Феномен леонардо да винчи утопические идеи ренессанса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

Наиболее яркий художник эпохи Высокого Ренессанса. Обладал разносторонними талантами: он был живописцем, математиком, инженером, музыкантом, поэтом. Он во многом опережал свое время, например, он пробовал сконструировать летательный аппарат, одним из первых он прибегал в научных целях к анатомированию организма человека.

Современники подозревали, что Леонардо обладает тайными и недозволенными знаниями; по мнению многих, он предвосхитил некоторые современные идеи. Он был очень любознательным и очень увлекающимся человеком. Любопытство и жажда красоты - вот две главные пружины в жизни Леонардо, причем часто любопытство было во вред красоте, так как отвлекало от главного назначения художника.

Леонардо был внебрачным сыном Пьетро Антонио из благородного флорентийского рода. Отец всегда поощрял сына в его начинаниях, в его творчестве. С юности Леонардо обладал необузданным характером, чарующим музыкальным голосом, великолепной внешностью. Физическая сила его была огромна; говорят, он ломал железную подкову так же легко, как полску свинца.

Учился он у знаменитого Вероккио до тех пор, пока ученик не перерос учителя. В искусстве Леонардо углублялся в природу и в человеческую личность. Он умел передать характер человека, как никто до сих пор.

Леонардо работал преимущественно при дворе герцога миланского в качестве инженера, архитектора и художника. Многогранность его интересов оставляла, к сожалению, мало времени для художественных занятий. Сохранилось всего 15 картин Леонардо, но каждая - это великое событие в мировом искусстве.

Последние годы жизни Леонардо были годами скитаний.Он ничего не скопил в блестящие дни своей жизни при дворе и вернулся во Флоренцию бедняком. Но нищета поддерживала его дух в постоянном напряжении; следующие четыре года были одним длительным экстазом творческой работы.

Джоконда (Мона Лиза) - 1503г.



"Джоконду" копировали многократно и безуспешно: она была неуловима, даже отдаленным подобием не возникала на чужом полотне, оставалась верной своему создателю. Ее пытались разъять на части, отобрать и повторить хотя бы вечную улыбку, но на картинах копировальщиков улыбка выцветала, становилась фальшивой, погибала, как существо, заточенное в неволю.

" Джоконда" была в самом подлинном смысле шедевром Леонардо, откровением его образа мыслей и творчества. И хотя символически - это мадонна, однако, это портрет живой, земной женщины - молодой жены Франческо дель Джиокондо, Моны Лизы Герардини. Но и это совсем не достоверные сведения, возможно, это совсем другая женщина.

Этот портрет конечно известен во всем мире. "Загадочная", "таинственная", - так говорят о Джоконде наши современники.

На портрете женщина, сидящая в кресле, на фоне "лунного", фантастического пейзажа. У этой, скромно одетой женщины, спокойный, притягивающий взгляд, легкая, порхающая улыбка на губах, она то убегает, то вновь появляется. Голова покрыта тончайшей вуалью. Чудесные, удивительно женственные руки замыкают фигуру. Она не красива и в то же время прекрасна. Она печалится, но глубоко не страдает. Ее взгляд проникает прямо в вашу душу. Самое ошеломляющее - вы не понимаете: сопротивляться этому или радоваться? Джоконда смотрит на вас с тихим, лукавым торжеством, словно уверена заранее, что вы не устоите перед ее умом и обаянием.

Существует предположение, что в "Джоконде" художник запечатлел свое душевное состояние, свою "идею", свое мировоззрение и мировосприятие. Даже ее высокий лоб, увеличенный почти отсутствием, по моде того времени, бровей, называют "лбом Леонардо да Винчи". Как будто он говорит своим портретом: "Я не тот, за кого себя выдаю, вот он я, настоящий".

Прошли века, а зрители до сих пор не понимают, в чем причина эффекта этой кроткой и грациозной загадочности, таинственности улыбки Джоконды. И, кажется эта тайна останется вместе с нею до конца мира.

Мадонна Литта (1482)



В этом образе полностью нашел выражение тип леонардовской женской красоты: тяжелые полуопущенные веки, едва уловимая нежная улыбка - все это придает образу мадонны особую одухотворенность. С любовью и нежностью смотрит молодая мать на нежно прильнувшего к ее груди младенца. Гамма радостных светлых красок усиливает поэтическое настроение картины.

Мадонна Бенуа (1480)



Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде того времени, посадила к себе на колени сына.Забавляя его, она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец схватил одной рукой руку матери, а второй старается взять цветок. Мать беззаботно смеется, наблюдая за малышом. Картина полна нежности и покоя, написана в мягких тонах.

Портрет Джинервы деи Бенчи (1478)



Перед нами молодая женщина на фоне пейзажа. Кудрявые каштановые волосы обрамляют круглое лицо. Удлиненные глаза ее серьезны, взгляд их устремлен в себя, чуть припухлые губы строго сжаты, их уголки чуть опущены - все это говорит о твердом характере женщины. И, несмотря на строгость, ничто не может зачеркнуть ее неброской, нежной красоты. Картина написана в гамме мягких коричнево-бежевых оттенков.

Дама с горностаем. Чечилия Галлерани (1486)

На портрете - возлюбленная миланского герцога Людовика Сфорца Чечилия Галлерани. Эта женщина происходила из знатной семьи, была прекрасно образована и ее считали красавицей. Она писала стихи, увлекалась наукой и искусством, ее дом посещали художники и поэты, ученые и политики. Кргда Леонардо приехал в Милан, семнадцатилетняя Чечилия была там полной королевой. Возможно, пока художник писал ее портрет, между ними возникли нежные чувства.

Портрет Чечилии Галлерани - один из лучших портретов Леонардо. Изображенная молодая женщина является символом всех женщин Ренессанса, которые по своему образованию, кругозору и талантам ни в чем не уступали мужчинам.

Чечилия сидит в свободной, естественной позе, ее спокойный взгляд ясных глаз пронизаны какой-то мягкой ласковостью. На черном фоне выделяется ее светло-голубое платье. Прозрачные светло-серые тени придают картине завораживающую силу. Рыжеватые волосы Чечилии гладко уложены и стянуты вуалью. Белый зверек на руках женщины назван автором горностаем, хотя таковым не являлся. Очевидно, "горностай", по-гречески "гале", использован как намек на фамилию Чечилии, а также на то, что она держала в своих руках самого властителя Милана, названного поэтом Беллинчони "горностаем".

От картины веет гармонией, чувством радости и покоя, светлой доброты.

Мадонна в скалах (1486)



Это большая картина, форматом напоминающая окно в стиле Ренессанса: прямоугольник, наверху закругленный. Через это "окно" мы заглядываем в полутемный сталактитовый грот. Здесь группа из четырех фигур - Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел - она расположена "на фоне" пещеры, а действительно внутри нее. Картина полна глубокого, таинственного очарования.

Тайная вечеря, фреска



"Тайная вечеря" - это фреска, написанная на сырой стене в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. К сожалению, Леонардо написал ее масляными красками, поэтому фреска начала разрушаться еще при жизни художника.

Стол, за которым сидят Христос и ученики, кажется, стоит здесь же, в церкви, только чуть выше пола и в нише. Вот Христос только что произнес: "Один из вас предаст меня". Эти страшные, но спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается непроизвольное движение, жест. Двенадцать человек, двенадцать разных характеров, двенадцать различных реакций. Апостолы энергично жестикулируют - характерная черта итальянцев, - кроме любимого ученика Христа Иоанна, который сложил руки с печальной покорностью и молча слушает, что ему говорит Петр. Иоанн один как будто уже раньше предчувствовал сказанное Христом и знает, что это неизбежно. Другие же ошеломлены и не верят. Движения молодых порывисты, реакции бурны, старцы пытаются сначала осмыслить и обсудить услышанное. Каждый ищет сочувствия и отклика у соседа. Только Иуда психологически изолирован, хотя формально находится рядом с Иоанном и Петром. Он отшатнулся назад, тогда как все другие непроизвольно устремляются к Христу. Судорожное движение руки Иуды, его темный профиль выдает нечистую совесть.

В жесте Христа - стоическое спокойствие и горечь: руки брошены на стол широким движением, одна - ладонью кверху. Говорили, что лицо Христа так и не дописал, хотя работал над фреской шестнадцать лет.

Leonardo da Vinci

Описать Леонардо да Винчи почти так же невозможно, как и объять масштаб его интересов. Его можно смело представить как искусного художника, скульптора, архитектора, градостроителя, естествоиспытателя, гидравлика и геолога, математика, физика, астронома и химика, как поэта, музыканта и философа, авиаконструктора и филолога-лингвиста, анатома, ботаника, палеонтолога, оптика, сценографа…Он родился, как мы знаем, в 1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, но мать Катерина — простой крестьянской девушкой, мимолетной прихотью влиятельного сеньора. В официальной семье Пьеро не было детей, поэтому мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина.
"Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину"
Леонардо да Винчи
Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года.

Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был.

В этом и состоит наибольшая загадка. Одни современные исследователи считают Леонардо посланцем инопланетных цивилизаций, другие — путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи — жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира. Кажется, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен.

Литературные опыты Леонардо да Винчи не увидели света при его жизни, он не отделывал их для распространения, почти ничего не закончил; это в большинстве своём планы, эскизы, фрагменты. Но, собранные воедино после его смерти, они и в своей фрагментарности представляют нам Леонардо да Винчи как замечательного мастера итальянской прозы. Его литературное наследие разнообразно: тут и описания природы, и юмористические, сатирические историйки (фацети), тут и искусно построенные загадки. Но, пожалуй, наиболее интересное - это афоризмы и басни. Афористичность - вообще самая характерная черта литературной манеры Леонардо. Он пересыпает афоризмами и свои научные труды и описания изобретений. Тема записывается им почти всегда афористически, так записаны темы некоторых оставшихся, к сожалению, незавершёнными басен. А басни великого живописца отмечены печатью большой самобытности. Они не восходят к обычным источникам баснописцев - ни к Эзопу, ни к латинским авторам. Действующие в баснях Леонардо звери и вещи самостоятельно привлечены им на службу аллегории. Аллегории же его всегда остры, а раскрытия смелы и неожиданны. Замечательны эти басни по выписанным деталям, подметить которые мог только глаз истинного художника.

То же самое ожидает всех, кто предастся безделью, вместо того чтобы работать. Они погубят остроту своего ума, ржавчина источит его.
Огниво и кремень

Смысл символа раскрою я вам незамедлительно: это — учение.
Вначале ученик трепещет и отворачивается от учения. Но через малое время он берёт себя в руки и с великим терпением и примерным старанием совершает свою тяжёлую работу. Так становится учение великой силою и порождает чудеса.

Афоризмы Леонардо да Винчи

Слава в руках труда.

Только с пользою прожитая жизнь долга.

О сонливец! Чего достигаешь ты дрёмою? Сон подобен смерти. Зачем же, будучи живым, низводишь ты себя на положение мёртвого? Зачем не создаёшь такого произведения, которое и после смерти твоей делало бы тебя живым среди живущих?

Где умирает надежда, там возникает пустота.

Вред приносишь ты, если хвалишь, но ещё больше вреда, если порицаешь то, в чём сам мало смыслишь. Кто не наказывает порока, тот его пособник.

Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.

Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.

Когда всходит солнце и для всех разгоняет мрак, ты гасишь светильник, который разгонял мрак для одного тебя.

Художник, который рисует так, как видит глаз, без участия разума, напоминает зеркало, которое отражает любой поставленный перед ним предмет, не познавая его.

Map

Я,БЛОГЕР

Почему я решил вернуться, и вновь начать посты и статьи в этот казалось уже давно забытый блог. Ответить на этот вопрос непросто, в связи с тем, что я уже принял, было решение удалить этот блог и вообще выйти из блогсферы. Однако, подумав немного, проанализировав ситуацию, сложившуюся сегодня вокруг исторического и обществоведческого образования, переменил с […]

Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы на мировом погосте,Звучат лишь Письмена. Иван Бунин Важной частью современного школьного исторического образования является формирование целостного восприятия учащимися исторического прошлого, которое предполагает умение работать не только с и […]

Сегодня, каждый учитель вправе выбрать свою концепцию урока, построить его по своей методике, давать ученикам тот материал, который считает нужным. Планируя урок, учитель может взять за основу любую из предложенных на его выбор программ. Но при этом необходимо учитывать, что урок истории сам по себе незначительная величина, даже в том плане, если он дается н […]

Свежие записи

Метки

Леонардо да Винчи: человек эпохи Возрождения

15 апреля 2012 года исполнилось 560 лет со дня рождения великого итальянского художника, архитектора, скульптора, изобретателя – Леонардо да Винчи (1452 – 1519).

Для человека XXI столетия Леонардо да Винчи олицетворяет собой эпоху Возрождения, эпоху, когда в искусстве возрождались традиции Античности, основанные на идее гуманизма.

В своих полотнах Леонардо да Винчи стремился подчеркнуть не только духовное величие человека, но и показать его физическую красоту, создать подлинную и реалистичную картину мира.

Гениальность Леонардо да Винчи проявлялось во всем. Это касается не только искусства, изобретений, но и научной деятельности. Анатомия, биология, ботаника, палеонтология – вот неполный перечень наук, в которые внес свой вклад Леонардо да Винчи.

Анатомический рисунок, изображающий человеческое тело в разрезе – является одним из наиболее “живых” рисунков. Понятно, что такой естественности Леонардо да Винчи мог добиться только благодаря вскрытия трупов. Принимая во внимание тот факт, что во времена, когда жил Леонардо да Винчи за вскрытие трупов полагалась смертная казнь, можно только удивляться его мужеству.

Анатомические исследования Леонардо да Винчи обобщил в трудах, в которых описал ряд костей и нервов. Леонардо да Винчи особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.

В своих многочисленных живописных полотнах и фресках Леонардо да Винчи выступает как новатор. Его картины и фрески поражают величием, подлинным проникновением в душу человека. Одна из наиболее выдающихся произведений Леонардо да Винчи является фреска “Тайная вечеря” (1495 – 1497 гг.).

03S0077

Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали “Тайную вечерю” одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.

Хотелось бы упомянуть еще об одной картине Леонардо да Винчи. Речь идет о незавершенной картине художника “Мадонна в гроте”.

isi187a

Леонардо да Винчи был учеником Верроккьо.

Этот прием называется сфумато: поиск равновесия между точностью линии и вибрацией света путем смывания четких очертаний предметов по мере удаления от них.

Если в живописи Боттичелли определяющей является линия, то в живописи Леонардо главное – это передача вечно изменчивого видимого мира.

Таким образом, явив собою идеал ренессансного “универсального человека”, Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи.

Читайте также: