Феномен русской литературы взаимодействие разных стилей и направлений кратко

Обновлено: 06.07.2024

Литературные направления в русской литературе — описание

Литературное направление — это общие черты в художественных произведениях одного исторического периода, которые обусловлены общностью духовных, философских и эстетических взглядов их авторов.

Каждое литературное направление характеризуется:

  • объединением писателей и поэтов конкретного исторического периода;
  • выражением определенной философии, взглядов на историю и искусство, жизненных и человеческих ценностей;
  • использованием определенных сюжетов, тем, типов героев и художественных приемов;
  • характерными жанрами;
  • особым художественным стилем.

Специалисты в истории и теории литературы выделяют следующие значительные литературные направления:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • классицизм;
  • сентиментализм;
  • романтизм;
  • реализм;
  • модернизм;
  • постмодернизм.

Хронология возникновения направлений

Разберемся с хронологией литературных направлений:

  1. Классицизм зародился в XVII в. и просуществовал до начала XIX в.
  2. Сентиментализм возник во второй половине XVIII в. и существовал параллельно с классицизмом до начала XIX в.
  3. Романтизм появился во второй половине XVIII в. и просуществовал до начала XX в.
  4. Реализм занимал господствующее положение во второй половине XIX в.
  5. Модернизм властвовал на международной арене почти век — с конца XIX по конец XX вв.
  6. С 1980-х гг. XX в. возник постмодернизм, к которому относят и современную литературу.

Классицизм

Классицизм — это мощнейшее литературное направление, которое в общей сложности просуществовало более двух веков.

В европейской истории подразделяется на два периода:

  • XVII век — собственно классицизм;
  • конец XVIII — начало XIX вв. — неоклассицизм.

В русской литературе периоду классицизма соответствует европейский неоклассицизм.

Литературное направление возникло во Франции. Французский классицизм поставил личность человека выше религиозного влияния, провозгласил ее высшей ценностью бытия. Классицисты опирались на произведения античности, считая их примерами.

Для классицизма верны следующие характеристики:

Яркими представителями классицизма в русской литературе были:

  • Д.И. Фонвизин (комедии);
  • А.Д. Кантемир (сатира);
  • А.П. Сумароков (басни);
  • И.И. Хемницер (басни);
  • М.В. Ломоносов (оды);
  • Г.Р. Державин (оды).

На классицизм в России серьезное влияние оказали идеи Просвещения и реформы Петра I. Особой любовью у авторов-классицистов пользовались те жанры, которые предполагали наличие авторской точки зрения на историческое событие.

Сентиментализм

Сентиментализм возник в противовес классицизму, оторванному от жизни, в 20-е гг. XVIII в. в Европе и просуществовало до 80-х гг. XVIII в. В России направление появилось в конце XVIII в. и угасло в начале XIX в. Сентиментализм характеризуется идеализацией персонажей, повышенной чувствительностью в изображении их душевных переживаний, жизненных обстоятельств и природы.

В произведениях сентименталистов четко прослеживаются следующие признаки:

  1. В центре сюжета душевный мир героев: переживания и чувства персонажей первостепенны, обстоятельства — незначительны.
  2. Для сентиментализма характерны такие жанры, как элегия, роман в письмах, дневник исповедально-психологического характера, дневник-путешествие, послание, повесть.
  3. Целью своих произведений писатели-сентименталисты ставили пробуждение в читателях сочувствия и сопереживания героям.
  4. Сентиментализм прославляет вечные ценности: природу, добро, нравственную чистоту, любовь, дружбу.
  5. Тема смерти — лейтмотив произведений.

В России сентиментализм угас к 1820 году, открыв путь романтизму.

Романтизм

Романтизм зародился в конце XVIII в. – первой половине XIX в., для литературного направления характерно утверждение самоценности духовной и творческой составляющих жизни. В произведениях писателей романтизма изображены сильные личности, бунтарские страсти и волевые характеры, а также красивая природа, обладающая целительной силой.

В эпоху романтизма появились новые художественные формы (фантастика, сатирический гротеск) и жанры (исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма). Лирика в период романтизма достигла своего расцвета за счет метафоричности, музыкального начала в стихотворениях, открытости ко всему новому.

Романтизм появился в Германии среди философов и писателей Йенской школы (Л. Тик, В.Г. Ваккенродер, Новалис, Ф. и А. Шлегели). Теория и философия романтизма отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. С течением времени немецкий романтизм тяготеет к мифологическим и сказочным мотивам, что ярко проявилось в сказках братьев Гримм и Э. Гофмана.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и другим континентам и проявился в творчестве многих авторов данного исторического периода. Писателями романтизма считают Ф. Шатобриана, Ж. Сталя, А. де Виньи, П. Мериме, А. Ламартина, В. Гюго, А. де Виньи, П. Мериме, Ж. Санд, А. Дюма (все — Франция), Н. Фосколо, Дж. Леопарди, А. Мандзони (все — Италия), А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красинского, Ц. Норвида (все — Польша), В. Ирвинга, Ф. Купера, У.К. Брайанта, Э. По, Н. Готорна, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилла (все — CША).

Для романтизма считаются типичными следующие характеристики:

Романтизм в России исследователи подразделяют на несколько этапов:

С приходом романтизма в русскую литературу:

  • появляются новые жанры — баллада и романтическая драма;
  • формируются новые взгляды на сущность и значение поэзии, которая отныне считается показателем идеальных стремлений человека, а не забавой;
  • для главного героя русского романтизма свойственны страдания и одиночество.

Реализм

Реализм — литературное направление, которое первым, появившись во второй половине XVIII в., поставило своей целью правдивое изображение действительности и типичных героев. Авторы реалисты выступали против идеальных героев, мистики и какого-либо украшения реальной жизни в художественных текстах.

О времени и месте зарождения реализма идут постоянные споры между исследователями. Большинство из них склоняется к тому, что реализм зародился в период античности. Ученые, разделяющие такую точку зрения, выделяют несколько этапов становления реализма в искусстве и литературе:

  1. Античный реализм.
  2. Реализм эпохи Ренессанса.
  3. Реализм XVIII-XIX вв.
  4. Неореализм XX в.

Основными характеристиками реализма являются:

Под влияние этого литературного направления в той или иной мере попали многие русские писатели. Мы назовем те их произведения, в которых ярче других проявляются черты реализма:

Типы реализма

В рамках реализма выделяют два вида, у которых есть как общие черты с направлением, так и существенные различия:

  • критический реализм;
  • социалистический реализм.

Критический реализм — это литературное направление, которое сложилось в капиталистическом обществе XIX в. и предшествовало социальному реализму.

Критический реализм раскрывал обусловленность жизненных обстоятельств и психологии личности его социальной средой. Написанными в духе этого течения исследователи считают романы О. де Бальзака, Дж. Элиота. В России представителями критического реализма считали В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Максим Горький считал, что направление ярко проявилось в творчестве А.П. Чехова.

Социалистический реализм — это литературное направление, возникшее в социалистических странах, ставило своими целями как правдивое историческое изображение действительности, так и идейное воспитание читателей в духе социализма.

Принципами социалистического реализма являются:

  1. Народность (литература для народа и о народе).
  2. Идейность (изображение мирной жизни народа, поиск лучшей жизни, героические поступки во имя счастливой жизни всех людей).
  3. Конкретность (изображение процесса исторического развития).

Наиболее известные представители социалистического реализма — это:

  • М. Горький;
  • В.В. Маяковский;
  • Н.Н. Носов;
  • Н.А. Островский;
  • А.С. Серафимович;
  • К.М. Симонов;
  • А.Т. Твардовский;
  • А.А. Фадеев;
  • М.А. Шолохов.

Модернизм

Модернизм — это радикальное литературное направление конца XIX – начала XX вв., которое характеризуется отрицанием традиций прошлого, поиском нового стиля и литературных форм.

В рамках модернизма выделяют несколько отдельных течений, которых объединяют следующие признаки:

  • противопоставление каждого из них классицизму и реализму;
  • активный поиск новых способов изображения действительности;
  • самоценность и самодостаточность личности — главная идея творчества писателей-модернистов.

Так как первыми течениями в рамках модернизма стали импрессионизм и последовавший за ним символизм, стоит полагать, что модернизм зародился во Франции в 70-е гг. XIX в., где и появились эти литературные течения, затем быстро проникнув во все европейские страны.

Основные литературные направления, возникшие в русле модернизма, — это:

  • символизм;
  • акмеизм;
  • имажинизм;
  • футуризм;
  • импрессионизм;
  • экспрессионизм;
  • экзистенциализм;
  • сюрреализм.

Импрессионизм — литературное течение, сформировавшееся в последней трети XIX — начале ХХ в. и давшее начало развитию символизма.

Для течения характерны:

  • фрагментарность композиции;
  • создание неизгладимого первого впечатления;
  • изображение чувств и эмоций, внутреннего состояния человека;
  • интерес к необычным, единичным вещам в окружающем мире.

В русской литературе импрессионистами были К. Бальмонт и И. Анненский.

Символизм — литературное течение, для произведений которого характерны образы-символы и передача тонких душевных чувств.

  • трепетным отношением к символам и тайным смыслам;
  • идеалистической философией и мистицизмом;
  • преобладанием стихотворных жанров;
  • изысканным, легким, музыкальным стилем произведений;
  • ориентацией на произведения античности и Средневековья;
  • созданием собственных мифов.

Представителями символизма в России были — В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, Ф. Сологуб, А. Белый, К. Бальмонт, В. Иванов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Волошин, А. Ремизов, М. Кузмин, А. Кондратьев и др.

  • изображением красоты предметного мира и правдивых человеческих чувств;
  • ясностью и конкретностью художественных образов;
  • стилистическим равновесием, выверенной композицией и проработанными деталями.

Становление акмеизма связано с деятельностью и творчеством Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Городецкого, М. Зенкевича, О. Мандельштама.

  • созданием ярких поэтических образов;
  • использованием эпатажных литературных приемов (например, сравнение несравнимых между собой предметов);
  • обильным количеством метафор в текстах;
  • стремлением обновить поэтический язык;
  • упадническими мыслями, негативным отношением к революции, неверием в светлое будущее.

Представителями имажинизма стали А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин, Р. Ивнев, И. Грузинов, М. Ройзман, А. Кусиков, Н. Эрдман, Л. Моносзон.

Футуризм — течение в литературе, которое возникло в Италии в 1909 году. Официальным основоположником футуризма считается итальянский поэт и теоретик искусства Ф. Маринетти, предложивший революционную теорию в искусстве.

Характеристиками футуризма являются:

  • мечта о создании сверхискусства;
  • эксперименты авторов с рифмой, расположением строф и строчек;
  • активное словотворчество, использование вульгаризмов и неологизмов;
  • эпатаж и декламирование произведений;
  • культ городов и научно-технологических открытий;
  • настроение бунтарства.

Представителями русского футуризма являются И. Северянин, В. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц и др.

Экспрессионизм как литературное течение появился в Германии в 1910-1920-е годы. Главными чертами этого течения стали:

  • использование таких тем, как гибель человека и потеря человечности;
  • любовь писателей к абстракции;
  • активное использование приема фантастического гротеска.

В русской литературе признаки экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева, И. Соколова, Б. Лапина, М. Кузьмина, Б. Земенкова, Г. Сидорова, С. Спасского, Е. Габриловича, Е. Замятина.

Сюрреализм — это литературное течение, возникшее в 1920-е гг. во Франции.

Сюрреализм ставил перед собой цель освободить искусство от каких-либо условностей. Фрейдизм оказал серьезное влияние на теорию этого течения. Особое внимание в произведениях сюрреалисты уделяли случайно возникшим образам, которые затем тщательно прорисовывались и прорабатывались.

Отдельным течением в русской литературе сюрреализм не стал, но его черты прослеживаются в творчестве многих авторов и их отдельных произведений:

Экзистенциализм — философское течение, родившееся во Франции в середине ХХ в., в период Второй мировой войны. Основоположником течения стал философ Серен Кьеркегор. Для авторов-экзистенциалистов главную ценность представляет психологическая сторона жизни человека и все иррациональное в ней.

Для экзистенциализма свойственно:

  • крах ранее признанных духовных ценностей;
  • изображение трагизма человеческой жизни;
  • идея одинокого страдающего человека в привычном ему обществе.

Постмодернизм

Постмодернизм пришел на смену модернизму в конце XX в. С одной стороны, это литературное направление противопоставляет себя модернизму, с другой — является его преемником. Это литературное направление современности, которое сочетает в себе разные жанры, стили, эпохи и открыто всему новому.

Постмодернизм возник в 1980-е гг. XX в. На его формирование сильно воздействовали такие события текущего века, как:

  • Мировая война;
  • бомбардировка Хиросимы и Нагасаки;
  • военные концлагеря и холокост;
  • бомбардировка Токио и Дрездена;
  • Холодная война;
  • появление персонального компьютера;
  • разработка искусственного интеллекта.

Для постмодернизма как литературного направления характерны:

  • отсутствие какой-либо жанровой или стилистической иерархии;
  • отсутствие глобальной цели привнести что-то новое в искусство;
  • равенство всех мировых культур и лояльность в оценке искусства;
  • использование таких приемов, как черный юмор, ирония, интертекстуальность, фрагментарность, максимализм/минимализм, магический реализм.

В русской литературе выделяют отдельные произведения многих авторов, которые написаны в духе постмодернизма:

Стиль (греч.стило — палочка, ручка) — это разновидность языка,которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называетсяфункциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определеннуюфункцию.

Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется вопределенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, деловогообщения, бытового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностьюстилистически значимых языковых средств. Термин функциональный стильподчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции(роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Именно цели общения диктуютвыбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретногослучая. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровыхразновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, вофициально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом –статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфическиечерты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или инойстепени в каждом жанре данного стиля.

В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языкевыделяют функциональные стили:

• художественный (выделяется не всеми лингвистами),

Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кромеразговорно-обиходного, относятся к книжным.

Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие литературного языка.

Разговорно-бытовой стиль используется не только в быту, но и в профессиональнойсфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только

Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь –

некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, участие

коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения.




Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова,экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядокслов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные,

незаконченные. (- Пойдешь на зачет? - Ну. ) В них часто содержатся подтекст, ирония, юморговорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много

фразеологических оборотов, сравнений, пословиц и поговорок. Она тяготеет к постоянномуобновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевогоэтикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.

Взаимодействие стилей речи.

В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей, проникновение лексическихсредств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственныеим сферы общения. В том случае, если употребление стилистически окрашенного слова внесвойственном ему контексте мотивировано определенной коммуникативной целью(например, создание положительной оценочности высказывания, эффекта наглядности —разумная ценовая политика, гибкая система скидок (официально-деловая речь), оно являетсяоправданным, усиливает воздействующую силу высказывания.Если же стилистическиокрашенное слово используется в чуждой для него сфере общения без определеннойкоммуникативной цели, такое употребление квалифицируется как стилистическая ошибка(например; областной форум тружеников животноводческих ферм; задействовать человеческийфактор (официально-деловая речь).

Как отмечают специалисты, всякое употребление может быть правильным, если онообусловлено характером сферы общения, традицией отбора речевых средств разнымикатегориями носителей языка (физиками, журналистами, поэтами, моряками, шахтерами,дипломатами и т. п.). Именно поэтому даже то, что противоречит нормам общелитературнойречи, может находить функционально оправданное применение и выступать как показательсвоеобразия формы общения. Например, стилистически значимы и допустимы впрофессиональной речи словосочетания, находящиеся за пределами общелитературных норм:компас, отдать концы, торта, эфиры, цементы и др.

Итак, стили литературного языка обслуживают определенные сферы человеческой

деятельности, являются социально обусловленными. Они взаимодействуют друг с другом ивыступают как формы существования языка.

Тема 10. Функциональные стили современного русского литературного языка.

План

I Рассмотрение теоретических вопросов.

1. Определение и классификация стилей речи.

2. Взаимодействие стилей речи.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Определение и классификация стилей речи.

Стиль (греч.стило — палочка, ручка) — это разновидность языка,которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называетсяфункциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определеннуюфункцию.

Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется вопределенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, деловогообщения, бытового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностьюстилистически значимых языковых средств. Термин функциональный стильподчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции(роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Именно цели общения диктуютвыбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретногослучая. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровыхразновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, вофициально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом –статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфическиечерты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или инойстепени в каждом жанре данного стиля.

В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языкевыделяют функциональные стили:

• художественный (выделяется не всеми лингвистами),

Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кромеразговорно-обиходного, относятся к книжным.

Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие литературного языка.

Разговорно-бытовой стиль используется не только в быту, но и в профессиональнойсфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только

Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь –

некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, участие

коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения.

Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова,экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядокслов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные,

незаконченные. (- Пойдешь на зачет? - Ну. ) В них часто содержатся подтекст, ирония, юморговорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много

фразеологических оборотов, сравнений, пословиц и поговорок. Она тяготеет к постоянномуобновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевогоэтикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.

Взаимодействие стилей речи.

В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей, проникновение лексическихсредств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственныеим сферы общения. В том случае, если употребление стилистически окрашенного слова внесвойственном ему контексте мотивировано определенной коммуникативной целью(например, создание положительной оценочности высказывания, эффекта наглядности —разумная ценовая политика, гибкая система скидок (официально-деловая речь), оно являетсяоправданным, усиливает воздействующую силу высказывания.Если же стилистическиокрашенное слово используется в чуждой для него сфере общения без определеннойкоммуникативной цели, такое употребление квалифицируется как стилистическая ошибка(например; областной форум тружеников животноводческих ферм; задействовать человеческийфактор (официально-деловая речь).

Как отмечают специалисты, всякое употребление может быть правильным, если онообусловлено характером сферы общения, традицией отбора речевых средств разнымикатегориями носителей языка (физиками, журналистами, поэтами, моряками, шахтерами,дипломатами и т. п.). Именно поэтому даже то, что противоречит нормам общелитературнойречи, может находить функционально оправданное применение и выступать как показательсвоеобразия формы общения. Например, стилистически значимы и допустимы впрофессиональной речи словосочетания, находящиеся за пределами общелитературных норм:компас, отдать концы, торта, эфиры, цементы и др.

Итак, стили литературного языка обслуживают определенные сферы человеческой

деятельности, являются социально обусловленными. Они взаимодействуют друг с другом ивыступают как формы существования языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература, в общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых писателей, которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, М. Шолохов, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики А. Твардовского, К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Русская литература второй половины 19 века сыграла немаловажную роль в общественной жизни страны. Так считают сегодня многие критики. В тот период чтение являлось не развлечением, а способом изучения окружающей реальности. Для поэтов и писателей творчество было важным процессом служения обществу, у них сохранялась вера в силу слова и в вероятность того, что книга может действовать на душу и ум людей, менять их в лучшую сторону.

Русская литература второй половины 19 века

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

Французская революция (1788—1792)

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Поэты и писатели второй половины 19 века

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Проявление реализма

Произведения Стендаля

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

Федор Достоевский

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Расцвет новых жанров

Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:

Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.

Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.

Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.

При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.

Читайте также: