Формулировка по грайсу избегайте двусмысленности и неопределенности говорите кратко и упорядоченно

Обновлено: 30.06.2024

Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.

  • максима релевалентности
  • максима количества
  • максима способа выражения
  • максима качества

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 31 Март 2016 в 17:30
На вопрос ответил(а): Астафьева Любовь, 31 Март 2016 в 17:30

Похожие вопросы

Вопрос № 20350

Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределённости, говорите коротко и упорядоченно.

Вопрос № 506273

Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределённости, говорите коротко и упорядоченно.

Вопрос № 824127

Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределённости, говорите коротко и упорядоченно.

Вопрос № 301588

Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.

Выработанные веками представления о качествах речи должны быть дополнены критериями, которые определяют права и обязанности создателя речи и ее адресата. Крупными зарубежными учеными Г.П. Грайсом и Дж. Н. Личем были сформулированы максимы (правила) и принципы, устанавливающие коммуникативные обязательства говорящего по отношению к адресату и наоборот.

Важнейшими критериями коммуникативного кодекса выступают:

· критерий истинности, который определяется как верность действительности;

· критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

· принцип кооперации Г. Грайса;

· принцип вежливости Дж. Лича

Принцип кооперации, предложенный Г.П. Грайсом, состоит из нескольких максим (правил):

• максима качества – старайся, чтобы высказывание было истинным / правдивым, не говори того, чему недостаточно свидетельств;

• максима релевалентности(отношения) – не отклоняйся от темы;

• максима количества – не говори больше, чем требуется;

• максима способа – выражайся ясно, избегай двусмысленности и неопределенности, говори коротко и упорядоченно.

Принцип вежливости, разработанный Дж.Личем.

Выработанные веками представления о качествах речи должны быть дополнены критериями, которые определяют права и обязанности создателя речи и ее адресата. Крупными зарубежными учеными Г.П. Грайсом и Дж. Н. Личем были сформулированы максимы (правила) и принципы, устанавливающие коммуникативные обязательства говорящего по отношению к адресату и наоборот.

Важнейшими критериями коммуникативного кодекса выступают:

· критерий истинности, который определяется как верность действительности;

· критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

· принцип кооперации Г. Грайса;

· принцип вежливости Дж. Лича

Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости – это принцип взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта.

Принцип вежливости, описанный Дж.Н. Линчем, состоит из нескольких максим (правил):

• максима великодушия – успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения, не следует связывать партнера обещанием или клятвой;

• максима одобрения – максима позитивности в оценке других – не осуждай других;

• максима скромности – неприятие похвал в собственный адрес, объективная самооценка;

• максима согласия – отказ от конфликтной ситуации во имя сохранения конструктивной коммуникации;

• максима симпатии – доброжелательность как основа для перспективного предметного разговора;

• максима такта – или максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально спорных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

Визуальная коммуникация и её каналы.

По подсчетам исследователей 69% информации, считываемой с экрана телевизора, приходится на визуальную коммуникацию. В рамках паблик рилейшнз следует об этом помнить и резко повысить его роль, чтобы вывести из тени.

Визуальные коммуникации часто используются в рекламе. Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:

• Печатные или полиграфические (буклеты, плакаты, листовки и брошюры и т.д.).

• Телеэкранные (телевизионные программы, анимационные, графические видео и т.д.).

• Средства наружной рекламы (рекламные щиты, вывески на зданиях, транзитная реклама и т.д.).

• Средства рекламы в интернете (баннеры, flash-анимации и т.д.).

Визуальная коммуникация порождает тексты, которые лучше воспринимаются и лучше запоминаются, поэтому паблик рилейшнз и обращает на них особое внимание. Необходимо отметить, что визуальная коммуникация включает в себя также визуальный облик человека, а не только его слова.

Визуальный облик также задается временем и господствующими в тот период тенденциями. В этикетную эпоху, пишет Болеслав Яворский, вырабатывалась особая походка и осанка, благодаря занятиями фехтованием, навыками верховой езды, танцевальными позициями.

В первую очередь следует рассмотреть само понятие речевое общение: a) Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.


Термин речевая деятельность понимается неоднозначно.

  • В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это -"языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания" (Щерба. 1974).
  • В психологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной и др. Такое понимание принято в психологической концепции (Выготский. 1960; Леонтьев А.Н. 1965), согласно которой речевая деятельность психологически ориентирована.


Подробнее ознакомиться с понятием речь и ее составляющими можно с помощью ментальной карты.

Постулаты речевого общения Г.П.Грайса

Ученый выделяет четыре основных категории:

  • категория количества
  • категория качества
  • категория способа
  • категория отношения


Однако Грайс выделяет и более конкретные постулаты:

  • категорию количества он связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории относятся следующие постулаты:

-Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога). -Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

-Не говори того, что ты считаешь ложным. -Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. С категорией Отношения, по мнению ученого, связан один- единственный постулат релевантности (Не отклоняйся от темы).

  • категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат - Выражайся ясно - и несколько частных постулатов:

-Избегай непонятных выражений. -Избегай неоднозначности -Будь краток (избегай ненужного многословия). -Будь организован.

Принцип вежливости Джеффри Лича


  • Максима такта. Соблюдение границ личного пространства собеседника. Каждый процесс коммуникации всегда затрагивает личные сферы как говорящего, так и слушающего.
  • Максима великодушия. Данная максима не даёт одному из собеседником в разговоре доминировать над другим, навязывать ему свою позицию.
  • Максима одобрения. Максима позитивности в оценке мировоззрения собеседника. Диаметрально противоположные взгляды могут нарушить речевую стратегию говорящего, что не приведёт к поставленной цели. Поэтому в своих оценках он должен избегать резкости, острой критики.
  • Максима скромности. Cобеседникам не только не стоит принимать похвалы в собственный адрес, но и самим завышать свою самооценку. Успех любых человеческих взаимоотношений заключается в том, чтобы ставить себя и свои желания ниже потребностей партнёра.
  • Максима согласия. Максима неоппозиционности. При возникновении противоречий необходимо их устранять общими усилиями, а не углублять ещё больше.
  • Максима симпатии. Максима, которая способствует выполнению всех вышеперечисленных постулатов. В любой ситуации, возникшей по ходу коммуникации, стоит собеседникам стоит оставаться благожелательными друг к другу, что позволит избежать конфликтов.

Подробнее ознакомиться с работой Джеффри Лича можно по данной ссылке.

Итоги

Можно сделать несколько основных выводов по прочитанному материалу:

  • ученые выделяют разные принципы речевого общения (см. разделы о Г.П.Грайсе и Джеффри Личе);
  • для любой коммуникации необходимо наличие, как минимум, двух человек;
  • речевое взаимодействие (акт коммуникации)-это очень сложное явление, которое зависит от многих факторов.


Чтобы проверить свои знания по статье, можно пройти небольшой тест

Живая речь всегда являет собой сложную сущность, которая характеризуется массой коммуникативных нюансов. Очевидно, что язык – не только слова и их значения, но и невербальные интенции, которые говорящий в эти слова вкладывает. Одним из мыслителей, которого особо интересовали такие проблемы языка, был Герберт Пол Грайс. Грайс прежде всего известен как автор теории импликатур. Но что же это такое – речевая импликатура? Узнаем из небольшой статьи, перевод которой публикует Concepture. Автор оригинального текста – философ и преподаватель Мария Касмирли.

Месседж по ту сторону слов


Но чем профессор Джонс дала это понять? Тем, что оставила недосказанным. Она не говорит (буквально), что Смит является плохим философом. Также это не следует логически из ее слов. Может оказаться, что Смит на самом деле вежливый, пунктуальный, дружелюбный и прекрасный философ. Но каким-то образом послание профессора Джонс обретает прямо противоположный подтекст.

Грайс выделил несколько видов импликатуры, важнейшим из которых считается импликатура в речевом общении. Речевая импликатура, подчеркивал Грайс, основывается не на значении употребленных слов (их семантике), а на том, каким образом они использованы и восприняты (то есть их прагматике).

Обоснование импликатуры по Грайсу


Грайс утверждал, что у истоков возникновения импликатуры как явления в вербальном общении стоит то, что между участниками диалога подразумевается сотрудничество: сообща они могут развивать разговор в соответствии с некоторой преследуемой ими общей целью. В более узком понимании, они ожидают друг от друга соблюдения четырех коммуникативных максим (известных также как максимы Грайса):

1) изложить не больше и не меньше информации, чем требуется в данной ситуации (максима количества информации);

2) не говорить того, что считаешь ложным или в истинности чего сомневаешься (максима качества информации);

3) не отходить от темы (максима релевантности);

4) излагать информацию кратко, систематично и последовательно, избегать двусмысленности (максима ясности).


По мнению Грайса, импликатура возникает при несоблюдении одной или более сформулированных им коммуникативных максим, или если они не соблюдались бы, не присутствуй в высказывании импликатура. В таких случаях сотрудничество участников разговора строится на передаче друг другу дополнительной информации, не заключенной в буквальном содержании сказанного. Эта информация и называется подразумеваемой.

В пример можно привести письмо профессора Джонс. Поскольку она сочла нужным написать это, мы предполагаем, что она пытается донести какую-то мысль. Но информации, данной ею, явно недостаточно. Нарушается максима количества. Из этого следует вывод, что она хочет передать что-то еще, что не пожелала выразить прямо, и самым логичным было бы предположить, что она намекает на то, что Смит не подходит на эту должность. Это адаптация одного из примеров, приведенных самим Грайсом.


Если говорящий при этом не знает наверняка, что гараж открыт, то его утверждение противоречит максиме качества. Поэтому, исходя из того, что собеседник с вами сотрудничает, вы делаете очевидный вывод, что гараж на самом деле открыт. Следовательно, его ответ помимо явно вложенного в него смысла несет еще и подтекст, даже если он не был обозначен буквально или не следует непосредственно из сказанного.

По мнению Грайса, связь между высказываниями и подтекстами, которые в них заложены, рациональна. Подразумеваемый смысл может быть спрогнозирован или, если вам угодно, вычислен, исходя из предположения, что говорящий следует коммуникативным максимам. При этом не делается исключения для буквального значения сказанного, контекста и жизненного опыта.


Грайс отнюдь не требует от слушателя выстраивать всю эту логическую цепочку каждый раз, когда он сталкивается с импликатурой, – подтекст улавливается интуитивно. Он лишь утверждает, что импликатура в принципе всегда может быть логически выведена из максим.

Характерные черты речевой импликатуры


Коммуникативная импликатура неотделима (за редким исключением) от непосредственного содержания сказанного, равно как и от интонации, с которой это было произнесено, и возникнет даже если человек облечет свою мысль в другие слова.

Различие между тем, что было сказано, и тем, что имелось в виду – не чисто философский вопрос. Это яркий пример того, насколько многогранны возможности нашего речевого аппарата.

Обычно мы полагаемся на импликатуру как на средство, обогащающее и дополняющее нашу речь, что, в свою очередь, экономит время и является хорошим способом передавать информацию, не предназначенную для посторонних ушей. Но это удобство порой порождает этические и юридические проблемы. Несем ли мы за то, что подразумевали, такую же ответственность, как за то, что сказали вслух?

Можно ли обвинить Бронстона в даче ложных показаний? Фактически он не сказал неправды. (На этом слушании его осудили за лжесвидетельство, но позже приговор был отменен Верховным судом США).

Так не стоит ли нам, во избежание разногласий и неловкостей, изъясняться более ясно и недвусмысленно? И осуществимо ли это, учитывая, насколько человеческое общение прагматично?

Не все философы и лингвисты принимают теорию Грайса о том, как работает коммуникативная импликатура, но все без исключения признают, что он открыл очень распространенный в человеческом общении феномен. Грайс познакомил нас с важным мысленным инструментом, ведь с импликатурой и вопросами, которые она порождает, мы сталкивались, сталкиваемся и будем сталкиваться повсеместно.

Фото на превью: Встреча президента Южного Вьетнама Нгуена Ван Тхьеу с президентом США Ричардом Никсоном 2 апреля 1973 года. Flickr/AP

В оформлении использованы работы niki hare.

Об авторе: Мария Касмирли (Maria Kasmirli) – научный сотрудник в Шеффилдском университете, а также преподаватель в Школе европейского образования в Ираклионе, Крит.

Читайте также: