Федеративная республика это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федеративная республика — федерация с республиканским способом правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.

Перечень современных федеративных республик

Примечания

  1. ↑CIA World Factbook: Austria, 14 May 2009
  2. ↑CIA World Factbook: Bosnia and Herzegovina, 14 May 2009
  3. ↑CIA World Factbook: Brazil, 14 May 2009
  4. ↑CIA World Factbook: Ethiopia, 14 May 2009
  5. ↑CIA World Factbook: Germany, 14 May 2009
  6. ↑CIA World Factbook: India, 14 May 2009
  7. ↑CIA World Factbook: Mexico, 14 May 2009
  8. ↑CIA World Factbook: Nepal, 14 May 2009
  9. ↑CIA World Factbook: Nigeria, 14 May 2009
  10. ↑CIA World Factbook: Pakistan, 14 May 2009
  11. ↑CIA World Factbook: Russia, 14 May 2009
  12. ↑CIA World Factbook: Switzerland, 14 May 2009
  13. ↑CIA World Factbook: United States, 14 May 2009
  14. ↑CIA World Factbook: Venezuela, 14 May 2009

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Федеративная республика" в других словарях:

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА — государство с республиканской формой правления, имеющее федеративное государственное устройство (см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация Россия. Субъекты Российской Федерации). (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

Федеративная республика — см. в статьях Республика, Федерация … Большая советская энциклопедия

Федеративная Республика Германии (до 1990) — Федеративная Республика Германия Bundesrepublik Deutschland ← … Википедия

Федеративная республика Бразилия — крупнейшее государство в Латинской Америке, занимает восточную и центральную часть Южной Америки. На севере граничит с заморским департаментом Франции Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой и Колумбией; на западе с Перу; на юго западе с Боливией … Энциклопедия ньюсмейкеров

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИИ — ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИИ, ФРГ (Bundesrepubhk Deutschland), гoc во в Центр. Европе. Пл. 248 т. км2. Нас. 59,7 млн. ч (1983) Столица Бонн (292т. ж., 1982) ФРГ высокоразвитая индустриальная страна. Немцы составляют 92,6% всего нас. (1983).… … Демографический энциклопедический словарь

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ — см. Германия … Большой Энциклопедический словарь

Федеративная Республика Германия — (Bundesrepublik Deutschland), ФРГ, гос во в Центр. Eвропе. B 1990 ФРГ объединилась c Германской Демократической Республикой (в статье рассматривается ФРГ до объединения). Пл. 248 тыс. км2. Hac. 59,3 млн. чел. (1987). Cтолица Бонн. B адм.… … Геологическая энциклопедия

Федеративная Республика Германии — государство в Западной Европе. Образовано в 1949. Во второй половине 40 х гг. строительство первоначально носило сугубо утилитарный характер. Были расчищены от развалин многочисленные города и сёла, разрушенные во Вторую мировую войну… … Художественная энциклопедия

Федеративная республика Германии (ФРГ) — Федеративная республика Германии (ФРГ)(German Federal Republic), гос во в Центр. Европе, созданное в 1949 г. на терр. амер., брит, и франц. оккупационных зон. ФРГ стала суверенным гос вом в 1955 г., когда произошел обмен послами с осн. мировыми… … Всемирная история

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ — Площадь 356 тыс.кв.км, население 79,9 млн.человек. Это высокоразвитая индустриальная страна. В сельском хозяйстве преобладающее значение имеет животноводство, от которого примерно 4/5 доходов от сельскохозяйственной продукции. Ведущее место в жи … Мировое овцеводство

Парламентская монархия или парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентской монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Правящая партия — политическая партия, которая в условиях парламентской республики и пропорциональной избирательной системы получила право на создание (формирование) правительства.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Сою́з госуда́рств, Коали́ция — политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, пактов.

Упоминания в литературе

Федеративное устройство имеют такие государства, как Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия и т. д.

Полное наименование государства – Федеративная Республика Германия. Форма государства – федеративная республика с демократическим политическим режимом. В состав федерации входят 16 земель: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия. Независимым государством Германия стала 18 января 1871 года. Конституция федерации – Основной закон ФРГ. Глава государства – президент, однако реальная исполнительная власть находится в руках правительства во главе с федеральным канцлером. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом (бундестагом).

Таким образом, современная Индия представляет собой федеративную республику , где федерации построены по национальному и языковому признакам, главой государства является президент, а исполнительную власть фактически осуществляет Совет министров во главе с премьером. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (народной палате и Совету штатов), судебные и административные органы всех штатов и федераций составляют единую систему.

Подавляющее большинство развивающихся стран являются унитарными. В некоторых из них вводилась федерация, но она просуществовала недолго (Федерация Мали, Республика Соединенных Штатов Индонезии, Федеративная республика Камерун).

Федеративное государство – объединение нескольких государственных образований или национальных государственных образований, обладающих признаками государственности. Оно обладает территорией, состоящей из территорий ее субъектов. Количество субъектов в федеративных государствах различно. Федеративное государство может быть многонациональным, например, как Российская Федерация, или малонациональным, например, как Федеративная Республика Германия. Субъектами федеративного государства могут быть по наименованию: штат, край, область, земля. Субъекты обладают административно-территориальным делением, территориальной границей субъекта. Они имеют собственные законы, которые не должны противоречить федеральным законам, принципам права и законодательства федеративного государства. Применяются так называемые рамочные законы. Федеративное государство обладает органами власти самой федерации и органами государственной власти субъекта. Разграничение ведения федерации и ее субъектов закрепляется в конституции или ином нормативном правовом акте. Существует при этом исключительная компетенция только федерации, к которой отнесены наиболее значимые, важные для всех субъектов, вопросы, а также исключительная компетенция субъектов. Двухуровневая законодательная и государственно-властная организация предполагает наличие палаты в федеральном двухпалатном парламенте. Субъекты имеют право принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеративной конституции. Двухуровневая система налогов отражает необходимость финансово-экономической поддержки субъекта для решения вопросов управления территорией этого образования.

Связанные понятия (продолжение)

Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.

Политическое соглашение (англ. Treaty; agreement, contract) — договоренность, как правило, письменная, о взаимных обязанностях сторон, о взаимодействии субъектов политического процесса.

Надгосударственность, наднациональность — правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утверждённой государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства.

Балканизация — процесс распада государства или федерации, сопровождаемый дальнейшей фрагментацией вновь образованных политических субъектов, которые вступают в конфликтные отношения друг с другом вплоть до гражданской войны. Термин является производным от названия европейского региона Балканы, который в 1817—1912 из единого пространства под властью Османской империи превратился в несколько небольших государств.

Делегати́вная демокра́тия — полиархия, в которой исполнительная власть на практике не ограничена другими институтами, и в частности, не подотчётна другим ветвям власти. Концепцию делегативной демократии ввёл в 1994 году аргентинский политолог Гильермо О’Доннелл для описания одной из разновидностей имитационной демократии. Для делегативной демократии характерно сильное централизованное государство во главе с харизматичным президентом, избранным в результате честных свободных выборов и удерживающим.

Избирательный ценз — устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения, или осуществления гражданином избирательного права. В конституционной практике различных государств используются следующие виды избирательного ценза: возрастной, гражданства, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой. Имущественный, расовый, половой цензы всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с современными демократическими принципами избирательного.

Респу́блика — в ряде государств название административно-территориальных единиц, имеющих республиканскую форму правления, обладающих определённым уровнем суверенитета во внутренних делах. Правовой и юридический статус республики, а также объём и уровень компетенции его властей определяются конституцией федерации. Кроме того, в некоторых странах республики имеют собственные конституции.

Нелиберальная демократия (англ. illiberal democracy; также фиктивная демократия) — политическая система, имеющая некоторые формальные признаки демократии, например выборы, но исключающая реальные механизмы и институты народовластия, такие как свобода слова, свобода собраний, независимый суд, разделение законодательной и исполнительной ветвей власти и др. В таких системах граждане не имеют реальных гражданских прав и свобод. Общество в таких странах не является открытым. Зачастую конституции в странах.

Великая народная ску́пщина сербского народа в Черногории или Подгорицкая скупщина (серб. Velika narodna skupština srpskog naroda u Crnoј Gori, Podgorička skupština) — собрание народных представителей Черногории, состоявшееся в городе Подгорице в ноябре 1918 года и принявшее решение об объединении с Сербией.

Либертарный муниципализм (иногда либертарный коммунализм) — идея политической организации, основанной на системе общих собраний и практике прямой демократии. Термин был введен теоретиком либертарного социализма Мюрреем Букчиным, и с тех пор используется для описания системы, в которой либертарные учреждения прямой демократии должны быть противопоставлены государству, а впоследствии и заменить его конфедерацией свободных муниципалитетов, или свободных коммун.

Конституция Португалии (порт. Constituição portuguesa) — основной закон страны. Ныне действующая Конституция принята в 1976 году после революции гвоздик. В её текст были внесены поправки в 1982, 1989, 1992, 1997, 2001, 2004 и 2005 годах.

Реставрация (лат. restavratio — восстановление) в политике — восстановление существовавшего ранее общественного строя.

Чудо́вищная коали́ция (рум. Monstruoasa coaliţie) — оппозиционная господарю Объединённого княжества Валахии и Молдавии Александру Кузе коалиция крупных землевладельцев и предпринимателей, которые не были довольны политикой монарха. Коалиция появилась после выборов в Национальное собрание Румынии II созыва в 1864 году и была возглавлена Ионом Брэтиану. Другими лидерами коалиции были либерал Ион Гика, консерватор Ласкар Катарджи и радикал Константин Розетти. Объединяя консерваторов и радикальных либералов.

Президентские выборы — выборы главы государства с республиканской формой правления. В ходе президентских выборов избиратели решают, кто будет возглавлять государство в течение срока, предписанного основным законом (конституцией) страны. Полномочия президента каждой страны прописываются также в конституции: в некоторых странах Президент является главой государства и выполняет преимущественно церемониальные функции.

Немецкий народный конгресс (ННК) (нем. Deutscher Volkskongress) — представительная общественная организация, созданная в Советской зоне оккупации Германии после Второй мировой войны (1939—1945), которая впоследствии стала политическим ядром ГДР.

Режим капитуляций — правовой режим, в соответствии с которым государство предоставляет гражданам (подданным) другого государства на своей территории преимущества по сравнению со своими гражданами (подданными).

Договор о Европейском союзе (англ. Treaty on European Union, TEU) — один из основных договоров Европейского союза, наряду с Договором о функционировании Европейского союза (TFEU). Договор TEU образует основу законодательства ЕС, устанавливая общие принципы реализации целей, для которых создан ЕС, управления его центральными институтами (таких как Комиссия, Парламент и Совет), а также правил внешней политики и политики безопасности.

Ломейские конвенции, Ломейские соглашения (англ. Lome Conventions) — ряд соглашений о преференциях для стран Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (АКТ), заключённых Европейским союзом с целью установления особых торгово-экономических отношений с этими странами.

Больша́я Ита́лия (итал. Grande Italia), или Импе́рская Ита́лия (Italia Imperiale) — амбициозный проект, задуманный в фашистской Италии и впервые озвученный губернатором Додеканеса Чезаре-Мария де Векки в 1936 году.

Тактика салями (венг. szalámitaktika, англ. salami tactics, salami-slice strategy) — политическая тактика постепенной советизации и пошагового прихода к власти просоветских коммунистических сил в странах Восточной Европы в 1944—1949 годах.

Таможенный союз Европейского союза (англ. European Union Customs Union) — таможенный союз стран Европейского союза и ряда других стран, важная составляющая общего рынка.

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Обязательное голосование (англ. compulsory voting), реже обязательный вотум — юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Рейнская республика (нем. Rheinische Republik) — объявленная в результате Рурского конфликта независимая республика. Она состояла из территорий, названных Север, Юг и Рур с региональными столицами соответственно в Аахене, Кобленце и Эссене.

Демократия участия — это политическая теория и политический проект, которые стремятся к прямой демократии, экономической демократии в безгосударственной, безденежной и безрыночной экономике, самоуправлению (демократия в социальной сфере) и экологической демократии. Теоретический проект Демократии участия (ДУ; пример политического проекта, который является частью демократических и автономистских традиций) зародился в работе политического философа, давнего академика и активиста Такиса Фотопулоса «Towards.

На данный момент в состав ООН входит 193 государства-члена и 2 государства-наблюдателя. Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина являются субъектами международного права и постоянными наблюдателями-не членами ООН.

Наследственная монархия — тип монархии, наиболее распространённый в наше время, когда престол передаётся в рамках одной династии автоматически согласно порядку престолонаследия.

Права меньшинств — правовой термин, касающийся соблюдения прав человека в отношении определенного меньшинства. Другое значение касается системы коллективного права в отношении группы меньшинства. Изначально под меньшинствами имелись в виду исключительно национальные меньшинства.

Алья́нс (фр. Alliance) — союз, объединение (например, государств, организаций) на основе формальных либо неформальных договорных обязательств. Также может означать.

Федерати́вное устро́йство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой и другими образованиями в мире.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Упоминания в литературе (продолжение)

В Федеративной Республике Германия после Второй мировой войны построение органов местного самоуправления во многом определялось политикой оккупационных властей. В английской оккупационной зоне действовал так называемый Северогерманский устав муниципального совета, проводивший строгую границу между законодательной властью (муниципальным советом) и исполнительной властью (администрацией). В зонах, контролируемых американцами, применялся Южногерманский устав муниципального совета во главе с сильным избираемым в ходе прямых выборов бургомистром, в одном лице объединявшим функции председателя муниципального совета и главы администрации. Во французской оккупационной зоне появился Рейнский устав бургомистра, согласно которому избираемый муниципальным советом бургомистр становился одновременно и главой администрации. В советской оккупационной зоне (в дальнейшем ГДР) тиражировалась модель советов.

По условиям АБСА государственные формы Канады претерпели существенные изменения. Из государственноподобного административно-территориального образования – объединенной провинции, являвшейся колонией и не имевшей конституции, юридически закрепленной формы государственного устройства и постоянной столицы, Канада стала парламентской, договорной, централизованной (с приведенными выше оговорками), территориальной, асимметричной и интеграционной федерацией. Одним из важнейших писаных составных частей ее неконсолидированной Конституции и источников ее конституционного права стал нормативно-правовой Акт о Британской Северной Америке. Принятие Канадой высшего закона страны – развернутого акта писаного права шло вразрез с конституционной доктриной и практикой метрополии – Соединенного Королевства. В этом факте нашло отражение дозированное, выборочное восприятие Канадой ряда аспектов конституционной практики федеративных республик – Швейцарии и США. Остальные источники конституционного права Канадской федерации и воздействие, оказанное ими на эволюцию канадской модели федерализма, рассматриваются в следующем параграфе.

Для контролирующих органов Федеративной Республики Германии характерно, что их деятельность на всех уровнях парламентского, правительственного и ведомственного контроля четко регламентирована и взаимообусловлена, что позволяет достигать большого взаимодействия и предельно ясного определения функций и полномочий, обязанностей и ответственности.

Право на сопротивление закреплено в Декларации о независимости США 1776 года, Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Конституции Федеративной Республики Германия 1949 года.

Республика - это название, которое получает способ организовать государство . Федеральный, со своей стороны, связан с федерализмом : системой, которая объединяет или объединяет штаты через конфедерацию.

Федеративная республика

Таким образом, федеративная республика - это государство, образованное различными государствами, обладающими определенной автономией. Это означает, что в одной и той же республике есть несколько штатов, в которых есть региональные правительства и определенный суверенитет для управления своими внутренними делами. Общее правительство, которое управляет этими штатами, известно как федеральное правительство .

Административные округа, которые являются частью федеративной республики, могут называться штатами, провинциями или регионами, чтобы назвать несколько возможностей. Эти администрации имеют законодательные и правительственные полномочия по конкретным вопросам, в то время как остальное является обязанностью федерального правительства. Сфера автономии каждого из штатов определяется Конституцией .

Россия, Мексика и Аргентина - некоторые примеры федеративных республик. Что касается Российской Федерации, то она состоит из 85 субъектов федерации, которые имеют представительство в Совете Федерации . С другой стороны, Мексиканские Соединенные Штаты объединяют 31 суверенный штат и Федеральный округ, в то время как Аргентинская Республика имеет автономный город и 23 провинции .

Мы не должны упускать из виду существование еще одной республики такого типа, которая была бы фундаментальной в мировой истории. Мы имеем в виду Федеративную Республику Германия, также называемую Западная Германия или Западная Германия, которая была запущена 29 мая 1949 года и продолжалась до 1990 года, когда произошло воссоединение Германии.

В частности, в 1990 году в октябре того же года произошел распад Германской Демократической Республики, существовавшей также в то время, и ее жители стали частью вышеупомянутой Федеративной Республики в результате так называемого Договора об объединении. С этого момента, помимо прочего, было установлено, что Берлин стал столицей страны с 20 июня 1991 года.

Таким образом, этот термин Федеративная Республика Германия до сих пор используется для определения европейской страны Германия, поскольку он состоит из шестнадцати штатов. Надо сказать, что все они имеют одинаковый статус и в конституции страны это прекрасно отражено через то, что было названо принципом федерального равенства. Это определяет, что ни одно из этих государств не имеет привилегий или статуса выше остальных. Конечно, можно утверждать, что в Сенате голоса, которые они выполняют в федеральных советах, различаются с точки зрения уровня населения, которым обладает каждый из них.

С другой стороны, другие федеративные республики перестали существовать. Социалистическая Федеративная Республика Югославия существовала с 1963 по 1992 год. В то время, после того как несколько республик, которые их составили, объявили о своей независимости, она стала Союзной Республикой Югославией . В 2003 году, наконец, эта федеративная республика была переименована в Сербию и Черногорию, две нации, которые впоследствии также разделились.

Федерация - что это такое? Значение термина простыми словами. Что такое субъект федерации? Федеративное устройство. Признаки федеративного государства. Примеры стран-федераций. Формы и принципы федеративного устройства. Принцип федерализма в Конституции РФ - в чем суть? Россия как федерация: принципы федерализма.

Фото Федерация - это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что такое федеративное устройство

Федерация - это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация - одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты - конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть - собственностью субъектов.

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата - орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации - международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки - федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти - двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат - орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.


Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм - один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма - способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты - Государственной Думы и верхней палаты - Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Предметы ведения - это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z - федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

1) Форма территориально-государственного устройства - федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
- Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм - все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций - это признаки федеративного устройства.

Федеративной республикой является государство со сложной структурой и двухуровневой системой органов власти и законодательной деятельностью. Это объединение нескольких территориальных образований, которые имеют юридическую и политическую самостоятельность. То есть государственно-территориальные единицы федерации не обладают суверенитетом, но имеют достаточно большие полномочия в сфере внутренней политики. Еще один признак - ни одна из этих республик не имеет право свободно выйти из состава объединения.

Федеративные республики имеют республиканскую форму правления. Иными словами, органы власти выбираются на определенный срок либо формируются парламентом. Основное отличие республиканской формы правления от других форм – выборность главы государства, никакой наследственной передачи власти не предусмотрено.

федеративные республики

Исторические примеры

Естественно, что самый яркий пример - СССР. Государство просуществовало 69 лет: с 1922 по 1991 гг. Страна занимала самую большую площадь в сравнении с другими государствами: около 1/6 обитаемой суши всей планеты.

Образовалось она на территории Российской империи, не включая Финляндию, но частично занимая Польское царство и ряд других государств. С 1989 года начался процесс распада федерации. Он сопровождался острым сопротивлением и противостоянием внутри как в центральной власти, так и на местном уровне. В итоге в марте 1991 году был проведен референдум (только в 9 из 15 республик). По итогам голосования выяснилось, что за сохранение федерации, пускай и в обновленном составе - 2/3 проголосовавших. Но после Августовского путча власти уже не могли сохранить прежние границы. В декабре того же года была подписана декларация о прекращении существования Советского Союза.

На уровне Конституции СССР понятие Советская федеративная социалистическая республика было введено в 1936 году. В основном законе самой страны аббревиатура появилась через год.

федеративные государства республики

Чехословацкая Социалистическая Республика

Это государство тоже является историческим примером федерации. Просуществовала она около 30 лет. Хотя конституционный закон о Чехословацкой федерации был принят только в 1969 году, когда унитарную форму упразднили и произошло преобразование в федерацию. В составе было только 2 республики – Чешская и Словацкая. В 1993 году союз распалась, и появились две новых суверенных государственных единицы – Чехия и Словакия.

Республика Соединенных провинций

  1. Голландия.
  2. Гельдерн.
  3. Зеландия.
  4. Фрисландия.
  5. Утрехт.
  6. Оверэйссел.
  7. Грониген.

А также провинция Ландшафт Дренте. Она не имела даже представителя в Генеральных штатах. Однако значилась с полноценным провинциальным статусом и законодательным органом в своем регионе. В составе еще были Генеральные земли – территории, которые не вошли ни в одну провинцию, руководство ими осуществлялось непосредственно Генеральными Штатами.

Современные реалии

На сегодняшний день в мире насчитывается 23 федеративных государства. Республики представлены в виде парламентских, президентских, смешанных и федеративных форм.

российская федеративная республика

Президентские республики

Особенностью такого федеративного управления является то, что в стране значительную роль играет президент. В его руках сконцентрированы полномочия главы правительства и государства. Охарактеризовать такую форму правления еще можно как дуалистическая республика. Иными словами, исполнительная власть сосредоточена в президентских руках, а законотворческая деятельность отдана на откуп парламенту.

Кол-во автономных территориальных единиц

23 провинции и 1 автономный столичный округ

26 штатов и 1 столичный округ

ВВП на душу населения в 2014 году – 11 281 доллар США

Союз Коморских островов

4 автономных острова, подконтрольные Франции

Индекс человеческого развития в республике очень низкий - она занимает 169-е место. ВВП на 1 человека в прошлом году было около 744 долларов

В составе 31 штат и 1 федеральный округ

В стране индекс человеческого развития достаточно высокий – 0,775 и страна находится по этому показателю на 61-м месте

Федеративные штаты Микронезии

Численность республики около 105 тысяч человек. Государство неразрывно связано с США и здесь наблюдается высокий показатель эмиграции: около 0,28 %

36 штатов и 1 столица

Достаточно бедная страна с ВВП на душу населения в 2016 году – 2 640 долларов

10 штатов и есть несколько спорных территорий

Занимает 181-е место по уровню жизни, с ИЧР – 0,418

ВВП в 2016 году на 1 человека – 57 220 долларов

Боливарианская Республика Венесуэла

В 2017 году, в стране около 93% населения жалуется на недоедание, а ожидаемый уровень инфляции – 1000%

Республика Союз Мьянма

7 штатов и 5 самоуправляемых зон

70% населения занято в сельском хозяйстве. В стране огромные природные ресурсы: от газа до золота. Государство - второе после Афганистана по незаконному изготовлению и экспорту опиума

Несмотря на постоянные внутренние распри, стране удается поддерживать экономику на среднем уровне. Основные направления – животноводство и денежные переводы

Основной сектор экономики – животноводство и добыча нефти, но ИЧР на достаточно низком уровне – 0,479

советская федеративная социалистическая республика

Парламентские государства

Федеративные республики с такой формой правления характеризуются перевесом полномочий в сторону парламента. Правительство страны отвечает за свои действия перед ним, а не перед президентом.

Кол-во автономных территориальных единиц

9 федеральных земель

Очень высокий показатель ИЧР – 0,881

Босния и Герцеговина

2 энтитета: Федерация Боснии, Герцеговины и Республики Сербской

Фактически считается конфедерацией - члены имеют право расторгнуть договор с государством и выйти из состав в любой момент

Включает в себя 9 регионов и 2 города-региона, деление проводилось по этническому составу

ВВП в 2016 году составило 159 млрд долларов

16 равноправных земель

ИЧР по состоянию на 2015 год составило 0,926 - это 4 место

29 штатов, 6 союзных территорий, 1 национальный столичный округ

Несмотря на самую древнейшую историю и то, что государство по территории занимает 7 место, ВВП на душу населения в 2014 году – 1 626 долларов, а это 145 место в мире

Аграрная страна, которая по уровню жизни находится на 121 месте

Уровень жизни средний. В стране множество заповедных зон и национальных парков

4 провинции, 2 территории Кашмира, 1 территория племен, 1 столичная территория

С 2000 годов в стране устойчивый экономический рост

федеративной республикой является

Страна с федеральным принципом правления

В этом списке лишь 1 страна – Швейцария. Несмотря на то, что государство по размеру территорий занимает только 132-е место в мире, уровень жизни здесь достаточно высокий. ИЧР в 2015 году достиг уровня 0,917. В республике 20 кантонов и 6 полукантонов. В свою очередь, эти территориальные единицы могут делиться на округа, общины и города.

российская федеративная социалистическая республика

Смешанный тип правления

Это список представлен двумя странами:

Форма правления предполагает достижение оптимального равновесия в полномочиях парламента и президента.

Читайте также: