Федор черный князь ярославский кратко

Обновлено: 30.06.2024

Родился около 1237 - 1239, сын смоленского князя Ростислава Мстиславича. Он был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела.

В 1260 году князь женился на дочери последнего князя ярославского, святого Василия Всеволодовича, Марии, единственной наследнице княжества Ярославского.

Неудовольствия с братьями, которые дали ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск, заставили его жить в Ярославле, где теща его, княгиня Ксения, не хотела уступить ему власти. Князь Феодор, вместе с другими князьями, ходил на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Темира предпринимал поход против яссов или алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани татарам. Возвратившись оттуда с богатой добычей, Феодор обратил на себя особенное внимание хана и жены его; последняя предложила ему руку своей дочери. Феодор не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой.

Между тем княгиня Ксения, по возвращении его в отечество, не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын его и Марии - малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло победить упрямства княгини.

Вскоре Феодор овдовел (по другим сведениям, его супруга умерла еще до его возвращения из Орды) и получил Смоленское княжество после умерших братьев. Тогда он снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. Дочь Менгу-Темира крестилась, с именем Анны, и вступила в брак с Феодором; хан назначил города на содержание дочери и зятя. С дозволения тестя, благочестивый князь поставил несколько храмов в улусах Орды.

В 1290 году, когда сын его от первого брака умер, Феодор отправился в Ярославль с супругой и с двумя сыновьями, Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля не хотели принять их, но Феодор с смоленской дружиной принудил их к покорности. Феодор расширил г. Ярославль, обвел его земляным валом, построил в нем несколько храмов и великолепно украсил их. Жена его построила храм Архангела Михаила, на берегу реки Которости.

Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской и святой Даниил Московский. Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей в 1296 году епископы Симеон Владимирский и Исмаил Сарский сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде князя Феодора и Сарайского владыки Исмаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог.

18 сентября 1299 года, чувствуя приближение смерти, князь принял схиму.

Скончался 19 сентября 1299 года [1], испросив прощения у множества собравшихся ярославцев.

5 марта 1463 года спасский архимандрит Христофор обрел нетленные мощи трех святых князей - Феодора и сыновей его (Давида и Константина), перенес их в храм и положил в одном гробе. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.

Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов [2].

Использованные материалы

[1] По Брокгаузу - в 1298.

[2] Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. - "Богословские труды", сб. XI, М., 1973„ с. 55 - 77

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Одним из баловней судьбы второй половины 13 века был ярославский князь Фёдор Ростиславович по прозвищу Чёрный. Одни его успеху завидовали, другие осуждали, но он не обращал на это внимания и шёл к своей цели, не стесняясь в средствах.

На службе у ордынского царя

Фёдор Ростиславович Чёрный происходил из смоленских князей и несмотря на все свои "подвиги" был причислен к лику святых (об этом позже). Оказавшись в Орде (по вызову или по собственной инициативе - точно не известно) князь Фёдор втёрся в доверие к хану Менгу-Тимиру и принял деятельное участие в монгольских войнах на Северном Кавказе.

По летописям известно, что в 1277 году в рядах объединённой русско-татарской рати он брал ясский город Дедяков. Как пишет летописец, русские взяли "полон и корысть велику", "а супротивных без числа оружием избиша, а град их огнём пожгоша".

За великое усердие Фёдор Ростиславович удостоился похвал ордынского хана, и через год снова подвязался воевать с ордынцами. Теперь уже нелёгкая занесла его в Булгарскую землю. Менгу-Темир был доволен русским витязем, а его любимая жена - "царица" - буквально голову потеряла ("вельми полюбили") от статного русича, его "мужества ради и красоты лица его".

Короче, благодаря уникальному сочетанию красоты, таланта и знания людской психологии Фёдор Ростиславович удостоился невиданной чести. Как живописует "Житие" нашего героя, "он же всегда у царя предстояще и чашу подаваше ему". Иными словами, русский князь стал чашником у ордынского хана и очень этим гордился, потому что должность сия считалась в Орде почётной.

Женитьба на принцессе

В Орде красавец-князь женился вторично и не на ком ни будь. В жёны ему досталась дочь Менгу-Тимира, принявшая ради такого случая православие. Брак получил благословение константинопольского патриарха. Однако важнее то, что он ещё больше упрочил положение Фёдора при ордынском дворе.

Хан приказал прислуживать на его свадьбе русским князьям и боярам. В подарок Фёдор получил от него золото, серебро и бисер. Менгу-Тимир сажал Фёдора подле себя и разрешил ему построить дом за счёт своей казны. От счастливого брака у Фёдора родилось два сына - Давыд и Константин. Князю нечего было больше желать - кроме одного.

В Ярославль на ордынских штыках

Вообще-то Фёдор Ростиславович приехал в Орду по нужде. После смерти его первой жены ярославские бояре вместе с его тёщей княгиней Ксенией прогнали князя с трона и заменили на его собственного сына Михаила. И вот теперь ему захотелось вернуть Ярославское княжество.

С согласия нового хана Туда-Менгу Фёдор прибыл в Ярославль с монгольскими войсками и вернул себе княжение. Возвращение будущего святого сопровождалось жестокими расправами над оппозицией:

". И царёва двора прииде с ним множество татар; и кои быша были ему обиды от гражан, и он же царёвым повелением мьсти обиду свою, а татар отпусти в свою землю в Орду с честию великою к царю".

Усевшись в Ярославле, князь Фёдор не потерял связи с Ордой. Он часто наведывался к своим монголо-татарским родственникам и между делом "не раз наводил на Русь татарские рати, принимавшие участие в жестоких междоусобных войнах". Кровь при его непосредственном участии лилась по Руси рекой, но вот что удивительно - люди простили ему эту малость, как только выяснилось, что его полуистлевшие мощи чудотворны.

2 октября — день памяти благоверного Феодора Смоленского и его сыновей Давида и Константина

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Почему Русская Церковь канонизировала этого, казалось бы, совсем не святого человека? Житие Феодора Черного рассказывает о князе, выгнанном из своего удела, который долгие годы жил в Орде, подружился с ханшей, женился на ханской дочке и с татарским войском вернулся в свой стольный Ярославль. А уж чем святы родившиеся у него в Орде сыновья Давид и Константин, и вовсе непонятно. И между тем именно они стали первыми ярославскими святыми.

Князь не царь

Святые князья — это вообще особый чин русских святых. Нельзя сказать, что их канонизировали из каких-то политических соображений как олицетворение власти — русский удельный князь уж никак не царь, он скорее человек служилый. Причем среди них есть те, кто бились с татарами, и те, кто заключали с ними союзы, есть даже полные политические неудачники вроде Всеволода-Гавриила или Михаила Тверского. Но Церковь не канонизирует никакой политики — ни московской, ни новгородской, ни татарской, ни объединительной, ни удельной. Да и канонизированных русских царей, кроме последнего царя-страстотерпца, у нее нет.

Может, все дело в личной праведности? Но Ярославль и Муром дали Церкви святых князей, практически не оставивших следа в летописях и истории.

И все же повсюду на Руси народ благоговейно чтил могилы древних князей, к которым обращался в молитвах во время бесконечных войн и набегов.

Миссионер поневоле

Федору, третьему сыну князя Ростислава, было года два, когда в 1240 году после смерти отца братья при разделе наследства оставили ему один маленький Можайск. Там он вырос, женился на дочери ярославского князя Василия и сам стал ярославским князем. У него даже наследник родился — сын Михаил, которого, когда Федор овдовел, взяла на воспитание его теща, княгиня Ксения.

Пришлось вернуться в Орду, где хан не только отдал князю в жены свою дочь и, значит, фактически признал его ровней, но и по сути признал православие полноправной религией — ведь перед венчанием его дочь должна была принять Крещение.

Впрочем, стараниями Александра Невского и митрополита Кирилла в столице Золотой Орды Сарае еще в 1261 году была учреждена епархия Русской Православной Церкви, и князь Федор немало потрудился, прививая ордынцам русские обычаи, нравы и благочестие.

Но когда в 1290 году пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его первый сын, князь Михаил преставился, князь с двумя родившимися в Орде сыновьями, наученный горьким опытом, отправился в свой удел не только с ханским ярлыком, но и большим отрядом татар. И не ошибся: утверждать свои законные права пришлось силой. А вот покняжить в родном Смоленске, хоть после смерти братьев он и считался великим князем Смоленским, ему так и не пришлось: в 1297 году он попытался было отбить город у захватившего его племянника, но ничего из этого не вышло.

В 1463 году ярославское духовенство хотело было перезахоронить останки князя Феодора и его сыновей Давида и Константина, неизвестно с какого времени покоившиеся без особого почитания в одной гробнице. Но когда склеп вскрыли, начали совершаться чудеса. Дали знать Ростовскому епископу, тот прислал протопопа для расследования, и в 1467 году святым князьям — первым уроженцам Ярославской земли — было установлено церковное празднование. И тогда же по поручению митрополита Московского Филиппа иеромонах Антоний составил их житие.

Как среди наших святых оказался князь, который жил в Орде и женился на ханской дочке?

Обретение нетленных мощей святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давида и Константина
Миниатюра из Лицевого летописного свода

В 1989 году мощи святых Феодора, Давида и Константина из Ярославского музея-заповедника, где они находились в годы советской власти, перенесли в Ярославль. Там они и покоятся сегодня в новом Успенском соборе.

Родился около 1240 (по другим данным — 1 сентября 1233) в Смоленске, третий сын смоленского князя Ростислава Мстиславича. Около 1260 вступил в брак с Анастасией Васильевной [1] , молодой ярославской княгиней, но фактически управление Ярославским княжеством после смерти всех мужчин первой ярославской княжеской династии было в руках её матери Ксении. В начале 1260-х родились две их дочери, упомянутые в летописях, а в 1265 согласно легенде — сын Михаил.

В период с не ранее 1266 по 1276, возможно, пребывал в Золотой Орде, где, по легенде, его полюбила ханша Джиджекхатунь и благоволил хан Менгу-Тимур, они сватали свою дочь за него, несмотря на живую жену. Впрочем, Анастасия вскоре умирает, Фёдор пытается вернуться в Ярославль, но этому воспротивилась княгиня Ксения с боярами, объявившие князем малолетнего Михаила. Фёдор, оставшись в Орде, женится во второй раз, на дочери хана [2] , в православии Анны, получив за неё большое приданое (36 городов) и большой почёт у монголов. Рождаются сыновья Давид и Константин, в то время как старший сын Михаил умирает в Ярославле. После этого Фёдор с семьёй отъезжает в Ярославль с ханским ярлыком на княжение.

В 1276 имя Фёдора впервые упоминается в летописи в связи с погребением великого князя Василия Ярославича. В 1277—1278 вместе с другими князьями участвует в походах Орды против осетин и волжских булгар.

В 1275 получает в наследство Можайск. В 1278—1279 в Смоленске умирают его братья Глеб и Михаил и Смоленское княжество переходит к Фёдору. В 1279—1281 годах он, предположительно, пребывает в Смоленске, а 1281—1292 годах — вновь в Орде, в том числе участвует в междоусобице Андрея и Дмитрия Александровичей, закончившейся разорением в 1281 году ряда русских городов ордынцами и русскими же. В 1285 безуспешно осаждает Смоленск его племянник Роман Глебович.

Князь умирает в 1299 году в Ярославле, приняв схиму. Глубина предсмертного покаяния является главным основанием его последующей канонизации [4] . Впрочем, Е. А. Ермолин полагает, что князь лелеял планы крещения Орды. Ярославское княжение переходит к его сыну Давиду.

Почитание в православии

Накануне присоединения Ярославля к Московскому государству, в 1463 году, архимандрит Христофор обрёл в ярославском Спасском монастыре мощи князя и его сыновей Давида и Константина, они были размещены в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В 1467 году все трое были канонизированы. Это первые ярославские святые. В настоящее время мощи ярославских чудотворцев покоятся в Федоровской церкви Ярославля.

Читайте также: