Философские проблемы в романе война и мир кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками, любовью и ненавистью, предательством и одиночеством. Роман поднимает так много тем, что их придется долго перечислять. Читатель прослеживает множество сюжетных линий, судеб, которые плетутся веретеном. В этом мире всё очень сильно взаимосвязано. Читатель знакомится с жизнью аристократов, высших слоев и простого народа. Автор показывает, в чем заключается разница между простыми людьми и богатыми аристократами.

Ключевая проблема романа – поиск смысла жизни. Человек постоянно находится в поиске смысла своего существования. Многие осознают, что они рождены не просто так, а для чего-то. В постоянных и неустанных исканиях находятся такие герои, как Андрей и Пьер. Андрей понимает, что обыденная жизнь аристократов не для него. Он жаждет великих подвигов и славы. Его сердце лежит к другому. Болконский долго искал этого, но после ранения многое переосмыслил. Его жизнь полна сложных моментов и испытаний, но несмотря на это, герой не останавливается. Пьер по началу вел разгульный образ жизни, но быстро опомнился. Он искал себя, как только можно. Вступал в масонскую ложу, отправился на войну, познавал жизнь обычного народа, был в плену.

Следующая проблема – проблема отношений. В произведении мы видим людей с разными характерами, с разным воспитанием и поведением. У каждого свои границы дозволенного: одни думают, как помочь окружающим и никого не обидеть; а другие как улучшить и упрочить свое положение за счет других. Исходя из этого строится всё остальное.

Например, пока Пьер не получил богатое наследство и не стал графом, он был никому не интересен. Все чурались его и говорили, что он неуклюжий, всё делает невпопад. Однако, как только он стал графом, всё изменилось. Он стал уважаемым и многие к нему потянулись. Разумеется, это делалось не из чистых мотивов. Проблема отношений на расстоянии поднялась между Андреем и Натальей. Девушка не выдержала испытания и попалась на мимолетной интрижке с Анатолем. Наташа так просто убила любовь, думая, что нашла настоящую. На самом же деле только Андрей мог сделать ее по-настоящему счастливой, а Анатоль просто заинтересовался ее красотой и миловидностью, но не любил душу, как Болконский.

Проблема богатых людей и их отличие от простого народа. Автор показывает, что обыкновенные люди заинтересованы в благосостоянии окружающих, всегда придут на помощь и не бросят в беде. Чего не скажешь о большинстве аристократов, которые думают только о себе.

2 вариант

Второй важной проблемой, поднятой автором, является проблема роли семьи в жизни человека. Семья Курагиных подносится автором как пример негативный. Мать завидует красоте дочери, между родными нет близких отношений и понимания. Их семья держится исключительно на деньгах и связях. Люди в ней несчастные и счастливыми не будут оттого, что не знают как. Семья Ростовых — полная противоположность. Дети очень привязаны к матери. Они доверяют ей все свои секреты. В семье Ростовых принято не скрывать свои чувства и говорить обо всем. Наташа, Николай, Петя выросли счастливыми и открытыми. Исключение составляет Вера, но и она обрела свое счастье.

Третьей важной проблемой романа является роль народа и личности в истории. Автор противопоставляет Наполеона и Кутузова. Наполеон был убежден в своей исключительности, поэтому считал все победы армии своей заслугой. Кутузов, наоборот, считал, что только народ может победить в освободительной войне, что он играет важнейшую роль в победе. Симпатии автора приходятся на сторону Кутузова, а Наполеона он осуждает.

Четвертой проблемой является поиск смысла жизни. Два главных героя романа — Андрей Болконский и Пьер Безухов — были поглощены поиском смысла своего существования. Их образы противопоставляются образу Наташи Ростовой, которая жила просто так, не задумываясь. Каждый из этих героев в конце приходит ко своей позиции, но для этого им пришлось многое пройти.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблематика романа Война и мир

Популярные сегодня темы

Родина – это близкое сердцу и самое родное, что есть у человека. Почему? Потому что именно с родиной у каждого человека связано рождение, память о первых годах жизни, любовь и ласка родителей, первые друзья

Среди наиболее известных современных критиков произведений русской литературы имя Н. Н. Страхова пользуется популярностью. Он искренне и убедительно защищает собственные тезисы, анализируя роман Л. Н. Толстого Анна Каренина

Художника запомнили очень веселой личностью, которая рисовала картины по сказочным сюжетам. Именно эта картина является показом Руси.

“Война и мир” была написана в 60-е года XIX века. Правительство Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа – это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого.

Лев Николаевич всегда был против революции, он надеялся путем просвещения, реформ, конституций воздвигнуть идеальный социальный строй.

“Война и мир” – одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над романом – это время

напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни.

В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе свыше двухсот исторических лиц.

Представляя события с человеческой, нравственной

стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению, но и по убеждению.

Он развенчивает его величие. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, – писал Толстой.

В “Войне и мире”, этом романе-исследовании, огромная роль отводилась характерам и нравам эпохи. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба неустанно стремятся дойти до правды.

В конечном итоге они обращаются к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями “образованного меньшинства”. Внутренний мир человека, исследование души – вот одна из философских проблем, волнующих Толстого.

У Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские рассуждения в романе – это его мировоззрение, его понимание жизни. Одна из важных проблем “Войны и мира” – это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль личности в истории.

Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было “идею”, а также желания или власть отдельных, пусть даже и “великих” исторических деятелей. Он говорил, что все решает “дух войска”, утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.

Одна из философских проблем романа – это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля – кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход.

Интересно высказывание Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.

В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван “Война и мир”. Смысл названия: мир отрицает войну.

Мир – это труд и счастье, война – это разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического факультета или аспирантов, которые занимаются исследованием творчества Толстого. Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские проблемы четырехтомного романа “Война и мир”, да это и понятно: даже если возможно постигнуть все идеи гения, нельзя их уместить на двух листах.

Можно еще сказать о том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Ой отрицательно относился к эмансипации женщины. Если Тургенев, Чернышевский права женщины приравнивали к мужчинам, то Толстой считает, что для нее место – домашний очаг.

Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она ведь была не просто девушкой, а одаренным человеком, излучающим тепло и свет, она чудесно пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней “гусыней”, ей все равно хочется большего.

И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся – ушел в домашний быт? В этом Толстой – консерватор.

Мало он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства – всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта – единственно яркий эпизод. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе “Декабристы”, будь этот замысел завершен.

“Война и мир” была написана в 60-е годы XIX века. Правительство Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций устроить идеальный социальный строй. “Война и мир” — одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над романом — это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, — писал Толстой. В “Войне и мире”, этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба жаждут правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями “образованного меньшинства”. Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские рассуждения в его романе — это его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни. Одна из важных проблем “Войны и мира” — это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал хоть сколько-нибудь значительную роль личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества какую бы то ни было “идею”, а также желания или власть отдельных, пусть даже и “великих” исторических деятелей. Он говорил, что все решает “дух войска”, утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям. Одна из философских проблем романа — это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля — кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.
В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван “Война





Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитаты для размышления:

  • Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день войны (Ромен Роллан)
  • Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были (Альбер Камю)
  • Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление (Виктор Гюго)
  • Мир имеет свои не менее славные победы, чем война (Джон Мильтон)

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ

Роман Л. Н. Толстого представляет собой кладезь размышлений над вечными темами человечества. Поиск смысла жизни — одна из них. Путь к обретению жизненного смысла, жизненных целей и установок особо актуализирован на фоне перепитий, связанных с военным бременем.

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

Всем добрый день! Начинаем разбирать проблематику универсальных произведений.

Указаны основные проблемы, в рамках каждой группы, конечно же, можно рассмотреть ещё множество других формулировок.

Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (княжна Марья и старый князь Николай Андреевич Болконский).

Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви (Николай Ростов и его родители, которые дают сыну деньги для выплаты карточного долга).

  1. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров (Петя Ростов, желая быть похожим на брата, идёт на войну).

Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков? (светское общество в большей степени отрицательно влияет на Наташу Ростову).

Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?(княжна Марья чувствует вину за смерть матери).

  1. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе

Почему современная молодёжь стала меньше читать?

Изменилось ли в обществе отношение к книге?

  1. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Долохов предаёт Николая Ростова).

Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации (Пьер остаётся в Москве для того, чтобы убить Наполеона).

Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью (героизм: Пьер, Кутузов, Петя Ростов и т.д.; лжегероизм: Долохов).

Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей (Анна Михайловна Друбецкая).

В чём заключается истинное величие человека? (справедливый, добрый, простой Кутузов).

Проблема утраты моральных ценностей (Долохов, Элен и Анатоль Курагины).

Проблема защиты чести и достоинства (Пьер Безухов защищает честь Наташи Ростовой после её неудачной попытки бегства с Анатолем Курагиным).

Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

Проблема проявления эгоизма по отношению к другим людям (Элен и Анатоль Курагины).

Проблема истинной дружбы (Пьер Безухов и Андрей Болконский).

Проблема рабской любви (“любовь” Пьера Безухова к Элен Курагиной).

Проблема отношения к пожилым людям (Пьер помогает Платону Каратаеву).

Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя (старшая княжна помогает Пьеру прийти в себя после плена).

Проблема обретения радостного мировосприятия (Наташа Ростова).

Подходы к изучению истории (авторские рассуждения).

Проблема религии (Пьер и массоны, авторские рассуждения).

Понятия научного и лженаучного (авторские рассуждения).

Проблема одинокой старости (отец Пьера, Кирилл Владимирович Безухов).

Проблема восприятия музыки человеком (Николай Ростов приободряется после проигрыша в карты благодаря пению Наташи).

Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека (Андрей Болконский).

Отношение к бездомным животным (Платон Каратаев с любовью относится к собачке, которая прибегает к нему).

Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Кутузов, Александр I, Тушин).

Проблема действенного сострадания (Наташа Ростова убеждает семью взять с собой раненых из Москвы).

Проблема отношения человека к войне (отношение к войне меняется у Пьера Безухова, у Николая Ростова, у Пети Ростова).

Проблема душевного состояния человека в условиях войны.

Проблема поведения человека на войне.

Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Петя Ростов помогает пленному мальчику).

Проблема ложного патриотизма (гости салона Анны Павловны Шерер).

99, всего, сегодня

НАРОДНАЯ МЫСЛЬ В РОМАНЕ

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень

Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень

Учебник входит в линию, созданную по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века. Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Для Пьера Безухова война тоже становится испытанием, меняющим его взгляды на жизнь в целом. Война выглядит безжалостным убийством. Но также это зрелище пробуждает в графе патриотизм, сближает его с обычным русским солдатом. Русский солдат, выраженный в образе Платона Каратаева, становится главной участной в сражениях фигурой. Именно простому народу, которому удастся победить самого Наполеона, отведена героическая роль. Только сам народ и не подозревает о своём величии и мощи.

Людей, вступающих на защиту Родины можно разделить на карьеристов, которым являлся какое-то время Болконский, и простых солдат. У каждого из них свои жизненные цели, однако за последними, не ищущими громких восхвалений подвигов, стоит народная духовность, приводящая русский народ, в конце концов, к победе.

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

Немало место в романе уделяет Толстой и роли женщины в обществе. По его мнению, семья и домашний очаг — это и есть удел женщины. Пример Наташи Ростовой показывает некоторый консерватизм во взглядах Льва Николаевича Толстого. Ведь такой одаренный и внутренне богатый человек как Наташа, могла ms принести пользу обществу, а не быть просто хорошей женой и заниматься домашним хозяйством.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В МАСШТАБЕ ИСТОРИИ

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитаты для размышления:

Проблематика отношений

Отнюдь не второстепенной является и проблема человеческих отношений и чувств: любовь, истинная и ложная, ревность, предательство, самопожертвование, зависть и злоба. Множество оттенков человеческих чувств и переживаний сплелись в сложнейшие сюжетные перипетии в романе. Людьми движет алчность, зависть, жажда денег и власти – это ярко показано на примере семьи Курагиных. Автор раскрывает “вечные ситуации”, пройдёт несколько столетий, но они будут также актуальны. Миром правят связи, знакомства, положение в обществе, ум и благородство – не всегда способны пробить себе дорогу.

Образ Василия Теркина – сочинение по теме о качествах главного героя по поэме Твардовского

Толстой подчёркивает то, что и сейчас звучит как чистейшая правда: общество принимает тех, кто имеет статус и прочное материальное положение безусловно, не обращая внимания на те пороки, которыми кишат души “избранных”. Внешность, красивая обёртка – служит залогом успеха, всеобщего признания (это прослеживается на примере Элен Курагиной). Душевные качества неинтересны для толпы, восхищаются лишь тем, что снаружи – эта истина неизменна и сейчас.

ЛЮБОВЬ И ВОЙНА

Несмотря на то, что Л.Н. Толстой утверждает бессмысленность и ненужность войны, писатель показывает, что ради Родины необходимо бороться до конца. Писатель презирает лжепатриотов, которые действуют только в своих целях, и идеализирует тех персонажей, которые идут на все, чтобы спасти свою Родину.

Еще одним уроком является то, что Л.Н. Толстой призывает своих читателей искать собственное предназначение, ведь счастье заключается в служении своему делу. Писатель с помощью образов своих любимых персонажей показывает, что не нужно опускать руки, нужно бороться за обретение самого себя до самого конца.

Л.Н. Толстой показывает, к чему приводит высокомерие и эгоизм. Наполеон, который думал лишь о себе, жертвуя своим народом для достижения собственных корыстных целей, одержал поражение. Кутузов, который думал не о себе, а о судьбе народа, является авторским идеалом. Именно таким должен быть главнокомандующий, под предводительством которого народ обязательно победит врага.

Читайте также: