Философская антропология лекция кратко
Обновлено: 12.05.2024
1. Раскрыть содержание основных проблем философской антропологии.
2. Рассмотреть содержание и значение философского учения о человеке.
3. Сформировать понимание философского подхода к исследованию человека как биосоциального существа.
4. Вооружить обучаемых знанием об объективных и субъективных основаниях проблемы смысла и цели жизни человека в современном обществе.
Вопросы лекции:
1. Философская антропология и круг ее проблем.
2. Смысл и цель жизни человека в обществе.
Методические рекомендации по изучению темы:
Проблема человека была одной из центральных для большинства философских систем, школ и направлений. Ее актуальность и значимость не только не уменьшилась в наши дни, а скорее возросла в связи с ростом субъективного фактора в общественном развитии.
При рассмотрении первого вопросалекции необходимо обратить внимание на то, что основными особенностями научного знания о человеке являются:
– в силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек – объект изучения многих наук;
– каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (психология и педагогика, этика и этнография, и т. д.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки;
Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического и духовного, объективного и субъективного.
В широком смысле философская антропология – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – течение западноевропейской, преимущественно немецкой философии ХХ века (представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер);
Круг решаемых философской антропологией проблем:
– формирование основного теоретического содержания всеобщей концепции человека;
– выяснение связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными учениями о человеке;
– исследование связи между материальной организацией объективного мира и человека, их существованием и развитием;
– изучение места человека в мире, смысла его жизни, соотношения смерти и бессмертия человека;
– объяснение происхождения человека и общества на Земле, их природы и специфики;
– анализ деятельностной сущности человека, освоения им материальных и духовных ценностей;
– обобщение данных частных наук об эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;
– аргументирование гуманистического характера общественного развития и др.
К базовым концепциям человека в философской антропологии можно отнести:
– натурализм рассматривает человека как существо, прежде всего, природное, считая, что его жизнь полностью объясняется законами биологии, не видя его социальной специфики;
– психологизм абсолютизирует психическую природу человека;
– в конвенционализме поведение человека определяется условными нормами, произвольно принимаемыми в обществах, культурах разного типа;
– субъективный антропологизм во всех своих формах утверждает, что человек укоренен в своей субъективной реальности и его предназначение – в самореализации;
– социологизм игнорирует природную основу человека, считает его функцией общественной жизни;
– антропологический материализм сущность человека усматривает в том, что он, являясь продуктом природы, обладает разумом, сердцем и волей;
– волюнтаристский вариант объективного идеализма считает основой мировой и человеческой жизни иррациональные устремления воли человека;
– религиозный антропологизм видит назначение человека в свободном совершенствовании мира на путях его приближения к идеалу, замысленному Богом;
– марксистская антропология, рассматривает человека как биосоциальное существо, включенное в систему социальных связей и отношений, общественно-практическую деятельность по преобразованию мира.
В сочетании с разными решениями вопроса о предназначении человека эти представления о его природе и сущности образуют разнообразие основных вариантов философских концепций человека.
– личность формируется в обществе в процессе ее деятельности, общения, включенности в систему общественных связей и отношений;
– формирование личности есть процесс ее социализации, в результате чего образуется тот стержень, вокруг которого объединяется все многообразие черт, свойств и признаков, делающих личность неповторимой.
К существенным признакам личности следует отнести:
– наличие развитого сознания (самосознания), мировоззрения и социальных качеств;
– осмысленная ориентированность на систему общественных ценностей и их усвоение;
– наличие чувства собственного достоинства и его активная защита;
– высокая степень ответственности перед собой и обществом за свои действия и поступки.
Таким образом, личность – это конкретный человек в единстве его общих, особенных и единичных социальных свойств, формирующихся и реализующихся в определенной системе общественных отношений и социальной деятельности.
Смысл жизни - означает совокупность предназначений и устремлений человека (как личности) в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе поведение и поступки.
К наиболее общим аспектам проблемы смысла жизни можно отнести:
– смысл жизни человека заключается в самой жизни, а не вне ее;
– объективно не существует универсального смысла жизни;
– он никогда не дается в готовом виде, ему нельзя научиться;
– поиск и обретение смысла жизни человеком неразрывно связан с необходимостью его практической реализации.
В рамках философского понимания смысла и ценности человеческой жизни следует выделять субъективную и объективную стороны.
Субъективная сторона представляет собой совокупность факторов, определяющих поиск и выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом:
– самостоятельный индивидуальный духовный поиск и обретение каждым человеком смысла и цели жизни;
– индивидуальный выбор средств и методов обретения смысла жизни;
– необходимость значительных духовных усилий (затрат) на его осмысление и сознательный выбор;
– реализация в конкретных формах человеческой деятельности;
– - возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения.
Объективная сторона представляет собой совокупность социокультурных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных социальных субъектов:
– независимость выбора от возраста, пола, условий жизни;
– утверждается и доказывается в ходе всей жизни делами и поступками людей;
– влияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе;
– обретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей, состоянием и направленностью общесоциальных ценностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит специфика философского осмысления проблемы человека?
2. Каково содержание основных философских подходов к пониманию человека?
4. Социально-философская характеристика личности.
5. В чем находит свое выражение взаимосвязь личности и общества?
6. Современная философия о смысле и цели жизни, смерти и бессмертия человека.
7. В чем состоит специфика подхода В. Франкла в понимании проблемы выбора и обретения человеком смысла жизни в современном обществе?
Литература:
1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.
2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.
3. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.
4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.
Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:
Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет
1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 9/2. Семинар:
Цели занятия:
1. Углубление знаний обучаемых о сущностных характеристика философского учения о человеке.
2. Контроль за усвоением обучаемыми пройденного учебного материала.
3. Формирование философской культуры правильного мышления и речи будущих сотрудников МЧС.
4. Воспитание личной ответственности за высокие результаты учебы в академии.
Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:
Философская антропология –это учение о человеке, его становлении и формировании как биосоциального существа. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности немецкого философа М. Шелера.
Философская антропология –термин, обозначающий раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.
Философская антропология –это методологическая установка, при которой человек рассматривается как исходный и конечный пункт филофствования.
История развития воззрений на человека (Кто такой Человек?):
1. ДревнийВосток и Древняя Греция (преобладание мифологического мировоззрения; убеждение в том, что любой человек двойственен, то есть единство души и тела);
2. Средние века (религиозно-идеалистическое мировоззрение; душа человека есть частица высшего, божественного начала);
3. Возрождение и немецкая классическая философия (самое важное в человеке – это деятельность,
активность и свобода человека);
4. Философия XX-XXI века (человек становится настоящим человеком трижды – физически, социально и духовно; человек является биосоциальным существом; в жизни каждого человека важна материальная, практическая деятельность).
Философская антропология решает следующиепроблемы:
1. проблема становления человека (проблема антропосоциогенеза)
Антропосоциогенез
(эволюционная концепция)
Становление человека и общества (переход от биологической формы движения к социальной)
Становление человека под определяющим влиянием социальных факторов
Антропосоциогенез |
( |
креационная концепция |
) |
Бог, его воля |
Становление человека и |
общества |
2.Следующая важная проблемафилософской антропологии – проблема происхождения сознания.
Какова же структура сознания?
Волярассматривается в качестве способности сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели (часто вопреки усталости, пессимизму, апатии, неверию человека в свои собственные силы, но, иногда, и вопреки сложившимся объективным обстоятельствам.
Самосознание– это определенное осознание человекомсамого себя в системе отношений с другими людьми. Именно, самосознание помогает каждому человеку проводить так называемый самоанализ или рефлексировать.
Мышление – это свернутые, перенесенные во внутренний план, социальные действия.
3. Проблема соотношения языка и мышления
Два подхода в понимании взаимоотношения языка и мышления:
Вербальная концепция | Невербальная концепция |
Мыслительный процесс может протекать только на основе языка | Мыслительный процесс может протекать не только на основе языка |
Мысль появляется на базе слова | Мышлениебывает разных видов: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное, вербальное и т.д. Мышление понимается как идеальный образ мира в отличие от языка как материальной системы |
Материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю | Речь не является лишь воплощением звуковой речи, она может иметь и жестовый характер |
Мысль возникает одновременно с внутренней речью и существует одновременно с ней | В случае отождествления мышления с внутренней речью имеется виду лишь вербальное мышление |
Концепция лингвистической относительности (Сепир, Уорф):
- рассматривали язык не просто как средство выражения и оформления мыслей, а как фактор, определяющий ход нашего мышления и его результаты.
- разные языки формируют разные картины мира.
- различия между языками наиболее заметно проявляются в наличии в них лакун, то есть безэквивалентной лексики. - лакуны обусловлены различиями между культурами – это либо отсутствие в одной культуре реалий другой, либо то, что в одной культуре часто приходится различать нечто, что в другой неразличимо.
4. Проблема знака и значения.
Основные типы концепций языка в философии
Язык – это полиструктурная, разветвленная и иерархичная система знаков.
Базисная структура языка – это слово.
Уровни языка: фонетика, лексика, грамматика, стилистика.
разделила язык и реальность и попыталась воспроизвести двухстороннюю структуру языкового знака. Стоики не сводили значение ни к объекту, ни к его языковому представлению, а выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее (слово), обозначаемое (вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как субъективный образ, понятие) и сам предмет – денотат.
План
I. Предмет философской антропологии. История развития воззрений на человека.
II. Основные проблемы философской антропологии.
III.Проблема знака и значения. Основные концепции языка в философии.
Философская антропология –это учение о человеке, его становлении и формировании как биосоциального существа. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности немецкого философа М. Шелера.
Философская антропология –термин, обозначающий раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.
Философская антропология –это методологическая установка, при которой человек рассматривается как исходный и конечный пункт филофствования.
История развития воззрений на человека (Кто такой Человек?):
1. ДревнийВосток и Древняя Греция (преобладание мифологического мировоззрения; убеждение в том, что любой человек двойственен, то есть единство души и тела);
2. Средние века (религиозно-идеалистическое мировоззрение; душа человека есть частица высшего, божественного начала);
3. Возрождение и немецкая классическая философия (самое важное в человеке – это деятельность,
активность и свобода человека);
4. Философия XX-XXI века (человек становится настоящим человеком трижды – физически, социально и духовно; человек является биосоциальным существом; в жизни каждого человека важна материальная, практическая деятельность).
Философская антропология решает следующиепроблемы:
1. проблема становления человека (проблема антропосоциогенеза)
Антропосоциогенез
(эволюционная концепция)
Становление человека и общества (переход от биологической формы движения к социальной)
Становление человека под определяющим влиянием социальных факторов
Антропосоциогенез |
( |
креационная концепция |
) |
Бог, его воля |
Становление человека и |
общества |
2.Следующая важная проблемафилософской антропологии – проблема происхождения сознания.
Какова же структура сознания?
Волярассматривается в качестве способности сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели (часто вопреки усталости, пессимизму, апатии, неверию человека в свои собственные силы, но, иногда, и вопреки сложившимся объективным обстоятельствам.
Самосознание– это определенное осознание человекомсамого себя в системе отношений с другими людьми. Именно, самосознание помогает каждому человеку проводить так называемый самоанализ или рефлексировать.
Мышление – это свернутые, перенесенные во внутренний план, социальные действия.
3. Проблема соотношения языка и мышления
Два подхода в понимании взаимоотношения языка и мышления:
Вербальная концепция | Невербальная концепция |
Мыслительный процесс может протекать только на основе языка | Мыслительный процесс может протекать не только на основе языка |
Мысль появляется на базе слова | Мышлениебывает разных видов: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное, вербальное и т.д. Мышление понимается как идеальный образ мира в отличие от языка как материальной системы |
Материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю | Речь не является лишь воплощением звуковой речи, она может иметь и жестовый характер |
Мысль возникает одновременно с внутренней речью и существует одновременно с ней | В случае отождествления мышления с внутренней речью имеется виду лишь вербальное мышление |
Концепция лингвистической относительности (Сепир, Уорф):
- рассматривали язык не просто как средство выражения и оформления мыслей, а как фактор, определяющий ход нашего мышления и его результаты.
- разные языки формируют разные картины мира.
- различия между языками наиболее заметно проявляются в наличии в них лакун, то есть безэквивалентной лексики. - лакуны обусловлены различиями между культурами – это либо отсутствие в одной культуре реалий другой, либо то, что в одной культуре часто приходится различать нечто, что в другой неразличимо.
4. Проблема знака и значения.
Основные типы концепций языка в философии
Язык – это полиструктурная, разветвленная и иерархичная система знаков.
Базисная структура языка – это слово.
Уровни языка: фонетика, лексика, грамматика, стилистика.
разделила язык и реальность и попыталась воспроизвести двухстороннюю структуру языкового знака. Стоики не сводили значение ни к объекту, ни к его языковому представлению, а выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее (слово), обозначаемое (вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как субъективный образ, понятие) и сам предмет – денотат.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема. Философская антропология.
Задание. Законспектировать в соответствии с вопросами:
1. Проблема человека в истории философской мысли.
2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.
3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.
4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.
1.Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология стремится создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных и духовных качеств.
3. В кругу проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?
Представления о человеке в философской мысли
1.Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице 3.
Историческая эпоха | Ведущий принцип | Основное положение |
Древний мир | Космоцентризм | Человек растворяется в природе и является ее частью |
Средние века | Теоцентризм | Человек – творение бога и полностью зависит от него |
Возрождение | Антропоцентризм | Человек – свободный творец собственной жизни |
Новое время | Рационализм | Сущность человека определена его разумом |
2.В мифологических системах древнего мирачеловек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.
3. Средневековьеобращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми существами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к вечности. Из-за этой противоречивости и многогранности природа человека не может быть понята им самим: только в божественном откровении раскрывается истинная сущность человека.
4. Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.
В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:
Происхождение человека
1. Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
3. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).
4. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Приверженцы этой теории считают, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей, и предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.
5. Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.
6. Этапы развития человека как вида:
· Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
· Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
· Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.
· Человек разумный. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
· Неандерталец. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.
Природа и сущность человека
1. Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. Выделим основные из них:
· способность к труду,
К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.
Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей индивидуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.
Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчествокак сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий - от каменных скребков до компьютеров - создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.
6. Homo ludens(человек играющий). Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.
Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов
Вопросы и задания
1. В чем предмет философской антропологии?
2. Как менялись представления о человеке в различные исторические периоды?
3. Какие существуют теории происхождения человека?
4. Каковы этапы развития человека?
5. Какие существуют определения человека в философской антропологии?
Тема 2.6. Этика как нормативная философская дисциплина
1. Понятие этики и ее функции.
2. Концепции происхождения морали.
3. Категории этики.
4. Основные этические системы.
5. Философия и смысл жизни
6. Жизненная позиция личности.
Понятие этики и ее функции
1. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.
2. Функции этики:
– изучает генезис, сущность, специфику морали;
– раскрывает место и роль моральных норм в жизни общества;
– выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;
– рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности;
– задает ценностную основу человеческой деятельности;
– дает необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
Читайте также: