Федерализм в сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

Разделение властей, как известно, имеет как “горизонтальный”, так и “вертикальный” аспект. Распределение государственной власти между двумя уровнями – федеральным и уровнем штатов – является исключительно сложной проблемой как в правовом, так и в практическом изменениях.

В США сложилась конституционная модель дуалистического федерализма, которая заключается в таком разделении власти, когда оба уровня управления независимы друг от друга и обладают самостоятельным статусом, установленным в Конституции. Известно, что строгого разделения полномочий между федерацией и штатами не было ни в одной федерации.

На практике всегда возникают сферы, в которых требуется кооперация федерации и ее составных частей. Модель федерализма, которая построена на таких отношениях солидарности и взаимного дополнения, получила название кооперативного федерализма.

Принцип федерализма, хотя в Конституции непосредственно не упомянут, вытекает из ее положений (раздела 10 статьи I, статьи VI, поправки X). Дуалистический федерализм предполагает относительно жесткое разграничение сфер компетенции Союза и штатов.

Так, раздел 8 статьи I, содержащий перечень исключительных полномочий Конгресса, дополняется положениями раздела 9 статьи I (запреты на действия федеральной власти относительно штатов) и раздела 10 той же статьи, определяющего, что изъято из компетенции штатов.

В эту схему включен также принцип подразумеваемых полномочий Союза (последняя часть раздела 8 статьи I), предполагающий отнесение к компетенции федерации всех вновь возникающих предметов правового регулирования. Существуют также некоторые совпадающие полномочия Союза и штатов (правоприменение, судоустройство, налогообложение, регулирование хозяйства и др.).

Согласно американской Конституции полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам и пользование которыми не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом (поправка X).

Как отмечал Джеймс Мэдисон в “Письмах федералиста” (№ 45), “полномочия, предоставляемые федеральному правительству, немногочисленны и четко определены. Полномочия, сохраняемые за правительствами штатов, весьма многочисленны и неопределенны”.

Это означает, что штатам нельзя что-либо передать: им и без того принадлежат все полномочия, выходящие за рамки федеральной компетенции, и чтобы наделить их большими, необходимо скорректировать исчерпывающий перечень полномочий федерации, то есть внести поправки в Конституцию.

Теория кооперативного федерализма появилась в 30-х годах XX века в США как основа внутригосударственных отношений в связи с проведением Ф. Рузвельтом Нового курса (а по некоторым оценкам, с периода курса Новой свободы В. Вильсона). Суть американского кооперативного федерализма, который переплетается с дуалистическим, заключается в кооперации – через соперничество и конкуренцию. Важная роль в системе этих отношений отводится судам.

К общим принципам кооперативного федерализма относятся:

  • принцип договорной природы государства;
  • нецентрализованный характер федерации, исключающей иерархию в отношениях между федеральной властью и субъектами федерации;
  • функции, которые согласно Конституции должны признаваться исключительными для федерации и штатов постепенно становятся совместными за счет солидарной ответственности за их осуществление;
  • кооперация сторон базируется на переговорных (согласительных) процедурах: максимум согласия – минимум принуждения.

Например, федеральные программы, ранее нацеленные лишь на субсидирование штатов, в новых условиях содержат механизмы федерального контроля и совместной ответственности федерации и штатов за их реализацию. Постепенная трансформация дуалистического федерализма в кооперативный не привела к изменению Конституции.

Тот факт, что имеется особая федералистская политическая культура, общеизвестен. Североамериканская доктрина определяет федерализм как естественную форму самоорганизации граждан, обеспечивающую согласование индивидуальных интересов. Истоки этого подхода можно обнаружить в “Письмах федералиста” Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея.

Исходя из этой концепции, можно прийти к заключению, что федерализм приобрел в США столь выдающееся воплощение потому, что построение принципиально нового, нецентрализованного государства здесь началось с конкретного человека, обладавшего нерушимыми правами и свободами. По существу, быть федералистом и быть либералом – одно и то же. Федерализм фактически вырос из самоуправления, из самоуправленческих навыков колонистов.

Конгресс США не является высшим законодательным органом с универсальной компетенцией, так как федеральный закон первичен только в сфере приложения федеральной компетенции, а во всем остальном высшей силой обладают законы штатов. Правовые системы штатов более динамичны. На двадцать семь поправок, внесенных в федеральную Конституцию, приходится свыше шести тысяч поправок, принятых к конституциям отдельных штатов.

С конца 1950-х годов Конгресс, применяя специальную процедуру, научился ограничивать права штатов, не меняя их конституционного статуса. Это явление принято называть федеральным опережением. Его суть в том, что федеральные власти, используя многочисленные недомолвки Конституции, активно занимаются нормотворчеством на стыке компетенций федерации и штатов в свою пользу.

1990-е годы были отмечены двумя успешно проведенными деволюционными мероприятиями: первое – отмена Конгрессом общефедеральных стандартов скорости на автомагистралях, второе – реформа системы социального обеспечения, в ходе которой федеральные власти расширили свободу штатов в использовании федеральных целевых грантов.

Конституция закрепляет верховенство федерального права. Это означает, что конституции и законы Соединенных Штатов, изданные во исполнение норм Конституции, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязаны им следовать, каковы бы ни были положения конституции или законов штата (абзац 2 статьи VI). Конституция разграничивает компетенцию между Союзом и штатами в сферах правотворчества и осуществления правосудия.

В американской Конституции не выделяется сфера конкурирующей компетенции, однако фактически она сложилась.

Верховный суд США на основании клаузулы о “необходимых и уместных законах” (пункт 19 раздела 8 статьи I Конституции) разработал концепцию подразумеваемых полномочий, в соответствии с которой наделение Конгресса перечисленными в Конституции полномочиями предполагает и его право предпринимать необходимые меры для их осуществления.

Кроме того, благодаря толкованию Верховного суда полномочия федерального парламента были существенно расширены, в первую очередь на основании клаузулы о межштатной торговле (пункт 4 раздела 8 статьи I). Вместе с тем необходимо отметить, что с середины 90-х годов XX века Верховный суд начал корректировать свою позицию, ограничивая федеральную законодательную экспансию.

В настоящее время большинство судей Верховного суда считают, что Конгресс может использовать клаузулу о межштатной торговле для регулирования местной неэкономической деятельности только в том случае, если он может доказать, что такая деятельность действительно оказывает существенное воздействие на торговлю между штатами.

Наибольшее расширение власти Конгресса принимать законы, ограничивающие власть штатов, происходило именно благодаря расширительному толкованию клаузулы из статьи I Конституции о праве Конгресса регулировать торговлю. Начиная с 1938 года федеральное законодательство объявлялось Верховным судом конституционным всякий раз, когда у Конгресса имелось рациональное основание для вывода о том, что регулируемый вид деятельности может оказать воздействие на торговлю между штатами.

Таким образом, Верховный суд признавал конституционными многие схемы Конгресса по регулированию различных видов деятельности в штатах, которые лишь косвенно сказывались на торговых отношениях между штатами. Даже если какой-либо вид деятельности осуществлялся исключительно в пределах штата, то Конгресс все равно мог его регулировать, ссылаясь на то, что этот вид деятельности имел общенациональное значение.

Например, в решении по одному из дел Верховный суд признал право Конгресса регулировать количество зерна, которое фермер, имеющий небольшое фермерское хозяйство в штате Огайо, мог выращивать для собственного потребления и для местной торговли. Суд обосновал свое решение ссылкой на то, что кумулятивный эффект такого рода деятельности многих фермеров, имеющих малые хозяйства, мог привести к снижению рыночной стоимости зерна.

Однако в 1995 году Суд кардинально изменил данный подход к этой сфере конституционного нормотворчества своим решением по делу United Stats v. Lopez. В частности, в этом решении он признал недействительным федеральный уголовный закон, установивший уголовную ответственность за ношение оружия в какой-либо школе или вблизи ее.

Верховный суд отверг аргументы о том, что люди боятся совершать поездки в районы страны с высоким уровнем преступности, а насильственная преступность в школах затрудняет процесс образования детей,тем самым порождая менее полезных членов общества.

Суд счел, что принять такого рода аргументы означало бы наделить Конгресс правом законодательствовать по всем вопросам борьбы с насильственной преступностью. А это позволило бы Конгрессу посягнуть на традиционно принадлежащие штатам законодательные полномочия.

В решении по делу United Stats v. Lopez Верховный суд изложил новую позицию по полномочию конгресса о торговле между штатами, указав, что Конгресс вправе регулировать торговлю между штатами, как в случае запрета на расовую дискриминацию на общественном транспорте, даже тогда, когда определенные виды деятельности осуществляются только внутри штата, например регулирование железнодорожных тарифов, устанавливаемых железнодорожными компаниями за перевозку грузов и пассажиров внутри штата, регулировать виды деятельности, которые существенно влияют на торговлю между штатами.

Федеральное законодательство ныне играет роль определяющего источника права в регулировании вопросов экономики, финансов, обороны, трудовых отношений, охраны природы и иных общегосударственных проблем, а также таможенных правил, торговли между штатами, авторских прав, патентных отношений и др.

Возрастанию значимости федеральных законов за последние десятилетия заметно содействовали различные социальные программы, например по образованию, оказанию помощи малоимущим, строительству дорог, борьбе с преступностью и др. Эти программы финансируются федеральными властями лишь при условии, что соответствующие штаты подчиняются требованиям, установленным федеральными законами.

На практике сложился порядок обусловленного расходования средств. Конгресс не вправе напрямую брать под свой контроль законодательные собрания штатов и требовать от них принятия каких-то конкретных законов.

Но следуя упомянутому порядку, он может добиться тех целей, к которым стремится федеральное правительство. Федерация предлагает денежные гранты властям штатов при условии, что они организуют программы, отвечающие установленным федеральным требованиям.

Юридическим источником такой власти Конгресса явилась клаузула о его праве устанавливать и взимать налоги для того чтобы, обеспечивать всеобщее благоденствие Соединенных Штатов. Это полномочие Конгресса, именуемое прерогативой по распределению бюджетных средств, было значительно усилено ратификацией XVII поправки к Конституции США в 1913 году, которая впервые в истории страны закрепила право федеральной власти устанавливать и взимать прямой подоходный налог. Ныне федеральный подоходный налог – самый весомый из тех, что платят в казну жители Соединенных Штатов, его размер может колебаться от 15 до 40 процентов от суммы дохода.

Немногие штаты могут устоять против соблазна от федеральных средств, так как этот отказ означает для штата, что у него возникнет невыгодный платежный баланс в отношении федерального правительства: штат получит меньше денег в виде федеральных ассигнований, чем его граждане выплачивают в виде федеральных налогов. Так Конгресс на практике принуждает штаты принимать определенные законы или подчиняться иным федеральным директивам посредством “добровольного” согласия властей штатов соблюдать условия федеральных грантов.

Примером влияния федеральных программ обусловленного расходования средств на самостоятельность штатов может служить установление в штатах требования о достижении лицом возраста в 21 год для приобретения и употребления алкогольных напитков. Такое требование было одним из условий выделения федеральным правительством средств на строительство автострад.

В США наряду с федеральными источниками права действуют и источники штатов. Вместе с тем, согласно статье VI Конституции, судьи в каждом штате обязаны следовать Конституции и законам федерации, даже если в конституциях и законах любого штата будут содержаться противоречащие им положения.

В соответствии с клаузулой о верховенстве Верховным судом США были выработаны особые правила на случай коллизии законов, принятых в сфере перекрещивающихся полномочий федерации и штатов.

В одном из основополагающих решений в 1956 г. Верховный суд установил, что при совпадении предмета законодательного регулирования федерации и штатов последние уступают федеральному законодательству лишь в том случае, если предусмотренная в нем схема регулирования является всеохватывающей, федеральный закон обеспечивает единообразную национальную политику, а закон штата может помешать осуществлению соответствующей федеральной программы.

Статья VI, закрепив приоритет верховного права страны, предопределила и иерархию нормативных источников права. Высшей юридической силой обладает сама федеральная Конституция. Затем – законы Конгресса, которые не должны противоречить ее положениям.

Далее по юридической силе, но не по своему фактическому значению расположены акты исполнительной власти – президентские исполнительные приказы, директивы, планы реорганизации и др.

На следующем уровне находятся источники права штатов (конституции, законы легислатур, административные акты исполнительной власти, муниципальные хартии и ордонансы). Специалисты отмечают, что по уровню востребованности судами правовые источники штатов значительно превосходят федеральные.

Штаты обладают высокой степенью самостоятельности в сфере правотворчества и правоприменительной деятельности. Каждый штат имеет свою конституцию, уголовные и гражданские законы, законы о порядке проведения выборов в федеральные органы власти, о внутренней торговле, здравоохранении, образовании, местных налогах, судебной системе, местном управлении, охране общественного порядка и др.

В целом область применения законодательства и общего права штатов, в особенности по проблемам гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса, значительно шире, чем федерального законодательства и сопутствующего ему общего права, представляющего собой совокупность судебных прецедентов, порожденных необходимостью толкования федеральных законов.

Особого упоминания также заслуживает клаузула о доверии и уважении, в соответствии с которой в каждом субъекте федерации должны признаваться официальные акты, документы и материалы судебного разбирательства любого другого субъекта федерации (раздел 1 статьи IV Конституции США).

Признается гражданство штатов, которое одновременно является и гражданством США; штатам запрещено издавать законы, ограничивающие права граждан других штатов (проживающих в других штатах).

Штаты имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов, построенную на основе принципа разделения властей. Законодательные органы (легислатуры) и губернаторы избираются населением.

Помимо лейтенант-губернатора (аналог вице-президента в отдельных штатах), выборными должностными лицами являются также секретарь штата, казначей, генеральный атторней штата (глава департамента юстиции), аудитор, контролер. Они могут быть отозваны (отрешены) от должности судом импичмента, а в ряде штатов допускается отзыв губернатора.

Штат не рассматривается как суверенное государство, и право выхода из Союза за ним не признается. Согласно Конституции, Союз гарантирует каждому штату республиканскую форму правления и защищает от вторжения, а по обращению легислатуры или исполнительной власти (когда легислатура не может быть созвана) – от внутренних беспорядков, сопровождающихся насилием (раздел 4 статьи IV).

На этом основании Конгресс еще в 1795 г. принял Закон, предоставивший Президенту право применять военную силу для подавления восстаний, заговоров и беспорядков в любом из штатов, причем решение Президента о введении войск на территорию штата не подлежит судебному пересмотру.

Административно-территориальное деление и систему местных органов власти каждый штат устанавливает самостоятельно. В графствах и городах осуществляется местное самоуправление. Следствием урбанизации явилось создание метрополитенских регионов (объединяющих несколько городов), в которых действуют особые системы управления.

Государственно-территориальное устройство США обладает всеми признаками федерации: население распределено по государственным образованиям — штатам, являющимися субъектами федерации; полномочия федеральных органов власти определяет союзная конституция; субъекты федерации имеют свои конституции, на основе которых создаются законодательные и исполнительные органы штатов; легислатуры штатов принимают законы; союзный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы штатов; субъекты федерации обладают своей системой права и судебной системой; провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов). Конституционно США гарантирует штатам республиканскую форму правления (разд, ст. IV).

Штатам запрещено заключать договоры с иностранными государствами и с другими штатами, вести войну, создавать вооруженные силы, вступать в союзы, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, облагать импорт и экспорт таможенными сборами или иными пошлинами, принимать законы об опале и имеющие обратную силу, жаловать дворянские титулы.

Штаты имеют свои конституции. В некоторых из них действуют конституции, принятые в XVIII в. (Массачусетс — 1780 г., Вермонт — 1783 г.), а в других — новые (Мичиган — 1962 г., Джорджия — 1976 г.). Конституции определяют предметы ведения штатов: организация проведения выборов, образование избирательных округов, установление избирательных цензов, регулирование внутренней торговли, определение системы местного самоуправления, управление здравоохранением, образованием, землепользованием, поддержание общественного порядка, утверждение поправок к конституции США и др. Конституции некоторых штатов провозглашают равноправие женщин (17 штатов), право законодательной инициативы избирателей (21), проведение референдумов по законам и петициям граждан (37), право отзыва чиновников с государственной службы (15).

Законы федерации обладают верховенством в отношении законов в штатах. Законы в штатах принимаются двухпалатными легислатурами (в штате Небраска — однопалатная): нижние палаты — палаты представителей, верхние — сенаты. Они создаются на основе всеобщих равных прямых выборов сроком от двух до четырех лет. Законодательная процедура, как и в Конгрессе, в легислатурах весьма сложная. Правом законодательной инициативы обладают члены легислатур и в 21 штате — также избиратели. Большими правами наделены спикеры нижних и председатели верхних палат. Практически судьба законопроекта решается в комитетах палат. Закон принимается обеими палатами, после чего передается на утверждение губернаторам.

Главами штатов являются губернаторы, избираемые на основе всеобщих равных прямых выборов на два-четыре года (в Миссисипи губернатор избирается выборщиками). Полномочия губернаторов систематически расширяются. Губернаторы непосредственно руководят всей исполнительно-распорядительной деятельностью органов штатов: издают нормативные акты и распоряжения, следят за исполнением законов, назначают и смещают невыборных чиновников, под их руководством составляются проекты бюджетов штатов. Губернаторы являются главнокомандующими национальной гвардией, пользуются правом помилования. Возрастание управленческой деятельности привело к тому, что при губернаторах стали создаваться кабинеты (в 36 штатах); это еще более усилило роль губернаторов. Они обладают значительными полномочиями в отношении законодательных органов штатов: созывают легислатуры на специальные сессии, направляют им послания и доклады о положении дел в штатах, наделены правом отлагательного вето на законы, одобренные легислатурами (исключение — Северная Каролина). Во всех штатах (кроме штата Оригон) конституции предусматривают возможность смещения губернаторов с должности в порядке импичмента. В 45 штатах существуют должности заместителей губернаторов (лейтенант-губернатор), которые избираются вместе с губернаторами. Они председательствуют в верхних палатах легислатур штатов.

В американском федерализме проявляются кризисные явления. В связи с развитием всевозможных связей границы штатов не соответствуют сложившимся экономическим регионам. В этих условиях социально-экономические факторы парализуют устаревшие формы управления штатами. Перекладывание федеральными властями на штаты многих социальных программ (по образованию, здравоохранению) привело к тому, что они оказались в финансовом кризисе. Они не имеют достаточных денежных доходов и вынуждены обращаться за ссудами, займами, кредитами к федеральным властям, что еще более усиливает их зависимость от последних. Тенденция к централизации все более отчетливо проявляется в американском федерализме.

Сущность федерализма и происхождение данного термина

Федерализм представляет собой такую форму правления, при которой суверенная власть конституционно разделена между правительством страны и полуавтономными, определенными географически уровнями правления.

Юридические основы федерализма:

  • закон федерации обладает более высоким приоритетом, нежели закон субъекта федерации
  • выполнение законов обеспечивается исполнительной властью
  • закон федерации является обязательным к исполнению для каждого из субъектов федерации и для каждого отдельно взятого гражданина, проживающего на территории страны
  • для федерального закона не нужна ратификация парламентом субъекта федерации
  • распределение юрисдикций между федерацией и субъектами федерации (которое закреплено в конституции)
  • институты субъектов федерации, а также федеральные институты являются демократическими

Главный вопрос федерализма

Основная проблема любой федерации состоит в нахождении и сохранении необходимого равновесия между обязанностями и полномочиями центральной власти и органами власти субъектов федерации. Очень часто в федеративных системах политические силы противостоят друг другу за ту или иную степень централизации или децентрализации. Другими словами, федерации необходим разумный компромисс между участниками данной борьбы (федерация довольно часто может характеризоваться нестабильностью или и вовсе, впоследствии развалиться).

Готовые работы на аналогичную тему

Основные черты американского федерализма

Соединенные Штаты Америки – это, пожалуй, единственная сверхдержава, наиболее развитая страна мира. США является президентской республикой, у которой федеративная форма государственного устройства.

Конституция Соединенных Штатов Америки была принята 17.09.1787 года. Другими важными конституционными документами являются Декларация независимости (1776 г.), а также поправки к конституции, обозначаемые римскими цифрами.

Принятие конституции США оказало мощное влияние на конституции очень многих стран. Так, в данном, весьма прогрессивном для своего времени документе было закреплено образование суверенного федеративного государства, провозглашен принцип народного суверенитета, определены демократические принципы организации государственности, а также установлен высший приоритет федерального права (по отношению к праву штатов).

В Соединенных Штатах Америки имеет место двухпартийная система. Главные партии – Республиканская и Демократическая.

Высшим законодательным органом государственной власти является Конгресс, состоящий из двух палат (сенат и палата представителей).

Административно Соединенные Штаты Америки подразделяются на пятьдесят штатов, а также округ Колумбия (Columbia County). В подчинении США находятся также некоторые островные территории (наиболее крупные из которых – Пуэрто-Рико и Виргинские острова и т.д.). У каждого из штатов есть своя конституция, а также законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Каждый из штатов делится на округа.

Федерация (от позднелат. - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают одно союзное государство. Территория федерации состоит из территорий государственных образований, входящих в нее. Каждое их этих образований имеет право на свою конституцию, правовую и судебную системы. Полномочия между федерацией и входящими в нее субъектами разграничиваются единой (федеральной) конституцией.

США - федеративная республика, состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. В федеральную систему в порядке соподчинения, помимо данных структурных компонентов, также входят более мелкие единицы, такие как штатные округа (в некоторых штатах они называются графствами), города, поселки и т.д. Все они - от штата до самого небольшого поселения - имеют свои органы власти, составляющие федеральную систему управления.

Государственное управление в каждом штате строится на принципе разделения властей, закрепленном в конституции. Законодательная власть в штатах принадлежит законодательному собранию, исполнительная - губернатору и администрации, судебная - судам во главе с верховным судом штата. Таким образом, структура государственной власти на местах (в штате) фактически повторяет структуру федеральной государственной власти.

Принципы американского федерализма:

1. Главный принцип: все, что не закреплено за федеральной властью входит в компетенцию штатов.

2. Федерализм предполагает разграничение полномочий федеральных органов власти и субъектов федерации - штатов. Штаты, как субъекты федерации, обладают всеми полномочиями, которые не оговорены в качестве прерогатив центрального правительства.

3. 3. Приоритет федеральной правовой системы над правовой системой штатов. Судьи в штатах обязаны в случае противоречия закона или конституции штата федеральным правовым нормам, применять последние.

4. Суверенитет штатов, как государственных образований, ограничен.

5. Правительство США имеет право вмешаться, в том числе и насильственным способом, в дела штата, в случае наличия угрозы государственной власти.

2. Роль местных органов власти в США: Власти штата.

Структура государственного управления в штатах представлена органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В этом смысле государственная власть в любом штате и на местах схожа с общенациональной.

Законодательная власть штатов США отличается поразительным единообразием, за исключением отдельных особенностей, присущих тому или иному штату. Так, законодательные органы (конгресс, законодательное собрание, легислатура и т.д.) всех штатов состоят из двух палат: верхней, именуемой Сенатом и нижней, называемой Палатой представителей, Палатой депутатов или Генеральной ассамблеей (в разных штатах - по-разному). Исключение - однопалатный конгресс штата Небраска. Почти во всех случаях нижняя палата многочисленнее верхней. В большинстве штатов срок полномочий сенаторов - четыре года, а депутатов нижней палаты - два.

Исполнительная власть штата. Исполнительная власть сосредоточена в руках губернатора штата, который избирается населением сроком на четыре года (в штатах Нью-Гэмпшир и Вермонт срок полномочий губернатора - два года). Полномочия губернатора определены в конституции штата и во многом схожи с полномочиями президента, но на более локальном уровне. Губернатор представляет на рассмотрение законодательного органа проекты законов и может созывать специальные сессии конгресса.

Губернатор назначает должностных лиц штата на руководящие посты, при этом в некоторых штатах должностные лица также должны быть утверждены конгрессом штата. Губернатор считается главнокомандующим Национальной гвардии штата. Он обладает правом помилования или смягчения приговора лицам, обвиненным в нарушении законов штата. (Любопытно, что нынешний президент США Дж.Буш-младший в свою бытность губернатора штата Техас практически не пользовался своим правом помилования преступников и оставлял суровые приговоры суда в силе).

Функции вице-губернатора штата во многом схожи с функциями вице-президента (в масштабах штата, разумеется). В любом штате существует несколько ключевых постов:

Главный прокурор штата - высший чиновник органов юстиции. Он со своими помощниками представляет штат в судах и процессах, затрагивающих его интересы.

Ревизор или контролер. Это должностное лицо санкционирует или контролирует оплату всех финансовых обязательств штата.

Казначей осуществляет контроль за поступлением налогов, взносов и прочих сборов.

Судебная власть. Структура судов штата в какой-то мере напоминает федеральную судебную систему, но действует независимо от последней. Нижняя ступень системы представлена мировыми судьями, далее следуют суды первой инстанции, аппеляционные суды и высшая судебная инстанция штата - его верховный суд. Наряду с судами общей юрисдикции во многих штатах работают специализированные суды - по наследственным делам, семейным делам, суды по делам несовершеннолетних и т д.

Читайте также: