Федор васильев биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24 сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

ТВОРЧЕСТВО

Он с ранних пор пристрастился к рисованию.

Творческое и духовное развитие Васильева шло так стремительно, словно он знал наперед, что судьба отпустила ему слишком мало времени и нужно успеть сделать как можно больше, не упустить из своего внимания и памяти ни одного мига, какой дарует жизнь.

Окружающие поражались его феноменальной одаренности.

Она проявлялась во всем — в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей. Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было. Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.

Васильев поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.Н. Крамского и И.И. Шишкина.

Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Он внушил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу художественного труда.

На острове Валааме 1869

Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Тяжелые тучи нависают над притихшей равниной, стремительно и низко проносятся птицы, горизонт заволакивает сизо-синяя дождевая пелена. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. В этих картинах больше действия, чем настроения; художник лишь начинает свое открытие мира.

Оттепель 1871

В 1867 г. Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. В 1870 г. вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: “Оттепель”, “Вид на Волге” и “Зимний пейзаж”, доставившие ему известность.


Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало.

В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 г.

Крымские горы. Осень В Крыму. После дождя 1872г Болото в лесу. Осень 1873

Наиболее значительные произведения Васильева: “Приближение грозы”, “Полдень”, “Болото”, “Вид на Волге”, “Перед грозой”, “Зимний пейзаж”, “Взморье”, “Оттепель”, “Зима”, “Мокрый луг”. Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок.

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.

Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Все оставшиеся после него произведения, большей частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находились в библиотеке Академии художеств.

Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.

Васильев (Федор Александрович) - пейзажист. Родился 19 февраля 1850 года, умер 8 сентября 1873 года. Васильев был сын мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком он он был отдан на службу в глав. почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию и, возвращаясь домой из почтамта, занимался рисованием. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.И. Шишкина . В 1867 году Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. В 1870 году Васильев вместе с господами Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: "Оттепель", "Вид на Волге" и Зимний пейзаж", доставившие ему известность. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. По предложению графа Строганова он провел лето 1871 года в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым; еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии Художеств и получил звание художника I-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: "Болото" и "Крымский вид", за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году. В следующем году он получил звание почетного вольного общника Академии, а в сентябре он умер в городе Ялте. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находятся в библиотеке Академии Художеств. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "Приближение грозы" (собственность графа Апраксина), "Полдень" (собственность графа Звенигородского), "Болото" (собственность графа Третьякова ), "Вид на Волге" (собственность Академии Художеств), "Перед грозой" (собственность Академии Художеств), "Зимний пейзаж" (собственность Государя Императора), "Взморье" (собственность Академии Художеств), "Оттепель" (собственность Государя Императора), "Зима" (собственность господина Солдатенкова ), "Мокрый луг" (собственность П.М. Третьякова). Васильев - один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и совершенной гармонией в красках. Васильев умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870 - 71 годов. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Письма Васильева к И.Н. Крамскому , напечатанные в "Вестнике Изящных Искусств" (1889 - 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. В. Чуйко.

Федор Васильев художник 19 века – русский живописец-пейзажист, который родился (1850-1873).

Он появился на свет в Гатчине, нынешней Ленинградской области 10 (22) февраля. Его отец был петербуржцем и работал простым служащим на почте. Когда Васильеву исполнилось 12, его отправили служить в центральное почтовое отделение. Еще ребенком Фёдор Александрович начал интересоваться художественным искусством. В связи с этим парень оставил службу и стал учеником Петербургской Рисовальной школы Общества поощрения художеств. Через некоторое время Васильева заметил Иван Шишкин, который лично стал помогать молодому таланту советами.

В 1871 году граф Строганов предложил Фёдору Александровичу свои имения в губерниях Воронежа и Харькова для лечения. Оно длилось целое лето, но не дало результатов.

Фёдор Александрович скончался в Ялте 24.09 (06.10).1873 года. Его похоронили там же, на Поликуровском мемориале.

Федор Александрович Васильев (10 (22) февраля 1850, Гатчина – 24 сентября (6 октября) 1873, Ялта ) – русский пейзажист второй половины XIX века.

Особенности творчества Федора Васильева. Как художник, Васильев формировался под влиянием Шишкина и Крамского, но, несмотря на короткую жизнь, сумел сформировать собственное направление в пейзажной живописи – лирико-поэтическое. Его находки оказали громадное влияние на развитие русского изобразительного искусства.

Если попросить перечислить крупнейших русских пейзажистов XIX века, многие назовут Шишкина, Саврасова, Поленова, Левитана. Или Куинджи. Или Айвазовского. Выбор зависит от личных вкусов и пристрастий в живописи. Но вряд ли кому-то сходу припомнится Фёдор Васильев. А между тем специалисты называют этого художника с такой распространённой и оттого не очень-то запоминающейся фамилией подлинным гением в области пейзажа. Предполагают, что проживи он дольше отпущенных ему 23-х лет, имя Федора Васильева, без сомнений, было бы в ряду перечисленных мастеров. А кого-то из них он, со своими исключительным дарованием, мог бы и затмить.

Наблюдательному Репину этот развязный субъект не понравился сразу: нахален, насмешлив, самоуверен. Откуда только такие берутся?! Репин сердился и одновременно изумлялся: ведь говорят, он беден, этот Васильев, а вечно надушен, идеально подстрижен и одет как самый заправский франт – в цилиндре, дорогом сюртуке, лайковых перчатках. Нигде толком не учился – а вот уже бранит почем зря Академию и её порядки, говорит, они нелепы, смешны и уж лет тридцать как устарели. Языков не знает и за границею не бывал – а так кстати умеет вклеить в разговор французское или немецкое смешное словечко или латинский учёный термин, что просто диву даёшься. И музыке, сам рассказывает, специально не обучался, инструмента дома не имеет – а сядет за рояль да и сыграет что-нибудь из Бетховена. Удивительный субъект!

Репин прозревает, Васильев удивляет

На Семнадцатой линии петербургского Васильевского острова Илья Репин, сверяясь с адресом, отыскал низенький одноэтажный дом. Комнатки в нём были крохотными, мольберты у окна – дрянные, разболтанные. Хозяина этих богатств Федора Васильева Репин застал за работой.

Васильев в тот год тоже поехал на волжские этюды с Репиным. Репин вспоминал, как тщательно перед этим приятель собирался в дорогу, как купил себе элегантный, длинный и узкий, дорожный сундук, как с удовольствием составлял список покупок: хлысты, краги для верховой езды, несколько пар лайковых перчаток, дюжина галстуков, разнообразные виды мыла, одеколонов, дезинфекционных снадобий, а еще – аптечку, спирт, надувные подушки.

Раздражаясь подобному расточительству – ему-то самому ни к чему эти барские штучки! – Репин тогда еще не подозревал, что всем своим образом жизни Федор Васильев стремится вырваться из обречённого и замкнутого жизненного круга, к которому был приговорён самим фактом своего рождения. Всю свою недолгую жизнь Федор Васильев будет отчаянно бороться с комплексом, связанным с его происхождением.

Семья, детство и ранняя зрелость Федора Васильева

Отца Федора Васильева биографы упорно сравнивают с типичными героями Достоевского: он был неудачник, подозрительный до паранойи и срывавший зло на семье, выпивоха и отчаянный игрок. Дети росли в атмосфере неустроенности и скандалов. Но, видимо, именно это сформировало в Федоре Васильеве характер, дало ему завидный внутренний стержень. Когда 42-летний отец скончается в Обуховской больнице, все заботы о немаленьком семействе лягут на плечи 15-летнего Фёдора.

Целеустремлённость юного Васильева была феноменальна.

В гимназию упорного Федора взяли учиться бесплатно – в качестве поощрения за его на редкость чистый и звонкий детский голос, выделявшийся в местном церковном хоре. В каникулы мальчик подрабатывал – за рубль в месяц помогал почтальону носить почтовую сумку.

С 12-13-ти лет он нанимается работать на почту – разбирать корреспонденцию и выполнять другую мелкую работу, чтобы хоть как-то помочь семье. И в это же время, очень рано осознав свои способности, начинает посещать вечерние классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств и устраивается помощником к Петру Соколову – одному из лучших петербургских реставраторов при Академии художеств, отчего нередко будут шутить, мол, Васильев попал в Академию не с парадного входа, а через задний двор.

В 16 лет Васильев знакомится с ведущими русскими художниками – двумя Иванами, Шишкиным и Крамским. Крамской останется на всю жизнь его близким и верным другом и будет признаваться, что Васильев, будучи на полтора десятка лет моложе, очень сильно повлиял на него.

Строганов купил эту картину и стал всячески опекать 17-летнего самородка, снабжая его средствами и приглашая подолгу гостить в своих имениях Знаменское в Тамбовской губернии и Хотень в Сумской. Надо ли говорить, что для начинающего пейзажиста возможность вырваться из Петербурга и видеть природу, живописную и разнообразную, значило очень много. А Строганов, чтобы Васильев успел побольше увидеть, еще и предоставлял в его полное распоряжение коляску для разъездов.

Вернувшись домой, Васильев почувствовал себя худо. Доктора уточнили диагноз: туберкулёз горла. Только крымский климат, если, конечно, хочешь еще пожить и надеешься что-нибудь создать, – таким был окончательный вердикт.

Не хотел Васильев ехать в Крым, но пришлось. С ним вместе отправились мать и маленький брат Роман. Это радовало – Романа, родившегося когда он уже был подростком, художник просто обожал. Но это же добавляло ответственности: кормильцем семьи по-прежнему оставался Фёдор. Больше было того, что печалило. Друзья, приятели, единомышленники, те, с кем можно было дурачиться и до утра говорить об искусстве, – все остались в столице. На берегу Черного моря (Васильевы поселились в Ялте) больной художник чувствовал себя рыбой, выброшенной из воды.

Последние два года

Постепенно Васильев всё же пообвыкся, природа Крыма стала понемногу трогать его, проникать в сердце. Последние два года – несмотря на чуждое окружение, несмотря на смертельную болезнь – считают самыми плодотворными в творчестве Фёдора Васильева. Он пишет много, безудержно, плодотворно, почти перестаёт спать ночами, работа помогает не думать о смерти. В то, что Васильев выздоровеет, не верит уже никто.

Читайте также: