Физическое насилие это кратко

Обновлено: 17.05.2024

Насилие физического характера (physical abuse) – умышленные повреждения, нанесенные одному человеку другим. Как правило, жертва занимает подчиненное положение по отношению к истязателю.

Культурные и религиозные особенности делают неоднозначным представления о физическом насилии. Так, телесные наказания детей родителями во многих обществах считаются вполне приемлемыми. Как правило, телесные наказания формально считаются насилием, однако правоохранительные органы проводят расследование только в наиболее серьезных случаях. Взгляды на насилие постоянно меняются. В Западной Европе сто лет назад родитель имел полное право наказывать ребенка розгами; теперь же за этим последует визит социального работника и как минимум предупреждение родителю. Недавно Европейский суд вынес решение о недопустимости телесных наказаний в школах.

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер . М. А. Гулина . 2008 .

Полезное

Смотреть что такое "Насилие физического характера" в других словарях:

Насилие эмоциональное — – термин для общего обозначения негативных психологических последствий насильственного поведения других людей. Эмоциональное НАСИЛИЕ может быть результатом физического, сексуального насилия или следствием других видов поведения, включающих… … Словарь-справочник по социальной работе

Насилие — – умышленное поведение с целью причинить ущерб другим людям; в социальной работе определяется широко и включает не только физическое нападение, но и проявления АГРЕССИИ, угрозы, запугивание, расистское и сексуальное преследование. Акты НАСИЛИЯ… … Словарь-справочник по социальной работе

Насилие — применение тем или иным классом (социально политической группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социально политических групп) с целью приобретения или сохранения экономического и… … Научный коммунизм: Словарь

Понуждение к действиям сексуального характера в уголовном праве России — Понуждение к действиям сексуального характера в уголовном праве России деяние, являющееся преступным согласно статье 133 Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность устанавливается за склонение (понуждение) лица к вступлению в половую… … Википедия

Насильственные действия сексуального характера — Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности … Википедия

Интервью с целью расследования — (investigative interviewing) – проводится с ребенком в рамках других мероприятий при подозрении на насильственные по отношению к нему действия. Сам термин предполагает, что к данной ситуации следует отнестись непредвзято, учитывая три возможных… … Словарь-справочник по социальной работе

Cult Awareness Network — CAN, the NEW Cult Awareness Network Штаб квартира: Лос Анджелес Тип организации: адвокация, свобода вероисповедания, горячая линия Официал … Википедия

Насилие – одна из глобальных проблем всего человечества. Формы и виды насилия разнообразны, с ними можно столкнуться дома, на работе, на улице – где угодно. Жертвами становятся как взрослые, так и дети. Давайте попробуем разобраться в нюансах этой непростой, но важной проблемы.

Понятие насилия

В широком смысле насилие можно определить как принудительное воздействие на кого-либо: оскорбление, унижение, использование в своих целях и т. д. Цель любого насилия – подавить волю и личность жертвы.

К насилию прибегают дети в школах и детских садах, политики и руководители компаний, мужья и жены, родители, случайные прохожие. Не будем рассматривать случаи из психиатрии, говорить о маньяках. Мы рассмотрим склонность к насилию с психологической точки зрения. Хотя сама по себе такая модель поведения аномальна, стоит отметить, что встречается она и у здоровых клинически людей. Давайте разберем популярные в быту формы и виды насилия, их причины и последствия.

Виды и формы

В психологии нет единой классификации видов насилия. Предлагаю рассмотреть типологии на основе характера насильственных действий и места.

По характеру действий насилие бывает психологическим, физическим и сексуальным. Рассмотрим каждый вид подробнее:

  1. Психологическое насилие – действия, направленные на унижение, оскорбление, высмеивание, издевательство над ребенком или взрослым. Иногда этот вид называют эмоциональным насилием.
  2. Физическое насилие – умышленное причинение физического вреда. Авторитарный стиль воспитания с телесными наказаниями тоже можно отнести к физическому насилию.
  3. Сексуальное насилие – сексуальное удовлетворение при помощи другого человека, но против его желания. Жертва физически или психологически не способна дать отпор либо не понимает в силу особенностей своего развития характер действий агрессора. Принуждение, склонение к сексуальной близости под угрозами тоже является сексуальным насилием.

По месту развития событий насилие бывает семейным, школьным, социально-бытовым, рабочим:

    – психологическое, физическое или сексуальное насилие над ребенком или взрослым в семье. В этом случае часто сочетается физическое и психологическое насилие. Цель семейного насилия – запугать, внушить чувство страха, обрести контроль над жертвой. Некоторые родители так пытаются добиться уважения их авторитета, а некоторые супруги – верности и преданности партнера.
  1. Школьное насилие (буллинг) – физическое или психологическое насилие между детьми или между педагогом и учениками. Направленность отношений разная: насилие детей над учителем, насилие учителя над учениками, унижение одного ребенка одноклассниками, насилие одного ученика над другим (другими).
  2. Насилие на работе (моббинг) – чаще психологическое насилие в форме оскорблений, утаивания информации, дезинформации, сплетен, давления. Возникает между работниками или работниками и руководством.
  3. Социально-бытовое насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие от незнакомых или малознакомых людей на улице, в транспорте и других общественных местах.

Как мы видим, насилие по характеру действий не зависит от места и может относиться к любой категории. Что касается форм насилия, то они стремятся к бесконечности (на что хватит фантазии агрессора). Среди популярных форм можно назвать крики, оскорбления, избиение, пинки, толчки, клевету, порчу имущества.

Причины насилия

безопасность

Насильник жаждет власти. Он хочет самоутвердиться, возвыситься за счет унижения личного достоинства жертвы. Как считал Фрейд, миром правят чувство голода, секс и жажда власти. Это базовые потребности, которые обуславливают активность личности. Но у некоторых людей жажда власти переходит в патологическое стремление доминировать.

  1. Теория о неудовлетворенных базовых потребностях как причине насилия принадлежит Фрейду. Психоаналитик полагал, что неудовлетворенная потребность в еде, воде, безопасности, сексе, общении, самоуважении, уважении, принадлежности способствует накоплению энергии и повышению напряжения. Тело и психика требует разрядки. Агрессия и насилие – примитивный способ снять напряжение. Хочу отметить, что в данном случае базовые потребности рассматриваются не как первичные, а как свойственные каждому человеку. Конечно, согласно пирамиде Маслоу, потребность в самоуважении или сопричастности находится на более высоком уровне, чем еда.
  2. Теория социального научения насилию принадлежит А. Бандуре. Психолог экспериментально и методом наблюдения определил, что насилие как паттерн поведения усваивается их семьи, СМИ, культуры и субкультур общества. Притом формируется это поведение не за счет наказаний и подкреплений, а на основе имитации и идентификации, подражания значимому человеку.

В ряде случаев первый и второй механизм действуют сообща. Например, когда ребенок становится свидетелем бытового насилия между родителями. Он и страдает от фрустрации, и усваивает модель отношений. Позже такие дети проявляют агрессию в отношении более слабых детей, людей или животных.

Последствия

Последствия насилия бывают ближайшими и отдаленными. К ближайшим последствиям относятся:

Постепенно усиливается чувство тревоги, страх, гнев. Нередко у жертвы возникают депрессивные наклонности, чувство собственной неполноценности. А также к отдаленным последствиям относятся соматические заболевания, личностные расстройства, задержка в развитии, социальные трудности (например, неспособность построить длительные отношения).

Реабилитация

мышление жертвы

Для реабилитации недостаточно устранить сами инциденты насилия, само воздействие. Нужно устранить травматические воспоминания, переживания, связанные со случившимся. Важно дать выход чувствам жертвы. Реакции индивидуальны, но часто встречаются:

    ;
  • отрицание;
  • потрясение от ощущения безвыходности ситуации или непринятия альтернативных вариантов решения; и беспомощности;
  • гнев;
  • недоверие;
  • противоречивость;
  • депрессивные и суицидальные наклонности.

Реабилитация проходит поэтапно: работа с мыслями, эмоциями, поведением. Для коррекции состояния используется индивидуальная или групповая терапия (не все жертвы могут и хотят работать в группе).

В ходе психотерапии предстоит решить следующие задачи:

  1. Определить проблемы, связанные с насилием.
  2. Помочь клиенту получить доступ к собственным ресурсам.
  3. Восстановить чувство безопасности и контроля.
  4. Выявить и укрепить сильные стороны клиента.
  5. Добиться полного или максимального самопринятия.
  6. Скорректировать самооценку.
  7. Определить долю ответственности жертвы. Определить, как избежать подобного в будущем.
  8. Восстановить целостность личности.
  9. Помочь интегрироваться в общество, восстановить социальные связи.

Групповая психотерапия полезна тем, что служит источником эмоциональной поддержки, понимания и принятия, активного слушания. Групповая психотерапия избавляет клиентов от страха и изоляции. Чем еще полезна групповая терапия:

  • умножение личностных ресурсов;
  • чувство безопасности;
  • снижение тревоги и восприятия своего случая как уникального в результате обмена опытом;
  • атмосфера доверия и открытости, которая дарит позитивный опыт общения, взаимодействия.

В условиях групповых занятий используются те же методы психотерапии, что на индивидуальных консультациях: арт-терапия, гештальт, психодрама, когнитивно-поведенческая терапия.

Профилактика

В целях профилактики нужно сформировать устойчивую установку о недопустимости насилия в любом его виде и форме. Нельзя придерживаться мышления жертвы, нужно знать о зависимых отношениях, уметь определять их. Вместе с этим необходимо поддерживать на адекватном уровне самооценку и чувство собственного достоинства, знать методы психологической и физической самозащиты.

Жертвами становятся люди с особым виктимным типом мышления. Но в то же время важно понимать, что не все зависит от самого человека. Стать жертвой насилия может каждый, но в ваших силах минимизировать эту вероятность.

Эффекты физического насилия сразу же проявляются на физическом уровне в виде травм и физического вреда, но такое обращение также оказывает на жертву негативное психологическое воздействие, которое может сохраниться надолго. Человек, переживший физическое насилие – особенно если это произошло в детстве, - с большей долей вероятности может столкнуться с эмоциональными и психологическими трудностями в последующие годы жизни.

Люди, которые стали жертвой домашнего насилия, находились в отношениях, подразумевающих жестокое обращение, или стали жертвами каких-то других видов насилия во взрослом возрасте, тоже могут испытывать сильнейшие душевные страдания ещё долгое время после прекращения подобного обращения. Терапевт или другой специалист в области психического здоровья даст такому человеку необходимую поддержку, устранит все эти негативные эффекты и поможет ему восстановиться и полностью исцелиться.

ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Физическое насилие проявляется во множестве различных форм, и жертвой агрессии и насилия может стать абсолютно любой человек. Дети с большей долей вероятности могут подвергнуться неподобающему обращению и насилию со стороны родителей, опекунов, а также родных братьев и сестер, тогда как взрослые чаще сталкиваются с насилием со стороны супруга, партнера или других близких и значимых для них людей. Неподобающее обращение с пожилыми людьми (которое может выражаться в виде пренебрежения или физического насилия по отношению к ним) часто исходит от опекуна, которым может быть как член семьи, так и профессионал, получающий плату за свои услуги. Люди, наделенные определенной властью, также могут проявлять физическое насилие в адрес своих подопечных.

Довольно часто физическим насилием называют только те действия, результатом которых становится физический вред или травмы, но все же многие модели поведения на самом деле предполагают насилие и по своей сути представляют собой неподобающее обращение с проявлением агрессии. В общем и целом все люди, причиняющие физический вред своему интимному партнеру, ребенку или пожилому человеку, считаются агрессорами, подвергающими этого человека насилию, и подобные действия можно квалифицировать как нападение.

Типичные проявления агрессии и насилия включают следующие действия:

  • Толчки, пинки, удары, пощечины, затрещины
  • Захваты и физическое удержание или ограничение в движениях таким способом, который причиняет человеку вред. Однако родитель, который отталкивает ребенка с траектории движения едущего на него велосипеда, не намеревается причинить ребенку вред, поэтому такое поведение не считается проявлением насилия по отношению к ребенку.
  • Прижигание горячими предметами или жидкостями
  • Тряска – особенно по отношению к новорожденному или маленькому ребенку
  • Порка, побои, физические наказания. В некоторых культурах порка и другие физические наказания не считаются проявлением насилия, однако, в общем и целом, подобное воздействие квалифицируется как неподобающее и насильственное, и оно не поощряется во многих культурах и сообществах.
  • Отравление или какие-то другие способы преднамеренного вызова недомогания
  • Преднамеренное нанесение любых травм и повреждений

Представители разных культур могут придерживаться разных представлений о том, что является насилием, а что – нет.

ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Физические симптомы насилия могут включать ожоги и следы от прижиганий (особенно если их нельзя объяснить естественными причинами, или они возникают по определенной модели), синяки, следы от укусов, частые трещины или переломы костей, хронические травмы или хронические проблемы со здоровьем. Присутствие любого из этих физических признаков не обязательно указывает на то, что человек стал жертвой физического насилия – особенно когда речь идет о детях, которые часто падают, играют в подвижные игры и позволяют себе рискованное поведение. Но если травмы или синяки появляются слишком часто, в их возникновении прослеживается определенная модель, или объяснение этих травм не кажется правдоподобным и не вписывается в общую картину, стоит провести тщательное расследование ситуации.

Если человек (ребенок или взрослый) внезапно становится отстраненным, беспокойным или агрессивным, и у него проявляются любые поведенческие симптомы из следующего списка (особенно в сочетании с физическими симптомами, перечисленными выше), он вполне может быть жертвой физического насилия. И вот какие поведенческие симптомы могут указывать на наличие физического насилия:

Насилие всегда представляет собой очень серьезную проблему, однако тряска или швыряние новорожденного или очень маленького ребенка может привести к фатальным последствиям. Младенец может погибнуть от травмы головы, и, если эта травма не оказалась смертельной, она может повлечь за собой серьезное повреждение мозга, инвалидность, ухудшение зрения или речевых функций и появление множества проблем со здоровьем в последующие годы жизни (включая закрепление проблемных моделей поведения в сознании). Внутренние повреждения, вывихи и переломы костей тоже могут стать следствием встряхивания и швыряния младенца или маленького ребенка. Такие симптомы, как проблемы с дыханием, припадки, приступы, рвота, раздражительность, апатичность или утрата интереса к еде, могут указывать на наличие травмы головы, однако физическое насилие не всегда является причиной их проявления. Если вы подозреваете, что маленький ребенок подвергся тряске или швырянию, вам нужно немедленно показать его врачу и провести обследование – независимо от потенциальных причин.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, АССОЦИИРУЮЩИЕСЯ С ФИЗИЧЕСКИМ НАСИЛИЕМ

Насилие может дать множество различных эффектов, которые могут сохраниться надолго. Переживание насилия в детстве повышает склонность к появлению таких проблем и расстройств, как депрессия, тревожность, суицидальные наклонности и расстройства пищевого поведения, которые могут развиться в последующие годы жизни.

Человек, у которого есть возможность покинуть ситуацию, предполагающую насилие, может беспокоиться и тревожиться о том, что агрессивный партнер или член семьи будет представлять для него угрозу в будущем. Все эти волнения не дают жертве насилия обрести и сохранить мир в душе, и их воздействие может ощущаться долгое время после прекращения насилия. Воспоминания о пережитом насилии часто оказывают на человека очень мощное воздействие, не только причиняя значительные душевные страдания вплоть до полного расстройства чувств, но и превращаясь в препятствие в деле налаживания интимных отношений и создания семьи. Человек, который стал жертвой насилия в детстве, может бояться того, что он сам станет агрессором, и поэтому он может вообще отказаться от заведения детей.

Воспоминания о пережитом насилии могут быть такими яркими и интенсивными, что они вмешиваются в повседневную жизнь человека, лишая его способности нормально функционировать. Несмотря на то, что в некоторых случаях жертвам насилия советуют просто забыть болезненные воспоминания, оставить их в прошлом и пойти дальше, это проще сказать, чем сделать, и иногда эта задача становится просто-напросто невыполнимой. Захоронение неприятных воспоминаний в глубинах памяти может пойти на пользу, но все же в некоторых случаях такая стратегия не является здоровой. Самым эффективным вариантом лечения для жертв насилия станет исследование и проработка негативных переживаний – таких, как гнев, горе и скорбь, чувство вины, беспокойство или тревожность, - с помощью специалиста в области психического здоровья.

В ходе терапии некоторым индивидуумам удается избавиться от болезненных воспоминаний и даже найти в себе какую-то степень прощения по отношению к агрессору. Однако если эпизоды насилия и связанные с ними чувства и эмоции остаются непроработанными, эти воспоминания не только продолжат причинять человеку душевные страдания на протяжении всей жизни, но и могут подтолкнуть его к проявлению агрессии и насилия по отношению к другим людям.

ВЫХОД ИЗ ОТНОШЕНИЙ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ НАСИЛИЕ

Довольно часто жертве насилия весьма непросто выйти из сложившейся ситуации. Дети, ставшие жертвой насилия со стороны родителей или опекунов, могут попытаться сообщить о происходящем, но они могут столкнуться с недоверием и нежеланием признавать этот факт. Если же ребенку поверили, или о насилии сообщил сторонний наблюдатель (например, учитель или работник службы опеки), длительное расследование может затянуть процесс выхода из ситуации, и все это может только усугубить насилие.

На самом деле жертвы насилия могут получить доступ к множеству различных ресурсов. В действительности они могут найти безусловное принятие и получить непредвзятую поддержку. Однако для безопасного выхода из ситуации, предполагающей насилие, необходимо для начала проработать все тревоги и опасения, связанные с личной неприкосновенностью и возможными последствиями, и устранить все имеющиеся барьеры и препятствия. 74 % убийств, связанных с домашним насилием, случается уже после расставания, - то есть людям, которые желают покинуть ситуацию, предполагающую насилие, часто хочется предпринять целый ряд мер предосторожности перед тем, как они попытаются сделать это.

ТЕРАПИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЭФФЕКТОВ НАСИЛИЯ

Терапия может оказаться очень полезной для жертв физического насилия. Специалист в области психического здоровья поможет им исследовать такие эмоции, как гнев, горе и скорбь, разочарование, фрустрация и страх, и проработать состояния и расстройства, которые могли стать следствием пережитого насилия (такие, как депрессия, чрезмерная тревожность и другие психические проблемы). Терапевтические ролевые игры оказались очень полезными при работе с такими пациентами. При наличии ПТСР лучше всего использовать технику перемотки, так как десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) может навредить.

Насилие может оказать на человека очень мощное и всеобъемлющее влияние, и его эффекты могут сохраниться надолго. Именно поэтому терапевт концентрируется на выявлении и изолировании всех негативных последствий, после чего он помогает пациенту проработать каждое из них по отдельности – конечно же, когда пациент будет к этому готов. Подходящая терапия также помогает жертвам насилия вновь обрести ощущение безопасности и надежности и осознать, что на самом деле такое обращение не было результатом их собственных действий, и им не в чем себя винить.

Терапия также может оказаться полезной для агрессоров, позволяющих себе насилие по отношению к другим людям. Довольно часто психотерапия или консультирование назначается по приговору суда вместо тюремного заключения или как часть процесса реабилитации после отбывания срока. Терапия учит таких людей перенаправлять свои агрессивные импульсы, таким образом предотвращая проявления насилия в будущем. Однако позитивный исход возможен только при наличии у пациента искреннего желания измениться, и терапия рекомендуется далеко не всем агрессорам, совершившим акты насилия.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.

Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик.

Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы.

Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:

● рассержены на ребёнка;

● не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, т.е.

не находят форм ненасильственного наказания;

● сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;

● устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;

● имеют проблемы в отношениях друг с другом;

● сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;

● пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка;

● неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку;

● не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;

● требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами;

● не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам;

● не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает;

●не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.

Понимание причин возникновения ситуаций семейного насилия даёт специалистам (педагогам, социальным работникам, школьным психологам, представителям органов опеки и правопорядка, представителям общественных организаций) возможность выстраивать стратегию и тактику помощи семьям, а также упрощает обучение учащихся мерам защиты от насилия в семье. Последнее очень важно для подростков, которые способны понять и по-своему оценить многие причины происходящего в семье, и, следовательно, выбрать конструктивные способы поведения.

Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

Индикаторы физического насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся:

следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов (ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны, кровоподтёки и т. д.). Данные индикаторы актуальны не только для врачей – их могут выявить прочие специалисты, родители и другие члены семьи и общества.

К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего физическое насилие по отношению к детям, можно отнести наличие многочисленных личностных и супружеских проблем; экономический стресс; ситуацию, когда родитель сам в детстве подвергался могут разграничить поступок ребёнка и его мотив; насилию или вырос в семье, где использовались чрезмерные наказания и строгая дисциплина; псевдовысокие моральные устои; длительное употребление алкоголя или наркотиков; психическую неуравновешенность; антагонизм, подозрительность и боязнь других людей; социальную изоляцию, отсутствие поддержки со стороны близких или друзей; восприятие ребёнка как источник всех бед или зла; слабый интерес (или его полное отсутствие) к благополучию ребёнка; необъяснимо презрительное, пренебрежительное отношение к ребёнку; безразличие к боли ребёнка; семейные традиции жестокого дисциплинирования детей; непоследовательное (противоречивое) или уклончивое объяснение причин появления телесных повреждений у ребёнка; возложение на ребёнка ответственности за повреждения; постоянную критику, необоснованные требования к ребёнку; обращение к различным врачам или в больницу после каждого случая нанесения телесных повреждений.

Особенности поведения учащихся подросткового возраста, подвергшихся физическому насилию: побеги из дома, антиобщественное поведение, попытки суицида.

К поведенческим индикаторам относятся: избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой; затруднения в ситуации, когда необходимо быть вместе с другими; неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но все их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга. Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение личности побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают ее физическое и психическое здоровье [35]. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в отношении женщины происходит в устойчивых супружеских парах, имеющих детей, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Женщины, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение и готовность к многократному прощению обидчика. Это терпение связано с чувством страха экономических осложнений, нежеланием оставлять детей без отца, жалостью к мужу, опасением потери уважения общества.

К психологическим факторам, характеризующим ситуацию физического насилия в отношении женщины в семье, относится алкогольная зависимость супруга. Эти данные в целом соответствуют данным подобных исследований во многих странах мира [18].

В последние годы в большинстве европейских стран обнаруживается тенденция к росту числа избитых мужей. В России также обнаруживается та же тенденция [41].

Среди подростков с девиантным поведением более 70 % имеют опыт физического насилия, причем мальчики и девочки примерно в равной степени. Но существует гендерная разница в характере насилия. Девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают насилие внутри семьи, мальчики – вне семьи. Девочки подвергаются избиению в более младшем возрасте, как правило, до наступления подросткового периода, мальчики – уже будучи подростками [9, с.42].

Последствия физического насилия

Основными последствиями физического насилия для детей являются:

• нарушение представления о неприкосновенности собственных границ – ребенок не умеет отстаивать свои границы и не знает, что это можно и нужно делать;

• амбивалентное отношение к насильнику (одновременно и любовь, и ненависть); эффект психологического воздействие сильнее, если насилие совершается лицом, которого ребенок любит и воспринимает как защитника;

• недоверие к окружающим людям; отсутствие привязанностей, что является фактором риска для возникновения психопатологических расстройств;

• искажение системы ценностей: ценности упрощаются, наиболее ценным становится то, что может гарантировать безопасность;

• отсутствие контроля над своей импульсивностью, неконтролируемый выплеск агрессии;

• представление о жестокости и насилии как о нормальной форме взаимоотношений;

Физическое воздействие

Физическое воздействие • Намеренное перегораживание своим телом прохода, чтобы приходилось обходить и протискиваться.• Подножки.• Толчки корпусом и локтями.• Все формы домашнего

1. Физическое строение.

1. Физическое строение. Идеи, излагаемые в этом параграфе, заимствованы с видоизменениями у Шелдона:The Varieties of Human Physique / W. H. Sheldon and others; Hafner, 1940.W. H. Sheldon, S. S. Stevens. The Varieties of Temperament. Harper & Row, 1942.Хотя эти представления, по-видимому, полезны в применении к нормальным людям, в

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ По–прежнему астеник болеет чаще других, причем самый незначительный стресс вышибает его из седла. Гастроэнтерологические проблемы, жалобы на сердце, хронические заболевания носоглотки, гипотония — по–прежнему плата за слабость нервной системы

Физическое насилие

Физическое насилие Физическое насилие – преднамеренное нанесение личности побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают ее физическое и психическое здоровье [35]. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства.

Физическое (или моральное) насилие в семье

Физическое тело

Физическое тело В системе, построенной исключительно на строгих экспериментальных данных, роль физического тела является первостепенной. Несмотря на это, для того чтобы предсказывать человеческое поведение, совершенно не требуется знать структуру нервной системы или

Никогда не используйте физическое насилие

4.1.3. Физическое насилие

4.1.3. Физическое насилие Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.Определить, что

Физическое деление

Физическое деление В случае физического деления мы отделяем один или более компонентов продукта от его основной части. Представьте себе, что вы берете ножовку и распиливаете продукт каким-нибудь не интуитивным способом. Физически разделяя исходный продукт, мы начинаем

Физическое благополучие

Физическое благополучие Первое, что можно сделать для улучшения своего физического состояния, – обратить внимание на позу и дыхание. Дыхание – это жизнь, и, если ничего другого вы не можете сделать, постарайтесь расслабиться и опустить плечи, выпрямить спину и глубоко

Физическое насилие и оставление без надзора детей или взрослых

Физическое насилие и оставление без надзора детей или взрослых Излишне напоминать, что в каждом американском штате существуют законы о защите детей и престарелых от насилия, а также об ответственности за оставление их без надзора. Хотя эти законы в чем-то различаются,

Физическое развитие

Физическое развитие Библия учит нас относиться к своему телу как к храму. И действительно, иудеи в своих священных книгах разработали подробные и конкретные законы личной гигиены.Но, помимо выполнения гигиенических требований, храм надо также украшать. Это значит, что

Читайте также: