Договор о шпицбергене 1920 года кратко

Обновлено: 07.07.2024

Архипелаг Шпицберген расположен в Северном Ледовитом океане между 74° и 81° северной широты, 10° и 35° восточной долготы, омывается Баренцевым, Норвежским и Гренладским морями. Полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген.

Норвегия будет иметь право сохранять в силе, принимать или провозглашать меры, могущие обеспечить сохранение и, если это нужно, восстановление фауны и флоры в указанных местностях и их территориальных водах.

Граждане всех Договаривающихся Сторон будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды и порты местностей, и право остановки в них; они могут заниматься в них, без каких-либо препятствий, при условии соблюдения местных законов и постановлений, всякими судоходными, промышленными, горными для торговыми операциями на условиях полного равенства.

Условлено, что во всех отношениях, и в частности во всем, что касается вывоза, ввоза и транзита, граждане всех Договаривающихся Сторон, их суда и их грузы не будут подлежать каким-либо сборам или ограничениям, не применяемым к гражданам Норвегии.

Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в данных местностях и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях.

27 февраля 1935 г. СССР присоединился к Договору о Шпицбергене. Россия в соответствии с Договором осуществляет на архипелаге добычу угля, в прибрежных водах — живых морских ресурсов.

В 2002 г. Норвегия приняла Закон об охране окружающей среды на Шпицбергене. Этот закон вводит строгие меры по охране среды, включая необходимость осторожного подхода, определяет разрешительный порядок осуществления хозяйственной деятельности на Шпицбергене, устанавливает платность пользования ресурсами и налог на загрязнение. Он устанавливает ограничения на передвижение транспорта по островам.

Архипелаг Шпицберген расположен в Северном Ледовитом океане между 74° и 81° северной широты, 10° и 35° восточной долготы, омывается Баренцевым, Норвежским и Гренладским морями. Полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген.

Норвегия будет иметь право сохранять в силе, принимать или провозглашать меры, могущие обеспечить сохранение и, если это нужно, восстановление фауны и флоры в указанных местностях и их территориальных водах.

Граждане всех Договаривающихся Сторон будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды и порты местностей, и право остановки в них; они могут заниматься в них, без каких-либо препятствий, при условии соблюдения местных законов и постановлений, всякими судоходными, промышленными, горными для торговыми операциями на условиях полного равенства.

Условлено, что во всех отношениях, и в частности во всем, что касается вывоза, ввоза и транзита, граждане всех Договаривающихся Сторон, их суда и их грузы не будут подлежать каким-либо сборам или ограничениям, не применяемым к гражданам Норвегии.

Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в данных местностях и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях.

27 февраля 1935 г. СССР присоединился к Договору о Шпицбергене. Россия в соответствии с Договором осуществляет на архипелаге добычу угля, в прибрежных водах — живых морских ресурсов.

В 2002 г. Норвегия приняла Закон об охране окружающей среды на Шпицбергене. Этот закон вводит строгие меры по охране среды, включая необходимость осторожного подхода, определяет разрешительный порядок осуществления хозяйственной деятельности на Шпицбергене, устанавливает платность пользования ресурсами и налог на загрязнение. Он устанавливает ограничения на передвижение транспорта по островам.

Норвегия против всех: судьба договора про Шпицберген столетней давности

Сто лет назад – 9 февраля 1920 года – в Париже был подписан Договор об архипелаге Шпицберген. Документ называют одним из самых удачных результатов в истории международного диалога, однако споры сторон-участниц продолжаются на протяжении всего времени его действия. Накануне юбилея договора глава МИД России Сергей Лавров направил норвежской коллеге Ине Эриксен Сёрейде послание с призывом помнить и соблюдать установленные правила.

Почему договор не значит согласие и кому на самом деле принадлежит Шпицберген?

Ничейные земли

Архипелаг Шпицберген включает в себя нескольких крупных островов (Западный Шпицберген, Белый, Земля Короля Карла, Северо-Восточная Земля, Эдж, Баренца) и более тысячи небольших островов в районе российско-норвежской границы в Северном Ледовитом океане.

Российский ответ был неоднозначен: намерению Швеции – Норвегии создать на Шпицбергене постоянные поселения Россия не противилась, но не согласилась с распространением чьего-либо суверенитета на архипелаг. В итоговом Соглашении 1872 года между Россией и Швецией – Норвегией Шпицберген был признан территорией, на которой заинтересованные государства имели равное право на эксплуатацию естественных ресурсов, научные изыскания, устройство поселений или предприятий.

Услуга за услугу

Вопрос о суверенитете над Шпицбергеном вновь был поднят в конце 1910-х. Результатом Парижской конференции 1920 года стал Договор о Шпицбергене, отдававший под абсолютный норвежский суверенитет архипелаг и остров Медвежий на особенных условиях. Договор давал подписавшимся государствам равный доступ к ресурсам архипелага и его территориальных вод, право вести научную и иную деятельность на территории исключительно в мирных целях. Норвегия же получила право охранять природную среду на суше и в водах Шпицбергена.

Советский след

В 1940 году Норвегия превратилась в сателлита фашистской Германии, и вскоре немецкие войска не оставили и следа от режима демилитаризованной зоны архипелага. Поселения были уничтожены, советское население срочно эвакуировано в Архангельск.

После освобождения Северной Норвегии от оккупации Советский Союз предложил пересмотреть Парижский договор и привести статус Шпицбергена к советско-норвежскому кондоминиуму. Однако остальные страны-участницы соглашения инициативу не поддержали, а когда в 1949 году Норвегия вступила в НАТО, разговоры о разделе суверенитета и вовсе прекратились.

Новые правила

С конца 1970-х Норвегия начала по-иному трактовать прежние договоренности. Летом 1977 года страна объявила об установлении 200-мильной рыбоохранной зоны вдоль своих границ, включив туда же водные районы Шпицбергена. Некоторые страны-подписанты Парижского договора отреагировали нотами протеста. Однако Норвегия взяла в качестве аргумента новшества международного морского права.

Конвенция по морскому праву 1982 года разделила мировое морское пространство на несколько правовых зон: внутренние воды, 12-мильное территориальное море, 24-мильную прилежащую зону, 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ), открытое море. По норвежскому толкованию, международные правила позволяют стране установить вокруг Шпицбергена свою ИЭЗ и реализовать права в районах континентального шельфа.

Однако, как замечают юристы, договор 1920 года уточнил режим территориальных вод архипелага и определил условия действия норвежского суверенитета на акватории. Так как суверенитет Норвегии ограничен договором, то воды вокруг Шпицбергена не могут быть приравнены к территориальному морю у материкового побережья Норвегии. А значит, от этих вод нельзя провести ни границы исключительной экономической зоны, ни границы континентального шельфа Норвегии.
Положение возможно изменить только на основе согласия других стран-участниц договора, на которое они едва ли пойдут.

В 2016 году Еврокомиссия выдала лицензии на вылов снежного краба в районе архипелага 16 судам из Литвы, Латвии и Испании. Норвегия эти лицензии официальными не признала и задержала рыболовецкие суда, выписав крупные штрафы. Латвия открыто выразила недовольство и обратилась в Общий суд Европейского Союза с требованием компенсации ущерба от простоя судов, но после долгого рассмотрения суд принял решение об отклонении иска.

Для Норвегии защита вылова снежного краба представляет особую важность. Этот вид является оседлым и обитает на дне в районе континентального шельфа. Шельф и его ресурсы в договоре о Шпицбергене отдельно не прописаны, и Норвегия считает это основанием для предъявления прав на шельфовые полезные ископаемые. Если ресурс в виде краба будет разрешено вылавливать без регулирования со стороны Норвегии, это может стать прецедентом для международного доступа на шельф вблизи архипелага.

Трудности диалога

Российское беспокойство иногда касается и военных вопросов. Несмотря на запрет милитаризации архипелага, Осло не один раз разрешало кораблям НАТО заход в порты Шпицбергена.

Главной проблемой исполнения договора столетней давности становится отсутствие единой позиции стран-участниц по поводу возникающих нарушений. Удаленные от Арктики государства ведут научную деятельность, не встречая препятствий с норвежской стороны, и только единицы вспоминают о положениях Парижского договора, столкнувшись с конфликтом интересов. Удастся ли России фактически в одиночку вызвать Норвегию на диалог, учитывая современные внешнеполитические условия?


Очевидно, что эти институты не могли найти отражение в Договоре 1920 г. В документе отсутствует упоминание иных морских пространств, кроме территориальных вод. В результате сложилось противоречивое положение.

Это противоречие, наложенное на привлекательность богатых ресурсов Шпицбергена для многих стран, привело к тому, что между ними и Норвегией возник спор, который сконцентрировался вокруг двух ключевых вопросов:

  1. генерирует ли Шпицберген в принципе морские пространства помимо территориальных вод?
  2. если генерирует, распространяются ли положения Договора 1920 г., в частности о недискриминационном доступе всех государств и их праве осуществлять экономическую деятельность, на морские районы за пределами территориальных вод архипелага?

Шпицберген и общий международный фон в Арктике

Исторические факты


Рис. Морские пространства в районе Шпицбергена [7]


Вопрос о морских пределах действия Договора 1920 г.


Очевидно, что эти институты не могли найти отражение в Договоре 1920 г. В документе отсутствует упоминание иных морских пространств, кроме территориальных вод. В результате сложилось противоречивое положение. С одной стороны, согласно современному международному морскому праву, любое прибрежное государство, обладая суверенитетом над сухопутной территорией, вправе устанавливать в отношении нее (кроме непригодных для жизни скал и искусственных островов) ИЭЗ и КШ. Однако суверенитет над Шпицбергеном был получен Норвегией в силу заключения отдельного договора, установившего в отношении архипелага специальный режим, отличный от положений общего массива международного права. Это противоречие, наложенное на привлекательность богатых ресурсов Шпицбергена для многих стран, привело к тому, что между ними и Норвегией возник спор, который сконцентрировался вокруг двух ключевых вопросов:

  1. генерирует ли Шпицберген в принципе морские пространства помимо территориальных вод?
  2. если генерирует, распространяются ли описанные выше положения Договора 1920 г., в частности о недискриминационном доступе всех государств и их праве осуществлять экономическую деятельность, на морские районы за пределами территориальных вод архипелага?


Различие в позициях имеют непосредственное практическое значение. Являются ли морские районы вокруг Шпицбергена открытым морем, с действующими в нем свободами судоходства и рыболовства для абсолютно всех стран? Или это продолжение географической сферы действия Договора 1920 г. с равным доступом государств-участников и особым налоговым режимом, но правом Норвегии регулировать экономическую деятельность и принимать природоохранные меры? В таком случае необходимо будет проводить разграничение ИЭЗ/КШ Шпицбергена и ИЭЗ/КШ от материковой части Норвегии, поскольку на них будут распространяться разные правовые режимы (Договор 1920 г. vs Конвенция 1982 г. по морскому праву) — уникальное явление в истории международного права. Или вообще третий вариант — это ИЭЗ/КШ Норвегии с ее суверенными правами и юрисдикцией, с правом допускать сюда кого она пожелает и отказывать всем непрошенным?

Начиная с конца 1970-х гг. споры правоведов и дипломатов о границах юрисдикции Норвегии в отношении морских пространств вокруг Шпицбергена сопровождались вполне реальными конфликтами на море между береговой службой Норвегии и рыболовецкими судами других стран. Так, с 1986 г. в ответ на рост агрессивного рыболовства в РОЗ Шпицбергена Норвегия ввела режим распределения квот на вылов на основе традиционной активности стран в предыдущие годы. Такая мера означала, что кроме норвежских и российских судов, вылавливать треску в районе могли только рыболовы Фарерских островов и стран ЕС. Позже это привело к конфликту Норвегии с Исландией, не получавшей квоту [12]. В последние годы обострились отношения Евросоюза и Норвегии по поводу выдачи квот на вылов снежного краба в районе Шпицбергена — а поскольку снежный краб относится к сидячим видам живых ресурсов морского дна, этот спор имеет непосредственное отношение к правовому статусу и режиму шельфа в районе Шпицбергена. Споры остаются неразрешенными до сих пор.

Интересы России и будущее Арктики


Вместе с тем неделимость рыбных запасов района, мигрирующих между водами Норвегии, Шпицбергена и России [16], подталкивали Москву и Осло к сотрудничеству. Не отказываясь от своей позиции по РОЗ, Норвегия, тем не менее, шла навстречу стремлению России к двустороннему регулированию промысла. Как результат, сегодня два государства совместно регулируют рыболовство в рамках созданной в 1976 г. Смешанной российско-норвежской комиссии и даже устанавливают квоты для третьих стран специально для района Шпицбергена [17]. И хотя у российских рыбаков остаются претензии к Норвегии [18], странам удается удерживать диалог в конструктивном русле. Что важно — ключевую роль в этом играет постоянный контакт между береговой охраной Норвегии и рыболовным ведомством России.

В соответствии с международными законами, присоединение к соглашению гарантирует право на ведение экономической деятельности и научных исследований на архипелаге Шпицберген.

Однако, договор предусматривал некоторые ограничения.

В частности, Норвегия обязалась не сооружать сама и не допускать строительства другими государствами военных баз или укреплений на островах архипелага.

Кроме того, все страны, подписавшие договор - в 1920 году либо позже - получали равные права на эксплуатацию ресурсов Шпицбергена ( норвежцы называют его Свальбард) и окружающих вод.

Норвегия взяла на себя обязательства охранять природу архипелага. Договор позволяет королевству собирать налоги на Шпицбергене, но - только в объёме нужном для поддержания работы местной администрации и других необходимых органов.

Поэтому, налоги здесь меньше, чем в других частях королевства. Все граждане и компании, вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности должны следовать норвежским законам, но при этом имеют равные права.

Ограничивать их, равно как и предоставлять кому-либо преимущества, запрещено.

В 1920 году свои подписи под договором поставили представители 14 государств.

В 1925 году к Шпицбергенскому трактату присоединились княжество Монако и Афганистан. У последнего выхода к морю, как не было в 1925 году, так нет и по сей день.

Через два года после них договор подписала Доминиканская республика, ещё годом позже - Венесуэла.

Советский Союз присоединился к соглашению в 1935 году.

До развала Советского Союза на норвежском Шпицбергене проживало больше граждан СССР, чем норвежцев. Считается, что советская активность на полярных островах стала одной из причин вступления Норвегии в НАТО.

Отношения двух стран вновь стали напряжёнными после того, как в 2011 году Россия стала оживлять, почти было прекратившуюся, работу своих учреждений на Шпицбергене. Норвежским властям это не очень нравится.

Своё присутствие на архипелаге - по большей мере символическое - сохраняют так же Китай и Польша.

Деятельность КНДР на Шпицбергене до сих пор ограничивалась предоставлением 5700 образцов семян растений в расположенное здесь Всемирное семенохранилище .


9 февраля 1920 года представители девяти держав подписали в Париже договор о Шпицбергене, который определил международно-правовой статус этого архипелага. Реальное присутствие на островах в настоящее время поддерживают Норвегия и Россия, и в меньшей степени — Польша и КНР.

Согласно Шпицбергенскому трактату над Шпицбергеном, считавшимся ранее свободной территорией, устанавливался суверенитет Норвегии, а государствам-участникам договора предоставлялось равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. Норвегия обязалась в статье 9-й договора не сооружать и не допускать создания морских баз или укреплений на территории архипелага и не использовать её для военных целей. В 1925 году Норвегия официально объявила Шпицберген частью норвежского королевства. СССР присоединился к Шпицбергенскому трактату в 1935 году.

К настоящему времени участниками договора являются более 50 государств: Россия, США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Нидерланды, Болгария, Венгрия, Дания, Норвегия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Италия, Швеция и другие. Норвежский стортинг (парламент) в резолюции от 15 февраля 1947 года признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене.

Ввиду того что СССР, а затем и РФ, являлся единственной страной, поддерживающей заметное присутствие в регионе за исключением самой Норвегии (до 1995 года численность советских, а затем и российских граждан на архипелаге превышала число норвежцев), отношения между двумя странами носили довольно натянутый характер. Опасения норвежской стороны во многом привели к тому, что Норвегия стала членом НАТО.

После некоторого спада напряжённости, обусловленного, в первую очередь, оттоком российского населения с архипелага и закрытием нескольких российских населённых пунктов, последовал новый период обострения. В декабре 2011 года российское правительство приняло новую стратегию развития российского присутствия на Шпицбергене, включающую в себя строительство нескольких объектов в городе Баренцбург. Это немедленно вызвало протест норвежской стороны, которая не заинтересована в увеличении российского присутствия.

18 апреля 2015 г. Шпицберген посетил вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин, что вызвало дипломатический протест со стороны Норвегии, так как Д. Рогозин был внесен в визовый санкционный список Норвегии и ЕС. Однако российская сторона отвергает обвинения в неуместности этого визита, так как российским гражданам для посещения Шпицбергена не требуется виза или иное разрешение со стороны других стран.

Читайте также: