Финансовый директор это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Должность финансового директора в коммерческой среде однозначно относится к очень влиятельной, так как определяет рыночное положение компании и ее денежную стабильность. Но единства нет относительно его обязанностей.

Финансовый директор – кто он?

В отличие от иных должностей, которые связаны с денежными потоками компании, их координацию осуществляет именно финансовый директор. Он направляет управленческую информацию другим руководителям. К его главной цели относится постоянная забота про то, чтобы росла прибыль предприятия, проведение соответствующей политики в жизнь.

Для этого финансовый директор должен уметь работать с многими коммерческими инструментами и осуществлять деятельность в настоящий момент, с учетом потенциала будущего и опыта прошлого.

Должностные обязанности финдиректора

При оформлении должностной инструкции для финансового директора зачастую руководство не вполне четко выделяет его задачи от инструментов, с помощью которых он должен получать результаты. Например, распространен случай, когда в функционал финдиректора входит управление кредитованием, финансовый учет, бюджетный контроль и др.

Обязанности финансового директора – это функции, которые он должен выполнять при помощи использования различных финансовых инструментов для достижения обозначенной цели.

У многих, когда речь заходит про финансового директора, в голове возникает образ мужика в очках и с бородой, который весь день сидит за ноутбуком, щелкает калькулятором и иногда кому-то звонит. И за это ему столько платят? На самом деле он выполняет крайне важную работу по сведению воедино всей информации, необходимой бизнесу для его роста и стабильности.

Как конкретно он это делает и зачем это компании? Разберемся в статье.

На самом деле у финансового директор может быть много обязанностей, но мы постараемся выделить для вас основные:

Формирует управленческий учет. Первым делом финдиректор занимается построением системы управленческого учета — определяет, какие отчеты нужны компании, из каких источников должны идти данные, кто является ответственным.

Анализирует отчетность. Когда отчеты собраны, основная задача финдира — досконально проанализировать имеющиеся данные, выявить проблемы и возможности и предложить руководству правильные управленческие решения. Например, провал плана по выручке может повлечь разные действия со стороны собственника, от увеличения среднего чека с помощью продажи дополнительных услуг до увеличения затрат на маркетинг, чтобы привлечь новых клиентов.

Ведет финансовое планирование. Финдиректор ведет в компании полный цикл планирования — начиная от финансовой модели на год, где совместно с руководством ставятся ключевые цели по выручке и прибыли, определяются метрики и пути их достижения, заканчивая бюджетированием на каждый месяц и ведением платежного календаря, чтобы бизнес не попадал в кассовые разрывы и все сотрудники имели четкие месячные планы.

Контролирует и корректирует план. Финдир не просто тыкает пальцем в небо, а следит за выполнением плана ― получается или нет выполнить, насколько точно спланировано и на сколько отклонились от плана. Если что-то не получается, то разбирается, почему, и что надо изменить, чтобы планы выполнялись.

Рассчитывает бизнес-идеи. Помимо этого, финдиректор рассчитывает отдельные бизнес-идеи руководства. Брать ли кредит или оборудование в лизинг, стоит ли увеличивать отсрочку платежа для постоянных клиентов, делать ли щедрую программу лояльности? Все это лучше обсудить с финдиром.

Делает компанию управляемой. Это одна из основных задач финансового директора. Благодаря отчетам, аналитике и четким регламентам по финансовой деятельности бизнес становится предсказуемым, его можно понять и масштабировать.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

В коммерческой среде должность финансового директора однозначно считается очень влиятельной, поскольку определяет денежную стабильность компании и ее рыночное положение. Но нет единства относительно того, что именно входит в его компетенцию.

Рассмотрим основные положения типовой должностной инструкции финансового директора, исследуем нюансы его функционала.

Вопрос: Может ли финансовый директор издать приказ об отзыве из отпуска генерального директора, если он исполняет обязанности на время отпуска генерального директора и наделен полномочиями на подписание кадровых документов?
Посмотреть ответ

Финансовый директор – кто он?

Вправе ли работодатель указать в должностной инструкции финансового директора требование о наличии соответствующего образования?

В отличие от других должностей, cвязанных с денежными потоками фирмы, финансовый директор координирует их, направляя управленческую информацию другим руководителям. Его главная цель – постоянная забота о том, чтобы прибыль компании росла, проведение в жизнь соответствующей политики. Для этого финдиректор должен владеть многими коммерческими инструментами и действовать в настоящий момент, учитывая опыт прошлого и потенциал будущего.

Функции финансового директора

Оформляя должностную инструкцию для финдиректора, руководство часто не вполне четко отделяет его задачи от инструментов, которыми он должен достигать результатов. Так, например, часто в функционал финансового директора записывают бюджетный контроль, финансовый учет, управление кредитованием и др. Функции финансового директора – это то, что он должен совершать путем применения тех или иных финансовых инструментов для достижения выше обозначенной цели.

Можно выделить 5 групп основных функций финансового директора:

СПРАВКА! Грубо говоря, финансовый директор повышает прибыль предприятия тем, что руководит тем, чтобы все работники предприятия работали хорошо, то есть с максимальной эффективностью.

Инструменты финансового директора

Это те процессы, которые в результате применения могут обеспечить выполнения 5 обозначенных функций. Именно их чаще всего пишут в должностных инструкциях в качестве обязанностей.

  1. Руководство денежными потоками фирмы:
    • контроль издержек;
    • планирование применения ресурсов;
    • оптимизация налоговой политики.
  2. Стратегическое управление финансовой деятельностью: для этого применяется весь массив финансового инструментария.
  3. Экономическая безопасность:
    • анализ финансовых рисков;
    • постановка задач по их снижению;
    • контроль деятельности уполномоченных лиц.
  4. Финансово-экономический анализ заключаемых компанией договоров.
  5. Подготовка и контроль состояния денежной отчетности.
  6. Руководство финансовыми подразделениями организации.
  7. Взаимодействие с кадровой службой.
  8. Представительство компании перед контрагентами.
  9. Публичная деятельность, в том числе и в СМИ.

Где работают финансовые директора

Все коммерческие предприятия, особенно крупные, где необходима координация и планирование подразделений, отвечающих за денежные потоки, вряд ли смогут обойтись без должности финансового директора. Чаще всего это специалист нужен:

  • в банковских организациях;
  • на производственных предприятиях;
  • на биржах;
  • в страховых, трастовых, инвестиционных компаниях;
  • в различных коммерческих организациях;
  • в определенных государственных структурах и др.

Если ранее в организации не было такого специалиста, он необходим, если:

Что требуется от потенциального финансового директора

Чтобы претендовать на должность финансового директора в какой-либо организации, кандидат должен соответствовать первичным минимальным требованиям:


Мы постарались составить универсальный список обязанностей и направлений, за которые отвечает финансовый директор. Естественно, в зависимости от компании должностная инструкция может расширяться — иногда в подчинении финдира можно встретить даже ИТ-службу.

Чем занимается финансовый директор

Финансовый директор или Chief Financial Officer — это топ-менеджер, который отвечает за все финансовые потоки в компании. Не путайте его функции с обязанностями коммерческого директора — первый занимается только деньгами, а второй в том числе и процессами, от которых зависит изменение денежного потока на предприятии.

В зависимости от размера компании, должность финдиректора может быть отдельной единицей, или человек будет совмещать функции главного бухгалтера организации. Общий принцип — контроль всех финансовых потоков, создание системы бесперебойного поступления денег, разработка финансовой стратегии и согласование ее с учредителями и генеральным директором.

Главное — определиться со стратегией

Прежде чем приступать к созданию системы финансовой службы, директору нужно разобраться, какие цели ставит собственник или гендиректор. Специалист в области разработки финансовой модели предприятия, преподаватель РШУ Дмитрий Петров выделяет три обобщенных направления, от выбора которого зависят дальнейшие действия:

Увеличение чистой прибыли/чистого денежного потока — наращивание выручки, расширения рынков сбыта, создание новых продуктов и вывод их в реализацию.

Максимизация рыночной стоимости бизнеса — привлечение инвестиций, повышение капитализации предприятия.

Снижение рисков ведения бизнеса — оптимизация расходов, более осторожное обращение с кредитами или вовсе отказ от них, анализ листа ожидания и возможных проблем с контрагентами при его увеличении.

Разобравшись с тем, как к бизнесу относится собственник, директор может проанализировать текущую ситуацию и уже затем брать на себя ответственность за реализацию стратегии.

Организация работы

В должностной инструкции директора по финансам обычно прописан общий пункт — организовать работу финансово-экономических и бухгалтерских служб. Это стоит расшифровать более подробно.

Постоянный мониторинг и анализ финансового состояния предприятия

  • Решения по вложению капитала.
  • Операции, проводимые с помощью этих ресурсов — какое действие в итоге дает плюс, какое минус. Аналог сквозной аналитики.
  • Определение дальнейшей структуры финансирования бизнеса.

Глава экономической службы должен всегда держать руку на пульсе и понимать, куда движутся финансы в фирме, насколько качественно происходит управление ими, какое положение занимает организация по сравнению с другими игроками на рынке.

Создание эффективной системы бюджетирования

Сейчас общепринято выделяют три вида бюджетов, которые стоит создавать в крупной компании:

Операционные — это обобщение информации в разрезе операций, которые проводит компания.

Финансовые — суммы плановых доходов и расходов, активов, обязательств и капитала компании.

Инвестиционные — данные о том, куда и как компания вкладывает деньги.

  • Почему плановые показатели значительно отличаются от фактических.
  • Как повысить точность планирования, с учетом отклонений.
  • Как предотвратить негативные отклонения факта от плана.

Финансовому директору необязательно использовать общепринятые системы бюджетирования. Есть и альтернативы — например, использовать в режиме реального времени систему сбалансированных показателей, систему ранних индикаторов или вводить в компании режим риск-менеджмента.

Оптимизация системы транзакций

Дмитрий Петров выделяет эту часть работы финансового директора отдельно — как правило, именно на транзакции и выделяется значительная часть времени экономической службы компании. Используются традиционные финансовые процессы — процессы оплаты и выставление счетов, подготовка счетов-фактур, оплата, документирование движения материальных ценностей.

Внедряя программное обеспечение для оптимизации рабочих процессов, главному финансисту стоит обязательно просчитывать экономическую эффективность такого решения.

  • Минимизация ручной обработки транзакций, соответственно, уменьшение числа ошибок.
  • Повышение уровня квалификации сотрудников — человек должен не руками вводить данные, а только контролировать процессы и исправлять отклонения.
  • Создание общих центров обслуживания данных из всех подразделений предприятия. Возможно, передача обслуживания таких центров на аутсорсинг для повышения экономического результата.

Разобраться с управлением рисками

В функции главы финансовой службы входит и управление рисками. Нужно разобраться в современной теории качественного и количественного понимания рисков, оценивать положительные и негативные стороны прогнозов, которые могут дать аналитики. Главное качество, необходимое директору в этой сфере — быть гибким и быстро принимать эффективные решения.

  • Проводится риск-аудит, выявляются возможные проблемы, каждой из которых присваивается коэффициент опасности — насколько в текущей ситуации возможно развитие такой проблемы.
  • Последствия — просчитываются возможные негативные и позитивные результаты, для каждой ситуации делается вывод — насколько критична для компании такая потеря.
  • Причины — для опасных ситуаций составляется перечень причин, которые могут повысить критический коэффициент. Если риск большой, то сразу же составляется дорожная карта, которая поможет компании выйти из кризиса.
  • Случаи Sumitomo / Хаманака & EAST-WEST BANK (VIENA), 1980.
  • Кейсы LTCM & Barrings, 1990.
  • Кейсы Enron & WorldCom, начало 2000.
  • Результат закона SOX и последовавшая за ним модель COSO.
  • Крах производных ипотечных инструментов 2008.
  • Кейс Societe Generale / Кервель, 2008.
  • Для краткосрочных решений рекомендуем VaR (Value at Risk) — денежная оценка величины, которая не превысит ожидаемые в конкретный период потери.
  • Для долгосрочной — ROV (Real Options Valuation). Это сложный метод оценки, который помогает принять решение при инвестировании в реальные проекты, где сложно подсчитать доходность и другие традиционные параметры финансистов.

Требования к квалификации

  • Высшее образование — экономическое.
  • Дополнительное профильное образование — специальные курсы от известных университетов и школ, сертификаты о прохождении финансовых и экономических программ.
  • Профессиональное владение Excel, 1С и другими программами для учета и планирования.
  • Углубленные знания в налоговом, аудиторском и бухгалтерском учете.
  • Знание нормативных и законодательных документов.
  • Профессиональные навыки ведения переговоров.
  • Стратегическое планирование.
  • Опыт работы в сфере компании не менее 6 лет.
  • Опыт работы руководителем экономического блока или заместителем финансового или генерального директора по экономическим вопросам не менее 3 лет.

Что-то еще

Осветить все должностные обязанности финансового директора в рамках одной статьи практически невозможно — во время исследования автору попадались инструкции для топ-финансистов, занимающие десятки листов.

Например, в блок организации управления оборотным капиталом будет входит оценка и анализ капитала, расчет его потребности для операционной деятельности. При формировании стратегии для оборотного капитала финансисту придется учитывать и даже разрабатывать политику хеджирования — подбор безопасных источников финансирования активов, поиск внеоборотных активов.

В функции современного топ-финансиста входит и поиск инвестиций — точнее, расчет данных для предложения, оценка эффективности новых вливаний в компанию. Не стоит забывать и об увеличении стоимости бизнеса, учитывая специфику этого процесса в России.

Дополнительные функции директора по финансам — это переговоры. Например, при покупке смежных бизнесов — нужно оценивать психологию продавца и, учитывая финансовый расчет, принимать решение о рекомендации к покупке или отказу от сделки.


Профессия финансовый директор состоит из большого количества разных обязанностей. С помощью упорства в ней можно раскрыть свои таланты и способности. Это профессия в стиле lifelong learning — невозможно быть эффективным специалистом, если не развиваться постоянно. Автор: Дмитрий Кузьмин

Читайте также: