Физическая подготовка гладиаторов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Гладиаторы.docx

Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым. В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское — манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни.

Более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились. Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. После этого император Ганорий запретил гладиаторство навсегда.

Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля.

В Древней Греции происходит зарождение педагогической теории физического воспитания. В трудах древних философов и ученых – Платона, Аристотеля и др. – было высказано много ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – представитель афинской аристократии, философ-идеалист – обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания со значительным расширением в ее рамках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, встав взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами. В своем труде “Государство” он говорит: “Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной”. Платон высказывал ценные мысли о последовательности государственной системы воспитания, а также о том, что умственное и физическое воспитание даст положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали “атлетическое” направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что “слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье”.

Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития

История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры.

Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин.

1. Физическая подготовка юношей до 16 – 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием “лудус”, где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.

2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему военно-физической подготовки, которую перенимали во многих армиях. В римской армии существовала суровая высокоорганизованная система тренировки легионеров. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей. Воины совершали марш-броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости.

Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды. Физическая и духовная подготовка воинов были раздельными. Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физической культуры. Царский период (VIII – VI вв. до н.э.). Название этого периода обусловлено названием правящей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков. Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры были связаны с родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков, с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою. В состязания входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более “римский” характер. По мере отмирания праздников, устраивавшихся союзом городов, стали устраиваться демонстрации военной силы. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палантином и Авентином получило название “цирк”. Здесь проводились троянские игры, устраивались боевые пляски. Период республики (Vi – I вв. до н.э.). Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подготовки. Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занимались бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились игры с мячом. Наряду с представлениями в цирках в III в. стали устраиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период произошло восстание Спартака. Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелец – мясник) и постоянная боязнь смерти не раз приводила гладиаторов к восстанию. Императорский период (71 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.

Физическая культура из средств военных баталий превратилась в предмет “ заботы” императорской власти и стала носить репрезентативные функции. Императоры строили громадные купальни, посреди которых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тяжести, играть в мяч и настольные игры. Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры. Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигала 175 дней в году. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями.

Для того чтобы сделать народные зрелища разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе которых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду. Римская знать, утратившая потребность в военно-физической подготовке в связи с наличием наемной армии, предавалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.

Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх.

Появившись в царский период, “цирк” особо развился в период республики. Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение планет, обрели новое содержание: стали средствами развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, “античного пролетариата”. А потому цель этих зрелищ теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, а в том, чтобы завоевать расположение народа. Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали.

Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Бои гладиаторов времен республики были намного жестче, чем во времена империи. Большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные преступники и т.д.

Профессиональные гладиаторы обучались в специальных школах. Вплоть до конца существования Римской республики открытие и содержание таких школ было частным делом любителей. Первая из известных нам школ была открыта в Капуе, и этот город долгое время оставался центром подготовки гладиаторов для всей страны. Впоследствии подобные школы возникли в Риме, Помпеях, Пренесте. Позднее, когда императоры решительно прибрали к рукам гладиаторские игры, их собственностью стали и ведущие тренировочные центры Империи.

Но наряду с государственными продолжали существовать и частные школы. Остатки гладиаторских школ найдены при раскопках в Риме и Помпеях. Раскопки Помпейской школы позволяют видеть около сотни маленьких комнатушек без окон, выходивших во внутренний двор, где целый день шли занятия. Жили гладиаторы по двое в голых каморках размером 3 – 4 м 2 .

Руины самой большой из известных нам гладиаторских школ были обнаружены итальянскими археологами при раскопках Рима. В древности она так и называлась – “Боль­шая школа”, при ней имелась собственная арена с ложей для императора и множеством мест для его гостей и друзей. Считалось очень почетным получить приглашение на тренировки императорских гладиаторов. Сама казарма, где жили ученики, была разделена на хорошо изолированные помещения – отдельные хранилища для разных видов вооружения. Большая школа готовила до 2000 гладиаторов в год.

Гладиаторские школы были заведениями, дававшими работу и хлеб огромному числу людей. Кроме учителей, в них работали повара, массажисты, лекари, оружейники, управляющие, тюремщики, охранники.

Занятия в школах проходили следующим образом: начинающие под присмотром тренеров сражались на палках и деревянных мечах, затем переходили на тупое оружие и лишь после этого к тренировкам по правилам настоящей арены.

Новичок, еще неопытный в обращении с оружием, тренировался в нанесении ударов по деревянному столбу или соломенному чучелу. Лишь после того, как он приобретал необходимые навыки, против него выставляли опытного бойца. Его обучали тому, как пользоваться щитом или наручнем для отражения атаки, как парировать выпад противника и ловко уклоняться от его неожиданного укола. Во время этих тренировочных боев оба, учитель и ученик, сражались на палках или на деревянных мечах. Затем начинались настоящие бои. Все, чему гладиатор-новичок обучился как бы в игре, теперь ему приходилось проделывать с настоящим оружием. При этом тренеры сознательно давали воспитанникам предельную нагрузку, заставляя сражаться оружием куда более тяжелым, нежели то, с которым им предстояло выступать на арене. Именно такие тяжелые мечи были обнаружены при раскопках Помпейской школы гладиаторов.

На занятиях от учеников требовалось строжайшее соблюдение дисциплины. Настоящий гладиатор не смел даже поморщиться, когда противник размахивал оружием прямо перед его лицом. За малейшую провинность ученика беспощадно наказывали: секли, сажали на цепь, а в особых случаях даже прижигали каленым железом.

Профессиональные гладиаторы обучались в специальных школах. Вплоть до конца существования Римской республики открытие и содержание таких школ было частным делом любителей. Первая из известных нам школ была открыта в Капуе, и этот город долгое время оставался центром подготовки гладиаторов для всей страны. Впоследствии подобные школы возникли в Риме, Помпеях, Пренесте. Позднее, когда императоры решительно прибрали к рукам гладиаторские игры, их собственностью стали и ведущие тренировочные центры Империи.

Но наряду с государственными продолжали существовать и частные школы. Остатки гладиаторских школ найдены при раскопках в Риме и Помпеях. Раскопки Помпейской школы позволяют видеть около сотни маленьких комнатушек без окон, выходивших во внутренний двор, где целый день шли занятия. Жили гладиаторы по двое в голых каморках размером 3 – 4 м 2 .

Руины самой большой из известных нам гладиаторских школ были обнаружены итальянскими археологами при раскопках Рима. В древности она так и называлась – “Боль­шая школа”, при ней имелась собственная арена с ложей для императора и множеством мест для его гостей и друзей. Считалось очень почетным получить приглашение на тренировки императорских гладиаторов. Сама казарма, где жили ученики, была разделена на хорошо изолированные помещения – отдельные хранилища для разных видов вооружения. Большая школа готовила до 2000 гладиаторов в год.




Гладиаторские школы были заведениями, дававшими работу и хлеб огромному числу людей. Кроме учителей, в них работали повара, массажисты, лекари, оружейники, управляющие, тюремщики, охранники.

Занятия в школах проходили следующим образом: начинающие под присмотром тренеров сражались на палках и деревянных мечах, затем переходили на тупое оружие и лишь после этого к тренировкам по правилам настоящей арены.

Новичок, еще неопытный в обращении с оружием, тренировался в нанесении ударов по деревянному столбу или соломенному чучелу. Лишь после того, как он приобретал необходимые навыки, против него выставляли опытного бойца. Его обучали тому, как пользоваться щитом или наручнем для отражения атаки, как парировать выпад противника и ловко уклоняться от его неожиданного укола. Во время этих тренировочных боев оба, учитель и ученик, сражались на палках или на деревянных мечах. Затем начинались настоящие бои. Все, чему гладиатор-новичок обучился как бы в игре, теперь ему приходилось проделывать с настоящим оружием. При этом тренеры сознательно давали воспитанникам предельную нагрузку, заставляя сражаться оружием куда более тяжелым, нежели то, с которым им предстояло выступать на арене. Именно такие тяжелые мечи были обнаружены при раскопках Помпейской школы гладиаторов.

На занятиях от учеников требовалось строжайшее соблюдение дисциплины. Настоящий гладиатор не смел даже поморщиться, когда противник размахивал оружием прямо перед его лицом. За малейшую провинность ученика беспощадно наказывали: секли, сажали на цепь, а в особых случаях даже прижигали каленым железом.

Кроме частных школ, были и так называемые императорские, которыми управляли специальные чиновники. Они готовили гладиаторов для больших государственных игр. С конца I в. н.э. в Риме было уже четыре императорские школы. Самая крупная так и называлась — Большая школа, она находилась рядом с Колизеем и соединялась с ним подземным проходом. Там готовили гладиаторов всех специальностей. Остальные школы имели свою специализацию. Утренняя школа готовила венаторов и бестиариев, Галльская школа — мирмиллонов, Дакийская переучивала для боёв на арене военнопленных. В Большой школе одновременно содержалось до тысячи гладиаторов.

Жизнь гладиаторов в такой школе состояла из постоянных тренировок. Тренировки включали общефизические упражнения, в основном на выносливость и силу, а также обучение боевым навыкам. Они были очень интенсивными и продолжались с утра до ночи. У найденного в Эфесе скелета гладиатора-мечника, правая рука оказалась длиннее левой на пять сантиметров. Такое явление известно у современных теннисистов, которые тоже постоянно активно действуют правой рукой, хоть и держат в ней всего лишь ракетку, а не меч.

Гладиаторов учили фехтованию на деревянном оружии, которое, как и доспехи, было тяжелее боевого. Сперва ученик отрабатывал навыки на вкопанном в землю столбе и на чучелах, набитых соломой, и только после этого участвовал в спаррингах. Они проводились на деревянном, а потом и железном оружии, разумеется, затупленном. Железные мечи для учебных боёв также были вдвое тяжелее боевых. Гладиаторы питались по специальной диете, с большим содержанием ячменя, считавшегося полезным для наращивания мышечной массы. За их здоровьем следили, например знаменитый римский врач Гален долго работал в Большой школе.

Кроме физической подготовки, требовалась и психологическая. Гладиатор не должен был рефлекторно зажмуриваться, когда соперник атаковал его мечом или иным оружием, за этим специально следили. Особая тренировка была нужна бестиариям, которым на арене приходилось противостоять не людям, а диким зверям. Кроме того, гладиаторские бои в первую очередь были представлением, шоу. Требовалось не просто побеждать, но делать это красиво, для развлечения римской публики. То есть хорошему (а значит и дорогому, приносящему своему владельцу большую прибыль) гладиатору нужны были ещё и артистические навыки.

Гладиаторов было множество разновидностей, у каждой гладиаторской специальности были свои особенности и соответствующая подготовка. Поэтому тренеры имели только одну, и лишь иногда — две-три специализации. Накладывало свой отпечаток и то, что гладиаторы в основном были рабами, а то и приговорёнными к смерти преступниками. Для работы с подобным контингентом нужны были особые навыки. Как правило, тренерами становились бывшие гладиаторы, в том числе получившие свободу.

Самым главным в гладиаторской тренировке был стимул — выжить на арене. Для этого нужно не только уметь драться в специальной гладиаторской экипировке и иногда с довольно специфическим оружием. Нужно ещё при этом так преподнести себя публике, чтобы в случае неудачи зрители подняли большие пальцы вверх, даруя тебе жизнь.

Будешь драться лениво, неискусно и некрасиво — тебя никто не помилует. Каждый гладиатор это понимал и любой из них, прошедший хотя бы пару боёв, не жалел сил для того, чтобы стать лучшим и дожить до получения символического деревянного меча, означавшего свободу.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Тренировки гладиаторов: фото.

Немного философии

Вспоминаются слова уже старой песни группы Ария:

Безусловно, единицы, которым по воле Бога удавалось выжить несколько поединков, становились популярными и, можно сказать, известными в узких кругах, тогда хозяин лудуса и победителя вкладывал огромные деньги и средства для того, чтобы раб и дальше мог побеждать и приносить деньги. Так вот, только в этом случае его начинают тренировать и улучшают рацион. Кстати, рацион гладиаторов был скудный и лишь перед боями, месяца за три рабов начинали откармливать. Считалось, что подкожный жир был способен защитить важные органы от травм.

Тренировка гладиатора

Короткая жизнь гладиатора состояла из тренировок, боли и страданий. Тренировался гладиатор каждый день, но львиную долю подготовки занимало оттачивание навыков владения разнообразным оружием, физическая подготовка, без которой, естественно, было ни куда, тоже присутствовала, но ей уделялось меньше времени.

Многое о тренировках гладиаторов можно узнать, прочитав труды древнеримского философа и писателя Плутарха, однако информация в его летописях не сконцентрирована и разбросана по страницам его рукописей.

Исходя из имеющихся данных, помимо отработки приемов рабы активно развивали выносливость и ловкость, а также их целью было улучшить стремительность – взрывную силу, чтобы атаки были резче и оставались не отраженными.

Силовая же тренировка представляла собой работу с отягощением. Однако выглядела схема тренинга наподобие кроссфита, либо как на самих соревнованиях по пауэрлифтингу. То есть гладиатор, используя бревна, камни разного размера и веса, а также примитивные спортивные снаряды, которые являлись прародителями гири и гантели, создавал нагрузку путем выполнения монотонной работы – раунда. Эта нагрузка чередовалась с подъемами, бросками и тягами максимально тяжелого рабочего веса за один раз.

Школы гладиаторов

Макет-реконструкция Большой школы (Ludus Magnus). Музей Древнеримской цивилизации, Рим (Museo della Civiltà Romana, Roma), inv. M.C.R. n. 1788.

Гладиаторские школы ( люди ) бывали частными и императорскими. Первые находились в ведении частных предпринимателей. Собственники гладиаторских школ, как правило, принадлежали к классу сенаторов, в то время как упvравляющие ( ланисты ) могли быть свободнорожденными, вольноотпущенниками или даже рабами. Ланиста закупал или нанимал подходящих людей, соответствующим образом их готовил, а затем продавал или сдавал внаем организаторам игр. В период Империи появились императорские гладиаторские школы (ludi imperiali). Они существовали наряду с частными. Императорскими люди управляли чиновники-прокураторы.

Существование гладиаторских школ в Риме прослеживается, по крайней мере, до середины I века до н.э., когда организаторы заговора против Цезаря хотели воспользоваться услугами гладиаторов из расположенной поблизости школы. С конца I века н.э. в Риме было уже четыре императорские школы. Самой значительной была Большая школа (Ludus Magnus), расположенная рядом с Амфитеатром Флавиев (Колизеем). Здесь тренировались все типы гладиаторов. Подземный проход соединял эту школу с Колизеем. Таким образом, гладиаторы могли появляться на арене незаметно для народа.

Другие школы имели конкретную специализацию: Утренняя школа (Ludus Matutinus) была предназначена для подготовки венаторов и бестиариев (отсюда происходит и название, ведь венацио было частью утренней программы); в Галльской школе (Ludus Gallicus) готовили мирмиллонов ; а Дакийская школа (Ludus Dacicus) приняла военнопленных, предназначенных для арены, после войны Домициана с даками.

До настоящего времени сохранилось здание только одной из этих школ (Ludus Magnus), развалины которого можно видеть рядом с Колизеем. Здание, построенное из кирпича, вероятно, было трехэтажным. Внутри располагался дворик с портиком и четырьмя фонтанами по углам. Дворик имел вид маленького амфитеатра, на 9 ступенях его трибун могло разместиться около 1200 зрителей. В центре северной и южной сторон были трибуны для особо важных гостей. На арену вели два входа, расположенные по главным осям амфитеатра. Центральную часть восточной стороны занимало большое помещение с колоннами, которое, как считают, было святилищем культа императора. В каморках на других сторонах жили гладиаторы. Предположительно здесь могло разместиться до 1000 гладиаторов.

Помимо Рима, Капуи и Равенны, известны люди и в других городах Италии: Помпеях, Ноле, Эсте, Пренесте. Много гладиаторских школ было и за пределами Италии, например в Британии, Галации, Каппадокии, Ликии, Памфилии, Киликии, Кипре, Понте, Пафлагонии, Галлии, Бретане, Испании, Германии и Реции, а также в Александрии в Египте.

Сооружение, известное как школа (или казарма) гладиаторов в Помпеях, на самом деле не является классическим образцом таковой. Это строение, расположенное рядом с Большим театром и окруженное с четырех сторон портиками с колоннами, было предназначено для прогулок зрителей в антрактах между представлениями в театре. Специальный проход соединял его с театром. Вообще, это древнейшее сооружение подобного типа в Италии. Оно датируется I веком до н.э. В 62 г. н.э., после того, как землетрясением была разрушена настоящая помпейская школа гладиаторов, это строение было превращено в гладиаторскую школу. Проход, соединявший его с театром, заложили, а вокруг двора позади колоннады построили двухэтажные жилые помещения. На первом этаже находились кельи гладиаторов, на втором — апартаменты ланисты . Не забыли построить также большую столовую и кухню. Дворик был отведен для тренировок гладиаторов. При раскопках здесь найдено большое количество предметов вооружения гладиаторов, а также 18 трупов взрослых и один скелет младенца в корзине — следствие трагической гибели города при извержении Везувия в 79 г. н.э.

Обучение гладиаторов проводили доктора , большинство из которых в прошлом сами были гладиаторами. Обычно каждый такой инструктор был специалистом по подготовке только одного типа гладиаторов, например ретиариев или секуторов . Но встречались и профессионалы по двум-трем дисциплинам.

Гладиаторы тренировались на небольшой арене, обычно расположенной в центре гладиаторской школы. Тренировочное оружие было тупым и обычно, по крайней мере на начальных этапах, деревянным. Тренировочный щит (возможно, плетеный из прутьев) и деревянный меч весили вдвое больше настоящих, боевых образцов. Обучение начиналось с работы с деревянным столбом-манекеном ( палус ). Подобный подход использовался и в римской армии. Только затем переходили к тренировочным боям одного гладиатора с другим.

Обучение включало освоение не только технических навыков фехтования, но и психологическую подготовку. Например, многие гладиаторы из школы Калигулы были признаны плохими бойцами, так как не могли смотреть на атакующий их меч без рефлекторного зажмуривания.

От палуса происходит и название четырех рангов гладиаторов: примус палус (primus palus), секундус палус (secundus palus), терциус палус (tertius palus) и квартус палус (quartus palus). Однако известность и, соответственно, рыночная стоимость гладиаторов определялась в первую очередь победами в настоящих боях. Поэтому на каждого гладиатора имелся подробный архив записей, в котором отмечалось число его побед, поражений и, главное, сколько раз он получал высшую награду — лавровый венок. Эта информация указывалась в программе игр и на надгробных памятниках гладиаторов. Кроме того, каждому гладиатору после его первого боя выдавалась табличка (tessera gladiatoria), в которой указывалось его имя, хозяин, а также число боев и побед.

Читайте также: