Forbes история журнала кратко

Обновлено: 02.07.2024

6096 0

Содержание:

В наши дни сложно будет найти человека, который хотя бы раз в жизни не слышал о Forbes.

Действительно – это один из самых известных, авторитетных и успешных журналов в мире. Статьи и материалы Forbes всегда актуальны и связаны с крупными новостями, успехами и скандалами в мире бизнеса и экономики.

Стремительный взлет Берти Форбса

Первый номер журнала Forbes был выпущен 15 сентября 1917 года. Основателем его был американец шотландского происхождения – Берти Форбс. С самого раннего детства он мечтал о карьере журналиста, на первых порах своей карьеры работал в разных финансовых обозревателях, пока Уильям Хёрст, знаменитый медиамагнат, не предложил ему должность в своем журнале. Именно здесь Форбс заявил о себе общественности, проявив себя как авторитетный финансовый аналитик, не стесняющийся критики самых успешных и известных людей.

Накопив к 1917 году денег, он открывает свой журнал. Благодаря авторитету создателя и грамотному управлению, Forbes вступил в список самых читаемых изданий США уже через несколько лет. Объективность, резкая критика, правдивость – именно это сильно отличало амбициозный журнал от прочих.

Берти Форбс жил своим делом и журналом и, когда у журнала настали сложные времена после биржевого краха в 1929 году, он не продал свое детище, а продолжал работу, порой оплачивая труд журналистов деньгами из собственных гонораров за публикации в других журналах.

Традиционные рейтинги Forbes

В начале двадцатого века СМИ в США довольно часто публиковали разные рейтинги состоятельности. Естественно, будучи финансово-экономическим журналом, подобным занялся и Forbes.

Первый рейтинг Forbes был опубликован в 1918 году и содержал 30 фамилий. Самым богатым человеком США тогда оказался Джон Рокфеллер с состоянием, оцененным в 1.2 млрд долларов.

Сегодня подобные списки-рейтинги Forbes очень популярны, в особенности:

  • World’s Billionaires;
  • Forbes 400;
  • The Celebrity 100;
  • The Forbes Global 2000.

Forbes в современной журналистике

После кончины Берти Форбса в 1954 году, управление журналом взял в свои руки его сын, Малькольм Форбс. Его главным стремлением было преумножение богатства отца. В 1960-х он нанял на должность главного редактора Джима Майклса. Многие эксперты признают, что вся современная бизнес-журналистика основывается на редакционной политике Forbes тех лет. Журнал отличался от других подобных изданий тем, что публиковал не положительные статьи о бизнес-структурах, а проводил собственные журналистские расследования предпринимательской деятельности.

В 1970-х годах успех Forbes приводит его на первое место в рейтинге американских деловых изданий, а в 1990-х, когда управление журналом осуществлял уже внук Берти Форбса Стивен, он начал издаваться в Японии и Португалии на местных языках.

В каждом номере Forbes анализирует деятельность крупнейших бизнесменов и компаний, рассуждает и изучает инновации в сфере бизнеса и инвестиций, составляет рейтинги самых богатых людей России и другие. Такой журнал никак не мог оставаться в тени и достаточно быстро стал лидером российской деловой прессы, число его регулярных читателей уже перешагнуло цифру в миллион.

Шотландец Берти Форбс и его детище

История Forbes с 1917 по 1954 годы

С другой стороны, если бы Берти не отказался, Forbes мог просто не дожить до наших дней, ведь медийные империи довольно безжалостно распоряжаются со своими активами — объединяют их, банкротят, меняют названия и т. д.

В годы Великой Депрессии журнал приносил убытки, и Берти покрывал их из личных гонораров, которые выплачивались ему в сторонних СМИ. И только в середине тридцатых, когда кризис закончился, дела у Forbes пошли лучше. На руку развитию журнала сыграл и экономический бум, случившийся в Америке после Второй Мировой. Но при всём этом тираж при Берти Форбсе (то есть вплоть до его смерти 1954 году) никогда не был больше 100000 экземпляров, и для США тех лет это довольно скромные цифры и результаты.

Forbes — успешный семейный бизнес

В 1981 году, после того как президентом США стал Рейган, в стране начался новый экономический подъём. И значимую роль в общественной жизни этого периода также сыграл Forbes. Он на своих страницах проповедовал популярную версию национального народного капитализма, который должен был обеспечить процветание Америке.

Малкольм Форбс был весьма эксцентричным человеком, который любил роскошную жизнь и развлечения. Но при этом нельзя не признать, что он умел грамотно подбирать ключевых сотрудников, благодаря чему Forbes смог закрепиться на лидирующих позициях.

В 1990 году, после кончины Малкольма Форбса, место гендиректора семейной корпорации занял его сын — Стив. Получив в наследство 1,4 млрд долларов, 51 % акций и 35 % капитала Forbes Incorporated, он продолжил развивать фамильное дело.

Явной удачей редакции Forbes в девяностые стало то, что она одна из первых обратила серьёзное внимание на зарождавшееся интернет-предпринимательство и посвятила этому явлению множество качественных аналитических материалов.

Интересно, что Стив, подобно его отцу, тоже имел определённые амбиции в политике. В частности, для финансирования своего участия в президентской кампании 2000 года от республиканцев, он продал некоторую долю акций Forbes. Правда, добиться больших успехов на тех выборах Стив Форбс всё равно не сумел.

Историю журнала можете также послушать в видео.

Бренд Forbs в России

Но у издания за эти десять с лишним лет менялись не только главные редакторы, но и сам собственник. В 2015 году издавать российскую версию Forbes стала Artcom Media Group, компания, подконтрольная предпринимателю Александру Федотову. Холдинг Axel Springer выставил на продажу данный актив из-за нового закона в России, касающегося допустимой доли иностранного капитала в СМИ. На данный момент российская версия Forbes продолжает стабильно выходить и публиковать интересные статьи. Плюс ко всему на территории РФ выходят ещё и 2 специальных приложения — Forbes Women и Forbes Life.

Forbes в наши дни: перспективы и причины успеха

Штаб-квартира Forbs Inc. сегодня расположена в самом сердце Нью-Йорка, на Пятой Авеню, и это одно из косвенных свидетельств успеха. Аудитория международного англоязычного Forbes сейчас составляет около 5 миллионов человек по всей планете. Тираж печатной англоязычной версии равен 900000 экземпляров. Помимо США и России, журнал также издаётся в Казахстане, Японии, Корее, Бразилии, Грузии, Китае и в некоторых государствах Евросоюза. Кстати, корпорации Forbs Inc принадлежит также и другие издания, например, Wall Paper и Newsweek.

Разумеется, на бренд Forbes, как и на все другие СМИ, оказывает серьёзное влияние новая информационная эпоха, повсеместное распространение интернета. Многие издания с давней историей вынуждены отказываться от бумажной версии. Возможно, в скором времени это придётся сделать и Forbes. Но носитель — дело второстепенное. Главное, что Forbes поставляет эксклюзивную информацию, публикует качественные рейтинги, объективную и честную аналитику, смелые расследования в бизнес-сфере.

Практический каждый слышал о таком журнале как Forbes, и он у нас всегда ассоциируется только лишь со списком "Самых богатых людей мира". Но что на самом деле публикуют в этом американском журнале, для чего он создан и почему все богачи мира стремятся в него попасть? Все ответы в этой статье!

Приветствую Вас на своём канале! Меня зовут Кристина! Каждую свою свободную минуту я стараюсь заниматься саморазвитием и обучением новым навыкам. На своём канале я публикую полезный контент про бизнес, деньги и саморазвитие, а так же мечтаю уйти из найма и организовать свой собственный бизнес. В своём блоге делюсь первыми шагами на пути к этому!

А теперь про Forbes, поехали!

Forbes (по русски Форбс) — американский финансово-экономический журнал, одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Основан 15 сентября в 1917 году Берти Чарлзом Форбсом.

Сегодня журнал Forbes является одним из самых читаемых и узнаваемых журналов. Forbes – это один из самых авторитетных американских журналов, который издается во многих странах мира. Именно из этого журнала можно узнать о самых богатых людях мира, о самых невероятных взлетах и падениях влиятельных личностей и об историях правильного и успешного ведения бизнеса. Для многих успешных и влиятельных людей, на сегодняшний, день этот журнал является путеводителем по бизнесу и жизни, но мало кто из нас знает о самом создателе.

Основателем Forbes был Берти Чарльз Форбс. Он родился 14 мая 1880 года в Нью Дир (Шотландия). Он был шестым из десяти детей в семье, отец его был портным, поэтому Берти начал работать довольно рано, в 14 лет. Ради этого он бросает обучение в школе и устраивается работать наборщиком. Эта работа была далека от его мечты, потому что Берти Форбс еще ребенком мечтал о сочинении текстов.

Через несколько лет судьба подкинула Берти Форбсу подарок: он начинает работать журналистом в одной из местных газет. В 1904 году Берти уезжает из Шотландии и отправляется в Южную Африку, откуда позже перебирается в Соединенные Штаты Америки. Там он останется до конца своей жизни. Америка приняла Берти Форбса, как говорится, с распростертыми объятьями. Он начинает работать в New York American у медиамагната Уильяма Херста. Тогда Берти Чарльз Форбс становится финансовым журналистом и можно считать, что его детская мечта осуществилась.

В 1917 году Форбс основал журнал, который хотел назвать сначала Doers& Doings, что в переводе с английского означает “Дела и их вершители”. Но этому названию не было суждено закрепиться в истории, а журнал получил название Forbes в честь самого основателя (здесь с Фордом они чем то похожи))))). Уже через год в 1918 году Forbes публикует список 30 самых богатых американцев. Возглавил этот список Джон Рокфеллер, состояние которого оценивалось в 1,2 млрд. долларов (огромные деньги в то время).

Самый первый выпуск журнала Forbes. Здесь два изображения, листайте. На втором фото список богачей из первого издания. Фото взято из интернета.

Самый первый выпуск журнала Forbes. Здесь два изображения, листайте. На втором фото список богачей из первого издания. Фото взято из интернета.

Несмотря на то, что спустя 10 лет после своего основания журнал оценивался в 10 млн. долларов, содержать Forbes было для Берти нелегким делом. На это повлияли большие конкуренты, такие как Business Week и Fortune, и великая депрессия в Америке. Берти Форбс содержал свое детище на гонорары от колонок в других изданиях. Тираж журнала при жизни его основателя составлял не более 100 экземпляров. Берти не раз предлагали выкупить его журнал. Такую попытку предпринял в 1928 году сам Уильям Херст, предложив за журнал Форбса 10 млн. долларов. Но тот отказался, заявив, что хочет “сохранить единственный независимый журнал Америки”.

В 1947 году, когда умер Берти Чарльз Форбс, дело перешло в руки его сына Малкольма Форбса. Именно в эти годы рубрика “человек в бизнесе” становится самой популярной, также свою популярность получает рейтинг миллиардеров. К последней трети XX века Forbes становится лидером деловых изданий Соединенных Штатов Америки. Журнал начинает популяризировать понимание народного капитализма с собственной точки зрения и происходит это во время правления 40-го президента США Рональда Рейгана.

Затем дело переходит в руки внука Берти Форбса - Стива Форбса. Благодаря ему тираж журнала Forbes повысился до 900 тысяч, оставив позади Business Week и Fortune. Сегодня журнал издается в странах ЕС и таких странах, как Россия, Китай, Казахстан, Украина, Грузия. Общая аудитория Forbes - это свыше 5 млн человек. В заключении хотелось бы процитировать самого Берти Форбса, который сказал, “если вы занимаетесь тем, что придумываете, как быстрее отбыть свое рабочее время, бросьте эту работу. Надо делать то, что нравится, и как можно лучше, и только тогда вы сможете достигнуть настоящего успеха”.

Так почему же, всё таки, самые богатые люди так стремятся попасть в этот журнал и оказаться на первых строчках рейтинга?

Здесь всё просто - богатым тоже хочется потешить своё самолюбие, так же как и любому другому человеку. Им хочется быть первыми, обогнать в списке пару тройку миллиардеров (всё как в гонке) и оказаться на первых строчка рейтинга! Но это сугубо моё мнение, а как думаете Вы? Напишите в комментарии.

Ну на обычной почте среди журнальчиков с жёлтой прессой я его никогда не видела. Я, к сожалению, ни разу не покупала этого журнала, я больше скажу, я его даже ни разу не видела, а так хочется: подержать его в руках, почитать от корки до корки, и чтобы он пополнил мою небольшую библиотеку с книгами про бизнесу и саморазвитию.

Спасибо что прочитали статью до конца! Надеюсь, Вам было интересно узнать историю создания журнала Forbes и историю жизни самого создателя этого журнала! Всего Вам хорошего!

Форбс начинал как наборщик текстов за 75 центов в неделю


Шотландский эмигрант под крылом медиамагната Херста

Прибыв в Штаты, Форбс устраивается репортером в отраслевые деловые издания New York's Journal of Commerce и Commercial Bulletin, постепенно он начинает специализироваться исключительно на мире финансов. Здесь молодой специалист демонстрирует необычную способность писать не только о деловых новостях, но и о личностях, стоящих за ними.

Репутация Форбса растет, и когда лондонская газета Financial Times предлагает ему работу, он отказывается от нее при условии, что Journal of Commerce сделает его редактором финансового отдела. В дополнение к новым обязанностям ему предлагают возможность писать регулярную авторскую колонку для журнала. В 1911 году Форбс присоединяется к газетному тресту медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста в качестве специального обозревателя, что можно было считать колоссальным достижением и признанием заслуг вчерашнего бедного эмигранта.

Уже в начале XX века работать на Херста для репортера значило немало — магнат всегда стремился дать своим газетам лучших авторов, амбициозный и талантливый Берти Чарльз Форбс оказался лучшим кандидатом. Ведя колонки в многочисленных газетах треста, он заполучил огромные аудитории и за несколько лет обзавелся репутацией одного из самых профессиональных деловых журналистов своего времени. В 1913 году он становится редактором финансового отдела New York American. Гонорары Форбса росли по мере роста его авторитета: к 1916 году годовой доход репортера превышал сотню тысяч долларов. Несмотря на это, в сентябре 1917 года он уходит из New York American, чтобы основать собственное деловое издание, хотя и не рвет связей с магнатом — до 1943 года Форбс продолжит публиковаться у Херста в качестве ключевого колумниста.

Forbes. Взлет и Великая депрессия

Опираясь на постоянный доход от Херста, кредиты от многочисленных инвесторов, связи с которыми были налажены за годы в журналистике, Форбс основал новый деловой журнал, которому дал свое имя — Forbes. Первый номер стоимостью 15 центов за экземпляр выходит 15 сентября 1917 года и в последующие несколько лет выпускается раз в две недели. Ранний Forbes был написан в значительной степени самим Берти Форбсом и предлагал довольно оригинальную для своего времени комбинацию контента.


Журнал стабильно развивался, наращивая аудиторию, по разным данным, в начале 1920-х Forbes выпускался тиражом от 20 до 30 тысяч экземпляров. К 1920 году журнал Форбса стал ведущим деловым изданием страны.

Все резко изменилось в 1929 году — настала черная полоса в жизни вначале американской, а затем и мировой экономики, время, вошедшее в учебники истории как Великая депрессия.

Через несколько месяцев после октябрьского падения биржи бизнесмен предположил, что худшее уже позади, и преждевременно купил акции по их новым базисным ценам. Когда рынок продолжил падение и в последующие месяцы, журнал Forbes присоединился к остальной бедствующей части страны. Чтобы держать издание на плаву, до начала 1930-х годов Форбс вкладывал все свои гонорары, получаемые от колонки в газетах Херста, в свой журнал. Известно, что в 1928 году Уильям Рэндольф Херст предложил выкупить Forbes, назначив цену в $10 млн, но получил от Форбса решительный отказ. По официальной легенде, он ответил магнату, что содержание журнала для него — это шанс сохранить единственное независимое издание Америки.

Рождение конкурентов: Business Week и Fortune

Появление столь сильных игроков не могло не сказаться на Forbes: к 1939 году реклама в издании сократилась практически в пять раз, до 269 страниц в год, а его тираж в 102 тысячи экземпляров поставил журнал на третье место: первенство захватил Fortune с 248 тысячами экземпляров, на втором месте прочно укрепился Business Week с тиражом в 192 тысячи экземпляров. Форбс осознавал, что его изданию требовалась серьезная перезагрузка. Чтобы спасти журнал, он провел серьезные кадровые перестановки: нанял и уволил ряд управляющих редакторов и перевел фокус журнала с финансов и фондового рынка на более широкую тематику.


Берти Чарльз Форбс c супругой Аделаидой Стивенсон и детьми. Фото: Forbes

Малькольм Форбс и американская мечта

После окончания Второй мировой войны вся американская экономика переживала подъем, вслед за ней рос и укреплял свои позиции Forbes. В 1946 году тираж журнала подскочил на 26 тысяч экземпляров, в семейный бизнес постепенно начало входить второе поколение Форбсов. Более всех издательским делом интересовался второй сын Берти Форбса — Малкольм Стивенсон Форбс.

К тому моменту 26-летний наследник уже успел окончить Принстонский университет, несколько лет провести в рядах американской армии, получить ряд наград за военные подвиги, ранение и уволиться в звании старшего сержанта. По возвращении в Штаты Малкольм Форбс, как и многие его сверстники из влиятельных семей, увлекся политикой, служил в сенате Нью-Джерси, лелея мечты о губернаторском кресле и параллельно помогая отцу в Forbes. Но в 1957 году Малкольм Форбс как кандидат от республиканцев проиграл выборы действующему главе штата демократу Роберту Мейнеру и решил закончить политическую карьеру, сосредоточившись на семейном бизнесе.

Еще во время работы в сенате Малкольм начал менять лицо Forbes. 1 января 1948 года по его инициативе был запущен ежегодный рейтинг американских корпораций, который в итоге стал прибыльным источником рекламных доходов. Позже Малкольм настоял на том, чтобы отец нанял собственный персонал и отказался от аутсорсинга. Вскоре Forbes начал предлагать услуги инвестиционного консалтинга, которые к 1950 году будет приносить $50 тысяч чистой прибыли в год. 6 мая 1954 года умер Берти Чарльз Форбс, передав бразды правления сыновьям.

Основатель Forbes Берти Чарльз Форбс женился на Аделаиде Стивенсон 20 апреля 1915 года. У них было пятеро сыновей: Брюс, Малкольм, Гордон, Уоллес и младший — Дункан, который в юности погиб в автомобильной аварии. Когда 6 мая 1954 года умер Берти Чарльз Форбс, владение журналом было разделено между Малкольмом, Брюсом и двумя другими братьями.

После ухода отца основную нагрузку по управлению журналом взяли на себя старшие братья — Брюс и Малкольм Форбсы. В 1950-е годы Forbes начал нанимать профессиональных исследователей и аналитиков, введя своего рода обязательный факт-чекинг для своих репортеров. Издание становилось все более надежным источником информации, тираж рос, Forbes завоевывал все большую аудиторию среди топ-менеджмента крупных компаний и инвесторов. Только с 1954 по 1958 год тираж журнала вырос более чем на 100%, составив 265 тысяч экземпляров, в это время выручка Forbes, по примерным подсчетам, составляла примерно $3,5 млн в год.

В июне 1964 года старший наследник уже Forbes Inc. Брюс Форбс умер от рака в возрасте 48 лет. Малкольм тут же выкупил долю акций вдовы брата. Затем он уговорил продать свои доли и младших братьев, Гордона и Уоллеса, в конечном итоге получив полный контроль над активно развивающейся компанией. По данным самого издания, к третьему кварталу 1966 года Forbes обогнал Fortune по тиражу, который к концу 1967 года составил 500 тысяч экземпляров. Правда, у другого конкурента, Business Week, тираж уже превысил 530 тысяч экземпляров.


Малкольм Форбс умер в феврале 1990 года во сне от остановки сердца, оставив трех наследников — Малкольма-младшего, Тимоти и Кристофера. Все трое — выпускники университетов Лиги плюща, с детства были преданы семейному делу, однако более всех к журнальному бизнесу тяготел Малкольм Стивенсон Форбс. Поскольку он до сих пор всячески избегает своего первого имени из-за путаницы с именем отца, широкая общественность знает нынешнего президента и генерального директора Forbes Inc. как Стива Форбса.

В третьем поколении Форбсов-издателей компания начала нанимать сторонних менеджеров для руководства разросшейся империей, хотя члены семьи до сих пор владеют активами и долей ценных бумаг Forbes Inc. Известно, что на данный момент все трое наследников Форбс, младшему из которых исполнилось 68 лет, занимают руководящие должности в компании и владеют пакетами акций, номинал которых не разглашается.

В начале 1990-х же у братьев Стива были более актуальные увлечения, помимо Forbes. После окончания Брауновского университета Тимоти в течение многих лет был независимым продюсером и сценаристом документального кино. Кристофер унаследовал от своего отца тягу к коллекционированию и после его смерти взял на себя управление многочисленными коллекциями предметов роскоши. Поэтому неудивительно, что контрольный пакет акций Малкольм Форбс оставил своему старшему сыну — Стиву, который много лет проработал в компании и к концу 1980-х поднялся до президента Forbes Inc. и заместителя главного редактора одноименного издания.


Стив Форбс, по сей день стоящий у руля Forbes Inc., в качестве руководителя семейного бизнеса запомнился двумя вещами: международной экспансией и успешным заходом в цифровой век (пусть и не сразу). В марте 1992 года было представлено японское издание Forbes, еще через год деловой глянец дебютировал в Китае в сотрудничестве с гонконгской Morningside Business Publishing. В начале нулевых версии издания на местных языках были выпущены в Корее и России, Израиле, Турции и Польше, в Дубае начала базироваться собственная редакция Forbes. Компания расширяла и свое американское наследие: в 1996 году был запущен ежеквартальный исторический журнал American Legacy, а в 2001-м Forbes выводит собственное шоу на кабельный телеканал Fox News. В 2003 году журнал впервые представил свой легендарный список крупнейших компаний мира — Forbes 2000.

Кроме как от кризиса на рынке деловой прессы Forbes пострадал еще и от трат на предвыборные кампании Стива Форбса. У нынешнего главы Forbes Inc., как и у его отца, с юности были политические амбиции, а благодаря близости его семьи с верхушкой политической элиты США они не могли не превратиться в цели. Как и Малкольм, Стив Форбс участвовал в праймериз Республиканской партии в 1996 и 2000 годах. Для финансирования своих президентских кампаний он продавал часть акций Forbes. Однако обе его попытки были неудачными. В качестве причины поражения эксперты называют излишне дорогую и вычурную президентскую кампанию. После этого Стив вернулся к непосредственному руководству журналом.

Дали ли прогрессивные меры результат — объявлено не было. Сам Стив Форбс и его окружение отказываются говорить о доходах и убытках журнала, о которых периодически пишут другие влиятельные СМИ. Известно, что контрольный пакет акций Forbes как минимум дважды менял владельцев: в 2006 году он перешел к инвестфонду Elevation Partners, а в 2014-м — к инвестгруппе Integrated Whale Media Investments. Тем не менее семья Форбс по-прежнему обладает голосующим пакетом акций и принимает участие в руководстве компанией.

История главного бизнес-издания страны от лица главных редакторов

15 лет назад Россия стала пятой страной мира, где начинает издаваться Forbes. Уже с первого года в русской версии публикуются серии рейтингов, составленные по уникальной методике, которую на протяжении многих лет использует американский Forbes. За первый 2004-й год в свет выходит 7 рейтингов. Спустя 15 лет читателям доступны более 20 печатных и онлайн-списков.

В день пятнадцатилетия издания все бывшие и нынешние главные редакторы и руководители журнала рассказывают историю русской версии Forbes.

15 лет — 5 эпох

Русскоязычный Forbes — совместный проект американской компании Forbes и немецко-российского издательства Axel Springer Russia. Сегодня Forbes — лидер на рынке. Каждый год русская версия журнала подтверждает статус самого цитируемого и влиятельного издания (Медиалогия). Общий тираж составляет более 20 млн копий.

С апреля 2004 года до сегодняшнего дня свет увидел 181 номер. На 105 обложках изображены лица, на 50 — картинки и на 26 — важные цифры.

Лица на обложках — это 52 участника списка Forbes, 26 звезд, 16 бизнесменов, 12 руководителей, 10 молодых предпринимателей и 3 президента.

За 15 лет чаще всего на обложку попадали:

  • Мария Шарапова (5 раз).
  • Владимир Потанин, Сулейман Керимов, Аркадий Ротенберг (по 4 раза).
  • Юрий Мильнер, Роман Абрамович, Михаил Прохоров, Олег Тиньков, Аркадий Волож (по 3 раза).


За 15 лет в издании сменились шесть главных редакторов: Пол (Павел) Хлебников, Максим Кашулинский, Елизавета Осетинская, Эльмар Муртазаев, Николай Усков и Николай Мазурин. Каждый главный редактор — это новая эпоха.

Эпоха первая. Пол Хлебников и русский Forbes

  • Апрель 2004 — март 2011.
  • Главные редакторы: Пол Хлебников, Максим Кашулинский.

Яркая история Forbes в России начинается весной 2004 года. В апрельском выпуске первый главный редактор и основатель журнала Павел Хлебников произносит вступительное слово:


Слово главного редактора Пола Хлебникова в № 1 Forbes, апрель 2004 года:

На российском рынке мы будем силой независимой, не связанной с какой-либо бизнес-структурой или с государством.

На первой обложке — Алексей Мордашов, а первый рейтинг посвящен самым дорогим футбольным клубам.


Уже в мае 2004 страна узнаёт, кто входит сотню богатейших бизнесменов России. На первом месте Михаил Ходорковский с состоянием $15,2 млрд, на втором — Роман Абрамович, $12,5 млрд, на третьем — Виктор Вексельберг, $5,2 млрд.


Именно в этом выпуске опубликовано последнее слово Павла (Пола) Хлебникова. В середине лета первый главный редактор Forbes был убит. Но его идеи закрепятся в философии Forbes на все будущие эпохи.


Максим Кашулинский, главный редактор Forbes в 2004−2011гг.:

Есть несколько идей, которые Пол привез с собой из американского Forbes и которые были воплощены в журнале.

Третья — собственно система проверки фактов, когда один журналист проверяет факты за другим, и все фиксируется на бумаге. Роскошь по нынешним временам. Четвертая — что из каждой статьи читатель должен вынести какой-то урок. Пусть это будет одно предложение или одна мысль. А иначе зачем писать?

Пережив огромную потерю основателя и первого главного редактора, Forbes без пауз продолжает выходить в России.

Максим Кашулинский, главный редактор Forbes в 2004−2011гг.:

Надо сказать, что каждый рейтинг начинался с поисков в потемках: информации мало, приходилось часто полагаться на оценки экспертов. Но с каждым новым подходом точность возрастала. Все эти рейтинги появлялись по двум причинам: с одной стороны, были (так или иначе) аналоги в американском Forbes, а с другой — все очень бурно росло и хотелось в каждой сфере разобраться и упорядочить.

Максим Кашулинский, главный редактор Forbes в 2004−2011 гг.:

Разброс тем был гигантским: от историй успеха русского инвестора в Facebook Юрия Мильнера и Олега Тинькова до расследований о бизнесе друзей Путина братьев Ротенбергов, а также знаменитая статья про Елену Батурину и то, как она ведет бизнес в городе, где мэром работает ее муж.

Обложка эпохи — с Юрией Мильнером:


  • Май 2011 — январь 2014.
  • Главный редактор — Елизавета Осетинская.


Елизавета Осетинская, главный редактор Forbes в 2011−2014 гг.:

В это время появляются: рейтинг самых дорогих топ-менеджеров, королей госзаказа, венчурных капиталистов. Предпосылки очевидны: во всех странах заработки лидеров корпоративного мира представляют огромный интерес, а в России — тем более.

Короли госзаказа? Тоже понятно — именно тогда государство стало восстанавливать доминирование в экономике, пошли большие госстройки, стало ясно, что нужно как-то оценить, кто становится бенефициаром этого времени. С венчурными капиталистами тоже ясно — тех-стартапы стали массовым явлением.

С 2011 Forbes разрабатывает и публикует рейтинги 200 частных компаний, рейтинг самых удобных для ведения бизнеса городов, рейтинг знаменитостей, рейтинг компаний-лидеров российского интернета.

Елизавета Осетинская, главный редактор Forbes в 2011−2014 гг.:

Кроме того, стали уходить великие, и мы успели с ними поговорить до того, как это случилось: умер Рэм Вяхирев, умер Борис Березовский, и Forbes был последним, кто об этом написал. Кстати, недавно ушел 87-летний Тетюхин, так вот история его выхода из ВСМПО-АВИСМА тоже была описана в то время.

Обложка эпохи — с Сулейманом Керимовым:


Эпоха третья. Полоса турбулентности

  • Январь 2014 — январь 2016.
  • Главный редактор — Эльмар Муртазаев.

После ухода Елизаветы Осетинской главным редактором становится Эльмар Муртазаев. В 2014 для российского Forbes наступает непростая эпоха.


Эльмар Муртазаев, главный редактор Forbes в 2014−2016 гг., генеральный директор Forbes Russia :

К концу 2014 года мы более-менее отстроили команду, но тут Госдума приняла закон, фактически запрещающий иностранное владение СМИ. Лихорадить стало опять — было непонятно, что будет происходить с изданием, как поведет себя Axel Springer , немецкий холдинг, тогда владевший лицензией Forbes в России…

Эльмар Муртазаев, главный редактор Forbes в 2014−2016 гг., генеральный директор Forbes Russia :

Я очень горжусь этой историей. Сегодня очень модно об этом снимать видео, писать, говорить — но мы тогда точно были одними из первых.

Обложка эпохи — с Сергеем Пугачёвым


Эпоха четвертая. Время борьбы за ценности Forbes

  • 2016 — июнь 2018.
  • Главный редактор — Николай Усков.

В 2016 году в Forbes запускается проект Brand Voice, в феврале 2018 года — Forbes-конференции, в мае 2018 года — Forbes Video — новая мультимедийная платформа Forbes о секретах успеха и лидерском стиле, глобальной экономике и инвестициях, прорывных идеях и технологиях, меняющих мир. Впервые самые интересные, актуальные и эксклюзивные истории бизнес-жизни начинают выходить в формате видео.

В это же время у издания менется собственник.


Николай Усков, главный редактор в 2016−2018 гг., р едакционный директор Forbes:

Мне выпало возглавить журнал, быть может, в самый драматический момент в его истории. Речь шла о сохранении нашей идентичности, наших принципов, самого журнала на российском рынке.

Тогда собственность на издание перешла от одного из старейших немецких издательских домов к российскому бизнесмену, у которого был небольшой издательский дом, специализирующийся на глянце. Уже в первые месяцы обнаружилось непреодолимое ценностное расхождение между командой Forbes и новым владельцем.

В этой ситуации я, как главный редактор, встал на сторону команды. Поначалу мы надеялись на поиск баланса между амбициями собственника и нашими редакционными стандартами. Но очень скоро выяснилось, что эти надежды беспочвенны. В самый драматический момент коллеги из американского офиса оказали команде российского Forbes бесценную поддержку, которая позволила нам выстоять в противостоянии с собственником.

Это была беспрецедентная в истории российских СМИ победа журналисткого коллектива, отстаивавшего свою независимость и профессионализм. Горжусь, что мы преодолели этот кризис, сохранили журнал, команду, достоинство. Happy end возможен даже в России.

Несмотря на острое противостояние с владельцем редакция продолжает работать. Выходят новые рейтинги и новые онлайн- и офлайн-проекты.

Николай Усков, главный редактор в 2016−2018 гг., р едакционный директор Forbes:

Именно работа являлась единственной отдушиной в то время. Нам удалось разработать методологию и запустить несколько новых рейтингов — самых успешных авиакомпаний, лучших вузов, самых влиятельных россиян Мы развивали офлайн-мероприятия, создали формат Forbes-конференций, запустили полноценный видеоканал. Всех статей не упомнишь, что-то было лучше, что-то хуже, главное — мне за них не стыдно.

Запомнилась последняя статья, в создании которой и я участвовал — о братьях Магомедовых. Именно ее снятие из журнала стало спусковым механизмом, запустившим смену собственника.

Обложки эпохи — с Трампом и Павлом Дуровым:



Николай Усков: «Было два попадания в точку. Трамп на обложке в ноябре 2016 года, как раз когда он был избран президентом. Номер мы сдавали в сентябре. Тогда такой исход выборов казался невероятным. Но мы угадали.

И второе попадание — обложка с Дуровым в образе то ли джедая, то ли Мерлина в марте 2018 года. Вскоре началось удивительное противостояние между государством и Телеграмом, и все смогли убедиться в том, что теленку иногда стоит бодаться с дубом".

Эпоха пятая. Трансформация

  • Июнь 2018 — по сегодняшний день.
  • Главный редактор — Николай Мазурин.

В июне 2018 года Николай Усков занимает должность редакционного директора Forbes. Главным редактором становится Николай Мазурин, работающий в Forbes c 2006 года.


Николай Мазурин, главный редактор Forbes:

В 2006 были надежды, что Россия рано или поздно станет если не частью ЕС, то частью глобального европейского экономического и социального проекта. Через 13 лет отношение к России сильно изменилось, я не хочу давать оценки, кто прав, кто виноват, но факт остаётся фактом: ЕС и Америка считают Россию одной из немногих стран, от которой исходит опасность для западных ценностей в самом широком смысле.

Сейчас много говорят о пропаганде в СМИ. Так вот все эти годы Forbes пропагандировал предпринимательство, наш герой во всех смыслах успешный бизнесмен, и чем больше их будет в стране, тем больше шансов, что Россия не станет изгоем. Бизнес становится все более глобальным, русские предприниматели и их проекты — это и есть мост дружбы над пропастью санкций, надеюсь, Forbes прочно цементирует его опоры.

В октябре 2018 года начинает работать спецраздел Forbes AGENDA о крупнейших бизнес-мероприятиях страны, на которых Forbes выступает информационным партнером.

На юбилейной обложке спустя 15 лет снова Алексей Мордашов.



Николай Мазурин, главный редактор Forbes:

В современном стремительном мире мгновенных коммуникаций бумажная версия журнала должна быть не только интересной и эксклюзивной, это должен быть премиальный продукт. Мы хотим, чтобы каждый номер журнала стал спецпроектом. Стал сенсацией и, если хотите, провокацией. Есть несколько идей — от новых рейтингов до приглашённых главных редакторов, в зависимости от темы номера ими могут стать известные бизнесмены, топ-менеджеры, учёные, звезды шоу-бизнеса.

Эльмар Муртазаев, генеральный директор Forbes Russia :

Медиа теперь все: блогеры, компании, маленькие команды энтузиастов — и они быстрее придумывают решения, быстрее находят ниши, делают кучу талантливых вещей. Это гигантский вызов — нам, консервативному СМИ, научиться делать клевые вещи.

Благодаря чему российский Forbes держит марку?

Читайте также: