Культура нового времени классицизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: Н. Т. Пахсарьян (Общие работы, Литература), Т. Г. Юрченко (Литература: классицизм в России), А. И. Каплун (Архитектура и изобразительное искусство), Ю. К. Золотов (Архитектура и изобразительное искусство: европейское изобразительное искусство), Е. И. Горфункель (Театр), П. В. Луцкер (Музыка) Авторы: Н. Т. Пахсарьян (Общие работы, Литература), Т. Г. Юрченко (Литература: классицизм в России), А. И. Каплун (Архитектура и изобразительное искусство); >>

КЛАССИЦИ́ЗМ (от лат. classicus – об­раз­цо­вый), стиль и ху­дож. на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре, ар­хи­тек­ту­ре и ис­кус­ст­ве 17 – нач. 19 вв. К. пре­ем­ствен­но свя­зан с эпо­хой Воз­ро­ж­де­ния ; за­нял, на­ря­ду с ба­рок­ко , важ­ное ме­сто в куль­ту­ре 17 в.; про­дол­жал своё раз­ви­тие в эпо­ху Про­све­ще­ния . За­ро­ж­де­ние и рас­про­стра­не­ние К. свя­за­но с ук­ре­п­ле­ни­ем аб­со­лют­ной мо­нар­хии, с влия­ни­ем фи­ло­со­фии Р. Де­кар­та , с раз­ви­ти­ем точ­ных на­ук. В ос­но­ве ра­цио­на­ли­стич. эс­те­ти­ки К. – стрем­ле­ние к урав­но­ве­шен­но­сти, яс­но­сти, ло­гич­но­сти ху­дож. вы­ра­же­ния (во мно­гом вос­при­ня­тое из эс­те­ти­ки Воз­рож­де­ния); убе­ж­дён­ность в су­ще­ст­во­ва­нии уни­вер­саль­ных и веч­ных, не под­вер­жен­ных ис­то­рич. из­ме­не­ни­ям пра­вил ху­дож. твор­че­ст­ва, ко­то­рые трак­ту­ют­ся как уме­ние, мас­тер­ст­во, а не про­яв­ле­ние спон­тан­но­го вдох­но­ве­ния или са­мо­вы­ра­же­ния.




Культура Просвещения.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

В качестве основных средств построения нового общества выдвигаютсяпросвещение ивоспитание. Невежественный, непросвещенный. темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Помимо обшей программы переустройства общества просветители выдвинули решения многих конкретных проблем. В частности, ими была разработанаклассическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер. придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.

В гораздо более благоприятных условиях развиваетсяфилософия.Это неудивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. В то же время многие из них, включая Вольтера, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог. будучи Мировым Разумом, является Творцом природы, однако после ее сотворения Он не вмешивается в ее существование.

Другие философы-просветители, в особенности французские материалисты — Дидро, Гольбах, Гельвеций — занимали более решительную позицию по отношению к религии. Они отвергали деизм и объясняли мир исходя из него самого, опираясь на естественные законы.

XVIII столетие стаю временем бурного развитиянауки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука — имея в виду естествознание — достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума.

Весьма успешно развивается такжехудожественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности,рококо исентиментализм.

В целом искусство XVIII в. — по сравнению с предыдущим — представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Самые великие художники XVIII в. выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А.Ватто (1684-1721) и испанский живописецФ. Гойя (1746-1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Ко кто сравнивает Ватгос Моцартом. Все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным.

Особо необходимо выделитьмузыкальное искусство, переживающее в XVIII в. невиданный подъем и расцвет. Если XVII в. считается веком театра, то XVIII в. по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII в. представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791).

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют легкость, изящество, изысканность и нежность галантного стиля.

Эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем утверждения и торжества человеческого разума. Она выступила и как проект, и как начало современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Однако многие из них в наши дни переживают глубокий кризис.

Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.

Классицизм и барокко — непримиримые антиподы

Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.

К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Великие имена эпохи классицизма

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

    (1735 — 1822);
  • Карл Брюллов (1799 — 1852); (1736 — 1808); (1757 — 1825); (1782 — 1836).

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века , сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью , свято верили в идею порядка и логичности мироздания , а также в безграничные возможности человеческого разума.

Классицизм

Время возникновения, ориентиры и художники классицизма

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании , Германии , Англии , Нидерландах , США и России , где возник в процессе европеизации при Екатерине II , которая ввела моду на всё французское.

Классицизм выстроил иерархию жанров , смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая , мифологическая и религиозная живопись , к низким — натюрморт

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Самые известные художники-классицисты : Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова , Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро , Андре Ленотр , Кристофер Рен , Дж. Кваренги , Чарлз Камерон , Василий Баженов , Матвей Казаков.

Никола Пуссен. Смерть Германика

Периодизация: разные страны - разные системы

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному , в связи с чем возникает путаница в терминах.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем , сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм

Классицизм XVII века: начало и расцвет

Время перемен. Время изменения в мировоззрении людей, которое не могло не наложить своего отпечатка на нее. Впрочем, речь даже не об отпечатке. Реформация, революция в науке, географические открытия и, наконец, как финальный аккорд – Великая французская революция – все это отразилось в культуре и искусстве как в зеркале. Но будем последовательны.

Рассматриваемый нами период захватывает два последних этапа эпохи Возрождения (так называемые Высокое (конец XV – первая половина XVI вв.) и Позднее Возрождение (вторая половина XVI – 1590–е годы) и эпоху Просвещения (вторая половина XVII – XVIII вв., точные датировки разнятся). Каждая из этих эпох достойна, да и требует, отдельного рассказа. В данной статье мы подробно рассмотрим зарождение и развитие одного из важных стилей тех лет – классицизма.

Классицизм

Стиль, рассматриваемый нами с особым вниманием, зародился во Франции в эпоху перемен и открытий.

  1. XVII в. – зарождение классицизма.
  2. XVIII – XIX вв. – господство классицизма во Франции, других странах Европы и в США.

В европейской науке период со второй половины XVIII в. по XIX в. принято выделять в отдельный стиль – неоклассицизм.

Наше внимание будет сосредоточено на первом периоде.

Зарождение стиля было связано с упрочением во Франции позиций абсолютной монархии в эпоху правления Людовика XIV (1643 – 1715) . С самого начала эталоном классицизма была античность, в которой приверженцы стиля искали путь к порядку и гармонии. Классицизм – направление, подчиненное строгим правилам и четкой иерархии, стремящееся к господству порядка и разума. И эти его свойства проявлялись во всех сферах культуры.

К числу основоположников классицизма, в теории и на практике, принято относить поэта Франсуа де Малерба (1555 – 1628), художника Николя Пуссена (1594 – 1665) и искусствоведа Иоганна Винкельмана (1717 – 1768).

Архитектура и дизайн

С середины XVIII века бывший предшественником классицизма стиль рококо критиковался за помпезность и манерность. После его тяжеловесности и пышности строгий классицизм, нополненный простотой и сдержанностью смотрелся легким и свежим. Четкие геометрические формы, устойчивые массивные конструкции, симметрия, строгие линии – все это было свойственно классицизму. Сохранилась в архитектуре и тяга стиля к античности, что заметно в характерных для него формах колонн, орнаментах, арках и элементах декора.

Наружный декор зданий был сдержанным и представлял из себя колонны, барельефы в круглых медальонах, пилястры, карнизы и статуи, подражающие античности. Оформление окон – сдержанное, сами окна – прямоугольные и высокие. Иначе ситуация обстояла с дверьми – они были массивными, с двускатным порталом на колоннах, с различными скульптурными украшениями.

Среди цветов преобладали белый, голубой, зеленый и розовый. Присутствовал пурпурный.

Классицизм в интерьере так же стремился к упрощению форм, но не отказывался при этом от респектабельности. Наоборот, ему были свойственны весьма роскошные детали. Массивные хрустальные люстры, зеркала и картины в дорогих рамах, фарфор, добротная деревянная – часто с резными вставками – мебель на прямых ножках. Ключевую роль играла фактура дерева, ее дополняла бронзовая отделка или легкая позолота отдельных деталей. Для текстиля были характерны цветочные мотивы. Цвета интерьера: белый, желтый, лиловый, зеленый, синий, преимущественно – мягкие, приглушенные тона.

Примеры строений:

– Луврский дворец (1527 – 1880), Париж. Архитекторы: Друэ де Даммартен (? – 1413), Филибер Делорм (? – 1570), Пьер Леско (1515 – 1578), Луи Лево (1612 – 1670);

– Куинс–хаус (1614 – 1617), Гринвич. Архитектор – Иниго Джонс (1573 – 1652);

– Собор Святого Павла (1675 – 1708), Лондон. Архитектор – Кристофер Рен (1632 – 1723);

– театр Ла Скала (1776 – 1778, здание восстановлено в 1946), Милан. Архитектор – Джузеппе Пьермарини (1734 – 1808);

– Бранденбургские ворота (1788 – 1791), Берлин. Архитектор – Карл Готтгард Лангганс (1732 – 1808).

Литература

Литературу классицизма отличала строгая иерархия и приверженность правилам. Все жанры четко разделялись на три ступени:

– высокие (ода, трагедия, эпопея) –говорящие об особо значимых вещах, исторических событиях.

– средние (эпопея, песня, послание) – рассказывающие в основном о личной жизни человека;

– низкие (комедия, сатира, басня) – жанры, призванные осудить неразумное.

Смешение жанров не дозволялось.

Одним из ключевых правил литературы, а точнее – драматургии, классицизма является правило трех единств, сформулированных еще Аристотелем и возрожденных классицистами. Вот эти три единства:

  1. Единство времени – действие должно ограничиваться одним днем.
  2. Единство места – одно место действия в произведении.
  3. Единство действия – один основной сюжет.

Литературные герои классицизма четко разделялись на положительных и отрицательных, а их характер не должен был меняться по ходу сюжета, представляя из себя, по сути, одно-два ярко выраженных качества. Положительные герои должны были служить для читателя образцом поведения.

Ключевыми темами выступали общественный долг, конфликт личных и общественных интересов.

К числу авторов-классицистов относятся:

– Франсуа де Малерб (1555 – 1628) – поэт, автор, заложивший фундамент классицизма.

Изобразительное искусство

Точно так же как и литературе, живописи классицизма была присуща иерархичность жанров. Их разделяли на две группы:

– высокий жанр (произведения на религиозные, исторические и мифологические темы);

– низкий жанр (портрет, пейзаж, натюрморт).

Смешение не допускалось.

Человеческие фигуры в живописи классицизма было принято идеализировать, подражая античности. Важное значение уделялось аллегориям, часто отсылающим к мифологии, и мифологическим сюжетам вообще.

Во многих работах преобладала характерная цветовая гамма – голубой для дальних планов, зеленый – для средних, коричневый – для переднего плана.

Не приветствовалась работа с натуры, так как та считалась далекой от идеала.

Знаковые художники:

Как и во всех прочих областях, классицизм в музыке восхваляет господство разума. Музыка классицизма – простая, глубокая, ясная. Огромное значение в этот период играют гармония и гармоническая вертикаль. Теория гармонических функций, основы которой заложил Жан–Филипп Рамо (1683 – 1764), унифицировала созвучия, обеспечила единство звучания.

В этот период сформировались такие жанры, как концерт, симфония и соната, сложились ключевые типы камерных ансамблей – трио и струнный квартет.

Композиторы:

– Жан–Батист Люлли (1632 – 1687);

– Кристоф Виллибальд фон Глюк (1714 – 1787);

– Йозеф Гайдн (1732 – 1809);

– Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791);

– Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827).

Классицизм в России

В России классицизм заявил о себе позднее, чем в Европе – во второй половине XVIII века, в годы царствования Екатерины Великой.

Периодизация российского классицизма:

  1. Ранний классицизм (1760-е – н. 1780-х) – ощущается сильное влияние барокко и рококо.
  2. Строгий классицизм (1780-е – 1790-е).
  3. Поздний (высокий) классицизм (первая треть XIX в.) – в смешении с ампиром и романтизмом.

Литературе классицизма в России были присущи все основные особенности направления. Были приняты и получили развитие темы гражданско–нравственного воспитания и долга.

Отечественные авторы–классицисты:

Наиболее ярко в русской архитектуре классицизм показал себя в конце XVIII – XIX вв., и если XVIII в зданиях еще можно было заметить многочисленные барочные элементы, то в XIX в. классицизм раскрывается полностью. Но следует заметить, что важной отличительной чертой русского классицизма осталась его эклектичность и отступление от четких стилистических норм.

Существует разделение классицизма в русской архитектуре на петербургское и московское направления. Особенности второго – его тесная связь с древнерусским зодчеством и некая патриархальность. Приведем несколько примеров из обоих направлений:

Петербургский классицизм:

– Малый Эрмитаж (1764 – 1775), арх. Жан–Батист–Мишель Валлен–Деламот (1729–1800);

– Таврический дворец (1783 – 1789), арх. И. Е. Старов (1745 – 1808);

– Казанский собор (1801 – 1811), арх. А. Н. Воронихин (1759 – 1814) и И. Ф. Колодин (1788 – 1838).

Московский классицизм:

– здание Кригскомиссариата (1778 – 1780), арх. Никола Легран (1741 – 1791);

– дом Пашкова (1784 – 1786), архитектор, предположительно, В. И. Баженов (1737(38) – 1799);

– здание Голицынской больницы (1796 – 1801), арх. М. Ф. Казаков (1738 – 1812).

Изобразительное искусство , как и Европе, тяготело к античности. Ему были свойственны торжественность и доминирование мифологических, исторических и религиозных сюжетов. Особенностью русского классицизма стали идеологизация, ориентированность на воспевание культурной традиции и службы отечеству.

К числу российских художников классицистов относятся:

– Ф. С. Рокотов (1735 – 1808). Примеры работ: коронационный портрет Екатерины II (1763), портрет графа Орлова (1762–1763), портрет Струйской (1772);

Читайте также: