Присоединение марийского края к русскому государству кратко

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом, вхождение марийцев в состав Русского государства нельзя однозначно характеризовать как зло или благо. Наряду с деструктивными процессами имели место и существенные позитивные изменения. По справедливому суждению А. Каппелера, марийцы и другие народы Среднего Поволжья столкнулись в целом с прагматичной, гибкой и даже мягкой (по сравнению с западноевропейской) колониальной экспансией Русского государства. Это было обусловлено, прежде всего, незначительной географической, исторической, культурной и религиозной дистанцией между русскими и народами Волго-Камья [940] . Более четырех столетий спустя после утраты своей независимости (пусть и относительной) марийцы сохранились как этнос, органично слились с другими народами России в рамках одного евразийского цивилизационного пространства.

Заключение

Окончательное вхождение Марийского края в состав России произошло уже после 1557 г., в результате подавления народно-освободительного и антифеодального движения в Среднем Поволжье и Приуралье (Черемисские войны 1571–1574, 1581–1585, 1592 гг.) [941] . Процесс постепенного вхождения Марийского края в систему русской государственности длился сотни лет: в период монголо-татарского нашествия он замедлился, в годы феодальной смуты, охватившей Золотую Орду во второй половине XIV в., ускорился, а в результате появления Казанского ханства (30–40-е гг. XV в.) надолго приостановился. Тем не менее, начавшись еще до рубежа XI–XII вв., включение марийцев в систему русской государственности в середине XVI в. подошло к своей финальной фазе — к непосредственному вхождению в состав России.

Все группы марийского населения принимали участие в походах казанских войск на русские земли, что объясняется как взаимной заинтересованностью, так и зависимым положением марийцев в составе ханства. При этом из всех нетатарских народов ханства именно марийцы показали себя как самые активные участники русско-казанских войн. С марийцами приходилось считаться как казанским, так и московским правительственным кругам.

Задачу присоединения Среднего Поволжья к России удалось решить сыну Василия III Ивану IV (1533–1584) благодаря привлечению значительных сил страны, использованию новейших достижений военно-технической и военно-инженерной мысли, проведению умелой дипломатической работы. Казанское ханство фактически осталось в одиночестве в войне против Русского государства. В течение 1551–1552 гг. горные марийцы и остальное население Горной стороны Казанского ханства вынужденно, правда, без оказания сильного сопротивления присоединились к России. Распространенные тезисы о добровольном и мирном вхождении горных марийцев в состав Русского государства не находят своего подтверждения в источниках. Левобережные марийцы признали себя подданными Московского государства после беспримерной по своему накалу и масштабам вооруженной борьбы. То, что луговые марийцы были самыми бескомпромиссными и последовательными участниками движения сопротивления 1552–1557 гг., обусловлено, в первую очередь, особенностям общественного строя средневековых марийцев, значительным их военным потенциалом, относительно слабыми их связями с Русью в предшествующие годы, а также региональной природно-географической и хозяйственной спецификой. Датой присоединения левобережных марийцев в состав России следует считать не 1552 г. (тогда присягу русскому царю дали лишь приказанские луговые марийцы), а 1557 г., когда закончилась Черемисская война 1552–1557 гг. и были приведены к присяге представители всех групп левобережного марийского населения. В целом присоединение и горных, и луговых, и северо-западных марийцев имеет насильственный характер. Вместе с тем вследствие некоторой несхожести путей исторического развития, жестоких военно-политических потрясений и целенаправленной политики московского правительства горные и левобережные марийцы превратились по отношению друг к другу в противников. Если большинство горных марийцев сравнительно быстро и рано перешло на сторону Русского государства, одного из самых могущественных государственных образований Восточной Европы, то левобережные марийцы стремились сохранить прежнюю систему отношений с тюркскими государствами — Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, Ногайской Ордой. Тем не менее, можно утверждать, что представители и тех и других по-своему боролись за счастье своего народа.

Значение присоединения Марийского края к Русскому государству невозможно определить как однозначно отрицательное или положительное. Как негативные, так и позитивные последствия вхождения марийцев в систему российской государственности, тесно переплетаясь друг с другом, стали проявляться практически во всех сферах развития общества (политической, экономической, социальной, культурной и других). Пожалуй, главный итог на сегодняшнее время — это то, что марийский народ сохранился как этнос и стал органичной частью многонациональной России.

Первые проникновения Руси на земли марийцев

В IX веке марийцы попадают в зависимость от Хазарского каганата, а в Х столетии – от Волжской Болгарии. Эти государства ограничивались, видимо, взиманием, лёгкой дани с марийцев и номинальным признанием их подданства, не вмешиваясь во внутренние дела марийцев и не посягая на их земли. Так продолжалось и после того, как власть Волжской Болгарии в Поволжье сменилась на господство Золотой Орды (XIII век), а позже – Казанского ханства (XV век).

По некоторым известиям, уже в XII веке какая-то часть марийцев платила дань владимиро-суздальским князьям. В конце XII столетия новгородские ушкуйники основали город Вятку в земле удмуртов и тогда же захватили марийский городок Кокшаров на месте нынешнего Котельнича.

Между русскими землями, с одной стороны, и Волжской Болгарией, а впоследствии Казанским ханством, с другой, часто велись войны. Марийцы обычно поддерживали противников Руси, поскольку те предлагали более лёгкую форму зависимости. Булгарам и татарам было достаточно уплаты дани. Они, будучи мусульманами, не посягали на традиционную языческую религию марийцев. Экспансия же русских грозила марийцам потерей лучших земель для хлебопашества вдоль рек и насильственным крещением.

Присоединение горных марийцев

В 1551 году горные мари, жившие в окрестностях Васильсурска и новой русской крепости Свияжска, принесли присягу на подданство Москве. Иван IV тут же заставил их воевать против Казани, в которой ему удалось воцарить Шиг-Алея. Вскоре начались события, окончившиеся ликвидацией Казанского царства. Воеводы Ивана IV, воспользовавшись очередной смутой в Казани, свели Шиг-Алея с престола и инспирировали прошение части казанских вельмож о принятии Казани в прямое московское подданство. Но в ответ на это поднялась и победила другая партия, отстаивавшая независимость Казани. Это эхом отозвалось и в народах Среднего Поволжья. Горные мари тут же восстали против Москвы. Прежде чем идти на Казань, войску Ивана Грозного пришлось усмирять это восстание, что и было им сделано летом 1552 года.

Начало войн с луговыми марийцами

Окончательное покорение луговых мари растянулось на значительно более долгий срок. Во время осады Казани осенью 1552 года русское войско предприняло поход на луговых марийцев, постоянно тревоживших его нападениями с тыла. Падение Казани не смирило марийцев. Война с ними (1-я Черемисская) шла ещё пять лет. Пороху в огонь подсыпала попытка московских наместников наложить ясак (натуральную подать) на марийцев. Те убили (зимою 1552/53 г.) двух московских дьяков и поднялись на восстание.

Карательные походы на марийцев начались весной 1553 года. Отряд воеводы Б. Салтыкова, выступивший из Казани, был наголову разгромлен повстанцами. Но другие отряды навели страху на марийцев, а также чувашей и татар. Зимою 1553/54 г. С. Микулинский, И. Шереметев и А. Курбский истребили, по свидетельству летописца, 10 тысяч неприятелей и более 20 тысяч, в том числе 15 тысяч женщин и детей, захватили в рабство. И. Мстиславский и М. Глинский захватили 1600 знатных марийцев и всех умертвили. Весной 1554 года Иван Грозный наградил своих воевод и отпраздновал окончательное покорение марийской земли.

Праздновать, однако, ему пришлось недолго. Уже летом 1554 года марийцы снова поднялись под руководством своего героя Мамич-Бердея. Организованная им борьба длилась два года. Только предательски захватив его в плен и убив, московские воеводы в 1556 году сумели переломить ход войны в свою пользу. Весной 1557 года оставшиеся луговые марийцы согласились сложить оружие и принести присягу на подданство Москве.

Окончательное завоевание марийцев

Произвол московских наместников и дьяков вновь заставил марийцев взяться за оружие в страшные для всей России годы Опричнины. Воспользовавшись шоком Ивана Грозного после сожжения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем, в 1571 году сын Мамич-Бердея Качак поднял восстание (2-я Черемисская война). В 1574 году оно было подавлено.

Последнее восстание (3-я Черемисская война) было самым мощным. Как и во время 1-й войны, вместе с марийцами против московского господства выступили чуваши и часть казанских татар. На этот раз, зимой 1581/82 г., первыми восстали горные марийцы. Им удалось нанести поражение русским войскам. Иван Грозный приказал подвергнуть своих воевод публичному унижению, а вернувшихся воинов бить палками. Но и карательные походы 1583 года обернулись поражением и позором для московской рати. До конца своих дней (март 1584 г.) Иван Грозный так и не успел увидеть смирение непокорных марийцев. Их восстание было окончательно подавлено только в первые годы царствования его сына Фёдора, при фактическом правителе Борисе Годунове.

У марийцев отобрали их лучшие пахотные земли вдоль Волги и Вятки, что наглядно показывает цель русской экспансии и мотивы ожесточённого сопротивления марийцев. Марийцам было также запрещено заниматься кузнечным ремеслом (чтобы не ковали себе оружия), а также оставаться в городах в тёмное время суток. Такая политика сегрегации, несмотря на принудительную христианизацию, вероятно, способствовала сохранению частью марийцев своей национальной религии.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением

Автор: Горшкова Татьяна Павловна,

учитель марийского (государственного) языка и ИКН,

20 марта 2012 г.

Внеклассное мероприятие

Устный журнал

(Посвящается 460-летию присоединения

Марийского края к Русскому государству)

Цель и задачи:

познакомить учащихся с фактами истории, произведениями художественной литературы, музыки и изобразительного искусства, где отражена тема присоединения Марийского края к Русскому государству;

развивать навыки исследовательской деятельности, связную самостоятельную речь и слуховое восприятие, произвольность внимания, зрительную память и логическое мышление.

воспитывать у учащихся чувство гордости за с вою страну, чувство патриотизма, преданность.

Оборудование:

Компьютер, проектор, доска.

Образовательные технологии:

технология творческого погружения

технология критического мышления

Первая страница – ИСТОРИЯ

Учитель(2 слайд) До середины XVI века территория, на которой жили марийцы, входила в состав Казанского ханства. Они, как и другие народы Поволжья, платили многочисленные подати, выполняли различные повинности. Мужчины подолгу находились в военных походах ханов в соседние страны. Красивых девушек насильно забирали в гаремы хана и его феодалов. И марийцы своими силами не могли освободиться от ига казанских ханов, поэтому определенные надежды они возлагали на Русское государство.

(3 слайд) Марийцы были недовольны тем, что казанские феодалы постоянно грабили их. Потому марийские крестьяне в декабре 1546 года отправили своих послов в Москву. Послы от имени жителей края просили русского царя послать рать на Казань. Они обещали оказать помощь русским воинам.

(3 слайд) Правобережная часть Марийского края была теснее связана с Россией, чем левобережная. Там в 1523 году был основан русский город Васильсурск. Река Волга также связывала горномарийские земли с русскими. Левобережье примыкало к Казани. Здесь находились обширные земли ханских и местных феодалов.

(4 слайд) Весной 1551 года в устье реки Свияги был построен город, названный Свияжском. Марийцы помогали русским воинам строить город и снабжали их продовольствием. После основания Свияжска горные марийцы перестали признавать ханскую власть. Они вместе с чувашами и мордвой вышли из-под политического влияния Казанского ханства. Горная сторона Волги стала независимой от ханства.

(4 слайд) Русское войско около Свияжска переправилось на левый берег Волги. В октябре 1552 года Казань была взята русскими воинами. Казанское ханство пало. Земли Казанского ханства, в том числе и Марийский край, были присоединены к Русскому государству.

(5 слайд) карта

… когда черемисы последние,

Луговые, в Заволжьи жившие,

В тот же день из острогов и крепостей

Они вышли (старейшины и сотники)

И в Казань толпой много прибыли,

Изъявляя смиренье великое,

И царю покоряясь московскому,

Царь же их возлюбил, пожаловал…

Итак, Марийский край был присоединен к Русскому государству в 1552 году. Эти события стали одной из главных тем для произведений писателей и поэтов, композиторов и художников. Вот сейчас мы с вами расшифруем полное название темы нашего мероприятия. Писатели и поэты отражали эту тему – … (в литературе), композиторы - …(в музыке), художники - … (в изобразительном искусстве). («Присоединение марийского края к Русскому государству …(на слайде появляются слова в ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ)

Итак, открываем вторую страницу:

Вторая страница – ЛИТЕРАТУРА

(9 слайд) Эти события остались в исторической памяти народа, в его мировосприятии, фольклоре. Об обращении горных мари в Москву с просьбой принять их в состав Российского государства рассказывается в народном предании, записанным учителем Валерияном Лукьяновым вблизи села Еласы Горномарийского района. В нем говорится, что горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, выбирали из своей среды наиболее уважаемых предводителей (мужанов) – Акпарса, Аказа, Ковяжа, Послали их в Москву просить Ивана IV принять марийский народ под свою руку.

«Перед престолом послы опустились на колени. Иван приветливо поглядел на послов и велел думному дьяку прочесть, что записали писцы со слов марийцев. Потом говорил Акпарс:

1 ученик. «Великий государь, марийский и чувашский народы в слезах умоляют тебя: возьми нас под свое крыло, как могучий орёл птенцов, и будут наши народы с Русью на вечные времена.

Йыл сир мычкы войска кеа,

Йыл выд мычкы войска кеа,

Йыл сир веле чынь рышкалтеш,

Йыл выд веле коэшталтеш.

Кыртни упшвла йылгыжалтыт,

Да сынзавла йылгыжалтыт,

Пылгом ганьы, кечы ганьы,

Тылан валгынзышвла ганьы.

Ныны лошты мары войска.

Кырык сир дон патыр войска,

Ошын-ошын веле каеш,

Руштке ташкал, пыт ашкедеш.

Ныны анзыц кого капан,

Лаштыра тум ганьы капан,

Патыр вуй – Акпарс кыдалеш

Кечы гань ош ожы вылан.

Учитель (12 слайд)

Я стою, освещенный зарею,

На вершине горы Алам-Нер.

Утро. Волга течёт под горою.

Лунный серп источился, померк.

Я стою на горе, где с Акпарсом

Иван Грозный когда-то стоял.

Мой народ за оружие брался

Марш походный марийцев звучал…

Учитель (13 слайд)

Родной деревней, где родился Акпарс, по преданиям и легендам считается деревня Нуженалы Горномарийского района.

Ученик (14 слайд) «Здесь родился в далекие годы

Тот, кто гордостью нашею стал.

Здесь искал он дорогу свободы

В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

И кругом родные сёла предо мной.

Слышу, раздается песня боевая,

Близок мне и дорог звук ее живой.

Под рукой искусной зазвучали гусли,

Девушки играют, девушки поют

Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской

Под Казанью эту песню пел в бою.

Все звончей, чудесней звуки этой песни!

С ними уношусь я в древние года,

Словно я с Акпарсом легендарным вместе

Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Третья страница – МУЗЫКА

Краткое содержание сюиты:

На марийский край напали враги. Трубят тревогу. Кто защитит отчий дом, женщин и детей? И нашлись патыры – богатыри. Началась лихая погоня за врагом – отомстить недругам! Догнали. Завязалась жестокая неравная битва. Много погибло народу. Ценой огромных потерь добыта победа.

Итак, мы с вами прочитали отрывки из художественных произведений, прослушали музыку. Какие же образы предстали перед вами? Каким вы представляете Ивана Грозного, Акпарса?

А сейчас посмотрим, как изобразили эти образы наши художники. Открываем четвертую страницу нашего журнала – изобразительное искусство

Четвертая страница – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(24 слайд) На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура Акпарсу. Он изображён стоящим, перед ним гусли, одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.

Таким образом, во второй половине XVI века Марийский край был включен в состав Российского государства. Это имело важные исторические последствия. Прекратились опустошительные войны между Москвой и Казанью на марийских землях. Создались более благоприятные возможности для хозяйственного развития.

Итак, давайте мы с вами посмотрим свои карты исследования. Скажите, пожалуйста, что вы уже знали по этой теме? А что нового вы узнали? Какой же вывод можно сделать?

Тема присоединения Марийского края к Русскому государству ярко отражена и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке

Эти события не забываются и в настоящее время, рождаются новые картины, памятники.

Эти события в судьбе нашего народа сыграли большую роль, мы можем гордиться нашими героями.

Теперь уже 460 лет мы находимся в составе Русского государства. Каждый год 26 апреля мы вспоминаем своих национальных героев, начиная с Акпарса, Болтуша и заканчивая нашими сегодняшними героями.

Читайте также: