Философский характер лирики пастернака кратко

Обновлено: 05.07.2024

человеческую личность и ее окружение:
Казалось альфой и омегой, —
Мы с жизнью на один покрой:
И круглый год, в снегу, без снега,
Она жила, как alter ego,
И я назвал ее сестрой.
Поэтому природа в изображении Б. Пастернака — не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская

Среди русских поэтов XX века Б. Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо от того, писал ли он о природе, о человеческих отношениях или о состоянии собственной души. Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет.

Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: “А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно – что жилы отворить”. Философские

раздумья Б. Пастернака всегда имеют трагическое звучание – это раздумья одинокого человека. Причина одиночества лирического героя Б. Пастернака не в его гордыне или пренебрежительном отношении к людям. Это – одиночество обостренного чувства ответственности за жизнь и за все окружающее:

Я понял жизни цель а. чту Ту цель, как цель, и эта цель – Признать, что мне невмоготу Мириться с тем, что есть апрель.

Природа осмысляется Б. Пастернаком глубоко философски. Это не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами,

а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли в его душу и живут внутри нее. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях “Июльская гроза”, “Никого не будет в доме…”, “Зимняя ночь”.

В стихотворении “Зимняя ночь” проявляется еще одна из центральных тем в творчестве Б. Пастернака – любовь. Это чувство охватывает героев “Зимней ночи” с такой силой, что в него втягиваются комната, дом, весь мир. Любовь метет метелью “во все пределы”. Время как будто остановилось:

Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Когда герой лирики Б. Пастернака охвачен этим прекрасным чувством, для него “дольше века длится день”. Герой лирических произведений ищет истину, стремится к духовному и нравственному совершенству во всем:

Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

Этот мотив прослеживается в цикле стихотворений, включенных в роман “Доктор Живаго”. В них поэт задумывается над трагизмом положения Иисуса Христа, взявшего на себя ответственность за людские грехи. Б. Пастернака волнует трагедия человека, чувствующего личную ответственность за всемирное зло. Сходен с образом Христа у Б. Пастернака и образ Гамлета:

Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти.

Как поэт-философ Б. Пастернак тяготеет к вечным темам. Природа и творчество, любовь и ответственность – все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия. Стихи Б. Пастернака поражают глубиной философского понимания жизни.

Среди русских поэтов XX века Б. Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо от того, писал ли он о природе, о человеческих отношениях или о состоянии собственной души.

Философские раздумья Б. Пастернака всегда имеют трагическое звучание — это раздумья одинокого человека. Причина одиночества лирического героя Б. Пастернака не в его гордыне или пренебрежительном отношении к людям. Это — одиночество обостренного чувства ответственности за жизнь и за все окружающее:

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель —

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель.

Природа осмысляется Б. Пастернаком глубоко философски. Это не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли в его душу и живут внутри нее. Природа и состояние души поэта слиты воедино.

Мело весь месяц в феврале,

Свеча горела на столе,

Герой лирических произведений ищет истину, стремится к духовному и нравственному совершенству во всем:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Казалось альфой и омегой, —

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты— лето с местом в третьем классе,

Ты — пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия — листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она — неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Со мной, с моей свечею вровень

Миры расцветшие висят.

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесной сор из сердца вытрястъ

И жить, не засоряясь впредь.

Все это — не большая хитрость.

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

«О Господи, как совершенны

Дела твои, — думал больной, —

Постели, и люди, и стены,

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь — не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном — это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора — это полное принятие всех обликов жизни.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Им правит закон любви. Все это должен принять человек, принять и трудиться.


На этом уроке мы рассмотрим основные темы лирики Бориса Пастернака и познакомимся с самыми знаменитыми произведениями поэта. Поговорим о философской направленности лирики Пастернака. Проанализируем авторский стиль Пастернака и узнаем, какими художественными средствами поэт пользуется для достижения выразительности.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Философский характер лирики Б. Пастернака"

· Рассмотрим основные темы лирики Бориса Пастернака и познакомимся с самыми знаменитыми произведениями поэта.

· Поговорим о философской направленности лирики Пастернака.

· Проанализируем авторский стиль Пастернака и узнаем, какими художественными средствами поэт пользуется для достижения выразительности.

Путь Бориса Пастернака в большую литературу начался с поэзии. Начав с подражания символистам, поэт очень скоро выработал свой творческий стиль. И в целом творчество Пастернака нельзя отнести ни к одному из известных нам литературных направлений.

Мы помним о том, что Пастернак как поэт достиг призвания. Его даже хотели провозгласить первым поэтом СССР. Первые 6 раз, когда Бориса Пастернака выдвигали на Нобелевскую премию – это делалось именно за заслуги в области поэзии.


Ещё одна черта стихотворений Пастернака – это их философская направленность. Вспомним, что поэт в юности изучал философию в Германии. Его наставник даже рекомендовал ему профессионально заняться философией.

В своих произведениях Пастернак крайне редко просто рисует картины или передаёт образы. Поэтические образы для него всегда связаны с размышлениями, эмоции переплетены с мыслями, и философским осмыслением пронизано всё: и пейзажи, и любовь, и военные картины.

И первые строки стихотворения – типичная пейзажная лирика.

Снег идёт, снег идёт.

К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Однако образ мира, который неудержимо летит куда-то в вихре снега, наводит лирического героя на мысль о летящем времени. Которое невозможно нагнать и остановить – как нельзя остановить время.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Выразительность в стихотворении создают не только рефрены, но и олицетворения, метафоры, нетипичный рисунок рифмовки. Благодаря этим средствам картина заснеженного города оживает и превращается в картину мира, который постоянно движется сквозь время.

Но если пейзаж здесь дополняется размышлениями о вечном, об уходящем времени – получается, что это не пейзажная лирика, а философская?

Да, природа в стихах Пастернака всегда осмысливается глубоко философски. Она не существует отдельно от лирического героя и не показывается только через наблюдения. Она всегда – часть духовного состояния героя, предлог для его раздумий. Природа переплетается с состоянием души героя и его эмоциями. Особенно – с любовью. Поэтому временами так трудно выяснить, относится ли стихотворение к пейзажной лирике или к интимной лирике.

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проёме

Незадёрнутых гардин.

Однако пустота и одиночества нарушаются появлением возлюбленной:

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдёшь.

Возлюбленная героя появляется тоже в белом, как часть зимы. Но символика цвета здесь меняется. Если раньше белый – это снег, холод и одиночество, то теперь он наполняется светом. Прошлое, тишина и одиночество сменяются будущим, звуком шагов, присутствием любимого человека.

Мы уже убедились в том, что природа и чувства тесно переплелись в стихотворениях Пастернака с философией. Однако философская лирика подразумевает рассуждения о неких проблемах бытия – вечных вопросах.

Какие вопросы поднимает Борис Пастернак в своей философской лирике?

Это вопросы бытия и смерти, благоговение перед чудом жизни и любовь как основа этого мира. Очень важна для автора проблема миропознания и миропонимания. Решение этой проблемы – в принятии мира во всей его изменчивости, в любви к природе и к людям.

Часто философские вопросы связаны с проблемами одиночества, невозможности обрести себя в обществе.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протёкших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Частично – это ещё и попытка Пастернака пояснить истоки творчества, его причины. Для лирического героя творчество, создание стихов – это способ постичь мир. И одновременно лирический герой стремится выразить в стихах весь окружающий его мир – все чувства, все ощущения и знания.

Он сравнивает стихи с садом, который стремится посадить. Вливая при этом красоту природы в строки, как некогда Шопен влил её в музыку.

Очень показательна здесь условная форма глаголов, к которой Пастернак постоянно прибегает в своём стихотворении:

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

Вспомним, что произведение написано, когда поэт прошёл почти до конца своего творческого пути. И всё-таки он не считает, что ему удалось сказать всё. Не считает себя безусловным гением.

Цель творчествасамоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Творчество поэта должно оцениваться в будущем, в веках, а не сегодня и не сейчас. Оно должно вдохновлять тех, кто придёт после. Но сам поэт не должен осознавать – насколько удачно или неудачно его наследие:

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Лирический герой ощущает себя актёром, играющим шекспировскую драму под взглядами тысяч глаз. Он чувствует предопределённость и безрадостность своей судьбы. Роль тяготит его. Герой обращается к Богу с той же просьбой, что и Христос в Гефсиманском саду, перед арестом:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Однако судьба лирического героя предначертана. Как и Христу, ему в конце концов предстоит остаться в одиночестве и быть окружённым фарисеями:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

В своих стихах Пастернак поднимает не только тему одиночества художника в толпе. Он говорит о повышенной ответственности творца перед этим миром и перед искусством.

Мы уже говорили, что с годами Борис Пастернак выработал собственный стиль. В его основе – тонкий психологизм, глубокий символизм, переход от конкретных ситуаций, пейзажей, чувств к размышлениям о великом и вечном.

Стихи Бориса Пастернака очень живописны. Вспомним, что он сын художника и сам увлекался живописью. Изобразительная сила его лирики обеспечивается через олицетворения, оригинальные эпитеты и метафоры.

Поэзия Пастернака очень музыкальна. Не зря же многие его стихи стали песнями. Они распевны, в них часто используются рефрены, синтаксический параллелизм, поэт часто обращается к звукописи.

В своих стихах Борис Пастернак неизменно оставался собой – так же, как в жизни. Иначе и не могло быть. Ведь он сам озвучил своё творческое кредо:

Читайте также: