франции. Правительство пыталось остановить этот процесс. Процентная ставка была увеличена с 3-х до 5%. В 1937 году вновь ухудшается экономическое состояние страны. В июне Блюм потребовал чрезвычайных полномочий. Он говорил, что установит контроль над финансовой сферой, будут введены новые налоги на капитал, запрещён вывоз капиталов, будут введены принудительное производственное инвестирование. Эта программа встретила сопротивление радикалов, части социалистов и буржуазных партий. Блюм не получил чрезвычайных полномочий и был вынужден уйти в отставку. Новый кабинет возглавил Шотан (до января 1938 года). Он так же запросил чрезвычайных полномочий и получил их. Он увеличивает косвенные налоги и это вызывает негатив коммунистов. Шатан создаёт национальное общество железных дорог со смешанным капиталом. Второе правительство Шатана (январь-март 1938 года) издаёт закон о повышенной шкале заработной платы. Прирост цен на определённый процент способствует немедленному повышению заработной платы. Проводится девальвация франка. Предложено отказаться от 40-ой рабочей недели. Во внешней политике продолжается линия невмешательства в испанские дела. В марте-апреле 1938 года второе правительство Блюма пыталось остановить распад народного фронта. Блюм предлагает предъявить Франко ультиматум, потребовав от него отказаться от всякой внешней помощи. Однако французские генералы выступили против такого ультиматума и он не был предъявлен. Блюм опять запросил чрезвычайные полномочия, но вновь получил отказ. Эдуард Даладье возглавил новое правительство.

После окончания Второй мировой войны Франция оказалась в числе стран-победительниц гитлеровской Германии. Событиям внутренней и внешней политики указанного периода посвящён данный урок.

Если говорить в целом об этой эпохе, то мы можем разделить ее на два периода вслед за историками, которые традиционно это делают. Это период четвертой республики, который был с 1946 по 1958 год, и период пятой республики, который начался в 1958 году и продолжается до сегодняшнего дня.

Франция в 20 - начале 21 века

Послевоенная Франция

Если вкратце сказать, чем отличаются эти периоды друг от друга, то мы скажем с вами, что четвертая республика — это время парламентской республики. Ведущую роль во Франции в это время играет французский парламент и премьер-министр, как руководитель правительства. В 1958 году в ходе реформы, предпринятой генералом Шарлем де Голлем была проведена смена формы правления во Франции, и Франции с 58 года является республикой президентского типа.

Если говорить о Франции после 1945 года, то, конечно, главная задача, которая стояла перед этой страной — это задача преодоления последствий страшной второй мировой войны. Напомним, что вся территория страны была оккупирована немецкими войсками, и поэтому экономический и социальный ущерб Франции был огромен. Не случайно на фоне победы в войне, на фоне того вклада, который Советский Союз внес в окончание второй мировой войны во Франции очень популярными были социалисты и коммунисты.

На первых же послевоенных выборах социалисты одержали убедительную победу. Они набрали больше 20 процентов голосов. Еще порядка 20 процентов набрали коммунисты, но вот альянса между ними не произошло. Именно поэтому во второй половине 40-ых, в 1950-е годы социалистам к власти во Франции прийти так и не удалось. Вообще, послевоенная Франция — это страна, которая находится в очень серьезной зависимости, и экономической и политической от Соединенных Штатов Америки.

Это неудивительно, ведь план Маршалла для того и был создан, чтобы привязать европейские страны к американской экономике. Но вот потери Франции в 50 годы тоже были достаточно значительными.

Франко-вьетнамская война

С 46 по 54 год идет франко-вьетнамская война. Вьетнам был не согласен с той позицией, которую французское руководство занимало в годы второй мировой войны. Напомним, что вишиское правительство сотрудничало с Гитлером. Именно поэтому вьетнамские партизаны, освободившие свою страну и к 45 году провозгласившие независимость, были совершенно не согласны с тем, что Франция продолжает претендовать на свои территории в Индокитае.

Поражение в этой войне, которое было закреплено в 1954 году мирным договором и разделением Вьетнама на две части, привело Францию к очень серьезному пониманию того, что колониальная политика этой страны нуждается в пересмотре.

Колониальная политика Франции

Был взят курс на постепенное освобождение французских колоний от военного и политического присутствия правительства Франции. В результате, начиная с 1956 года было объявлено о том, что эти территории могут получить независимость, так независимыми стали Марокко и Тунис. Насколько могло это понравится французам, которые лишились своих экономических площадок, рынков сырья, рабочей силы, рынков сбыта, я думаю не нужно объяснять.

Именно недовольство французов такой колониальной политикой вызвало акции социального протеста. 13 мая 1958 года сторонники активной колониальной политики Франции, их еще можно назвать ультраколониалистами подняли мятеж в Алжире. Алжир, напомним до 1962 года оставался французской колонией, ультраколониалисты потребовали передачи всей полноты власти генералу Шарлю де Голлю.

Именно с этим человеком связывалась мощь и величие Франции, именно он олицетворял французское сопротивление в годы второй мировой войны.
Ультраколониалисты, да и многие другие люди во Франции верили, что его возвращение к власти, де Голль фактически сам ушел в отставку в 46 году, позволит Франции проводить свою собственную политику и сохранить свои экономические и политические позиции в мире.

Правление Шарля де Голля

В результате правительство Шарля де Голля пришло к власти и получило доверие парламента. Собственно даже, это было недоверие парламента, а разрешение на внесение изменений во французскую конституцию. 28 сентября 1958 года во Франции прошел референдум по вопросу о внесении этих изменений. Авторитет Шарля де Голля разумеется предопределил исход этого референдума. В результате Франция из парламентской республики превратилась по сути в президентскую. На самом деле по форме республика оставалась смешанной, поскольку власть премьер-министра сохранялась, но премьер-министр был явно вторым лицом в государстве.

Вся политика проводилась отныне только главой государства, только президентом Франции. Впрочем премьер-министры во Франции постоянно менялись, так что об их серьезном влиянии на политику страны, конечно, говорить достаточно сложно. В декабре 1958 года Шарль де Голль становится президентом французской республики. Он будет находиться на этом посту на протяжении 11 лет. Разумеется, именно с этим человеком были связаны надежды тех, кто видел, как отступает по всем фронтам Франция в конце 40-ых, в первой половине и в середине 1950-х годов.

Впрочем, у ультраколониалистов очень быстро возникли серьезные претензии к правительству Шарля де Голля. В 1959 году президент Франции объявил о праве Алжира на самоопределение, то есть пусть население этой колонии само решает, как ему жить. Быть ли независимым государством или оставаться в составе французского государства. А в 1960 году во французских колониях в Африке вообще прошли референдумы по вопросу о независимости.

Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство этих территорий выбрали независимость, они явно не желали оставаться во французском колониальном подчинении. 1960 год стал годом Африки именно потому, что тогда на этом континенте появилось 14 новых государств. Все это были бывшие французские колонии. Разумеется де Голль понимал, что сразу сдавать свои позиции где бы то ни было, даже в странах третьего мира, нельзя.

Было образовано франкофонное общество, то есть содружество стран, которые говорят на французском языке. Это содружество существует до сегодняшнего дня и включает, кстати говоря, не только бывшие французские колонии, но и некоторые страны, где по-французски говорит не такой большой процент населения.

Безусловно, главной задачей было сохранение интересов тех французских граждан, которые продолжали проживать на этих территориях и тех французских промышленников, которые имели там свои рынки сбыта, рынки сырья и прочие экономические интересы. Свою роль это общество разумеется сыграло.

Эвианские соглашения

В 1962 году Шарль де Голль вообще покусился на святое. Он подписал эвианские соглашения, согласно которым независимость
предоставлялась Алжиру. Понятно, что ультраколониалистам это понравится никоим образом не могло. Акции протеста, которые они устраивали в Алжире, правда не заставили Шарля де Голля передумать. Он проводил именно собственную политику, не опираясь ни на какие социальные интересы, помимо тех, которые он считал важными для Франции.

Выход Франции из НАТО

Правление Шарля де Голля — это время, когда Франция, с точки зрения очень многих историков, становится государством поистине независимым. Нельзя сказать, чтобы де Голль был антиамериканистом, но безусловно он понимал, в какой зависимости от американской политики его государство находилось до 1958 года. В 66 году Шарль де Голль делает, казалось бы, абсолютно немыслимое. Он выводит Францию из военной организации НАТО, то есть французская армия отныне подчинялась только де Голлю, как президенту и главнокомандующему, а руководство НАТО, по сути, на французскую армию никакого влияния отныне не имело.

Но, правда, многие задавались вопросом, какой тогда смысл быть членом НАТО, если вы вышли из объединенного военного командования, но, конечно, если бы Франции покинула блок в целом, это было бы воспринято Америкой, как акт абсолютно недружественный, ну можно подумать Франция ведет себя, как союзник СССР и вообще, как социалистическое государство, поэтому приличия были формально соблюдены.

Но с 66 года Франция проводила собственную военную политику. Правда, в 2009 году она в военный блок окончательно вернулась.

Протесты во Франции

В 1968 году во Франции произошли социальные выступления, связанные с тем, что молодежь явно не принимала такую жесткую политику авторитаризма, которую насаждал генерал Шарль де Голль. Вообще, очень сложно сказать, почему именно в 68 году именно во Франции произошли эти события. Историки указывают на то, что появилось новое поколение. Люди, которые не знали войны, которым было 20 лет или меньше.

Они уже не помнили бомбежек, они не знали карточек, они не могли сравнить ту эпоху стабильности, но действительно стабильности, которая была во Франции в 60-е годы с тем, что было во времена немецкой оккупации. В мае 1968 года в Париже начались акции протеста. Их начали студенты, недовольные той политикой, которую государство проводит в отношении университетов. Государство явно давило на систему образования. В результате в мае 68 года эти акции протеста охватили весь Париж и затронули многие другие районы Франции.

Эти акции протеста были устроены французскими левыми. Довольно быстро их поддержали социалисты и коммунисты, которые, конечно, были недовольны столь долгим нахождением де Голля у власти. Власть, все таки, должна время от времени меняться с европейской точки зрения. О размахе этих акций протеста свидетельствует то, что только 13 мая 1968 года на манифестацию в Париже вышло около 600 тысяч человек. Во Франции в мае 68 года идет всеобщая забастовка, количество участников которой очень быстро достигло 10 миллионов человек по всей стране.

Шарль де Голль воспринял все эти акции не только, как покушение на свою собственную власть, но и на позиции Франции в окружающем мире. 30 мая он фактически объявил во Франции чрезвычайное положение. Он обвинил коммунистов в том, что они пытаются установить свою собственную диктатуру. Предпринятые им меры были более, чем жесткими. Лидеры левацких группировок были арестованы и высланы из страны, а к Парижу были стянуты войска.

Уход в отставку Шарля де Голля

Впрочем, Шарль де Голль прекрасно понимал, что только силовыми мерами здесь обойтись никак нельзя, на штыках усидеть долго будет невозможно, и поэтому на парламентских выборах 1968 года он должен был одержать победу, если хотел сохранить власть. Эта победа
была достигнута. В результате Шарль де Голль фактически получил возможность продолжать те преобразования, которые он проводил в стране. Впрочем, в апреле 1969 года он сам становится инициатором очередного референдума.

Его проект, региональные реформы вызывал очень сложные отношения во Франции и именно поэтому правительство де Голля решило обратиться к французскому народу. Нельзя сказать, чтобы это была самая важная реформа в истории Франции, вряд ли это был такой уж судьбоносный вопрос. Многие историки считают, что референдум по вопросу о региональной реформе во Франции был нужен генералу Шарлю де Голлю для того, чтобы понять, насколько все-таки велика поддержка его во французском государстве, насколько французы готовы ему доверять.

Люди, которые пришли на этот референдум вряд ли имели в виду политику Шарля де Голля в целом, но вот поддержку этой региональной реформе они тогда не высказали. В результате, в знак протеста Шарль де Голль ушел в отставку. Таким образом, в 1969 году закончилась эта долгая и славная эпоха в истории французского государства.

Преемниками Шарля де Голля стали члены его же собственной партии. Это были Жорж Помпиду и Валери Жискар Дэстен. В это время, в 70-е годы, политика Франции по сути не меняется, но известный крен в сторону Соединенных Штатов Америки все-таки происходит. Правда, ни Помпиду, ни Жискар Дэстен не вернули Францию в военную организацию НАТО, но тем ни менее отношения с Соединенными Штатами стали гораздо более теплыми.

Правительство Франсуа Миттерана

В 1981 году новые президентские выборы выигрывает социалист Франсуа Миттеран. В это время идет активная борьба между представителями двух политических сил. Собственно, во Франции даже сегодня две основные политические силы таковы — это социалисты и галисты. Галисты сторонники той политики, которую проводил когда-то генерал Шарль де Голль.

Партии, правда, меняют свои названия, да и позиции галистов по ключевым вопросам внешней и внутренней политики тоже не остаются постоянными с конца 1960-х годов, но в целом социалисты выступают за скорее левый уклон экономики, за большие равенства, за предоставление большего объема социальных гарантий, тогда, как галисты воспринимаются скорее, как неоконсерваторы.

Интереснее всего то, что власть Миттерана, которая была установлена в 1981 году и у власти он находился до 95-го года, 14 лет, дольше, чем генерал Шарль де Голль, совпала с периодом эпохи правления Тэтчер в Великобритании. Интереснее всего то, что Франция и Англия в 80-е годы развивались, как бы параллельно. Во Франции у власти были социалисты во главе с Миттераном, которые проводили реформу социалистической направленности, тогда, как в Англии — это была эпоха неоконсерватизма, и политику там проводила Маргарет Тэтчер.

По сути, это было такое своеобразное соревнование, чья политика окажется более успешной. Формально, конечно, правление Миттерана выглядело гораздо лучше, чем эпоха Маргарет Тэтчер в Великобритании. Снижались налоги, возникали многочисленные социальные программы, очень активно строилось государственное жилье, повышался уровень образования, в целом государство делало все для того, чтобы реализовать свои социальные задачи.

Волна протестов новых бедных

Вот только социальная цена у этого всего оказалась очень серьезной. Именно тогда во Франции появились так называемые новые бедные. Если у нас в 90-е годы появились новые русские, то есть люди, которые вдруг неожиданно получили деньги и стали создавать какие-то свои собственные культурные нормы, культурные ценности и так далее, то во Франции появилось немалое количество людей, которые, вроде бы, и имели деньги, они их имели в качестве пособия по социальной защите, по безработице, пенсии и так далее, но этих пособий было явно недостаточно для того, чтобы обеспечить им сколько-нибудь комфортную жизнь.

Именно тогда во Франции стала возрастать угроза социального протеста. Особенно активно эта угроза встала в бедных районах страны и восточных, к примеру, районах Парижа, где уже тогда начинали создаваться различные организации, уже не просто левацкой, а откровенно анархической направленности. В 90-е и в 2000 годы Франция столкнется с очень серьезной волной протеста, которая с точки зрения очень многих историков и аналитиков уходит корнями, как раз, в те мероприятия, которые проводило правительство Франсуа Миттерана.

Президентство Жака Ширака

С 1995 по 2007 год у власти находились опять галисты. Их лидером и президентом французского государства был Жак Ширак. Впрочем, считать его галистом достаточно сложно, поскольку его политика в первую очередь была связана с тем, что на протяжении долгих лет он был мэром Парижа. Именно при Жаке Шираке была принята очередная программа строительства Парижа. Фактически город начал менять свой облик, впервые с того момента, когда в середине 19 века свои градостроительные проекты реализовывал знаменитый Барон Осман.

Но при всем при этом Жак Ширак пытался проводить политические реформы, самой известной из которых стала реформа 2000 года об изменении срока президентского правления. До 2000 года президенты Франции избирались на семилетний срок, а начиная с этого момента срок их пребывания у власти стал пятилетним. Так во Франции продолжается и до сегодняшнего дня.

Николя Саркози и Франсуа Олланд

С 2007 по 2012 год у власти находился еще один представитель галистов Николя Саркози. Впрочем, это было время сравнительно недавнее, поэтому мы, конечно, не можем с вами говорить во всех подробностях о том, что происходило в это время в стране. Должно пройти время для того, чтобы мы смогли оценить полностью результаты этой эпохи. Ни о Саркози, ни о президента Франсуа Олланде, который занял свой пост в 2012 году, конечно, историческая наука еще какого-то специфического мнения не выработала.

Но понятно, что зависимость между галистами и социалистами сейчас во Франции наблюдаются очень серьезная. Олланд представляет социалистическую партию Франции и понятно, что те реформы, которые он проводит в этой стране, многим напоминают реформы Франсуа
Миттерана. В частности большие споры вызвало его намерение ввести повышенный подоходный налог с людей, чей доход составляет более 1 миллиона евро в год.

Олланд предложил взимать с таких людей налог в размере 75 процентов. К чему это привело, нетрудно догадаться. Многие французы, имеющие достаточно большие заработки, решили покинуть Францию и переехать в другие страны, даже в Россию, как вы знаете наверняка на примере Жерара Депардье. Хотя, безусловно, мы не можем с вами сейчас говорить о том, какая из этих линий правильная — линия галистов или линия социалистов.

Те, кто критикует Миттерана, а сейчас Олланда, считают, что социалистическая модель доказала свою несостоятельность, но с другой стороны ведь есть же шведский социализм, так называемая скандинавская модель. Может быть дело не в том, какие реформы проводить, а в том через сколько лет или десятков лет эти реформы дадут свой результат. Но, конечно, об этом мы сможем говорить только тогда, когда результаты эти станут заметными.

Читайте также: