Философская проблематика в литературных памятниках древней руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основой представлений людей Киевской Руси об истории человечества служили, прежде всего, переводные византийские сочинения, причем относительно позднего времени. В этих сочинениях господствовала провиденциалистская точка зрения на всемирно-исторический процесс: все исторические события происходят в соответствии с божественным провидением, история человечества – это возникновение и распространение истинной религии, христианства. Наиболее полно исторические воззрения древнерусских книжников представлены летописями и историческими сказаниями, жанрами, доминировавшими в оригинальной литературе Киевской Руси. Эти сочинения позволяют говорить об определенной философии истории, которая сложились под влиянием византийской исторической литературы.

Историософская мысль Киевской Руси представлена несколькими основными идеями и представлениями, которые противостоят и дополняют друг друга. Христианское мировоззрение – это мировоззрение, где принцип историзма играет важнейшую роль. Универсализм господствует в осмыслении истории человечества. История каждого народа начинается в момент его приобщения к христианской вере. События оцениваются с точки зрения предустановленного Богом финала человеческой истории. Мышление людей Средневековья пронизано символизмом. Факты истории, равно как и природные явления, – знаки, которые надо уметь правильно истолковать. Каждое событие, разворачивающееся во времени, несет в себе символику вечности. Значение происходящего осмысливается благодаря процедуре сравнения: события и люди современности и относительно недалекого прошлого сравниваются с событиями и персонажами библейских книг.

Приложение 1

Основой представлений людей Киевской Руси об истории человечества служили, прежде всего, переводные византийские сочинения, причем относительно позднего времени. В этих сочинениях господствовала провиденциалистская точка зрения на всемирно-исторический процесс: все исторические события происходят в соответствии с божественным провидением, история человечества – это возникновение и распространение истинной религии, христианства. Наиболее полно исторические воззрения древнерусских книжников представлены летописями и историческими сказаниями, жанрами, доминировавшими в оригинальной литературе Киевской Руси. Эти сочинения позволяют говорить об определенной философии истории, которая сложились под влиянием византийской исторической литературы.

Историософская мысль Киевской Руси представлена несколькими основными идеями и представлениями, которые противостоят и дополняют друг друга. Христианское мировоззрение – это мировоззрение, где принцип историзма играет важнейшую роль. Универсализм господствует в осмыслении истории человечества. История каждого народа начинается в момент его приобщения к христианской вере. События оцениваются с точки зрения предустановленного Богом финала человеческой истории. Мышление людей Средневековья пронизано символизмом. Факты истории, равно как и природные явления, – знаки, которые надо уметь правильно истолковать. Каждое событие, разворачивающееся во времени, несет в себе символику вечности. Значение происходящего осмысливается благодаря процедуре сравнения: события и люди современности и относительно недалекого прошлого сравниваются с событиями и персонажами библейских книг.

Философские идеи Древней Руси тесно связаны с принятием Русью христианства.

Сложнейшая задача легла на плечи древнерусским книжникам, необходимо максимально возможно, в кратчайший срок обеспечить церкви

и монастыри необходимыми книгами для богослужения, нужно ознакомить с христианской догматикой всех новообращённых христиан, а также с основами христианской морали, историей Вселенной, народов и государств, с историей церкви и жизни главных христианских подвижников, и самим Священным Писанием.

Представители богослужения, проповедники и философы объясняли целесообразный и мудро "устроенный богом" смысл природы, а также строение мира с христианской точки зрения.

Темы, рассуждения библейских книг, которые волновали средневековых читателей, были посвящены борьбе в мире добра и зла, ада и рая, неведомым землям "на краю земли" и конечной судьбе человечества.

В произведениях Древней Руси ставились различные мировоззренческие вопросы, обличались пороки, разъяснялись догматы христианской религии, утверждались христианские добродетели, толковалось Священное писание [1].

Мир в древнерусской литературе представал как нечто вечное и универсальное, система мироздания обуславливала поступки людей и события, это мир не знавший вымысла, где постоянно ведут борьбу силы зла и добра, история этого мира хорошо известна, ведь каждому событию в летописи приписывалась точная дата с временем от "сотворения мира"). Будущее было предначертано: широко были распространены пророчества о конце мира, Страшном суде, ожидающем всех людей земли и "втором пришествии" Христа.

Философия Древней Руси

Возникновение философии Руси

Обращаясь к литературам отдаленных эпох — будь это античная стран или литература Древней Руси, мы должны несколько отвлечься от привычных оценок и представлений, с которыми подходим к литературным явлениям нового времени, и попытаться представить себе с возможной полнотой те специфические условия, в которых развивалась литература в той или иной стране в изучаемую нами эпоху.

Возникновение философии Руси произошло в процессе решения противоречий между славянским мифологическим мировоззрением и христианством. Киевская Русь - первое восточнославянское государство, развитием своей культуры продемонстрировала пример закономерного перехода от мифологического к религиозному и от религиозного к философскому уровню мировоззрения.

Этот переход ускорился с внедрением на Руси в 988 году христианства, которое было подготовлено развитием ее культуры. Такая готовность сказалась прежде всего в том, что мировоззренческая культура Руси акцентировала внимание на таких важных проблемах, как противостояние духа и природы, души и тела, духовного и телесного, Бога и Дьявола и других. При этом в центр названной пирамиды проблем относится человек в этико-нравственном свете её чувств и понимания.

Итак, философская мысль Украины развивается как этико-нравственное решение целого ряда мировоззренческих проблем, как философский дух морального направления. Это направление было созвучно христианской культуре, поэтому справедливо утверждение о том, что философия эпохи Киевской Руси имела христианский характер. Развитие философской мысли в Киевской Руси в пределах христианского вероучения ярко демонстрируют летописи и произведения церковно-богословского характера: проповеди, поучения и др.

Идеи в философской литературе Древней Руси

В начале XII в. появилась "Повесть временных лет", автором которой по традиции считают монаха Печерского монастыря Несторау, "Повесть временных лет" предстает не только как литературное произведение, но и как одна из достопримечательностей философской мысли. Уже здесь мы можем найти сроки "философ" и "философствовать" (имеется в виду "речь философа" перед князем Владимиром).

"Слово о полку Игореве" является не только выдающимся памятником литературы Киевской Руси, но и источником своеобразной философской культуры, культуры мышления.

Основой этого своеобразия является философское толкование единства, патриотизма и силы духа, а также образный характер произведения. Учитывая предыдущий опыт историко-философского анализа, можно сделать такой общий вывод. Философская мысль Киевской Руси имела христианский характер, в ней преобладала этическая проблематика: философская картина мира, познания, человек, человеческие поступки, общество рассматривалось сквозь призму вечного конфликта добра и зла. А в социальной философии доминировали патриотические идеи единства всех русских земель, укрепления и централизации государства для отпора иноземным захватчикам, необходимость развития культуры и образования. Со становлением феодального строя христианский характер украинской философии сместился в сторону утверждения патристических и агиографических идей. Проповедывается превосходство веры над знанием, высшей целью познания провозглашался Бог, а единственным методом познания - божественное откровение. Человек толковался как существо, оскверненный "первородным грехом", тело которого является вечным источником греха, а душа признавалась бессмертной.

Философское звучание имеют "Слово о законе и благодати" (автор митрополит Иларион), "Послание" (автор Климент Смолятич), "Златоуст" (автор Кирилл Туровский) и другие произведения.

Письменность и литература пришли на Русь вместе с принятием христианства. На первых порах книжники — как византийские и болгарские миссионеры, так и их русские ученики и сподвижники — считали своей основной задачей пропаганду новой религии и обеспечение строившихся на Руси церквей книгами, необходимыми для богослужения. Кроме того, христианизация Руси повлекла за собой коренную перестройку мировоззрения. Прежние языческие представления о происхождении и устройстве вселенной или об истории человечества были отвергнуты, и Русь остро нуждалась в литературе, которая излагала бы христианскую концепцию всемирной истории, объясняла бы космогонические проблемы, давала бы иное, христианское, объяснение явлениям природы и т. д.

Чудовский инок Евфимий и придворный пиит Карион Истомин были наиболее известными представителями этого направления, полемизировавшими с так называемыми латинистами, которые ориентировались на западную культуру и латинскую письменную традицию. Вождем и крупнейшим деятелем латинского направления стал Симеон Полоцкий.

В конце 1687 году в Москве начались занятия в Славяно-греко-латинской академии, первом высшем учебном заведении России, сыгравшем значительную роль в развитии отечественной культуры, в т. ч. и философского мышления. Во главе академии стали греческие монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Ими были составлены учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике. В дальнейшем почти все из них использовались в преподавании и сыграли определенную роль в становлении фонда отечественной философской литературы (см. Философское образование в России). В XVII веке началась постепенная профессионализация философии и выделение ее в особую форму общественного сознания и область духовной деятельности. Отечественная мысль теснее смыкалась с европейской, древнерусская мудрость постепенно эволюционировала и интегрировалась в русскую философию нового времени. XVII века стал завершением многовекового пути развития древнерусской культуры и философии, он же стал прологом нового этапа в ее развитии. Многие из традиций, заложенных в допетровский период (этизация и эстетизация философских идей, интерес к бытию человека и общественно-политической тематике, сильная художественная струя в философском творчестве, публицистичность и практическая направленность мышления), вошли в отечественную философию последующего периода.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 714-717.

Что же тогда отнести к подлинным памятникам светской и духовной литературы Древней Руси? К счастью, таковых сохранилось немало. Наиболее известные и важные рассмотрим в этой статье, и дадим им краткую характеристику.

Духовные памятники древнерусской литературы

В первую очередь рассмотрим духовные памятники. Духовная литература имела огромное значение для зарождающегося русского государства. Самыми образованными людьми были священнослужители, а книги были настоящим предметом роскоши. Книги писались и переписывались в монастырях (впрочем, позже появились и светские переписчики). Не удивительно, что большинство памятников древнерусской литературы относятся к религиозным поучениям и наставлениям.

Слово о законе и благодати

О законе и благодати

Историки Б. Рыбаков, А. Кузьмин и П. Толочко предполагают, что Илларион специально уделил особое внимание прославлению Владимира, так как именно в этот период должна была состояться его канонизация в качестве святого, чему резко противилась византийская церковь.

Поучение Владимира Мономаха

Поучение Мономаха

Жития

Классические жития состояли из трех частей. Первая часть была своеобразным вступлением, во второй части описывалась биография святого, в третьей была похвала. Византийская структура этого жанра сложилась еще в VIII веке, на Руси – только в XI.

Первые элементы житийной литературы можно проследить в ранних летописных сказаниях о княгине Ольге и князе Владимире.

Светские памятники древнерусской литературы

Как уже говорилось выше, самыми образованными людьми были монахи. Но это не значит, что простые жители любого древнерусского города не были грамотными. Например, до наших дней дошли новгородские берестяные грамотные – яркий пример того, что переписка велась не только на церковном и государственном, но и на бытовом уровне.

Не удивительно, что купцы и люди знатного происхождения могли себе позволить писать настоящие книги, которые затем переписывались и распространялись по Руси.

Хождение за три моря

Жанр появился благодаря личным путевым заметкам игумена черниговского монастыря Даниила, который совершил путешествие в Палестину, где сопровождал иерусалимского короля Балдуина I во время одного из его походов.

Зарубежная литература

Читайте также: