Феодальное право средневековой европы кратко

Обновлено: 05.07.2024

исторический тип права, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества. При всем многообразии исторических и культурно-цивилизационных вариаций феодализма сущность феодальной системы можно свести к особой форме собственности на землю. Земельные собственники были связаны между собой сложной системой иерархических отношений. На нижней ступени иерархии стояли крестьяне, которые владели землей и обязаны были нести повинности в пользу ее другого, вышестоящего владельца - феодала. Тот мог получить землю в свою очередь от феодала более высокого ранга и был также обязан нести в пользу последнего определенную службу. Во главе этой системы стояли феодальные монархи, считавшие себя верховными собственниками всей земли. От них получали и "держали" землю феодалы низших рангов. Таким образом, феодальная собственность расчленялась на "верховную собственность" и владение.

Для большинства феодальных обществ в определенный период их развития было характерно также наличие внеэкономических способов принуждения крестьян к труду (серваж, крепостничество), хотя такое принуждение не является обязательным и универсальным признаком феодальной системы.

Важной отличительной чертой Ф.п. являлось открытое закрепление юридического неравенства различных категорий населения, что получило выражение в сословной организации общества. В соответствии с принадлежностью человека к тому или иному сословию определялся объем его прав и обязанностей. Для всех феодальных обществ типичны следующие сословия: дворянство, духовенство, городское население и крестьянство. Господствующее положение в феодальной системе занимали дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядом привилегий - владение землей и крепостными, отправление правосудия, освобождение от налогов, преимущество по государственной службе, право на суд равных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен.

В государственно-правовом развитии феодальное общество в Европе проходило обычно несколько последовательных этапов: раннефеодальная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительная монархия и абсолютизм. Республиканская форма правления встречалась только на уровне городов-государств (Венеция, Флоренция и др.). В Польше существовал своеобразный гибрид монархии и республики. Для феодальных обществ Азии обычной формой правления была деспотия, при которой государство целиком подавляло общество, а власть единоличного правителя(султана, шаха, императора) была безраздельной.

Формирование национальных правовых систем в Европе шло весьма сложным путем. На первых стадиях развития феодального государства Ф.п. отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и так называемым партикуляризмом (т.е. местными особенностями), что было обусловлено отсутствием прочных экономических и политических связей,единой государственной воли. Общей чертой была крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов.

Источниками европейского Ф.п. до периода абсолютизма были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, от-дельных лиц, городских общин. Большое значение имела и судебная практика. В Англии на ее почве выросла особая система права - общее право. В раздробленной Германии значительным было "городское" право, базировавшееся на практике городских судов. Право города Магдебурга (см. Магдебургское право) оказало влияние и на соседние государства: Польшу, Литву. Закон в период феодальной раздробленности играл крайне незначительную роль. Самостоятельную ветвь европейского Ф.п. составляло каноническое право, которое в первую очередь регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений гражданского права, особенно в области семейных отношений.

В восточных феодальных обществах предписания религиозно-правового характера, традиции и этические учения являлись гораздо более важным регулятором общественной жизни, чем позитивное право, выраженное в законах. Особенно это касалось Японии и Китая, где все законодательство ограничивалось немногочисленными, но крайне суровыми нормами уголовного права.

Развитие экономических связей внутри страны, формирование единого национального рынка, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость унификации Ф.п. Среди его источников все большее значение начинают приобретать акты монархов(королевские ордонансы на Западе, царские указы в Московской Руси), отчасти вытесняющие обычаи и другие источники Ф.п. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права, издаются единые законодательные акты, например, свод "Каролина" 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве и др.

Замена Ф.п. современным правом в большинстве европейских стран происходила достаточно плавно, эволюционно и заняла несколько столетий. Ростки современного права в недрах Ф.п. зародились в западноевропейских городских общинах (отсюда название нового права - "буржуазное") уже задолго до конца средневековья. В процессе трансформации Ф.п. в Западной Европе большую роль сыграла рецепция римского права. В течение нескольких веков институты и нормы Ф.п. тесно соседствуют в европейских правовых системах с элементами нового права, прежде всего гражданского, торгового. Гуманистические реформы эпохи "просвещенного абсолютизма" (XVIII в.) устраняют ряд средневековых принципов и институтов из уголовного права и процесса (запрет пыток, членовредительских наказаний и др.). Буржуазные революции конца XVIII - первой половины XIX в. наносят удар по феодальному государству и феодальной системе земельных отношений. Ко второй половине XIX в. Ф.п. в Западной Европе уже существовало \'в виде пережитков, некоторые из которых впрочем сохранились и в XX в. Победа нового права была закреплена путем массовой кодификации, причем образцом для большинства европейских наций послужили французские наполеоновские кодексы (гражданский 1804 г., уголовный 1810 г. и др.). Особый путь был характерен для Англии, где Ф.п. сохранило многие свои формы, изменив постепенно их содержание. Это касается прежде всего архаичных институтов государственной власти,сохранения титулов, феодальной собственности в земель-

ной сфере. Внешняя преемственность Ф.п. выражается также в сохранении юридической силы тысяч судебных прецедентов и актов. Достаточно вспомнить, что в современной Великобритании к числу действующих конституционных актов относят Великую хартию вольностей 1215г.

Гораздо дольше сохранялись институты Ф.п. в странах Восточной Европы и Латинской Америки, особенно в сфере земельных и семейных отношений. Что касается стран Азии и Северной Африки, то здесь демонтаж Ф.п. происходил уже под сильным воздействием передовой европейской правовой культуры. В большинстве случаев европейское "буржуазное" право насаждалось колонизаторами и ограничивалось сферами администрации, уголовного права и процесса, торгового оборота. В области земельных и семейных отношений Ф.п. опять-таки консервировалось и нередко сохраняется по сей день, поскольку освящено религиозной догмой (см. Мусульманское право. Совершенно иным путем пошла Япония, где нормативная основа Ф.п. в период реформ "сверху" эпохи Мэйдзи (последняя треть XIX в.) была всего за 20-30 лет заменена самым передовым европейским законодательством. Однако рецепция современного западного права в Японии во многом носила механический, внешний характер: чуждые нормы просто отвергались феодальным правосознанием и традициями.

В России решительный поворот от Ф.п. к современному праву начался только в период буржуазных реформ 1860-х гг.; процесс постепенного изживания Ф.п. был завершен революцией 1917г.

Средние века стали временем начала образования контуров будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве государств к Новому времени. Фундаментом для формирования европейской правовой системы стали сложившиеся многими веками традиции и обычаи племен, населяющих данную территорию.

Право средневековой Европы основано на применении двух систем – континентальной и англосаксонской.

Феодальное право

На протяжении нескольких столетий создается феодальное право с региональным принципом функционирования, хотя правовые обычаи еще не фиксируются в письменном виде.

ВНИМАНИЕ! Обычаи, применявшиеся в ленном праве, регламентировали отношения между феодалами и вассалами (по другому – владельцами и пользователями наделов).

Манориальное законодательство служило регулятором отношений между собственниками-феодалами и работавшими на них крестьянами. По прошествии некоторого времени обычаи стали записываться в сводах законов, которые содержали преференции и обязательства различных слоев населения в отношениях с господами.

право европы в средние века

Городское право

Представлено уже в письменной форме. Содержалось в таких сводах правил:

СПРАВКА! Оно не дублировало положения феодального права, а выступило фундаментом для грядущего буржуазного законодательства – заложило его принципы.

Широко применялись материалы документации по международному торговому закону, морские обычаи, сформированные городами Испании, Португалии, Италии.

Таким образом были созданы единые традиции правовой системы на территории Западной Европы.

Каноническое право

Заняло особую нишу в общеевропейской культуре. Изначально представляло собой церковное право, правила поведения, сопряженные с этой сферой жизни людей. По итогам церковного раскола выделяется 2 основных направления:

Восточное направление создается под влиянием греческого православия. Имело широкое применение в Византии, некоторых государствах Юго-восточной Европы, а также на востоке. Хотя оно обладало меньшим влиянием, чем западное.

Могущество и политическая мощь римских католиков, а также папства, делает западное направление канонического права Европы в средние века универсальным для всех государств, избравших данную религию. Оно регламентировало все общественные отношения католиков касательно духовной и гражданской жизни служителей церкви и мирян.

римское право в средневековой европе

Своими корнями уходило в античное время и передавало потомкам основные начала римского закона.

Фундаментом служат источники раннехристианской литературы – Святое письмо, Деяния Апостолов. Впоследствии церковные правовые нормы утверждались правящим лицом – императором, писаниями святых отцов, документацией Церковных Соборов, распоряжениями Папы. Кодифицированные нормы носили название декреталиев.

Папа Григорий VII вводит обязательство по изучению церковных норм в учебные программы университетов.

Рецепция римского права

Под термином рецепция следует понимать восприятие или усвоение. Процесс стартует в 16 веке, в эпоху Реформации. Римское законодательство содержит четкие формулировки частной собственности, торговых взаимоотношений и многих других сфер повседневной жизни социума, отдельных граждан.

Католическая церковь всячески поддерживает введение и распространение римских предписаний, поскольку видит в этом свою выгоду – методы сохранения церковного закона и легализация власти пап, ее увеличение.

городское право средневековой европы

В итоге рецепция признается членами императорской семьи, поскольку есть также интерес в централизованной Европе и подчинении ее единой юрисдикции. Римское право в средневековой Европе оказалось довольно выгодным в то время для сохранения и укрепления полномочий церковников и королевской власти.

Таким образом, классические правовые системы европейцев уходят корнями в глубь веков. Основные принципы были заложены в средние века и затем дополнялись, корректировались.

Европейское Средневековье протянулось более чем на тысячу лет – это период становления государственности, общества и права. В период Средневековья была заложена основа быстрого развития и изменения Европы, интенсивной экспансии европейской цивилизации.

В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее существовало несколько форм монархии:

  1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Характерна для периода формирования феодальной собственности, феодалы сосредотачиваются вокруг укрепившейся власти короля. Создаются первые феодальные государства.
  2. Сеньориальная монархия (X—XIII вв.). Расцветает феодальный способ производства и натурального хозяйства. Начинаются процессы, ведущие к феодальной раздробленности, власть переходит от короля к отдельным феодалам. Государственная власть устанавливается на основе вассальных связей.
  3. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.). Происходит централизация государства, начинают функционировать сословно представительные органы.
  4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). Вся полнота государственной власти (законодательные, судебные, исполнительные функции) сосредоточена в руках короля, создан бюрократический государственный аппарат и профессиональная армия. У короля сосредоточены полный контроль и управление над страной.

Характер политического и общественного строя в средневековой Европе определяли поземельные отношения. Владение землей предоставляло право на осуществление властных полномочий на определенной территории. Атрибутом политической власти выступает феодальная собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль феодального класса в становлении государственности

Класс феодалов является господствующим и представляет собой относительно замкнутую группу лиц, наделенных особыми привилегиями — владением монополией на право участия в суде и управлении, правом собственности на землю и крепостных. Феодальные отношения строились на основе взаимоотношений между феодалами – сеньорами и вассалами. Сеньоры предоставляли вассалам земли, гарантировали им защиту. По отношению к сеньорам вассалы были обязаны военной службой и другими повинностями.

Феодальное владение предоставлялось в пожизненное пользование, однако при нарушении вассальных обязательств отбиралось. Земля сдавалась в пользование под ренту или налоги, землю давали за службу. Количество вассалов и земель определяло статус сеньора, его титул и влияние при дворе.

Отношения сюзеренитета-вассалитета формировали сословность, специфическую политическую иерархию. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер. Желание крупнейших землевладельцев получить полную власть над собственными владениями ослабляли силу феодальных держав. Для сохранения своей власти монархи использовали между феодалами соперничество, использовали методы придворной интриги, заключали династические браки.

Сословное деление выражало неравенство между людьми, для каждой группы населения устанавливалось особое юридическое место. Помимо феодалов и зависимых выделяли духовенство, дворянство, ремесленников, купцов, чиновников и банкиров. Для каждого сословия были определены собственные права и обязанности, неисполнение которых вело к лишению прав. Внутри каждого сословия также выделялась иерархическая система. Значительную роль играли корпоративные связи — гильдии, цехи, общины. Большую роль в жизни государства играла община, выполняющая разнообразные функции: административные, фискальные, судебные, хозяйственные.

Средневековые города плохо вписывались в систему феодальных отношений. Горожане в политической жизни по большей части ориентировались на традиционные античные демократические порядки, игнорируя феодальные методы властвования.

Право в средневековой Европе

В Европе в Средние века функционировали главным образом следующие правовые системы: каноническое право, феодальное ленное право, городское право и римское право. Наблюдается взаимное влияние разных систем друг на друга.

Для правовой системы Средних веков характерно:

  • главное место занимают нормы, которые регулируют поземельные отношения, а также нормы, гарантирующие внеэкономическое принуждение;
  • феодальное право в большой мере закрепляло неравенство разных сословий;
  • в феодальном праве не существовало деления на отрасли права; наблюдалось деление на церковное право, ленное право, городское право и др., что определялось его сословным принципом;
  • на феодальное право огромное влияние оказали церковные нормы, часто видоизменяющиеся в нормы права;
  • отсутствовало единое право на всей территории государства, господствовало право, базирующееся на местных обычаях.

В период позднего Средневековья в Европе закладывались основы будущего правопорядка, судопроизводства, которые восходили к позднеантичному римскому праву.

Эволюция любого государства предполагает развитие всех его систем (экономической, социально-политической, культурно-воспитательной и др). Но в первую очередь, этот процесс сопряжен с обновлением правового аппарата. И каждый этап его становления характеризуется определённым типом исторического права, имеющим свои особенности.

Одним из таких разновидностей правовых систем является феодальное право, передающее заинтересованность феодалов и в полной мере обслуживающее их власть.

Чем отличался этот тип исторического права от других? Какие, порядки наблюдались при нём, и какие особенности имела эта система? Ответы на эти и иные вопросы каждый сможет найти ниже.

Характеристика феодального права

При феодализме наблюдалась особая форма владения землёй, имеющая сложную иерархическую систему отношений между земельными собственниками.

Нижнюю ступень этой структуры занимали крестьяне, несущие различные повинности феодалу за обработку наделов. Каждый феодал также должен был выполнять какую-то службу более высокому по рангу землевладельцу, а те, в свою очередь, монарху, стоящему в главе системы и являющемуся верховным собственником всех земель. Не меньшую власть имело и духовенство.

Для феодального права были характерны такие особенности, как:

- явственно отражённый сословный характер;

- при нём наблюдалось открытое неравенство в экономической и социально-политической системах общества;

- данное право являлось привилегией для класса феодалов.

Дворянство и духовенство имело ряд привилегий - обладание землей и крепостными, отправление правосудия, высвобождение от налогов, льготы на государственной службе, право на суд равных и др. Сословное положение передавалось по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен.

Ступени становления феодального права в различных государствах

В дальнейшем, когда стали формироваться внутренние и внешние экономические связи между государствами, феодальное право было унифицировано, т.е. большую значимость стали обретать монархические акты (западные королевские ордонансы, указы царей в Московской Руси).

В конце концов, ко второй половине 19 в. почти во всех государствах феодальное право заменяется буржуазным. Но в некоторых странах оно сохранилось до нашего времени, только в несколько изменённой форме. Примером служит Англия, где до сих пор сохранены архаичные институты государственной власти, титулы и феодальная собственность на земельные наделы.

Одновременно с формированием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.

Основные черты феодального права:

1. основное место занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение;

2. в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе;

3. не было деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т. д., что объясняется сословным характером феодального строя;

4. огромное влияние на право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права.

Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Также надо отметить то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей сути, внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права, т.е. заимствование его положений во многих европейских странах.

Источниками феодального права в европейских странах были:

1) Кутю́мы (от фр. coutume — обычай) — правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции, или французское местное обычное право (также называемое публичным) эпохи феодализма.

2) Ордона́нсы (фр. ordonnance — приказ) — королевские указы во Франции и Англии, имевшие силу государственных законов (в Англии — без обязательного утверждения их органами сословного представительства).

Со второй половины XIII в. в Англии ордонансами называли (в отличие от статутов) менее важные указы, чаще всего временного характера, которые издавались лично королём. В 1537 году ордонансы были приравнены к статутам с точки зрения их юридической силы.

Во Франции ордонансы появились во второй половине XII в.; в XV в. была установлена практика, по которой ордонансы приобретали силу закона только после регистрации их парламентом. Ордонансы издавались до Великой французской революции, а затем - в период Реставрации.

Большинство ордонансов, изданных до начала XVIII века, охватывают целый ряд вопросов в сферах юстиции, финансов, церковных или академических делах. Среди них:

Великий мартовский ордонанс (1357);

Кабошьенский ордонанс (1413);

Турский ордонанс (1452) и др.

Документы же позднего периода по преимуществу рассматривают какой-либо конкретный вопрос:

Читайте также: