Философская антропология лекция кратко

Обновлено: 12.05.2024

1. Раскрыть содержание основных проблем философской антропологии.

2. Рассмотреть содержание и значение философского учения о человеке.

3. Сформировать понимание философского подхода к исследованию человека как биосоциального существа.

4. Вооружить обучаемых знанием об объективных и субъективных основаниях проблемы смысла и цели жизни человека в современном обществе.

Вопросы лекции:

1. Философская антропология и круг ее проблем.

2. Смысл и цель жизни человека в обществе.

Методические рекомендации по изучению темы:

Проблема человека была одной из центральных для большинства философских систем, школ и направлений. Ее актуальность и значимость не только не уменьшилась в наши дни, а скорее возросла в связи с ростом субъективного фактора в общественном развитии.

При рассмотрении первого вопросалекции необходимо обратить внимание на то, что основными особенностями научного знания о человеке являются:

– в силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек – объект изучения многих наук;

– каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (психология и педагогика, этика и этнография, и т. д.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки;

Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического и духовного, объективного и субъективного.

В широком смысле философская антропология – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – течение западноевропейской, преимущественно немецкой философии ХХ века (представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер);

Круг решаемых философской антропологией проблем:

– формирование основного теоретического содержания всеобщей концепции человека;

– выяснение связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными учениями о человеке;

– исследование связи между материальной организацией объективного мира и человека, их существованием и развитием;

– изучение места человека в мире, смысла его жизни, соотношения смерти и бессмертия человека;

– объяснение происхождения человека и общества на Земле, их природы и специфики;

– анализ деятельностной сущности человека, освоения им материальных и духовных ценностей;

– обобщение данных частных наук об эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;

– аргументирование гуманистического характера общественного развития и др.

К базовым концепциям человека в философской антропологии можно отнести:

– натурализм рассматривает человека как существо, прежде всего, природное, считая, что его жизнь полностью объясняется законами биологии, не видя его социальной специфики;

– психологизм абсолютизирует психическую природу человека;

– в конвенционализме поведение человека определяется условными нормами, произвольно принимаемыми в обществах, культурах разного типа;

– субъективный антропологизм во всех своих формах утверждает, что человек укоренен в своей субъективной реальности и его предназначение – в самореализации;

– социологизм игнорирует природную основу человека, считает его функцией общественной жизни;

– антропологический материализм сущность человека усматривает в том, что он, являясь продуктом природы, обладает разумом, сердцем и волей;

– волюнтаристский вариант объективного идеализма считает основой мировой и человеческой жизни иррациональные устремления воли человека;

– религиозный антропологизм видит назначение человека в свободном совершенствовании мира на путях его приближения к идеалу, замысленному Богом;

– марксистская антропология, рассматривает человека как биосоциальное существо, включенное в систему социальных связей и отношений, общественно-практическую деятельность по преобразованию мира.

В сочетании с разными решениями вопроса о предназначении человека эти представления о его природе и сущности образуют разнообразие основных вариантов философских концепций человека.

– личность формируется в обществе в процессе ее деятельности, общения, включенности в систему общественных связей и отношений;

– формирование личности есть процесс ее социализации, в результате чего образуется тот стержень, вокруг которого объединяется все многообразие черт, свойств и признаков, делающих личность неповторимой.

К существенным признакам личности следует отнести:

– наличие развитого сознания (самосознания), мировоззрения и социальных качеств;

– осмысленная ориентированность на систему общественных ценностей и их усвоение;

– наличие чувства собственного достоинства и его активная защита;

– высокая степень ответственности перед собой и обществом за свои действия и поступки.

Таким образом, личность – это конкретный человек в единстве его общих, особенных и единичных социальных свойств, формирующихся и реализующихся в определенной системе общественных отношений и социальной деятельности.

Смысл жизни - означает совокупность предназначений и устремлений человека (как личности) в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе поведение и поступки.

К наиболее общим аспектам проблемы смысла жизни можно отнести:

– смысл жизни человека заключается в самой жизни, а не вне ее;

– объективно не существует универсального смысла жизни;

– он никогда не дается в готовом виде, ему нельзя научиться;

– поиск и обретение смысла жизни человеком неразрывно связан с необходимостью его практической реализации.

В рамках философского понимания смысла и ценности человеческой жизни следует выделять субъективную и объективную стороны.

Субъективная сторона представляет собой совокупность факторов, определяющих поиск и выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом:

– самостоятельный индивидуальный духовный поиск и обретение каждым человеком смысла и цели жизни;

– индивидуальный выбор средств и методов обретения смысла жизни;

– необходимость значительных духовных усилий (затрат) на его осмысление и сознательный выбор;

– реализация в конкретных формах человеческой деятельности;

– - возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения.

Объективная сторона представляет собой совокупность социокультурных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных социальных субъектов:

– независимость выбора от возраста, пола, условий жизни;

– утверждается и доказывается в ходе всей жизни делами и поступками людей;

– влияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе;

– обретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей, состоянием и направленностью общесоциальных ценностей.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика философского осмысления проблемы человека?

2. Каково содержание основных философских подходов к пониманию человека?

4. Социально-философская характеристика личности.

5. В чем находит свое выражение взаимосвязь личности и общества?

6. Современная философия о смысле и цели жизни, смерти и бессмертия человека.

7. В чем состоит специфика подхода В. Франкла в понимании проблемы выбора и обретения человеком смысла жизни в современном обществе?

Литература:

1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

3. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 9/2. Семинар:

Цели занятия:

1. Углубление знаний обучаемых о сущностных характеристика философского учения о человеке.

2. Контроль за усвоением обучаемыми пройденного учебного материала.

3. Формирование философской культуры правильного мышления и речи будущих сотрудников МЧС.

4. Воспитание личной ответственности за высокие результаты учебы в академии.

Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:

Философская антропология –это учение о человеке, его становлении и формировании как биосоциального существа. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности немецкого философа М. Шелера.

Философская антропология –термин, обозначающий раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.

Философская антропология –это методологическая установка, при которой человек рассматривается как исходный и конечный пункт филофствования.

История развития воззрений на человека (Кто такой Человек?):

1. ДревнийВосток и Древняя Греция (преобладание мифологического мировоззрения; убеждение в том, что любой человек двойственен, то есть единство души и тела);

2. Средние века (религиозно-идеалистическое мировоззрение; душа человека есть частица высшего, божественного начала);

3. Возрождение и немецкая классическая философия (самое важное в человеке – это деятельность,

активность и свобода человека);

4. Философия XX-XXI века (человек становится настоящим человеком трижды – физически, социально и духовно; человек является биосоциальным существом; в жизни каждого человека важна материальная, практическая деятельность).

Философская антропология решает следующиепроблемы:

1. проблема становления человека (проблема антропосоциогенеза)

Антропосоциогенез

(эволюционная концепция)

Становление человека и общества (переход от биологической формы движения к социальной)

Становление человека под определяющим влиянием социальных факторов

Антропосоциогенез
(
креационная концепция
)
Бог, его воля
Становление человека и
общества

2.Следующая важная проблемафилософской антропологии – проблема происхождения сознания.

Какова же структура сознания?

Волярассматривается в качестве способности сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели (часто вопреки усталости, пессимизму, апатии, неверию человека в свои собственные силы, но, иногда, и вопреки сложившимся объективным обстоятельствам.

Самосознание– это определенное осознание человекомсамого себя в системе отношений с другими людьми. Именно, самосознание помогает каждому человеку проводить так называемый самоанализ или рефлексировать.

Мышление это свернутые, перенесенные во внутренний план, социальные действия.

3. Проблема соотношения языка и мышления

Два подхода в понимании взаимоотношения языка и мышления:

Вербальная концепция Невербальная концепция
Мыслительный процесс может протекать только на основе языка Мыслительный процесс может протекать не только на основе языка
Мысль появляется на базе слова Мышлениебывает разных видов: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное, вербальное и т.д. Мышление понимается как идеальный образ мира в отличие от языка как материальной системы
Материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю Речь не является лишь воплощением звуковой речи, она может иметь и жестовый характер
Мысль возникает одновременно с внутренней речью и существует одновременно с ней В случае отождествления мышления с внутренней речью имеется виду лишь вербальное мышление




Концепция лингвистической относительности (Сепир, Уорф):

- рассматривали язык не просто как средство выражения и оформления мыслей, а как фактор, определяющий ход нашего мышления и его результаты.

- разные языки формируют разные картины мира.

- различия между языками наиболее заметно проявляются в наличии в них лакун, то есть безэквивалентной лексики. - лакуны обусловлены различиями между культурами – это либо отсутствие в одной культуре реалий другой, либо то, что в одной культуре часто приходится различать нечто, что в другой неразличимо.

4. Проблема знака и значения.

Основные типы концепций языка в философии

Язык – это полиструктурная, разветвленная и иерархичная система знаков.

Базисная структура языка – это слово.

Уровни языка: фонетика, лексика, грамматика, стилистика.

разделила язык и реальность и попыталась воспроизвести двухстороннюю структуру языкового знака. Стоики не сводили значение ни к объекту, ни к его языковому представлению, а выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее (слово), обозначаемое (вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как субъективный образ, понятие) и сам предмет – денотат.

План

I. Предмет философской антропологии. История развития воззрений на человека.

II. Основные проблемы философской антропологии.

III.Проблема знака и значения. Основные концепции языка в философии.

Философская антропология –это учение о человеке, его становлении и формировании как биосоциального существа. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности немецкого философа М. Шелера.

Философская антропология –термин, обозначающий раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.

Философская антропология –это методологическая установка, при которой человек рассматривается как исходный и конечный пункт филофствования.

История развития воззрений на человека (Кто такой Человек?):

1. ДревнийВосток и Древняя Греция (преобладание мифологического мировоззрения; убеждение в том, что любой человек двойственен, то есть единство души и тела);

2. Средние века (религиозно-идеалистическое мировоззрение; душа человека есть частица высшего, божественного начала);

3. Возрождение и немецкая классическая философия (самое важное в человеке – это деятельность,

активность и свобода человека);

4. Философия XX-XXI века (человек становится настоящим человеком трижды – физически, социально и духовно; человек является биосоциальным существом; в жизни каждого человека важна материальная, практическая деятельность).

Философская антропология решает следующиепроблемы:

1. проблема становления человека (проблема антропосоциогенеза)

Антропосоциогенез

(эволюционная концепция)

Становление человека и общества (переход от биологической формы движения к социальной)

Становление человека под определяющим влиянием социальных факторов

Антропосоциогенез
(
креационная концепция
)
Бог, его воля
Становление человека и
общества

2.Следующая важная проблемафилософской антропологии – проблема происхождения сознания.

Какова же структура сознания?

Волярассматривается в качестве способности сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели (часто вопреки усталости, пессимизму, апатии, неверию человека в свои собственные силы, но, иногда, и вопреки сложившимся объективным обстоятельствам.

Самосознание– это определенное осознание человекомсамого себя в системе отношений с другими людьми. Именно, самосознание помогает каждому человеку проводить так называемый самоанализ или рефлексировать.

Мышление это свернутые, перенесенные во внутренний план, социальные действия.

3. Проблема соотношения языка и мышления

Два подхода в понимании взаимоотношения языка и мышления:

Вербальная концепция Невербальная концепция
Мыслительный процесс может протекать только на основе языка Мыслительный процесс может протекать не только на основе языка
Мысль появляется на базе слова Мышлениебывает разных видов: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное, вербальное и т.д. Мышление понимается как идеальный образ мира в отличие от языка как материальной системы
Материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю Речь не является лишь воплощением звуковой речи, она может иметь и жестовый характер
Мысль возникает одновременно с внутренней речью и существует одновременно с ней В случае отождествления мышления с внутренней речью имеется виду лишь вербальное мышление

Концепция лингвистической относительности (Сепир, Уорф):

- рассматривали язык не просто как средство выражения и оформления мыслей, а как фактор, определяющий ход нашего мышления и его результаты.

- разные языки формируют разные картины мира.

- различия между языками наиболее заметно проявляются в наличии в них лакун, то есть безэквивалентной лексики. - лакуны обусловлены различиями между культурами – это либо отсутствие в одной культуре реалий другой, либо то, что в одной культуре часто приходится различать нечто, что в другой неразличимо.

4. Проблема знака и значения.

Основные типы концепций языка в философии

Язык – это полиструктурная, разветвленная и иерархичная система знаков.

Базисная структура языка – это слово.

Уровни языка: фонетика, лексика, грамматика, стилистика.

разделила язык и реальность и попыталась воспроизвести двухстороннюю структуру языкового знака. Стоики не сводили значение ни к объекту, ни к его языковому представлению, а выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее (слово), обозначаемое (вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как субъективный образ, понятие) и сам предмет – денотат.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема. Философская антропология.

Задание. Законспектировать в соответствии с вопросами:

1. Проблема человека в истории философской мысли.

2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.

3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.

4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.

1.Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология стремится создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных и духовных качеств.

3. В кругу проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?

Представления о человеке в философской мысли

1.Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице 3.

Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение
Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе и является ее частью
Средние века Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него
Возрождение Антропоцентризм Человек – свободный творец собственной жизни
Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

2.В мифологических системах древнего мирачеловек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.

3. Средневековьеобращало внимание на неустранимую проти­воречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми сущест­вами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к веч­ности. Из-за этой противоречивости и многогранности приро­да человека не может быть понята им самим: только в божест­венном откровении раскрывается истинная сущность челове­ка.

4. Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.

В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия чело­века — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязан­ные составляющие. Важнейшей задачей философии стало вос­становление целостного образа человека. У истоков философ­ской антропологии XX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предло­жившие свои пути решения этой проблемы:

Происхождение человека

1. Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

3. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).

4. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Приверженцы этой теории считают, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей, и предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.

5. Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.

6. Этапы развития человека как вида:

· Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных челове­кообразных обезьян.

· Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

· Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

· Человек разумный. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался пере­ход от человека прямоходящего к человеку разумному. Доста­точно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет дру­гой, поэтому представителей этого переходного периода ино­гда именуют древнейшим человеком разумным.

· Неандерталец. Объем мозга неандертальца соответст­вовал современному (и даже немного превосходил его), рас­копки также свидетельствовали о достаточно развитой культу­ре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.

Природа и сущность человека

1. Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. Выделим основные из них:

· способность к труду,

К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.

Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей инди­видуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.

Человек в отличие от животного активно производит, тво­рит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творче­ствокак сущностное качество человека действительно опи­сывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть осно­ва всей многообразной деятельности, совершаемой челове­ком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование ору­дий - от каменных скребков до компьютеров - создало осо­бое искусственное окружение человека, во многом опреде­ляющее его жизнь.

6. Homo ludens(человек играющий). Это определение принад­лежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонен­тов не обходится ни один вид культурной деятельности челове­ка — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека че­ловеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реали­зовать свои фантазии, развить воображение, создать художест­венные ценности, общаться с другими, добровольно прини­мать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов

Вопросы и задания

1. В чем предмет философской антропологии?

2. Как менялись представления о человеке в различные исторические периоды?

3. Какие существуют теории происхождения человека?

4. Каковы этапы развития человека?

5. Какие существуют определения человека в философской антропологии?

Тема 2.6. Этика как нормативная философская дисциплина

1. Понятие этики и ее функции.

2. Концепции происхождения морали.

3. Категории этики.

4. Основные этические системы.

5. Философия и смысл жизни

6. Жизненная позиция личности.

Понятие этики и ее функции

1. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

2. Функции этики:

– изучает генезис, сущность, специфику морали;

– раскрывает место и роль моральных норм в жизни общества;

– выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;

– рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности;

– задает ценностную основу человеческой деятельности;

– дает необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.

Прокрутить вверх


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

Читайте также: