Демократия в швейцарии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прямая демократия, то есть право граждан непосредственно участвовать в законотворчестве для развития своего государства и народа, давно является неотъемлемым элементом швейцарской идентичности, наряду с федерализмом, кантональной автономией и политикой нейтралитета. По каким вопросам, как и когда голосовали швейцарцы в последние 150 лет, какие законодательные инициативы выдвигали, какие законы выносили на референдумы? Обо всем этом теперь можно быстро и легко узнать при помощи Интернета.

Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучного развития всех её членов, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия швейцарские общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. Всех ведет убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого и не может быть никакой свободы от этого ни у личности, ни у государства без всеобщей дисциплины и честности, без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права человека от любого угнетения. Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, а так как он не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности.

Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение законов принятых населением и действовать так, как действовал бы разумный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения его потребностей при стремлении обеспечить каждого необходимыми базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от анархии рынка, сколько от потребностей населения по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере, что при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее при растущих государственных нагрузках. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…


Другое дело, что в Швейцарии никогда за всю её историю не было единого центра политической власти. Кроме того, в стране были развиты традиции и принципы регионального самоуправления, что отнюдь не идентично демократии: данный регион мог быть суверенен, но управляться при этом совсем недемократическими методами. Самый яркий тому пример: абсолютистско-патрицианский режим, на основе которого управлялся Берн до 1798 года.

Коренные политические преобразования, имевшие место в Швейцарии в 1848 году в результате гражданской войны, превратили межгосударственный союз кантонов в союзное государство, существующее на базе нового основного закона, Федеральной конституции, и федерального парламента, состоящего из двух равноправных палат: Национального совета и Совета кантонов.

Число народных законодательных инициатив начинает резко увеличиваться начиная с 1970-х гг., достигая своего исторического максимума в наши дни. Начиная с 1891-го года, народом были одобрены 22 законодательные инициативы, причем 10 из них были поддержаны избирателями за одно только последнее десятилетие.

Федеральные законы в Швейцарии принимаются, как это происходит в любой другой демократической стране, парламентом, и тут же вступают в силу. Обычно к большинству законов ни у кого никаких претензий нет. Однако, и здесь начинаются швейцарские особенности, законодательство позволяет отдельному гражданину, группе граждан, партии, профсоюзу и любой другой организации предложить вынести тот или иной закон на референдум. Правда, это нужно успеть сделать за 100 дней со дня официальной публикации его текста.

А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

Благодарю за прочтение и неравнодушие.

Вот и у нас вроде бы важные вопросы выносятся на референдум, только, если результаты голосования не угодны властям, то они или заставляет переголосовывать, или игнорируют эти результаты. А иногда по животрепещущим вопросам вообще запрещают референдумы. Такое наблюдала не раз в последние времена.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Прямая демократия представляет собой одну из особенностей швейцарской политической системы. Этот принцип позволяет народу выражать свое отношение к решениям федерального парламента и выступать с предложениями по внесению поправок в Конституцию. В основе прямой демократии лежат следующие инструменты: народная инициатива и референдум.

Швейцарцы активно участвуют в принятии политических решений на любом политическом уровне. Все граждане Швейцарии, достигшие 18 лет, наряду с правом участия в выборах, обладают также правом голоса по фактическим вопросам. Четыре раза в год население выражает свое мнение, в среднем, по пятнадцати вопросам. В последние десятилетия средняя доля участия населения в голосовании составляла более чем 40%.

Граждане Швейцарии также имеют возможность самостоятельно выносить вопросы на голосование с помощью таких инструментов, как народная инициатива и референдум, который имеет факультативную и обязательную форму. Эти три инструмента составляют основу прямой демократии.

Народная инициатива

Народная инициатива позволяет гражданам выступать с предложениями о внесении поправок в Конституцию или расширении ее действия. Сила народной инициативы заключается в том, что граждане могут предложить к обсуждению соответствующим органам конкретную тему или призвать к ее повторному рассмотрению. Для того чтобы инициатива была вынесена на всенародное голосование, требуется собрать 100 000 подписей в течение 18 месяцев. В ответ на народную инициативу власти могут предложить свой собственный проект в надежде, что народ и кантоны отдадут ему предпочтение.

Факультативный референдум

Федеральные законы и другие указы Федерального собрания подлежат факультативному референдуму. Таким образом граждане могут потребовать, чтобы принятый закон был вынесен на всенародное голосование. Для его проведения необходимо собрать 50 000 подписей в течение 100 дней с момента публикации закона.

Обязательный референдум

Проведение референдума является обязательным в случае внесения парламентом любых изменений в Конституцию. Это означает, что мнение народа по этому вопросу должно быть учтено в обязательном порядке. Вопрос о присоединении Швейцарии к некоторым международным организациям также решается путем проведения обязательного референдума.

Bruno Kaufmann im Moskauer Fernsehstudio vor einer Wand mit Fernsehbildschirmen

Этот контент был опубликован 15 сентября 2019 года - 10:00 15 сентября 2019 года - 10:00

Бруно Кауфманн (Bruno Kaufmann), Москва / Тайпей / Мехико, русскоязычную версию подготовил Игорь Петров.

  • Deutsch (de) Auf diese zehn Zutaten sollte keine moderne Gesellschaft verzichten (Оригинал)
  • Español (es) Diez ingredientes esenciales para la democracia
  • Português (pt) A cesta básica que não pode faltar a uma sociedade moderna
  • Français (fr) Ces dix ingrédients essentiels au menu démocratique
  • English (en) Ten key ingredients for a democratic society
  • Italiano (it) Dieci ingredienti di cui nessuna società moderna dovrebbe fare a meno

Bruno Kaufmann im Interview mit der Journalistin des russischen Staatsfernsehens

Это относится, кстати, и к странам, которые в мировом рейтинге демократии занимают куда более высокие позиции, чем Россия. Возьмём, например, Тайвань. На острове проживают 23 миллиона человек, и все они весьма плотно встроены в процесс формирования политической повестки дня и в управление обществом и страной. Проблема тут в другом: нет достаточно количества времени, чтобы провести необходимые для любой демократии общественные дебаты — люди уж очень заняты работой.

Хит-парад демократии

В 2007 году ООН провозгласила день 15 сентября Международным днём демократии. Поэтому когда как не сегодня имеет смысл перечислить десять основных ингредиентов настоящей демократической системы, от менее значимых (10-е место) к самым значимым и важным (1-е место). Поэтому начнем обратный отсчет и назовём первый ингредиент:

10: Технологии

Цифровая революция охватила сегодня буквально все сферы жизни людей. Но есть одно исключение — демократические процедуры. В Швейцарии долгие годы шли дебаты и ставились опыты на предмет введения электронного голосования при помощи сети интернет в удалённом режиме. Такая система была бы большим подспорьем для многочисленной швейцарской диаспоры за рубежом: граждане Швейцарии могли бы более активно участвовать в политической жизни у себя на исторической родине. Увы, то, что смогла сделать Эстония, не удалось Швейцарии, и пока этот формат голосования останется для швейцарцев, проживающих как за рубежом, так и в самой Швейцарии, недоступным.

9: Бег с препятствиями

Представим себе забег на дистанции 400 метров с барьерами. И представим себе, что из тех, кто стартовал, до финиша не добрался ни один спортсмен, причем по очень простой причине: барьеры на пути атлетов оказались слишком высокими. Именно так часто и случается с людьми, которые и хотели бы принять участие в политических процессах, но не могут, как в России, где популярных политиков просто не допустили до выборов, или в Италии, где, например, голосование на референдуме по народной законодательной инициативе считается состоявшимся только при явке не менее 50%. Поэтому на девятом месте для меня располагаются те самые барьеры, цель которых, однако, состоит не в удушении всякой реальной политической жизни, но в том, чтобы у политиков имелись мотивации и стимулы идти в народ, говорить с людьми, собирать подписи и убеждать потенциальных избирателей.

8: Инфраструктура

Показать больше

Федеральный референдум 13 февраля 2022 года в Швейцарии

Поддержка СМИ, опыты на животных, реклама табака, налоги на бизнес.

7: . и еще раз учиться!

6: Руководящие качества

Так было всегда в истории, это почти железный закон: стоит человеку избраться во власть, как он тут же начинает отчаянно защищать свои властные полномочия от любого влияния и вмешательства, в первую очередь — от влияния со стороны его же избирателей. Для настоящей демократии такая логика — это настоящий яд, и убедиться в этом можно на примере того же британского премьера, хотя и не его одного. А вот тот, кто, как профсоюзы в Тунисе, после победной революции делает ставку на распределение власти, тот демонстрирует истинные руководящие качества (и заслуживает за это Нобелевской премии). Ингредиент номер шесть: вести за собой и руководить — это не значит подминать всех и всё под себя и выжигать вокруг себя политическое поле с целью исключить появление политических конкурентов.

5: Счастливые проигравшие

Предоставление гражданства: строгая Швейцария упускает шансы

4: Административный аппарат

Стена между избирателями и избранными имеет имя: административно-бюрократический аппарат с его инерцией и склонностью сохранять и отстаивать однажды сложившиеся рутинные структуры, инструменты и подходы, которые, по гамбургскому счету, вовсе не всегда отмечены близостью к народу и стремлением выслушивать граждан и учитывать их мнение. Именно поэтому чиновники должны быть напрямую включены в структуры непосредственного народоправства.

Это, разумеется, очень хлопотно и беспокойно. Куда удобнее мчаться по перекрытому полицией городу в лимузине с затемнёнными окнами. В Хельсинки, финской столице, с недавних пор чиновники принимают участие в специальных ролевых деловых играх-семинарах, с тем чтобы научиться на равных общаться с налогоплательщиками.

Так что четвертый ингредиент — это административно-бюрократический аппарат, встроенный в систему непосредственного народоправства.

А теперь мы подступаем к нашему пьедесталу почёта. Каковы же три главных фактора, лежащих в основе любой истинной демократии?

3: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Когда суды становятся рукой государственной власти, а судебные решения — формой властного произвола, то тогда гражданам и избирателям становится почти невозможно свободно выражать собственное мнение — а значит, у них отбирают возможность влиять на политику. В России все те, кто осмеливается критиковать режим Путина, не только исключаются из избирательных процедур, но и просто оказываются в тюрьмах. Именно поэтому действительно независимая юстиция была и остаётся ингредиентом, без которого невозможна настоящая демократия. Её я ставлю на третье место.

Информационная рассылка

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

2: ПРАВО ГОЛОСА

1: ДИАЛОГ

Показать больше

Olympe Rittener habillée à la russe.

Невероятное путешествие молодой швейцарки в царскую Россию

Этот контент был опубликован 05 марта 2022 года 05 марта 2022 года История о том, как молодая женщина из Швейцарии в одиночку отправилась в авантюрное путешествие в царскую Россию.

Показать больше

Швейцарская журналистка была задержана в Москве во время демонстраций

Этот контент был опубликован 04 августа 2019 года 04 августа 2019 года Акции протеста в Москве закончились задержаниями, среди задержанных полицией оказалась и швейцарская журналистка.

Показать больше

Пресса и электронные СМИ Швейцарии о демонстрациях в Москве

Статья в этом материале

В соответствии со стандартами JTI


Сергей Сумленный
24 ноября 2008, 00:00

Консервативная политическая система Швейцарии на удивление хорошо отвечает современным вызовам, стоящим перед демократическим обществом

Швейцария — единственная европейская конфедерация и страна, где большинство вопросов решаются на уровне кантонов. Она остается, наверное, последней прямой демократией Европы.

Фактически современная швейцарская демократия гораздо ближе по своей сути к античным демократиям, чем системы других европейских стран. Население осуществляет свою власть прежде всего на местном уровне — даже вопросы гражданства решаются в Швейцарии в первую очередь местными властями, и именно жители могут отклонить запрос мигранта на предоставление ему гражданства. Сходство с античными демократиями проявляется и в другом важном вопросе — предоставления женщинам избирательного права. Дамы получили право избирать и быть избранными лишь в 1971 году, до этого на референдумах по данной проблеме большинство граждан высказывалось отрицательно. После Швейцарии в Европе оставалась лишь одна страна, где женщины не имели избирательного права, — это находящееся в политической орбите Швейцарии княжество Лихтенштейн, где женщины были допущены к избирательным участкам лишь в 1984 году.

Армия как прообраз демократии

Отличным примером того, как выстраивается демократическая структура Швейцарии, служит ее армия. Призыву подлежат все граждане страны мужского пола в возрасте от 20 до 34 лет, на штабных и специальных должностях — до 50 лет. Находясь в увольнении, солдат обязан брать с собой автоматическую винтовку SIG 550 (оружие, разумеется, швейцарского производства). После службы в армии гражданин обязан либо выкупить личное оружие, с которым он служил в армии, либо приобрести аналогичный автомат — и хранить его дома вместе с боезапасом на случай войны. Таким образом, автомат и патроны имеются в доме каждого швейцарца. Кроме того, каждый год вплоть до окончательного увольнения в запас гражданин обязан сдавать экзамен на точность стрельбы. Первый пропуск экзамена наказывается штрафом в 100 франков (около 66 евро), при повторных пропусках возможно уголовное преследование вплоть до тюремного заключения. Звучит невероятно, но даже самый высокооплачиваемый топ-менеджер Германии — получающий 12 млн евро в год глава Deutsche Bank швейцарец Йозеф Акерманн, будучи полковником запаса швейцарской армии, регулярно приезжал на родину, чтобы сдать экзамен на точность стрельбы. Наличие на руках у населения огромного количества автоматического оружия делает швейцарскую политическую систему необыкновенно стабильной — граждане действительно осознают себя гражданами, которые способны в случае возникновения угрозы государству оказать сопротивление противнику. При этом преступления с применением огнестрельного оружия в Швейцарии практически отсутствуют — даже в соседней Германии убийств такого рода совершается в четыре раза больше, а ведь там любое огнестрельное оружие, не говоря уже об автоматических винтовках, находится под строжайшим запретом.

Наличие на руках у населения огромного количества автоматического оружия делает швейцарскую политическую систему необыкновенно стабильной

Референдум вместо оппозиции

Прямая демократия, являющаяся одним из столпов политической системы Швейцарии, базируется на праве граждан добиваться референдумов — и с их помощью менять как местные или союзные законы, так и конституцию страны. По действующему законодательству, для проведения референдума достаточно собрать 100 тыс. подписей — и тогда федеральное правительство обязано организовать его в течение определенного срока. Только за последние два года в Швейцарии прошло 18 референдумов по таким разным вопросам, как объем финансовой помощи новым членам Европейского союза и, скажем, запрет на полеты военных реактивных самолетов над туристическими районами страны. В ближайшее время в Швейцарии должен пройти и еще один весьма показательный для Европы референдум — о запрете строительства минаретов. Частная инициативная группа, основанная в небольшом городке Флаах недалеко от Цюриха, собрала в прошлом году более 300 тыс. подписей и теперь рассчитывает на то, что после референдума в стране будет запрещено строить мечети с минаретами — поскольку последние, по мнению инициаторов референдума, являются попыткой утвердить политическое влияние ислама.

Всегда с народом

Вообще, Швейцарии присуще в определенной степени настороженное отношение к иностранцам. Даже по языку и культуре близкие к швейцарцам немцы регулярно жалуются на некоторую дискриминацию, которой они подвергаются на территории конфедерации. Это и неудивительно: страна, уже полтора века сохраняющая нейтралитет и принципиально не вступающая ни в какие политические союзы, не может не относиться к иностранцам с известной долей отстраненности. Но в последние годы в Швейцарии наблюдается рост правых настроений, хотя их уровень здесь и так достаточно высокий. На последних парламентских выборах, прошедших в октябре 2007 года, главным победителем оказалась праворадикальная Народная партия Швейцарии (SVP) во главе с эксцентричным миллионером Кристофом Блохером . Будучи министром по вопросам юстиции и внутренних дел, Блохер еще до 2007 года был известен достаточно ксенофобскими высказываниями. Именно его партии принадлежит идея плаката, изображающего группу белых овец, выталкивающих черную овцу со швейцарской территории, — плакат, ставший крайне популярным и среди немецких праворадикалов. На прошлых выборах его партия выступила с плакатами, изображавшими Усаму бен Ладена, получившего швейцарское гражданство, — это должно было напомнить гражданам страны об опасности исламской миграции.

Несмотря на свою скандальность, на выборах 2007 года Блохер привел SVP к историческому рекорду — партия набрала 28,8% голосов избирателей. Результат оказался рекордным и по другому показателю — это был максимум голосов, которые одна партия собрала на выборах с момента введения в 1919 году пропорциональной выборной системы. Тем не менее триумф SVP не стал триумфом самого Блохера. В ходе парламентских переговоров одиозный политик не смог гарантировать себе достаточного количества голосов депутатов для занятия министерского поста. После двух голосований парламентариев Блохер уступил министерское кресло своей коллеге по партии Эвелине Вильдмер-Шлумпф , кандидатура которой устроила всех входящих в коалицию депутатов.

Такое решение как нельзя лучше иллюстрирует принцип действия швейцарской демократии: сложная система сдержек и противовесов дает стране возможность успешно балансировать между популизмом прямой демократии и далеким от интересов народа правлением элит. Общественный договор, длящийся уже больше полувека, позволяет раз за разом создавать парламентскую коалицию, включающую в себя практически всех депутатов парламента, и сохранять при этом баланс интересов самых разных групп общества. Именно поэтому в Швейцарии сложно представить себе ситуацию, наблюдающуюся в последние годы в Бельгии, где две основные этнические группы всерьез подумывают о разделении страны. При этом швейцарская политическая система достаточно гибка для того, чтобы с помощью референдумов и местного самоуправления успешно и быстро реагировать на вызовы современного мира: решение возникающих проблем прямо на месте позволяет пресекать возникающие угрозы в зародыше.

Парадоксально, но как раз такая — архаичная — демократия отлично отвечает потребностям современного общества, вовлекая в политический процесс максимум населения и не допуская наблюдаемого сегодня в структурах Евросоюза отрыва центра принятия политических решений от источника власти в стране — народа.

Читайте также: