Этика аль фараби кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно Фараби, бытие состоит из шести ступеней, которые одновременно являются основами всего существующего и связаны друг с другом отношениями причины и следствия. Первая ступень — первопричина (ас-сабаб-ал-аввал), вторая ступень — вторая причина (ас-сабаб-ас-сони), третья ступень — третья причина, деятельный разум (ал акл ал-фаол),четвёртая ступень — четвёртая при­чина, душа (ан нафс), пятая ступень — форма (ас-сурат), шестая ступень — материя (ал-модда).

Согласно Фараби, бытие состоит из шести ступеней, которые одновременно являются основами всего существующего и связаны друг с другом отношениями причины и следствия. Первая ступень — первопричина (ас-сабаб-ал-аввал), вторая ступень — вторая причина (ас-сабаб-ас-сони), третья ступень — третья причина, деятельный разум (ал акл ал-фаол),четвёртая ступень — четвёртая при­чина, душа (ан нафс), пятая ступень — форма (ас-сурат), шестая ступень — материя (ал-модда).

Аль-Фараби

Именем аль-Фараби в Казахстане названы улицы, университет и библиотека при нем. Но кто такой аль-Фараби и чем заслужил восхищение не одного поколения, знают немногие. Философ, гениальный ученый Средневековья, автор теорий большинства современных наук, он оставил много значимых трудов. А вот о его жизненном пути известно не так много. Что историкам удалось выяснить об аль-Фараби, узнаете далее.

Аль-Фараби: биография ученого

О жизни знаменитого ученого аль-Фараби известно крайне мало. Источники, которые могли бы пролить свет на его биографию, практически не сохранились. Кроме того, сведения, которыми располагают историки, записаны спустя столетия после жизни аль-Фараби. Сложно сказать, насколько они достоверны. Однако исследователям все же удалось по крупицам собрать данные о жизненном пути мыслителя.

Изучив те скудные сведения, которые были доступны, историки нашли место, где родился аль-Фараби в 870 году на территории современного Казахстана. Его родиной была местность Фараб (Отрар), а именно Весидж — древний городок, расположенный на пересечении рек Арысь и Сырдарья.

За годы жизни аль-Фараби успел побывать в разных городах:

  1. Считается, что до двадцати лет юноша жил в Отраре. В большом торговом городе можно было познакомиться с мудрецами, писателями, учеными и другими интересными путешественниками. Также в Отраре аль-Фараби были доступны многие книги. Вероятно, именно здесь и начался его путь к познанию мира.
  2. Далее юноша некоторое время пребывал в Самарканде, Бухаре и Ташкенте (тогда — Шаше), там учился и работал. Аль-Фараби зачитывался трудами по астрономии, философии, медицине, также увлекался музыкой, изучал языки. Он понял, что хочет исследовать мир, и принял решение уехать из родных мест.
  3. Аль-Фараби отправился в Багдад — столицу и культурный центр Арабского халифата. По пути юноша побывал в иранских городах: Тегеране (тогда — Рей), Исфахане, Хамадане. А когда в 910 году добрался до Багдада, принялся за глубокое изучение медицины, логики и греческого языка. Аль-Фараби с восторгом говорил о Багдаде. Его восхищало его разнообразие: туда съезжались люди из разных стран.

цитата аль-Фараби

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Историки предполагают, что какое-то время аль-Фараби работал судьей. Однако со временем он стал все больше погружаться в науки и бросил профессию. Исследователи рассказывают о судьбоносном случае для аль-Фараби. Однажды приятель поделился с ним большим количеством книг, среди которых были трактаты Аристотеля. Труды настолько впечатлили аль-Фараби, что он оставил карьеру и начал путь ученого.

Также есть сведения, что до прибытия в Багдад мыслитель не знал арабского языка, но быстро его выучил. Всего к концу жизни аль-Фараби знал около семидесяти языков.

На развитие аль-Фараби в науке серьезное влияние оказал знаменитый переводчик Абу Бишр Матта ибн Юнус. Он переводил и комментировал труды античных мыслителей, в том числе Аристотеля, Платона, Эвклида. Аль-Фараби глубоко уважал Абу Бишр Матту и многому у него научился.

Позже философ обучался у христианского мыслителя Йуханна бен-Хаилана. Узнав, что тот живет в городе Харране, аль-Фараби отправился к нему, чтобы больше узнать о логических приемах.

В 941 году ученый переехал в Дамаск, где жил до конца дней. Он продолжал заниматься наукой, писал собственные труды. Жизнь была тяжелой. Говорят, аль-Фараби пришлось устроиться на работу сторожем. Однако вскоре его заметил правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, который почитал науку и старался помогать придворной интеллигенции. И хоть аль-Фараби вел закрытый образ жизни и почти не появлялся при дворе, из правительственной казны ему стабильно выделяли небольшую сумму. Денег вполне хватало на скромную жизнь, к тому же философ мог посвящать себя науке.

цитата аль-Фараби

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Перед смертью аль-Фараби успел побывать в Египте — путешествие длилось около года. Вернувшись в Дамаск, в возрасте семидесяти девяти лет Абу-Насыр аль-Фараби скончался.

Точная причина смерти историкам неизвестна. По некоторым данным мыслитель умер естественной смертью. Другая версия гласит, что его убили грабители. Великого ученого похоронили у Малых Ворот города, а молитву над его могилой прочел правитель государства.

Аль-Фараби: философия

Аль-Фараби — гениальный мыслитель, которому одинаково хорошо давались и гуманитарные, и точные науки. Все, что изучал аль-Фараби, нашло отражение в его научных произведениях:

  • по математике;
  • астрономии;
  • медицине, химии и физике;
  • филологии.

Более того, вклад аль-Фараби в средневековую философию ознаменовал начало ее новой эры. Благодаря ему наука отошла от мистицизма и религиозных учений в пользу рацион. Даже Бога он стремился познать рациональным путем.

цитата аль-Фараби

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Аль-Фараби называют основоположником мусульманского философского направления, основанного на учениях Аристотеля. Философия аль-Фараби стала емким воплощением идей древнегреческого ученого. Вот лишь малая часть его достижений:

В библиографии аль-Фараби есть как короткие работы из пары страниц, так и масштабные трактаты, состоящие из нескольких томов. Исследователи полагают, что в общей сложности мыслитель написал от восьмидесяти до ста тридцати трудов. Идеи ученого во многом опережали время и определили развитие мировой науки.

У аль-Фараби было множество учеников и последователей. Двое из них — Ибрагим ибн Ади и Яхья ибн Ади — продолжили дело своего наставника, комментируя труды аль-Фараби и древнегреческих ученых.

Философ прожил довольно скромную жизнь, не стремясь к богатству, а лишь к знаниям и духовному процветанию. Зато его идеи остаются актуальными даже спустя тысячелетие. Наследие великого мыслителя известно на весь мир и, несомненно, является предметом гордости казахстанцев.

Совершенные общества аль-Фараби делит на три вида: великие, средние и малые. Великое общество – это совокупность обществ всех людей, населяющих землю, средние – это объединение людей в какой-то части земли, малые – малое объединение жителей города.

Величайшее благо и высшее совершенство могут быть достигнуты, согласно, аль-Фараби, в первую очередь городом, но никак не обществом, стоящим на более низкой ступени совершенства. К последним аль-Фараби относит селение, квартал, улицу и дом. Эта система совершенных обществ, нарисованная аль-Фараби со строгой логической последовательностью, представляет собой результат логического мышления ученого, исходящего из соотношения понятий общего и частного.

Итак, самой совершенной формой общества, по аль-Фараби, является город. Он употребляет термин город не только для обозначения города в современном понимании, как единицы административно-территориального деления, но и для обозначения государства и социальных групп общества.

Важное место в социально-этическом учении аль-Фараби занимает идея добродетельного города, в котором люди обретут подлинное счастье.

Но что есть счастье и как его достичь в земной жизни? Путь к счастью аль-Фараби связывает с добродетелями.

В повседневной жизни человеку приходится выбирать между добром и злом. Действие человека нравственно лишь в том случае, если он выбирает добро. При этом человек должен совершать добрые поступки добровольно и постоянно, а не от случая к случаю. Совершая добрый поступок, человек не должен ждать похвалы, благодарности или вознаграждения. В противном случае добро превращается в свою противоположность – зло.

Добродетели аль-Фараби разделяет на этические и дианоэтические или интеллектуальные. К этическим добродетелям он причисляет умеренность, мужество, великодушие и справедливость, к интеллектуальным – мудрость, сообразительность и остроумие.

Так мы подходим к важнейшему пункту этики аль-Фараби: к подлинному счастью ведет обладание всеми этими добродетелями.Более того, добродетельных людей он называет свободными по природе.

В связи с этим интересны размышления аль-Фараби о разделении людей на три типа в зависимости от рассудительности и темперамента. Первый тип – это люди свободные по природе.Они рассудительны и решительны. Второй тип – это люди, которые не обладают этими двумя свойствами, их аль-Фараби называет звероподобными. Третий тип – рабы по природе, они рассудительны, но не обладают решительностью.

По настоящему счастливыми являются свободные по своей природе люди, заключает аль-Фараби.

И здесь мы подходим к кардинальному для всей системы аль-Фараби положению: подлинного счастья люди могут достичь только в добродетельном городе и нигде более.

Основным принципом добродетельного города аль-Фараби считает справедливость. Каждому гражданину этого государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости в добродетельном городе сплачивает разноообразные и разнородные части государства в целое.

Добродетельный город – это наилучшая государственная система, обладающая чертами политической и нравственной организации, которые способны обеспечить государству решение любых задач.

Добродетельный город основан на иерархии. Иерархия подразумевает не только отношения господства и подчинения, но также гармонию и равновесие. В этом выражается мусульманское миропонимание в вопросах социально-государственного устройства, которое присуще всем традиционным обществам.

Кроме того, иерархичность добродетельного города отражает объективность космического миропорядка, отражением которого является в действительности земной порядок. Аль-Фараби полагает, что земная жизнь должна отражать чудесную гармонию космоса, поскольку законы общественного развития связаны с вечными законами бытия. Согласно аль-Фараби, не зная тайны мировой гармонии, невозможно построить совершенное общество.

В наше время очень популярна идея мобильности человека, необходимости овладевать новыми видами деятельности в зависимости от потребностей рынка труда.

В невежественном городе жители, по аль-Фараби, не имеют представления об истинном счастье и не знают путей его достижения. Из всех благ жители невежественного города знают те, которые лишь по видимости являются благами. Таковы телесное здоровье, богатство, наслаждения, свобода предаваться страстям, почести и величие.

Каждое из этих благ представляется жителям невежественного города счастьем, а величайшим счастьем они считают соединение всех этих благ. Соответственно несчастьем они считают болезни тела, бедность, отсутствие наслаждений, невозможность следовать своим страстям и отсутствие почестей.

В городе необходимости жители ограничиваются лишь теми необходимыми вещами, которые нужны телу для его существования: едой, питьем, одеждой, половыми отношениями и помощью друг другу в достижении этого.

В городе обмена жители помогают друг другу в достижении зажиточности и богатства, считая их целью жизни.

В городе низости и несчастья жители ценят чувственные наслаждения, стремясь к веселью и забавам во всех их видах и проявлениях.

Обитатели честолюбивого города желают, чтобы их почитали, восхваляли,прославляли и возвеличивали словом и делом.

Жители властолюбивого города жаждут покорения других,сами не желая покоряться никому; их усилия направлены на достижение той радости, которую доставляет победа.

В городе сластолюбивом жители стремятся к тому, чтобы каждый из них свободно мог делать то, что хочет, ничем не сдерживая свою страсть.

Рассмотрев перечисленные города, можно уточнить и представление о самом добродетельном городе.

Добродетельный город не существует ради порабощения других каким бы то ни было способом, как это происходит во властолюбивом городе.

Принципиальная схема классификации городов аль-Фараби:

Отношение к счастью Невежественный город Безнравственный город Заблудший город Добродетельный город
Знание об истинном счастье + - +
Действие в соответствии со знанием об истинном счастье - - +

(+) – наличие истинного знания о счастье и правильного действия, имеющего целью счастье.

(-) – ложное мнение о счастье и ошибочное действие, имеющее целью иллюзорное счастье.

(0) – отсутствие знания о счастье и действий, имеющих целью счастье.

Важное место в социально-этическом учении аль-Фараби занимают его рассуждения о главе добродетельного города.

Он, по мнению аль-Фараби, должен обладать особыми врожденными и благоприобретенными качествами. Этим он отличается от других членов города.

Глава добродетельного города, по должен обладать двенадцатью врожденными качествами:

Согласимся, что глава государства должен быть хорошо сложен, внешне привлекателен, поскольку по нему судят о народе в целом. Он должен обладать крепким здоровьем, для чего многие руководители современных государств активно занимаются спортом.

Несомненно, для главы государства очень важно обладать ораторскими способностями.

Правитель должен постоянно совершенствовать свои знания.

Глава добродетельного города должен обладать лучшим нравом – умеренным. Он способен определять идеальную меру воздействия на своих подданных, которая не должна быть ни чрезмерной, ни недостаточной. Задача трудная, очень актуальная и в наши дни.

Неслучайно главы государств запрещают различные игровые заведения, развращающие нравы людей.

Еще древнегреческие философы считали, что справедливость должна быть основой любого государства.

Очень важно, чтобы руководитель умел своевременно признавать и исправлять свои ошибки.

Руководитель государства должен обладать большим мужеством при принятии судьбоносных решений.

К благоприобретенным качествам главы добродетельного города аль-Фараби относит его способность посредством силы воображения или благоприобретенного интеллекта соединяться с деятельным интеллектом, ибо справедливые законы, благие дела и высказывания главы исходят не от него, а по внушению деятельного интеллекта.

Аль-Фараби считает, что подобно тому, как органы тела различаются между собой по своей природе и способностям, точно так же и члены городского объединения различаются между собой. И если в теле иерархия органов заканчивается органами, которые совершенно не управляют, а лишь подчиняются, то в государстве иерархия заканчивается классом, единственной обязанностью которого является повиновение и выполнение приказов.

Этот проект предполагает создание университета нового поколения, где на основе синергизма технологических и духовно-нравственных концептов будут продемонстрированы современные подходы к развитию современного общества.


Современный мир свято чтит учения древних арабских ученых. Хотя многое из того, что они говорили, сейчас воспринимается, как устаревшее, но в своей эпохе они были просветителями, несли прогресс и прививали любовь к наукам. Среди них особое место занимает Аль-Фараби, которого современники чтили как второго учителя, подразумевая, что первый – это Аристотель. Аль-Фараби интересовала сама личность человека, его нравственность, интеллектуальный уровень, это все нашло отражение в его книгах, дошедших до наших дней.

Детство

Родной город Аль-Фараби – Весидж, местность Фараб, находился в месте пересечения двух рек – Сырдарьи и Арыси. Сейчас это территория Отрарского района Казахстана. Одни источники утверждают, что он родился в 870-м году, согласно другим, это событие произошло в 872-м. Его отец принадлежал к богатому тюркскому роду, служил военачальником. Знатность происхождения повлияла и на имя мальчика, которое в полной версии звучит как Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Многочисленные споры ходили и вокруг его национальности. Есть мнение, что в его жилах течет не только тюркская, но и персидская кровь.

Его редко называли полным именем, исключительно Аль-Фараби. В те годы непринято было писать биографии выдающихся людей, поэтому сведения о детских и юношеских годах мыслителя не сохранились. Известно, что он был очень скромным, не любил светские приемы, предпочитая проводить время за изучением трудов Аристотеля и Платона. В те годы будущий философ несколько раз менял место жительства – Самарканд, Ташкент, Бухара. С каждым годом уровень его знаний становился все более внушительным, он обладал энциклопедическими знаниями. Больше всего юношу интересовала логика и естествознание, он увлекался изучением иностранных языков и медицины, занимался музыкой. Имя человека, который учил будущего мыслителя всем этим премудростям, история, к сожалению, не сохранила.

Абу Наср Аль-Фараби

Аль-Фараби принял решение перебраться в Багдад и самостоятельно проделал весь путь к городу своей мечты. В те времена Багдад считался самым прогрессивным местом, где процветала наука, культура и искусство. Впоследствии Аль-Фараби назовет этот город самым восхитительным и счастливым среди всех невежественных городов. Именно там трудились и развивались философы, ученые и поэты.

Легенда гласит, что в Багдаде будущий философ трудился на должности судьи, однако вскоре оставил это дело и занялся преподавательской деятельностью. Один из друзей оставил ему на хранение библиотеку, содержавшую научные труды. Будущий мыслитель прочел все книги, и это вдохновило его на научную деятельность. У философа оказалась прекрасная память, кроме этого он обладал редкой целеустремленностью, помогавшей обогащаться новыми знаниями. Современники считали Аль-Фараби очень мудрым и талантливым, последователем идей мыслителя Аристотеля. Когда в 932 году он уезжал из Багдада, то уже тогда считался знаменитым ученым.

Философия

Труды философа можно условно отнести к двум категориям. К первой относятся работы, в которых он изучает законы мироздания, самого человека и его познание мира. По мнению Аль-Фараби, астрономия, математика и геометрия – это такие науки, которые помогают в изучении вышеуказанных областей. Ученый занимался изучением материи и ее свойств, его интересовали такие понятия, как время и пространство.

Абу Наср Аль-Фараби

Вторая категория работ философа – изучение живой природы и законов, согласно которым она существует. Эти труды посвящены основам биологии, химии, медицины, физики и оптики. Аль-Фараби живо интересовался социологией и философией, педагогикой и политикой, диалектикой, этикой и устройством государственной власти. Его рассуждения шли впереди времени, поэтому некоторые работы не теряют актуальности и в наше время. Философ полагал, что все в этом мире находится на шести ступенях, между которыми есть причинно-следственные узы.

Первая ступень – зарождение, вторая – появление, третья содержит активно развивающийся разум. На четвертой, по мнению мыслителя, располагалась душа, пятая содержала форму, а шестая – непосредственно материю. Именно эти шесть ступеней хранили то, что окружает каждого человека.

Бог – цельный и единый, как первопричина всего существующего на земле. Второе место Аль-Фараби отводил планетам и небесным телам, непохожим на земные формы и материи. Теория мыслителя гласила о вечности материи, и о ее тесной связи с формой. Форма же может существовать только вместе с материей, наполнявшей ее. Отдельное место отводил философ космическому разуму, он считал, что тот защищает живую природу.

Абу Наср Аль-Фараби

Бога ученый рассматривал не с точки зрения религии, а чисто в научном формате. Всевышний и материальный мир существовали в его понимании раздельно друг от друга. Мыслитель утверждал, что у каждого человека есть свобода воли. Аль-Фараби был верующим человеком, он не отступал от религиозных законов, просто пытался найти всему научное обоснование.

Арабских ученых древности, которые оставили после себя великое научное и творческое наследие, чтут и в современном мире. Возможно, некоторые их взгляды и понятия кажутся сегодня устаревшими, но в свое время они направляли людей в сторону наук и просвещения. Одним из таких великих ученых был Аль-Фараби. Биография его берет свое начало в городе Фараб (территория современного Казахстана) в 872 году.

Жизнь великого философа

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг, известный всему миру как Аль-Фараби, прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным наукам.

Современники называли этого великого человека вторым учителем, подразумевая, что первым был Аристотель. Биография Аль-Фараби дает очень скудную информацию, так как при жизни ученого никто не уделял этому внимания, а все имеющиеся данные были по крупицам собраны спустя пару веков после его смерти.

аль фараби биография

  • Родился он в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.). Довольно крупный город находился возле места, где Сырдарья и Арысь соединяются. Позже населенный пункт переименовали в Отрар, и сегодня его развалины можно увидеть на юге Казахстана в Отрарском районе.
  • Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода.
  • Еще будучи юношей, Абу Наср Аль-Фараби, биография которого умалчивает о его детских годах, чурался светских приемов и много времени проводил за изучением трудов Аристотеля и Платона.
  • Некоторое время он жил в Бухаре, Самарканде и Шаше, где учился и работал одновременно.
  • Закончить образование Аль-Фараби (биография рассказывает об этом более подробно) решил в Багдаде. В то время это была столица Арабского халифата и крупный культурный и научный центр.
  • По пути в Багдад молодой ученый, уровень знаний которого на то время можно назвать энциклопедическими, посетил такие города, как Исфахан, Хамадан и Рею (современный Тегеран).
  • Прибыв в столицу в 908 году, Аль-Фараби (биография не дает более точных данные) изучает логику, медицину, естествознание, греческий, но у каких именно учителей, неизвестно.
  • Прожив в Багдаде до 932 года, он покинул его, став уже достаточно известным ученым.

Жизнь в Дамаске и мировая известность

Переезд стал толчком для дальнейшего развития философских и научных талантов ученого, но о его личной жизни того времени почти ничего не известно.

  • В 941 г. философ переезжает в Дамаск, где о нем никто ничего не знал. Первые годы в этом городе были достаточно трудными, так как ему приходилось работать в саду, а по ночам писать свои великие трактаты.
  • В свое время Абу Насыр Аль-Фараби (биография не указывает точных дат) посещал Сирию, где у него был покровитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, помогавший многим деятелям науки и искусства того времени.
  • Известно, что в 949 году ученый был в Египте.
  • Существует 2 версии того, как умер великий философ. В одних источниках говорится, что он скончался по естественным причинам в возрасте 80 лет, по другим – был ограблен и убит по пути в Аскалан.

биография аль фараби

Такой была жизнь Абу Наср Аль-Фараби, краткая биография которого не передает во всей полноте его величия, чего не скажешь о его трудах.

Научный подход к обучению

Так уж был устроен ум Аль-Фараби (биография об этом не рассказывает), что мог охватить сразу несколько научных направлений для их изучения и развития. Он был сведущ во многих известных во время средневековья науках и во всех из них преуспел.

Его деятельность началась с изучения трудов великих греческих мудрецов. Давая к ним комментарии, он старался довести их мысли простым языком до широкого круга людей. Иногда для этого ему приходилось излагать все это своими словами. Еще один научный метод, который применял Аль-Фараби – это анализ великих трактатов древности с подробным изложением их содержания. Определить это можно по рукописям, где арабский ученый оставлял свои записи, которые условно можно поделить на 3 типа:

  • Пространный комментарий, в основе которого лежало высказывание древнего мудреца с подробным объяснением, что автор хотел этим сказать. Такая работа проводилась с каждой главой или разделом трактата.
  • Средний комментарий, в котором брались только первые фразы оригинала, а все остальное являлось объяснением Аль-Фараби. Биография ученого не передает сути этой работы.
  • Небольшим комментарием можно назвать изложение древних трудов от своего имени. При этом Аль-Фараби мог объединять сразу несколько произведений Аристотеля или Платона, чтобы донести до учеников смысл их философии.

 абу наср аль фараби краткая биография

Изучение и комментарии к этим трудам не только способствовал продвижению их в широкие массы людей, но и направляли мысли арабского ученого на дальнейшее обдумывание этих философских вопросов.

Вклад в развитие наук

Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на таких ученых средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие. На сегодняшний день известно порядка 130 работ ученого, также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре.

Биография Аль-Фараби на русском языке указывает, что он смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей (“Альмагест”), Александр Афродезийский (“О душе”) и Евклид (“Геометрия)”. Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений – это его умственные изыскания и практические опыты.

Философские труды Аль-Фараби

Все научные работы арабского ученого можно разделить на несколько видов:

  • Общефилософские работы, которые были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям.
  • Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способам познания мира.
  • Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии.
  • Отдельные труды (биография Аль-Фараби это упоминает) посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике.
  • Отдельное внимание ученый уделил изучению общественно-политических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике.

биография аль фараби на русском языке

За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Не перестали быть актуальными его работы и в наше время.

Основа бытия по учению Аль-Фараби

Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на 6 ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями:

  • Первая ступень – это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано.
  • Вторая – появление всего.
  • Третья ступень – это деятельный и находящийся в развитии разум.
  • Четвертая - душа.
  • Пятая ступень – это форма.
  • Шестая – материя.

Эти ступени лежат в основе всего, что окружает человека, и ученый разделяет их на 2 вида:

  • Вещи и состояния, которые он называл “возможно сущими”, так как их природа не всегда вызвана необходимостью их существования.
  • Вторые, наоборот, всегда существуют сами по себе и называются “необходимо сущими”.

Первопричиной всего Аль-Фараби (краткая биография и знакомство с его работами указывают на это) называл Бога, так как только ему присущи цельность и единственность, тогда как остальные ступени имеют множественность.

Вторая причина – это возникновение планет и других небесных тел, которые по своей природе отличаются от земных форм. Третью ступень Аль-Фараби определил космическому разуму, который заботится о живой природе и стремится довести мир до совершенства.

Последние 3 ступени связаны с нашим миром, и им ученый уделил самое пристальное внимание. Он отделил функции Бога от того, что происходит в материальном мире, тем самым ограничив его вмешательство в жизнь людей, дав им свободу воли. Он смог утвердить силу материи, наделив ее вечностью.

Взаимосвязь формы и материи

Немало внимания ученый уделил взаимоотношениям формы и материи. Например, он дает трактовку формы как цельность структуры, а материи – как сущность и основание всех вещей. Именно он указал на то, что форма может существовать только благодаря наличию материи и не может находиться вне тела. Материя, в свою очередь, – это субстрат, который обязательно должен быть наполнен содержанием (формой). Об этом великий ученый пишет в своих работах “О материи и форме” и в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”.

Отношение к Богу у Аль-Фараби было, скорее, научное, чем религиозное. Многие последователи ученого, а далее религиозные арабские деятели, утверждали, что он был истинным мусульманином, чтившим традиции ислама. Но труды мудреца говорят о том, что он пытался познать Бога, а не слепо верить в него.

абу наср аль фараби биография

Недаром ученый такого уровня был похоронен без участия в процессии духовенства. Слишком смелыми были высказывания Аль-Фараби о строении мира и всего сущего.

Учение об идеальном городе-государстве

Немало внимания ученый уделял таким аспектам жизни, как счастье, нравственность, война и государственная политика. Им он посвятил такие работы:

  • “Трактат о достижении счастья”;
  • “Пути счастья”;
  • “Трактат о войне и мирной жизни”;
  • “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”;
  • “Гражданская политика”;
  • “Трактат об изучении общества”;
  • “О добродетельных нравах”.

Все они затрагивают такие важные во времена жестокого средневековья аспекты, как любовь к ближнему своему, безнравственность войн и естественное стремление людей к счастью.

Если объединить эти работы, то можно сделать такой вывод из философии автора: люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Он придумал город, в котором управление находится под руководством мудрецов и философов, а его жители творят добро и осуждают зло. В противовес этому идеальному обществу автор описывает города, где правят зависть, стремление к богатству и бездуховность. Для своего времени это были довольно смелые политические и нравственные взгляды.

О музыке

Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби (биография на казахском языке это подтверждает) уделил немало времени музыковедению. Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение.

аль фараби краткая биография

Это вывело изучение и сочинение музыки на новый уровень. Он познакомил другие народы с музыкой Востока, оставив после себя трактаты “Слово о музыке” и “О классификации ритмов”. В отличие от школы пифагорейцев, по которой слух не имел значения для различения звуков, а главным в этом являются вычисления, Аль-Фараби считал, что именно слух позволяет определять звуки и соединять их в гармонию.

Учение о познании

Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание.

Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции. Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения.

Логика, как форма познания

Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби – это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям.

абу насыр аль фараби биография

Ученые Востока и других стран поддержали его работы “Введение в логику” и “Вводный трактат по логике”. Логика – это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый.

Память о великом ученом

В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке. Например, есть об Аль-Фараби биография на казахском, ему посвящены улицы городов и даны имена университетам. В Алматы и Туркестане установлены памятники, а 1975 году широко отмечался 1100-летний юбилей со дня рождения Аль-Фараби. Биография (казакша) не передает всего величия мудрости этого человека.

Читайте также: