Философские школы поздней античности стоицизм эпикуреизм неоплатонизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Основные положения: 1) Только лишь добродетель всегда приносит человеку благо, и только порок вседа приносит человеку вред. У добродетельного человека есть все необходимое для того, чтобы быть счастливым. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие.Превыше всего стоит долг. 2) Согласно онтологической концепции стоиков, мир состоит из цепи событий, последовательность которых предопределена Богом. Бог, как вездесущий разум, придает энергию и форму бесформенной материи.3) Следуя учениям Гераклита, стоики развивали учение о логосе как все определяющей, все порождающей субстанции – разумной мировой душе или Боге. 4) В телесном мире различали 2 начала – деятельный разум (Логос или Бог) и разум пассивный (материя). Утверждали, что человек, совершенствующий свой разум, живет в гармонии с космосом. 5) Постижение природы возможно путем чувственного восприятия, впечатления от которого несомненны.

Стоицизм возник в культуре эллинизма в III в. До н.э. В связи с развитием техники, развитием частной собственности, с распространением индивидуалистических идей. Его основоположник – Зенон Китионский, развитие идеи стоицизма получили в творчестве Сенеки.

Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).

Античный скептицизм содержит в себе черты субъективного идеализма и агностицизма.

Эпикуреизм. Основатель этого направления – Эпикур (341 – 271 гг. До н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. По мнению Эпикура, космос состоит из неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Их движение непрерывно.

У Эпикура нет идеи Бога-творца. Он считает, что, кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Он признает существование богов, но утверждает, что они не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам.

Человек – чувствующее существо. Его ощущения являются основой познания мира. Критерием истины, по Эпикуру, являются чувства удовольствия и страдания, которые так же объективны, как и ощущения и, кроме того, позволяют отделить добродетель от зла.

Эпикур стал основоположником социальной психологии. Он учил достигать невозмутимости духа путем длительного обучения и упражнений.

Эпикур учил:

- обстоятельства, причиняющие нам горе, на самом деле находятся вне нас; лишь наше мнение превращает их в наше внутреннее зло;

- не стоит бояться смерти, она не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, ее еще нет, а когда смерть есть, нас уже нет.




Неоплатонизм (с III в. До н.э. До VII в. Н.э.).

Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии.

В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин.

В основе учения неоплатонизма – 4 категории:

Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного.

Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.

Стоицизм возник в культуре эллинизма в III в. До н.э. В связи с развитием техники, развитием частной собственности, с распространением индивидуалистических идей. Его основоположник – Зенон Китионский, развитие идеи стоицизма получили в творчестве Сенеки.

Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).

Античный скептицизм содержит в себе черты субъективного идеализма и агностицизма.

Эпикуреизм. Основатель этого направления – Эпикур (341 – 271 гг. До н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. По мнению Эпикура, космос состоит из неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Их движение непрерывно.

У Эпикура нет идеи Бога-творца. Он считает, что, кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Он признает существование богов, но утверждает, что они не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам.

Человек – чувствующее существо. Его ощущения являются основой познания мира. Критерием истины, по Эпикуру, являются чувства удовольствия и страдания, которые так же объективны, как и ощущения и, кроме того, позволяют отделить добродетель от зла.

Эпикур стал основоположником социальной психологии. Он учил достигать невозмутимости духа путем длительного обучения и упражнений.

Эпикур учил:

- обстоятельства, причиняющие нам горе, на самом деле находятся вне нас; лишь наше мнение превращает их в наше внутреннее зло;

- не стоит бояться смерти, она не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, ее еще нет, а когда смерть есть, нас уже нет.

Неоплатонизм (с III в. До н.э. До VII в. Н.э.).

Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии.

В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин.

В основе учения неоплатонизма – 4 категории:

Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного.

Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.

Античная философия – это система мировоззренческих и философских взглядов, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с VII века до н.э.

Общая характеристика эллинистической философии

Расцвет античной философии приходится на III век до н.э. – период расцвета древнегреческой полисной системы и демократии. Демократическая политическая система в Афинах и других полисах ставит на первое место ораторское мастерство личности – ее способность понятно и красочно описывать собственные идеи, доносить их до народных масс, воодушевлять и убеждать слушателей, а также отстаивать свою точку зрения в ожесточенном диспуте с оппонентами, с помощью убедительных доказательств и логики.

Однако уже в конце столетия все меняется – на место демократических полисов приходит империя Александра Македонского, объединившего под своей властью огромные пространства и расширившего границы распространения греческой культуры далеко на восток. Наступает эпоха эллинизма, в которой с одной стороны происходит культурное и философское обогащение классической античной мысли за счет влияния восточной культуры, а с другой в новом изменившимся мире, мире больших централизованных государств (сначала Македонии, затем Рима), роль личности становится не столь значительной, отдельный человек часто оказывается заложником непреодолимых сил судьбы и глобальных событий.

Перед философией встает новая задача – дать опору личности в изменившемся и нестабильном мире, дать силу пережить перемены и надежду на лучшее будущее. Эта задача различными способами решается в ведущих философских школах данного периода:

  • стоицизме,
  • эпикурействе,
  • скептицизме,
  • неоплатонизме.

Школа стоиков

Школа стоиков была основана Зеноном Китийским на Кипре, его учениками стали Клеан и Хрисипп, а уже в римский период учение стоиков развивалось Сенекой, Цицероном, Плутархом, Марком Аврелием и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Как и все философские школы эллинистического периода стоицизм берет в качестве основы онтологические представления более ранних мыслителей, в частности натурфилософские представления о мире милетской школы, главным образом Гераклита.

Мир представляется стоикам динамичным огненным организмом, порождающим благодаря огненной и воздушной пневме все прочие стихии, находящиеся во взаимосвязи и круговороте. Движением мира и всех его частей руководит космический закон – логос. Стоики придерживаются мнения, что логос непознаваем для человека, а потому личность оказывается в плену неизвестных, а потому непредсказуемых сил, она движется по своему жизненному пути согласно фатуму – неумолимому закону судьбы, вне зависимости от собственного желания.

В соответствии с данными представлениями о мире, стоики полагают, что самым разумным является не сопротивление фатуму, поскольку оно бесполезно, а принятие и подчинение ему, извлечение всех тех доступных благ, которые выделены человеку в его судьбе. Для этого личность должна достигнуть состояния атараксии – полной душевной невозмутимости, готовности принять любые события и повороты судьбы.

При этом стоик не отстраняется от мира и не равнодушен к нему, а напротив крайне внимателен ко всем происходящим событиям, однако рассматривает их с высокодуховной позиции.

Эпикурейство

Основателем школы был ученик Демокрита Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикуреизм подробнее творчески переосмысливший атомистическую теорию мира своего учителя. Учение Эпикура включает в себя три основные части:

Физика есть учение о природе. Мир, согласно Эпикуру, состоит из бесчисленного количества бессмертных атомов и пустоты между ними. Атомы в теории Эпикура отличаются не только по форме и размеру, как у Демокрита, но также еще и по весу. Важной особенностью атомов, является их способность к самопроизвольному отклонению от прямолинейной траектории движения, т.е. уже на уровне элементарных частиц Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикур подробнее обосновывает полную свободу воли каждого существа.

Главным методом познания Эпикур признает чувственный. Чувства – это объективная реальность, они играют важнейшую роль в жизни человека, позволяя не только познавать мир, но также устанавливая этические нормы. Согласно Эпикуру отличить добро от зла не сложно, так как все они даны человеку непосредственно в ощущениях.

Отсюда этическим идеалом эпикурейства является эвдемонизм, т.е. стремление человека к счастью и наслаждению. Своеобразным образцом поведения выступают боги, которые полностью отдались во власть удовольствий и отрешились от участия в делах мира.

Скептицизм и неоплатонизм

Сторонники скептицизма полагают, что каждая вещь такова, какой она является на самом деле, а потому любое суждение о ней является одинаково верным, даже если эти суждения противоположны друг другу. В связи с этим мудрый человек должен воздерживаться от суждений о вещах, да и вообще о чем-либо, поскольку последние не имеют какой-либо ценности.

Неоплатонизм возник и разрабатывался уже римскими философами – Плотином, Порфирием и др. В своей основе он имеет идеалистическое учение Платона. Неоплатоники полагают, что существует некое высшее божество, которое порождает все и мир идей с мировой душой, и мир материй. При этом душа каждого человека - это часть мировой души, отделенной от нее плотью. По этой причине главным стремлением в жизни каждого человека должно стать воссоединение с мировой душой, что может быть достигнуто благодаря уподоблению ей, через духовное самосовершенствование и свершение добрых, благих дел.

Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает сомнению положения о действительности развития физиологической структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики, 3 - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. Вообщем они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. ф. , где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф. отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости).

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.

Идеалом мудреца стоика является невозмутимость. Мир по стоикам возникает из первого огня и погибает в мировом пожаре. Этот процесс повторяется в вечной цикличности. Логос – Бог – пропитывает всю природу, проявляется везде в мире, он является законом необходимости. Понятие Бога в их ф. можно охарактеризовать как пантеистическое. Бог предопределяет все события. Вера в провидение, стоящая в центре стоицизма, ведет к фатализму в человеке. Представителями поздней школы стоиков были Сенека и Марк Аврелий. Они стремились дать людям утешение от неизбежности посредством житейской мудрости. Исходные взгляды стоиков приняло христианство.

Стоики часто сравнивали ф. с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой.

В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.

Центром и носителем познания, согласно стоической ф. , является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.

Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие.

Ранние стоики в своих идеях о бытие исходили, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Этот огонь превращается во все прочие стихии которым вслед за Гераклом наз. Логосом. Логос мира у стоиков отждествляется с Судьбой. Судьба есть Логос космоса. Зенон говорил, что Судьба - это власть, двигающая материю. Бог – пламенный разум мира, управляет всем сущим, он наполняет мир собой.

НЕОПЛАТОНИЗМ – направление античной философии, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля.

Плотин завещал своему ученику Порфирию привести в порядок его сочинения и издать их. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом, который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению. Большое влияние имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Ученик Порфирия – сириец Ямвлих анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии.

Читайте также: