Флот древнего египта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Первые суда

Лодки появились в Египте давно. Основным материалом для их постройки служил папирус, доступный повсеместно. Первые изображения таких лодок датируются 3200 г. до н. э. Долгое время считалось, что папирусные лодки не приспособлены для плавания по морю, но норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал доказал обратное.

Он спроектировал и построил лодку по рисункам и макетам Древнего Египта, а затем попытался пересечь Атлантический океан. Первая ладья, проплыв 3000 морских миль, затонула, вторую экспедицию ждал успех. Лодка вышла из порта Софи и достигла Бриджтауна, столицы острова Барбадос, по другую сторону океана. Такие плавучие конструкции использовали при рыбной ловле и для перевозки грузов.

На смену тростниковым лодкам пришли суда из дерева. Единственной подходящей древесиной в Египте была акация, но из-за ее волокнистости и сучковатости получались небольшие деревянные дощечки. Их соединяли внахлест, а корпус для лучшей прочности обтягивали тросами.

Вместо мачты использовали двуногие козлы, на которые крепили парус. Лодки могли ходить как под парусом, так и на веслах. Для долгих путешествий на борту строили каюту из тростника.

С III тыс. до н. э. начали ввозить корабельный лес из Сирии и Малой Азии — знаменитые ливанские кедры. Это привело к строительству крупных судов до 50 м длиной, рассчитанных на 40 и более гребцов.

Погребальные ладьи

Погребальные, или солнечные, ладьи предназначались для перевозки тела покойного фараона к месту захоронения. Затем их замуровывали в специальных камерах недалеко от гробницы. Египтяне верили, что ладья понадобится царю в загробном мире, чтобы плавать по небесному Нилу вместе с богом Ра.

Самый известный превосходно сохранившийся экземпляр — ладья фараона Хеопса, построенная около 2500 г. до н. э. Это полноразмерное судно, которое действительно использовалось по назначению, о чем свидетельствуют остатки ила на канатах.

Солнечная ладья фараона Хеопса

Солнечная ладья фараона Хеопса. Около 2500 г. до н. э.

Солнечная ладья Хеопса была впервые выставлена в специально возведенном музее в 1982 г. Она входит в список 10 великих открытий Египта. Однако это не единственное погребальное судно, найденное в Египте. Другие конструкции обнаружены в Абу-Горабе, Абусире, Абидосе и Дашхуре.

Назначение кораблей

Суда требовались египтянам не только для перевозки камня, статуй, но и для облегчения снабжения войск провиантом. Поэтому существовали как пассажирские корабли, так и грузовые баржи, на которых доставляли древесину и камень.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Рыбаки на лодках держали специальных дрессированных кошек, которые ныряли за пойманной рыбой.

Бронзовая статуэтка кошки с котятами

Бронзовая статуэтка кошки с котятами. 66-30 гг. до н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк (США)

Постепенно начинало развиваться морское судоходство. Так, при фараоне Сахуре (2487-2475 гг. до н. э.) флот использовали для захвата Финикии, откуда были привезены несметные богатства и рабы.

Кроме того, Сахур снарядил морскую экспедицию в страну Пунт, где удалось добыть мирру, серебро, золото и древесину. Следующим известным путешествием в Пунт стала экспедиция, которую отправила царица Хатшепсут в 1517 г. до н. э. Для этого понадобилось укрепить суда, которые до сих пор не сталкивались с морскими волнами и ветрами. С этой целью использовали толстый трос, протянутый между носом и кормой, с накинутой на корму петлей. Изменилась и форма паруса. На смену узкому пришел низкий и широкий. Для закрепления весел появились уключины.

Модель прогулочной лодки, которую использовала знать для ловли рыбы

Модель прогулочной лодки, которую использовала знать для ловли рыбы. XII династия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

После Хатшепсут две экспедиции в Пунт снарядил ее преемник Тутмос III, а фараон Рамзес III стал последним, кто отправил торговые корабли к берегам Пунта. Экспедиция Хатшепсут — первая, детали которой нам известны во всех подробностях. Поэтому именно ей принадлежит первое место в морской истории Египта.

В эпоху Нового царства флот стали применять и в военных целях. Так, в 1600 г. до н. э. корабли активно использовали для вытеснения гиксосов, которые владели Египтом и создали столицу в дельте Нила.

При Тутмосе III (1479-1425 гг. до н. э.), который вел активные завоевательные войны, речной транспорт активно служил для быстрой переброски войск и доставки провианта. Кроме того, Тутмос III ввел должность главы кораблей повелителя двух земель.

Храмовый флот также был реорганизован. Из числа жрецов назначались начальники кораблей Амона и Птаха.

При Рамзесе III (1185-1153 гг. до н. э.) произошла одна из крупнейших морских битв — битва с народами моря. Корабли этого времени уже сильно отличались от лодок времен Хатшепсут. Это были боевые суда. Их нос украшала голова льва. От вражеских стрел моряков укрывал высокий фальшборт, а мачта завершалась смотровой площадкой.

Около 1181 г. до н. э. народы моря вторглись на территорию Египта. Второе нападение произошло в 1178 г. до н. э., в результате чего противник был разгромлен. Остатки народов осели в окрестностях Газа.

Изображение речного корабля на могиле Менна

Изображение речного корабля на могиле Менна. Около 1422-1411 гг. до н. э. Фивы, Египет

Полноводный Нил и выход к морю не могли не сделать Египетское царство великой морской державой. Египетские фараоны обладали могучей военной силой, исчислявшейся сотнями кораблей. Сильный флот властителей Египта успешно сражался с нашествием варваров, приходившими с севера. Изображения древних кораблей фараонов археологи находят в гробницах и на рельефах в руинах древних поселений египтян.

Роль флота в истории Древнего Египта трудно переоценить. Именно мощный флот помог фараону Рамсесу III отбиться от орд пришельцев, которые ворвались в дельту Нила на судах, украшенных страшными птичьими головами. Египтяне скрыли свои корабли в зарослях у берегов Нила, заманил пришельцев в засаду. Дружный удар флота и десантной пехоты заставил неприятелей бежать. Множество врагов утонуло, а инженерам Рамзеса достались образцы чужеземного флота. Египтяне умели изучать чужое и применять все лучшее для конструкции своих кораблей.

Военный флот прикрывал экспедиции, которые фараоны посылали в далекие земли для сбора информации. путешествия египетских разведчиков начались уже в 3500 году до н. э. Есть данные о численности флота Египта в 2600 году до н. э. Фараон Снофру располагал примерно 40 судами для защиты перевозок из Библа (Финикия). Много делала для укрепления боеспособности военного флота и правительница Хатшепсут. Египетские храмы своими надписями до сих пор славят ее заботу о военных моряках.
Геополитические интересы Египта протирались не только к Финикии, но и к глубинам Африки. Египет был заинтересован в поставках рабов, слоновой кости, благовоний, вина, золота. Торговые операции, защиту от пиратов и посягательств чужих флотов обеспечивали военно-морские фараонов.

Бой древнего египтеского флота

Военные корабли египтян в битве на Ниле

Египетский флот базировался не только на Ниле или на побережье Средиземного моря. Крупные военно-морские базы существовали и на Красном море. В 1976 году на территории старинного храма в Сафаги (древнейшего города побережья Красного моря) археологи нашли руины египетского порта, который принимал военные и гражданские суда во времена XII династии. Кроме того, известны и другие значительные стоянки кораблей египтян в Кусейре и Беренике.

Схватка с народами моря

Отражение атаки десанта народов моря египтянами

Шведский исследователь В. Лундстрем описывает внешний вид боевого египетского корабля, который может датироваться 1200-м годом до нашей эры. К этому времени корпус корабля (его длина традиционно не превышала 40 метров) древние мореходы сооружали без использования канатов. Прочность обеспечивали мощным килем, который проходил через весь корабль. У судна имелся мощный поперечный набор. Повышенную поперечную прочность дополнительно придавали скамейки для гребцов, которые располагались поперек корабля в его верхней части. Прикрывал от вражеских стрел экипаж почти метровый фальшборт.

Управлялся египетский военный корабль большим и тяжелым рулевым веслом. Как и греческие триеры, египетский военный корабль мог таранить суда противника. Египтяне приделывали к корпусу отлитый из бронзы таран, который выполнялся в виде головы барана или какого-то экзотического существа.

В экипаж каждого боевого судна входили стрелки из луков. Египтяне полагались на дальний бой (луки солдат фараонов могли поражать цели на дистанции до 150-160 метров), располагая стрелков на специальных площадках, выстроенных на корабле – их делали на носу и на корме. Также лучник (один или несколько) помещались на мачте. Эти воины одновременно вели разведку, контролируя акваторию, выслеживая морские силы врага.


На крупнейших верфях Древнего Египта строили камышовые лодки длиной до 14 м, которые уже могли выходить в Средиземное море. Начиная со II тысячелетия до н. э. все крупные суда строились из дерева. Египетские корабли не только бороздили просторы Средиземного моря, но и выходили в Индийский океан по специально прорытому каналу. Развитие морской торговли влекло за собой совершенствование конструкций судов. Рулевые весла были увеличены и закреплены в специальных приспособлениях — уключинах. На носу и корме появились небольшие площадки для членов экипажа или грузов. Водоизмещение самых крупных судов достигало 60—80 т.

Водоизмещение корабля — количество воды, вытесненной подводной частью корпуса судна. Масса этой воды равна массе всего корабля.

Наконец, именно во времена Древнего Египта появились первые специализированные военные суда. Они были похожи на торговые, однако отличались одной малозаметной, но существенной деталью — тараном, частично спрятанным под водой. Носовые и кормовые площадки этих судов оказались весьма удобными для размещения лучников, метателей копий и пращников. Эти площадки защищались обшивкой из шкур, деревянных досок или камышовых связок от вражеских стрел, копий и камней.

Древнейший из известных кораблей фараонов Древнего Египта. Барельеф

Читайте также: