Феномен общественной морали кратко

Обновлено: 04.07.2024

Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

План лекции:

  1. Сущность морали. (20 мин)
  2. источники морали
  3. общечеловеческий характер морали
  4. Социальные функции морали.
  5. Структура морали.
  6. Этика- наука, изучающая мораль
  7. Выводы. (2 мин)

Утвердить многоаспектность моральных проявлений в жизни личности и общества.

Сконцентрировать внимание на нравственном облике современности, в которой реализуется профессиональная деятельность сотрудника ОВД;

Активизировать моральные установки личности через сравнительный анализ в ходе лекции.

Вступительное слово: Говорить о морали в курсе этики – естественно, но сформировать в сознании четкие контуры морали - задача сложная. Нет морали абстрактной, есть мораль, окружающая нас сегодня. Мораль современного российского общества многогранна. Отсутствие единой моральной позиции, мода на множественность – плюрализм моральных взглядов очень осложняют поиск собственной моральной позиции. Для сотрудника милиции особенно важно понимать общую моральную ситуацию, сложившуюся в обществе и ее истоки. Не потерять себя в многообразии моральных установок, четко осознать собственную моральную позицию мы постараемся в ходе лекции.

Вопрос 1. Сущность морали:

МОРАЛЬ – форма общественного сознания, совокупность правил, принципов и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Мораль регулирует поведение человека наряду с его жизненными и психологическими потребностями во всех без исключения сферах его общественной жизни: в труде, семье, быту, в политике и искусстве.

Нормы поведения существуют в любом обществе, они регулируют поведение участников каждого объединения, цели, пути их достижения и оценку, полученную от окружающих. Именно мораль – самое древнее выражение человеческого сознания, воли отдельного человека, его личного выбора и соотношения с волей человечества.




Мораль оценивается как феномен общественной, культурной жизни индивида и общества. Формирование моральных представлений человека не произошло мгновенно. Мораль формировалась в ходе многолетнего, векового:

· выделения человека из мира животных,

· выживания людей в коллективном труде и совместном проживании

· развития общественных отношений.

Именно с осмысления появления морали начинается осмысление её сущности. Многообразие вариантов, объясняющих происхождение морали столь велико, что можно представить три основных варианта объяснения появления морали, а, значит, и смысла её существования.

Таким образом, источниками морали становятся: привычки, традиции, устоявшиеся в данном сообществе, высшие ценности, свойственные религиозным системам, и устойчивые общественные отношения.

Общечеловеческий характер морали: мораль носит общечеловеческий характер, что также являет сущность морали. Размышления о поведении людей в обществе не имеют границ в пространстве и времени. Каждая эпоха и народ породили легенды, сказы, образы наилучшего, желательного поведения своих представителей. Борьба человека со злом в самом себе, развитие в самом себе добра, умножение блага в обществе содействует развитию всего человечества. Мораль объединяет людей вне времени и пространства, не делая различий по профессии, возрасту, национальности. Этот великий потенциал человечества нашел выражение в основных принципах морали, являющихся критериями, измерителями человеческих отношений, поступков, намерений людей. Сущность морали, наряду с представлениями о её возникновении составляют вечные моральные ценности, общечеловеческие начала взаимоотношений людей. Это принципы гуманизма, справедливости, коллективизма.Находясь у всех на слуху, особенно в переломные национальные времена, соответствие этим принципам становится мерилом морали человека и общества.

Гуманизм – признание человека высшей ценностью. Это человечность, любовь к людям, защита человеческого достоинства и права на развитие, счастье. С этой точки зрения – профессия сотрудников правоохранительных органов абсолютно гуманна, а, значит - моральна. Принцип гуманизма играет особую роль именно во взаимодействии милиции с гражданами. Гуманность правоохранительной деятельности – есть сама её суть. Направленная на борьбу со злом, на предупреждение зла в обществе, правоохранительная деятельность использует разнообразные средства, в том числе в возможности исправления, искупления вины теми, кто нарушил закон, пренебрег уважением человеческого достоинства. Гуманность может быть усмотрена даже в наказании. Гуманизм проявляется в таком правовом явлении как конкуренция норм права. При наличии смягчающих обстоятельств выбирается более мягкое наказание (Ст.41, 108 УК), используется норма со смягчающими обстоятельствами.

Для современного общества не менее важна справедливость правовая, закрепленная в нормах права, ставшая сегодня конкретным социальным рычагом в демократических обществах. Понимание справедливости как основного принципа человеческих отношений претерпело многочисленные перемены. Принцип справедливости заставляет людей искать механизмы его воплощения в различных эпохах и обществах. В современном обществе справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы, в т. ч. материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление). Справедливым признается наличие равенства, как важнейшего условия жизни человека и развития его личности, выраженного в существовании равных прав всех людей, закрепленных законом. Размышления о справедливости как основе морали и права встречаются достаточно широко.

Таким образом, мораль носит общечеловеческий характер. Сущность морали, наряду с различными представлениями о её возникновении, составляют общечеловеческие начала взаимоотношений людей, ставшие вечными моральными ценностями. Это принципы гуманизма, справедливости, коллективизма.

- Результат– материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
- Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.
Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке. Например, . поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот поступок не только аморален, но и преступен.
2.Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально психологического климата определенной социальной группы( служебного коллектива). Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются в свою очередь ,на 3 уровня:

· Субординированные отношения- отношения между начальниками и подчиненными.

· Отношения между коллегами.

· Отношения с гражданами.

3.Моральное сознание – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести и раскаяние.

Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов, традиций и идеалов.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития- прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни и их взаимоотношений- и призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика.

Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер. Мы можем себе представить человека ( и не подвергаем его суровому осуждениям), который и не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не интересуется религиозными проблемами, но дико и нелепо обнаружить, что человек не обладает моральным сознанием и не имеет ни каких знаний об этических нормах и принципах, не обладает своей системой ценностей, не испытывает моральных побуждений.

Следует отметить, что на практике все три компонента- моральная деятельность, моральные отношения и моральное сознание выступают как единая целостность, где они являются как бы гранями, разделение их делается лишь в теории и лишь для осмысления особенностей каждого из компонентов.

Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требования, принципы и т.д., и все они являются различными элементами структуры морали. Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной, прогностической и др.

2. Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь.

3. Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

7. Идеологическая.Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

8. Мировоззренческая.В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

Читайте также: