Соавторство и его виды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим после 01.01.2022, а по отношениям, возникшим ранее, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.01.2022.

ГК РФ Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.


Автор – человек, который создает сценарий, пьесу или другой контент, полагаясь только на себя и свои идеи. Если же произведение создается несколькими персонами, то каждый из них становится соавтором. В первом случае пишущий лично определяет развитие сюжета, а во втором – решения, идеи, приемы могут создаваться коллективно или по отдельности для каждой из делимых частей. Например, две разных серии одного сезона могут написать два разных автора без согласования сюжетных линий, но в итоге эти двое будут соавторами сценария сериала.

Положительных эффектов от работы в команде множество:

  • быстрая обратная связь на предложения и идеи;
  • партнерство и свежий взгляд на то, как развивать идею, сюжет;
  • сокращение риска уйти в кризис или столкнуться со ступором;
  • взаимная мотивация.

Работа двух и более создателей над одним произведением – это отличная школа взаимоотношений, коммуникаций и партнерства. Мировой опыт киноиндустрии показывает, что коллективы писателей весьма успешны.

Понятия

В соответствии с российскими законами, соавторами произведения признаются лица, которые создали произведение совместным творческим трудом. При этом не имеет значения, является ли результат неразрывным целым или состоит из частей, наделенных смыслом.

Отстраняясь от юридических тонкостей, стоит рассмотреть и сам процесс создания нового романа, сериала или оперы в коллаборации с кем-то. Помощник должен разделять ваши взгляды, быть единомышленником, готовым поддержать или предостеречь от необдуманных решений или поступков. Сам же период, в который создается новая интеллектуальная собственность, должен быть наполнен взаимодействиями – обменом идеями и опытом, совместными мозговыми штурмами.

Готовясь к работе в команде, стоит учитывать, что работать каждому придется все равно на 100 %. У кого-то будет лучше получаться генерировать идеи, а у кого-то – систематизировать их. Одному будет удаваться следить за дисциплиной и прогрессом, а другому – обеспечивать эмоциональные разрядки и налаживать связи с внешним миром.

Неважно, как происходит процесс: сидят ли все в одной комнате в одно время или в разных странах мира, отдельно друг от друга. Главное, чтобы все заранее достигли устного или письменного соглашения.

Отсутствие договоренности нарушает принцип соавторства. Например, если двое журналистов пишут статьи для одного издания, публикуются в одном номере или выпуске, то их работа не может считаться командной, если они об этом не условились до того, как создали свой продукт. Также соавторством нельзя признать создание произведения на основе ранее существовавшего. Например, это стихи, написанные и положенные на мотив ранее сочиненной мелодии.

Вернемся к юридическим тонкостям. Стоит пристально рассмотреть три главных понятия и проиллюстрировать их для более полного представления.

Правообладатель – физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Он может использовать его и распоряжаться им любым способом, если это не противоречит закону. Зачастую правообладателем фильма является его продюсер, который последовательно и полно выкупает права соавторов, операторов, режиссеров, актеров и других лиц, чьи результаты творчества используются для финального результата – фильма.

Виды соавторства

Создатели сценариев, книг, музыкальных композиций работают в одном из двух видов соавторства – делимом и неделимом.

Права соавторов

Авторское право – основной элемент процесса кинопроизводства. Оно защищает работу от несанкционированного использования. Авторские права на произведение также имеют все участники процесса его создания.

Как мы уже сказали выше, соавторство может быть делимым и неделимым. В зависимости от этого и определяются права создателей произведения:

  • при делимом виде соавторство может быть прекращено по решению сторон, в неделимом такой возможности нет;
  • при получении дохода на отдельную часть его получает только автор этой части, при неделимом – доход начисляется на весь результат, то есть одинаково каждому из соавторов.
  • при делимом и неделимом соавторстве создатели произведения имеют одинаковые права на его использование;
  • также при обоих видах соглашения распределение доходов от продажи произведения будет равным, если иное не предусмотрено договором;
  • независимо от вида соавторства исключительное право на произведение действует на протяжении всей жизни авторов. После смерти одного из них права переходят к другому;
  • каждый из соавторов может самостоятельно защищать свои права на произведение.

Соавтор обычно может использовать фильм по своему усмотрению, разрешать или запрещать им пользоваться, а также ему позволено самостоятельно извлекать выгоду. Для соблюдения этичности и законности необходим договор, определяющий права и обязанности сторон.

Соглашение о соавторстве

Сценаристам, писателям и другим создателям интеллектуальной собственности рекомендуется заключать соглашение о соавторстве. В нем обычно отражено следующее:

  • разграничение обязанностей или зон ответственности;
  • доли в доходах;
  • порядок использования результатов творческой работы;
  • условия и правила распоряжения исключительными правами;
  • возможность одного из соавторов выступать в интересах другого, в том числе при общении с продюсерами, издателями и прочими третьими лицами.

Соглашение помогает разрешать сложные и конфликтные ситуации, когда один из участников творческого процесса создает больший объем произведения. В некоторых случаях документально оформленная договоренность позволяет урегулировать вопросы имиджа и славы, а не денег. Например, в них часто указывается, чье имя должно стоять первым в титрах или списке авторов. Юридически такое определение не дает каких-либо преимуществ, но вот на репутации и узнаваемости может сказаться.

Опытные сценаристы и юристы, специализирующиеся на интеллектуальной собственности, советуют заключать соглашение до того, как начнется работа. Это позволит избежать недоговоренностей, подозрений и очистит эмоциональный фон для продуктивной и эффективной работы.

В качестве наглядного примера давайте рассмотрим совместное производство несколькими странами киноленты о рассекреченных агентах ФСБ в США и Великобритании, вынужденных вернуться в Россию.

Очевидно, что масштаб идеи предполагает вовлечение нескольких авторов, специализирующихся на темах разведки, жизни в США и Европе, России. Аналогично для съемок фильма придется выезжать на натуру во всех трех странах. Если не составить соглашение до того, как будет начат проект, то вот только ряд вопросов, которые вызовут конфликты, а может, и вовсе приостановят производство:

  • в какой валюте будет рассчитана смета картины;
  • кто будет оплачивать перерасход средств в случае его возникновения;
  • источники финансирования и ответственные за них стороны;
  • кто приобретает права и на какой территории;
  • совместное или делимое владение правами будет после создания киноленты;
  • кто отвечает за копирование и хранение материалов.

Это только верхушка того, что придется решать в соавторстве. Избегайте конфликтов и судебных разбирательств, лучше сосредоточьтесь на создании эффектных и захватывающих сценариев и фильмов!

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Комментарий к Ст. 1258 ГК РФ

1. Статья 1258 ГК РФ определяет понятие соавторства и основы регулирования отношений между соавторами, возникающие в связи с созданием произведения творческим трудом нескольких лиц. Соавторство предполагает совместный творческий труд нескольких лиц, результатом которого является создание единого произведения. Совместность труда авторов может принимать различные формы, например, И. Ильф и Е. Петров при написании бессмертных повествований об Остапе Бендере совместно "думали вслух", при этом один из них записывал идеи. Совместное творчество может протекать в других формах: соавторы предварительно обсуждают концепцию произведения, идеи, структуру, распределяют между собой определенные части работы - примером такого совместного труда соавторов является настоящий комментарий.

При определении соавторства следует исходить из того, что каждое лицо, претендующее на соавторство произведения, должно отвечать понятию автора, установленному ст. 1257 ГК РФ, - участие такого лица в создании произведения должно быть непременно творческим. В связи с этим не образует соавторства редакторская правка созданного произведения (исправление погрешностей языка, орфографических, грамматических ошибок, стиля и т.д.), если таковая не связана с изменением существенных элементов произведения: художественной формы, системы образов, дополнением научных произведений комментарием и др.

2. Закон выделяет два вида соавторства - делимое и неделимое. Правовое значение выделения видов соавторства заключается в определении различного порядка реализации соавторами своих прав. При раздельном соавторстве автор вправе использовать свое произведение (часть произведения, созданного в соавторстве) по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Критерием разграничения является возможность разделения произведения на части, создание каждым из авторов отдельной части произведения. Указанный критерий является единственным, который установлен законодателем, вместе с тем следует предположить, что существуют и иные способы идентификации произведения, созданного раздельным трудом соавторов (в частности, раздельным соавторством следует признавать произведение, состоящее из разнопорядковых объектов авторского права, например повесть и иллюстрации, музыка и слова песни, фильм и музыка к нему). Или все производные произведения, созданные творческим трудом нескольких лиц на основе произведения, принадлежащего одному автору, следует признавать неделимыми независимо от того, что, например, переводчики разделили книгу на главы и переводили независимо один от другого.

3. Осуществление прав в отношении произведения, созданного совместным трудом соавторов, осуществляется в соответствии с правилами п. п. 2 и 3 анализируемой нормы. В соответствии с общим правилом, определенным в п. 2 ст. 1258 ГК РФ, авторские права осуществляются совместно, следовательно, для реализации прав, установленных ст. 1255 ГК РФ, требуется согласие всех соавторов. Иной порядок осуществления прав может быть установлен соглашением соавторов. Закон не определяет каких-либо требований ни к форме, ни к содержанию указанного соглашения, соответственно, при разрешении указанных вопросов следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства.

Видится, что порядок осуществления авторских прав в отношении произведения, созданного в соавторстве, по своей конструкции напоминает порядок осуществления права собственности долевыми сособственниками. Осознание указанного момента позволит в большей степени понять общий смысл правового регулирования отношений между соавторами.

Права соавторов неделимы, в силу специфики объектов авторских прав нельзя потребовать выдела доли в объекте в натуре, осуществление прав может быть только совместным и никак иначе, что связано прежде всего с "интеллектуальным характером" прав на соответствующее произведение.

Осуществление неимущественных прав авторов может быть только совместным, неимущественные права соавторов по определению неделимы, соответственно, недопустимо по соглашению сторон устранить кого-либо из авторов от участия в решении вопроса обнародования произведения, даже в том случае, если осуществление прав по договору между соавторами поручено одному из них. Следует предположить, что коль скоро неимущественные права являются личными и осуществляются только автором, соответственно, порядок осуществления таких прав не может быть предметом соглашения ни при каких обстоятельствах.

Предметом соглашения может быть только порядок осуществления имущественных прав авторов и распределения выгоды, полученной от использования произведения.

Имущественные права авторов также являются неделимыми, хотя и имеют некоторые особенности: так, нельзя по соглашению сторон устранить одного из соавторов от разрешения вопроса о заключении договора о передаче исключительных прав на произведение третьему лицу. Коль скоро речь идет об имущественных правах автора, допустимо распределение имущественных выгод от использования произведения, но никак ни о чем другом. В частности, допустимо в силу соглашения поручить одному из авторов осуществление исключительных прав на произведение.

4. Положения п. 2 комментируемой статьи образуют механизм защиты прав соавторов от произвольного поведения коллеги последних. Учитывая природу неимущественных прав автора, последний может без объяснения причин запретить обнародование произведения, созданного в соавторстве, и именно в связи с этим закон устанавливает правило о недопустимости действий одного из соавторов без достаточных оснований запрета на использование такого произведения. При применении указанного правила следует учитывать, что оно распространяется только на произведения, соавторство в отношении которых является нераздельным, и не применяется к произведениям, авторство в отношении которых является раздельным. При толковании понятия "без достаточных к тому оснований" следует предположить, что запрет использовать произведение не должен образовывать состав злоупотребления правом, а должен быть направлен, иметь своей целью защиту прав автора, установленных законом. В противном случае такой запрет следует признать произвольным, необоснованным.

Разрешение разногласий между соавторами возможно по решению суда. И хотя закон не содержит специального указания на этот счет, следует предположить, что в данном случае применима аналогия закона с правилами п. 1 ст. 247 ГК РФ.

5. Правило п. 4 комментируемой нормы наделяет любого из соавторов независимо от вида соавторства осуществлять защиту авторских прав на соответствующее произведение. При применении указанной нормы следует исходить из следующего: в соответствии с правилами процессуального законодательства лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права или охраняемого законом интереса, соответственно, один из соавторов произведения, созданного в раздельном соавторстве, не вправе обратиться в суд с требованием о защите прав части такого произведения, автором которой он не является. Кроме того, в отношении неимущественных прав следует предположить, что автор вправе защищать только свои неимущественные права в отношении произведения, но никак не неимущественные права другого соавтора. Если автор обратится с требованием о защите нарушенных неимущественных прав и будет установлено, что его права соответствующим правонарушением не затронуты, то ему должно быть отказано в иске как ненадлежащему истцу (например, если при издании произведения было искажено имя соавтора, который не является истцом по делу). В части защиты имущественных прав соавторы являются своего рода "солидарными кредиторами", если будет нарушено одно из прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, один из соавторов вправе требовать прекращения такого нарушения независимо от воли других соавторов. Представляется, что по любому из таких дел суду следует обсуждать вопрос о привлечении всех соавторов к участию в деле в качестве третьих лиц, если последние не изъявят желания выступить в качестве соистца.

Другой комментарий к Ст. 1258 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Произведение не обязательно должно быть выражением творчества одного человека. Оно может стать результатом совместных творческих усилий нескольких авторов. В этом случае образуется соавторство, т.е. такой правовой режим произведения, при котором его юридическую судьбу определяет не одно, а несколько лиц.

Традиционно выделяют раздельное и нераздельное соавторство в зависимости от того, образует ли произведение "неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение" (п. 1 комментируемой статьи).

Например, картина Кукрыниксов является образцом нераздельного соавторства, а учебник, разные главы которого написаны разными специалистами, - произведением, в отношении которого соавторство является раздельным.

2. Такое разделение имеет важные юридические последствия, раскрываемые в п. 2 рассматриваемой статьи.

В отношении раздельного соавторства действуют следующие правила: во-первых, о совместном использовании произведения в целом, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Во-вторых, каждый из соавторов вправе по своему усмотрению использовать часть произведения, имеющую самостоятельное значение и созданную только им, т.е. если эта часть была результатом только его творчества (даже если другие соавторы каким-либо образом оказывали ему "нетворческую" помощь). То есть данные нормы не отменяют друг друга, а находятся во взаимном дополнении, устанавливая возможность использовать как произведение в целом, так и отдельные его части с учетом раздельного характера соавторства. В-третьих, соглашением между соавторами могут быть предусмотрены иные условия использования как произведения в целом, так и отдельных его частей. Так, соавторы могут уполномочить одного из соавторов на использование произведения, созданного их совместным творческим трудом. Или соавторы могут принять решение о том, что никто из них без согласия остальных соавторов не вправе использовать имеющую самостоятельное значение созданную им часть произведения.
--------------------------------
Говоря о таком важном признаке части произведения, которая может использоваться отдельно, как ее самостоятельное значение, следует иметь в виду, что речь идет о творческом характере такой части. Другими словами, часть тогда имеет самостоятельное значение, когда она может рассматриваться как отдельный результат творческой деятельности. По сути, речь идет об определенной двойственности правового режима такого результата, который одновременно и является частью другого произведения, и может приобретать значение самостоятельного произведения.

Применительно к нераздельному соавторству вопрос об использовании отдельных частей не встает. Поэтому ситуация здесь упрощается - действует общее правило о совместном использовании произведения, если соглашением между соавторами не установлено иное. Однако здесь возникает опасность того, что любой из соавторов может запретить использовать произведение в целом, а поскольку отдельные части такого произведения нельзя выделить в самостоятельные объекты, это может иметь серьезные негативные последствия для публики и нарушать законные интересы других соавторов. Именно поэтому для случая нераздельного соавторства Кодексом предусмотрено, что "ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения".

3. В использовании произведения соавторами есть два самостоятельных вопроса: распределение доходов от использования произведения и распоряжение исключительным правом на произведение. Именно поэтому в отношении этих вопросов предусмотрено специальное регулирование. В Кодексе это п. 3 рассматриваемой статьи. Данная норма отсылает к абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1229 ГК. Такое выделение имеет еще и то значение, что п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, в отличие от п. 3, регулируют вопросы использования несколько иным образом, нежели это предусмотрено абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК.

Но предусмотренные Кодексом различия в отношении использования произведения соавторами в зависимости от того, является ли соавторство раздельным или нет, не могут быть применимы при защите произведения.

4. В пункте 4 ст. 1258 прямо установлено право каждого из соавторов самостоятельно принимать необходимые меры защиты своих прав на произведение, независимо от вида соавторства. Данное положение должно трактоваться расширительно: каждый из соавторов может защищать свои права как в отношении произведения в целом, так и той части, которая создана им и имеет самостоятельное значение (при раздельном соавторстве).

Соавторство следует отличать от произведений, созданных с использованием других произведений, а также исполнений.

Авторы производных произведений (переводы, инсценировки, экранизации, аранжировки и т.д.) не могут быть соавторами оригинального произведения.

Произведение, помещенное в сборник или иное составное произведение, приводит к образованию другого произведения - составного, права на которое принадлежат составителю, но не образует соавторства в отношении тех лиц, произведения которых помещены в сборник. Наибольший интерес в этой связи представляет аудиовизуальное произведение. Согласно п. 2 ст. 1263 ГК у него есть три автора: режиссер, сценарист и композитор, написавший музыкальное произведение специально для данного аудиовизуального произведения. В данном случае речь идет о частично раздельном соавторстве. Сценарист и композитор могут использовать соответственно сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения - как его части, имеющие самостоятельное значение. Использование же режиссером аудиовизуального произведения без текста (сценария) и музыки невозможно. Кроме того, аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 1240 ГК является сложным объектом и в нем могут быть использованы и другие произведения. Например, в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" артисты А. Мягков и В. Талызина читают стихотворение А. Кочеткова. Но в данном случае речь идет об использовании одного произведения в другом и никакого соавторства не образуется.

Не является соавтором и исполнитель произведения. Даже несмотря на то, что в соответствии со ст. 1313 ГК его труд признается творчеством, он - автор только своего исполнения, но не того произведения, которое он исполняет.

Соавторство

Очередная наша статья, раскрывающая тематику авторского права, будет посвящена теме соавторства. Кем в аспекте юридических норм является автор, соавтор и правообладатель, а также что такое соавторство, и каких видов оно бывает. Все эти вопросы обсудим максимально подробно.

Авторство, соавторство, правообладание

Существует ряд заблуждений, избежать которых поможет знание следующих моментов:

  • правообладатель, автор и соавтор – три разных понятия;
  • автор по определению является правообладателем, если авторские права не переданы другому лицу;
  • все три определения может сочетать в себе один и тот же человек (к примеру, автор некоего материала может являться одновременно и соавтором, если его разработкой он занимался не самостоятельно).

Для лучшего понимания каждое из понятий следует рассмотреть в отдельности.

Согласно ст. 257 ГК РФ, автором произведения любого формата является лицо, которым это произведение было создано. При этом совершенно не обязательно указывать авторство, как на оригинале произведения, так и на отдельных его экземплярах. В то же время для идентификации того или иного материала могут использоваться другие способы, определяющие чье-либо авторство, что широко применяется в отношении информации, распространяющейся через Интернет.

Разобравшись с основными определениями, остановимся подробно на соавторстве.

Соавторство и его виды

Сказав о необходимости в наличии соглашения (желательно письменного) между авторами, работающими над каким-либо произведением, следует добавить, что такое произведение может выпускаться частями, в разное время, а сами авторы могут находиться в различных частях света.

При отсутствии соглашения невозможно говорить о и факте соавторства, даже если конкретные материалы, написанные разными лицами, помещены в единый сборник (книгу, каталог, фильм и т. п.). Соавторством не считается также произведение, созданное на базе уже существующего труда. В качестве примера можно привести музыку, написанную к известным стихотворениям.

Как выглядит соглашение о соавторстве

В соответствии с правовыми нормами, соавторы не обязаны заключать между собой соглашение, однако оно может пригодиться впоследствии любому из них в силу ряда причин. Для наглядного рассмотрения темы можно привести следующую ситуацию.

Когда проект начнет приносить прибыль, на правах соавторства Петров имеет все основания запросить свою половину, в чем закон будет на его стороне. На стороне же Иванова останется только осознание вопиющей несправедливости, но в рамках правового поля с этим сделать ничего будет нельзя. Исключить негативную производную человеческого фактора можно путем создания соответствующего соглашения о соавторстве. В нем должны быть детально расписаны зоны ответственности каждого из участников, их планируемое вознаграждение и прочие вопросы, которые каждой из сторон могут показаться важными.

В каких случаях нужно соглашение о соавторстве:

  • если вы инвестируете в проект больше средств, чем партнер (соавтор);
  • если создаваемое произведение является для вас значимым;
  • если работа может принести впоследствии большую прибыль.

Преимущества наличия соглашения:

  • задокументированное распределение функциональных обязанностей соавторов;
  • возможность избежать последующих разногласий без обращения в суд;
  • выше вероятность положительного для вас исхода при решении вопроса в судебном порядке;
  • больше шансов получить ту прибыль, на которую вы изначально рассчитывали.

Таким образом, необходимость в заключении соглашения о соавторстве определяется размерами интеллектуального и материального вклада каждого из участников, а также характером поставленных перед проектом целей.

Если вы занимаетесь деятельностью, регламентированной законодательными нормами об авторском праве, вполне целесообразным шагом становится разобраться с основными понятиями этой сферы, что при необходимости станет гарантом вашей экономической и интеллектуальной безопасности. В общих чертах это можно сделать самостоятельно, а с изучением деталей всегда помогут специалисты.

Важно отметить, что знание закона об авторском праве не только помогает защитить свои права, но и позволяет избежать нарушения чужих, что часто бывает не менее важно.

Читайте также: