Сфера услуг россии кратко

Обновлено: 28.06.2024

Сферу обслуживания называют еще третичным сектором экономики. Отрасли сферы услуг принято делить на три категории:

Отрасли сферы услуг, которые занимаются обеспечением потребительской активности населения, по своим функциям могут быть условно разделены следующие группы:

  • жилищные услуги — оказание услуг по обеспечению жилья электроэнергией, газом, водоснабжением, канализацией, отоплением, телефонной связью, системой утилизации отходов;
  • услуги социальной поддержки населения: детские сады и детские дома, школы и интернаты, пенсия и социальные пособия, медицинское страхование;
  • розничная торговля и общественное питание (как взаимодополняющие отрасли могут быть объединены в одну функциональную группу);
  • обслуживание клиентов — это обширная группа отраслей, которые связаны как с отраслью услуг, так и с производством: ателье индивидуального пошива одежды, обуви, головных уборов; изготовление мебели на заказ; фотоуслуги; ремонт бытовой техники, обуви, одежды, жилья и т. д.

Следующая группа более обширна:

  • услуги, связанные с личной гигиеной (душевые, прачечные, химчистки, парикмахерские, салоны красоты);
  • услуги на дому (клининг, приборка, стирка, чистка и другое);
  • услуги аренды или проката чего-либо;
  • почтовые услуги;
  • спортивные комплексы, а также спортивно-туристические базы, кемпинги, мотели, пансионаты, гостевые дома и дома для отдыха общего типа;
  • комплексное жизнеобеспечение изолированных групп населения: обитателей домов престарелых, детских домов, инвалидов и неизлечимо больных; образовательных учреждений;
  • ритуальные услуги, связанные с отправлением определенного религиозного культа;
  • организация и уход за кладбищами;
  • услуги крематория;
  • юридические услуги (нотариус, адвокатура, суды — в случаях нарушения личных прав и по другим гражданским делам);
  • банковские услуги;
  • услуги по культурному досугу и образованию — театры, кинозалы, концерты и выставки, цирк, музей, стадионы и клубы культуры, библиотека; в этой области работают газетные, журнальные и книжные издательства, радио и телевидение, книготорговая деятельность;
  • образование и воспитание детей: детские сады и ясли, система общего школьного образования (включая музыку, спорт и т.д.), дома отдыха для школьников, дома юных техников и натуралистов;
  • медицинское обслуживание обеспечивается медицинскими клиниками, поликлиниками, больницами и поликлиниками, скорой медицинской помощью на предприятиях и фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП) в небольших сельских районах, аптеками;
  • обеспечение безопасности людей и защиты их имущественных прав, правопорядка на основе соответствующей части работы полиции, сотрудничества судебных органов в районах, службы пожарной охраны;
  • транспортные услуги, включая пассажирский транспорт, доставку еды и почтовых отправлений, вызов скорой помощи, ремонт автомобилей, автозаправочные станции и другое.

Каждая из соответствующих групп имеет свои собственные модели, проблемы развития и территориальную организацию. Все отрасли вместе взятые можно назвать социальной инфраструктурой общества.

В современном обществе значительная часть всех трудовых ресурсов занята в сфере услуг, и она продолжает расти. Согласно различным расчетам она достигает от 50 до 70 % (в США) от всех работников. В России в 1995 году примерно 30 % всех работников были заняты в сфере услуг (сюда не вошли транспортники и связисты, которые также обслуживают население).

Особенности сферы обслуживания

Согласно ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) в России с 2005 года согласно международным стандартам выделяют 9 видов услуг:

  • торговля (опт и розница), оказание ремонтных услуг;
  • транспортные услуги и связь;
  • рестораны и гостиницы;
  • банковские, финансовые, кредитные и страховые услуги;
  • недвижимое имущество — купля-продажа, аренда и другие услуги;
  • образовательные услуги;
  • услуги здравоохранения и социальной сферы;
  • услуги, связанные с государственным сектором (обязательное соцобеспечение, обеспечение военной безопасности, госуправление);
  • все прочие социальные, коммунальные и индивидуальные услуги

Положительные условия для развития сферы услуг в России связаны с реформами в экономике, развитием малого бизнеса и выходом на внутренний рынок иностранных компаний, обладающих большим опытом.

  1. Низкая конкуренция снижает уровень предоставляемых услуг.
  2. Значительная доля государственных предприятий, плохо отвечающих реальным потребностям общества и имеющих слабую динамику развития.
  3. Недостатки законодательной базы, регулирующей работу в сфере услуг, что затрудняет предпринимательскую деятельность в этом секторе экономики.

География сферы обслуживания

Сфера услуг включает в себя комплекс услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей отдельных лиц, — индивидуальных потребителей.

Услуги могут быть разделены на следующие категории:

  • по распространенности и степени уникальности;
  • по степени уникальности;
  • по себестоимости;
  • по предмету и предмету;
  • по сектору услуг.

В секторе услуг выделяются следующие подсекторы:

  • общественная и розничная торговля;
  • образовательные услуги;
  • услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
  • рекреационные (обеспечение досуга, развлечений, отдыха, восстановления сил и т. д.) и спа-услуги;
  • финансовые и банковские услуги;
  • культурные услуги;
  • услуги связи.

Факторы, влияющие на объем, структуру и частоту использования услуг Специализированных учреждений:

  • материальное благосостояние;
  • индивидуальные характеристики пользователей услуг;
  • местоположение услуг;
  • специалист организации;
  • характер деятельности;
  • способ действия;
  • качество и разнообразие услуг;
  • цена услуги;
  • материальное благосостояние потребителей услуги;
  • наличие свободного времени;
  • сам потребитель услуг (религия; пол, возраст, семейное положение, уровень образования и его социальный статус, состояние здоровья);
  • предпочтения потребителя (культурные, национальные, религиозные);
  • удаленность услуги от места жительства потребителя;
  • предоставление потребителю отдыха или автотранспортной услуги;
  • затраты на разработки, достигнутые за счет использования услуг;
  • возможность использования более чем одной услуги одновременно;
  • центры крупных городов;
  • экономия времени за счет использования различных транспортных услуг для размещения услуг.

Сектор услуг варьируется в зависимости от иерархии. Большинство услуг предоставляется в крупных городах. Напротив, в сельских населенных пунктах количество и разнообразие сервисных компаний не имеет особого значения для населения.

Современное общество предъявляет всё возрастающий спрос на раз­личного рода услуги, к которым можно отнести самые разные виды дея­тельности: жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, наука, культу­ра, искусство, образование, здравоохранение, предоставление юридиче­ских, банковских, страховых и прочих услуг.

Основными закономерностями территориальной организации сферы услуг являются:

  1. Концентрация сферы услуг в общенациональных (Москва и Санкт-Петербург), региональных (Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.) и специализированных центрах (Сочи, Анапа, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и др.);
  2. Ярко выраженная иерархия по разнообразию и качеству предостав­ляемых услуг от крупных центров к более мелким;
  3. Чрезвычайно слабое развитие отрасли в малых городах и сельской местности.

Среди субъектов Российской Федерации лишь только Москва и Санкт-Петербург имеют постиндустриальную структуру хозяйства, где ведущей сферой экономики является сфера услуг.

Сфера услуг – одна из трех составляющих экономики, наряду с промышленностью и сельским хозяйством. Под этим термином понимают совокупность отраслей национальной экономики труд работников, которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства. Сфера услуг включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг.

В странах Евросоюза и США доля занятых в сфере услуг составляет 74 и 81% от всего трудоспособного населения. В Японии этот показатель достигает 71%, а в странах с неразвитой экономикой доля сферы услуг составляет менее 50%. Например, в Киргизии, этот показатель составляет 48%, а в Таджикистане в сфере услуг занято всего лишь 27% трудоспособного населения. В Российской Федерации в 2014 году в сфере услуг было занято 65% занятых в экономике граждан.

структура экономики России

Общий оборот сферы услуг в 2014 году составил 74.68 трлн. рублей. В эту сумму не входят торговые услуги, а также услуги по продаже, ремонту и обслуживанию автомобилей, но сюда включен оборот услуг связи и транспорта. Необходимо отметить, что рынок услуг с каждым годом увеличивается, и оборот в этой сфере экономики за последние десять лет вырос более чем в 3 раза. А по сравнению с 2013 годом прирост оборота в сфере услуг составил 7.78%. Правда, если сделать пересчет в ценах 2013 года, рост будет значительно скромнее чуть более 1%.

Оборот в сфере услуг Российской Федерации

Что касается распределения оборота в сфере услуг среди субъектов Российской Федерации, то наибольший оборот приходится на Центральный Федеральный округ – 33.7% от общего числа, а наименьший на Северо-Кавказский Федеральный округ – 4.3%. В целом доля каждого округа в процентном отношении от оборота сферы услуг в РФ выглядит следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 33.7%
  • Приволжский Федеральный округ – 17.5%
  • Северо-Западный Федеральный округ – 10.7%
  • Сибирский Федеральный округ – 9.9%
  • Южный Федеральный округ – 9.2%
  • Уральский Федеральный округ – 8.4%
  • Дальневосточный Федеральный округ – 6.2%
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 4.4%

Структура сферы услуг, (без учета торговых услуг) включает в себя 10 основных направлений. По итогам 2014 года наибольший оборот был зафиксирован в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг – 20.22 трлн. рублей. Кроме этого в лидирующую пятерку входят услуги транспорта, услуги связи, бытовые услуги, а также платные медицинские услуги. А в целом структура сферы услуг в процентном обороте к общему количеству выглядит так:

  • Жилищно-коммунальные услуги – 26.9%
  • Транспортные услуги – 18.6%
  • Услуги связи – 17%
  • Бытовые услуги – 10.8%
  • Услуги здравоохранения – 7.8%
  • Услуги системы образования – 6.5%
  • Гостиничные и туристические услуги – 4.4%
  • Услуги культуры, а также физической культуры и спорта – 2.1%
  • Услуги правового характера – 1.3%
  • Социальные услуги инвалидам и людям преклонного возраста – 0.3%
  • Другие услуги – 4.3%

оборот платных услуг в медицине и системе образования РФ

В денежном эквиваленте, в среднем на одного жителя России в 2014 году было оказано услуг на сумму 51.1 тыс. рублей. Это на 6% больше чем в 2013 году. Больше всего было оказано услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве – на сумму 13.84 тыс. рублей на человека.

Из 65% процентов трудящихся занятых в сфере услуг больше всего приходится на торговлю – 24.6% от всех занятых в этой отрасли экономики. Второе место занимают услуги транспорта и связи, здесь в общем работают 15.3% трудящихся в отрасли. На третьем месте услуги системы образования – около 13.8% работающих в сфере услуг.

В сфере услуг, зарплаты, как правило, ниже средних по стране. Но в отдельных сегментах этого вида деятельности они довольно высоки. Так, например, в сфере финансовых услуг средняя заработная плата составляет 66 605 рублей, что более чем в 2 раза выше средней по стране. А в целом по сегментам в сфере услуг средняя заработная плата распределена таким образом:

  • Финансовые услуги – 66 605 рублей.
  • Государственное управление и социальное страхование – 40 219 рублей.
  • Транспорт и связь – 36 769 рублей.
  • Операции с недвижимым имуществом – 36 520 рублей.
  • Жилищно-коммунальные услуги – 27 430 рублей.
  • Здравоохранение – 26 450 рублей.
  • Система образования – 25 096 рублей.
  • Гостиничные услуги и рестораны – 19 720 рублей.
  • Средняя заработная плата по стране в 2014 году – 32 600 рублей.

Жилищно-коммунальные услуги

Этот вид услуг занимает наибольшую долю в общем обороте всей сферы услуг – 26.9%. Из них на долю жилищных услуг приходится 5.7%, а на долю коммунальных услуг – 21.5%. В денежном эквиваленте это 420 млрд. рублей и 1572 млрд. рублей соответственно. При этом необходимо отметить тот факт, что жилищные и коммунальные услуги взаимосвязаны и не могут оказываться независимо друг от друга.

Жилищно-коммунальные услуги – это вид услуг оказываемых потребителю для улучшения комфортных условий жизни. К жилищным услугам относятся услуги, которые оказывает исполнитель для поддержания надлежащего технического состояния зданий, сооружений и оборудования. Кроме этого, к этой категории услуг относится озеленение и благоустройство территорий.

Объем жилищных услуг оказанных населению

Коммунальные услуги – это хозяйственная деятельность, направленная на обеспечение потребителя холодной и горячей водой, водоотведением, электро и газоснабжением. Кроме этого, в структуру коммунальных услуг, часто включают вывоз бытовых отходов. В структуре коммунальных платежей преобладают оплата за отопление и электроэнергию 34.7% и 22.4% соответственно.

структура коммунальных платежей

С каждым годом тарифы на коммунальные платежи повышаются, а следовательно растет оборот коммунальных услуг. В 2014 году, по сравнению с 2013 оборот вырос на 19%. На 2015 год Правительством РФ предусмотрена программа повышения тарифов ЖКХ (кроме электроэнергии) только во втором полугодии. Причем индексы роста для каждого субъекта Российской Федерации установлены разные. Наибольшее повышение тарифов предусмотрено в Белгородской области на 14%, Республике Татарстан – на 13.6% и Республике Саха (Якутия) – 12.9%. Наименьшее повышение цен на коммунальные услуги планируется в Кемеровской области – 6.1%, Республике Хакасия – 6.5% и Амурской области – 6.6%.

Что касается электроэнергии, то здесь также, для каждого субъекта Российской Федерации действуют собственные тарифы. При анализе в разрезе Федеральных округов, наибольшая стоимость Квт/ч электроэнергии в Центральном Федеральном округе – 3.17 руб. А наименьшая в Сибирском Федеральном округе – 1.78 рублей за 1 КВт/ч. Необходимо отметить, что по сравнению с началом 2015 года, в 1 квартале 2015, электроэнергия подорожала в двух Федеральных округах Приволжском и Сибирском на 1.68% и 1.13% соответственно. А наибольшее снижение цены было зафиксировано в Дальневосточном Федеральном округе – 6.1%. По данным на 1 квартал 2015 года, цены на 1 Квт/ч электроэнергии для населения по Федеральным округам РФ выглядят следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 3.17 руб.
  • Южный Федеральный округ – 3.1 руб.
  • Северо-Западный Федеральный округ – 2.76 руб.
  • Дальневосточный Федеральный округ – 2.64 руб.
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 2.42 руб.
  • Приволжский Федеральный округ – 2.41 руб.
  • Уральский Федеральный округ – 1.87 руб.
  • Сибирский Федеральный округ – 1.78 руб.

Бытовые услуги

Рынок бытовых услуг в России, с каждым годом выходит на более высокий уровень. Если раньше, многие виды работ выполнялись самостоятельно, то сейчас, строительные работы, обслуживание техники и.т.д., в основном доверяют профессионалам. Развитие рынка бытовых услуг в РФ, конечно, отстает от европейского, и в первую очередь это связано с уровнем благосостояния граждан. Но необходимо отметить тот факт, что с каждым годом оборот в этой отрасли сферы услуг увеличивается. Лидером по обороту бытовых услуг является Москва, на долю этого города приходится около 20% всего оборота. Связано это не только с самым высоким уровнем жизни в стране, но и в большой концентрации в столице России, различных офисных учреждений и бизнес-центров, которые являются корпоративными клиентами компаний оказывающих бытовые услуги.

По сравнению с 2013 годом, рост оборота бытовых услуг составил 8% и в 2014 году составил 806 млрд. рублей, это четвертый показатель в сфере услуг, который составляет почти 11% от общего оборота в этой отрасли экономики. В ценах прошлого года рост составил 1.6%. А в целом в сфере бытовых услуг за последние десять лет оборот вырос в 3.5 раза.

Структура бытовых услуг неоднородна, всего в эту отрасль входят 12 основных категорий, но почти 70% всего объема обеспечивают три категории: Техническое обслуживание транспортных средств, ремонт и строительство жилья и других построек, косметические и парикмахерские услуги. Доля в обороте этих отраслей в 2014 году 31%, 27.1% и 11.5% соответственно. Динамика оборота обслуживания транспорта и косметических и парикмахерских услуг растет с каждым годом. В 2014 году рост составил 4.5% и 3.5% соответственно. А вот динамика оборота в строительных услугах очень зависит от финансовой стабильности. Так, за последние десять лет, наибольшее количество средств, которые потратили россияне на бытовые услуги в сфере строительства, было зафиксировано в 2008 году – 30.2% от общего оборота бытовых услуг. После этого, в 2010 году был практически повторен результат – 30.1% от общего количества и после этого начался спад.

доля строительных работ в сфере бытовых услуг

По итогам 2014 года, в сфере бытовых услуг индексы физического объема услуг выросли только в четырех категориях, в остальных 10 наблюдался спад. А в целом структура сферы бытовых услуг в России в 2014 году выглядит следующим образом:

  • ТО и ремонт транспортных средств и оборудования – 25.05 млрд. руб. (31%).
  • Ремонт и строительство жилья – 21.83 млрд. руб. (27.1%).
  • Парикмахерские и косметические услуги – 9.25 млрд. руб. (11.5%).
  • Ритуальные услуги – 5.46 млрд. руб. (6.8%).
  • Ремонт и ТО бытовой техники и электроприборов – 3.88 млрд. руб. (4.8%).
  • Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий – 2.88 млрд. руб. (3.6%).
  • Изготовление и ремонт мебели – 2.73 млрд. руб. (3.4%).
  • Услуги саун и бань – 2.16 млрд. руб. (2.7%).
  • Услуги фотоателье и фотолабораторий – 1.24 млрд. руб. (1.5%).
  • Ремонт и пошив обуви – 1.12 млрд. руб. (1.4%).
  • Услуги аренды и проката – 0.94 млрд. руб. (1.2%)
  • Химическая чистка и услуги прачечных – 0.81 млрд. руб. (1%)
  • Другие услуги – 3.24 млрд. руб. (4%).

За 2014 год, оборот в сфере бытовых услуг на одного россиянина составил 5 517.3 рубля. Это на 320.7 рублей больше чем в 2013 году, в процентах прирост составил 6.2%.

Туристические услуги и услуги гостиниц

Несмотря на то, что туристическая отрасль в сфере услуг в России занимает лишь 7 место, с показателем 4.4% от общего объема, а это в денежном эквиваленте составляет 298 млрд. рублей, ее значение занимает важное место в экономике страны. Ведь именно расходы на туризм и путешествия являются той частью семейного бюджета большинства российских семей, которая при финансовых проблемах урезается до минимума. А это означает, что сфера туризма больше всего зависит от стабильного финансового положения в стране.

оборот в сфере туристического и гостиничного бизнеса

Хотя в 2014 году оборот в сфере туризма один из самых высоких за всю новейшую историю России, по сравнению с 2013 годом падение оборота составило 4%. В первую очередь это связано с финансовым кризисом конца 2014 года и инфляцией российской валюты, так как, оплата заграничных путевок осуществляется, как правило, в долларах США и евро.

В мире, туристическая отрасль развивается очень быстрыми темпами. И это не случайно, ведь экономика многих стран напрямую зависит от туризма. Например, в Египте, туристическая отрасль вторая по обороту после нефтяного сектора. А в таких небольших островных государствах, как Мальдивские острова, Сейшельские острова, Мальта и.т.д. – туристический бизнес практически единственная статья дохода государственного бюджета.

В сфере туризма принято выделять два вида основных услуг: услуги непосредственно туристических операторов, которые называют туристические и услуги гостиниц. Гостиничные услуги в России еще несколько десятилетий назад, были на очень низком уровне, но в последние годы сервис в российских гостиницах и отелях заметно улучшился. Связано это в первую очередь с развитием инфраструктуры и тем, что за последние несколько лет в России часто проходят мировые политические форумы и крупные спортивные соревнования. Только за последнее время в России были проведены Зимние Олимпийские игры, Этап Гран-при Формулы-1, Универсиада, саммит стран БРИКС и ШОС. Также много новых современных гостиниц планируется построить к чемпионату мира по футболу 2018 года.

структура оборота туристических услуг в России

На начало 2014 года в России насчитывалось 9 855 гостиницы, по сравнению с предыдущим годом, их количество увеличилось на 256. Единовременная вместимость составляет 676 тыс. человек. А всего за год в российских гостиницах останавливалось 42.5 млн. человек.

Наибольшее количество гостиниц и аналогичных им средств размещения в Центральном Федеральном округе – 1861, это 19.4% от всех гостиниц страны. А наименьший показатель у Северо-Кавказского Федерального округа – 283 отеля, или 2.8% от общего количества. Количество гостиниц по Федеральным округам РФ:

  • Центральный Федеральный округ – 1861;
  • Южный Федеральный округ – 1691;
  • Приволжский Федеральный округ – 1607;
  • Сибирский Федеральный округ – 1564;
  • Северо-Западный Федеральный округ – 1133;
  • Уральский Федеральный округ – 939;
  • Дальневосточный Федеральный округ – 777;
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 283.

количество гостиниц в Федеральных округах России

Гостиничные услуги бывают обязательными (бесплатные) и дополнительными (как правило, платные). К бесплатным услугам относятся: вызов скорой помощи, пользование медицинской аптечкой, побудка к определенному времени, предоставление кипятка, ниток, иголок и одного столового набора посуды. Перечень платных дополнительных услуг очень широк. Вот основные из них:

  • Экскурсионное обслуживание и услуги гидов; такси и прокат автомобилей;
  • Покупка и доставка цветов;
  • Бронирование мест в ресторанах города;
  • Стирка и химчистка одежды;
  • Пользование парикмахерскими, салонами красоты, саунами, ресторанами, барами находящимися на территории гостиницы. конфернц-залов.

Что касается предоставления туристических услуг туроператорами, то их объем в 2014 году несколько уступает обороту гостиничного бизнеса. По итогам года сумма оборота в этой сфере услуг составила 136 млрд. рублей, что на 11 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году.

Всего в Российской Федерации насчитывается 11 324 организации, которые занимаются туристической деятельностью. В их структуре работает около 50 тыс. сотрудников. По итогам 2013 года ими было обслужено более 10.23 млн. человек, из которых 9.88 млн.- граждане России и 350 тыс. человек – граждане других государств.

Что касается туристических направлений, то путевки в города Российской Федерации приобрели 1 916 тыс. человек. Среди европейских стран наибольшей популярностью пользуются Греция, Испания и Италия. Их посетили 627 000, 447 000, 329 000 человек соответственно. Среди стран Азии лидируют Турция – 1 976 тыс. человек, Таиланд – 740 тыс. человек и Китай – 722 тыс. человек. Среди стран Африки, несомненным лидером является Египет, его посетили 1 147 тыс. человек.

посещаемость стран российскими туристами

Российская Федерация, занимающая 1/6 земной поверхности, также остается очень привлекательной для туристов. В 2013 году Россию посетили 28.4 млн. туристов, это 9-й показатель в мире. А лидером по посещаемости является Франция, за год ее посетило – 84.7 млн. туристов.

самые посещаемые туристами страны

Читайте также: