Отношение брюсова к революции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Валерий Брюсов — известный русский поэт, талантливый прозаик, прекрасный драматург, переводчик, литературовед, критик, историк, один из основателей русского символизма.

Детство

Брюсов родился в купеческой семье среднего достатка. Отец, Яков Кузьмич, просаживал все деньги на скачках. Мать, Матрёна Александровна (в девичестве Бакулина) обожала читать французские романы и души не чаяла в своём старшем сыне — Валерии. Всего в семье было пятеро детей: 1 мальчика и 3 девочки.

Образование

Валерий Яковлевич получил прекрасное образование в лучших частных школах Москвы: сначала учился в классической гимназии Ф. И. Креймана, из которой был отчислен через четыре года за пропаганду атеизма, затем — в гимназии Л. И. Поливанова. Известно, что у Брюсова была склонность к математическим наукам, в которых он делал успехи.

Высшее образование Валерий Яковлевич получил на историко-филологическом факультете Московского университета.

Творческий путь

Личная жизнь

В 1892 году Брюсов частенько бывал в доме Красковых, где старшую дочь звали Еленой Андреевной. Так как она была дочерью М. И. Красковой от первого брака, она была Масловой. Девятнадцатилетний Брюсов увлёкся 25-летней Еленой, которая не отличалась ни красотой, ни здоровьем. Отношения были прерваны внезапной трагической смертью девушки от оспы.

Уже в следующем году у Брюсова начинается роман с Натальей Александровной Дарузес, которую он нежно звал Таля. Оба они выступали на сцене московского Немецкого клуба, где и познакомились.

Увлекающаяся и влюбчивая натура поэта продолжает этот ряд именами М. П. Ширяевой, А. А. Шестаркиной, Л. Н. Вилькиной, А. Е. Адалис.

Женился Валерий на гувернантке, работавшей в доме Брюсовых. Иоанна Матвеевна Рунт была то ли полячкой, то ли чешкой по своему происхождению. Он любил эту маленькую женщину до обожания, но в своих увлечениях остановиться не мог. К сожалению, Иоанна так и не смогла выносить ребёнка, и у Брюсова не осталось наследников.

Среди всех любовных увлечений поэта стоит особо отметить Нину Петровскую, поэтессу начала XX века, которую связывали трагические отношения с Андреем Белым. После этого она начала встречаться с Брюсовым. Их роман продлился около 7 лет и сделал женщину несчастной.

С 1911 по 1913 года у Брюсова был роман с ещё одной начинающей поэтессой, Надеждой Григорьевной Львовой, которая после разрыва отношений покончила жизнь самоубийством.

Смерть

9 октября 1924 года Валерий Яковлевич умер от крупозного воспаления лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

К тем представителям интеллигенции, о которых говорит Ленин, принадлежал и Брюсов. Октябрьская революция явилась для него ни с чем не соизмеримым событием, раскрывшим в его жизни и творчестве совершенно новые просторы.

Революция покорила Брюсова своими масштабами, своим грандиозным размахом. В противоположность большинству литераторов его круга, он увидел в больших и в повседневных событиях революционной действительности ту героику, которая на короткое время открылась ему в социальных бурях 1905 года и которая прежде являлась ему также в образах истории и мифологии древних цивилизаций. Поэтому отклик его на революцию был понятен. После некоторых колебаний он оценил ее идеи и приветствовал их. Более того, он не удовольствовался ролью пассивного благожелателя революции и, вступив в 1920 году в коммунистическую партию, до самой своей смерти (он умер 9 октября 1924 года) принимал непосредственное участие в культурном строительстве революционного общества.

Совсем другое отношение вызывает у Брюсова футуристическая поэзия - Маяковский, Хлебников, Асеев и близкий к ним Пастернак. Признавая основной задачей русского футуризма в первую очередь языковую реформу, Брюсов был далек от того, чтобы видеть в нем универсальную поэтическую систему, которая может претендовать на будущее. Тем не менее Брюсов считал, что достижения русской поэзии первого революционного пятилетия измеряются именно работой футуристов и связанных с ними поэтов. Именно их творчество, полагал Брюсов, не только со стороны своей формы, но и со стороны содержания включившееся в революционную современность, наиболее отвечает потребностям момента. ;(Интерес к формальным исканиям в этих высказываниях Брюсова явно преобладает.)

Подробно рассматривая основные поэтические направления того времени, Брюсов с особенным вниманием отнесся к пролетарской поэзии. Он отнюдь не идеализировал творчество пролетарских поэтов. И вместе с тем он был уверен, несомненно преувеличивая их значение, что они ярче, чем представители какого-либо другого литературного течения, выразят новое мировоззрение революционной эпохи. Если Брюсов называл символизм литературным прошлым, а футуризм - настоящим, то в пролетарской поэзии он видел предзнаменование литературного будущего.

И все же свойственные Брюсову трезвость и перспективность мысли и оценок предохранили его от признания за пролетарскими поэтами монопольного права на творческое водительство, которое закреплялось за ними теоретиками Пролеткульта.

За все, что нам вещала лира,

Чем глаз был в красках умилен,

За лики гордые Шекспира,

За Рафаэлевых мадонн, –

Должны мы стать на страже мира,

Заветного для всех времен.

Началом мира и свободы

Да будет страшный год борьбы!

В первый раз по улицам Варшавы

С легким сердцем прохожу один.

Не гнетет меня кошмар кровавый

Темной славы роковых годин.

Свобода! Свобода! Восторженным кликом

Встревожены дали холодной страны:

Он властно звучит на раздольи великом

Созвучно с ручьями встающей весны.

Иногда это звучало как пародия – на самого себя:

На улицах красные флаги,

И красные банты в петлице,

И праздник ликующих толп;

И кажется: властные маги

Простерли над сонной столицей

Туман из таинственных колб.

Иногда как пародия на Игоря Северянина:

И втайне жаль, что нынче мне не пятнадцать лет,

Чтоб славить безрассудно, как юноша-поэт,

Мельканье красных флагов и красный, красный цвет!

Борьба за право стала бойней;

Унижен, Идеал поник…

И все нелепей, все нестройней

Крик о победе, дикий крик.

Пора отвергнуть призрак мнимый,

Понять, что подменили цель…

Не в первый раз мы наблюдаем это:

В толпе опять безумный крик возник,

И вот она, подъемля буйный крик,

Заносит руку на кумир поэта…

Канут годы в вечность. Наше время

Станет сказкой, бредом страшных дней.

Сгинет, словно призрачное племя,

Наше поколенье в мгле теней.

И, быть может, лик склоня в печали,

Вдруг окликнет старика старик:

«Так ли мы осмьнадцатый встречали?

Тяжек был тогда урочный миг!

Завтра нам тогда казалось грозно,

Евреи, руки ввысь воздев…

Но с каждым днем неумолимей

Порабощал их Божий гнев.

«За что? – За то, что вы терпели,

Дрожа, насилие и гнет;

Не научили – к высшей цели

Стремиться свой родной народ.

За ужас долгого позора,

За дни презренья к малым сим,

За грех безволья и раздора –

Сегодня целый край казним!

Страшных зрелищ зрителями мы

В буре дней поставлены; безвольно

Никнут ныне гордые умы,

Для борьбы нет сил, и сердцу больно.

Черным клубом ужас родился

Из надежд великих, – спрут огромный;

Щупальцами жизнь зажата вся,

Где давно ль на алых знаменах

Мы читали светлый клич свободы,

Против брата брат, вздымая прах,

Рать ведет, и эта рать – народы.

Встать и грудью смертный путь закрыть,

Что-то прокричать, чтоб все сознали…

Шепчет мысль, что тщетно говорить,

Умер слух, и все сердца – из стали!

Падаешь бессильно; грозный спрут

Восемь лап неимоверных тянет…

Гибель жизни кто переживут?

Для кого счастливый день настанет?

Все равно! Вам, будущим, привет!

Вспомните, что мы, дрожа во мраке,

Ждали, скоро ль брызнет первый свет…

Голос умер… Этот стих – лишь знаки.

Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов Имя В. Я. Брюсова вам уже хорошо известно. Этот прекрасный поэт был одним из самых образованных людей своего времени. Он считал, что культурные ценности, накопленные человечеством за все время его существования, являются самым важным достоянием

В. Я. Брюсов (1873–1924)

В. Я. Брюсов (1873–1924) 27. Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно

8. Валерий Брюсов

8. Валерий Брюсов Пусть протянул бессильно ноги я И тень моя сошла в Аид — Еще не раз библиология Мне труд пытливый посвятит. Зане я мир воспринял наново И силу пробовал пера Под псевдонимами Иванова, Васильева et

Д. Максимов. Брюсов-критик

Д. Максимов. Брюсов-критик [текст отсутствует]

В.Я. Брюсов*

В.Я. Брюсов* IСначала несколько личных воспоминаний об этом замечательном человеке, память о котором я сохраню на всю мою жизнь.Как всякий русский интеллигентный человек, я очень хорошо знал Брюсова по его сочинениям. Ведь недаром же он занимал одно из самых первых мест в

БРЮСОВ КАЛЕНДАРЬ

БРЮСОВ КАЛЕНДАРЬ Календари наряду с лубочными картинками долгое время были в России единственным видом печатной продукции, доступным широким народным массам, особенно в XVIII веке, когда грамотных было еще мало, а книги были главным образом духовного содержания.Первый

БРЮСОВ И ИВАН КОНЕВСКОЙ

БРЮСОВ И РЕМИЗОВ

БРЮСОВ И РЕМИЗОВ Алексей Михайлович Ремизов (1877–1957) принадлежит к довольно большому числу тех писателей символистского окружения, чье вступление в литературу происходило при самом непосредственном содействии Брюсова. Значительная часть их переписки относится к той

БРЮСОВ И ЭЛЛИС

БРЮСОВ И ЭЛЛИС История отношений Брюсова с Эллисом (Львом Львовичем Кобылинским; 1879–1947), одним из наиболее выразительных представителей младшего поколения русских символистов, представляет особый интерес. И не только потому, что Эллис, наряду с Андреем Белым, в

Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов Когда называют имя В. Я. Брюсова, то в первую очередь имеют в виду его поэзию. Не менее известен он и как переводчик зарубежных поэтов, как автор романов и новелл. При чтении произведений этого писателя всегда узнаешь что-нибудь новое и

Валерии Яковлевич Брюсов

Валерии Яковлевич Брюсов Сонет к форме Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и

Читайте также: