Фишер дискау дитрих биография кратко

Обновлено: 18.05.2024

Дитрих Фишер-Дискау родился 28 мая 1925 года в Берлине. Он был третьим сыном в семье учителей, отцовская ветвь которой проявляла интерес к музыке ещё со времён, когда И.-С. Бах в 1742 году написал кантату по заказу одного из фон Дискау. Альберт Фишер-Дискау (отец Дитриха) активно пропагандировал классическое искусство в подведомственной ему среде. В частности, он организовывал – как бы сейчас сказали – проекты, где дети за небольшую плату могли смотреть полноценные пьесы, оперы и слушать концерты. Среди посетителей этих мероприятий, естественно, был и его собственный белокурый ангелочек Дитрих. Мальчик буквально заболел музыкальным театром: не понимая половины слов, он бесконечно воспроизводил потом дома монологи, речитативы и целые сцены из увиденного. Родители приветствовали это увлечение, позволяя сыну устраивать свои представления на проводившихся в доме музыкальных вечерах. Мать Дитриха, Дора, была его первым учителем игры на фортепьяно. Она почти на тридцать лет пережила мужа, умерла в 1966 году и застала большой взлёт музыкальной карьеры сына. Конечно, её труды не были бы напрасны в любом случае, но молодость Дитриха пришлась на такое время, когда всё шло кувырком и ничего нельзя было предсказать наперёд, между тем мальчик думал только об искусстве и происходящего вокруг замечать не хотел.

О гитлеровской доктрине покорения мира молодой солдат поначалу не думал ничего, кроме того что это глупость, вмешавшаяся в его прекрасные жизненные планы. Однако за два года холодной полуголодной жизни в окопах у него было время прочувствовать, чего стоят эти планы в единственно оставленной ему реальности скукоженного животного выживания. Для начала новобранец попал на Восточный фронт, но и потом на Западном было не лучше, разве что победительная русская зима не выступала на стороне противника. Во времена затиший Дитрих, мысленно уединяясь, также мысленно прослушивал всю музыку, какую помнил, и повторял стихи Моргенштерна. Пару раз ему даже удалось публично спеть – во время четырёхдневного отдыха во фронтовом профилактории и в случайно попавшемся на пути соборе, где сохранился орган и при звуках музыки собралось полсотни слушателей из монахов и местных жителей.

Вполне современен оказался певец и в личной жизни: четыре брака – с музыкантшей, с актрисой, с дочерью преподавателя вокала и, наконец, с певицей. Хотя начиналось всё очень классично и красиво. В 1949 году Дитрих Фишер-Дискау женился на виолончелистке Ирмгард Поппен, которую любил уже много лет, которая дождалась его с войны и родила ему затем троих сыновей. Но случилась трагедия: во время последних родов, в 1963 году, Ирмгард умерла. Опустошение в сердце Дитриха было полным, и жить ему не просто не хотелось, а хотелось конкретно не жить. Творчество, музыка, карьера – всё стало бессмысленными абстракциями. Однако Дитриха Фишера-Дискау спасла работа – самая важная – работа отца, оставшегося с тремя маленькими детьми, о бытовой стороне жизни которых он прежде не имел никакого понятия. Теперь же понятие пришлось срочно заводить, и за всеми этими заботами душевная рана не то чтобы быстро затянулась, но чёрный провал остался позади, и так или иначе нужно было что-то строить дальше.

Выступления и записи возобновились. В личной же жизни наступил период метаний, как будто мало человеку большого удара, так ещё и кризис среднего возраста извольте пережить и не отлынивать. Последовал короткий брак с актрисой Рут Лёйверик, потом чуть более длинный с Кристиной Пугель-Шуле, а в 1977 году Дитрих Фишер-Дискау женился на Юлии Варади, уже известной тогда певице-сопрано – и вот этот союз оказался не только продуктивным в творческом смысле для обеих сторон, но и наконец-то прочным и счастливым (см. ниже картинку 5).

Пример детей, фактически задавленных недосягаемым величием и славой отца-писателя, маячил тогда перед немецкой интеллектуальной элитой весьма явственно и уберёг от неверных шагов, наверное, многих родителей. Дитриху Фишеру-Дискау воспитательный процесс удался едва ли не в лучшем виде. Все трое его сыновей успешно продолжили семейную музыкально-театральную традицию, но ни одному из них не пришлось обрастать комплексами на почве сравнения с отцом. Старший, Матиас, стал сценографом, средний, Мартин – дирижёром, а Мануэль – виолончелистом. Хотя ведь Дитрих тоже когда-то мечтал стать дирижёром, и на пороге пятидесятилетия даже получил такую возможность. Причём дирижировал он не венскими вальсами на радость продюсерам и телевизионщикам, а серьёзными симфоническими произведениями Шуберта, Малера и Вольфа (см. ниже картинку 5, репетиция с Кёльнским радио-симфоническим оркестром).

Впрочем, дирижирование не стало его второй основной профессией ни в течение вокальной карьеры, ни после её окончания в 1992 году. Конечно, это было не совсем хобби, как, например, рисование (хотя выставки его картин, выполненных в основном в импрессионистско-лучистской манере и очень светлых – не по тону, а по содержанию – были, кстати, весьма популярны). Но так или иначе, написание книг и преподавание занимали его в последние десятилетия жизни намного больше прочих проектов. Книги же Фишер-Дискау писал не только о немецкой песне, её авторах и технике исполнения. Среди 14 его печатных работ есть и автобиографическая (на русском: Дитрих Фишер-Дискау. Отзвуки былого: Размышления и воспоминания. — М.: Музыка, 1991), и посвящённая Вагнеру с Ницше, и очерк о Клоде Дебюсси, и много чего ещё.

Преподавать Фишер-Дискау начал в 1983 году в Берлине, постепенно расширяя географию своей профессуры и мастер-классов по мере освобождения от собственной исполнительской нагрузки. Совсем не типичная история, когда большой певец, кажется, напелся задолго до того, как закончились ангажементы – впрочем, как уже было сказано, система приоритетов звёздного баритона была не совсем типична изначально. Учил же он преимущественно тому, в чём до тонкостей разбирался сам, то есть исполнению камерного репертуара. Хотя вывел в люди и многих ныне уже известных и набирающих обороты оперных певцов – Андреаса Шмидта, Кристину Шефер, Маттиаса Гёрне, Стеллу Дуфексис.

Перечисление музыкальных и немузыкальных наград, профессорских степеней и почётных членств Фишера-Дискау заняло бы полстраницы убористым текстом. Получать эти регалии было, наверное, приятно, но сам по себе их пафосно-официальный список вряд ли сильно интересовал человека, жившего музыкой, оживлявшего её для других и охотнее рисовавшего карикатуры на себя, чем на окружавших его, порой весьма карикатурных персонажей. Лучше просто послушать его записи – Генделя, Моцарта, Шуберта, Шумана, Вагнера, Верди, Малера, Бриттена, Штрауса (можно даже Иоганна) – кому что больше нравится. Дитрих Фишер-Дискау пел для всех, кто любит музыку. А немало ведь и таких, кто и полюбил-то её благодаря ему. Какая ещё награда нужна тому, кто открыл людям эту вселенную? Свою вселенную!

Дитрих Фишер-Дискау умер 18 мая 2012 года в баварском Берге. Он сделал огромное количество записей и мог бы сделать ещё больше. Но он уже давно никому ничего не доказывал, да и вообще не мессианствовал и не имел в виду обратить весь мир в собственную веру. Он просто жил и служил музыке.


© Copyright: wagner.su, 2012
Ссылка на сайт при использовании данного материала обязательна.


Избранная дискография Дитриха Фишера-Дискау:

Бах, Кантаты (К. Рихтер), 1979
Бах, Страсти по Матфею (Леманн), 1979
Барток, Замок герцога Синяя Борода (Фричай), 1966
Барток, Замок герцога Синяя Борода (Завалиш), 1979
Берлиоз, Осуждение Фауста (Баренбойм), 1979
Бетховен, Народные песни в обработке, 1974
Бетховен, Песни (Клуст), 1956
Бетховен, Фиделио (Бернстайн), 1978
Берг, Воццек (Бём), 1973
Брамс, Немецкий реквием (Клемперер), 1961
Брамс, Песни (Демус), 1965
Брамс, Песни (Баренбойм), 1974
Брамс, Прекрасная Магелона, (С. Рихтер), 1978
Бриттен, Военный реквием (Бриттен), 1985
Бузони, Доктор Фауст (Ляйтнер), 1970
Вагнер, Золото Рейна (Караян), 1968
Вагнер, Летучий Голландец (Конвичны), 1987
Вагнер, Лоэнгрин (Йохум), 1954 (Герольд)
Вагнер, Лоэнгрин (Кемпе), 1964 (Тельрамунд)
Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры (Йохум), 1976 (Сакс)
Вагнер, Парсифаль (Кнаппертсбуш), 1956
Вагнер, Тангейзер (Конвичны), 1976
Вагнер, Тристан и Изольда (Фуртвенглер), 1953
Верди, Аида (Баренбойм), 1982
Верди, Дон Карлос (Фричай), 1948 (нем., дебют)
Верди, Дон Карлос (Шолти), 1966
Верди, Макбет (Гарделли), 1971
Верди, Отелло (Барбиролли), 1970
Верди, Риголетто (Кубелик), 1963
Верди, Травиата (Маазель), 1994
Верди, Фальстафф (Бернстайн), 1966
Вольф, Песни на стихи Мёрике и Гёте, 1985
Вольф, Ранние песни (Хёлль), 1986
Гайдн, Сотворение мира (Караян), 1983
Гендель, Саул (Арнокур), 1986
Глюк, Ифигения в Авлиде (Айххом), 1972 (нем)
Глюк, Ифигения в Тавриде (Гарделли), 1987
Дебюсси, Блудный сын (Бертини), 1982
Дебюсси, Мелодии (Хёлль), 1988
Корнелиус, Песни, 1970
Лёве, Баллады (Мур), 1968
Малер, Песнь о Земле (Бернстайн), 1965
Малер, Песнь о Земле (Клетцки), 1976
Малер, Песни странствующего подмастерья (Фуртвенглер), 1953
Малер, Песни об умерших детях (Кемпе), 1953
Малер, Песни об умерших детях (Бём), 1964
Малер, Песни Рюкерта (Бём), 1964
Мендельсон, Песни (Хёлль), 1991
Моцарт, Волшебная флейта (Бём), 1964
Моцарт, Дон Жуан (Фричай), 1961 (нем.), CD и видео
Моцарт, Дон Жуан (Бём), 1987
Моцарт, Реквием (Баренбойм), 1972
Моцарт, Свадьба Фигаро (Маазель), 1963, DVD
Моцарт, Свадьба Фигаро (Бём), 1968
Моцарт, Так поступают все (Йохум), 1964
Орф, Кармина Бурана (Йохум), 1988
Пуччини, Тоска (Маазель), 1967
Райманн, Лир (Альбрехт), 1978
Форе, Реквием (Клюитенс), 1962
Хенце, Элегия для юных влюблённых, 1986
Хиндемит, Кардильяк (Кайлберт), 1968
Хиндемит, Художник Матис (Кубелик), 1979
Шёк, Погребённый заживо и др песни, 1986
Шуберт, Зимний путь (Мур), 1962
Шуберт, Зимний путь (Демус), 1966
Шуберт, Зимний путь (Мур), 1970
Шуберт, Зимний путь (Брендель), 1979, CD и DVD
Шуберт, Песни (С. Рихтер), 1978
Шуберт, Песни на стихи Гёте, 1960
Шуберт, Прекрасная мельничиха, 1972
Шуман, Песни на стихи Гейне, 1966
Шуман, Песни для баритона, 1967
Шостакович, Симфония № 14, 1986
Штраус И., Летучая мышь (Боскофски), 1972
Штраус Р., Арабелла (Кайлберт), 1964
Штраус Р., Каприччио (Завалиш), 1957
Штраус Р., Каприччио (Бём), 1971
Штраус Р., Женщина без тени (Завалиш), 1976
Штраус Р., Саломея (Бём), 1970
Штраус, Электра (Бём), 1961
Цемлинский, Лирическая симфония (Маазель), 1982

В качестве дирижёра:
Берлиоз, Гарольд в Италии (Йозеф Сук и Чешский ФО)
Брамс, Симфония № 4 (Чешский ФО)
Малер, Песнь о Земле (Штуттгартский РСО)
Шуберт, Симфонии № 5 и № 8 (НФО)
Штраус, Арии (Юлия Варади и Бамбергский СО)
Вагнер, Песни на стихи М. Везендонк (Юлия Варади и Немецкий СО)


Обладатель удивительного бариона, дирижер, композитор, музыковед Дитрих Фишер-Дискау - легендарный немецкий певец прошлого столетия. Поклонник певческих традиций немецкой вокальной лирики.

Появление нового музыканта

Состоялось в конце весны 1925 года, в столице Германии - Берлине. Отец был музыкантом, и занимался организацией концертов и театральных спектаклей для детей из состоятельных семей. Мама мальчика также имела музыкальное образование, играла на фортепиано. С раннего возраста она занималась с Дитрихом. Юный пианист быстро овладевал искусством игры на инструменте. Ему даже прочили будущее пианиста.

В возрасте одиннадцати лет Дитрих случайно принял участие в конкурсе самодеятельных дирижеров, и победил в нем. Изучение произведений Баха, Шуберта, Вебера, Брамса, Вагнера стало смыслом жизни юноши. К окончанию школы, он написал исследование музыкального произведения Баха, по своему содержанию напоминавшее докторскую диссертацию. Но, более всего, Дитриху нравился вокал. Он в шутку говорил: что всех домашних и слуг замучил своим пением. Да так, что слуги разбежались.

Сценический дебют

По окончании обучения в школе, Дитрих поступает учиться вокалу в Высшую музыкальную школу столицы. В военное время, в 1943 году, был призван на армейскую службу. Проходила она в Италии. Иногда юноша пел перед своими сослуживцами во время отдыха. Там же, в 1945 году, он попал в американский лагерь военнопленных, около города Римини. Здесь в лагере, на импровизированной сцене, он пел для военнопленных вокальный цикл Шуберта. Разучил его с помощью пластинки, найденной случайно.

Вернувшись домой в Берлин, в 1947 году, Дитрих Фишер-Дискау продолжает брать уроки вокала у Вайссенборна. Сценический дебют состоялся у молодого певца в том же, 1947 году. Ему доверили замену заболевшего певца. И одновременно по радио стала звучать его запись "Зимнего пути" Шуберта. Затем последовали запись произведений Брамса и Шумана. Дирижеру оперного театра, присутствовавшего на очередной записи, очень понравился вокал Дитриха. И с 1948 года, вокалист принят в коллектив Берлинской оперы.

К арьера певца

Развивалась стремительно . После маркиза Позу в "Доне Карлосе", Фишер-Дискау получает приглашение в оперу Мюнхена. Дальше следует работа в Венской опере. Начинаются гастроли по миру: в Великобритании, Франции, США, и в 1977 году он побывал в Советском Союзе. Поет на сцене Миланской оперы, Ковент-Гардена и Карнеги холла. Дитрих исполняет классический репертуар - произведения Моцарта, Верди, Вагнера, поет "Евгения Онегина" Чайковского.

С удовольствием участвует в летних фестивалях оперной музыки в городах Зальцбурге и Байройте. Исполняет и малоизвестные произведения, например: "Доктор Фаустус" Феруччо Бузони. Поет заглавные партии в произведениях современных композиторов. Гастролирует не только с оперным театром, но и сольными концертами. Основное время Дитрих Фишер-Дискау уделяет работе над камерной музыкой. Большая часть его концертного репертуара состоит из лирических произведений композиторов-романтиков. Одновременно с концертами, ведется запись исполнения на грампластинки.

С 1973 года , кроме пения дирижирует в симфоническом оркестре. Теперь он может по-своему интерпретировать симфонические произведения. В 1980 году, Дитрих Фишер-Дискау удостоен самой престижной музыкальной премии Эрнста Сименса. Он пишет книги, посвященные произведениям Шумана, Шуберта, немецкой музыкальной традиции. Начинает преподавать вокал. В 1987 году, получает премию Роберта Шумана.

Последнее концертное выступление Фишера-Дискау состоялось в 1992 году. Последние годы посвятил книгам и преподаванию. Не стало великого вокалиста в середине мая 2012 года.

Дитрих Фишер-Дискау / Dietrich Fischer-Dieskau

Немецкого певца Фишера-Дискау выгодно отличал тонкий индивидуальный подход к разнообразному оперному репертуару и песням. Необъятный диапазон его голоса позволял ему исполнить практически любую программу, выступить едва ли не в любой оперной партии, предназначенной для баритона.

Он исполнил произведения таких разных композиторов, как Бах, Глюк, Шуберт, Берг, Вольф, Шенберг, Бриттен, Хенце.

Дитрих Фишер-Дискау родился 28 мая 1925 года в Берлине. Вспоминает сам певец: "…отец был одним из организаторов так называемого театра средних школ, где предоставлялась возможность, к сожалению, только состоятельным ученикам, — за небольшие деньги смотреть классические пьесы, слушать оперы и концерты. Все, что я там видел, шло тут же в моей душе в переработку, во мне возникало желание сразу же воплотить это самому: я с безумной страстью повторял вслух монологи и целые сцены, зачастую не понимая смысла произносимых слов.

Я так долго доводил своими громкогласными, на фортиссимо, речитациями прислугу на кухне, что она в конце концов обратилась в бегство, взяв расчет.

…Однако уже в тринадцать лет я прекрасно знал наиболее значительные музыкальные произведения — главным образом благодаря грампластинкам. В середине тридцатых годов появились великолепные записи, которые и теперь часто выходят в перезаписи на долгоиграющих пластинках. Я полностью подчинил проигрыватель своей потребности самовыражения".

Верх взяла любовь к пению. Фишер-Дискау поступает учиться на вокальное отделение Высшей музыкальной школы в Берлине. Началась Вторая мировая война и его забрали в армию; после нескольких месяцев подготовки отправили на фронт. Однако молодого человека вовсе не прельщали гитлеровские идеи мирового господства.

Возвратившись в Берлин, Фишер-Дискау продолжает обучение: берет уроки у Г. Вейсенборна, оттачивая вокальную технику, готовя репертуар.

"Как-то в Амстердаме у меня в гостиничном номере появился Эберт, — вспоминает Фишер-Дискау, — и стал жаловаться на хорошо известные дирижерские проблемы, — мол, фирмы грамзаписи вспоминают о нем лишь спорадически, директора театров редко исполняют на деле свои обещания.

В какой-то из вечеров в директорской ложе сидел Игорь Стравинский, в прошлом противник Бузони; после окончания спектакля он пришел за кулисы. За толстыми стеклами его очков широко открытые глаза поблескивали от восхищения. Стравинский воскликнул:

— Вот уж не знал, что Бузони был таким хорошим композитором! Сегодня для меня один из важнейших оперных вечеров".

При всей интенсивности работы Фишера-Дискау на оперной сцене она составляет лишь часть его артистической жизни. Как правило, он отдает ей лишь пару зимних месяцев, гастролируя в крупнейших театрах Европы, а также летом участвует в оперных спектаклях на фестивалях в Зальцбурге, Байрейте, Эдинбурге. Остальное время певца принадлежит камерной музыке.

Основную часть концертного репертуара Фишера-Дискау составляет вокальная лирика композиторов-романтиков. Фактически вся история немецкой песни — от Шуберта до Малера, Вольфа и Рихарда Штрауса — запечатлена в его программах. Он явился не только непревзойденным интерпретатором множества известнейших произведений, но и вызвал к новой жизни, заново подарил слушателям десятки творений Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, почти полностью исчезнувших из концертной практики. И по открытому им пути пошли многие талантливые исполнители.

Все это море музыки зафиксировано им на пластинках. И по количеству, и по качеству записей Фишер-Дискау, безусловно, занимает одно из первых мест в мире. Он поет в студии с той же ответственностью и с тем же напряженным творческим волнением, с которым выходит к публике. Слушая его записи, трудно отрешиться от мысли, что исполнитель поет для вас, находясь где-то здесь, рядом.

Мечта стать дирижером не отставляла его, и в 1973 году он взял в руки дирижерскую палочку. После этого любители музыки получили возможность познакомиться с его транскрипцией некоторых симфонических произведений.

Не осталась нереализованной и еще одна мечта Фишера-Дискау. Хотя он не стал профессиональным музыковедом, однако написал на редкость талантливые книги о немецкой песне, о вокальном наследии любимого Шуберта.

Фишер-Дискау — один из самых известных камерных исполнителей послевоенного периода и самых влиятельных певцов 20 века. Увидим, как диапазон его голоса позволял исполнять совершенно разные произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Поговорим о творчестве еще одного великого камерного и, конечно, оперного певца — Дитриха Фишер-Дискау.

👤 Дитрих Фишер-Дискау родился в Берлине в 1925 году в музыкальной семье, что для того времени было не редкостью. Любительское музицирование было очень распространено и в Германии и вообще в Европе с 19 века. У нас эту традицию нарушила революция. Если говорить о Европе, то там даже те, кто не имел профессионально никакого отношения к музыке, все равно был с нею связан. Обучение музыке было одним из традиционных предметов в домашнем и школьном образовании. Дети, да и взрослые, часто пели на церковных службах, а по вечерам дома собирались любительские квартеты, где уровень исполнения был достаточно высок. Фишер-Дискау родился именно в такой семье и очень рано проявил интерес к музыке.

🎵 В музыку человек может прийти двумя способами. Бывает так, что человек живет, живет и вдруг у него обнаруживается голос — великолепный. Его кто-то замечает и приглашает заниматься, пара лет занятий с педагогом, и — дебют, успех, всемирная слава. Это один из традиционных итальянских сценариев успеха. Но не всегда такие певцы становятся глубокими музыкантами, настоящими философами. У них есть голос, техника, темперамент, артистизм, и часто они на этом останавливаются. Это не плохо — мы слушаем таких певцов с большим удовольствием.

➡️ А бывает, что общий интерес человека к музыке, к ее вопросам, к музыке как к феномену приводит его именно в пение. У Фишера-Дискау интерес был именно такой — он очень долго не мог определиться с тем, чем же ему заниматься: он пробовал и играть на фортепиано и дирижировать, занимался теорией музыки, и его работы, даже юношеские эссе, поражают зрелостью, глубиной взгляда и интересностью ума.

🛡 Как и многие немецкие юноши поколения середины 1920-х, он был призван в армию в 18 лет и отправлен на фронт в Италию. К счастью, он не был там ранен, попал в американский плен, где состоялся его первый дебют.


🎵 Для оперы у него не было великолепных данных — он обладал прекрасно подготовленным техническим голосом, достаточным для оперной сцены, да и технически был прекрасно подготовлен. И хотя благодаря этой технике Дитрих Фишер-Дискау мог исполнять весь баритональный репертуар, все же в оперных залах сила звука имеет большое значение. Возможно, ему было тесно в рамках оперы, ведь и немецкая, и особенно итальянская опера — это искусство не слишком интеллектуальное: интеллект в нем всегда уступает чувственности.

♣️ Тип выразительности, который связан со средневековым площадным театром, не подразумевает той тонкости, которая интересовала Фишера-Дискау. Он, как и Элизабет Шварцкопф, в душе был настоящий художник — и зачем ему петь оперную партию, если возможности для выражения того, что он хочет выразить, в песнях Шуберта и Шумана гораздо больше.

Довольно странно начинать разговор про великого немецкого камерного певца с исполнения им известнейшей арии из итальянского репертуара — но, может быть, такое пресечение поможет нам кое-что высветить.

👂 Сравнивая эту запись арии с записями других баритонов, в основном, конечно, итальянцев, мы отмечаем две вещи. Первое — итальянские баритоны, которые, будучи итальянскими детьми, ходили в итальянскую оперу, с детства впитали ее традиции. По большому счету это зависело от их взглядов на искусство, но многие просто игнорировали авторские указания в угоду тому, как это было принято петь. А почему это было как-то принято петь? Кто-то из великих баритонов что-то исполнил и пользовался успехом, ему начали подражать, желая повторить успех, делали то, что любит публика — держали ферматы на высоких нотах, и даже вставляли высокие ноты, которые не были написаны автором, срывая аплодисменты, полностью забывая о драматическом смысле произведения.

🎵 Если послушать исполнение Дитриха Фишер-Дискау с нотами, то мы увидим, что он просто феноменально точен. Его немецкая точность и немецкая строгость сообщают этой музыке другое звучание. Не найдя привычной страсти, привычной бури гнева и потом исступленного плача, а слыша вот такую несколько холодноватую расчетливость, при которой остается живое чувство, начинаешь смотреть на этого персонажа по-другому. Теперь мы видим, что сама итальянская опера, которую мы ранее небрежно назвали площадным театром, сложнее и глубже устроена, чем это принято показывать.

🍺 Поэтому серьезность Дитриха Фишера-Дискау, которая является, пожалуй, неотъемлемым качеством его натуры, не совсем здесь подходит. Это очень лихая музыка, которая несется вперед в очень быстром темпе с резкими контрастами. Причем это контрасты не между трагичным и лиричным — это разные оттенки трагизма, эта музыка предполагает несколько более лихое исполнение, но чисто немецкое качество умеренности здесь тоже проявляется. Лучше этого исполнения, пожалуй, не найти, давайте слушать.

→ Дитрих Фишер-Дискау. Estuans interius.
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🎼 Фишер-Дискау подошел к этому произведению с присущей ему серьезностью: прежде чем спеть его легко, радостно, игриво, очаровательно, он глубоко обдумал — как именно будет выражаться эта игривость и легкость. Это певец, обладающий чувством музыки, и здесь мы слышим то, что можно назвать в полном смысле интеллектуальным пением. Здесь все продумано, просчитано, и все идет скорее от ума, нежели от сердца, но всегда с сердцем.

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…

Причудницы форели в ней мчатся, как стрела.

Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье

Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,

Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.

А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,

И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

«Покуда светел, ясен ручей, — подумал я, —

Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя,

Но скучно стало плуту так долго ждать, —

поток взмутил он в ту ж минуту

уж дрогнул поплавок,

Он дернул прут свой гибкий, а рыбка,

а рыбка бьется там;

Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам,

Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

🎵2️⃣ Второе исполнение — баритон Фишер-Дискау. Оба немцы, приблизительно одна и та же школа, то же внимание к частностям и к деталям, но сам посыл иной. Давайте разберем, почему.

🎤 Исполнение Фишера-Дискау — куда боле человечно. Он вообще не певец метафизики — он не улетает сознанием в какие-то заоблачные дали, но во всем его искусстве всегда есть глубочайшая человечность.

🔊 Это достаточно поздняя запись, в ней нет очарования юности, но Фишер-Дискау здесь уже зрелый мастер, его искусство неизбежно становится глубже, а мастерство растет, юность заменяют уже другие черты.

🎼 Именно в вокальных циклах наиболее полно раскрываются искусство камерного певца и его умение выстраивать драматургию большого произведения. У певца нет ни режиссера, ни партнера по сцене, в общем — никаких помощников. И рассказывать большую историю довольно большого вокального цикла один на один с публикой, при этом удерживая ее внимание — это умение дорого стоит, и Фишер-Дискау в полной мере им владеет.



Читайте также: