Франция 1945 2000 кратко

Обновлено: 07.07.2024


Французская республика – одна из самых высокоразвитых стран современного мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, центр мировой и европейской культуры. В реферате ограниченного объема невозможно отразить все аспекты исторического развития политики, экономики и культуры Франции. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Но прежде необходимо привести некоторые общие сведения.

Географическое положение, население.

1.1.1. Местоположение и территория страны.


Франция – государство в Западной Европе. На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе – Бискайским заливом, Атлантическим океаном, на юге – Средизем­ным морем, на востоке граничит с Бельгией, Люксем­бургом, ФРГ, Швейцарией, Италией, Мо­нако; на юге – с Испанией и Андоррой.

Площадь территории Франции вместе с расположенным в Средиземном море островом Корсикой и другими мелкими прибрежными островами (1-е место в Западной Европе) – 543 965 км 2 .

1.1.2. Население.


Население около 58,5 млн. (01.01.1997). 83% населения - французы; живут также эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того проживает 4,7 млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы, армяне и другие). Официальный язык - французский. Подавляющее большинство верующих - католики, около 2 млн. человек - протестанты, около 2 млн. - мусульмане (в основном выходцы из стран Северной и Центральной Африки, Среднего Востока), православные (более 400 тысяч) и другие. Средне - годовой естественный прирост населения 0,39% (1984-86). Средняя плотность населения 101 человек на 1 км 2 (1987). Наиболее густо заселены промышленные районы на севере Франции (до 300-500 человек на 1 км 2 ), наименее - горные районы Альп и Пиренеев (менее 10 человек на 1 км 2 ). Горное население - 77,2% (1985). Крупные города: Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Ницца, Страсбург, Нант, Бордо, Сент-Этьен. Экономически активное население - 23 млн. человек (1983), в том числе занято: в промышленности 22,3%; в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве 7,3%; в строительстве 7,3%; транспорте и связи 6%. Безработных - 10% экономически активного населения (1986).

Воспроизводство населения во Франции характеризуется очень плохой демографической ситуацией. Происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и его возрастной состав, растет доля пожилых людей. Такая демографическая ситуация привела к резкому изменению роли Франции в системе внешних миграций населения. Бывшая со времен великих географических открытий одним из главных очагов эмиграции, Франция в наши дни превратилась почти в главный мировой очаг трудовой миграции. Теперь здесь насчитывается 1600 тысяч человек иностранных рабочих, значительная часть которых находится на положении не граждан, а временных гостей - рабочих ("гастар-байтеров"). Основные направления трудовой миграции исходят из таких стран, как Португалия, Испания, Марокко, Алжир, Тунис, Италия, Греция, Босния и Герцеговина. Их доля в общем числе занятых составляет до 10%.

На размещение населения во Франции наибольшее влияние оказывает урбанизация, уровень которой здесь очень высокий. Характерная черта урбанизации Франции - очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях: Париж - 8,5 млн. человек; Лион, Марсель - более 1 млн. человек. Однако в последние 2-3 десятилетия рост крупнейших городов замедлился или даже прекратился. Из центральных частей городов население стало мигрировать в пригороды, города-спутники. Это явление получило название субурбанизации.

1.1.3. Столица и крупнейшие города.


Столицей Франции является ее самый большой город – Париж (1990 г. – его население около 2,2 млн. чел., так называемый большой Париж – 9,1 млн. чел.). Другие крупные города: Марсель (801 тыс.), Лион (415 тыс.), Тулуза (360 тыс.), Нант (245 тыс.), Бордо (210 тыс.).

Основными достопримечательностями Франции являются Альпы с многочисленными лыжными курортами и альпинистскими лагерями, а также пляжи Средиземного моря (в основном в Ницце). В Канне, неподалеку от Ниццы, проводится всемирно знаменитый международный кинофестиваль, привлекающий огромное количество зрителей. Одной из главных исторических достопримечательностей являются замки Луары - несколько великолепных средневековых замков, расположенных на берегах Луары. Культурным центром Франции является Париж, в котором находятся главные музеи страны: Лувр (бывший королевский дворец, в котором расположено 225 галерей и 400000 экспонатов); центр искусств Пампиду; музей Пикассо с коллекцией работ знаменитого художника; музей современного искусства; музей импрессионистов; музей декоративного искусства; музей Родена (коллекция скульптур). Кроме того, в Париже находятся такие знаменитые архитектурные шедевры как Эйфелева башня, собор Нотр-Дам-де-Пори (1163 г), церковь XIII века Сен-Шапель, Триумфальная арка, Пале-Роянь, Елисейский дворец (резиденция президента республики), Версальский дворец (бывшая загородная резиденция французских королей). Популярны среди многочисленных туристов Монмартр, Елисейские поля, Булонский лес, ботанический сад и зоопарк. Под Парижем находится Евродиснейленд - первый парк развлечений такого масштаба в Европе.

1.1.4. Краткая история становления государства.

1.1.5. Система институтов.


Франция - республика. Действует конституция, одобренная референдумом 28 сентября 1958 г. (с изменениями). Установленный конституцией 1958 г. строй именуется Пятой республикой. По этой конституции главой государства является президент (с 1981-Ф. Миттеран, был переизбран в 1988), избираемый сроком на 7 лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной системе (в 2 тура). Он назначает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете Министров, руководит вооруженными силами. Президент наделен также правом роспуска Национального собрания.

Высший законодательный орган - парламент, состоящий из 2 палат - Национального собрания (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 - от заморских департаментов и территорий), избираемого сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием (последние выборы были в 1993 г.) и сената (321 сенатор за сроком полномочий каждого - 9 лет), избираемого на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).

Правительство ответственно перед парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания (необходимо абсолютное большинство голосов всех депутатов). Правительство, сформированное в марте 1993 г., возглавляет премьер-министр Э. Балладюр.

Французская социалистическая партия (ФСП), образовалась в 1971 г. на базе объединения партии СФИО (Французская секция рабочего интернационала), существовавшей в 1905 г., и ряда политических группировок (около 200 тысяч членов), входит в Социнтерн. В нее входило 160 тысяч членов (январь 1979), первый секретарь - Л. Жостен (с 1981). В марте 1993 г. ФСП потерпела поражение на парламентских выборах и переживает кризис.

Левые и левоцентристские силы представлены следующими партиями. Французская коммунистическая партия (ФКП) - основана в 1920 г. (около 200 тысяч), в последние годы ее влияние и численность уменьшились. Генеральный секретарь - Ж. Марше. Движение левых радикалов (ДЛР), образовалась в 1972 г. в результате раскола партии радикалов и радикал - социалистов (около 30 тысяч). Председатель - Э. Зюккарелли, генеральный секретарь - Ф. Валкер. Объединенная социалистическая партия (ОСП) - образовалась в 1960 г. Пользуется влиянием среди левацки настроенной интеллигенции и студенчества. Генеральный секретарь ОСП - Ж.К. Лескорнэ.

Наиболее влиятельными партиями в парламенте и правительстве после парламентских выборов в 1993 г. является голлистское объединение в поддержку республики (ОПР) и центристский СФД. ОПР образовалось в 1958 г., правительственная партия (около 900 тысяч). Председатель - Ж. Ширак, генеральный секретарь - А. Жюлле.

Самой массовой профсоюзной организацией является Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) (1,33 млн. членов), которые входят в ВФП. Национальный совет французских предпринимателей - существует с 1946 г., объединяет 130 профессиональных федераций промышленников и торговцев. Национальный союз студентов (ЮНСФ) - более 35 тысяч человек.

1.1.6. Система административно - территориального деления страны.

В административном отношении территория Франции разделена на 96 департаментов, включая Париж (отдельный департамент), департаменты на коммуны; департаменты созданы на территории исторических провинций. Площадь владений Франции составляла (1977) 127 тыс. км 2 с населением около 2,6 млн. человек, в их составе (на 1 июля 1976): 5 заморских департаментов (Гваделупа и Мартиника - в Вест-Индии, Гвиана - в Южной Америке, Реюньон - в Индийском океане, острова Сен-Пьер и Микелон) и 5 заморских территорий (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские южно-антарктические территории, острова Майотт, Уоллис, Футуна). Новые Гебриды - совместное франко-английское владение.

Обществознание

С каждым годом жизнь становится сложнее, и пробиться молодому поколению теперь не так-то просто. А ведь вузы выпускают специалистов каждый год, и лишь маленький процент из них работает по профессии.

История

Важно отметить, что многие традиции, наблюдавшиеся у языческих народов, отличались значительной устойчивостью, вызывая незабываемые впечатления у стороннего наблюдателя.

Обществознание

1. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры." Эрик Берн
Пожалуй, две наиболее известные книги американского психолога, основателя трансакционного анализа, Эрика Берна. В основу вышеуказанного трансакционного анализа Берн вложил концепцию трех "Я" - ребенок, взрослый и родитель. Все три группы имеют объективные междуусобные отличия. К примеру, "Я-ребенок" отличается фактически неиссякаемым источником инфантильной энергии счастья, в то время как "Я-взрослый" имеет ярко выраженные наклонности к рассудительному принятию независимых объективных решений. Ну и "Я-родитель", отражающий особенности материнских и отцовских инстинктов. Люди, интересующиеся общественной психологией, определенно точно обязаны ознакомиться с трудами Берна, их пользу сложно недооценить.


При Временном режиме Францией управляло Временное правительство под руководством генерала Шарля де Голля (1890- 1970 г.). Поводя политику национализации, Временное правительство выкупало у владельцев электростанции, угольные шахты, авиационные и страховые компании. Было восстановлено социальное законодательство времен правительства Народного Фронта, восстановили демократический строй.

В октябре 1945 года были проведены выборы в Учредительное Собрание. Шарль де Голль предложил создать президентскую республику по образцу Соединенных Штатов. Но в политической борьбе вокруг проекта новой конституции де Голль проиграл и ушел в отставку.

Четвертая республика. Франция в 1950-1960-х годах

С принятием новой конституции в декабре 1946 года Франция вступила в 12-летний период существования Четвертой республики. Это была одна из демократичнейших конституций в Европе. Франция объявлялась парламентской республикой. Было введено всеобщее избирательное право, социальное обеспечение и право на образование. Парламент состоял из двух палат: Национальное Собрание (позднее Сенат) и Совет Республики. Президент избирался на совместном заседании обоих палат сроком на 7 лет.

Растущее рабочее движение в 50-е годы заставило правительство идти на уступки. Был принят закон о коллективных договорах, заработная плата повысилась, был определен ее гарантированный минимум. В мае 1947 года коммунисты были выведены из состава коалиционного правительства за то, что они поддержали забастовку на заводе Рено.

Новое правительство в 1956 году подтвердило независимость Туниса и Марокко, но война в Алжире продолжалась. По своему статусу Алжир, лучшие земли которого принадлежали французам, назывался не колонией, а заморским департаментом.

Французский воинский контингент, воевавший в Алжире, 13 мая 1958 года поднял восстание и отказался подчиняться правительству. 1 июня 1958 года было создано правительство де Голля, которому было дано право законодательной инициативы и неограниченные полномочия.

Проведенный в сентябре 1958 года референдум утвердил конституцию Пятой республики во Франции. Франция стала президентской республикой.

Президент избирался всеобщим голосованием на общих основаниях на 7 лет и имел широкие полномочия. Он был главой государства и исполнительной власти, командующим вооруженными силами, мог издавать декреты без необходимости утверждения их парламентом. Президент имел право распустить парламент, объявить новые выборы, путем референдума выносить новые законы на утверждение народа.

Де Голль ставил целью усилить монополии и сделать их конкурентоспособными в борьбе с монополиями США, Западной Европы и Японии. Были созданы новые отрасли промышленности — атомная, радиоэлектроники. По основным показателям Франция обогнала Англию и вышла на пятое место в мире. По темпам экономического развития Франция уступала только Японии. В Западной Европе она стала самым крупным поставщиком продуктов.

Была решена и проблема колоний. В 1960 году получили независимость Эквадор и Западная Африка, а в 1962 году по Эвианским соглашениям независимость получил Алжир.

В этот период была создана секретная вооруженная организация, ставившая своей целью свержение де Голля и установление фашистской диктатуры.

Во внешней политике де Голль выдвинул три цели:

Де Голль уладил отношения с СССР, критиковал вторжение США во Вьетнам, всеми способами не допускал вмешательства США в европейские дела. Делая самостоятельные шаги во внешней политике, в 1966 году Франция вышла из военной структуры НАТО, сохраняя членство в этой организации. Десятилетнее правление Де Голля укрепило экономику Франции и подняло её международный престиж.

В мае 1968 года студенты вышли на демонстрацию, требуя коренного пересмотра системы образования, увеличения дотаций на образование и стипендий. Полиция применила силу. Это стало причиной месячной всеобщей забастовки, парализовавшей всю страну. Потерявший авторитет де Голль в 1969 году подал в отставку. В том же году президентом был избран Ж.Помпиду (1969- 1974).

Франция в 1970-1980 годах

Ж. Помпиду улучшил отношения с США, не стал препятствовать вступлению Англии в ЕЭС. После смерти Помпиду президентом стал Валери Жискар д’ Эстен. Лидер голлистов Жак Ширак стал премьер-министром.

В 1974 году Францию охватил экономический кризис: производство упало, безработица и инфляция возросли, жизненный уровень населения снизился, рабочее движение усилилось. Это событие ускорило приход к власти левых сил.

В 1981 году левые силы выиграли президентские и парламентские выборы. Лидер социалистической партии Ф. Миттеран был избран президентом. Новое правительство провело самые большие реформы со времен Народного Фронта. Увеличилась зарплата, пособия по безработице и многодетным семьям, пенсии и социальные дотации, рабочая неделя сократилась до 39 часов, расширилось вмешательство государства в экономику, осуществлялась политика национализации собственности. Чтобы обуздать инфляцию был установлен государственный контроль за ценами и зарплатой. В 1984 году правительство остановило реформы и перешло к режиму жесткой экономии.

После поражения левых на парламентских выборах 1986 года Жак Ширак стал премьер-министром. Он вернул национализиро­ванные предприятия их владельцам, ликвидировал налоги на крупный капитал, сократил иммиграцию. Ослабло государственное регулирование бизнеса, все силы были направлены на борьбу с инфляцией. Выросла безработица. Это стало причиной поражения Ширака на президентских выборах 1988 года. Миттерана повторно выбрали на 7 лет президентства. В 1995 году социалисты и коммунисты переживали кризис, что способствовало избранию Жака Ширака в президенты.

Франция на современном этапе

На парламентских выборах 1997 года победил блок левых сил (социалисты, коммунисты и зеленые). Лидер социалистов Л. Жоспен сформировал правительство.

Выборы 2002 года также завершились победой Жак Ширака. А в 2007 году президентом стал М. Саркази.

После окончания Второй мировой войны Франция оказалась в числе стран-победительниц гитлеровской Германии. Событиям внутренней и внешней политики указанного периода посвящён данный урок.

Если говорить в целом об этой эпохе, то мы можем разделить ее на два периода вслед за историками, которые традиционно это делают. Это период четвертой республики, который был с 1946 по 1958 год, и период пятой республики, который начался в 1958 году и продолжается до сегодняшнего дня.

Франция в 20 - начале 21 века

Послевоенная Франция

Если вкратце сказать, чем отличаются эти периоды друг от друга, то мы скажем с вами, что четвертая республика — это время парламентской республики. Ведущую роль во Франции в это время играет французский парламент и премьер-министр, как руководитель правительства. В 1958 году в ходе реформы, предпринятой генералом Шарлем де Голлем была проведена смена формы правления во Франции, и Франции с 58 года является республикой президентского типа.

Если говорить о Франции после 1945 года, то, конечно, главная задача, которая стояла перед этой страной — это задача преодоления последствий страшной второй мировой войны. Напомним, что вся территория страны была оккупирована немецкими войсками, и поэтому экономический и социальный ущерб Франции был огромен. Не случайно на фоне победы в войне, на фоне того вклада, который Советский Союз внес в окончание второй мировой войны во Франции очень популярными были социалисты и коммунисты.

На первых же послевоенных выборах социалисты одержали убедительную победу. Они набрали больше 20 процентов голосов. Еще порядка 20 процентов набрали коммунисты, но вот альянса между ними не произошло. Именно поэтому во второй половине 40-ых, в 1950-е годы социалистам к власти во Франции прийти так и не удалось. Вообще, послевоенная Франция — это страна, которая находится в очень серьезной зависимости, и экономической и политической от Соединенных Штатов Америки.

Это неудивительно, ведь план Маршалла для того и был создан, чтобы привязать европейские страны к американской экономике. Но вот потери Франции в 50 годы тоже были достаточно значительными.

Франко-вьетнамская война

С 46 по 54 год идет франко-вьетнамская война. Вьетнам был не согласен с той позицией, которую французское руководство занимало в годы второй мировой войны. Напомним, что вишиское правительство сотрудничало с Гитлером. Именно поэтому вьетнамские партизаны, освободившие свою страну и к 45 году провозгласившие независимость, были совершенно не согласны с тем, что Франция продолжает претендовать на свои территории в Индокитае.

Поражение в этой войне, которое было закреплено в 1954 году мирным договором и разделением Вьетнама на две части, привело Францию к очень серьезному пониманию того, что колониальная политика этой страны нуждается в пересмотре.

Колониальная политика Франции

Был взят курс на постепенное освобождение французских колоний от военного и политического присутствия правительства Франции. В результате, начиная с 1956 года было объявлено о том, что эти территории могут получить независимость, так независимыми стали Марокко и Тунис. Насколько могло это понравится французам, которые лишились своих экономических площадок, рынков сырья, рабочей силы, рынков сбыта, я думаю не нужно объяснять.

Именно недовольство французов такой колониальной политикой вызвало акции социального протеста. 13 мая 1958 года сторонники активной колониальной политики Франции, их еще можно назвать ультраколониалистами подняли мятеж в Алжире. Алжир, напомним до 1962 года оставался французской колонией, ультраколониалисты потребовали передачи всей полноты власти генералу Шарлю де Голлю.

Именно с этим человеком связывалась мощь и величие Франции, именно он олицетворял французское сопротивление в годы второй мировой войны.
Ультраколониалисты, да и многие другие люди во Франции верили, что его возвращение к власти, де Голль фактически сам ушел в отставку в 46 году, позволит Франции проводить свою собственную политику и сохранить свои экономические и политические позиции в мире.

Правление Шарля де Голля

В результате правительство Шарля де Голля пришло к власти и получило доверие парламента. Собственно даже, это было недоверие парламента, а разрешение на внесение изменений во французскую конституцию. 28 сентября 1958 года во Франции прошел референдум по вопросу о внесении этих изменений. Авторитет Шарля де Голля разумеется предопределил исход этого референдума. В результате Франция из парламентской республики превратилась по сути в президентскую. На самом деле по форме республика оставалась смешанной, поскольку власть премьер-министра сохранялась, но премьер-министр был явно вторым лицом в государстве.

Вся политика проводилась отныне только главой государства, только президентом Франции. Впрочем премьер-министры во Франции постоянно менялись, так что об их серьезном влиянии на политику страны, конечно, говорить достаточно сложно. В декабре 1958 года Шарль де Голль становится президентом французской республики. Он будет находиться на этом посту на протяжении 11 лет. Разумеется, именно с этим человеком были связаны надежды тех, кто видел, как отступает по всем фронтам Франция в конце 40-ых, в первой половине и в середине 1950-х годов.

Впрочем, у ультраколониалистов очень быстро возникли серьезные претензии к правительству Шарля де Голля. В 1959 году президент Франции объявил о праве Алжира на самоопределение, то есть пусть население этой колонии само решает, как ему жить. Быть ли независимым государством или оставаться в составе французского государства. А в 1960 году во французских колониях в Африке вообще прошли референдумы по вопросу о независимости.

Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство этих территорий выбрали независимость, они явно не желали оставаться во французском колониальном подчинении. 1960 год стал годом Африки именно потому, что тогда на этом континенте появилось 14 новых государств. Все это были бывшие французские колонии. Разумеется де Голль понимал, что сразу сдавать свои позиции где бы то ни было, даже в странах третьего мира, нельзя.

Было образовано франкофонное общество, то есть содружество стран, которые говорят на французском языке. Это содружество существует до сегодняшнего дня и включает, кстати говоря, не только бывшие французские колонии, но и некоторые страны, где по-французски говорит не такой большой процент населения.

Безусловно, главной задачей было сохранение интересов тех французских граждан, которые продолжали проживать на этих территориях и тех французских промышленников, которые имели там свои рынки сбыта, рынки сырья и прочие экономические интересы. Свою роль это общество разумеется сыграло.

Эвианские соглашения

В 1962 году Шарль де Голль вообще покусился на святое. Он подписал эвианские соглашения, согласно которым независимость
предоставлялась Алжиру. Понятно, что ультраколониалистам это понравится никоим образом не могло. Акции протеста, которые они устраивали в Алжире, правда не заставили Шарля де Голля передумать. Он проводил именно собственную политику, не опираясь ни на какие социальные интересы, помимо тех, которые он считал важными для Франции.

Выход Франции из НАТО

Правление Шарля де Голля — это время, когда Франция, с точки зрения очень многих историков, становится государством поистине независимым. Нельзя сказать, чтобы де Голль был антиамериканистом, но безусловно он понимал, в какой зависимости от американской политики его государство находилось до 1958 года. В 66 году Шарль де Голль делает, казалось бы, абсолютно немыслимое. Он выводит Францию из военной организации НАТО, то есть французская армия отныне подчинялась только де Голлю, как президенту и главнокомандующему, а руководство НАТО, по сути, на французскую армию никакого влияния отныне не имело.

Но, правда, многие задавались вопросом, какой тогда смысл быть членом НАТО, если вы вышли из объединенного военного командования, но, конечно, если бы Франции покинула блок в целом, это было бы воспринято Америкой, как акт абсолютно недружественный, ну можно подумать Франция ведет себя, как союзник СССР и вообще, как социалистическое государство, поэтому приличия были формально соблюдены.

Но с 66 года Франция проводила собственную военную политику. Правда, в 2009 году она в военный блок окончательно вернулась.

Протесты во Франции

В 1968 году во Франции произошли социальные выступления, связанные с тем, что молодежь явно не принимала такую жесткую политику авторитаризма, которую насаждал генерал Шарль де Голль. Вообще, очень сложно сказать, почему именно в 68 году именно во Франции произошли эти события. Историки указывают на то, что появилось новое поколение. Люди, которые не знали войны, которым было 20 лет или меньше.

Они уже не помнили бомбежек, они не знали карточек, они не могли сравнить ту эпоху стабильности, но действительно стабильности, которая была во Франции в 60-е годы с тем, что было во времена немецкой оккупации. В мае 1968 года в Париже начались акции протеста. Их начали студенты, недовольные той политикой, которую государство проводит в отношении университетов. Государство явно давило на систему образования. В результате в мае 68 года эти акции протеста охватили весь Париж и затронули многие другие районы Франции.

Эти акции протеста были устроены французскими левыми. Довольно быстро их поддержали социалисты и коммунисты, которые, конечно, были недовольны столь долгим нахождением де Голля у власти. Власть, все таки, должна время от времени меняться с европейской точки зрения. О размахе этих акций протеста свидетельствует то, что только 13 мая 1968 года на манифестацию в Париже вышло около 600 тысяч человек. Во Франции в мае 68 года идет всеобщая забастовка, количество участников которой очень быстро достигло 10 миллионов человек по всей стране.

Шарль де Голль воспринял все эти акции не только, как покушение на свою собственную власть, но и на позиции Франции в окружающем мире. 30 мая он фактически объявил во Франции чрезвычайное положение. Он обвинил коммунистов в том, что они пытаются установить свою собственную диктатуру. Предпринятые им меры были более, чем жесткими. Лидеры левацких группировок были арестованы и высланы из страны, а к Парижу были стянуты войска.

Уход в отставку Шарля де Голля

Впрочем, Шарль де Голль прекрасно понимал, что только силовыми мерами здесь обойтись никак нельзя, на штыках усидеть долго будет невозможно, и поэтому на парламентских выборах 1968 года он должен был одержать победу, если хотел сохранить власть. Эта победа
была достигнута. В результате Шарль де Голль фактически получил возможность продолжать те преобразования, которые он проводил в стране. Впрочем, в апреле 1969 года он сам становится инициатором очередного референдума.

Его проект, региональные реформы вызывал очень сложные отношения во Франции и именно поэтому правительство де Голля решило обратиться к французскому народу. Нельзя сказать, чтобы это была самая важная реформа в истории Франции, вряд ли это был такой уж судьбоносный вопрос. Многие историки считают, что референдум по вопросу о региональной реформе во Франции был нужен генералу Шарлю де Голлю для того, чтобы понять, насколько все-таки велика поддержка его во французском государстве, насколько французы готовы ему доверять.

Люди, которые пришли на этот референдум вряд ли имели в виду политику Шарля де Голля в целом, но вот поддержку этой региональной реформе они тогда не высказали. В результате, в знак протеста Шарль де Голль ушел в отставку. Таким образом, в 1969 году закончилась эта долгая и славная эпоха в истории французского государства.

Преемниками Шарля де Голля стали члены его же собственной партии. Это были Жорж Помпиду и Валери Жискар Дэстен. В это время, в 70-е годы, политика Франции по сути не меняется, но известный крен в сторону Соединенных Штатов Америки все-таки происходит. Правда, ни Помпиду, ни Жискар Дэстен не вернули Францию в военную организацию НАТО, но тем ни менее отношения с Соединенными Штатами стали гораздо более теплыми.

Правительство Франсуа Миттерана

В 1981 году новые президентские выборы выигрывает социалист Франсуа Миттеран. В это время идет активная борьба между представителями двух политических сил. Собственно, во Франции даже сегодня две основные политические силы таковы — это социалисты и галисты. Галисты сторонники той политики, которую проводил когда-то генерал Шарль де Голль.

Партии, правда, меняют свои названия, да и позиции галистов по ключевым вопросам внешней и внутренней политики тоже не остаются постоянными с конца 1960-х годов, но в целом социалисты выступают за скорее левый уклон экономики, за большие равенства, за предоставление большего объема социальных гарантий, тогда, как галисты воспринимаются скорее, как неоконсерваторы.

Интереснее всего то, что власть Миттерана, которая была установлена в 1981 году и у власти он находился до 95-го года, 14 лет, дольше, чем генерал Шарль де Голль, совпала с периодом эпохи правления Тэтчер в Великобритании. Интереснее всего то, что Франция и Англия в 80-е годы развивались, как бы параллельно. Во Франции у власти были социалисты во главе с Миттераном, которые проводили реформу социалистической направленности, тогда, как в Англии — это была эпоха неоконсерватизма, и политику там проводила Маргарет Тэтчер.

По сути, это было такое своеобразное соревнование, чья политика окажется более успешной. Формально, конечно, правление Миттерана выглядело гораздо лучше, чем эпоха Маргарет Тэтчер в Великобритании. Снижались налоги, возникали многочисленные социальные программы, очень активно строилось государственное жилье, повышался уровень образования, в целом государство делало все для того, чтобы реализовать свои социальные задачи.

Волна протестов новых бедных

Вот только социальная цена у этого всего оказалась очень серьезной. Именно тогда во Франции появились так называемые новые бедные. Если у нас в 90-е годы появились новые русские, то есть люди, которые вдруг неожиданно получили деньги и стали создавать какие-то свои собственные культурные нормы, культурные ценности и так далее, то во Франции появилось немалое количество людей, которые, вроде бы, и имели деньги, они их имели в качестве пособия по социальной защите, по безработице, пенсии и так далее, но этих пособий было явно недостаточно для того, чтобы обеспечить им сколько-нибудь комфортную жизнь.

Именно тогда во Франции стала возрастать угроза социального протеста. Особенно активно эта угроза встала в бедных районах страны и восточных, к примеру, районах Парижа, где уже тогда начинали создаваться различные организации, уже не просто левацкой, а откровенно анархической направленности. В 90-е и в 2000 годы Франция столкнется с очень серьезной волной протеста, которая с точки зрения очень многих историков и аналитиков уходит корнями, как раз, в те мероприятия, которые проводило правительство Франсуа Миттерана.

Президентство Жака Ширака

С 1995 по 2007 год у власти находились опять галисты. Их лидером и президентом французского государства был Жак Ширак. Впрочем, считать его галистом достаточно сложно, поскольку его политика в первую очередь была связана с тем, что на протяжении долгих лет он был мэром Парижа. Именно при Жаке Шираке была принята очередная программа строительства Парижа. Фактически город начал менять свой облик, впервые с того момента, когда в середине 19 века свои градостроительные проекты реализовывал знаменитый Барон Осман.

Но при всем при этом Жак Ширак пытался проводить политические реформы, самой известной из которых стала реформа 2000 года об изменении срока президентского правления. До 2000 года президенты Франции избирались на семилетний срок, а начиная с этого момента срок их пребывания у власти стал пятилетним. Так во Франции продолжается и до сегодняшнего дня.

Николя Саркози и Франсуа Олланд

С 2007 по 2012 год у власти находился еще один представитель галистов Николя Саркози. Впрочем, это было время сравнительно недавнее, поэтому мы, конечно, не можем с вами говорить во всех подробностях о том, что происходило в это время в стране. Должно пройти время для того, чтобы мы смогли оценить полностью результаты этой эпохи. Ни о Саркози, ни о президента Франсуа Олланде, который занял свой пост в 2012 году, конечно, историческая наука еще какого-то специфического мнения не выработала.

Но понятно, что зависимость между галистами и социалистами сейчас во Франции наблюдаются очень серьезная. Олланд представляет социалистическую партию Франции и понятно, что те реформы, которые он проводит в этой стране, многим напоминают реформы Франсуа
Миттерана. В частности большие споры вызвало его намерение ввести повышенный подоходный налог с людей, чей доход составляет более 1 миллиона евро в год.

Олланд предложил взимать с таких людей налог в размере 75 процентов. К чему это привело, нетрудно догадаться. Многие французы, имеющие достаточно большие заработки, решили покинуть Францию и переехать в другие страны, даже в Россию, как вы знаете наверняка на примере Жерара Депардье. Хотя, безусловно, мы не можем с вами сейчас говорить о том, какая из этих линий правильная — линия галистов или линия социалистов.

Те, кто критикует Миттерана, а сейчас Олланда, считают, что социалистическая модель доказала свою несостоятельность, но с другой стороны ведь есть же шведский социализм, так называемая скандинавская модель. Может быть дело не в том, какие реформы проводить, а в том через сколько лет или десятков лет эти реформы дадут свой результат. Но, конечно, об этом мы сможем говорить только тогда, когда результаты эти станут заметными.

Читайте также: