Фгос для детей с нарушением зрения кратко

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в особенности дети с инвалидностью, наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, в том числе имеющего ограничение возможностей здоровья.

Наше учреждение посещают дети с нарушением зрения.

Различные нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению с нормально видящими сверстниками. Дети с нарушением зрения испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания. Для воспитанников с нарушением зрения существует много ограничений в выполнении физических нагрузок, например такие как: соскоки, прыжки, длительные наклоны головы, силовые упражнения и т. д.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

В процессе формирования двигательных навыков в нашем учреждении используются графические рисунки из геометрических фигур, изображения различных поз человека, несложные тренажеры для зрительных гимнастики др.

На перекладинах на гимнастических стенках имеются специальные метки, служащие ориентиром для детей с нарушением зрения при постановке ног на перекладину, а также для осуществления правильного хвата для рук.

Гимнастические скамейки имеют зрительные ориентиры:

• выделены края, чтобы дети при ходьбе четко выделяли край скамейки, не оступались;

• в другом случае, по середине вдоль скамейки проходит контрастная полоса, показывающая направление движения по скамейке. Ориентировка на контрастную полосу также позволяет правильно выделять расстояние, совершать движения безошибочно.

• расположенные геометрические фигуры на одинаковом расстоянии выполняются по ширине шага, зрительное сосредоточение на них способствует равномерности шага, уверенности при движении.

Различные цветные гимнастические дорожки.

Цветные мишени используются в целях улучшения физической подготовки детей с нарушением зрения.

Гимнастические дуги различных ярких цветов, также на них подвешиваются колокольчики, чтобы дети при пролезании, когда услышат звон колокольчика, понимали, что надо нагнуться ниже.

Специальные мячи с шумовыми эффектами (с колокольчиками) также служат помощниками в прокатывании для детей с нарушением зрения.

Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребенка. Успешность развития ребенка напрямую зависит от пространства, которое организует вокруг него взрослый. Ответственность за организацию развивающей среды лежит на двух социальных институтах, которыми являются семья и дошкольная образовательная организация. Основная проблема, с которой сталкивается родитель особенного ребенка – это адаптация ребенка к дошкольной организации. Обязанность дошкольной организации – создать специальные образовательные условия для полноценного развития ребенка с ОВЗ.

Организация предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Физическая среда дошкольного учреждения, которая стимулирует.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одинцова Тамара.

Управленческие аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации ФГОС Данная презентация рассказывает о том, какие управленческие аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

ведение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Категории детей с ОВЗ:

  • дети с нарушениями зрения
  • дети с нарушениями слуха
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР)
  • дети с нарушением интеллекта (У/О)
  • дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Нормативные документы

9. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 19.10.2015

Коррекционная работа в школе-интернате осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка.

А для обучающихся по вариантам 4.3; 3.3(ФГОС НОО слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Во внеурочной деятельности отсутствует общеинтеллектуальное направление, но добавлено индивидуальное коррекционное занятие из коррекционно- развивающей области.

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно- развивающую область), составляет не более 1690 часов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью в 1-5 классах составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно- образовательную область в течение всего срока обучения на ступени НОО) и определяется приказом образовательной организации.

В школе- интернате разработана Программа коррекционной работы , которая основывается на принципах коррекционной работы и служит для определения содержания и последовательности коррекционно-развивающей деятельности обучающихся слепых и слабовидящих обучающихся. Представляя информационно-методическую и организационную функции, данная коррекционная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии развития или коррекции, осуществляющихся в школе-интернате. Организационная функция предусматривает выделение этапов коррекционно-развивающего процесса, структурирование планируемых результатов на уровне общего образования и перечень необходимых организационных и психолого-педагогических условий на каждом этапе освоения программы. Цель программы - оказание помощи слепым и слабовидящим школьникам в освоении АОП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптацию.

Программа коррекционной работы в школе-интернате реализуется через проведение собственно коррекционной, консультативной и информационно-просветительской работы.

Согласно АООП ФГОС НОО коррекционная работа ведется по пяти модулям.Концептуальный модуль – это медико-психолого-педагогическое сопровождение: работа медико-психолого-педагогического консилиума, составление карты индивидуального сопровождения обучающегося, диагностика познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся, аналитическая и организационная работа).

Диагностико-консультативный модуль - изучение ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность. Лечебно-профилактический модуль - проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий, использование здоровьесберегающих технологий. Социально-педагогический модуль - повышение уровня профессионального образования педагогов; организация социально-педагогической помощь детям и их родителям.

Коррекционно-развивающиий модуль - создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекция недостатков в психическом развитии детей с ЗПР, что способствует формированию универсальных учебных действий уобучающихся.

Помимо учителей-дефектологов коррекционная работа может проводиться учителями-предметниками, разрабатывающими свои коррекционные программы с целью преодоления трудностей, возникающих у слепых и слабовидящих учащихся в процессе освоения адаптированных учебных общеобразовательных программ.

Одним из условий успешного обучения детей с нарушением зрения в условиях введения ФГОС НОО является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется с учетом психофизических особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и программами коррекционно-развивающей направленности. Указанные особенности учитываются при составлении плана внеурочной деятельности, режима занятий и наполняемости групп при проведении занятий. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), в котором указаны условия реализации образовательной программы и результатов углубленной диагностики педагогов, психолога, дефектолога, логопеда. При изучении развития и индивидуальных особенностей обучающегося принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Коррекционные занятия проводятся в различных формах: индивидуально, в группах по 3-4 человека, в группах по 5-6 человек, фронтально. Группы и подгруппы формируются на основе тщательного изучения психофизического состояния ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника. Время проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий составляет 20-30 минут как индивидуально, так и малыми группами (наполняемость групп - 2-3 учащихся).

Сочетание коррекционных занятий с основным образовательным процессом создает оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся со зрительным дефектом, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала. Коррекционно-развивающая область, коррекционные курсы направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

При проведении коррекционно- развивающих занятий в рамках обучения детей с нарушением зрения в условиях введения ФГОС НОО тифлопедагоги испытывают следующие затруднения:

4)Не соответствие кабинета (приспособленный).

Как тифлопедагог я и мои коллеги- педагоги школы - наблюдаем за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- поддерживаем постоянную связь с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

- составляем психолого-педагогические характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

- составляем индивидуальный маршрут сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

- формируем микроклимат в классе, который способствует тому, чтобы каждый учащийся чувствовал себя в школе комфортно;

- организовываем внеурочную деятельность, направленную на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Чтобы повысить качество коррекционной работы

- формируем УУД на всех этапах учебного процесса;

- устанавливаем взаимосвязь между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- используем более медленный темп обучения, многократное возвращение к изученному материалу;

- максимально используем сохранные анализаторы ребенка;

- разделяем деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- используем упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, развития мелкой моторики и зрительного восприятия.

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

ОВЗ по ФГОС

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Читайте также: