Философские поиски н бердяева творчество культура судьба россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины XX века был Н. А. Бердяев (1874 - 1948), написавший сотни работ, посвященных различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.

Центральная идея всей философии Бердяева - проблемы творчества. В отличие от ортодоксальной религии, он полагал, что смысл и цель человеческой жизни не исчерпываются личным спасением. Человек призван к творчеству, к продолжению творения мира. Творчество требует свободы. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале, продукт человеческого творения — книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, полагал, он, созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому он считал внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации недостаточным.

Начав свою теоретическую деятельность как марксист, Бердяев разрывает с этим учением, хотя и сохраняет на всю жизнь понимание его места в истории мысли и полемизирует с марксизмом практически во всех своих работах.

Большое место в философии Бердяева заняла проблема культуры. Культура, по Бердяеву, не осуществление нового бытия, а осуществление новых ценностей, живой процесс, реальная судьба народа. Культура характеризуется естественной слаженностью, многообразием, богатством связей и оттенков. Цивилизация же - это переход от творчества ценностей к самой жизни. Цивилизация механична, она обезличивает жизнь, коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество.

Таким образом, в философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес.

2. Революция и ее влияние на судьбу России.

В своей концепции революции 1917 г. Бердяев сосредоточился на освещении ее места в истории России. Международные аспекты революции не являлись предметом его специального рассмотрения. Тем не менее в свете общих исторических представлений мыслителя можно заключить, что он вполне осознавал всемирно-историческую масштабность этого события. В соответствии с этими представлениями русская революция стала важным шагом на пути движения человечества к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, который и является концом всей его истории.

3. Национальный характер и судьба России.

Таким образом, анализ русского национального характера и раскрытие его роли в судьбах России явились несомненной заслугой Бердяева. На наш взгляд, Бердяев своим творчеством восполняет существенный пробел в теоретическом осмыслении жизни нации, поскольку во многих исследованиях и ныне не уделяется должного внимания проблемам национального характера, национального духа, национальной идеи. Принципиальное значение имеют его взгляды на вопросы перевоспитания национального характера, пути достижения его зрелости. Бердяев стремился показать роль каждой отдельной личности в духовном созревании нации. Без утверждения суверенитета личности, без ее неустанной работы над собой не может совершенствоваться национальный характер, возродиться великая Россия.

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высшая школа”, 1991.

5. Могильницкий Б.Г. Н.А.Бердяев о русской революции // Новая и Новейшая история. – 1995. - №6. – С. 54 – 67.

6. Муромов А.А. Русская идея: проблема, суждения // Вестник МГУ. Социология и политология. – 1998. - №3. – С. 104 – 111.

7. Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.

8. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

9. Сикорский Б.Ф. Н.А.Бердяев о роли национального характера в судьбах России // СПЖ. – 1993. - №9-10. – С. 58 – 71.

Одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины XX века был Н. А. Бердяев (1874 - 1948), написавший сотни работ, посвященных различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.

Вот как он сам рассказывает о начале своей жизни и деятельности. ,

Н. А. Бердяева, как и его соратников, не покидало чувство приближающейся революции, как неизбежного этапа социальных преобразований. С этих позиций он и оценивал революцию 1905 года. Философское творчество Бердяева было неразрывно связано с разработкой социальных проблем.

Центральная идея всей философии Бердяева - проблемы творчества. В отличие от ортодоксальной религии, он полагал, что смысл и цель человеческой жизни не исчерпываются личным спасением. Человек призван к творчеству, к продолжению творения мира. Творчество требует свободы. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале, продукт человеческого творения - книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, полагал. он, созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому он считал внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации недостаточным. Человеку необходима внутренняя мотивация труда.

Человек всегда несет в себе, хоть и потенциально, искру Божию: свободу и творчество. Поэтому человек, если он этого хочет, опираясь на них, свободно творит себя, выбирая между добром и злом. В акте творчества человек становится соравнен Богу, потому что творчество есть продолжение миротворения;

Творчество трагично, поскольку в нем наблюдается несоответствие творческого замысла и воплощения в продуктах творчества, которые всегда ниже замысла. И все же творчество в противовес эволюции, которая основана на детерминизме, исходит из свободы; в нем еще не завершенный мир продолжает твориться. Социалистический принцип справедливости, сотрудничества людей, полагал Бердяев, должен быть соединен с аристократическим принципом самоценности каждой личности. Следовательно, социальное переустройство может быть достигнуто лишь в результате духовного возрождения. Более того, его тревожило обезличение человека, превращение человека в функцию, в придаток машины, власти, любых внешних сил.

Именно коллективизм отталкивал Бердяева от теории и практики коммунизма, который он рассматривал как лжерелигию. Его идол - коллектив, по Бердяеву, так же отвратителен, как идол государства, нации, расы, класса, с которыми он связан. Будучи лжерелигией, коммунисты борются с другими религиями как своими конкурентами.

После двух лет пребывания в Берлине Бердяев переезжает в Париж, где продолжается его напряженная творческая жизнь. Книги Бердяева, его статьи, лекции оказывают значительное влияние на западноевропейскую философию, всю духовную культуру. В 1947 году Кембриджский университет (Англия) присуждает ему высшую степень - доктор Гонорис каузе (за заслуги), которая в прошлом была присуждена из русских людей только Тургеневу и Чайковскому.

Начав свою теоретическую деятельность как марксист, Бердяев разрывает с этим учением, хотя и сохраняет на всю жизнь понимание его места в истории мысли и полемизирует с марксизмом практически во всех своих работах.

В этих суждениях переплетаются черты точных и тонких наблюдений и неправомерных расширительных обобщений.

Классовая борьба, отмечал Бердяев, в отличие от сословных столкновений, более сложная, скрытая. Лучше, чем буржуазия, реальность мира понимает социалистическое сознание, и тем более аристократия. Она, по крайней мере, лицемерно не скрывает неравенство формальным правом, она открыто говорит о своих привилегиях.

Борьбу классов впервые понял Маркс, и этим он наиболее интересен. Именно Маркс смог рационалистически подойти к игре иррациональных сил и рынка, и биржи, почувствовать

демонизм этого мира.

Марксистская школа, продолженная Бердяевым, все же дает себя знать в его трезвых и глубоких оценках, в его понимании социальной природы классов и классовой борьбы, отличных от расовых, наследственных, биологических и психологических аспектов человеческой жизни.

Бердяев не отвергает классовой природы политических партий, влияния классовой структуры общества на психологию его членов. Но главный марксистский определитель классовой принадлежности - отношение к производству - отвергается им решительно. Как быть с интеллигенцией, с чиновничеством, со средними слоями, как объяснить, что тысячи и тысячи русских эмигрантов, ставших в Париже рабочими по своему социальному положению, сохранили дворянскую психологию, дворянское сознание? Как объяснить, что молодые русские эмигранты, работая на фабриках, как пролетарии, ненавидят капитализм, но остаются традиционными монархистами в душе?

В марксовы схемы, полагает Бердяев, все это не укладывается. Он готов признать классовую структуру и классовую борьбу, но никогда не признавал, что сознание отражает бытие, что истина отражает экономику и положение класса. Не может быть классовой истины, но может быть классовое искажение истины, утверждал Бердяев. Я пытался в молодости, говорит он, построить пролетарскую гносеологию. Но не будучи материалистом, я не смог быть и ортодоксальным марксистом. Истина, Добро, Красота - не относительны, они - вечны, они не подвержены классовым интересам и пристрастиям. Поэтому марксизм силен там, где он обличает иллюзии, вскрывает социальную патологию, болезни общества, трезво оценивает реальное соотношение сил в мире. Однако он ограничен потому, что не видит первооснов бытия, сводя его лишь к экономике. Но, по Бердяеву, высшая сила лежит в духе. Бог - источник этой силы, материя же - бессильна, инертна, пассивна. Но Бердяев отнюдь не заурядный идеалист традиционного типа, он четко осознает бессилие кабинетного идеализма и либерализма, он осознает определенную роль экономики в обществе, но не сводит ее исключительно к материально-физической среде. Экономическое, по Бердяеву, вовсе не есть только материальное. Хозяйство - создание духа человеческого, и качества этого хозяйства впрямую зависят от качества духа.

Прозорливый мыслитель поставил острые и сложные вопросы, которые и поныне волнуют наше общество. Достижение экономических и технических высот действительно требуют и демократических форм жизни, и свободного предрасположения к творчеству сознания, и верно понятой национальной гордости.

Первоочередной задачей Бердяев полагал воспитание русского народа, рост его сознания и культуры, духовное возрождение человеческих душ. Иначе, подчеркивал он, насилия, совершаемые незрелой революционной демократией, подготовят новую тиранию.

Работы философа отличаются сочетанием богатейшего эмпирического материала, точной характеристикой живой истории мысли в ее конкретных проявлениях с теоретическим анализом глубинной сущности развития русской мысли.

По мнению философа, национальные особенности каждого народа определяются также соотношением в нем мужского и женского начал. В России преобладает женское начало, связанное с культом земли-матери и культом Богоматери. Земля представлялась последней заступницей русского народа, а материнство - основной категорией его мировоззрения. Поэтому русскому народу, считает он, ближе Богородица-Заступница, чем сам Христос, чей земной образ выражен слабо.

Отдельные оценки, которые дает Н. Бердяев различным мыслителям и целым течениям, не бесспорны, да автор и не рассчитывает на полное единомышление в оценках. Многие его суждения нарочито заострены, подчас парадоксальны, но современного читателя привлекает это сплетение конкретности и яркости изображения с теоретической глубиной.

Н. Бердяев выделил специфические черты русской мысли XIX и XX столетий.

Таким образом, в специфической форме Н. Бердяев очень точно раскрывает типовые черты русской философской мысли.

Вполне естественно, что в ряду других историко-философских и историко-социальных комплексов Бердяев рассматривает и марксизм, о чем говорилось выше. Бердяев призывал внимательно изучать марксистские идеи и после того, как порвал с марксистскими увлечениями 90-х годов.

Он сумел, к примеру, интуитивно почувствовать некоторые проявления противоестественного сочетания идей социализма и религии, которые в различных формах проявились в России.

Прозорливый мыслитель поставил сложные вопросы и острые, которые и поныне волнуют наше общество. Достижение экономических и технических высот действительно требует и демократических форм жизни, и свободного предрасположения к творчеству сознания, и верно понятой национальной гордости.

Бердяев подметил некоторые существенные стороны - трактовки проблемы классовой борьбы в ее вульгаризованном, примитивном виде.

Действительно, классовый подход имеет свои границы - отнюдь не все объекты анализа и оценки должны рассматриваться с классовых позиций. За пределами классового подхода находятся многие черты человеческого сознания, его психофизические основы, черты душевной организации человека. Точно так же и форма художественных произведений. Ведь она, как правило, носит национальный характер и едина для художников, представляющих различные, даже противоположные классы.

Бердяев справедливо выступил против упрощенных представлений, будто представители имущих классов всегда реакционны, а трудящихся классов - прогрессивны. Но факты истории опровергают такую схему. Такова, к примеру, деятельность русских капиталистов-меценатов. Третьяков, Мамонтов, Морозов внесли значительный вклад в развитие русской культуры.

Большое место в философии Бердяева заняла проблема культуры. Культура, по Бердяеву, не осуществление нового бытия, а осуществление новых ценностей, живой процесс, реальная судьба народа. Культура характеризуется естественной слаженностью, многообразием, богатством связей и оттенков. Цивилизация же - это переход от творчества ценностей к самой жизни. Цивилизация механична, она обезличивает жизнь, коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Техника, как важнейшее проявление цивилизации, вторгается в естественную человеческую жизнь, ведет к потере ее связи с ритмом природы. Но путь народов к цивилизации неизбежен -здесь Бердяев вполне реалистичен, ему чужды утопические и консервативно-романтические проклятия цивилизации. И призывы вернуться к примитивным формам бытия. Он полагал, что и Россия не избежит этого движения к цивилизации, но она должна пройти его своеобразно. Следует особо отметить заслугу Бердяева в разработке проблемы технической цивилизации и ее соотношения с человеком и свободой человеческого духа и действия.

Таким образом, в философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес.

Николай Александрович Бердяев – ($1874 – 1948$) русский религиозный и политический мыслитель, представитель русского экзистенциализма и персонализма, создатель оригинальной теории философии свободы.

Философия Бердяева – это гениальное выражение духовной драмы переходной эпохи, когда человеческий дух возвышается над старыми, тесными культурными формами, стремясь отыскать новые формы и способы воплощения.

Ценность творчества Бердяева в культурологии можно отметить в том, что он раскрыл в нём драматизм культурного творчества, который был понят в качестве реализации имеющейся у человека свободы.

Свободный дух – творец культуры

Бердяев стремится выразить новое философское понимание духа, для того чтобы преодолеть обезличивающее понятие просветительского рационализма, особенного, гегелевского.

Бердяев стремиться мыслить в духе христианской традиции, наполняя ее иным философским основанием.

Дух является свободой, говорить Бердяев, вместе они принадлежат личности. Таким образом, Бердяев говорит, что личность, а не нечто безличное, является творцом культуры. Свобода духа является подлинным источником творческой активности:

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе характеристики человека, представленного как индивидуальный феномен, Бердяев предлагает две трактовки:

Индивидуум является натуралистической, биологической категорией, она является частью рода и подчинена ему. Помимо этого индивидуум имеет и социологическую категорию, подчинённую обществу и является его частью. Индивидуум стремится отстоять относительную самостоятельность, но вынужден позиционировать себя в качестве части чего-то, он является одним из, а не целым в себе. Личность есть творение Бога, с возможностью самотворения, это Божья идея о человеке. Личность способна вместить в себя универсальность содержания. Личность можно понять только в качестве творческого акта, который отражает глубину личности. Личность – это творчество, у которого есть свой волевой центр. Всё движение определяется внутренними процессами. Личностью быть гораздо сложнее, чем индивидуумом, говорит Бердяев. Личность является бременем. В связи с такой сложностью быть личностью ни один человек не может считать себя таковой полностью.

Личность не чувствует себя самодостаточной, она всегда выходит из себя в другого. Таким образом, личность является настоящим субъектом культуры, это дало возможность Бердяеву познать подлинную драму взаимоотношений культуры и человека. Свободная личность стоит выше культуры, в отличие от концепции Шпенглера, который изучал души культур, творящие соответствующего им человека.

Формы культуры достаточно часто могут противостоять личности, сковывая ее творческую свободу, что отчасти уберегает от произвола. Но тут усматриваются значительные ограничения творчества.

Согласно стилю изложения своих философских мыслей и основных темах, которые в своих произведениях рассматривал Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 годы), его философию можно отнести к новой, неклассической форме разновидности экзистенциальной философии.

Философские воззрения Н. А. Бердяева не образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом. В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности.

В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.

Дух является свободой и свободной энергией, которая стремится вырваться в природные и исторические формы мироздания. В духовной силе человека, согласно Бердяеву, изначально содержатся не только человеческие, но также и богочеловеческие особенности характера, так как ее основу составляет высшее духовное существо – Бог.

Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя и некоторые смысловые отличия.

Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма. В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством.

Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.

Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:

  1. Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию.
  2. Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие.
  3. Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы.
  4. Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой.

В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни.

Философия творчества и свободы

Развивая данную идею, которая является одной из главенствующих у него, им признавалось наличие внебожественных источников человеческой свободы. Свобода, согласно Бердяеву, не является божественным созданием, свобода является категорией, которая предшествует Богу, и, следовательно, ее нельзя ограничить, либо сдержать никакими формами чуждого для нее бытия, включая и Божье.

Людям сложно осознать причины того, что Бог не создал идеальный мир, в котором не существует болезней, детский слез и страданий. Ответом на это служит то, что в этом мире не было бы места для свободы, которая составляет основу мироздания, следовательно, Бог не обладает полномочиями в ее ограничении.

Бердяев причислял себя к числу пророков мирового творческого и христианского переустройства. Согласно его позиции, если Боя является Творцом, а человек выступает в качестве образа и подобия Бога, то человека тоже необходимо определять в качестве творца, поскольку в противном случае он не будет оставаться человеком.

Согласно позиции Бердяева, результатом творчества, вне зависимости от того, будет это социальным движением, либо новым направлением искусства, либо научной теорией, является то, что конечный его результат обретает собственную новую жизнь, без привязки к ее создателю. Человек не обладает властью над продуктами собственного творчества, и это составляет человеческую трагедию.

Учение о личности и обществе

Являясь личностью, человек лишь отчасти становится объектом общества и коллектива, поскольку основной его составляющей – личностью, он стремится следовать духовным формам мироустройства и Богу, стараясь найти пути экзистенциальной коммуникации с Ним.

Понимание личности, как высшей ценности стало основой для определения философом соотношения между личностью и обществом. Согласно позиции Бердяева, личность является более приоритетной, нежели общество. Личность определяет собственные формы бытия в качестве высшего смысла мироздания, он намного ценнее как общества, так и целого космоса.

Бердяев пытался донести до людей, что не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности. Личность лишь частично может быть соотнесена с обществом, так как личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества.

Проблема смысла истории

Для полного осмысления конечности истории значимым является вопрос соотношения вечности и времени.
Само по себе, течение земного времени является лишь этапом, периодом внутри вечности вселенной, оно расположено в границах вечности и прочно там укреплено.

При выходе за пределы вечности, совместно с осуществлением определенных задач, для нашей истории наступит конец. Процесс течения истории происходит в своем историческом временном периоде, однако история не может не выходить за ее пределы. Имея начало, человеческая история со временем придет к завершению.

В следствии уверенности в конечном существовании истории Земли, и в том, что время, которое является отдельным этапом вечности рано или поздно закончится, формировались взгляды автора и на процессы прогресса. Существование бесконечной истории было бы бессмысленным, и, в случае обнаружения в ней непрерывного прогресса, он являлся бы неприемлемым, так как являлся бы средством отражения становления определенного поколения средством существования для последующих поколений.

Из этого следует, что теории прогресса ложны и безнравственны – говорил в своих работах философ. История не является прогрессом, протекающим по восходящим линиям, также как и не является регрессом, история – это трагическое противостояние противоположных паттернов – полюсов добра и зла.

Однако, если прогресса не существует, значит не существует и идеальных форм существования общества, к которому тянется все человечество. Исходя из этого, верованиям в то, что создание такого Божьего Царства является возможным, в любых его ипостасях – коммунизма, или теократии, не суждено свершиться в человеческой истории.

История является дорогой к иным формам организации мира, следовательно, задачи, сформулированные в истории, могут быть разрешены за пределами ее границ – в сфере метаистории, которая представлена вечностью.

Согласно позиции Бердяева, спасение может приобретать только общие формы, и наступить в том случае, если случатся религиозные изменения в структуре бытия, возможные благодаря творческим усилиям всего человеческого сообщества. В этом случае произойдет падение закрепощающего материального мира.

Исходя из этого, согласно позиции Бердяева, конец необходимо трактовать в качестве преображения, перехода человеческого общества в новые измерения собственного существования, в новую форму – эпоху духа, в которой центральным фактором будет являться любовь, способная творить и преображать.

Судьба России: Русская идея

Мысли о значении и роли, которую играет Россия в своей истории, совместно с ее судьбой и предназначением в контексте мирового человеческого сообщества – то есть область вопросов, которая связана с трактовкой русской идеи, особое значение имела в работах философа.

Он начал задаваться этими вопросами в годы Первой мировой войны, где произошло острое формулирование вопросов касательно русского национального самосознания, и, впоследствии он постоянно обращался к ним в процессе осмысления опыта русской революции и особенностей Второй мировой войны.

Россия, в его понимании, должна выступать в качестве Востоко-Запада, и реализовывать возникновение нового состояния общественного уклада, которое должно появиться в качестве альтернативы буржуазности: «Россия может быть осознанной и находить свою мировую миссию исключительно в рамках проблем Запада и Востока. Россия находится в центре западного и восточного миров, и, следовательно, выступает в качестве Востоко-Запада.

Читайте также: