Философские школы древнего китая кратко

Обновлено: 05.07.2024

Справочная таблица содержит краткую характеристику основных школ китайской философии, их основатели, главные труды и особенности.

Легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди. Древнекитайский мудрец Лао-цзы.

Конфуций. После смерти Конфуция его ученики: Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Основатель— древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После него: Цинь Хуали, Мэн Шэн, и Тянь Сян-цзы,

Моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологииКитая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Легизм (Школа законников)

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун с именем которого связывается представление о первых серьезных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян.

Основной идеей этой школы было равенство всех передЗаконом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Мин цзя (Школа имён)

Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь.

Главным представителем этой школы считается Цзоу Янь. Cреди представителей этой школы, занимавшихся астрономической и календарной проблематикой, можно назвать Цзы-вэя, историка и астронома-астролога (VI—Vвв. до н. э.), Цзоу Яня, полумифического Жунчэн-цзы, Чжана Цана (III—IIвв. до н. э.).

К сожалению до настоящего времени от сочинений мудрецов этой школы дошли только фрагменты

Школа Инь ян — это школа темного и светлого начала. Одна из шести основных философских школ древнего Китая.

Главная идея этой философии — деление всего на мужское (ян) начало и женское (инь) начало. Мужскому началу принадлежали: свет, солнце, небо, огонь, активность, а женскому: тьма, луна, земля, вода, пассивность.

Эпоха Чжаньго (период Сражающихся царств, 475-221 до н.э.) считается временем расцвета древнекитайской философии, творчества различных мыслителей, появления направлений и школ, которые определили ход китайской мысли на столетия вперед и характер дальневосточной цивилизации в целом. Это время жизни Конфуция, Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мо-цзы и многих других философов, чьи имена широко известны не только в Китае, но и за его пределами.

Книжник, Китай

Книжник. Реконструкция. Императорская академия и храм Конфуция, Пекин

Соперничество ста школ

Шесть школ древнекитайской философии:

  1. Школа служилых (жу цзя 儒家)
  2. Школа дао (дао цзя 道家)
  3. Школа философа Мо Ди (мо цзя 墨家)
  4. Школа имен (мин цзя 名家)
  5. Школа натурфилософов (инь ян цзя 阴阳家)
  6. Школа легистов (фа цзя 法家)

Школа служилых, или конфуцианство

Подробнее о конфуцианстве:

Школа Дао, или даосизм

Школа философа Мо Ди, или моизм

[2] Моисты полагали, что плакать по покойнику нужно только по дороге на кладбище и по дороге с похорон.

Школа имен, или номиналисты

Школа натурфилософов

Легисты, или школа законников

[1] Сыма Цянь критикует легистское учение о верховенстве закона, полагая, что в нем отсутствует милосердие.

[2] Здесь подразумеваются легистские мыслители Шан Ян (390-338 до н.э.) и Хань Фэй (прибл. 325-250 до н.э.).

Академия Цзися

Большую роль в истории древнекитайской философии сыграла академия Цзися 稷下学宫 Цзи ся сюэ гун, основанная в 318 году до н.э. в столице царства Ци — Линьцзы (в настоящее время — район Линьцзи городского округа Цзыбо, провинция Шаньдун). В то время это был богатый город с населением около 300 тысяч человек, а царство Ци — одним из самых могущественных в эпоху Чжоу.

В работе академии, просуществовавшей более 100 лет, принимали участие представители всех философских школ Древнего Китая, за исключением моистов.

Здесь ученые-книжники оттачивали свое мастерство, полемизируя друг с другом и уточняя теоретические основы своих учений. Благодаря этому элементы разных учений переплетались, проникали друг в друга. Появилось и собственное, преимущественно даосское, учение Цзися.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Первичное представление удалось составить обо всех школах, кроме номиналистов. Относительно их пока увидел только загадочные софизмы, смысл которых совершенно непостижим для меня.

А это и есть софистика. Как в Древней Греции апории Зенона. Показать, что слова — это одно, а реальность — совсем другое.

Любят люди играть словами 🙂 А потом потомки выискивают глубокий смысл 🙂

На мой взгляд, исследователь вообще не имеет права давать своё оценочное суждение, причем такого рода. Да, это перенос западных идей XX века на китайскую почву, совсем в другие условия. Да и Циньский Китай не был тоталитарным государством в нашем понимании.

Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому пеpиоду человеческоого существования (пpедположительно его можно датиpовать втоpым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспpинимать животный и pастительный миp, космос как нечто отличное и пpотивостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окpужающем его миpе.д

Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

В данной работе рассматривается зарождение и развитие древневосточной философии Китая.

Актуальность выбранной темы подтверждается неугасаемым интересом всего человечества к философии Древнего Востока.

Пpи написании данного реферата мы ставили перед собой несколько важных задач:

1. ознакомление с основными идеями дpевнекитайской философии;

2. стремление разобраться, в чем же кpоется пpивлекательность и бессмертность этих идей;

3. выяснить, почему они не только не стали чем-то пpошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пpеделы Востока и по сей день.

І. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

1. Особенности развития философии в Китае.

В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа:

1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э.

Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем стано­вятся традиционными для всей последующей истории китайской филосо­фии вплоть до новейшего времени.

Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии глав­ного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и ле­гизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия мало­системна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял вы­работку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплоще­ние в развитии основных философских школ.

ІІ. Основные философские школы Древнего Китая.

В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

· конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

· даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

· моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.

· школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;

Конфуцианство.

Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поко­лениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными про­блемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют со­бой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследст­вии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, гос­подствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?

Даосизм.

Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодей­ствует. В основе всякого изменения лежат противоречивые тенденции, а основой изменения всегда является единство, а не борьба противополож­ностей. Все происходит естественным путем и не допускает внешнего вмешательства. Человек не в силах изменить естественных ход вещей, так как сам он - часть объективного мира и подчинен его законам.

Моизм.

Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обес­смысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Отсюда следовало, что подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служи­лых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качест­вам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали также критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фети­шизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.

Легизм.

По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла зна­чительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государ­ства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государст­венную монополию на разработку естественных богатств и передачу дохо­дов в государственную казну.

Китай – очень древняя страна, имеющая не только богатую культуру, а отличающаяся также своей философией. Следует отметить, что еще Киплинг отмечал, что западу и востоку никогда не сойтись вместе, настолько они разные. Именно древнекитайская философия позволяет наглядно продемонстрировать разницу в культуре и традициях двух сторон света.

Кратко о философии Древнего Китая

Для стран востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции.

Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами зооморфного характера.

Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих.

Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии.

Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

  1. Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
  2. Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;
  3. Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
  4. Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.

Философские школы Древнего Китая

Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.

Философия Древнего Китая: конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.

Философия Древнего Китая: даосизм. Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени Лао-Цзы. Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Видео: Кратко о философии Древнего Китая

Читайте также: