Философская антропология радищева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вслед за Ломоносовым материалистические идеи в философии разрабатывал А.Н. Радищев (1749-1802). В историю отечественной философии он вошел и как родоначальник антропологической традиции - учения о человеке, его природных и социальных качествах, познавательных возможностях.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

1. Концепция человека в социально-психологическом анализе Фромма

1. Концепция социально-экономического развития Ф. Хайека

В мировой социально-экономической мысли Фридриху фон Хайеку принадлежит особое место не только как одной из центральных фигур экономической науки XX в. и наиболее видному представителю австрийской традиции, но и как мыслителю.

4. Современная философская антропология

Философская антропология в современной философской науке трактуется по разному. Всемирная энциклопедия философии по ред. А.А. Грицанова приводит несколько определений, характерных для данного философского термина.

6. Философская антропология в ХХ веке (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г,Юнг, Э. Фромм)

Философская антропология, по замыслу ее основателя Макса Шелера (1874-1928) и его последователей Г.Плеснера (189201985) и А.Гелена (1904-1976) и других должна была синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией.

1. Философская антропология

В широком смысле - учение о природе (сущности) человека. Трудно вычленить собственно антропологическую тему в комплексе философского знания. Размышление о человеке захватывает широкий круг проблем.

3.Философская антропология К. Маркса

1. Философская антропология

Философия - это форма общественного сознания, мировоззрения, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия исследует познавательные ценности, этическое и эстетическое отношение к миру.

4. Современная философская антропология

Философская антропология в современной философской науке трактуется по разному. Всемирная энциклопедия философии по ред. А.А. Грицанова приводит несколько определений, характерных для данного философского термина.

6. Философская антропология в ХХ веке (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм)

Философская антропология, по замыслу ее основателя Макса Шелера (1874-1928) и его последователей Г.Плеснера (189201985) и А.Гелена (1904-1976) и других должна была синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией.

1. Философская антропология

Главным субъектом и продуктом общественных отношений выступает человек. В силу того, что он является многогранным и много плановым существом, представляет особый интерес рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом.

1.2 Философская концепция

Философские концепции Бердяева базируются на нескольких основных, ведущих темах: тема России, моральная тема, проблема сущности и существования человека, историческая и социальная темы. Вместе они создают бердяевский философский взгляд.

2.2 Философская концепция

Карсавин, рассматривая исторические процессы в культурологическом плане, стремился понять глубинные основы истории, которые привели его к философии и богословию, созданию философской системы.

2. Сциентизм и антисциентизм. Философская антропология

Сциентизм и антисциентизм Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

1. Философская антропология

Этическая концепция Макиавелли

Чтобы понять смысл чьих либо политических, религиозных и даже художественных высказываний, нужно опираться на эту этическую систему, к которой они принадлежат, поскольку всякое произведение творческой мысли, будь то мысль философа.


Что ищет человек в истории философии, на какие вопросы, волнующие его, хочет получить ответы? Скорее всего - это определение своего места в жизни, осмысление этого мира, поиск гармонии во взаимоотношениях. И на передний план выдвигаются социальные и нравственные ценности. Многие мыслители на протяжении веков занимались изучением принципов и законов развития общества, общих принципов бытия. В этой статье более детально остановимся на некоторых моментах русской философии Радищева.

Становление русской философии

О начальном периоде развития русской философии можно говорить, как о древнерусской, русской средневековой или допетровского периода. Он охватывает несколько веков: с XI по XVII.

Мировая философия оказала существенное влияние на формирование миропонимания на Руси. Киевский митрополит Илларион в своих трудах, таких как "Молитва", "Слово о законе и благодати" и "Исповедание веры" знакомит с русской жизнью X – XI веков. Это период носит название "христианизации", идет толкование принятия народом христианства. А, собственно, общественная мысль отражена в литературных произведениях средневековья "Слово о полку Игореве", написанная в XII веке, а также в летописных сводах "Повесть временных лет", датируемая XI—XII веками.

Крепостные крестьяне

Материалистическая философия в России

Во втором периоде развития русской философии, начавшемся с XVIII века, происходит приобщение Руси к мировой культуре. В это время начался процесс европеизации, связанный с реформистскими взглядами Петра Великого, а также начавшегося процесса популяризации общественной жизни, то есть снижения роли религии, перехода от религиозных традиций к рациональным (нерелигиозным) нормам.

Философия Ломоносова

Гениальный ученый, незаурядная личность, кладезь всевозможных знаний - Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг), стал первым русским мыслителем, философия которого отражала ценность отечественной истории и ее видоизменение под влиянием реформ. Ломоносов, обладая необыкновенной силой воли и неисчерпаемой энергией к познанию всего, что его окружает, первый углубляется в историю отечества и выдвигает концепцию о бесконечных возможностях страны. Но, как бы ни было, философия Ломоносова, не отрицающая роль Бога в мироздании, все-таки оставалась мировоззрением естествоиспытателя, человека, призывающего изучать мир, в котором он живет. Только опираясь на знания, указывал в своих трудах философ, можно познать окружающий мир.

Философ М.В.Ломоносов

Критик и философ - А. Н. Радищев

Великий ученый был не один в поисках истины. Продолжил материалистическую линию русской философии Ломоносова Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг). Однако, если мировоззрение первого было сформировано под влиянием научных работ И. Ньютона, Г. Галилея, Г. Лейбница, а также собственных естественнонаучных исследований, то Радищева вдохновляли западные мыслители, такие, как Жан-Жак-Руссо, Вольтер и Гийом-Томас-Франсуа де Рейнал.

Александр Николаевич Радищев был ведущим общественным критиком и философом русского Просвещения. Он родился в Москве, сын зажиточного землевладельца получил образование в Москве и в Санкт-Петербурге, а с 1766 по 1771 год учился в Лейпцигском университете, где и познакомился с современной французской философией. А. Н. Радищев, вернувшись в Россию, весьма преуспел на гражданской и военной службе.

Тракт из Петербурга в Москву

В 1785-1786 гг. Радищев работает над очерками о продаже крепостных крестьян на торгах, пишет заметки о цензуре. В итоге, он объединяет несколько работ, создав произведение в жанре путешествия. В 1789 году он заканчивает работу над своей книгой и дает ей общее название "Путешествие из Петербурга в Москву". В собственной типографии печатаются 650 экземпляров книги из которых 100 успел продать Радищев, после чего последовал арест.

Эта книга вызвала гнев императрицы Екатерины Великой, и автор в 1790 году был сослан в Сибирь на десять лет. В произведении была предпринята попытка осмысления российской действительности конца XVIII века, дана оценка отечественных социальных институтов, в частности крепостничество. Под вдохновением французских мыслителей он осудил крепостное право, как морально неправильное и экономически неэффективное, критиковал самодержавие и осуждал цензуру и другие методы, нарушающие естественные права человека на свободу и равенство. Идеи философии Радищева сводились к немедленным реформам, призыву в целом к просвещению и "естественности" в социальных мероприятиях, манерах и нравах. В 1796 году Павел I разрешил Радищеву вернуться в Европейскую часть России.

Книга А.Н.Радищева

О человеке

В Сибири Радищев написал свой основной философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии". Он осветил ряд проблем философской антропологии. В этом произведении раскрывается своеобразие философии Радищева.

Уже в самом названии труда предполагается рассмотрение очень важных вопросов: что собой представляет человек, что такое смерть и что является бессмертием? Работая над первым вопросом, Радищев отмечал, что человек очень схож с животными как в физиологии, так и в психологии. Во время написания своего труда, философ не обладал теми знаниями, которые известны в настоящее время. Это ныне живущее поколение знает, что у человека насчитывается около 100 рудиментарных органов, есть совпадения со структурой ДНК животных, даже группы крови у человека такие же, как у шимпанзе. Но, даже основываясь на фактах, известных в то время, он сделал вывод, что человек принадлежит к живой природе, и как ее часть связан с ней, а значит, к нему можно применить научный подход в его изучении.

о человеке

В трактате он отвергает материалистические отрицания бессмертия в пользу различных аргументов: личной идентичности и сохранения силы, что предполагает существование бесплотной души, которая выживает в теле и переходит в более совершенное состояние. Если говорить кратко, философия Радищева сводится к реалистичной позиции, а опыт является единственной основой для знания.

О смерти и бессмертии

Как в своем трактате А. Н. Радищев освещает вопрос, что есть смерть? Он считал, что нужно ослабить "страх смерти", исходя из того, что в природе на самом деле смерти нет, а есть разрушение структур, то есть распад на части, а не полное уничтожение человека. Распавшиеся части продолжают существовать в этом мире, не покидая его. Эти части станут землей, растениями, частями самого человека. Именно поэтому, утверждает философ, не стоит бояться смерти, он не уходит с плана земли, а становится иной формой своего существования.

Философия Радищева

Что же такое бессмертие? В философии Радищева говорится о существовании нетленных частиц человека, к которым относится и душа. Как и тело, она не уничтожается, а присутствует в мире, как вещество душевное.

В таком разделе философии, как эпистемология (научное знание, его строение, структура, функционирование и развитие), Радищев утверждал, что помимо сенсорного есть "рациональный опыт" отношений вещей, и что человек "чувствует" существование Высшего Существа. Он также утверждал, что вещи сами по себе непознаваемы, утверждая, что мысль, как и словесное выражение, которое она использует, просто символизирует реальность.

Трактат "О человеке" был одним из первых оригинальных произведений на русском языке. В нем показаны две противоположные точки зрения о смерти и бессмертии души. С одной стороны, в первых 2-х частях произведения говорится, что жизнь вечная - это пустая мечта. С другой стороны, в последующих частях книги идет изложение в пользу бессмертия души.

Памятник Радищеву в Саратове

Влияние его новаторской социальной критики привело к тому, что Пушкин, декабристы и последующие поколения русских реформаторов и революционеров, считали Радищева "отцом" социального радикализма в России.

Такой в общих чертах является философия Радищева о человеке. К сильным сторонам такого труда следует отнести попытку дать ответы на извечные вопросы, волновавшие мыслителей разных эпох. Но, прежде всего, философом была внесена лепта в понимание проблем человеческого бытия: жизни, смерти и бессмертия.

В 60-е годы XVПI в. в условиях начинающегося кризиса феодально - крепостнического строя в России формируется широкое просветительское движение. Продолжая традицию Ломоносова, русские просветители выступали за отделение философии от теологии и утверждение ее как высшей формы познания. В отличие от западноевропейского в русском просветительском движении наибольшее распространение получили социально - философские идеи. Проблема борьбы с освященным церковью сословно-монархическим и крепостническим строем стала одной из главных в работах русских просветителей. Отсюда и первая особенность русской философии ХУПI в. - антикрепостническая и антимонархическая направленность.

Второй ее особенностью был умеренный радикализм в критике церкви и религии. Не отвергая прямо религиозного мировоззрения, русские философы тем не менее косвенно связывали проблему свободы человека с религиозной свободой.

Третья особенность русской философии ХVПI в. нашла проявление в самой форме философствования - ее насыщенности философскими рассуждениями, диалогами, сатирическими памфлетами, рассказами, заметками, в которых критика феодально - крепостнических нравов, деспотизма дворян и помещиков приобретала социально-заостренную, образную форму.

Одна из самых ярких и значительных фигур русской философии XVIII века – Александр Николаевич Радищев (1749-1802). В его философской антропологии прослеживается влияние французских и немецких просветителей, в особенности К. Гельвеция и И. Гердера. Вместе с тем созданное Радищевым философское учение о человеке отличается самобытностью и оригинальностью трактовки духовной сущности человека, взаимосвязи в нем физических и нравственных начал.



В 60-е годы XVПI в. в условиях начинающегося кризиса феодально - крепостнического строя в России формируется широкое просветительское движение. Продолжая традицию Ломоносова, русские просветители выступали за отделение философии от теологии и утверждение ее как высшей формы познания. В отличие от западноевропейского в русском просветительском движении наибольшее распространение получили социально - философские идеи. Проблема борьбы с освященным церковью сословно-монархическим и крепостническим строем стала одной из главных в работах русских просветителей. Отсюда и первая особенность русской философии ХУПI в. - антикрепостническая и антимонархическая направленность.

Второй ее особенностью был умеренный радикализм в критике церкви и религии. Не отвергая прямо религиозного мировоззрения, русские философы тем не менее косвенно связывали проблему свободы человека с религиозной свободой.

Третья особенность русской философии ХVПI в. нашла проявление в самой форме философствования - ее насыщенности философскими рассуждениями, диалогами, сатирическими памфлетами, рассказами, заметками, в которых критика феодально - крепостнических нравов, деспотизма дворян и помещиков приобретала социально-заостренную, образную форму.

Одна из самых ярких и значительных фигур русской философии XVIII века – Александр Николаевич Радищев (1749-1802). В его философской антропологии прослеживается влияние французских и немецких просветителей, в особенности К. Гельвеция и И. Гердера. Вместе с тем созданное Радищевым философское учение о человеке отличается самобытностью и оригинальностью трактовки духовной сущности человека, взаимосвязи в нем физических и нравственных начал.

?нимать функцию и статус философской антропологии? Ведь если именно проблематичность человека является фундаментом философской антропологии, то ее назначение нельзя понимать как разрешение этой проблематичности; поэтому если единая идея человека и оказалось бы достижимой, то только там, где в самой философской антропологии уже бы не было необходимости. Тогда все же как понимать философскую антропологию, если не связывать ее с вырабатыванием некой единой идеи человека? Шелер говорит о философской антропологии как о фундаментальной науки о сущности и сущностной структуре человека, видя ее задачу в том, чтобы показать, как из этой сущности вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека. Этим четко указывается, что философская антропологии рассматривает человека так, как не могут рассмотреть его любые другие антропологии, хотя она и учитывает их; чаще всего говорится о том, что в этом рассмотрении философская антропологии обращается к человеку как к единому целому, а эта единая целостность воплощается в видении человека как личности. Таким образом, философская антропология здесь выступает как раскрытие персоналистичной сущности человека. При таком подходе получается, что философская антропология, зародившись на волне нестихающей проблематичности человека, является частным философским направлением, которое рассматривает человека как личность, и в этом ничем не отличается от персонализма. Личность - вот что определяется как единая идея человека.

Как говорит, вслед за Кантом, Шелер в работе Об идее человека, все основные философские вопросы можно свести к вопросу о человеке. Этот, довольно привлекательный, тезис означает не что иное, как только то, что философия выводится из антропологии разумеется, представленной философски, т.е. антропологией личности. Именно личностная структура человека выводит философию на вопрос о бытии, мире, транiенденции, развитии и другие основные метафизические вопросы. Философская антропологии исходит здесь из идеи человека как личности еще и потому, что в такой установке она же и осуществляет эту идею. Но это и не замкнутый круг, т.к. личность мыслит о личности, выявляя бытие.

Философская антропология, последовавшая за антропологическим поворотом, который совершил Ницше, была влиятельнейшим течением в 20 веке и ее значение отразилось даже на тех, кто с ней был не согласен. Но проект философской антропологии до сих пор не завершен; можно, конечно, iитать это неудачей самого проекта, но, может быть, дело в том, что просто еще не нашлось человека, который мог бы его фундаментально осуществить. Если дело обстоит таким образом, то значит актуальность философской антропологии не утрачена для современной мысли.

Какую роль философская антропология сыграла в учениях А.Н. Радищева

А.Н. Радищев (1749-1802) - крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII века, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Сложившееся с начала XIX века представление о нем как о выдающейся личности (страдальце за идеалы вольности) вылилось в массовое представление о первом русском революционере. Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо Путешествия из Петербурга в Москву включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии, юридические сочинения и прочее.

Радищев ясно сознавал различие между чувственным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к заключению, что душа проста и неразделима, Радищев делает вывод о ее бессмертии. Он рассуждает следующим образом. Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемилосердный господь не сотворил нас для того, чтобы мы iитали эту цель напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно продолжает свое совершенствование.

В толковании доктрины перевоплощения Радищев ссылается на Лейбница, который сравнивал переход одного воплощения к другому с превращением отвратительной гусеницы в куколку и вылуплением из этой куколки восхитительной бабочки.

В учении о человеке Радищев исходит из виталистического единства природы. Человек единоутробный сродственник всему, на земле живущему, - пишет он, - не только зверю, птицетАж но и растению, грибу, металлу, камню, земле.

Читайте также: