Филипп гласс биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Отцы-основатели разных направлений американского минимализма – Ла Монте Янг, Терри Райли, Стив Райх и Филип Гласс – погодки, с июня 2015 друг за другом они отмечают свои 80-летия (все они живы и здравствуют!).

Благодаря этому любопытному совпадению третий год негласно продолжается большой фестиваль музыки минималистов.

Ее играют по всему миру, но особенно много, конечно, в США. 31 января лидерство в этом фестивальном марафоне переходит к Филипу Глассу, который открывает свой юбилей премьерой Симфонии № 11 в Карнеги-холле.

Если вы видели фильмы “Кундун”, “Кэндимен”, “Шоу Трумана”, “Часы”, “Иллюзионист” или хотя бы “Левиафан”, значит, вы знакомы с музыкой Филипа Гласса. Если вы знаете культовую трилогию Годфри Реджио “Койяанискаци”, “Повакаци”, “Накойкаци”, вы отлично представляете себе авторский стиль композитора и, скорее всего, не перепутаете его ни с кем из минималистов.

Глассу, как и его коллегам по цеху, приходится мириться с тем, что его стиль называют минимализмом, хотя правильнее называть технику, в которой он работает многие годы, “репетитивной” (music with repetitive structures). Буквально это означает, что в основе каждого сочинения лежат повторяющиеся структуры – паттерны разной длины, повторяемые с постепенными, порой едва уловимыми изменениями.

Музыка Гласса очень популярна, и не только потому, что идеально подходит для киноиндустрии – он написал саундтреки более чем к 50 фильмам, за три из них номинировался на “Оскар”.

Американский минимализм смыкается со многими музыкальными направлениями массовой культуры – от эмбиент до пост-рока, а Гласс, написавший две симфонии на темы Дэвида Боуи и Брайана Ино, работавший с Миком Джаггером, Леонардо Коэном, Aphex Twin, умел преодолевать условность стилевых границ.

Кроме того, его музыка в целом проста и понятна (и чем дальше, увы, тем больше).

На YouTube есть ролик “Как научиться играть на фортепиано как Филип Гласс”. Инструкции несложные: запомните, одна из главных вещей – это остинато, большинство сочинений состоят из повторяющихся фигур; разложите трезвучие на мотив из двух, трех или четырех нот – это основа; затем возьмите простейшую аккордовую последовательность; повторяйте ее вновь и вновь – вот вам и музыка Филипа Гласса.

На основе такой “темы” можно создать множество вариантов – медленные, быстрые, в мажоре, в миноре – сколько угодно! Получается и правда похоже.

Киноиндустрия принесла Глассу большой успех, в том числе коммерческий. Однако славу он обрел раньше, после премьеры своей первой оперы с экстравагантным названием “Эйнштейн на пляже”.

Спектакль в постановке Роберта Уилсона, при непосредственном участии которого рождалась опера, был показан в 1976 году на фестивале в Авиньоне и стал знаковым событием для оперной истории. Хотя Гласс признавал, что его опус

“был оперой только технически, потому что единственным местом, где его можно было поставить, был оперный театр – нам требовалась оркестровая яма и большое свободное пространство сцены”.

“Эйнштейн” действительно не очень похож на оперу в традиционном смысле, он написан для Philip Glass Emsemble, небольшого хора, актеров-чтецов, а в партии главного персонажа нет не только пения, а вообще никаких слов – она предназначена для солирующей скрипки. П

рактически бессюжетная опера представляет собой метафорический взгляд на Альберта Эйнштейна как ученого, гуманиста, музыканта любителя и человека, чья теория привела к расщеплению атома и ядерной катастрофе. Непременно посмотрите пять-десять минут, чтоб оценить стильную сценографию, необычную природу оперы и увидеть Эйнштейна, играющего на скрипке.

“Эйнштейн на пляже” стал первой оперой в трилогии “Портреты”, которую продолжили “Сатьяграха” о Махатме Ганди и “Эхнатон” о легендарном египетском фараоне.

“Эхнатон, Ганди и Эйнштейн – три человека, силой своего духа переломившие ход истории. Вот настоящая тема моей трилогии. Эйнштейн – ученый; Ганди – политик; Эхнатон – религиозный деятель”,

Сам же Гласс в тот момент работал таксистом. Минимализм тогда мало интересовал широкую публику и не давал средств к существованию.

После премьеры “Эйнштейна” все изменилось: Гласс оказался буквально завален заказами от оперных театров всего мира. Несмотря на внезапный успех, он еще несколько лет продолжал колесить по Нью-Йорку, пока по заказу Нидерландской оперы не начал работу над второй частью трилогии. В “Сатьяграхе”, помимо Ганди, он вывел на сцену Льва Толстого, Рабиндраната Тагора и Мартина Лютера Кинга.

Незадолго до премьеры он познакомился с дирижером Деннисом Расселом Дэвисом, который помог Глассу работать над последней частью трилогии – оперой “Эхнатон”, а впоследствии инициировал заказы и переиграл массу его музыки.

Либретто было написано на ассиро-вавилонском, древнееврейском и древнеегипетском языках, премьера в постановке Ахима Фрайера состоялась в Штутгарте в 1984 году.

Вот изумительной красоты гимн (пожалуй, настоящее лирическое откровение) в исполнении контратенора, которому поручена титульная партия.

На сегодняшний день Филип Гласс – автор двадцати восьми опер и прочно удерживает позицию самого исполняемого оперного композитора XX века. Он еще не раз обращался к теме личности, перевернувшей ход истории, и написал оперы о Христофоре Колумбе, Иоганне Кеплере, Галилео Галилее и даже Уолте Диснее.

А в 90-е годы Гласс создал еще один оперный триптих, посвященный Жану Кокто и основанный на его прозе фильмах: “Орфей”, “Красавица и чудовище” и Les Enfants Terribles.

Вы спросите, как таксист Гласс стал самым исполняемым современным композитором? Крутить по девять часов в день баранку его заставила жизнь, а начинал он совсем иначе.

Гласс вырос в еврейской семье эмигрантов из Литвы. Его отец владел магазином грампластинок, и Филип проводил часы, слушая записи. Из нераспроданных экземпляров он собрал огромную коллекцию музыки Хиндемита, Бартока, Шенберга, Шостаковича и европейской классики, среди которой всегда особенно выделял Моцарта, Бетховена и Шуберта.

В Чикагском университете Гласс изучал математику и философию, профессионально заниматься музыкой начал в Джульярдской школе.

В 1964 году он уехал в Париж к Наде Буланже, воспитавшей множество авангардистов. Но больше, чем музыка Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена, его привлекали фильмы Годара, пьесы Беккета и сама атмосфера богемного города.

Здесь он познакомился с Рави Шанкаром, с которым работал над музыкой к фильму “Чаппакуа”, а больше 20 лет спустя записал альбом Passages.

“Когда я жил в Париже, то оказался рядом с двумя большими профессионалами – музыкантами Надей Буланже и Рави Шанкаром. Я всегда представлял их себе так: одного сидящим на моем правом плече, другую – на левом. И каждый нашептывал мне на ухо что-то свое. Я пытался объединить ясность и точность техники, которой научился у Буланже, с эмоциональной силой, найденной в музыке Рави”,

Гласс увлекся индийской музыкой, отбросил все, чему научился раньше и начал сочинять в манере, произрастающей из повторяющихся ритмических структур индийской раги и беккетовского ощущения времени (Беккет жил недалеко от него в Париже).

В 1966 году он отправился в Индию и шесть лет провел на севере страны, общался с тибетскими беженцами, встречался с четырнадцатым Далай-ламой и всерьез заинтересовался буддизмом. Филип до сих пор является активным сторонником Тибета в борьбе за независимость, а в 1987 году вместе с Ричардом Гиром и Робертом Турманом стал соучредителем фонда Tibet House.

Вернувшись в Америку, Гласс организовал ансамбль, который скорее напоминал рок-группу – клавиши, электрогитары, саксофон, голос.

“На наш первый концерт пришло шесть человек, в том числе двое моих друзей и моя мать”,

– вспоминал Гласс. Пробиваться было сложно, часто люди просто не понимали его музыку и слушали в недоумении: кто-то думал, что заела игла на проигрывателе, кто-то принимал все за шутку. Бывало, в них бросали сырые яйца, но Гласс лишь говорил – спасибо, что не вареные; вареными больнее.

“Однажды в Амстердаме я исполнял пьесу Two Pages. Я понимаю, что кого-то она может сводить с ума: в ней всего пять нот, но они используются очень разнообразно, и мне казалось, что это интересно.

Дело было в 1971 году, когда музыка, построенная на сознательном и настойчивом повторении, еще не была распространена. Вдруг кто-то запрыгнул на сцену и начал барабанить по клавишам фортепиано; я автоматически встал и дал ему в челюсть так, что он упал со сцены.

После концерта ко мне подходили здороваться люди, и этот парень был среди них. Он сказал: “Ну, сейчас мы поговорим”, а я ответил: “Нет, спасибо, мы уже поговорили”. Наверное, он думал, что я над ним издеваюсь.

Но зачем мне было тащиться в Амстердам, только чтобы выставить себя дураком? Или выставлять дураками других?”

Вот эта пьеса, возможно, одна из наиболее радикальных у Гласса. Автор ролика заботливо выписал нотную строчку, и можно легко следить за тем, как композитор работает с паттернами.

Не найдя в начале 70-х отклика у широкой публики, музыка Гласса была отлично принята в мире авангардного искусства, в кругу художников, театра и экспериментальной музыки.

Сейчас он считается одним из самых важных композиторов своего поколения, Philip Glass Ensemble существует до сих пор, а Филип сам играет на электрооргане и рояле.

Вероятно, главное сочинение для Philip Glass Ensemble – Music in Twelve Parts (1974), в которой аккумулировано все, что Гласс нашел для себя к тому времени.

Он не возражает, когда всю его музыку, вплоть до Music in Twelve Parts, именуют минимализмом, но финальную часть он называет “концом минимализма”. Если у вас есть лишние три с половиной часа, послушайте Music in Twelve Parts.

Поначалу звучит как заевший трек из прогноза погоды на ТВ, но прослушав целиком, можно примерно понять, что Гласс подразумевал под концом минимализма.

С середины 1980-х Гласс начал активно работать в академических жанрах, от экспериментальных опусов постепенно перешел к квартетам, симфониям и концертам.

На сегодняшний день в списке его сочинений семь струнных квартетов, большая часть которых связана с кино или театральной музыкой. Например, Третий квартет написан но основе саундтрека к фильму Пола Шредера о японском писателе Юкио Мисиме “Мисима. Жизнь в четырех главах”.

1990-е прошли для Гласса под знаком симфонической музыки, и страсть к большим формам не отпускает его до сих пор. Причем поначалу он продолжал искать необычные звуковые решения на границе стилей, Первую симфонию построил на темах альбома Low Дэвида Боуи и Брайана Ино, а в Четвертой взял за основу их же альбом Heroes.

Название Шестой симфонии (2002) заимствовано из стихотворения Аллена Гинзберга Plutonian Ode, чей протестный текст, осуждающий гонку вооружений и ядерную угрозу, в симфонии поет сопрано. Последние симфонии 2000-х бессюжетны и, несмотря на необычайную плодовитость композитора, продолжают пользоваться спросом; так, пять лет назад довольно пафосная Девятая стала бестселлером на iTunes.

Премьеры всех симфоний, за исключением Седьмой, провел Деннис Рассел Дэвис, он же в день 80-летия автора исполняет премьеру завершенной к юбилею Одиннадцатой симфонии. Наверняка очень скоро в сети появится и ее запись, а пока все же лучше послушать что-то из раннего, например, Первую симфонию Low.

При желании можно скачать и послушать все симфоническое наследие Гласса, включая чертову дюжину инструментальных концертов.

Однако фрагменты завершенного в 2015 году Концерта для двух фортепиано не вселяют оптимизма и наводят на мысли о том, что автор стал заложником своего метода и своей популярности.

Намного полезнее и приятнее вспомнить Первый скрипичный концерт, где блестяще солирует Гидон Кремер.

Гласса можно любить или нет, восторгаться его ранними опусами или осуждать графоманию последних лет, но нельзя отрицать, что он создал стиль, во многом определивший звуковой облик музыки второй половины ХХ века.

Весной 2015 года он опубликовал мемуары под названием Words Without Music, в которых красочно описал всю свою жизнь.

Судя по опубликованным фрагментам, эта книга – любопытная летопись эпохи и отличное дополнение к его “музыке без слов”.

Филип Гласс (Philip Glass) фотографии

Родился 31 января 1937 года в Балтиморе (штат Мэриленд, США) в семье владельца магазина пластинок и библиотекаря. Его родители были детьми еврейских иммигрантов из Российской империи (ныне территория Литвы).

Влюбился в музыку благодаря отцу, который разрешал мальчику слушать пластинки в магазине и поощрял занятия на музыкальных инструментах. С детства играл на флейте.

В молодости сотрудничал с индийским композитором Рави Шанкаром, который стал его учителем и повлиял на всё дальнейшее творчество.

Детство и юность

Композитор родился в последний январский день 1937 года в Балтиморе в семье выходцев из Литвы Иды Гулин и Бенджамина Чарльза Гласса. Интерес к нотам у Филипа возник благодаря отцу: мужчина не только владел музыкальным магазином, но и убеждал покупателей знакомиться с новинками, а вечера проводил за прослушиванием сонат и симфоний.

Парень учился вначале в колледже при Чикагском университете, затем в Джульярдской школе музыки и, наконец, в Париже у композитора, дирижера и пианистки Жюльетт Нади Буланже. Сильнейшее влияние на молодого Гласса оказал индийский музыкант Рави Шанкар.

Личная жизнь

Подобно коллеге Максиму Дунаевскому, проживающему в России, Гласс любит вступать в официальные браки. Первая жена Филипа — театральный режиссер Джоэнн Акалайтис — здравствует и сейчас. Супруги-ровесники дали жизнь двум детям, Джульетте и Захари, но развелись в 1980 году.

Второй брак с Любой Буртык также закончился для Филипа разводом. С третьей спутницей жизни, художницей Кэнди Джерниган, композитор оформил отношения, продолжавшиеся много лет, только за несколько месяцев до кончины женщины от рака печени.

Четвертая супруга — ресторатор Холли Кричтлоу — в начале третьего тысячелетия подарила пожилому музыканту еще двух детей, сыновей Кэмерона и Марлоу, однако Филип развелся и с ней. В ноябре 2019 года в личной жизни композитора произошли очередные изменения: мужчина женился на художнице Соари Цукаде.

Музыка

Филип Гласс сейчас

Филип Гласс

Филип Гласс — ранние страницы биографии

Сейчас Филип Гласс причисляет себя к школе классицизма, поскольку смог в совершенстве овладеть контрапунктом и гармонией. Это подтверждают многочисленные этюды, слушать которые лучше в концертном зале либо с хорошей акустической системой. Определённый отпечаток наложили и путешествия нашего героя по Африке и Азии. Раннее творчество музыканта формировалось под влиянием нескольких виднейших сочинителей:

  • Иоганна Себастьяна Баха;
  • Вольфганга Амадея Моцарта;
  • Франца Шуберта.

Рави Шанкар

Рави Шанкар

Главным своим наставником Гласс считает Рави Шанкара — индийского композитора, который фактически ввёл минималиста в мир кинематографа. Симбиоз двух талантливых сочинителей вылился в необыкновенные мелодии, потрясшие воображение меломанов. Друзья и поныне записываются вместе, участвуя в удивительных музыкальных проектах. Плоды совместного сотрудничества звучат не только в европейских концертных залах, но и на Бродвее.

Сотрудничество с Годфри Реджио и творческий прорыв маэстро

Крупные произведения

Достижения композитора

Philip Glass

Филип Гласс — весьма самобытный автор, творчество которого активно обсуждается, критикуется, сравнивается с предшественниками и современниками. Необходимо посмотреть его фильмы и проникнуться духом симфоний, чтобы составить собственное непредвзятое мнение.

Филип Гласс

Краткая биография композитора

Филип Гласс — американский композитор.

Дата рождения: 31 января 1937 г.

Возраст: 84 года.

Место рождения: Балтимор, США.

Деятельность: музыкант, композитор.

Фото и видео

Отзывы с концертов

Очень рад, что посетил концерт. В очередной раз убедился в том, что Кафедральный собор святых Петра и Павла - это воистину потрясающее, таинственное, волшебное место. Музыка в соборе всегда звучит величественно и ярко. Музыканты восхищают своим мастерством. Произведения Антонио Вивальди и Филипа Гласса произвели на меня огромное впечатление. Музыка этих выдающихся композиторов - это гимн жизни, торжество света, огромной силы, созидательной энергии и добра. Спасибо фонду "Бельканто" за организацию великолепных концертов!

Спасибо большое за подарок! Очень хороший концерт. "Американские времена года" чудо как хороши. А душевная обстановка, изумительная акустика - это как всегда.

Биография композитора

Свою карьеру Филип Гласс начал в 60-е годы в Париже, где ему посчастливилось встретить двух наставников – педагога, дирижера Надю Буланже и выдающегося индийского музыканта Рави Шанкара, важнейших людей в жизни композитора. Позже он переехал в Нью-Йорк, где был невероятно успешен и востребован в богемных кругах. В 80-х Гласс вышел на мировой уровень: написал несколько своих лучших альбомов.

Филип Гласс – гений современности, один из самых величайших композиторов XX и XXI века. В музыке ему подвластно решительно все. За свою долгую карьеру американский мэтр доказал, что его талант не знает границ: внес огромный вклад в развитие минимализма, написал множество популярных саундтреков к кино, овладел контрапунктом, проявил себя в максимально коротких и в поражающе монументальных формах.

Читайте также: