Фортепианное творчество скрябина кратко
Обновлено: 06.07.2024
Скрябин писал исключительно фортепианную и симфоническую музыку. Но если первое произведение для оркестра — прелюдия “Мечты” — появилось только в конце 1890-х годов, то фортепианные пьесы Скрябин начал сочинять еще в отроческие годы и писал их всю жизнь, поверяя любимому инструменту “все изгибы безумной фантазии”.
Среди жанров фортепианной музыки много прелюдий (89), этюдов (27), а также вальсы, мазурки, экспромты, ноктюрны. Эти жанры сформировались в XIX веке в творчестве композиторов-романтиков, в первую очередь у Шопена, влияние которого на молодого Скрябина было довольно значительным. Наряду с миниатюрами у Скрябина есть концерт, сонаты, причем интерес к произведениям крупной формы у него возрастает в 1900-е годы. Именно тогда в его творчестве появляется новый в фортепианной музыке жанр поэмы. Многие фортепианные сочинения создаются одновременно с симфоническими, являясь как бы их спутниками, и раскрывают те же идеи.
В фортепианном творчестве Скрябина в течение всей его жизни происходит интенсивное развитие музыкальновыразительных средств, особенно гармонии и фактуры. Эта эволюция была столь значительна, что стиль ранних и поздних произведений отличается весьма существенно. Однако уже в ранних фортепианных сочинениях отчетливо проступают характерные черты скрябинского стиля. Его пьесы отличают изысканность, бесконечное разнообразие тончайших нюансов, градаций темпа, хрупкая, ломкая, “парящая” фактура в пьесах, воплощающих образ идеальной мечты, и нервное, импульсивное, “толчкообразное” движение в пьесах порывистого характера.
Один из любимых жанров композитора — прелюдия. Он писал их в течение всей жизни. Прелюдии миниатюрны, предельно лаконичны. В них сочетаются прихотливость, импровизационность высказывания и четкая форма, тщательная отделка всех деталей.
Примером может служить одна из самых ранних прелюдий Скрябина, написанная им в 16-летнем возрасте, — прелюдия ми минор ор. 11 №4. В первом же такте пьесы хроматическое движение мелодии в левой руке “застывает” на загадочно звучащем увеличенном трезвучии, затем медленно и плавно скользит вниз и завершается выразительным певучим мотивом. На нем начинается секвентное восхождение, но в конце первого предложения (прелюдия написана в форме периода из двух предложений) мотив становится более напряженным. Вместо восходящей октавы звучит малая, а затем уменьшенная септима. Однако этот порыв гасится. В мелодии правой руки возникает интонация томления-вздоха и горестное звучание аккорда доминанты с секстой.
Конец второго предложения неясен. Возникает прерванный оборот… Пауза… В небольшой коде на фоне печального перезвона на звуке си дважды повторяется начальный хроматический мотив прелюдии. Он “зависает” на звуке соль… Исчезает… Звучит тоническое трезвучие, но и оно угасает, и остаются лишь щемяще-печальный звук си и глухой отзвук ми в басу.
Созерцание, томление, изысканная нежная лирика — это один из характерных для Скрябина образов в музыке, который от сочинения к сочинению будет приобретать все более хрупкий облик.
Упоение свободой, ликование, экстаз — все соединяется в этой замечательной музыке, которая, несмотря на минорную тональность, лучезарна и ослепительно ярка.
Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя — Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького. Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г. Конюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее — с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.
И огласилась вселенная
Радостным криком
Я есмь!
Обилие в пределах одночастной поэмы тем-символов — лаконичных выразительных мотивов, многообразное их развитие (важное место принадлежит здесь полифоническим приемам), наконец, красочная оркестровка с ослепительно яркими и праздничными кульминациями передают то состояние духа, которое Скрябин и называет экстазом. Важную выразительную роль играет богатый и колоритный гармонический язык, где уже преобладают усложненные и остронеустойчивые созвучия.
Основные произведения Скрябина
Симфонические
Фортепианные
10 сонат: № 1 фа минор, соч. 6 (1893); № 2 (соната-фантазия), соль-диез минор, соч. 19 (1892—1897); № 3, фа-диез минор, соч. 23 (1897—1898); № 4, Фа-диез мажор, соч. 30 (1903); № 5, соч. 53 (1907); № 6, соч. 62 (1911—1912); № 7, соч. 64 (1911— 1912); № 8, соч. 66 (1912—1913); № 9, соч. 68 (1911—1913): № 10, соч. 70 (1913).
91 прелюдия: соч. 2 № 2 (1889), соч 9 № 1 (для левой руки, 1894), 24 прелюдии, соч. 11 (1888—1896), 6 прелюдий, соч. 13 (1895), 5 прелюдий, соч. 15 (1895—1896), 5 прелюдий, соч. 16 (1894—1895), 7 прелюдий, соч. 17 (1895—1896), прелюдия Фа-диез Мажор (1896), 4 прелюдии, соч. 22 (1897—1898), 2 прелюдии, соч. 27 (1900), 4 прелюдии, соч. 31 (1903), 4 прелюдии, соч. 33 (1903), 3 прелюдии, соч. 35 (1903), 4 прелюдии, соч. 37 (1903), 4 прелюдии, соч. 39 (1903), прелюдия, соч. 45 № 3 (1905), 4 прелюдии, соч. 48 (1905), прелюдия, соч. 49 № 2 (1905), прелюдия, соч. 51 № 2 (1906), прелюдия, соч. 56 № 1 (1908), прелюдия, соч. 59 '№ 2 (1910), 2 прелюдии, соч. 67 (1912—1913), 5 прелюдий, соч. 74 (1914).
26 этюдов: этюд, соч. 2 № 1 (1887), 12 этюдов, соч. 8 (1894—1895), 8 этюдов, соч. 42 (1903), этюд, соч. 49 № 1 (1905), этюд, соч. 56 № 4 (1908), 3 этюда, соч. 65 (1912).
21 мазурка: 10 мазурок, соч. 3 (1888—1890), 9 мазурок, соч. 25 (1899), 2 мазурки, соч. 40 (1903).
11 экспромтов: экспромт в форме мазурки, соч. 2 № 3 (1889), 2 экспромта в форме мазурки, соч. 7 (1891), 2 экспромта, соч. 10 (1894), 2 экспромта, соч. 12 (1895), 2 экспромта, соч. 14 (1895).
3 ноктюрна: 2 ноктюрна, соч. 5 (1890), ноктюрн, соч. 9 № 2 для левом руки (1894).
2 Листка из альбома: соч. 45 № 1 (1905), соч. 58 (1910)
Фортепианное творчество Скрябина.
Фортепианное произведения составляют наибольшую по объему часть наследия Скрябина. Фортепиано с юности стало для него основным, самым близким средством воплощения творческих замыслов. Сочинения для фортепиано отразили его творческие поиски, представляя собой нередко как бы предварительные наброски музыкальных образов, воплощенных затем в крупных симфонических композициях.
Открывающая цикл прелюдия C-dur пронизана выражением радостно возбужденной устремленности. Драматическая порывистость, волевая напряженность присущи прелюдиям es-moll, f-moll, d-moll. Сгущено сумрачный характер носят прелюдии gis и b-moll.
Цикл построен по принципу смены ярко контрастных образов. В основе цикла шопеновский принцип – мажор – параллельный минор по кварто-квинтовому кругу.
Прелюдия №10 cis-moll – принадлежит к числу драматических. Ее сурово-сосредоточенный образ раскрывается в развитии. Прелюдия изложена в лаконичной, классически четкой репризной 2хч форме. Основную роль в первом предложении играют краткие мелодические мотивы, которые начинаются каждый раз на слабой доле такта. Их экспрессивный характер связан с альтерированными звуками. Второй период начинается контрастирующим материалом более взволнованно-устремленного характера (E-dur). В репризе начальная тема динамизирована: вместо рр здесь дано ff, бас звучит с октавным удвоением, фактура становится массивнее. Музыкальный образ приобретает трагедийно-патетический характер.
Прелюдия №14 es-moll является ярким примером характерных для Скрябина возбужденно-мятежных переживаний. Вся пьеса основана на чередовании энергично вздымающегося и вновь ниспадающего движения. Решительные квартовые ходы предвосхищают волевые темы многих последующих произведений Скрябина. Размер 15/8.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Александр Николаевич Скрябин Дата рождения 06.01.1872 Дата смерти 27.04.1915 Профессия композитор, пианист © Дегтярёва Юлия Владимировна
Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, педагог. Представитель символизма в музыке. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Александр Николаевич был человеком мнительным и крайне религиозным. Пугал родных и друзей резкими изменениями в настроении, а также своими взглядами на все происходящее. Помимо неповторимой музыки, к его заслугам относится первое в истории использование и популяризация цветомузыки. По мнению врачей, Александр Николаевич страдал шизофренией. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Семья, учеба Александр Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 по старому стилю) в Москве, в старинном дворянском роде. Отец — дипломат, мать — талантливая пианистка; умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Мальчик воспитывался тетей, Л. А. Скрябиной, приохотившей его к фортепиано. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Начало творческого пути. Скрябин-пианист К началу 1890-х годов относятся первые издания и исполнения фортепьянных пьес Александра Скрябина, главным образом авторские. Выдающийся пианист камерного плана, чья игра отличалась тонкостью и одухотворенностью, музыкант всю жизнь концертировал, исполняя почти исключительно собственные сочинения. Уже первые выступления принесли ему успех, хотя и сам он, и его музыка вызывали неоднозначное отношение. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Раннее творчество Александра Скрябина Много сочиняя со второй половины 80-х годов, Александр Николаевич Скрябин довольно быстро прошел стадию творческих поисков. Новые замыслы требовали для своего воплощения более развитых и крупных форм, и вскоре основными вехами творческого пути композитора становятся сонаты для фортепьяно, а позднее — симфонии и симфонические поэмы. © Дегтярёва Юлия Владимировна
В 1894 г. Скрябин познакомился с Митрофаном Петровичем Беляевым. С этого времени произведения Скрябина стали публиковаться, а его симфонические сочинения стали включаться в программы Русских симфонических концертов. © Дегтярёва Юлия Владимировна
В возрасте 26 лет получил предложение от Сафонова занять место профессора Московской консерватории. В 1903г. Оставляет преподавание. Годы творческого расцвета (1903-08) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Он умер 27 апреля 1915 г. от внешне незначительной причины – карбункула на губе, вызвавшего общее заражение крови. На кладбище Новодевичьего монастыря его провожала многочисленная толпа. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Фортепианная музыка А.Н. Скрябина. Фортепианные произведения составляют наибольшую по объему часть наследия Скрябина. Вв раннем периоде композитор ограничил себя почти исключительно областью фортепианной музыки. Фортепиано стало для него с юности основным, самым близким средством воплощения творческих замыслов. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Прелюдии Скрябина Огромное внимание уделено этому жанру (89 прелюдий); индивидуальность авторского почерка делает музыканта новатором в трактовке жанра прелюдии. Ранние прелюдии отличает эмоциональная открытость и ясность с преобладанием диатоники и лирической образности. Лирика в различных проявлениях (вплоть до мрачно-суровых, драматических образов) отмечает и зрелые сочинения © Дегтярёва Юлия Владимировна
Особой известностью пользуется цикл 24 прелюдии ор.11. В них воплощены различные жизненные впечатления композитора. Эти прелюдии были написаны в разных городах и странах. Среди них картины природы и быта. Но главное в них – тонкое психологическое содержание, выраженное в малых формах. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Прелюдия №5, ре мажор Одна из жемчужин лирики композитора, проникнутой спокойствием и умиротворением. © Дегтярёва Юлия Владимировна
Прелюдия № 14, ми-бемоль минор Пример возбужденно-мятежных чувств, типичных для музыки Скрябина. Вся прелюдия строится на чередовании вздымающегося и вновь ниспадающего движения. Рисует грозно набегающие в час прибоя морские волны © Дегтярёва Юлия Владимировна
© Дегтярёва Юлия Владимировна
Поэмы А.Н.Скрябина Между миниатюрой и крупными сочинениями жанр поэмы в творчестве композитора играет этапную роль. Музыкант, выступая как новатор, впервые вводит этот жанр в фортепианную музыку; тяготение к поэмности характерно и для симфонического творчества. Наряду с поэмами без названий, многие программны (например, Трагическая, Причудливая, Сатаническая, Окрыленная, Маска). © Дегтярёва Юлия Владимировна
Некоторые черты одночастных сонат А.Н.Скрябина: невелико образное различие между главной и побочной партиями (сфера побочной представлена, в основном, лирикой; главной – образами решительности, воли); основная кульминация приходится, как правило, на зону перехода от разработки к репризе (соната №6 – исключение). © Дегтярёва Юлия Владимировна
Читайте также: