Дом грибоедова в романе мастер и маргарита кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что такое МАССОЛИТ на самом деле можно только гадать – точной расшифровки Булгаков не даёт . Однако, у исследователей творчества писателя есть свои версии .

Итак, МАССОЛИТ мог быть:

  • МАС терской СО циалистической ЛИТ ературы
  • МАССО вой ЛИТ ературой
  • М осковской АССО циацией ЛИТ ераторов

По аналогии с реально существовавшими тогда РАППами, ВАППами, а позже МАППами и МАСТКОМДРАМами МАССОЛИТ кажется не таким уж чуждым и неблагозвучным названием.

Хотя сам Булгаков , похоже верит в это не больше нашего:

Так был или не был здесь Грибоедов?

Вероятнее всего, не был . Мог прогуливаться рядом, ведь Тверской бульвар – излюбленное место для прогулок, но бывать – вряд ли.

Так почему же ресторан и дом фигурируют в романе, прославившем это место, как Грибоедовские?

На это есть две причины.

Первая

Грибоедов – гастрономическая фамилия , а Булгакову нужно было показать, что члены МАССОЛИТА умели … только есть и рассуждать о том, что и как они ели. Фамилия классика , пусть и не имевшая изначально такого подтекста, заиграла новыми красками.

Вторая

Писать плохо или хотя бы с намеками о Герцене в 1920-ых было нельзя. Всё-таки это именно он, - по словам Ленина - был разбужен декабристами и начал активную оппозиционную деятельность. Герцен – революционный герой и его память марать нельзя. А Грибоедов тоже известен, но ценился тогда не так сильно.

Поговорим и про само здание, ведь оно известно фамилиями не только Герцена и Грибоедова.

Дом по адресу Тверской бульвар, 25 в 1920-ых действительно был местом силы литераторов . Здесь находилось общежитие для писателей , приютившее у себя Мандельштама, Пастернака, Платонова . В 1933 году вернувшийся из Италии Максим Горький предлагает создать в особняке Герцена вечерний литературный университет для одаренных рабочих. Позже он превратится в литературный институт имени Герцена , знаменитыми выпускниками которого станут Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Виктор Астафьев, Евгений Евтушенко , а также Ч. Айтматов, Ю. Бондарев, В. Пелевин, К. Симонов и другие.

Эпизод — составная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" многогранен. Так, например, в нём соотносятся философские главы с сатирическими. Проведём анализ одного из сатирических эпизодов, для чего обратим внимание на главу 5 "Было дело в Грибоедове". Булгаков описывает МАССОЛИТ (вымышленная организация), который располагался в "доме Грибоедова", весьма карикатурно. В МАССОЛИТе служат все литераторы, вся культурная Москва, это место должно быть эпицентром интеллекта. Однако Булгаков обличает поэтов и писателей, показывает их алчность и глупость. В этом месте должны блистать таланты, а на самом деле решаются "квартирные вопросы", образуются очереди за "однодневными творческими путёвками".

Перед началом анализа стоит определить границы эпизода.

С первых строк пятой главы перед нами предстаёт Грибоедовский дом во всей своей красе, а окончанием эпизода послужит начало танцев в ресторане на первом этаже под "знаменитый Грибоедовский джаз".

В основе эпизода лежит ожидание членов МАССОЛИТа, собравшихся на заседание в кабинете Берлиоза, к сожалению, уже покойного. Эпизод наполнен образами-символами. Например, председателя МАССОЛИТа ожидали "двенадцать литераторов". Можно провести параллель с апостолами Христа. Но, в отличие от апостолов, московские литераторы полны пороков, корысти. М. Булгаков довольно жёстко критиковал Москву своего времени за пошлость и низменность желаний.

Ещё одним образом является членский билет в МАССОЛИТ. Писательский труд затерялся в массе выгод, приносимых этим билетом. "Коричневый, пахнущий дорогой кожей билет" показывает, что для писателей и поэтов МАССОЛИТа цель творчества далеко не самоотдача. Хотя Пастернак написал эти строки позже почти на четверть века.

Эпизод наполнен второстепенными персонажами, фамилии которых как бы намекают на отсутствие у них писательского таланта. Известно, что М. Булгаков был продолжателем гоголевских традиций. Так "Мастер и Маргарита" не обошёлся без "говорящих фамилий": Богохульский, Павианов, Сладкий, Бескудников, Двубратский, и другие. В ресторане "Грибоедов" все эти "фамилии" используют свои привилегии в полной мере. Богема предстаёт жалкой, вызывает отвращение. Они направлены не на созидание, а на потребление.

В начале эпизода мы чётко слышим голос автора. В какой-то момент он даже обращается к читателям: "ты отвлекаешься, читатель! За мной. ". Под конец эпизода суматоха танца почти полностью скрывает рассказчика. Целью этого эпизода, как и практически всех сатирических эпизодов романа, является высмеивание пороков Москвы, и москвичей-современников Булгакова с их низменными желаниями и пороками.

Речь каждого из героев отрывка уникальна и помогает представить определённого персонажа. Некоторые изъясняются односложно, например, "однако" Двубратского. По речи других можно определить акцент произносимого: "Хлопец, наверно, на Клязьме застрял". В словах некоторых можно видеть аристократизм: "Позвольте!".

Сатиру в эпизоде Булгаков показывает не только на сюжетном уровне, но и на уровне изобразительно-выразительных средств. К примеру, уточнение заставляет читателя представить обратную ситуацию, что создаёт комический эффект ("Всякий входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с. индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, которыми (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж."). В описании "Грибоедова" можем заметить детали, говорящие об ущербности этого места: рыба в ресторане второй свежести; отчего-то в одной из самых влиятельных организаций литературной Москвы того времени есть "Рыбно-дачная секция", пять касс. Ещё одно средство выразительности — литота: "не чрезмерная" очередь — "человек в полтораста".

Исследователи часто говорят, что в "Мастере и Маргарите" все персонажи имею свои прототипы среди деятелей искусств того времени. Так, например, бедного Берлиоза отождествляют с советским антирелигиозным поэтом Демьяном Бедным. Иван Бездомный проекция Александра Безыменского, который в своё время критиковал творчество Булгакова. В свою очередь поэт Рюхин в романе выступает в роли Маяковского: "Ну, а что вот Безыменский?! Так. ничего. морковный кофе".

Для современного читателя, возможно, все отсылки, аллюзии и интертекст будут непонятны, но для Булгакова и его современников роман был наполнен сатирой. Это и послужило одной из причин того, что роман был напечатан лишь в 1966 году. Читая работы исследователей, погружаясь в литературный процесс первой четверти двадцатого века, мы начинаем понимать произведение не только на сюжетно-бытовом уровне.

Дом Герцена — Дом Грибоедова (МАССОЛИТ)


Всего 23 фото

Яковлев Иван Алексеевич

25 марта 1812 года здесь родился будущий писатель А.И. Герцен, внебрачный сын помещика И.А. Яковлева – брата владельца усадьбы – и семнадцатилетней уроженки Штутгарта Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг.
06.

Иван Алексеевич Яковлев

Писатель А.И. Герцен

Хоть Герцен и родился в доме своего дяди, увидел он его впервые только спустя много лет. Отец Герцена находился в открытом разрыве отношений со своим братом.
08.

Герцен Александр Иванович

В середине XIX века хозяином усадьбы становится дипломат Д.Н. Свербеев. В его доме по пятницам собирался литературный салон, который считался центром культурной жизни Москвы. Свербеевские пятницы регулярно посещали П.Я. Чаадаев, Е.А. Боратынский Н.В. Гоголь, Н.М. Языков и многие другие. Часто на вечера к Свербееву приезжал и Герцен. Еще в 1827 году Свербеев женился на княгине Е.А. Щербатовой, которая славилась необыкновенной красотой, живым умом и приветливостью нрава. Именно княгиня была центром этого литературного кружка.

В течение XIX века боковые служебные корпуса усадьбы Яковлева, расположенные вдоль бульвара, развились в самостоятельные ансамбли. В 1882 году флигели были перестроены архитектором А.С. Каминским, который оформил также их фасады. Флигели сдавались хозяевами под различные конторы. До революции в левом от входа с бульвара строении находилось Датское телеграфное общество. В одном из корпусов усадьбы Яковлева располагалось издательство братьев Гранат, выпускавшее знаменитый Энциклопедический словарь, который выходил под редакцией К.А. Тимирязева, М.М. Ковалевского и С.А. Муромцева.
11.

12.

В 1920-е годы в усадьбе Яковлева начинается бурная жизнь. И вновь, как и шестьдесят лет назад, дом становится одним из литературных центров Москвы. Вся огромная усадьба была отдана бесконечному множеству литературных объединений, союзов, содружеств и кружков. Самым мощным объединением была Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), преобразованная в 1923 году в Московскую ассоциацию пролетарских писателей (МАПП). Она занимала сразу несколько комнат дома Яковлева.

Дом Герцена — Дом Грибоедова (МАССОЛИТ)

Нижний этаж дома занимал известный в московских литературных кругах ресторан, завсегдатаями которого были многие писатели и поэты того времени. Именно в этот ресторан заявился преследовавший Воланда поэт Иван Бездомный и который сожгли Коровьев и Кот Бегемот.
14.

Ресторан Дома Герцена

Некоторые источники сообщают, что этого ресторана не было в Доме Грибоедова, но, позвольте, как это не было?!)
15.

". ровно через минуту после происшествия на Смоленском и Бегемот и Коровьев уже оказались на тротуаре бульвара, как раз напротив дома Грибоедовской тетки. Коровьев остановился у решетки и заговорил:

– Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.

Дом Герцена — Дом Грибоедова (МАССОЛИТ)

– Как ананасы в оранжереях, – сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки. ".
16.

. Во флигелях бывшей усадьбы Яковлева разместилось писательское общежитие. В начале 1920-х годов в левом флигеле в небольшой комнате жил О.Э. Мандельштам со своей женой. Сейчас на этом доме установлена мемориальная доска. В писательском общежитии в разное время жили В.В. Иванов, Б.Л. Пастернак, Д.Л. Андреев. Более двадцати лет здесь прожил крупнейший писатель XX века А.П. Платонов.
17.

18.

Дом Герцена - Мемориальная доска Даниилу Андрееву

Мемориальная доска Даниилу Андрееву, учившемуся в этом здании в 20-е годы XX века.
19.

Дом Герцена — Дом Грибоедова (МАССОЛИТ)

Правый флигель.
20.

В 1933 году по инициативе А.М. Горького был основан Вечерний рабочий литературный университет Союза писателей с привлечением к обучению лучших рабочих-литкружковцев. Университет разместился в доме Герцена. В 1936 учебное заведение переименовали в Литературный институт имени А.М. Горького.
21.

22.

Автор фото неизвестен

Дом Герцена — Дом Грибоедова (МАССОЛИТ)

В разное время в Литературном институте учились: Ч.Т. Айтматов, Б.А. Ахмадулина, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Е.И. Носов. В.О. Пелевин, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов, К.М. Симонов, Ю.В. Трифонов и многие другие известные писатели.
23.

Прибежище счастливых литераторов МАССОЛИТа было сегодня для нас каким-то зимним, пустынным и грустным. Давным давно закончились "известные события" "Мастера и Маргариты", давным давно сгорел приветливый и любезный "бездне писателей" ресторан Дома Грибоедова. И только кажется, что Москва замерла в зимнем бреду, вздрагивая от холода. И, хоть, ". горожане сильно изменились, внешне, . как и сам город. ", по сути не изменилось ничего - "великий город" помнит и знает своего Мастера, кто создал ту Москву, которая восхищает, которая волнует, которая удивляет. которая совершая ошибки и творя "беззакония", всегда стремится к Свету.


Вывод относительно прототипа образа Маргариты вытекает из содержания романа. Хотя отношение к личности Андреевой самого Булгакова может содержать элементы субъективизма, оно в значительной степени корреспондируется с мнением о ней близко знавших ее современников. К этому могу добавить, что в процессе изучения опубликованных материалов, касающихся личности Андреевой, выявились факты, свидетельствующие, что ее собственная интерпретация некоторых событий не подтверждается другими источниками.

А вот мнение об Андреевой Г. А. Соломона, который в первые годы после 1917 года работал заместителем наркома внешней торговли:

«Вскоре после своего назначения (заведующей петроградским отделением наркомата. – А. Б.) она из Петербурга приехала представиться мне. Она, очевидно, нарочито была очень скромно одета, даже с нарочитой небрежностью.

– Вот и я, – с театральной простотой и фамильярностью сказала она, входя ко мне. – Имею честь представиться по начальству…

Я ответил ей очень вежливо, но без всякого поощрения взятого ею тона. Она поняла это и сразу стала серьезна.

– Хотя мы с вами и не знакомы, – продолжала она, – но я вас хорошо знаю по рассказам Леонида Борисовича (Красина. – А. Б.) и Алексея Максимовича… Вообще мы, старые коммунисты, хорошо знаем друг друга…

– Ну, я‑то вас хорошо знаю по моей службе в Контроле Московско‑Курской железной дороги, – ответил я, – когда я находился под начальством вашего мужа Андрея Алексеевича Желябужского. Помню, вы устраивали в Контроле спектакли и балы, на которые все подчиненные вашего тогдашнего мужа обязаны были являться, внося, кажется, по рублю… И вы блистали на этих балах, как королева: вы посылали секретаря Лясковского, как вы знаете, проворовавшегося, к тем, кого вы хотели осчастливить, с объявлением, что желаете с ним танцевать… О, я вас очень хорошо помню… Но о том, что вы коммунистка, да еще старая, я и понятия не имел…

Читайте также: