Федеративное устройство государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Федерати́вное устро́йство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: штаты, республики, края, земли, области и иные.

Федеративное устройство Российской Федерации

Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта.

Федеративное устройство России основано на ряде принципов:

    Российской Федерации;
  • единстве системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • равноправие и самоопределениенародов в России.

См.также

Ссылки

  • Владимир РазумовСтабильная нестабильность. Независимая газета (16 сентября 2008). — Федеративные отношения в стране проверяются на прочность. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.Проверено 26 сентября 2008.
  • Теория государства и права
  • Конституционное право
  • Федерализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Федеративное устройство" в других словарях:

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО — конкретный способ организации федеративного государства (см. Федерация), определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ основано на ее… … Юридический словарь

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО — (от лат. foederatio союз, объединение) способ организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами государственной власти, а тж. между собой. В соответствии с п. 3 ст. 5… … Юридическая энциклопедия

Федеративное устройство РФ — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО — см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация Россия. Субъект Российской Федерации … Энциклопедический словарь конституционного права

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО — способ организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами государственной власти, а т.ж. между собой. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции РФ 1993 г Ф.у. РФ основано на… … Энциклопедический словарь экономики и права

федеративное устройство — конкретный способ организации федеративного государства (см. федерация), определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ основано на ее… … Большой юридический словарь

Федеративное устройство Боснии и Герцеговины — Федеративное устройство Боснии и Герцеговины государство состоит из автономных административных единиц Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко … Википедия

Федеративное устройство Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Федеративное устройство России — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

ФЕДЕРАЦИЯ (ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО) — (лат. foederatio союз, объединение) форма государственного устройства, предполагающая наличие в составе государства ряда государственных образований субъектов федерации (республик в Российской Федерации, штатов в США, Индии, Бразилии, Мексике,… … Политологический словарь-справочник

Федерация - что это такое? Значение термина простыми словами. Что такое субъект федерации? Федеративное устройство. Признаки федеративного государства. Примеры стран-федераций. Формы и принципы федеративного устройства. Принцип федерализма в Конституции РФ - в чем суть? Россия как федерация: принципы федерализма.

Фото Федерация - это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что такое федеративное устройство

Федерация - это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация - одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты - конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть - собственностью субъектов.

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата - орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации - международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки - федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти - двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат - орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.


Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм - один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма - способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты - Государственной Думы и верхней палаты - Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Предметы ведения - это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z - федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

1) Форма территориально-государственного устройства - федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
- Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм - все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций - это признаки федеративного устройства.

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Материал с изменениями 2020 — ЗДЕСЬ.

План.

  • Федеративное устройство. Понятие.
  • Субъект Российской Федерации. Понятие.
  • Признаки федеративного государства.
  • Функции федерального государства.
  • Особенности федеративного устройства России.
  • Субъекты Российской Федерации (список).
  • Федеральные округа РФ.
  • Принципы федеративного устройства.
  • Разделение полномочий между центром и субъектами.

Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Признаки федеративного государства:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • наличие двухпалатного парламента
  • верховенство федерального права
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • наличие двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Функции федерального государства:

  • децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
  • интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация построена:

  • по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
  • по национальному принципу — республики, автономные округа

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

Национальные образования:
  • 22 республики;
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • одна автономная область (Еврейская Автономная область).
Территориальные образования:
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • 46 областей.
Все эти субъекты группируются в:
  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов.

Федеральные округа РФ.

Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

С 2000 года:

С января 2010 года:

С марта 2014 года:

Крымский.

Принципы федеративного устройства.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

  • республики обладают признаками государства,
  • государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

Форма государственно-территориального устройства — форма взаимодействия территорий. Бывает унитарным, федеративным и конфедеративным.

Федерация — форма государственно-территориального устройства, при которой части федеративного государства являются государственного образования, которые обладают юридически определенной политической самостоятельностью.

Составляющими федеративного государства являются государственные образования (земли, штаты, области, провинции, края, республики).

Определенные решения принимаются высшими органами власти, в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях. Имеет органы государственной власти, которые распространяются на все субъекты федерации.

Понятие и признаки федеративного государства

Современные федерации отличаются от унитар­ных государств более высоким уровнем социальной и национальной напряженности, связанной в немалой степени с несовершенством федеративной структуры и неразвитостью политико-правовых связей внутри федерации.

К признакам относятся:

  • наличие единого федерального гражданства;
  • симметричный конституционный статус субъектов Федерации и их равноправие;
  • разграничение компетенции между союзом (центром) и субъектами Федерации;
  • единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов Федерации;
  • существование самостоятельной системы органов законо­дательной и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • добровольность объединения государственных образований в единое государство.

Государственные образования, которые составляют федерацию, не являются государствами. Они не обладают правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в между­народных отношениях, суверенитетом.

Причины возникновения федераций

Этноконфессиональные факторы: федерация формируется на основе полиэтнических государств, когда субъекты совпадают с этническими территориями. Такие факторы оказали непосильное влияние на формирование федерализации таких стран, как Пакистан, Судан, Индия, Нигерия, Ирак. Федерализация не проходит в тех государствах, где:

  • действуют жесткие авторитарные и военные режимы;
  • слабо артикулированные интересы этнических общин;
  • нет территорий компактного проживания этнических групп.

Исторические факторы: формирование федерации образовывается на основании создания новых государств, которые создаются в процессе постколониального объединения или постфеодальной интеграции. Федеративное устройство происходит в случае, когда у территории есть наличие интересов общества к интеграциям.

Природно-географические факторы: связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены горными барьерами или морскими перегородками. В таких условиях географического выделения развивается ярко выраженная региональная идентичность.

Примеры таких федераций — Микронезия (3 островных группы и один отдельных остров), Коморские острова.

Виды федераций

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по историческим, географическим, экономическим и другим особенностям. К таким видам федераций относятся США, Мексика, Бразилия.

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих народов. Такими федерациями являются Индия, Бельгия.

Национально-территориальная — федеративное государство, в основу формирования которого положены территориальные и национальные принципы образования субъектов. К такой федерации относится Российская Федерация.

Также по способу образования, федерации делятся на:

  1. Договорные, которые возникают в результате объединения независимых государств в одно. В договоре может быть прописана сецессия государств из состава федерации.
  2. Конституционные, которые возникают на базе унитарного государства. В таких конституциях прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода.

В зависимости от правового статуса субъекта федерации:

  1. Симметричные, когда состоят только из субъектов федерации и статусы этих субъектов равны. Например, Объединенные Арабские Эмираты, Австрия.
  2. Ассиметричные, когда субъекты равноправны, но есть территории, управляемые властями (Канада, Соединенные Штаты Америки) или же когда федерация состоит только из субъектов, но их статусы не равны (Российская Федерация, Индия).

Современные федерации и их субъекты

Современные федерации создаются по самым различным признакам. Субъекты федерации обладают представительством и участвуют в работе высших органов государственной власти, приоритет отдается парламенту. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации.

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К исключительному ведению субъектов федерации относится: местные работы и предприятия, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, местные налоги, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, учреждение и замещение должностей, местное управление и другое.

В современных федерациях происходит процесс усиления политической интеграции. Земли, которые входят в состав федераций, не обладают суверенитетом.

Читайте также: