Концепция культуры сорокина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель: раскрыть роль культурологической концепции Питирима Сорокина
Достижение поставленной цели потребует выполнение следующих задач:
- изучить биографию Питирима Сорокина
- рассмотреть основные идеи его концепции культуры
- сформулировать собственное мнение относительно идей П.Сорокина

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968).Концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурны е сверхсистемы.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

Цель: раскрыть роль культурологической концепции Питирима Сорокина

Достижение поставленной цели потребует выполнение следующих задач:

- изучить биографию Питирима Сорокина

- рассмотреть основные идеи его концепции культуры

- сформулировать собственное мнение относительно идей П. Сорокина

1 КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968). Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезда в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме.

Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма".

После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 года П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в университете Миннесоты.

В 1955 г., когда П. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. 11 февраля 1968 г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался.

П. Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, однако в дальнейшем оказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству. [5]

2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПИТИРИМА СОРОКИНА

2.1 П.СОРОКИН О ТРЕХ ТИПАХ КУЛЬТУРЫ

Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями выступают сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспект, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Этот тип культуры характерен для европейских обществ с 12 по 16 вв., т.е. эпохи позднего средневековья и Возрождения. Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

Выделенные П.А.Сорокиным типы культуры - это одновременно и последовательные этапы культурной динамики. Любая культура (если ее естественное существование не прекращается в силу каких-то причин) может проходить в своем развитии эти стадии: идеациональную, идеалистическую, чувственную. При этом ни один из выделенных культурных типов не является "более развитым" или "менее развитым" - каждый представляет собой самостоятельную ценность. Культура может проходить через три описанные стадии несколько раз - концепция Сорокина циклична.
Почему происходит смена одного культурного типа другим?
Во-первых, ни один тип культуры не способен создать исчерпывающее описание реального мира и использовать все возможные пути человеческого творчества. Базируясь на каком-то основном принципе, культура как бы отсекает иные возможности. Со временем возможности творческого развития этого принципа неизбежно оказываются исчерпанными, и возникает необходимость перехода к новым ориентирам. Если культура не справляется с этой задачей, она вырождается.
Во-вторых, ни одна культура не является полностью интегрированной. Так, в идеациональной культуре, на ее "периферии" существуют элементы чувственной или идеалистической культуры. Также и господствующая чувственная культура не предполагает полного уничтожения элементов культуры идеациональной. И эти периферийные элементы могут стать почвой для формирования нового типа культуры, когда прежний тип исчерпывает свои творческие возможности. [1,с.145]

2.2 ТЕОРИЯ П.СОРОКИНА

Начало IV в до Р.Х. – 48,

конец IV в до Р.Х. – 36;

Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV века до Р.Х., совпадают с периодом перехода идеациональной культуры к чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х. чувственная культура стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.

Если взять всю Римскую империю, то показатели для войн и революций, используя аналогичные измерения, намного ниже. Сравнив эти статистические данные, мы видим один и тот же результат: при смене культур индексы самые высокие. [Приложение]

В Риме с III по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период. Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры, отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.

Питирим Александрович Сорокин – ($1889$ – $1968$) русско-американский социолог, культуролог, основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Концепция культурных суперсистем

В процессе изучения изменений в мире Сорокин разработал теорию социокультурной динамики, в которой он отразил своё намерение рассмотреть возможности и диалектику социальных изменений.

Рассматривая общественную реальность с исторической точки зрения, Сорокин описывал ее в качестве иерархии социокультурных систем, изучая как мелкие системы, так и крупные суперсистемы.

Суперсистемы измеряются целыми столетиями и охватывают большое количество видов социальных взаимоотношений, а так же формы духовной и материальной реальности, вместе с наукой, искусством, религией, языком.

Готовые работы на аналогичную тему

Анализируя суперсистемы, Питирим Александрович уделил своё особое внимание описанию культурных суперсистем, в которых ключевая роль отводилась ценностям. Ценности занимают в теории социокультурной динамики одно из ведущих позиций.

Суперсистема доминирует в одной конкретной исторической эпохе, как утверждает концепция Сорокина, в структуре этой суперсистемы обнаруживается отголоски предыдущей и зачатки предшествующей суперсистемы.

Исторический процесс Сорокин изучал с точки зрения движения типов культур, которые выступают в качестве определенной целостности.

Сорокин выделяет три основных типа:

  • Чувственный, в котором преобладает чувственное восприятие реальности
  • Рациональный (умозрительный), в котором преобладает доминирование рационального мышления
  • Идеациональный, в котором преобладает интуитивное мышление.

Все эти типы культуры пребывают в процессе своего развития и присущи обществу в разные периоды его прогресса.

Согласно концепции социокультурной динамики люди находятся в системе социального взаимодействия и подвергаются воздействию многих факторов:

  • Бессознательных, рефлекторных регуляторов.
  • Биосознательных регуляторов (жажда, голод).
  • Социосознательных регуляторов (ценности, нормы).

Последняя группа регуляторов является культурным качеством. Для каждой культуры характерны свои культурные качества, которые могут меняться и предопределять тип социокультурной динамики.

Центральной категорией концепции социокультурной динамики Питирима Александровича выступают ценности, которые делятся на четыре группы:

  • Ценности, которые появились в познавательном процессе (истина)
  • Ценности эстетического удовлетворения (красота)
  • Ценности морали и социальной адаптации (добро)
  • Ценности, которые объединяют в себе все вышеперечисленные (польза).

Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин— русско-американский социолог и культуролог.

Своеобразную теорию культуры создал выдающийся социолог и историк, профессор Гарвардского университета Питирим Александрович Сорокин. В методологическом плане теория П.А.Сорокина близка теориям О. Шпенглера и А.Тойнби, но в то же время она существенно отличается от концепций последних тем, что Сорокин допускает прогресс в общественном развитии.

Теория Сорокина появилась на основе объединения представлений о культуре как системе ценностей с социологическим подходом, подчеркивающим взаимосвязь социальных институтов в рамках сложных иерархических систем и подсистем.

Культура для Сорокина - система знаний-ценностей, с помощью которой общество интегрирует энергию, поддерживает взаимосвязь своих институтов.

Главными элементами культуры являются значимые, смыслообразующие связи, примерами которых могут служить математические уравнения, логические силлогизмы, юридические и этические нормы. Они и лежат в основе подсистем культуры - математики, логики, физики, этики, права, философии и т.д. В совокупности они образуют культурную суперсистему.

Основой интегрирования суперсистемы является система ценностей, представленная в виде верований, норм, понятий о должном и священном. Вместе взятые, они представляют собой социум, обеспечивая согласование индивидуальных ориентации людей, надежность и предсказуемость их поведения, значимость для них социальных отношений.

Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы иметь их. Если интересы людей ориентированы на духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество. Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры. Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму. Она скорее напоминает симфонию, в которой отдельные звуки образуют гармонию с помощью символов и ценностей.

В зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, Сорокин выделяет два основных типа культуры - чувственную и идеациональную.

Чувственная (сенситивная) культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается то, что воспринимается органами чувств, представляется верным рассудку. В этом типе культуры человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой. Его идеал - личное счастье. Социальные институты - государство, семья, экономика и даже церковь - ищут себе земного, естественного обоснования, апеллируют к природе человека, его естественным потребностям. Поэтому для чувственной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории естественного права, разумного эгоизма, общественного договора.

Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему абсолюту-Богу. Образцом идеациональной культуры служит европейское средневековье IX-XI вв., в котором господствующее место занимала религия. Идеальным образцом этой культуры является аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.

Между этими типами культуры существует промежуточный третий тип культуры - идеалистический, соединяющий в себе черты двух основных типов. В нем чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, опытное познание - интуицией. Значимая, истинная действительность представляется в этой культуре в виде особо отмеченных фрагментов действительности. Мысли человека не устремлены к потустороннему миру, но и не сосредоточены на сиюминутных благах. Они обращены к идеальному, разумному миропорядку, который возможен и существует II виде отдельных фрагментов здесь, на земле.

Своеобразие каждого из названных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений. Подробно анализируя историю европейской культуры, Сорокин относил к периодам расцвета чувственной культуры греко-римскую цивилизацию с III в. до н.э. и до IV в. до н.э., то есть период ее разложения и упадка, так же как и всю западную культуру последних пяти веков, начиная с эпохи Возрождения. К идеациональному типу культуры относится раннесредневековая культура христианского Запада, к идеалистическому - культура эпохи Возрождения.

В истории все три типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов. Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому и от него - к чувственному. Это движение культур имманентно, не зависит от действия посторонних факторов. Культуры изменяются в силу их природы - носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела, тогда приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.

По сути дела, в теории суперсистем Сорокина действуют два начала культуры - идеальное и чувственное, которые им онтологизируются, переводятся в пласт объективного бытия. Преобладание одного из них определяет тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения^ Но культуры разных народов не изолированы друг от друга, между ними всегда были и будут контакты. Незамкнуты культуры и во временном потоке, постоянно используя достижения прошлых культур и цивилизаций. Поэтому теория Сорокина представляет собой своеобразный вариант циклической модели культуры, хотя и не замкнутой в локальных цивилизациях, а свободно обменивающейся достижениями в разных областях, но вращающейся в жестких пределах, заданных идеальным и чувственным началом.

Анализируя современную ему культуру, Сорокин говорит о ее кризисе. Он проявляется в том, что культура лишена абсолютных идеалов и в целом устремлена к чувственному наслаждению и потребительству, доведенным в своем развитии до предела. Выход из этого состояния он усматривал в неизбежном восстановлении идеациональной культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.

Даже среди наиболее светлых умов ХХ века Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) воистину поражает воображение. Родившись в российской глуши, он сумел получить образование, успел поучаствовать в бурных революционных событиях, сочетая политическую деятельность с научной, основал в Петербургском университете социологический факультет (вскоре закрытый), был изгнан из страны, приглашен в Гарвард, который сделал центром мировой социологии и создал ряд интереснейших концепций, раскрывающих суть общества и его развития.

Его понимание цивилизационного развития человечества ближе к концепции А. Тойнби , чем К. Ясперса , хотя нельзя сказать, что так уж сильно похоже на теорию Тойнби. Сближение можно видеть разве что в циклическом понимании общественного процесса.

Согласно Сорокину, каждая цивилизация - отдельная социокультура, а это весь мир значений, созданных человеком. Основа всякой социокультуры - ее ценности, определяющие все остальные элементы общества, включая менталитет и свой специфический тип личности.

Каждый человек живет по нормам и ценностям своей культуры и действует, следуя ее образцам. Сорокин считал, что, изучая поведение людей, можно выявить различия в типах социокультуры. В определенные периоды времени люди живут, исходя из одних основополагающих принципов, а потом происходит их смена, и люди начинают жить по другим принципам.

Такая смена культурных типов переживается людьми как кризисный период. Сорокин считал, что как раз в наше время (он имел в виду ХХ век) происходит эта трансформация.

Всего он выделял три типа социокультуры:

а) идеациональную (основанную на духовных и материальных ценностях),

б) идеалистическую (основанную в основном на религиозных ценностях),

в) чувственную (основанную преимущественно на материальных ценностях).

Все цивилизации можно отнести к тому или иному типу. Например, идеалистической культурой Сорокин называл европейскую средневековую. Можно сказать, что в наше время таковой является арабская культура. Идеациональная культура имеет разносторонний характер, она отличается динамизмом ценностей. В Европе такой тип культуры был в Эпоху Возрождения.

А чувственный тип культуры господствовал, например, в Европе, начиная с XVII века. Его характеризует приоритет всего материального. Но в ХХ веке, как считал мыслитель, он начал себя изживать, поэтому современное западное общество находится в глубоком кризисе. Грядет новая эра.

Сорокин смотрел на будущее оптимистично. Да, сейчас переходный, кризисный период, начавшийся в западной социокультуре в конце XIX века, он является тяжелым, полным ужаса и противоречий. К какой бы сфере культуры мы не обратились, можно видеть обратную сторону выдающихся достижений. Чувственная культура умирает тяжело. Кажется, что человек деградирует со страшной скоростью. Искусство выродилось. Наука показала свой бесчеловечный цинизм. Институт семьи разваливается. Религия свелась к ритуалу. И так во всем.

Однако в этом кризисе Сорокин видел показатель рождения нового типа культуры. Чувственный тип сменяется идеациональным. А потом наступит идеалистический, основанный на духовных ценностях. Весь процесс Сорокин выстраивал в следующую цепочку: кризис - крушение - очищение - переоценка ценностей - возрождение.

В данный момент мы уже на стадии крушения. Значит, за ним неизбежно придет очищение. Будет ли так? Узнают наши потомки.

Читайте также: