Франция 90 е годы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Принятые меры позволили стабилизировать экономику страны. Продолжался активный процесс концентрации производства. В 1971 г. на долю 500 крупнейших компаний Франции приходилось 32 % валового национального продукта и 35 % оборота. Наиболее мощные предприятия принадлежали государству.

Перестройка производственной структуры и развитие новейших технологий наблюдались и в частном секторе. При этом центры координации производства переносились в национализированные предприятия, а финансирование новых проектов и связанный с ними риск должны были взять на себя национализированные банки.

На состоявшихся в марте 1986 г. выборах победу одержали консерваторы. Было сформировано правительство правых партий во главе с Ж. Шираком.

В числе важнейших звеньев либеральных реформ правого правительства - дерегламентирование сфер экономической деятельности. В 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Исключение составляли медикаменты, книги, тарифы на свет, газ и проезд в железнодорожном транспорте.

Принятые меры давали некоторые положительные результаты. Однако к началу 1990-х гг. факТоры роста экономики исчерпали себя. Снижалась загрузка производственных мощностей, уменьшалось инвестирование предприятий, сокращался экспорт продукции, замедлялся рост личного потребления населения, увеличивалось число безработных, особенно среди молодежи. Наблюдалось небывалое за период после Второй мировой войны падение цен, которое охватило всю промышленность, оптовую и розничную торговлю.

Разработанная правительством программа оживления экономики предусматривала следующие меры: расширение фронта общественных работ, жилищное строительство, изменение кредитно-денежной и валютной политики в целях укрепления стабильности франка, С 1993 г., с приходом нового консервативного правительства, снова оживился процесс приватизации. Принятые меры позволили к середине 1990-х. гг. увеличить темпы роста ВВП, капиталовложений, снизить инфляцию до 1,8 % в год, увеличить количество рабочих мест и т. д.

Следует обратить внимание на специфический национальный характер экономики Франции. Здесь с давних пор последовательно сменяют друг друга два процесса: национализация и приватизация, которые меняются в зависимости от общей экономической и политической обстановки и от того, кто возглавляет французское государство. А в результате приватизация то оживляется, то затухает. Для этой страны характерна так называемая частичная приватизация. Здесь нет ни одной приватизированной компании, где бы государство не являлось акционером.

В тоже время либерализация в сфере национальной экономики позволяет Франции сохранить инвестиционную привлекательность для зарубежного капитала. В результате по Объему прямых иностранных инвестиций она занимает 4-е место в мире, уступая лишь США, Китаю и Великобритании. На начало 2001 г. прямые иностранные инвестиции исчислялись почти 900 млрд франков, 64 % которых поступили из стран ЕС. В свою очередь, Франция активно создает собственные зарубежные филиалы, инвестируя при этом миллиарды франков.

Таким образом, после Второй мировой войны динамика экономического развития привела к тому, что Франция прочно заняла четвертое место в мире и второе в Европе по основным показателям как в области промышленности, так и в агропромышленном секторе, уступая лишь Германии, США и Японии. Она играет одну из ведущих ролей в Европейском Союзе, Организации Объединенных Наций и других наиболее авторитетных организациях мирового сообщества. Численность населения страны в 2005 г. достигла 60,6 млн человек.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

В это время Франция столкнулась с новой проблемой - высокой зависимостью от колебаний валютных курсов. Неустойчивость доллара, усиление валютной нестабильности в Европе после 1990 г. "привязали" французский франк, как и другие европейские валюты, к немецкой марке, заставляя Банк Франции следовать проводимой Бундесбанком процентной политике и повышать процентные ставки. Высокие процентные ставки повышали расходы по обслуживанию государственного долга и вынуждали государство мобилизовывать значительные средства на рынках капитала под большие проценты, так что вложения в производственный сектор становились невыгодными.

На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11-12%); она носила застойный характер, увеличивалась и ее средняя продолжительность. Если до 1974 г. рынок труда был весьма напряженным, то затем наблюдался постоянный рост безработицы (1974 г. - 2,4%; 1980 г. - 6,1%; 1990 г. - 9,0%; 1995 г. - 11,8%). В 1991 - 1995 гг. темпы роста занятости упали практически до нуля. Страх перед растущей и, казалось, непобедимой безработицей кардинально изменил и поведение потребителей, и оценки предпринимателями возможностей сбыта. Общим итогом стало падение инвестиций. Резко снизилось и личное потребление. Внутренний спрос "держался" только на государственном потреблении, и даже неплохая динамика экспорта не могла обеспечить ежегодного прироста ВВП больше, чем на 1,1%.

Негативные тенденции действовали во французской экономике довольно долго. Лишь после снижения процентных ставок в 1996 г. наметилось постепенное оживление, перешедшее в 1997 г. в подъем, который (при кратковременных и несущественных периодических ухудшениях конъюнктуры) продолжается и в настоящее время.

В 1990-х гг. экономика Франции пережила две волны реформ. Первая волна преобразований была связана с попыткой внедрения в экономику страны неоконсерватизма и олицетворяется с именем Аллана Жюппе, ставшего премьер - министром страны одновременно с избранием президентом Жака Ширака в 1995г. Вторая волна связывается с премьер - министром Лионнэлем Жоспеном, который стремился к сохранению социальной стабильности, но при этом проводил и мероприятия по разгосударствлению.

Первая волна. А. Жюппен был сторонником достаточно жесткой либеральной экономической политики. Он поставил задачу неоконсервативного реформирования хозяйство Франции. Предполагалось решить следующие задачи:

преодолеть кризис социальной системы экономики Франции, снизить ряд социальных гарантий;

выйти на уровень критериев Маастрихтского соглашения о состоянии государственных финансов стран, готовящихся вводить евро. С этой целью снижение расходов государственного бюджета путем урезания социальных программ должно было способствовать ликвидации дефицита бюджета и государственного долга страны;

провести налоговую реформу, что могло бы в последующем стимулировать экономический рост;

вести борьбу с безработицей, усиливая гибкость рынка труда;

провести широкомасштабную приватизацию и дерегулирование (т.е. процесс отказа от системы государственного регулирования) различных сфер экономики.

Реализуя намеченную программу, правительство Жюппе намеревалось отменить привилегии государственным служащим, что незамедлительно вызвало волну протестов по всей стране. Общенациональный социальный кризис поразил Францию в ноябре - декабре 1995г. государственные служащие были против реформ Жюппе, т.к это означало потерю прежних высоких социальных гарантий, завоеванных в 1968г. Частный же сектор поддерживал преобразования, но не сумел выступить столь же сплоченно, как профсоюзы, которые были главной оппозиционной силой правительства Жюппе. В результате реформы приостановились, Франция оказалась неготовой к неолиберальным преобразованиям. Жюппе пришлось продолжить развитие социального рыночного хозяйства.

Единственные программы, которые проводились даже несмотря на протесты профсоюзов и служащих, были приватизация, налоговые реформы и новый порядок иммиграции. В середине 1990-х гг. были приватизированы такие крупные французские гиганты как Banque Nationale de Paris, Elf Aquitaine, Rhone - Poulenc и т.д. Ставки налога на прибыль корпорации были снижены до 33?%, но одновременно с этим был повышен НДС. Был введен законопроект Дебре, усложнивший нелегальную миграцию. Пытаясь получить от избирателей карт-блашн на неоконсервативные реформы, президент Ж. Ширак летом 1997 г. назначил внеочередные выборы в Национальное собрание. Результат был обескураживающим. Большинство получили левые, а новым премьер министром стал Л. Жоспен.

Вторая волна. Правительство Жоспэна, став у руля правления в 1997 г., столкнулось с хронической (с 1990 г) стагнацией экономического роста, с высокой и постоянно возраставшей безработицей, с несоответствием показателей государственного долга и дефицита госбюджета требованиям Маастрихтского договора. Левое большинство Национального собрания и сам Л. Жоспен считали, что для Франции - страны с давними социальными традициями - консерватизм по американским или британским рецептам неприемлем. У Франции есть свой собственный путь развития, который вовсе не предполагает слом старого механизма. Принципы развития французской экономики пересматриваются медленно, постепенно, но, что самое интересное, реформы в неоконсервативном стиле теперь проводят левые. Преобразования Жоспена даже называют "тихой революцией" во Франции.

К сферам экономической жизни, в которых были осуществлены преобразования, относятся:

предпринимательство, в отношении которого пересмотрена прежняя философия неприязни, теперь уже реально снижается роль государства в экономике;

реструктуризация: на первый план выходят интересы акционеров, а оплата труда постепенно соизмеряется с конкретными результатами деятельности;

рынок труда: новому правительству удается проблема урегулирования трудовых споров, роль профсоюзов в регулировании рынка постепенно снижается, проявляется большая гибкость в оплате труда;

валютный союз: реструктуризация французской промышленности и повышение ее конкурентоспособности предполагает вклад Франции в укрепление курса единой европейской валюты через укрепление французского франка;

высокие технологии: государство переменило свои прежние позиции, теперь поощряя частные вложения в НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

В стране вступает в действие Закон о 35-часовой рабочей неделе с 2000г., который довольно сильно вредит национальной конкурентоспособности (ранее продолжительность рабочей недели не превышала 39 часов). Все приработки сверх установленного времени будут облагаться повышенным налогом. Например, компании - производители программного обеспечения, в которых рабочее время не нормируется, обеспокоенные таким законодательством, в спешном порядке стали переводить свои подразделения из Франции в страны с более длительной продолжительностью рабочей недели.

Высокий уровень безработицы так же вызывал опасения. Хотя Л. Жоспен пообещал создать не менее 380 тыс. рабочих мест, французские безработные сами не хотят идти работать, получая высокие пособия от государства.

Французские компании все это время работали на пределе: постоянное увеличение трудовых и налоговых издержек снижало их прибыльность. Уже в благополучном 2000 г. прибыль после выплат налогов и социальных платежей была ненамного выше, чем в тяжелейшем кризисном 1981 г. (соответственно 12,7 и 15,9%). В 2001 г. финансовое положение компаний еще ухудшилось: названный показатель снизился до 13,9%. Параллельно выяснилось, что в условиях неблагоприятной конъюнктуры малые и средние фирмы не в состоянии выполнять положения закона о 35-часовой рабочей неделе, который стал для них обязательным с 1 января 2000 г. В августе 2001 г. правительство объявило о переходе на "гибкое применение" закона о 35-часовой недели для компаний с менее чем 20 занятыми: отныне им разрешалось вводить сверхурочные часы и оплачивать их по договоренности с действующими на их предприятиях профсоюзами и/или комитетами предприятий. Это была единственная мера государства по улучшению положения компаний в 2001 г.

Из-за таких нерешенных проблем в экономике страны продолжают нарастать трудности. Если экономический рост 1998 г. оказался для Франции довольно успешным (его темпы составили 3,1%), то в 1999 г. темп роста снизился до 1,4% (что еще и связано с падением мирового спроса) при сохраняющейся высокой (11% населения) безработицы.

Л. Жоспен, тем не менее, продолжает свой курс развития Франции, отрицая экономический либерализм, но достигая компромисс между социальным спокойствием в обществе и экономической эффективностью. Это означало принятие принципов развития свободной рыночной экономики, но отрицание принципов развития свободного рыночного общества. Тому, как это удается французам, следует у них поучиться. Государственные расходы в ВВП предполагалось к 2002 г. снизить с 54 до 50%, а дефицит бюджета - с 3 до 1% ВВП.

France — Russia

В результате проводимого внешнеполитического курса России в течение 1990-х гг. к началу 2000 г. с внешнеполитической точки зрения российско-французские оказалась в трудной ситуации. В основе этих тенденций лежат двоякие причины — объективные и субъективные. К первым относятся столь очевидные факторы, как всесторонний кризис, переживаемый российским обществом на переходном этапе — экономический, политический, духовный, ослабление влияния страны в мире после распада СССР, сравнительно ограниченный объем российско-французского делового сотрудничества. Однако к этим общим факторам добавляются другие, присущие именно Франции.

Россия 1990-х гг. в публикациях французских журналистов

Война в Чечне, хаос в экономике, разгул коррупции и преступность, болезнь президента Б. Ельцина способствовали смыканию отрицательных стереотипов образа современной России слева и справа, создавая общий негативный крен в освещении ее действительности. В корреспонденциях из России большинство французских газет, независимо от их политического оттенка, в статьях еженедельников, иллюстрированных журналов, репортажах телепрограмм доминировали ныне такие темы, как ослабление контроля над бывшим советским ядерным арсеналом и угроза его расползания в страны, практикующие государственный терроризм, экологические катастрофы, развал армии, организованная преступность мафиозного типа, углубление социальных контрастов — обнищание большинства населения и вызывающий образ жизни “новых русских”, влияния экстремистских политических течений, сект и т.д.

Другой мотив публикаций или телерепортажей, наносящий ущерб образу России — судьба нескольких тысяч французов, ставших в разные периоды узниками советского ГУЛАГа (репрессированные в 1937 г. работники Коминтерна, французы, угнанные в 1942-1945 гг. на принудительные работы в Германию и интернированные там советскими войсками, насильственно мобилизованные вермахтом эльзасцы, оказавшиеся в советском плену, и т.д.). Неудивительно, что мнение средних французов о России, еще недавно являвшееся, по сравнению с другими западными странами, слишком приукрашенным, не могло не пострадать.

Российско-французское парламентское сотрудничество

Чрезвычайно широкие во времена СССР связи в общественно-политической сфере, целиком монополизированные тогда КПСС и ее фактическими филиалами (ВЦСПС, ВЛКСМ, Комитеты мира, советских женщин, за европейскую безопасность и т.п.) с крахом советского режима, естественно, ушли в прошлое. Нынешние межпартийные контакты имеют место лишь между крайне левыми и крайне правыми флангами политических спектров обеих стран — КПРФ и ФКП, ЛДПР и Национальным фронтом, но в весьма скромном, скорее символическом объеме и вряд ли способствуют улучшению образа России во Франции. Попытки Французской соцпартии, представитель которой П.Моруа является председателем Социнтерна, найти в России сколько-нибудь весомых партнеров социал-демократического толка не увенчались заметным успехом. На сугубо личностном уровне такие контакты поддерживаются и между умеренными праволиберальными партиями (Республиканская партия — ДВР, ОПР — НДР).

Ослабление в условиях плюрализма межпартийных контактов в известной мере восполняется ростом объема межпарламентских обменов, которым способствовало вступление России в Совет Европы, чья штаб-квартира находится в Страсбурге, активизация связей Федерального Собрания РФ с Европарламентом, Ассамблеей ЗЕС в Париже. 13-15 сентября 1999 г. прошло трехстороннее парламентское совещание в Москве (делегацию возглавлял г-н Бьянко, председателя группы Франко-Российской дружбы в Национальной Ассамблее). 19-24 сентября 1999 г. состоялся приезд в Россию группы Франко-Российской дружбы Сената (делегацию возглавлял г-н Шомон). В обеих палатах французского парламента Национальном собрании и Сенате — сохраняются и функционируют довольно многочисленные группы дружбы Франция-Россия на межпартийной основе, хотя их деятельность заметно снизила конкретную отдачу (особенно в Сенате), причем в основном по вине российской стороны. Французам весьма импонирует готовность использовать ее опыт в государственном строительстве демократической России, ее администрации, функционировании выборных представительных учреждений, подготовке кадров.

Трудно переоценить важность для формирования позитивного образа новой России во Франции постепенного выхода связей выборных органов, администраций, деловых кругов, деятелей культуры обеих стран за пределы Москвы и Парижа, в провинцию — регионы, департаменты, породненные города. Несмотря на значительную заформализованность, низкую пока экономическую эффективность, слабое взаимное знакомство с местными реалиями, в области межрегионального сотрудничества имеется огромный неиспользованный потенциал для российско-французского взаимодействия на всех уровнях.

Российско-французские внешнеполитические отношения

В первые годы постсоветской дипломатии Россия основывала внешнеполитические отношения с Францией преимущественно в рамках многосторонних встреч с представителями ведущих европейских держав, а также международных и общеевропейских политических финансовых институтов. При этом не использовались многие возможности развить потенциал российско-французских отношений.

Анализирую развитие российско-французских отношений в последующий период, следует обратить внимание на очевидный факт: во взаимоотношениях России с Францией в 1999 г. не было былой теплоты. Особенно это бросается в глаза на фоне дипломатической активности Владимира Путина, который постоянно принимал у себя глав государств и сам ездил по Европе — в Великобританию, Италию, Испанию, Германию. Но не во Францию. Хотя еще до избрания его президентом Жак Ширак 4 февраля передал личное приглашение посетить страну. Французы, в общем-то, правильно поняли демонстративно сдержанную позицию Путина как ответную реакцию на попытку вмешательства Парижа во внутренние дела Росси на Северном Кавказе.

Правда, министр иностранных дел Юбер Ведрин примерно раз в неделю делал бодрые заявления, что ничего, мол, страшного нет и что вскоре все образуется. Здесь напоминали, что с 1 июля Франция должна заступить на председательство в Европейском союзе. Это означает, что хотят того россияне или нет, но до конца года так или иначе им придется иметь дело с Францией. Во-вторых, Франция числится в Парижском клубе, и от нее многое зависит в проведении процедур по отсрочке платежей странами-должниками. Поскольку Россия лидирует среди таких стран, то на это обстоятельство делается особый упор. В-третьих, во главе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) недавно встал француз Жан Лемьер, и это также подается как козырь в руках. Торгово-экономические отношения России с Францией развиваются на прочной договорно-правовой базе. В 90-е годы достигнуты успехи в сотрудничестве в промышленности, а также в сфере финансов и услуг.

Одной из важных повесток переговоров 15 января 2002 г. стало углубление сотрудничества России и Франции в области безопасности. Главным результатом первого раунда переговоров в парижском Елисейском дворце президентов РФ Владимира Путина и Франции Жака Ширака стало решение о создании двустороннего общего совета по вопросам обороны и безопасности для обсуждения стратегических вопросов.

Франция желает способствовать формированию многополярного мира, в котором как Россия, так и Европейский Союз будут основными полюсами. В качестве ядерных держав обе страны несут особую стратегическую ответственность. Значимость этих вопросов требует, чтобы Россия и Франция активизировали диалог для достижения общих подходов по вопросам нераспространения вооружений.

Франко-русское сотрудничество в области культуры

Гораздо большую роль, нежели юбилейные церемонии, для улучшения образа России во Франции продолжают играть культурные связи. Освобожденные от жесткой идеологической опеки компартии и государства, они ощутимо выросли по объему, стали разнообразнее по формам, но вместе с тем приобрели хаотический и главное — чересчур явно коммерческий уклон, неизбежно отражающийся на их качестве. Многие видные российские деятели искусства живут в Париже (Ростропович, Спиваков) или регулярно посещают его для участия в выставках, концертах, спектаклях.

Но необходимо отметить, что результаты опросов, проводимых местными институтами по изучению общественного мнения (ИФОП, СОФРЕС, Луи Харрис, БВА и т.д.), говорят о том, что от года к году интерес французов к пост-советской России, еще недавно весьма острый, постепенно притупляется. Наглядным признаком этого может служить неуклонное падение числа изучающих русский язык в школе (сейчас их не более 20 тыс. — в три раза меньше, чем в 60-х-70-х гг.), причем он, как правило, является вторым, если не третьим иностранным языком.

Более того, негативное восприятие противоречивых российских реалий нередко берет верх над позитивным. Вместе с тем, деидеологизация восприятия новой России, лишившее ее роли объекта внутренних конфликтов между французами, является для нас в перспективе скорее плюсом, нежели минусом. Наиболее концентрированное выражение данная тенденция воплотилась в голлизме, чей основатель — генерал де Голль исходил из того, что идеологии и политические режимы проходят, а нации остаются. Потеряв немало фанатичных приверженцев, особенно местных коммунистов, Россия перестала служить и пугалом для антикоммунистов. Главное же в том, что запас традиционных симпатий ко всему русскому во Франции далеко не растрачен. Он остается неоценимым морально-политическим капиталом нашей страны, восстановление и приумножение которого вполне достижимы при условии, если это станет предметом целенаправленных усилий как на общественном, так и на государственном уровнях. Причем речь идет не столько о крупных материальных затратах, сколько о выработке эффективной стратегии и тактики, организационных и медиатических мерах, соответствующих новым, коренным образом изменившимся условиям.

Кроме того, конкретная экономическая информация по России и другим странам СНГ имеется в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), штаб-квартира которой находится в Париже, а коммерческая — во Французском центре внешней торговли и Франко-российской торговой палате. Работающие в этих учреждениях специалисты по России придерживаются, естественно, весьма различных позиций, которые дают себя знать в их аналитических материалах и публикациях. То же относится к журналистам, специализировавшихся на российской тематике и объединенных в собственную профессиональную ассоциацию, где представлено большинство самых влиятельных СМИ Франции. Именно они отражают противоречивый образ современной России в общественном мнении страны, и содействуют — каждый по-своему — его формированию, косвенно влияя тем самым на подход к российским проблемам руководителей французского политического, административного и делового мира.

Родоначальник и лидер этой школы, находящейся в явном меньшинстве, — А.Безансон, в молодости один из руководителей Союза студентов-коммунистов, порвавший в начале 6О-х гг. с ФКП и перешедший на крайне правое крыло консервативного лагеря. Долгое время был профессором Высшей школы исследований в области социальных наук, сейчас уже в отставке по возрасту. Его линию продолжают ученицы Безансона Ф.Том и М.Мандрас, у которых прежний антисоветизм и антикоммунизм превратились просто в антирусские чувства, какой бы характер не носил политический режим в России.

Аудиовизуальные средства и коммуникационные технологии

Деятельность в области телевизуальных средств, направленная прежде всего на содействие в приобретении французских телевизионных программ, проводится совместно с телеканалом FI, в международную базу данных которого систематически поступает информация о привилегированных партнёрах и о развитии коммерческих возможностей российских каналов. Вторым приоритетом этой деятельности в России является возможность ретрансляции франкоязычного канала TV5, а также ряда других каналов французского государственного и негосударственного телевидения, как, например, MCM, через посредство спутников, MMDC, LMDS и кабельных сетей в Москве и в провинции.

Углубление связей между Госфильмофондом и французской Синематекой будет способствовать реализации двух новых инициатив в области хранения архивов. В области образования предусмотрено развитие более целенаправленного сотрудничества между российским институтом кинематографии ВГИК и его французским партнёром FEMIS.

Выводы

Деидеологизация восприятия новой России, лишившее ее роли объекта внутренних конфликтов между французами, является для нас в перспективе скорее плюсом, нежели минусом. Потеряв немало фанатичных приверженцев, особенно местных коммунистов, Россия перестала служить и пугалом для антикоммунистов. Главное же в том, что запас традиционных симпатий ко всему русскому во Франции далеко не растрачен. Он остается неоценимым морально-политическим капиталом нашей страны, восстановление и приумножение которого вполне достижимы при условии, если это станет предметом целенаправленных усилий как на общественном, так и на государственном уровнях. Причем речь идет не столько о крупных материальных затратах, сколько о выработке эффективной стратегии и тактики, организационных и медиатических мерах, соответствующих новым, коренным образом изменившимся условиям.

Таким образом, франко-российское, а в более широком смысле — российско-европейское сотрудничество развивается отнюдь не без проблем. Но похоже, что реальных альтернатив ему у России просто не существует. Вхождение, пусть даже частичное, в формирующееся единое европейское пространство должно стать частью глобального геополитического выбора нашей страны в следующем тысячелетии. Финансовая и экономическая ситуация России не позволяет надеяться на то, что мы сможем оставаться независимым технологическим и инновационным полюсом мира. Наша история, культура и новейшая ориентация на либеральные и демократические западные ценности делают естественным, хотя и небезболезненным выбор в пользу интеграции с французской культурой.

карта

В марте 1999 г. во Франции была проведена очередная перепись населения (предыдущая состоялась в марте 1990 г.). Новые данные выявили очень большие изменения в динамике населения за 90-е годы. По переписи 1999 г. население страны составило 58,5 млн чел.* За 90-е годы темпы роста населения Франции резко сократились (табл. 1). Сказалось обострение демографического кризиса во Франции, как и в других странах Западной Европы, хотя упадок естественного прироста здесь еще не достиг такой глубины, как, например, в Германии, Италии, Швеции. Во Франции в 1999 г. рождаемость составляла 12,6‰, смертность — 9,6‰, естественный прирост — 3,0‰. Тогда как соответствующие средние показатели Европейского Союза (в составе 15 стран) были следующими: 10,6, 9,9 и 0,7‰.

Несколько удивляет сильное снижение показателей внешних миграций населения в стране, еще недавно бывшей одной из важнейших стран иммиграции в Европе. Дело в том, что экономический кризис 1973 г. во Франции породил массовую безработицу, отчего правительством были приняты различные меры по ограничению иммиграции; и в настоящее время безработица — самая большая социальная проблема во Франции (безработные составляли в 1999 г. 10,9% от рабочей силы). В результате борьбы с безработицей число иммигрантов, получающих право работать во Франции, ежегодно не превышает 40—50 тыс. чел. По официальным данным, численность иностранцев, работающих в стране, составляла в 1985 г. 1650 тыс. чел., а в 1995 г. — 1573 тыс. чел. Конечно, число лиц, имеющих иностранное происхождение, неуклонно и быстро растет за счет того, что многие иммигранты и члены их семей получают французское подданство; в настоящее время их число, по оценкам, — более 4 млн чел., то есть около 7% населения Франции. Кроме того, в 1999 г. в стране проживало 3,7 млн иностранцев, сохранивших свое подданство. Среди них больше всего португальцев, алжирцев и марокканцев**.

Межпереписной период
Естественный прирост,
% за год
Сальдо миграций,
% за год
Общие итоги роста,
% за год
Таблица 1
Динамика населения Франции в периоды между переписями

Данные табл. 2 и картограммы 1 показывают, что за 1990—1999 гг. произошли резкие и подчас неожиданные изменения в географии населения страны; здесь в более резкой форме проявились региональные тенденции естественного и механического движения населения в стране, наметившиеся еще в 80-е годы. Север и Северо-Восток Франции, в состав которых входят многие старопромышленные районы, характеризуются относительно высокой рождаемостью и остаются районами оттока населения, равно как и отсталые аграрные области в Центральном массиве. Центр тяжести населения Франции резко сдвинулся на юг. За 1990—1999 гг. население страны увеличилось на 1,9 млн чел., а ежегодный прирост составил 0,36%. За это время население Лангедока-Руссильона ежегодно увеличивалось на 0,91%, Эльзаса — на 0,73%, районов Прованс-Альпы-Лазурный берег — на 0,63%, Рона-Альпы — на 0,60%. Вместе с тем в 8 районах северной Франции сальдо миграций было отрицательным, а в таких районах, как Бургундия, Лотарингия, Шампань-Арденны, Овернь, Лимузен, население выросло не более, чем на 0,05%, или даже сократилось. Сдвиг населения на юг подтверждает, что этот район Франции — одна из наиболее динамично развивающихся частей страны. Большую роль в этом играет развитие быстрыми темпами новейших отраслей промышленности (аэрокосмическая, микроэлектроника, робототехника), непроизводственного сектора, и в первую очередь — туризма (Лангедок-Руссильон, Аквитания, Северные Альпы), а также науки и образования (технополисы). К тому же южные районы привлекают людей высоким качеством условий жизни: более чистая окружающая среда вследствие отсутствия развитой традиционной промышленности, более комфортабельное жилье (преобладание современной индивидуальной застройки), наконец, мягкий средиземноморский климат.

Районы
Население, тыс. чел
Ежегодный прирост
за 1990—
1999 гг., %
Таблица 2
Население плановых экономических районов Франции в 1999 г.

Иль-де-Франс остается главным центром притяжения французов в стране. Однако отрицательное сальдо миграции населения в столичном районе в 90-х годах составляло свыше 0,5 млн чел. Дело в том, что Париж привлекает прежде всего молодежь Франции, которая стремится продолжить свою учебу в столице, там же начать самостоятельную жизнь и обзавестись семьей. Вместе с тем из Парижа все нарастает миграция пенсионеров, которые предпочитают провести остаток жизни вне большого города со всеми его проблемами, поближе к сельской местности, к природе. Причем если раньше центром притяжения таких миграций была прежде всего Южная Франция, то в 90-е годы резко увеличился приток парижан в Западную Францию — в Бретань и другие районы по побережью Бискайского залива (картограмма 2 на с. 12). В результате подобного рода возрастных особенностей среди мигрантов современное население города и пригородов Парижа становится все более молодым. Например, среди жителей Иль-де-Франс более четверти составляют лица до 20 лет, тогда как доля населения старше 60 лет составляет лишь 15%. Население Парижа гораздо моложе, чем население Москвы: в нашей столице более четверти жителей составляют лица пенсионного возраста. Особенности возрастного состава населения Парижа сказываются и на показателях рождаемости, по которой Иль-де-Франс занимает одно из первых мест среди районов страны; здесь рождаемость вдвое выше, чем в среднем по Франции.

Пример деиндустриализации в Парижской агломерации. Поэтапный вывод промышленности осуществляется уже не только из центральных районов города, но и из пригородов
Бывшая промышленная зона в северо-западных пригородах Парижа: Левалуа-Перре, Клиши, Сент-Уэн.

Среди всех районов северной Франции резко выделяется по динамике населения Эльзас, который занимает второе место по темпам роста населения. Это связано прежде всего с центральным положением района в рамках Объединенной Европы. Здесь очень велика доля предприятий, принадлежащих германскому капиталу и другим зарубежным европейским собственникам. Значительная часть жителей Эльзаса работает в других странах, прежде всего в приграничных землях Германии. Поэтому уровень безработицы здесь самый низкий во Франции — 6,0%.

Молодежь стремится к ярким огням Парижа и Ниццы, к заработкам Эльзаса,
а завтрашние пенсионеры перебираются в спокойную Аквитанию

Район Иль-де-Франс — сердце Франции и самый мощный генератор внутренних миграций: на него приходится 42% всего миграционного оборота (то есть 2/5 всех выбытий за пределы плановых экономических районов и прибытий в них регистрируются в Париже и окружающих департаментах). Общее сальдо миграций для Иль-де-Франс — отрицательное: больше уезжают, чем приезжают.

Вообще север Франции стал зоной оттока населения. Нежная французская нация захотела тепла и понемножку потекла к средиземноморскому побережью, к уютным предгорьям Пиренеев.

Если молодежь ради заработка и карьеры готова на первых порах терпеть неудобства гипертрофированной Парижской агломерации, работать на бошей* или прислуживать в Ницце, то зрелые люди, уже вставшие на ноги в материальном отношении, ищут хороших условий проживания. Семьи с детьми гораздо чаще уезжают из Иль-де-Франс, чем приезжают туда. Уезжают взрослые французы и от европейской интеграционной суеты и германского духа Эльзаса. Всех влечет юго-запад — древняя римская Аквитания, теплая, экологически чистая, не засиженная еще туристами так, как Лазурный берег, менее дорогая для жизни. В последние десятилетия здесь, благодаря проводившейся в стране на государственном уровне сильной политике децентрализации экономики, созданы предприятия новых высокотехнологичных отраслей.

Франция заметно подвинулась на юго-запад. Похожие тенденции наблюдаются в последние десятилетия и в других странах. Вспомним хотя бы знаменитый дрейф американцев на юг, в Санбелт (Sunbelt — Солнечный пояс). Нечто подобное давно наблюдалось уже и в СССР: многие лица предпенсионного возраста или пенсионеры стремились перебраться в южные города (манящей звездой для многих был Симферополь). Однако эта миграция сдерживалась системой прописки. В настоящее время в РФ наблюдается обвальная миграция с севера и востока, такая же по направлению, что и во Франции (навстречу солнечному югу и навстречу теплому западному атмосферному переносу), но гораздо более трагичная в своих проявлениях и последствиях.

Читайте также: