Федеральное коллизионное право кратко

Обновлено: 06.07.2024

Федеральное коллизионное право - лекции теории.docx

ТЕМА № 1: Введение в Федеральное коллизионное право

Вывод: Конституция Российской Федерации – это акт, обладающий высшей юридической силой и прямым действием на территории Российской Федерации; не является законом.

Существует мнение, что ранее действовавшие Конституции понятия "федеральное коллизионное право" не знали - впервые оно появилось в Конституции Российской Федерации 1993 г. Это связано с тем, что Конституция 1993 г. существенно расширила права субъектов Федерации, наделив каждого из них правом иметь свое законодательство (ч. 2 ст. 5). В связи с этим возрастает возможность расхождений и противоречий между федеральным законодательством и нормотворчеством субъектов Федерации, равно как и различий в законодательстве достаточно многочисленных субъектов Федерации.

Федеральное коллизионное право как совокупность коллизионных норм Российской Федерации выделено в самостоятельный исключительный предмет ее ведения в силу верховенства Конституции и федеральных законов в правовой системе страны.

Предметом коллизионного права являются отношения по поводу возникновения, предотвращения и устранения противоречий между правовыми актами и юридическими действиями. К его базовым понятиям в науке относят:

  1. разногласие (расхождение интересов, оценок и позиций государственн ых органов и их представителей ),
  2. коллизию (противоречия между законами и иными нормативными правовыми актами, отступления от норм закона, фиксированные в актах или действиях органов государственной власти),
  3. коллизионную ситуацию (момент или период возникновения и развития юридической коллизии, спора, конфликта и порождаемую им конфликтную ситуацию),
  4. процедуры в виде нормативно установленного порядка действий органов государственной власти, совершаемых последовательно и во взаимосвязи.

Федеральное коллизионное право (ФКП) устанавливает принципы, правила, процедуры, полномочия субъектов, разрешающих коллизии, последствия рассмотрения и преодоления расхождений (столкновений) между законами Федерации и ее субъектов либо между законами субъектов Федерации, порядок использования предусмотренных Конституцией институтов преодоления возникающих коллизий в виде согласительных процедур, принципов рассмотрения споров и определения первичности правового регулирования, надзора и контроля, в том числе судебного конституционного контроля.

Коллизионное право имеет непосредственное отношение к ст. 70, 76 (ч. 5), 85, 105 (ч. 4) , 125 Конституции, а также к ч. 4 ее ст. 15 о порядке применения норм международного права, договора при возникновении расхождений с правилами, предусмотренными законом.

Базовыми элементами ФКП служат:

- признание и обеспечение действия Конституции и федеральных законов на всей территории страны при сочетании с установлением сфер действия и конституционного приоритета федерального закона либо нормативного правового акта Федерации по основаниям п. 5 ст. 76 Конституции;

- допущение временного собственного правового регулирования субъекта Федерации до принятия соответствующего федерального закона с последующей корректировкой закона субъекта Федерации;

- признание в законе возможности применения законов одного субъекта Федерации на территории другого субъекта согласно установленным законом правилам;

- установление общих процедур разрешения юридических коллизий и конфликтов (согласительные процедуры, третейский суд, обжалование, приостановление, отмена, изменение правового акта).

Для преодоления коллизий используются различные правила и методы преодоления конкуренции норм в процессе применения федерального законодательства. Это правила:

1) применения акта, изданного позднее;

2) приоритета кодифицированного акта. Так, статья 6 НК предусматривает, что нормативный акт о налогах и сборах признается не соответствующим названному Кодексу, если противоречит его общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.

3) приоритета специальной нормы перед общей (например, нормы о купле-продаже домостроений имеют приоритет перед общим порядком купли-продажи);

4) нормативно установленного приоритета. Например, установление временного иного порядка перечисления платежей, отнесенных в ст. 855 ГК к первой и второй очереди, вследствие признания ранее существовавшей нормы неконституционной;

5) отраслевого приоритета, в основу которого положено определение принадлежности конкретных отношений к данной отрасли права;

6) приоритета федерального закона перед иными по форме нормативными правовыми актами (указом, постановлением и т.д.);

7) применения акта вышестоящего органа при его расхождении с положениями акта другого правотворческого органа.

По мнению Марышевой Н.И. несмотря на то, что ФКП иногда трактуется только как комплекс норм, отражающих "столкновение" федеральных законов и законов субъектов Федерации, его широкая формулировка позволяет включать сюда разного рода коллизионные нормы, в том числе и коллизионные нормы международного частного права1.

Согласно другой позиции ФКП как категория существует только в федеративных государствах и представляет собой совокупность юридических правил, определяющих, во-первых, какой из двух конкурирующих законов должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу, и, во-вторых, какой закон (правовая норма) должен быть применен в конкретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).

По мнению Тихомирова Ю.А. Коллизионные нормы можно классифицировать следующим образом:

  1. нормы - доминанты, выражающие юридический приоритет в случае "столкновения" разных норм;
  2. нормы - запреты и ограничения, когда с их помощью предотвращаются коллизионные ситуации;
  3. нормативно установленные процедуры преодоления разногласий и разрешения споров ;
  4. нормы - санкции, применяемые в случае нарушений вышеназванных норм2.

Федеральные коллизионные нормы содержатся в федеральном законодательстве и определяют, какой законодательный акт (РФ или ее субъекта) должен применяться по конкретному делу при разрешении конституционного спора. Такие нормы, в частности, содержатся в ст. 4, 15, 76 и некоторых других статьях Конституции РФ. Указанные статьи закрепляют юридические механизмы, на основе которых возможно разрешение возникающих коллизий.

К таким механизмам относятся:

1) конституционное закрепление верховенства федерального права. Это означает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4);

2) закрепление положения о том, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76);

3) установление иерархии юридической силы федеральных законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76);

4) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76);

5) в случае, если положения федерального закона противоречат международному договору РФ, действуют положения международного договора (ч. 4 ст. 15) и др.

Курбатов А. указывает, что в международном частном праве коллизионная проблема - это проблема выбора права, подлежащего применению. В национальном же праве вопросы коллизии норм имеют подчиненное значение и приобретают вид разрешения противоречий между нормами права либо нормами права и общеправовыми принципами.

Коллизии в праве могут иметь естественный характер, например, при возникновении противоречий в связи с действием норм во времени или в пространстве, при наличии противоречий в отношениях, регулируемых правом (т.е. при конфликте законных интересов). Однако в большинстве случаев коллизии вызваны ошибками в правотворчестве, недостатками в кодификационной работе или при формировании системы законодательства.

Коллизионные нормы по своему юридическому содержанию могут быть разделены на три основные группы:

1) нормы, регулирующие выбор между нормами по территориальному признаку;

2) нормы, регулирующие выбор между нормами по временному признаку. Применительно к федеральным законам юридическое значение имеет именно дата принятия закона, а не дата его подписания Президентом РФ или вступления в силу;

3) нормы, регулирующие выбор между нормами, содержащимися в актах различного уровня.

По поводу коллизий между нормами частного и публичного права необходимо учитывать, что действующее российское законодательство не закрепляет приоритета норм публичного права над нормами частного права и наоборот. Это подтверждается позицией Конституционного Суда РФ (п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. "По запросу Арбитражного суда г. Москвы о проверке конституционности п. п. 1 и 4 ч. 4 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности".
В приведенных примерах ст. 236 Бюджетного кодекса РФ подлежит применению как специальная, устанавливающая на основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав, а нормы ФЗ "Об исполнительном производстве", регулирующие списание средств с банковских счетов по исполнительным документам, - как нормы федерального закона, принятого позднее), согласно которой ст. 76 Конституции РФ не определяет и не позволяет определять иерархию актов внутри одного их вида (т.е. один федеральный закон не может быть безусловно по юридической силе выше другого). Поэтому коллизии между нормами частного и публичного права разрешаются в соответствии с общими принципами (по юридической силе, по времени принятия и т.д.). Такой подход является следствием того, что речь идет не о подчинении частных интересов публичным, а об их сочетании (согласовании).

При коллизии между общими принципами - идеями и нормами права, закрепляющими иные принципы права, либо представительно - обязывающими нормами приоритет имеют общие принципы - идеи.
Например, п. 2 ч. 2 ст. 3 ГК РФ, устанавливающий, что нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать нормам этого Кодекса, применению не подлежит, как противоречащий общему принципу - идее, предопределяющему положения ст. 76 Конституции РФ, так как устанавливает безусловный приоритет норм одного федерального закона над другими.

В связи с этим в настоящее время приоритетность норм кодифицированных актов может рассматриваться только как элемент правотворческой юридической техники, т.е. законодатель должен стремиться не принимать законы, противоречащие их нормам. Однако, если это происходит, должен применяться более поздний закон.
В качестве негативных последствий такого подхода, безусловно, необходимо отметить фактическую утрату кодифицированными актами своего значения. Выход из сложившейся ситуации заключается в принятии кодифицированных актов в виде федеральных конституционных законов, обладающих более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами (п. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральное коллизионное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Федеральное коллизионное право

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2020 N 307-ЭС20-8276 по делу N А42-1176/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решений об изъятии временных свидетельств об управлении безопасностью рыболовных судов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как, исследовав обстоятельства дела, установленные судами нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что учреждение не вправе было изымать свидетельства об управлении безопасностью. Довод основан на ошибочном понимании норм права и не может быть принят во внимание. Как видится, правовая коллизия, имеющая место в настоящем споре, возникла по причине того, что приказ Федерального агентства по рыболовству от 21.09.2009 N 836 применялся вопреки положениям части 2 статьи 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ. Учреждение не опровергает, что полномочие по принятию положения о минимальном безопасном составе экипажа судна в соответствии с кодексом принадлежит Министерству транспорта Российской Федерации. Уполномоченными органами реализуется порядок выдачи свидетельства о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Федеральное коллизионное право

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Межотраслевые связи норм предпринимательского права в механизме эффективного правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг связи
(Герасимов О.А.)
("Гражданское право", 2020, N 1) С целью упорядочивания правового регулирования Конституция РФ относит к предмету ведения РФ федеральное коллизионное право (п. "п" ст. 71 Конституции РФ). Данная комплексная отрасль права призвана урегулировать вопросы разрешения правовых коллизий между нормативными актами РФ и нормативными актами субъектов РФ в том случае, если регулирование соответствующих общественных отношений находится в совместном ведении РФ и ее субъектов .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Достаточно подробно указанное положение прокомментировано в Определении КС РФ от 1 марта 2010 г. N 430-О-О: по смыслу п. 7 ст. 3 НК РФ, на суды, применяющие нормы налогового законодательства, возложена обязанность путем использования различных способов толкования добиваться достижения установленной этой нормой цели. Правовой принцип in dubio contra fiscum ("сомнение - против фиска") представляет собой проявление в налоговом законодательстве конституционного принципа законного установления налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ), в силу которого налоговые органы могут действовать в сфере налогообложения только в тех пределах, в том объеме налоговой нагрузки, которая установлена законом, т.е. актом, принятым с соблюдением демократических процедур. Норма п. 7 ст. 3 НК РФ является нормой, относящейся к федеральному коллизионному праву (ст. 71, п. "п", Конституции РФ), и, как содержащая одно из правил толкования, имеет целью защиту интересов налогоплательщика. Интересно также и то, что ранее, в Особом мнении Г.А. Гаджиева к Определению КС РФ от 2 ноября 2006 г. N 444-О, отмечалось, что наличие в НК РФ п. 7 ст. 3 означает, что устранение противоречий и неясностей в налоговом законодательстве является прерогативой судов, применяющих нормы налогового законодательства, т.е. судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Именно эти суды путем использования различных способов толкования должны добиваться достижения установленной данной нормой цели устранения противоречий и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах. Что касается используемого в ней словосочетания "сомнения актов", то оно представляет собой очевидный юридический дефект, являясь неудачной попыткой использовать дословный перевод латинского выражения "in dubio contra fiscum" (сомнение - против фиска).


Федеральное коллизионное право представляет собой совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры о компетенции, т.е. коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Преодолению возможных коллизий в законодательстве призвано содействовать федеральное коллизионное право, представленное соответствующими положениями (нормами) Конституции РФ - федеральными коллизионными нормами, т.е. нормами, содержащимися в федеральном законодательстве и определяющими, какой законодательный акт (РФ или субъекта Федерации) должен применяться по конкретному делу при разрешении конституционного спора. Такие нормы, в частности, содержатся в ст. 4, 15, 76 и некоторых других статьях федеральной Конституции. Указанные статьи закрепляют юридические механизмы, на основе которых возможно разрешение возникающих коллизий. К таким механизмам относятся: 1) конституционное закрепление верховенства федерального права. Это означает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); 2) закрепление положения о том, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76); 3) установление иерархии юридической силы федеральных законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); 4) положение о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 16); 5) указание на то, что в случае, если положения федерального закона противоречат международному договору РФ, действуют положения международного договора (ч. 4 ст. 15), и др

Глава 3. Ответственность и иные меры принуждения в конституционном праве
15. § 1. Конституционная ответственность как вид принуждения в конституционном праве
16. § 2. Понятие, виды, меры конституционной ответственности
17. § 3. Федеративная ответственность и федеральная интервенция (федеральное принуждение): конституционно-правовые основания применения в Российской Федерации


Федеральное коллизионное право представляет собой совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры о компетенции, т.е. коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Преодолению возможных коллизий в законодательстве призвано содействовать федеральное коллизионное право, представленное соответствующими положениями (нормами) Конституции РФ - федеральными коллизионными нормами, т.е. нормами, содержащимися в федеральном законодательстве и определяющими, какой законодательный акт (РФ или субъекта Федерации) должен применяться по конкретному делу при разрешении конституционного спора. Такие нормы, в частности, содержатся в ст. 4, 15, 76 и некоторых других статьях федеральной Конституции. Указанные статьи закрепляют юридические механизмы, на основе которых возможно разрешение возникающих коллизий. К таким механизмам относятся: 1) конституционное закрепление верховенства федерального права. Это означает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); 2) закрепление положения о том, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76); 3) установление иерархии юридической силы федеральных законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); 4) положение о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 16); 5) указание на то, что в случае, если положения федерального закона противоречат международному договору РФ, действуют положения международного договора (ч. 4 ст. 15), и др



Глава 3. Ответственность и иные меры принуждения в конституционном праве
15. § 1. Конституционная ответственность как вид принуждения в конституционном праве
16. § 2. Понятие, виды, меры конституционной ответственности
17. § 3. Федеративная ответственность и федеральная интервенция (федеральное принуждение): конституционно-правовые основания применения в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО - совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры о компетенции, т.е. коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Преодолению возможных коллизий в законодательстве призвано содействовать Ф.к.п., представленное соответствующими положениями (нормами) Конституции РФ - федеральными коллизионными нормами, т.е. нормами, содержащимися в федеральном законодательстве и определяющими, какой законодательный акт (РФ или ее субъекта) должен применяться по конкретному делу при разрешении конституционного спора. Такие нормы, в частности, содержатся в ст. 4, 15, 76 и некоторых других статьях Конституции РФ. Указанные статьи закрепляют юридические механизмы, на основе которых возможно разрешение возникающих коллизий. К таким механизмам относятся: 1) конституционное закрепление верховенства федерального права. Это означает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); 2) закрепление положения о том, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76); 3) установление иерархии юридической силы федеральных законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); 4) положение о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76); 5) указание на то, что в случае, если положения федерального закона противоречат международному договору РФ, действуют положения международного договора (ч. 4 ст. 15) и др.

Полезное

Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО" в других словарях:

Федеральное коллизионное право — совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры о компетенции, т.е. коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Преодолению возможных коллизий в… … Элементарные начала общей теории права

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО — в федеративных государствах совокупность юридических правил, определяющих, во первых, какой из двух конкурирующих законов должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу, и, во вторых, какой закон (правовая норма) должен быть… … Юридический словарь

Федеральное коллизионное право — в федеративных государствах совокупность юридических правил, определяющих: 1 какой из двух конкурирующих законов сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу; и 2 какой закон должен быть применен в конкретной… … Словарь бизнес-терминов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО — в федеративных государствах совокупность юридических правил, определяющих, во первых, какой из двух конкурирующих законов обладает большей юридической силой и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу, и, во вторых, какой… … Юридическая энциклопедия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО — в федеративных государствах совокупность юридических правил, определяющих, во первых, какой из двух конкурирующих законов обладает большей юридической силой и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу, и, во вторых, какой… … Энциклопедический словарь экономики и права

федеральное коллизионное право — в федеративных государствах совокупность юридических правил, определяющих, во первых, какой из двух конкурирующих законов должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу, и, во вторых, какой закон (правовая норма) должен быть… … Большой юридический словарь

КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО ФЕДЕРАЛЬНОЕ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО. Коллизия законов противоречие друг другу двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. К.з. разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть… … Юридическая энциклопедия

коллизионное право — 1) нормы международного частного права, которые указывают, законодательство какого государства должно быть применено к данному правоотношению. 2) В государствах с федеративным устройством федеральное коллизионное право (например, в Российской… … Энциклопедический словарь

КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО ФЕДЕРАЛЬНОЕ — (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВО КОЛЛИЗИОННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО … Юридическая энциклопедия

Читайте также: