Феномен группового давления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнююконформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Конформизм –социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Негативизм – проявление негативной установки. Отношение к человеку, людям (а иногда к жизни и миру в целом) с негативным предубеждением. Типичный признак деструктивной позиции.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшейконформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Социально-психологическая характеристика конфликта, его функции и профилактика.

Конфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается в противоборстве сторон.

Конфликт – это трудноразрешаемая ситуация, которая может возникнуть в силу дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или в группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.

Конфликтывозникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Независимо от содержания конфликта в нём всегда затронуты эмоционально значимые цели, интересы, убеждения, т.е. конфликт имеет эмоциональную основу. Именно эмоции выступают в качестве первого и существенного препятствия на пути разумного препятствия на пути разумного и рационального разрешения конфликтной ситуации.

Конфликт бывает

- межличностный
- межгрупповой
- внутриличностный

Конфликт начинается с появления основной проблемы. Данный этап называется предконфликтной ситуацией, которая может быть растянута во времени, а может быть быстротечной. Толчком к переходу в первую стадию конфликта является какой-либо повод, факт, событие, переводящее взаимодействие в столкновение, конфликтная ситуация становится открытой.
Вторая стадия – активирует участников конфликта на принятие мер;
Третья стадия – острое противоборство сторон;
Четвёртая стадия – снятие противоречий между конфликтными сторонами;
Пятая стадия – разрядка напряжённости.

Конфликты - конструктивные идеструктивные.

2.эмоциональная разрядка(деструктивная сторона)

5.расширение творческого потенциала.

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Феномен группового давления: как может человек противоречить себе

Эксперимент

Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.

В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием

Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе

Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.

Феномен группового давления

Присутствие членов группы по-разному влияет на каждого из них. Это отражено в различных феноменах, которые установлены в социальной психологии: социальной фасилитации, социальной ингибиции, феномене Рингельмана, социальной лени, сдвига риска, групповой поляризации, духа группы, группового давления.

Ряд феноменов касается эффективности групповой деятельности. Феномен социальной фасилитации — это побуждение человека лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; социальной ингибиции — ухудшение выполнения таких действий в присутствии других. Выяснено, что присутствие других влияет положительно на характеристики деятельности количественные и отрицательно — на качественные.

Согласно феномена Рингельмана КПД каждого члена группы зависит от размера группы и снижается при росте ее размера. Обнаружена также обратная зависимость между привлекательностью группы для своих членов и ее размером: чем больше группа, тем меньше ее привлекательность для членов группы. Феномен социальной лени: люди прилагают меньше усилий в том случае, если свои усилия объединяют ради общей цели, чем в случае индивидуальной ответственности. Однако, если члены группы друзья, они бездельничают меньше.

Целый ряд феноменов касается решений, принимаемых малой группой. Феномен сдвига риска: решения, принятые группой, более рискованные, чем индивидуальные решения. Феномен групповой поляризации: после обсуждения взгляды отдельных членов группы сближаются и усиливают среднюю тенденцию относительно принятого решения. Феномен духа группы: очевидно правильное решение приносится в жертву единодушия группы.

Факторы, влияющие на развитие конформности

Существуют факторы, в связи с которыми вполне самостоятельный, независимый и духовно сильный человек с задатками лидера может пойти на попятную, и отказаться от своей точки зрения. Благодаря им становится возможным предвосхитить и спрогнозировать развитие событий в группе

Что порой бывает очень важно, особенно, если это связано с бизнесом

  • Возраст и пол. Считается, что женщины и дети больше склонны к конформному поведению, чем мужчины.
  • Значимость информации. Чем ценнее и ближе к человеку какой-либо материал, тем яростней он будет его отстаивать.
  • Статус и авторитет. Было замечено, что чем выше статус тех, кто высказывается, пусть даже неверно, большинство всё равно примет их позицию, даже если будет сомневаться. Поэтому нередки случаи, когда меньшинство побеждало. И оказывало давление на людей, количество которых превосходило их в разы.
  • Количество единомышленников. Чем их больше, тем сложнее оказать противостояние.

Нонконформизм

Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами. Выделяют два основных типа нонконформистов: агрессивных и творческих. Агрессивные нонконформисты противятся почти всем предложениям группы. Руководствуются они комплексом превосходства или неполноценности и враждебности.

Конформность

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней индивид всего лишь для вида соглашается с группой, он демонстрирует подчинённость, чтобы избежать агрессии в свою сторону, либо просто внимания, как на участника, который отличается. И не смотря ни на что, он будет продолжать действовать против них.

А при внутренней человек действительно начинает верить в то, что говорят другие

Хоть изначально относился критически и осторожно к их словам. Происходит переоценка ценностей, установок, изменяется внутренняя картина мира и его восприятие

Информационная теория конформности г.Джерарда и м.Дойча. Влияние большинства и меньшинства.

Конформность должна рассматриваться
в контексте более общей теории касающейся
последствий поиска человеком информации
в ситуациях, когда он оценивает свое
поведение на основе соотнесения его с
другими. Такое сравнение необходимо
для того, чтобы уменьшить неопределенность
своего поведения в ситуации. Человеку
приходится не только сравнивать себя
с другими, но и сравнивать свои
интерпретации ситуации с интерпретациями
других. Сравнение двух интерпретаций
особенно значимо, если сталкиваются
интерпретации большинства и меньшинства.
Это имеет прямое отношение к слому
социального консенсуса: он может быть
интерпретирован как превращение взглядов
меньшинства во взгляды большинства.

В этой теории были выделены два вида
группового влияния: нормативное (когда
давление оказывает большинство и его
мнение воспринимается членом группы
как норма) и информационное (когда
давление оказывает меньшинство и член
группы рассматривает его мнение лишь
как информацию, на основе которой он
должен сам осуществить свой выбор.
Механизм влияния в обоих случаях
различен: большинство в полном смысле
давит на меньшинство нормой, подчиняя
мнение индивида. Он при этом изменяет
свое поведение, демонстрируя согласие,
оставаясь внутри при своем мнении
(внешний конформизм). Меньшинство лишь
предполагает индивиду новую информацию,
если индивид доверяет ей, то изменяет
свое мнение, т.е. как бы происходит его
обращение, принятие новой точки зрения
(внутренний конформизм). С точки зрения
формирования группы механизм социального
влияния выступает как давление группы,
которое подчиняется ее норме.

Эксперимент С. Московичи:двум
группам испытуемых демонстрируются
слайды, на которых изображен голубой
цвет. В экспериментальной группе,
состоящей из 6 человек 2 сообщника
экспериментатора утверждают, что цвет
– зеленый, они – меньшинство, которое
влияет на позицию большинства. 8,4%
соглашались с тем, что на экране зеленый
цвет, а при изменении цветовой гаммы
(плавный переход от голубого к зеленому),
чаще фиксировали появление зеленого
раньше, чем испытуемые в контрольной
группе.

Вывод Московичи: меньшинство сможет
победить своим влиянием и превратить
свою позицию в норму (превращение
информационного влияния в нормативное),
но для этого необходимо соблюдать
несколько условий поведения меньшинства:
устойчивость позиции, уверенность при
ее демонстрации, аргументированность
в защите представляемой информации. В
ситуации конфликта между мнением
индивида и мнением большинства
навязывается навязывание не согласия
как такового, а демонстрации согласия,
но зато эффект наступает быстрее. При
разрешении конфликта между индивидом
и меньшинством со стороны меньшинства
происходит как бы приглашение к
размышлению за счет предоставления
информации, к поиску нового. Московичи
предположил, что все новации в обществе
стоит скорее ждать от меньшинства, чем
от большинства.

Плохая компания: как противостоять давлению сверстников

Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?

Главная > Консультации > Психолог > Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?

Существует мнение, что человек в течение всей своей жизни никогда не бывает один, вне связи с обществом. Начиная с момента рождения, ребенок находится в окружении других людей: сначала это мама и другие члены семьи, потом добавляются друзья в школе и во дворе, затем, коллеги по работе и так далее. В этом смысле, люди всегда принадлежат к одному или, чаще, нескольким сообществам.

Совсем тяжелой ситуация становится у тех подростков, которые попадают под двойное давление: родители не понимают, ругают, давят, и сверстники в компании давят, издеваются, самоутверждаются за их счет.

И все же возможность научиться противостоять давлению есть. Подросток может освоить необходимые навыки сам, но гораздо успешней дело пойдет, если поддержку окажут родители и педагоги. Основная задача — помочь ребенку выработать необходимую внутреннюю силу и уверенность в себе.

Хочется обратиться к взрослым. Попытайтесь понять подростка. Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников испытывали вы, будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы вы иначе теперь? Заставляли ли вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали?

А теперь подумайте о современных детях. Чем они отличаются от вас, когда вы были ребенком? Считаете ли вы, что в вашем детстве давление на детей со стороны сверстников было сильнее, таким же или меньше, чем сейчас? Почему? Давлению какого рода, по вашему мнению, подвергается ваш ребенок (ваш ученик)? Какой вид давления вас больше всего тревожит? Предпринимают ли другие родители (учителя) что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению?

Теперь хотелось бы предложить несколько советов родителям, педагогам, самим подросткам.

Итак, чем родители могут помочь своему ребенку?

Несколько советов педагогам.

Наконец, несколько советов подросткам о том, как противостоять давлению сверстников в разных ситуациях.

Наиболее надежный способ быть готовым противостоять любому давлению и манипуляциям со стороны окружающих — стать более уверенным в себе человеком. Это значит:

  • Быть твердым в своих убеждениях. Для этого, конечно, нужно сначала иметь эти убеждения. Сформировать их поможет чтение хороших художественных книг (прежде всего, классической литературы), наблюдение за жизнью и размышления об увиденном, а также доверительное обсуждение с родителями или учителем, которому ты доверяешь.
  • Принимать самостоятельные решения.
  • Делать вещи, которыми потом можно будет гордиться.
  • Делать то, что считаешь нужным, беспокоясь не о чужом мнении о себе, а о том, что сам о себе думаешь. Стараться уже сейчас быть тем человеком, которым хотел бы стать.

Ну, а если избежать нежелательной ситуации не удалось, и давление происходит прямо сейчас, можно поступить одним из следующих способов:

Формат статьи не позволяет делать обсуждение слишком объемным. Поэтому могу только добавить, что интересных и разумных идей о том, как противостоять групповому давлению и не растерять друзей, можно во множестве найти в сети Интернет. Используйте эту возможность, подберите то, что лучше всего будет получаться именно у вас. И не теряйте уверенности в себе!

Подверженность конформизму

Конформизм является проявлением определенной пассивности и беспомощности относительно группы. В основном человек выбирает конформное поведение для того, чтобы не быть отвергнутым группой, однако могут быть и другие причины. Склонность к конформизму зависит от:

— референтности группы: если группа является эталонной для человека, трудно с ней не согласиться;

— состава группы: трудно противостоять группе, в которой есть выдающиеся люди или лица, которые являются общепризнанными экспертами в определенной области;

— сплоченности группы: чем больше дел связывают членов группы между собой, тем сильнее будет ее давление;

— единодушия членов группы: наличие в данной группе хотя бы незначительных расхождений во взглядах существенно снижает уровень давления;

— профессионализма человека: когда в области, относительно которой осуществляется давление, лицо не чувствует себя специалистом, давление группы будет сильнее;

— статуса лица: чем ниже статус в группе имеет определенное лицо, тем больше вероятность, что оно займет конформистскую позицию; чем выше социальный статус лица,которое инициировала давление, тем больше будет давление;

— уровня самооценки: чем ниже уровень самооценки, тем конформнее человек;

— сложности проблемы: чем сложнее проблема решается группой, тем большее давление группы;

— понятности задачи: чем не понятнее сформулировано задание, тем ощутимее будет давление группы;

— способа ответа: при публичном образе ответа конформность растет;

— возраста: у детей конформность выше, чем у взрослых;

— пола : у женщин конформность выше, чем у мужчин.

Не следует, однако, считать, что все люди при указанных выше обстоятельствах меняют свои взгляды или поведение. Если человек глубоко убежден в своей правоте, он никогда не станет конформным.

Конформное поведение играет двойную роль в жизнедеятельности человека. С одной стороны, если правильным является взгляд группы, она помогает откорректировать взгляды человека; однако, с другой, она мешает утверждению независимого поведения и самостоятельных взглядов человека. Связь лица с группой будет крепче и длительнее, если принятие ее норм происходит на почве внутреннего одобрения, а не конформизма.

Примеры конформизма

Первый эксперимент, который продемонстрировал феномен конформизма, провел американский психолог С. Аш (1951). Группе студентов (7-9 человек) предложили сравнить длину отрезков. Каждому дали две карточк: в правую и левую руку. В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой — три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. Два других были короче и длиннее. Исследуемые должны были определить, какой из отрезков с правой карточки одинаковый по длине отрезку в левой.

Негативизм

Негативизм, по своей сути, является протестом, против структуры, методов, системы и прочее

Психология личности, склонной к негативистскому поведению, заключается в том, что ей важно противостоять большинству. Причем порой даже не важно, сходятся ли у неё с этим большинством мнения, или нет

Позицию он занимает антигрупповую, и если она изменится, ему не на что будет опираться. Иначе как выбрать стратегию поведения, когда привык ориентироваться на модели, сформированные другими людьми? Так обычно ведут себя подростки в период созревания. И как бы они не пытались показать свою автономность и зрелость, устраивая конфликты, протесты, по факту, они нуждаются в родителях, в их любви и заботе.

Кстати, недавно я опубликовал интересную статью, про синдром Саванта — болезнь гениев. Рекомендую почитать.

Напоследок хочу заметить, что этот феномен выполняет важные функции – сближение и сохранение целостности группы. Которая становится способной совместно достигать поставленных перед ней целей. Если вам интересно узнать, как вы обычно ведёте себя в обществе, рекомендую пройти этот тест. А на сегодня всё! Успехов вам и свершений.

Ребят, я уже не раз рекомендовал, но сделаю это еще раз. Посмотрите вот эти 27 уроков везения, я уверен, что они будут вам полезны.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Как противостоять групповому давлению

Как противостоять групповому давлению

Давление – это попытки заставить с помощью силы или влияния другого человека что-то сделать, не объясняя причин. При этом могут использоваться разные виды давлений: угрозы, лесть, обман, ссылка на других людей, уговоры, шантаж, насмешка и т. д.

Особенно трудно сопротивляться групповому давлению, так как все мы хотим, чтобы группа нас принимала. Однако уважающий себя человек может соглашаться делать то, что считает правильным и отказываться делать что-то вредное, опасное, то, что считает неправильным.

Потому что — каждый человек имеет права:

Право самому оценивать собственное поведение, мысли и чувства и отвечать за них Право не оправдываться и не объяснять другим свои поступки Право быть одному Право отказывать в ответ на просьбу, не испытывая чувство вины, и самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение чужих проблем. Право просить то, что хочет Право требовать то, на что имеет право Право делать ошибки и отвечать за них Право менять свое мнение Право что-то не знать, принимать нелогичные решения, не быть совершенством

Существуют различные способы отказа:

— объяснить причины отказа;

— предложить сделать что-то другое;

— уйти и не участвовать в нежелательном действии;

— попытаться убедить и других отказаться от нежелательного действия.

— оценить, соответствует ли предлагаемое действие твоим желаниям, интересам, убеждениям;

— оценить последствия действия;

— оценить последствия отказа;

— выбрать в соответствии с этим свое решение и отстаивать его.

Выделяют следующие способы сопротивления групповому влиянию и манипуляциям:

— контраргументация – сознательный аргументрованный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы агента воияния

— конструктивная критика – обсуждение целей и средств агента влияния и обоснование их несоответствия целям и требованиям адресата

— психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации принуждения, давления, манипуляции

— конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

— уклонение – избегание посещения определенных мест, встреч с определенными людьми, попадания в определенные ситуации, которые вызывают нежелательные чувства и реакции и рискованы сами по себе.

Внешняя конформность – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.

Внутренняя конформность проявляется:

2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию. Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Согласно С. Московичи, существование позиции меньшинства может привести к проявлению инноваций.

Позднее М. Дойч и Г. Джерард разработали информационную теорию конформности, в которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение как информацию, на основе которой он должен осуществить выбор).

Нонконформизм – слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом. В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

Групповое давление – это процесс влияния норм, установок, поведения и ценностей членов определенной группы на мнение и поведение конкретного человека.

Нормативное групповое давление характеризуется тем, что человек, существуя в рамках определенной группы, постепенно принимает в качестве основы нормы и правила данной группы, осуществляет свое поведение в соответствии с мнением группы, стремится согласовать свои установки с установками группы.

Конформизм – это изменение собственного мнения, поведения и личностных установок под влиянием окружающих людей.

В рамках социально-психологической науки, конформизм чаще всего рассматривается как конформное поведение или конформность. В данном случае конформизм рассматривается с точки зрения чисто психологической характеристики личности и позиции индивида относительно позиции конкретной группы.

Таким образом, конформизм в современной психологии рассматривается как отвержение или принятие индивидом собственного положения и позиции, мнения и стандарта, в условиях существования определенной группы и под ее давлением.

Противоположностью конформизма и конформности является самостоятельность, независимость, устойчивость.

Известные исследования конформизма

Одними из первых исследованием конформизма занимались такие ученые как М. Шериф, С. Аша, С. Милграм. Ими были проведены классические практические эксперименты, которые показали, что поведение испытуемых, помещаемых в специально созданные условия чуждой им культуры, норм и правил, постепенно меняется и подстраивается под установленные в группе нормы и правила. Кроме того, испытуемые часто меняли свои первоначальные оценки и суждения.

Готовые работы на аналогичную тему

Впервые модель конформности была продемонстрирована ученым С. Ашем в 1951 году. Его эксперименты остаются известными и популярными до настоящего времени, они признаны классическими, несмотря на периодическую критику.

В настоящее время существует большое количество разнообразных модификаций методики С. Аша. Однако, вне зависимости от модификации суть эксперимента остается прежней.

Внешний и внутренний конформизм

Исследования о том, какое значение имеет конформизм в жизни человека остаются актуальными и в настоящее время. В ходе данных исследований, было установлено, что он может быть двух видов: внутренний и внешний.

Внешний конформизм (приспособление, устойчивость) – это конформизм, который характеризуется внешним согласием человека с мнением той группы, в рамках которой он действует и существует.

При внешнем конформизме человек принимает групповые нормы внешне, но внутренне он выражает несогласие с ними. То есть, человек открыто не демонстрирует свое несогласие и не вступает в открытый спор и конфронтацию с группой.

Внешний конформизм присущ большинству людей, которые ведут себя в обществе так как того требуют правила и нормы, но при этом не одобряют их в душе. Например, человек носит на работу костюм и галстук, даже если ему это не нравится.

В повседневной жизни внешний конформизм принято называть уступчивостью. Человек идет не уступки для того чтобы избежать определенного наказания или чтобы заслужить поощрение. В случае, если человек явно подчиняется указаниям и приказам, то это уже трактуется как повиновение.

При внешнем конформизме человек возвращается к своему мнению и привычному поведению, в момент, когда он покидает группу и с него снимается ее давление.

Внутренний конформизм (согласие, одобрение) – это конформизм, который характеризуется полным изменением своего первоначального мнения и позиции, в пользу группы.

Очень часто внутренний конформизм возникает в том случае, если человек искренне начинает верить в то, чем занимается группа, принимает полностью ее правила и нормы.

Психологическими механизмами внутреннего конформиз¬ма могут служить:

  • Идентификация – частичное или полное уподобление членам группы, особенностям их взаимодействия между собой, в силу положительного и позитивного отношения к членам группы.
  • Интернациализация – внутреннее усвоение ценностей и установок членов группы, принятие их как своих собственных.

При внутреннем конформизме мнение группы является для человека ориентиром и руководством в действиях и поведении. Данное мнение сохраняется на длительное время, даже после того как человек вышел из группы.

Конформизм зависит от характеристик группы: наиболь¬шую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек, достаточно привлекательных и обладающих высоким статусом.

Наиболее высокий уровень конформизма проявляется также в том случае, когда ответы даются публично и при отсутствии предварительных заявлений.

Уровень конформизма меняется не только в зависимости от ситуации, но и в зависимости от личности. Психология исследовала ряд факторов, определяющих уровень конформизма того или иного человека. Основные из этих факторов — гендер, личность и культура.

Читайте также: