Религиозное противостояние в ирландии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конфли́кт в Се́верной Ирла́ндии — этнополитический конфликт [1] [2] [3] [4] в Северной Ирландии (Соединённое Королевство), вызванный спором между центральными британскими властями и местными праворадикальными католическими и национальными организациями касательно статуса региона. Главной силой, противодействовавшей Великобритании, была ИРА. В свою очередь главным противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его протестантские организации.

В ходе противостояния в Северной Ирландии с обеих сторон погибло 3524 человека, из них 1857 — гражданские лица [5] . В настоящее время конфликт не разрешён, формальным его окончанием считается 10 апреля 1998 года — день, когда было подписано Белфастское соглашение.

Содержание

Причины

Ирландия попала в зависимость от Британии ещё в Средневековье. С XVI века на острове начался процесс конфискации земель у местных жителей и их передача английским поселенцам. В последующие годы численность английского населения в Ирландии росла. Земельная политика британских властей вызывала недовольство ирландских землевладельцев, что приводило к конфликтам и восстаниям. Одновременно на острове шло вытеснение ирландского языка английским, а в 1801 году Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии.



На протяжении XX века в Ирландии постепенно снижалась зависимость от Великобритании. В 1937 году государство было преобразовано в республику, а в 1949 году Ирландия вышла из союза с Великобританией. Противоположные процессы наблюдались на севере, пока в 1972 году не был распущен североирландский парламент. Полнота власти в регионе перешла в руки британских властей, фактически Северная Ирландия управлялась напрямую из Лондона.

В XX веке в Северной Ирландии наблюдался рост самосознания не только ирландцев и англичан, но и католиков и протестантов. В связи с этим большую популярность у местного населения обрели соответствующее правые партии и организации.

Конфликт





Первой удачной попыткой сотрудничества Великобритании и Ирландии в области урегулирования конфликта в Северной Ирландии стало Англо – Ирландское соглашение 1985 года, в котором подтверждалась принадлежность территории Северной Ирландии Великобритании, до тех пор, пока за это выступает большинство ее жителей. Соглашение также предусматривало проведение регулярных конференций на уровне членов правительств двух стран. Первым положительным последствием данного соглашения стало принятие в 1993 году Декларации на Даунинг-стрит, заявившей о принципе приглашения за стол переговоров всех заинтересованных сторон, при условии их отказа от насилия. В результате этих договоренностей сначала Ирландская Республиканская Армия заявила о прекращении огня, а вскоре ее примеру последовали и протестантские военные организации. В том же году создается международная комиссия по управлению процессом разоружения. Однако организация от него отказалась, что резко осложнило переговорный процесс. Новый теракт, организованный членами Ирландской Республиканской Армии в Лондоне 9 февраля 1996 года, прервал перемирие. [8]

Последствия

10 апреля 1998 года в Белфасте британским и ирландским правительствами было подписано соглашение, которое было одобрено большинством политических партий Северной Ирландии. 23 мая в результате референдума соглашение было одобрено большинством жителей региона.

В результате подписания соглашения была воссоздана Североирландская ассамблея, целью которой является решение экономических и социальных проблем. Также были созданы Совет министров Севера и Юга для оформления взаимодействия между разными частями острова Ирландия и Британо-ирландский совет для оформления взаимоотношений между всеми органами представительной власти Великобритании и Ирландии.



Несмотря на политические соглашения, конфликт по-прежнему остаётся неразрешённым. В Северной Ирландии в настоящее время продолжают существовать протестантские и католические милитаризированные организации, в том числе большинство течений ИРА.

Отражение в культуре и искусстве

Конфликту в Северной Ирландии, его событиям и участникам посвящено значительное количество документальных и художественных кинофильмов, литературных произведений.

Ольстер — одна из четырех исторических провинций Ирландии. На сегодняшний день она объединяет девять графств, шесть из них входят в Северную Ирландию (часть Великобритании), три — в Республику Ирландию.

Исторически, до начала ХХ века, Ирландия и Северная Ирландия были одним целым. Королевство Ольстер, сформированное в Раннем Средневековье, формально подчинялось английской короне. Согласно легенде, два воина боролись за право владеть островом. Закончить спор решили так: кто первым доплывет до острова и коснется земли, тот и победитель. Один из соперников, подплывая к берегу, отрезал свою руку и выбросил ее на землю — так он стал первым легендарным королем Ольстера. Поэтому и на современном флаге Северной Ирландии можно увидеть красную руку.

Во времена Реформации на территории королевства укоренился протестантизм, в то время как остальное население Ирландии осталось католиками. Так сформировалась первая предпосылка к расколу и формированию одной из важных сторон Ольстерского конфликта.

К многочисленным конфликтам вела и жесткая земельная политика в отношении ирландских землевладельцев. Случаи притеснения привели к голоду 1845–1849 годов. Многие спасались бегством в Америку, а в Ирландии усилились антианглийские настроения. Однако борьба на некоторое время утихла.

Предпосылки конфликта

Ольстерский конфликт можно назвать этнополитическим, так как он обусловлен религиозными и экономическими вопросами, а также политическим притеснением населения.

В первую очередь, это конфликт религиозный: протестанты-англичане, преобладавшие среди населения Ольстера, имели больше прав, чем католики-ирландцы. Во-вторых, длительное угнетение ирландских землевладельцев привело к голоду, что обострило недовольство социальным положением и политической ситуацией.

Буквально накануне Первой мировой войны велись переговоры об автономии Ирландии. Соглашение должно было вступить в силу в 1914 году, но началась Первая мировая война, которая стала последним толчком к активным военным действиям.

Этапы конфликта

Ирландия не получила автономию, поэтому в 1916 году началось Пасхальное восстание. Восстание длилось только неделю, но силы были неравны, что повлекло за собой большие потери. Жесткие репрессии в отношении повстанцев привели к ненависти к англичанам, и жители начали сочувствовать репрессированным. Идею о большей независимости Ирландии начало поддерживать все больше людей.

В 1919 году была провозглашена Ирландская Республика. Это, казалось бы, должно было удовлетворить противников объединения с Великобританией. Но новообразованная Ирландская Республика охватывала не весь остров. В протестантском Ольстере идея независимости не нашла необходимого количества сторонников, так как мнение католического меньшинства не учитывалось.

Повстанцев решение относительно отделения Северной Ирландии не устроило, поэтому Ирландская республиканская армия (ИРА) начала боевые действия и вспыхнуло сопротивление английским войскам и полиции. Попыткой решить проблему стал компромисс: в состав Ирландии вошел весь остров, кроме шести наиболее промышленно развитых северо-восточных графств, где преобладали протестанты.

После этого в ИРА произошел раскол на основании принятия или непринятия условий компромисса. Сторонники объединения Ольстера и Ирландии направили оружие против бывших единомышленников. Противостояние 1922 года было кровавым и ужасным: в Белфасте, как свидетельствуют источники, людей убивали на улицах, гранатами и бомбами закидывали полные автобусы, а протестанты могли выселять католиков посреди ночи и сжигать их дома вместе со всем имуществом. Однако Национальная армия оказалась сильнее, и в 1923 году ИРА сложила оружие.

До середины 1950-х все было относительно спокойно, но в это время ИРА вновь напомнила о себе. Еще в 1936 году Армию объявили вне закона. Ухудшились отношения между протестантами и католиками — и последние начали требовать ликвидировать дискриминацию. В конце 1930-х британским властям был поставлен ультиматум — вывести войска из Ольстера. Но правительство проигнорировало это требование. ИРА ответила проведением террористической кампании, в течение восьми месяцев взрывая на территории Англии объекты энергетики, связи, коммуникации. В результате в 1941 году начальник штаба ИРА был схвачен и расстрелян.

Показательное событие того времени — Кровавое воскресенье 1972 года, когда были расстреляны мирные демонстранты, в том числе ребенок и священник.

В действие были приведены 22 взрывных устройства. В 2010 году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон официально извинился за произошедшее перед семьями погибших.

Ветераны Ирландской Республиканской Армии вспоминают рубеж 1970–1980-е так:

Казалось бы, конфликт исчерпан, но в 2012 году Ирландская республиканская армия возобновила свою деятельность.

Город Дерри, в котором уживались католики и протестанты, в конце 1960-х за несколько дней превратился в полигон.

Протестантское меньшинство диктовало в Дерри свои правила: с помощью хитроумного деления районов на избирательные округа, которые то и дело менялись в зависимости от политической ситуации, унионисты (чаще всего это были как раз протестанты) смогли взять под контроль городской совет. Националисты, то есть католики и сторонники независимой Ирландии, не могли добиться положенных им льгот: так, например, в очереди за государственным жильём им приходилось стоять годами, в то время как протестанты получали свои квадратные метры без задержек. В правах ущемили практически две трети населения городка. Тогда местные жители сколотили собственную организацию — Комитет Дерри по жилищным действиям.

1.jpg

Члены комитета быстро исчерпали легальные возможности добиться справедливости на своей земле, поэтому перешли к протестным акциям: перекрывали, например, дороги или срывали заседания городского совета. Когда и это не помогло, активисты комитета решили выйти на демонстрацию в центре Дерри. Им запретили собираться, но несколько человек из числа националистов-католиков всё-таки решили публично высказать свои требования. Тут же в дело вмешалась местная полиция — митинговавших жестоко избили.

Кадры сорванной демонстрации облетели всю Ирландию, их крутили по телевидению в программах вечерних новостей. На следующий день в центре Дерри собралось уже несколько тысяч озлобленных католиков, которые выразили солидарность с избитыми. Следующая акция собрала более 15 тыс. человек, то есть чуть ли не треть всего населения Дерри.

Марш на Дерри

Несмотря на масштабные акции протеста, ситуация в городе никак не менялась. Зимой 1969 года сторонники единой Ирландии, ненавидевшие унионистов, организовали марш из Белфаста в Дерри. На подходе к городу их подкараулили протестанты — началась драка, в которую полиция на этот раз не торопилась вмешиваться. Поколоченные и раненые католики добрались до города и решили отомстить нерасторопным правоохранителям — теперь уже столкновения начались между ними.

Естественно, у сотрудников королевской полиции Ольстера, как называли Северную Ирландию, было больше шансов, и они не боялись последствий, понимая, что почти любые их действия оправдают. Под покровом ночи полицейские зашли в католический район Богсайд, выбрали несколько домов и напали на их жителей. Они специально громили всё вокруг, а нескольких активистов буквально захватили в плен.

Местное население быстро организовалось — Богсайд за несколько дней превратился в защищённую крепость. Любой, кто хотел попасть туда, упирался в ряды баррикад, находившихся под контролем общественного патруля.

Противостояние набирало обороты. Появились первые жертвы: несколько католиков погибли от травм, которые им нанесли полицейские или орудовавшие в городе унионистские банды. Пришло время для нового уровня самоорганизации горожан: Комитет Дерри по жилищным действиям был преобразован в Ассоциацию обороны граждан Дерри, которая готовилась дать отпор протестантам в случае нападения.

Беспорядки на границе Богсайда

Первые стычки начались уже на границе Богсайда: католики стали швырять в марширующих камни и гвозди. Полицейские попробовали утихомирить толпу, но не тут-то было — не зря местные активисты Ассоциации обороны всё это время возводили в Богсайде баррикады. Район оказался неприступным, более того, в полицейских полетели уже не гвозди, а бутылки с зажигательной смесью.

Роковую роль сыграл распространившийся слух о том, что католики собираются громить дома протестантов. Последние сыграли на опережение и ринулись в драку первыми. Полиция ничего не могла поделать с бушующей толпой: ожесточённая драка прекратилась сама собой, хотя даже после неё жители города продолжали бросать друг в друга различные предметы. В той масштабной потасовке пострадали десятки сотрудников полиции.

3.jpg

Пожар революции

4.jpg

Бунт вышел за пределы Дерри: в других городах, включая Белфаст, начались протесты, в которых участвовали ирландские националисты. Им было чуть проще, поскольку вся полиция Северной Ирландии стянулась в Дерри — после нескольких дней беспорядков правоохранители были измотаны. Многие получили ранения, у кого-то от коктейлей Молотова остались сильные ожоги. При этом огнестрельного оружия полицейские так и не получили, они действовали исключительно с помощью своей стандартной амуниции.

Специальная полиция Ольстера

Не слишком подготовленная, но свирепая и жаждущая мести — именно такой была Специальная полиция Ольстера, подходившая к Дерри для урегулирования конфликта. В её рядах были 12 тыс. человек, каждого из которых люто ненавидели католики, поскольку полиция Ольстера была причастна к убийствам их единоверцев в 1920-е годы. Националисты из Богсайда вовсю готовились к резне: ничем иным, казалось, это уже не закончится.

В дело пришлось вновь вмешаться ирландскому премьер-министру: предвидя неминуемую трагедию, он обратился с необычной просьбой к Лондону. Линч предложил британцам ввести свои войска в Дерри, чтобы хоть как-то успокоить стороны конфликта. Удивительно, но это сработало. Британских солдат в городе встретили как нейтральную силу, да и вели они себя, надо сказать, крайне сдержанно, не симпатизируя открыто ни тем, ни другим.

5.jpg

Схватка за Богсайд закончилась, в ней, по оценкам исследователей, пострадали более 1 тыс. человек. Впрочем, противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии не завершилось. Богсайд стал искрой, от которой разгорелся масштабный конфликт. Уже через пару дней после событий в Дерри беспорядки начались в столице — Белфасте.

Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Статья 4, п.1
"Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом."

3329 дн. с момента
День всех религий

Современные религиозные конфликты

Ноолололололо

Надпись на изображении: РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ. Убийство друг друга, чтобы узнать, чей воображаемый друг лучше.

"Мы достаточно религиозны , чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга"

"У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце"

Задания:

1. Прочитайте небольшие тексты и посмотрите видеосюжеты о наиболее сложных религиозных конфликтах современности.

2.Как Вы понимаете высказывания писателей Свифта и Фонвизина.

3.На Ваше усмотрение выберите один из конфликтов и предложите свой вариант решения данной проблемы.

4. Как вы думаете, что способствует возникновению такого рода проблем.

5. Что бы Вы посоветовали будущим поколениям для предупреждения и предотвращения религиозных конфликтов.

Исламский фундаментализм


Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Ал жир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Амери ки ф актически признали организаторами этой операции.


Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных дей ствиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

Фрагмент документального фильма "Одержимые"

Религиозное противостояние в Ирландии

Ассоциация обороны Ольстера

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

Сюжет программы "Вести"

Война на Святой Земле

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

Фильм "Грязная война"

Китайская оккупация Тибета


Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

Сюжет новостей

Конфликт между индуистами и исламистами


Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

Церемония закрытия индийско-пакистанской границы

Противостояние сербов и хорватов

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

Вести. Косовские сербы живут на осадном положении.

Североирландский конфликт

Северная Ирландия, которую иногда ошибочно отождествляют с исторической областью Ольтер, возникла в 1921 году на основе шести ирландских графств, большинство жителей которых не согласилось с провозглашением независимости Ирландии и предпочло остаться в Соединенном Королевстве.


В отличие от Ирландской Республики, населенной преимущественно католиками, на протяжении веков отрицательно относившимися к власти британской короны, большинство жителей Ольстера – протестанты, многие из которых имеют английские и шотландские корни.

История и причины.

Ирландия попала в зависимость от Британии ещё в Средневековье. С XVI века на острове начался процесс конфискации земель у местных жителей и их передача английским колонистам. В последующие годы численность английского населения в Ирландии росла. Земельная политика британских властей вызывала недовольство ирландских землевладельцев, что приводило к конфликтам и восстаниям. Одновременно на острове шло вытеснение ирландского языка английским, а в 1801 году Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии.

На протяжении XX века в Ирландии постепенно снижалась зависимость от Великобритании. В 1937 году государство было преобразовано в республику, а в 1949 году Ирландия вышла из союза с Великобританией. Противоположные процессы наблюдались на севере, пока в 1972 году не был распущен североирландский парламент. Полнота власти в регионе перешла в руки британских властей, фактически Северная Ирландия управлялась напрямую из Лондона.

В XX веке в Северной Ирландии наблюдался рост самосознания не только ирландцев и англичан, но и католиков и протестантов, что сместило конфликт из области сугубо этнополитического в область этноконфессионального, и усугубило идентичностную ситуацию на острове. В связи с этим большую популярность у местного населения обрели соответствующее правые партии и организации.

История борьбы за независимость, противостояния ирландцев, в религиозном плане идентифицирующих себя с католической церковью, и англичан, принадлежащих к протестантской общине, оказывает огромное влияние на характер этнополитического конфликта сегодня по механизму исторической памяти народов.

Территориальные противоречия заключаются в стремлении ирландского населения Северной Ирландии объединиться с остальной Ирландией, поскольку североирландская территория является ее исторической частью.

Политические факторы представляют собой стремление ирландцев к самоопределению, созданию собственных государственных институтов, желание определенных кругов североирландской элиты, некоторых членов ИРА и партии Шинн Фейн повысить свой статус с помощью создания собственной государственности и получения доступа к властным ресурсам.

Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев из Британии в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве, что вызывает возмущение ирландских националистов. Важную роль в сохранении этнополитического конфликта играют и интересы боевиков ИРА в преступном бизнесе, приносящем большие доходы. Продолжающаяся вражда на национальной почве оказывается выгодной преступным организациям, поддерживающим данный вооруженный конфликт.

Религиозные противоречия состоят в длительном противостоянии протестантского меньшинства католическому большинству.

Психологические факторы связаны с различием в этнокультурных психотипах ирландцев-католиков и протестантов, их взаимным непониманием, стремлением обеих общин к консолидации, зачастую эскалации насилия, основанного на мести. С ними тесно переплетены собственно этнические проблемы, которые являются базовой составляющей конфликта и представляют собой стремление подвергавшихся дискриминации в языковой, социальной, трудовой, политической сферах ирландцев к получению независимости от этнически чуждых им англичан и объединиться с остальной Ирландией.

Стороны конфликта

Основными сторонами конфликта являются:

1 Государственные институты, такие как правительство Великобритании и министерство по делам Северной Ирландии, Стормонт (парламент Северной Ирландии), Ассамблея Северной Ирландии.

2 Политические организации, политические партии и движения. Это Демократическая Юнионистская Партия (Северной Ирландии), Ольстерская юнионистская партия, Социал-демократическая лейбористская партия, партия Шинн Фейн.

3 Религиозные организации, среди которых важнейшее место занимает Оранжистский орден.

4 Террористические и военизированные организации, такие как Ирландская республиканская армия, Силы освобождения Северной Ирландии, Лоялистские добровольческие силы, Добровольческие силы Ольстера, Ассоциация обороны Ольстера.

5 Бизнес, преступные организации, которые финансируют и лоббируют свои интересы через те или иные вышеуказанные субъекты.

Эскалация Североирландского конфликта

Пик конфликта

В 1971 году в противовес ирландским военизированным организациям была создана Ассоциация обороны Ольстера.

Деэскалация. Итоги.

10 апреля 1998 года в Белфасте британским и ирландским правительствами было подписано Белфастское соглашение, которое было одобрено большинством политических партий Северной Ирландии. 23 мая в результате референдума соглашение было одобрено большинством жителей региона.

В результате подписания соглашения была воссоздана Североирландская ассамблея, целью которой является решение экономических и социальных проблем. Также были созданы Совет министров Севера и Юга для оформления взаимодействия между разными частями острова Ирландия и Британо-ирландский совет для оформления взаимоотношений между всеми органами представительной власти Великобритании и Ирландии.

Несмотря на политические соглашения, конфликт по-прежнему остаётся неразрешённым. В Северной Ирландии в настоящее время продолжают существовать протестантские и католические милитаризированные организации, в том числе большинство течений ИРА.

Читайте также: