Философское представление о природе в китае кратко
Обновлено: 07.07.2024
Китай — страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. Формирование философских представлений в Китае проходило в сложных социальных условиях. История Китая на протяжении более чем двух тысяч лет богата самыми различными потрясениями. Могущественные империи Китая распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземными завоевателями, сметались крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране достаточно быстро восстанавливалась специфическая государственная структура, сложившаяся в Китае окончательно при династии Хань, пришедшей к власти в конце III в. до н. э.
Особенности китайской мифологии:
1. Зооморфный характер богов и духов, многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.
2. Культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.
3. Представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.
Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.
Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: 1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные, 2) "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на вещественную ци и духовную ци.
Духовная ци - основа жизни человека. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека).
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.
Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
В основе существования, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение ян и инь.
Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
1. Великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
2. Зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;
3. Выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
4. Образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
5. 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
6. Смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов.
7. Возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.
Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.
Билет 4. Поиск первоосновы мира в античной философии. Атомистическое учение Демокрита.
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Отсюда определяющей чертой древнегреческой философии является космоцентризм. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Античные мыслители считали, что человек — это микрокосм, состоит из тех же элементов, что и макрокосм. Космос — вечное движение и превращение, вихревой поток, центром и источником которого является Логос — мировой разум.
Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
Пифагорейцы считали началом всего сущего число.
Атомистическое учение Демокрита.
Основатель — Левкипп. Античная атомистика возникла как ответ на апории Зенона. Атомисты ввели дискретность. Идея дискретности пронизывает все мировоззрение атомистов. "Ничто" атомистов — есть пустое пространство и не есть небытие, ему приписываются конкретные свойства, у небытия свойств быть не может. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы движутся в пустоте. Неделимые, неизмеряемые отрезки ( их нечем измерить) — "амер". Пустота и атомы организованы при помощи амеров. "Атом" — неделимый. Атомы неделимы, так как внутри них нет пустоты, все заполнено. Атом — парменидов мир, внутри себя неподвижный. Атомисты использовали идеи ионийцев — все атомы состоят из твердого первовещества, похожего на золото. Для существования тел необходимо было ввести взаимодействие атомов. В учении Демокрита есть две возможности: связанное состояние ( при помощи петелек и крючочков) и столкновения. Любые тела могут распасться и обязательно распадаются, атомы — вечны.
Атомы могут быть мельчайшими, а могут достигать размеров Земли. Пример атома маленького — пылинка в солнечном луче, так их не видно, а в свете солнца — видно.
Важный момент в концепции Демокрита то, что взаимодействия атомов носят характер однозначной предопределенности — эта идея была доминирующей до создания квантовой механики. Понятие "закон" подразумевало предопределенность. Движение — реновация — исчезновение атома на одном конце неделимого отрезка и возникновение на другом. Все скорости одинаковы: макроскопическая скорость зависит от того, как долго дело покоится на концах неделимых отрезков. Демокрит считает, что за счет взаимодействия атомов образуются отдельные органы. Некоторые органы оказались гармоничными и выжили, а некоторые вымерли. Наиболее гармоничное существо — человек. Характерная черта человека — наличие души (у пифагорейцев душа — вечное начало). У Демокрита душа состоит из мелких гладких круглых атомов, подобных атомам огня. После смерти душа рассыпается. Эйдос — атомные копии. Каждое тело отделяет от себя эйдосы ( надо иметь в виду, что "эйдос" сейчас имеет разное значение у разных авторов) Эйдосы попадают в
Философия Древнего Китая – самое главное кратко. Конфуцианство кратко и Даосизм. Это очередная тема из цикла статей по философии. В предыдущей публикации мы вместе рассмотрели основы философии Древней Индии. Теперь обратимся к древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая
Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.
Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.
Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).
4 понятия философского мышления Китая
- Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
- Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
- Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
- Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.
Конфуцианство
Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.
В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.
Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.
Даосизм
Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.
Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.
Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.
Легализм
Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.
Моизм
Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.
Философия Древнего Китая – самое главное кратко. ВИДЕО
Идеи Конфуцианства кратко. ВИДЕО
Даосизм. Основные идеи и принципы за 1 минуту. ВИДЕО.
Резюме
- о главных школах древнекитайской философии;
- о 4-х главных понятиях философии Древнего Китая;
- о главных идеях и принципах Конфуцианства и Даосизма.
Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!
Интересно сопоставить это учение с натурфилософскими пред&ставлениями древних греков, возникшими примерно в то же вре&мя, с их четырьмя главными элементами: водой, воздухом, огнем и землей.
Постоянство китайцы хотели обрести на земле, а не по ту сторону жизни. Отсюда значительная роль, которая отводится ритуалу (знаменитые китайские церемонии) и чувству долга.
Чтобы достичь согласия и устойчивости в быстротекущем мире, китайцы нашли способ, аналогичный медитации индийцев, но вполне земной. С его помощью текучее становится неподвижным.
Стремление к постоянству связано у китайцев с тем, что они так же, как и индийцы, признают неизменное более истинным. Для самой возможности познания необходим покой — здесь ки&тайская мысль также солидарна с индийской. Сердце выступает органом познания, а сердечный покой дает возможность достичь истины.
В восточных странах сформировалась особая форма познания мира. Именно она повлияла на развитие общества. Если рассматривать кратко самое главное о философии Древнего Китая, то станет очевидно одно — в ее основе лежат уникальные представления. Они тесно связаны с системой воспитания человека, и в них обоснованы правила государственного управления.
Особенности философии
Китай, как и другие восточные страны, развивался без влияния извне. На государство не оказывалось давление других духовных традиций, поэтому древнекитайская философия уникальная и самостоятельная система. Формироваться она начала в V веке до нашей эры, когда общество начало расслаиваться по экономическому признаку. Появились богатые люди, чиновники, бедняки.
Предпосылкой для появления философии стала мифология. Ее главными героями были боги и люди. Китайцы верили, что мир делится на женское и мужское начало. Два этих компонента постоянно взаимодействуют. Считалось, что сначала был только хаос, неба и земли не существовало. Упорядочило мир два духа — Инь и Ян.
Древние китайцы полагали, что мир триедин:
Характерная черта китайской философии — культ предков. Считалось, что умершие влияют на живущих. Они помогают потомкам и поддерживают их.
В домах устанавливались семейные алтари. На них стояли таблички с именами умерших предков. Им возносили молитвы и делали подношения.
В древнекитайской философии выделяли несколько ключевых понятий:
- холизм — гармония между человеком и миром;
- интуитивность — жизнь познается только через интуиции;
- символизм — мышление развивается через образы;
- тиянь — всю полноту ощущений можно познать только через эмоции и переживания.
Постепенно появилось несколько философских школ, которые лишь незначительно отличались в деталях. Особую популярность получило два направления — даосизм и конфуцианство. Но были и другие школы.
Кратко об учениях
Конфуцианство сохраняет свою популярность. Его основателем был Конфуций, который видел смысл жизни в гуманизме. Также он придавал большое значение соблюдению ритуалов и правил. Представители конфуцианства считали, что в центре учения должен находиться человек, его нравственное, умственное развитие и поведение. Конфуций также высказывался и об управлении государством. Он не поддерживал строгих законов, по его мнению, император должен быть образцом для подражания. Тогда люди будут стремиться походить на него.
У Конфуция была нелегкая жизнь. Его семья жила в нищете, ему приходилось работать с малых лет. Благодаря трудолюбию и упорству юноша попал на государственную службу, после чего стал преподавателем и мыслителем.
Еще одно популярное направление в философии — даосизм. Основателем течения стал Лао-Цзы. Он считал, что каждый достигает гармонии, находясь в естественном состоянии. Поэтому нужно отказаться от любых стремлений, материальных ценностей и жить в простоте.
Лао-Цзы полагал, что как бы человек ни стремился управлять, в итоге он всегда проигрывает. Поэтому лучше выбирать не-деяние. Так, каждый сможет достичь гармонии.
Легизм и моизм
Помимо популярного даосизма и конфуцианства были и другие течения. Мыслитель Сюнь-Цзы создал свою школу, которую назвал легизм. Его ключевой идеей было создание тоталитарного порядка. Только так социум сможет нормально существовать, и люди подавят в себе темное начало. Ключевой мыслью Сюнь-Цзы являлась вера в злую сущность человека. Каждый будет стремиться избегать наказания, получать выгоду и поэтому нужен контроль.
Если рассматривать кратко моизм, то можно выделить главную идею — все люди равны. Мо-Цзи, основатель направления, считал, что в мире должна царить любовь и взаимная польза. Поэтому каждый человек должен не только стремиться получить блага, но и поделиться ими с другими.
Мировоззрение философов оказало влияние не только на китайцев. Учения распространилось во всем мире, поэтому последователей школ можно найти в Европе, Америке, России.
Читайте также: