Юридическая служба в органах исполнительной власти кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи – одна из важнейших социальных задач государства.

Реализация государственной политики в сфере оказания бесплатной юридической помощи относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона):

издаются законы и иные нормативные правовые акты, в том числе расширяющие перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи;
определяется орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и его компетенции;
определяется порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации;
определяется размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Координация работы по реализации Федерального закона возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство юстиции Российской Федерации.

Кто имеет право получить бесплатную юридическую помощь

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав
и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в регионе. [Якорь]

Дополнительные категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

Куда обратиться за бесплатной юридической помощью

Список центров бесплатной юридической помощи

Случаи и виды оказания бесплатной юридической помощи

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме и составления для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера оказывается в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается в случаях, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в регионе.

Дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи, установленные в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

Кто оказывает бесплатную юридическую помощь

Организация предоставления бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные органы создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к этой работе адвокатов.

Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ).

Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется юридическими клиниками, созданными образовательными организациями высшего образования, и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Информация о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи также размещена на официальном сайте Минюста России по вышеуказанной ссылке. Дополнительные данные о юридических клиниках можно уточнить в территориальном органе Минюста России в субъекте Российской Федерации. Информация о территориальных органах Минюста России также размещена на официальном сайте Минюста России.

Перечень документов, необходимых при обращении за бесплатной юридической помощью

При обращении за бесплатной юридической помощью гражданину необходимо иметь при себе пакет документов, подтверждающих его право на получение такой помощи. Поскольку организация деятельности участников систем бесплатной юридической помощи относится к компетенции субъектов Российской Федерации и регулируется принятыми во исполнение Федерального закона нормативными актами субъектов, перечень необходимых документов может несколько отличаться в различных регионах. Более подробная информация – на сайтах территориальных органов Минюста России.

Во исполнение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 20, ст. 2000) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти.

2. Федеральным органам исполнительной власти на основании типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти утвердить положения о юридических службах.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Типовое положение
о юридической службе федерального органа исполнительной власти
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 207)

1. Юридическая служба федерального органа исполнительной власти (далее именуется - юридическая служба) создана для правового обеспечения его деятельности.

Юридическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, а также организациями, входящими в систему этого федерального органа.

Юридическая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим типовым положением.

2. Основными задачами юридической службы является правовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, а также улучшение качества проектов нормативных правовых актов.

3. Юридическая служба организуется в виде самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (департамент, главное управление, управление, отдел) и возглавляется руководителем (начальником), назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном порядке.

Структура юридической службы и штатная численность работников определяются руководителем федерального органа исполнительной власти.

4. Юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю федерального органа исполнительной власти.

5. Руководитель (начальник) юридической службы должен иметь высшее юридическое образование и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

6. Юридическая служба:

а) подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти;

б) проводит правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

в) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

г) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в федеральный орган исполнительной власти;

д) визирует проекты нормативных правовых актов и заключения, представляемые на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти;

е) принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти и по уточнению полномочий федерального органа исполнительной власти;

ж) обобщает совместно с другими структурными подразделениями практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководителя федерального органа исполнительной власти;

з) участвует в подготовке проектов международных договоров, по поручению руководителя федерального органа исполнительной власти проводит правовую экспертизу проектов международных договоров;

и) участвует в проводимой структурными подразделениями работе по отбору и направлению нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;

к) представляет в установленном порядке интересы федерального органа исполнительной власти в судах и других органах;

л) осуществляет систематизированный учет и хранение нормативных правовых актов;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке ведения систематизированного учета правовых актов ФМС России, утвержденную приказом ФМС России от 7 июля 2009 г. N 165

м) осуществляет методическое руководство правовой работой территориальных органов федерального органа исполнительной власти и организаций, входящих в систему этого федерального органа;

н) оказывает работникам федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и организаций, входящих в систему этого федерального органа, правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти;

о) подготавливает для руководства федерального органа исполнительной власти справочные материалы по законодательству;

п) редактирует проекты нормативных правовых актов;

р) подготавливает для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию федерального органа исполнительной власти;

с) осуществляет иные функции в соответствии с положением о юридической службе конкретного федерального органа исполнительной власти и иными актами этого федерального органа.

7. Юридическая служба имеет право:

а) запрашивать у структурных подразделений и территориальных органов федерального органа исполнительной власти, а также организаций, входящих в систему этого федерального органа, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;

б) привлекать с согласия руководителей структурных подразделений федерального органа исполнительной власти работников этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее функциями;

в) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8. Руководитель (начальник) юридической службы вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководством федерального органа исполнительной власти, при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и иных участков правовой работы.

9. Руководитель (начальник) и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации.

10. Руководитель (начальник) юридической службы, обнаруживший нарушение законности в работе федерального органа исполнительной власти, обязан доложить об этом руководителю федерального органа исполнительной власти.

11. Возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 207 "Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2002 г. N 14 ст. 1307, в "Российской газете" от 10 апреля 2002 г. N 64

1. Утвердить Типовое положение о юридической службе органа исполнительной власти Ростовской области согласно приложению № 1.

2. Установить, что:

2.1. Юридические службы органов исполнительной власти Ростовской области (далее – юридическая служба) образуются в органах исполнительной власти Ростовской области в качестве самостоятельных структурных подразделений (управлений, отделов, секторов) и подчиняются непосредственно руководителям этих органов. По решению руководителя органа исполнительной Ростовской области исполнение функций юридической службы может быть возложено на работника органа исполнительной власти Ростовской области. В этом случае функции по ведению кадровой работы на данного работника не возлагаются.

2.2. Возложение на юридические службы функций, не относящихся к правовой и кадровой работе, не допускается.

2.3. Претенденты на замещение вакантных должностей (на включение в кадровый резерв) в юридической службе (в том числе на должности руководителя юридической службы и работника органа исполнительной власти Ростовской области – при возложении на него функций юридической службы) проходят собеседование в правовом управлении при Губернаторе Ростовской области:

перед проведением конкурсов на замещение указанных должностей и на включение в кадровый резерв;

перед назначением на указанные должности – в случае осуществления назначения на вакантные должности в юридической службе без проведения конкурса в случаях, установленных законодательством.

3. Руководителям органов исполнительной власти Ростовской области:

3.1. В месячный срок с даты принятия настоящего постановления привести положения о юридических службах, должностные регламенты работников юридических служб, работников органов исполнительной власти Ростовской области (в случае возложения на них обязанностей по исполнению функций юридических служб) в соответствие с Типовым положением о юридической службе органа исполнительной власти Ростовской области.

3.2. Представлять в правовое управление при Губернаторе Ростовской области информацию:

о наличии юридических служб и их составе – ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;

об организационно-правовых изменениях, касающихся юридических служб и их состава, – в пятидневный срок со дня проведения указанных изменений по форме согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

3.3. Предусмотреть в должностных регламентах руководителей юридических служб обязанность по осуществлению мониторинга правоприменения отраслевого федерального и областного законодательства в порядке, предусмотренном правовыми актами Ростовской области.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – руководителя аппарата Правительства Ростовской области Артемова В.В.

Ростовской области В.Ю. Голубев

служба по обеспечению

деятельности комиссии по

реформы в Ростовской области

Правительства Ростовской области

от 26.07.2013 № 462

о юридической службе органа

исполнительной власти Ростовской области

1. Общие положения

1.1. Юридическая служба органа исполнительной власти Ростовской области (далее соответственно – юридическая служба, орган исполнительной власти) осуществляет правовое обеспечение его деятельности.

Юридическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ростовской области, иными областными законами и правовыми актами Ростовской области, положением об органе исполнительной власти, правовыми актами органа исполнительной власти.

1.2. Основными задачами юридической службы являются: правовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти Ростовской области, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Ростовской области, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию органа исполнительной власти Ростовской области, а также улучшение качества проектов правовых актов.

1.3. Юридическая служба образуется в форме самостоятельного структурного подразделения органа исполнительной власти и возглавляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном действующим законодательством порядке. По решению руководителя органа исполнительной власти исполнение функций юридической службы может быть возложено на работника органа исполнительной власти.

Структура юридической службы и ее штатная численность определяются руководителем органа исполнительной власти.

1.4. Юридическая служба (работник, на которого возложено исполнение функции юридической службы) подчиняется непосредственно руководителю органа исполнительной власти.

2. Функции и права юридической службы

2.1. Для выполнения возложенных на нее задач юридическая служба осуществляет следующие функции:

подготовка проектов областных законов, указов и распоряжений Губернатора Ростовской области, постановлений и распоряжений Правительства Ростовской области, договоров (соглашений), заключаемых от имени Ростовской области и Правительства Ростовской области, по вопросам, относящимся к компетенции органа исполнительной власти;

проведение правовой экспертизы проектов областных законов, указов и распоряжений Губернатора Ростовской области, постановлений и распоряжений Правительства Ростовской области по вопросам, относящимся к компетенции органа исполнительной власти;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти – в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти) подготовки проектов правовых актов органа исполнительной власти, а также договоров (соглашений), заключаемых от имени органа исполнительной власти;

проведение правовой экспертизы проектов правовых актов органа исполнительной власти, а также договоров (соглашений), заключаемых от имени органа исполнительной власти;

одновременно с проведением правовой экспертизы проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органа исполнительной власти, а также действующих нормативных правовых актов органа исполнительной власти и, в случае выявления в указанных правовых актах коррупциогенных факторов, подготовка мотивированных заключений;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти – в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти) направления разработанных органом исполнительной власти проектов нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, органа исполнительной власти для предварительного изучения в прокуратуру Ростовской области, а также в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в случае, если направление проекта правового акта предусмотрено соглашением между Правительством Ростовской области и Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области;

организация и обеспечение осуществления (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти – в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти) мониторинга отраслевого законодательства Российской Федерации и Ростовской области, мониторинга правоприменения отраслевого законодательства Российской Федерации и Ростовской области;

организация и обеспечение осуществления (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти – в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти) подготовки проектов правовых актов, направленных на развитие положений законодательства Российской Федерации и Ростовской области и (или) приведение правовых актов (правовых актов органа исполнительной власти, а также правовых актов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, подготовку (разработку) которых осуществлял орган исполнительной власти) в соответствие с принятым: федеральным законом – после его принятия в течение трех месяцев; областным законом – в течение трех месяцев со дня его вступления в силу, если иной срок не установлен самим областным законом; правовым актом Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области – в течение трех месяцев со дня его вступления в силу, если иной срок не установлен принятым правовым актом Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти – в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти) подготовки заключений к проектам правовых актов, поступающим в орган исполнительной власти;

визирование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых органом исполнительной власти, проектов иных правовых актов и заключений к проектам правовых актов, представляемых на согласование руководителю органа исполнительной власти;

участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности органа исполнительной власти и по уточнению полномочий органа исполнительной власти;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти – в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти) обобщения практики применения законодательства Российской Федерации и Ростовской области, разработка предложений по его совершенствованию и внесение их на рассмотрение руководителя органа исполнительной власти;

представление интересов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области в судах (включая правовую защиту оспариваемых правовых актов), иных органах и организациях на основании соответствующего поручения Губернатора Ростовской области, заместителя Губернатора Ростовской области (в том числе первого), курирующего деятельность органа исполнительной власти;

представление интересов органа исполнительной власти в судах (включая правовую защиту оспариваемых правовых актов), иных органах и организациях, в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти – представление в судах, иных органах и организациях интересов должностных лиц органа исполнительной власти;

организация и обеспечение взаимодействия с правовым управлением при Губернаторе Ростовской области в формах и порядке, установленных правовым актом Правительства Ростовской области о порядке организации взаимодействия и координации деятельности правового управления при Губернаторе Ростовской области и юридических служб органов исполнительной власти Ростовской области по защите прав и интересов Ростовской области;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти – в соответствии с решением руководителя органа исполнительной власти) исполнения вступивших в законную силу судебных актов (включая судебные акты по административным делам об оспаривании правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области, об оспаривании действий или бездействия Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области в сфере компетенции органа исполнительной власти) в соответствии с федеральным законодательством об исполнительном производстве (в том числе организация и обеспечение процессуального взаимодействия с судами и подразделениями Федеральной службы судебных приставов в целях правильного и своевременного исполнения судебных решений);

методическое руководство правовой работой организаций, подведомственных органу исполнительной власти;

оказание работникам органа исполнительной власти и организаций, подведомственных органу исполнительной власти, правового содействия по вопросам, относящимся к их компетенции;

подготовка для руководителя органа исполнительной власти информационно-справочных и (или) аналитических материалов по действующему законодательству, проектов решений и документов правового характера;

организация и обеспечение систематизации и ведения актуальных экземпляров правовых актов органа исполнительной власти;

иные функции по правовому обеспечению деятельности органа исполнительной власти, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

2.2. При осуществлении функций юридическая служба имеет право:

разрабатывать проекты правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию юридической службы;

составлять предусмотренные процессуальным законодательством документы при представительстве интересов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, органа исполнительной власти и должностных лиц органа исполнительной власти в судах, иных органах и организациях, представлять указанные документы в суд, иные органы и организации и направлять их в адрес участвующих в делах лиц согласно установленным процессуальным законодательством требованиям;

составлять необходимые в соответствующих случаях документы при представительстве интересов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, органа исполнительной власти и должностных лиц органа исполнительной власти в иных (за исключением судов) органах, организациях, представлять указанные документы в данные органы, организации;

запрашивать у структурных подразделений органа исполнительной власти, а также организаций, подведомственных органу исполнительной власти, иных органов и организаций в порядке, установленном действующим законодательством, информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций;

привлекать с согласия руководителей структурных подразделений органа исполнительной власти работников этих структурных подразделений для подготовки проектов правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее функциями (кроме случаев совместного выполнения поручений руководителя органа исполнительной власти);

взаимодействовать с правовым управлением при Губернаторе Ростовской области и иными структурными подразделениями Правительства Ростовской области по вопросам осуществления функций юридической службы, включая представление и запрос документов и информации в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами;

взаимодействовать с судебными органами, органами прокуратуры, территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, иными государственными органами и органами местного самоуправления, гражданами и организациями по вопросам осуществления функций юридической службы, включая представление (направление) и запрос документов и информации в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами;

взаимодействовать при представительстве интересов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, органа исполнительной власти и должностных лиц органа исполнительной власти в судах с участвующими в деле лицами и иными участниками судебного процесса в порядке, установленном соответствующим законодательством;

систематизировать документы, образующиеся в процессе деятельности юридической службы и поступающие в юридическую службу в ходе выполнения возложенных на нее функций;

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области, правовыми актами органа исполнительной власти.

2.3. Возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой (правовой и кадровой) работе, не допускается.

3. Руководство юридической службой

3.1. Руководство юридической службой осуществляет руководитель юридической службы, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем органа исполнительной власти.

3.2. Руководитель юридической службы в своей деятельности непосредственно подчиняется руководителю органа исполнительной власти.

3.3. Руководитель юридической службы вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководителем органа исполнительной власти, при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и Ростовской области, а также иных участков правовой работы.

3.4. В период временного отсутствия руководителя юридической службы его должностные обязанности исполняет работник юридической службы, определяемый руководителем органа исполнительной власти. В случае временного отсутствия работника, на которого возложено исполнение функции юридической службы, его должностные обязанности исполняет работник органа исполнительной власти, определяемый руководителем органа исполнительной власти.

4. Ответственность работников юридической службы

4.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на юридическую службу, несет руководитель юридической службы (работник органа исполнительной власти – при возложении на него исполнения функций юридической службы).

4.2. Работники юридической службы несут персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных лично на них, при этом степень ответственности устанавливается должностными регламентами работников юридической службы.

Обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи – одна из важнейших социальных задач государства.

Реализация государственной политики в сфере оказания бесплатной юридической помощи относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона):

издаются законы и иные нормативные правовые акты, в том числе расширяющие перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи;
определяется орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и его компетенции;
определяется порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации;
определяется размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Координация работы по реализации Федерального закона возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство юстиции Российской Федерации.

Кто имеет право получить бесплатную юридическую помощь

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав
и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в регионе. [Якорь]

Дополнительные категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

Куда обратиться за бесплатной юридической помощью

Список центров бесплатной юридической помощи

Случаи и виды оказания бесплатной юридической помощи

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме и составления для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера оказывается в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается в случаях, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в регионе.

Дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи, установленные в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

Кто оказывает бесплатную юридическую помощь

Организация предоставления бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные органы создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к этой работе адвокатов.

Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ).

Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется юридическими клиниками, созданными образовательными организациями высшего образования, и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Информация о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи также размещена на официальном сайте Минюста России по вышеуказанной ссылке. Дополнительные данные о юридических клиниках можно уточнить в территориальном органе Минюста России в субъекте Российской Федерации. Информация о территориальных органах Минюста России также размещена на официальном сайте Минюста России.

Перечень документов, необходимых при обращении за бесплатной юридической помощью

При обращении за бесплатной юридической помощью гражданину необходимо иметь при себе пакет документов, подтверждающих его право на получение такой помощи. Поскольку организация деятельности участников систем бесплатной юридической помощи относится к компетенции субъектов Российской Федерации и регулируется принятыми во исполнение Федерального закона нормативными актами субъектов, перечень необходимых документов может несколько отличаться в различных регионах. Более подробная информация – на сайтах территориальных органов Минюста России.

Читайте также: