Театральная педагогика это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Уроки искусства и театр в общеобразовательной школе стоят несколько особняком не потому, что на них надо больше времени выделять, а потому что это сфера душевная, она требует какой-то особой культуры и проработки. Именно образование здесь выступает как образование. Театральная педагогика – это не только театр, это еще одна область, в которой ученики могут почувствовать себя успешными. Что на самом деле очень важно. Социальные проблемы средствами театральной педагогики решаются очень хорошо. Главное - театральная педагогика имеет отношение к реальной ситуации понимания, переживания и образования ребенка. Вот, например, есть работающий учитель. Самый простой и понятный способ оценки его результатов – это работы его учеников. Но этот способ не всегда однозначно говорит о результатах работы учителя. Ведь ученики бывают разные. Есть палитра технологий, которые использует учитель. В этом смысле театральная педагогика – такая редкая технология, которая не менее важна, чем умение работать с интерактивной доской.

Мне кажется, театр для любого ребенка – огромная возможность с самим собой познакомиться. Дети любят маски. Им дается возможность примерять разные личины. Для кого-то это связано с социализацией, для кого-то с возможностью себя реализовать, кого-то увлекает сам процесс. Вот мы начинаем репетировать с детьми и обсуждаем: а почему герой эту фразу сказал? На что он отреагировал? Почему так сказал, а не иначе? Что чувствовал в этот момент? Эта попытка мыслить очень важна, особенно для подростка. Подросток ведь зачастую не видит никого вокруг. Кругом живые люди, а он живет в своем изолированном мире. А на репетициях он вольно или невольно начинает думать, замечать какие-то важные вещи, которые касаются других людей. Он начинает ощущать, что люди должны друг с другом общаться и что это очень интересно.

На курсах ораторского мастерства также присутствуют элементы театральной педагогики (Слайд № 89)

Когда приходят новые документы, федеральные государственные образовательные стандарты, всегда ищешь созвучие с тем, что ты уже сделал, что тебя интересует и что ты считаешь важным. Так в новых ФГОС есть траектория индивидуального развития личности. Это созвучно тому, что предлагает педагогика искусства. Еще Ломоносов предлагал искать талант, заложенный в каждом ребенке.

Можно по-разному организовать жизнь школы, школьную среду. Что-то можно перемещать во внеурочную деятельность. Но урок – это основная ячейка, и если всю эстетику перевести только во внеурочную деятельность, это будет неправильно! Безусловно, театральная педагогика присутствует на уроках словесности, но приемы педагогики искусства могут присутствовать и на уроках физико-математического, естественно-научного циклов. Если захотеть научить ребенка плавать, то он должен хотя бы попасть в воду. Так вот на уроке ученик и попадает в мир искусства.

И все-таки несколько слов хотелось бы сказать о традициях, которые делают школьные годы запоминающимися, если в них принимает участие весь педагогический коллектив. Вообще существуют только те традиции, которые обнаружили свою жизнеспособность. Например, театрализованный День знаний. В последнюю неделю августа в школе уже должна закипать жизнь. Учителя с учениками могут поставить маленький спектакль, стараясь, чтобы этот день стал особенным для первоклассников. (Слайды - № 90-97)

  • В октябре - театрализованный праздник урожая. Ярмарка – большое мероприятие года, в котором задействованы и учителя, и родители, и ученики.
  • Рождество и Новый год – традиционный новогодний спектакль.
  • В феврале, на День влюбленных, можно организовать встречу выпускников, влюбленных в школу.
  • В канун Дня защитника Отечества - фестиваль военной и патриотической песни.

Вот и Масленица! Грандиозный праздник на улице с возведением снежной крепости, спектаклем, русскими песнями и блинами. И последний в году – театральный фестиваль, младшие и средние классы готовятся к показу спектаклей.

Все вышеперечисленные мероприятия и еще много других театральных проектов помогают детям накопить фермент радости, счастья.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Театральная педагогика как средство воспитания

школьника

«Театр – высшая инстанция для решения

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что

- вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами.

- профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность – специфика актёрской и педагогической профессиональной ситуации. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей-учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актёра, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке, в воспитательном мероприятии должны обладать способностью яркого, эмоционально-волевого воздействия на актеров и учеников. Учителю необходимо построить логику учебного и воспитательного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками.

Методологические основания программы базируются на таких сущностных аспектах театра, как

- игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;

- игры с предметом;

- модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;

- модель развертывания процесса от замысла до реализации;

- взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;

- рассмотрение замысла с разных сторон – из разных языковых пространств (применительно к театру это литература, музыка, архитектура, живопись, хореография. Применительно к школе – это принцип изучения одного явления сквозь призму различных учебных предметов);

Цель программы

Профессиональное развитие учителя в контексте актуализации театральных технологий в образовательном процессе и формировании творческой личности ребёнка средствами театральной педагогики.

Задачи программы

Развитие творческого потенциала учащихся.

Развитие эстетического чувства.

Развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков саморегуляции в этой области.

Социальная и психологическая адаптация личности ребенка.

Повышение самооценки,её стабильности, гибкости, конструктивности.

Развитие способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению.

Развитие интеллекта и репертуара мыслительных операций.

Структура комплексной образовательной программы включает в себя три вариативных и один базовый модуль.

В базовый модуль входит тренинг творческой психотехники ученика на основе методов театральной педагогики.

В модуль 1 включены основы актёрского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя и ученика.

В модуль 2 – технология театральной педагогики в проведении школьных мероприятий.

В модуль 3 – технология межпредметной интеграции на основе методов театральной педагогики.

Педагогический прогноз по освоению инновации

Выявлению и развитию творческих способностей каждого ученика;

Созданию условий для максимального раскрытия творческого потенциала учеников и учителей;

Формированию нравственно зрелой, творчески мыслящей личности;

Созданию условий для дружеского учительского и ученического коллективов и партнёрских отношений с родителями.

Глава 2 . Театр и мы

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и талант общения, и артистические способности, и многие другие таланта, которые можно раскрыть во внеурочное время. И хорошим помощником в воспитательном процессе для раскрытия и развития таланта в ученике является театральная педагогика. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всем том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству нести воспитательные функции.

1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в артистической, художественной, управленческой, литературной деятельности.

2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.

3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в школе.

4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в ОУ.

5. Сформировать годовой круг традиционных дел в школе, позволяющий оптимально распределить учеников по способностям.

Ключевым звеном воспитательной программы, способствующей творческому самовыражению учащихся и их родителей и позволяющей в значительной степени интегрировать урочную и внеурочную деятельность является участие всех субъектов (учителя, родители и дети) в коллективном творческом деле.

Чтобы лучше разобраться в себе, чтобы эффективнее организовать досуговую деятельность, осмыслить трудности и изменить свое отношение к ним, используются в работе принципы психодиагностики:

Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите…

Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

В начале и в конце года обычно проводится диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся по системе психолога М.И.Шиловой.

На основе педагогических наблюдений была замечена динамика в росте уровня воспитанности тех учащихся, которых в системе привлекают к участию в классных и общешкольных мероприятий.

Основные этапы реализации программы.

Ключевое дело : выступление перед учениками школы и родителями.

Анализ дела организаторами дела (недостатки, что необходимо предусмотреть в следующий раз) и участниками (интересно ли было работать, нужен ли вечер, что будем делать дальше – коллективное планирование следующего дела).

Рефлексия.

Одно из важных условий в работе с детьми – свобода выбора - это то, к чему мы должны привести ребёнка. В конечном итоге это и станет результатом воспитания, что приобретает для ученика личностный смысл, что вошло бы в структуру его личности и стало бы неотъемлемой частью его духовного мира.

Для выполнения этой задачи сформулированы следующие условия:

1. В число методов воспитания не включать жесткие меры подавления воли и меры физического воздействия, а опираться на пробуждающиеся чувства и развивающийся разум.

2.В предъявляемых к ребёнку требованиях помогать опираться на чувства и разум, помогать осознавать значения нравственных норм, увлекать их нравственными ценностями.

Глава 3. Театрализованные представления в школе.

«Ради чего существует театр? Ради праздника

Е.Б.Вахтангов

Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный к данному случаю сценарий. Он представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст. Его отличает:

Во-вторых, в сценарии необходимо осуществить синтез различных видов искусства, а также объединить документальный и художественный материал с целью наиболее эмоционального воздействия на зрителя.

В-третьих, исполнители ролей должны обладать универсальными творческими способностями, т.е. уметь петь, танцевать, использовать различные приемы активизации зрителей.

Особенностью драматургии является наличие в его сценарии конфликта. Конфликт – это столкновение, борьба противоборствующих сил, стремлений, идей, взглядов. Без него театрализованное представление не обладает необходимой динамикой, что сразу становится заметно зрителям.

Без определения главного конфликта невозможно грамотно выстроить действие представления, рассчитать его нарастающую силу. Определив же содержание конфликта, можно построить сюжетный замысел с учетом требования позиции, т.е. определить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал действия.

Работа над сценарием происходит следующим образом:

В коллективе обсуждается реальный жизненный факт или событие, которое волнует многих и может стать основой для разработки сценария.

Ведется сбор материала.

Определяется тема, идея и сверхзадача сценария.

Идея представляет собой главную авторскую мысль; вывод, который следует из изображаемого круга явлений.

Сверхзадача – это конечная художественно-педагогическая цель театрализованного представления.

Решается жанровая принадлежность сценария, определяющая художественно-творческий поиск авторов (сатира, юмор, водевиль и т.д.).

Разрабатывается конфликт (содержание противодействия, формы его выражения, противоборствующие силы).

Определяется содержание отдельных эпизодов.

Происходит синтез фактического и художественных материалов, ведется поиск средств художественной выразительности (слово, пластика, музыка, техника и др.).

Осуществляется расстановка эпизодов в соответствии с законами композиции, с учетом нарастания зрительского интереса к развитию конфликта.

Ведется литературная обработка текста сценария.

Воспитательная работа в нашей школе с использование театральной педагогики проводится систематически. На протяжении нескольких лет ребята посещают кружки дополнительного образования, которые способствуют развитию эстетического вкуса, актерского мастерства, образного мышления, творческих способностей. Там ребята приобретают уверенность в себе, свои силы, умение взаимодействовать друг с другом, учатся быть внимательным, требовательным, обязательным.

Во-первых, создаёт условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения ребенка, для открытия и развития способностей детей в артистической, литературной деятельности.

Во- вторых, обеспечивает педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.

В-третьих, способствует повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности школьного коллектива.

В-четвёртых, обеспечивает участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел.

Театральная педагогика – это вовлечение детей в активное речевое общение, это разнообразная гамма эмоциональных переживаний, это целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.

Постановка спектаклей – это не только игра и развлечение, это один из главных методов стимулирования творческой активности детей и повышения мотивации речевого общения. Дети узнают, что актеры в своей работе пользуются инструментами, которые им дала природа: телом, движением, речью, жестом, мимикой… Дети очень стараются сыграть доверенную роль как можно правдоподобней, а это является еще одним стимулом для развития речи.

Введение театральной деятельности в учебный процесс предполагает её использование не как средство развлечения, а как метод стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика.

театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Занятия театральной деятельностью ликвидируют болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.

Театральная педагогикаставит акцент на процессе обучения актеров роботе в труппе театра, а так же, на расширение творческого диапазона актеров, как среднего, так и старшего поколения. На практике воспитательная работа, преподавателей театрального искусства, направлена на развитие двух важных качеств в обучаемых: художественность и эстетизм. При этом считается, что нельзя исключить ни одного, из вышеперечисленных качеств, отдав приоритет другому, потому что, в итоге, это приведет к краху татрального искусства. Для детей до 12 лет будет полезным участие в пьесах кукольного театра, что позволит ребенку побыть не только актером, но и режиссером постановщиком. Педагог сможет рассмотреть в ребенке присущие творческие таланты. После участия в кукольном театре, детей вполне сможет заинтересовать театр драматический.

Театральная педагогика как универсальное средство воспитания Человека.


Театральная педагогика используется в учебной деятельности со времен Античности. Школа и театр очень похожи. И театр, и школа создают модели мира, это маленькие планеты, где люди (мы с вами) и наши дети- ученики, живем – общаемся, взаимодействуем, работаем, ссоримся, достигаем определенных результатов.

У детей нет жизненного опыта, их круг общения, в основном, их же сверстники с подобным жизненным опытом, а наша цель, цель школы – выпустить социально-адаптированную личность, всесторонне развитую и гармоничную. И я, как учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной деятельности, методом проб и ошибок, нашла оптимальный способ социального адаптирования детей – моделирование жизненных ситуаций, в которых может оказаться выпускник, выйдя из школы, в урочной и внеурочной деятельности, используя методы и приемы театральной педагогики.
Об эффективности ее использования в учебной деятельности говорили и советские педагоги – Макаренко, Луначарский, Выготский. Огромен интерес к этой педагогике и сегодня. Пример – ежегодные муниципальные, областные, международные Фестивали школьных театров, успешными участниками которых мы являемся. И это - сильная мотивация для учащихся.
Преимущества : владение живой разговорной речью, телом и мимикой ,развитие эмоциональности, чувств, сопереживания, умение чувствовать ситуацию и выходить из нее, воспитание вкуса и чувства мера, публичности, умение владеть аудиторией, взаимодействие с окружающими, сохраняя индивидуальность, погружение в другую эпоху и предлагаемые обстоятельства, успешность здесь и сейчас – универсальное средство для воспитания Человека.

Театральная деятельность - деятельность коллективная. Без взаимопонимающего педагогического коллектива хорошего результата не будет. Именно театральная деятельность вынуждает работать только с единомышленниками. Педагог-хореограф, педагог - по сценической речи, по сценическому движению, по вокалу объединяются в образовательном процессе и при работе над сценическим воплощением драматургического материала обязаны работать по единым правилам, быть единомышленниками.

Особое значение в ДОО имеет театрализованная деятельность, которая является еще одним направлением в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Разные виды детского театра помогают сформировать модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театр служит своего рода интегратором для остальных видов искусства.

Театр окружает ребенка во всех режимных моментах: непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, поэтому он так естественен для них.

Основоположником театральной педагогики был К. С. Станиславский, благодаря ему сформировалась система, основанная на принципах гуманизации, эстетизации творчества.

Развитие детей посредством театра

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театральная деятельность позволяет решить следующие задачи:

• художественно-эстетическое образование детей;

• развитие коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

• воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

• создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Понимание того, зачем нужен театр человеку, становится основой дальнейшего осознания ценности для общества искусства в целом. Благодаря возможности сопереживать герою, действовать в воображаемых условиях, театрализованная деятельность является средством нравственного развития ребенка, которое помогает выделить эмоциональное отношение к событиям и действиям.

На чем строится театрализованная деятельность?

Основной вид театрализованной деятельности — это театрализованная игра.

Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, они помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Характеристика театрализованных игр

Во время такой игры дети моделируют ситуации взаимодействия с другими людьми.

Особенность таких игр в том, они представляют собой воображение в наглядно-действенной форме. В них используется оба ключевых способа действия в дошкольном возрасте: моделирование и символизация. Ребенок использует один предмет как символ другого. Он принимает образ другого человека, героя через переодевание или через куклу.

Деятельность ребенка выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением и др.).

Театрализованная игра обладает схожестью и с сюжетной игрой, и с игрой с правилами. Особенность театрализованной игры — литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Важно понимать, что наличие правил и четкого сюжета не отменяет творческих проявлений детей. Театрализованная деятельность так же, как и любая другая художественная, состоит из 3 этапов: восприятие, исполнение, творчество.

Классификация театрализованных игр

Существует множество различных классификаций театрализованных игр. Например, по обозначению персонажей: предметные (например, куклы) и непредметные (дети сами исполняют роли). Еще одна классификация делит игры на 2 типа: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, исполняет роль и сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

В режиссерской игре ребенок не персонаж, он действует за игрушечного героя, становится сценаристом и режиссером. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом. Это очень важно для дальнейшего формирования воображения.

Здесь ребенок также использует различные средства выразительности, однако преобладают интонация и мимика.

Выделяют следующие виды режиссерских игр:

1. Настольный театр игрушек.

2. Настольный театр картинок.

5. Теневой театр.

Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ

Дети не должны воспроизводить текст, поскольку речевые навыки еще не сложились в нужной степени. Они выполняют действия. Текст несколько раз читает воспитатель, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Обучение в процессе выполнение действий роли проходит незаметно. Подобные игры также активизируют творческие способности.

Детям нравятся игры с ролями знакомых животных.

Интерес к театрализованным играм должен формировать педагог с помощью показа кукольных спектаклей. Ребенок будет хотеть включиться в спектакль, дополнить его, он фиксирует внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Куклы затем можно использовать на занятиях и в повседневном общении.

Педагог может использовать куклу для того, чтобы благодарить, хвалить детей, здороваться и прощаться с ними. В этот период дети постепенно осваивают различные игры-драматизации и настольный театр игрушек, пальчиковый театр и театр на фланелеграфе. Чтобы освоение проходило эффективно, необходимо развивать группы умений. Разберем какие.

Театрально-игровые умения :

3. Взаимодействие с другими — умение играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Ребенок начинает ориентироваться на зрителя, значимость приобретает процесс и результат, далее происходит освоение игр в группе из 5–7 сверстников с разными ролями (равноправие, подчинение, управление, воплощение целостного образа с эмоциями, настроением и их сменой.

Можно обратить внимание, на углубляющийся интерес к театрализованным играм, происходит его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму 2–4 действующих лиц.

Рекомендации по работе: С группой наиболее активных детей можно драматизировать простые сказки с использованием настольного театра, неактивных детей привлекать в драматизации с небольшим количеством действий.

• ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений;

Расширение игр-драматизаций. В работе с детьми используются:

• постановка спектакля по произведению.

• настольный театр игрушек;

• вязаный или конусный театр,

• театр плоскостных фигур;

• куклы на гапите.

• театр верховых кукол (с поэтапным введением ширмы);

• театр ложки.

Появляются новые умения у дошкольников:

5. Взаимодействие с другими - умение договариваться, устанавливать ролевые отношения,

Необходимо развивать детскую самостоятельность, образную выразительность, чувство партнерства.

Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

Таким образом, реализуется интегративная связь с изобразительной деятельностью.

Освоение новых игр-драматизаций на основе коллажа из нескольких произведений.

Рассмотрим, как развиваются специальные умения в этом возрасте:

5. Взаимодействие с другими - использование позитивных приемов общения, анализ результатов постановки.

Подготовительная к школе группа.

Именно здесь игра-драматизация наконец становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи — куклы, послушные ребенку.

Воспитатель должен применять подготовительные упражнения, активизирующие творчество, подготавливающие к осознанию сущности спектакля, формирующие умение играть роль, обеспечивающие постепенное усложнение заданий; их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.

Разберем типы применяемых упражнений:

1 тип - для развития внимания и воображения.

2 тип - направлен на формирование умение:

• распознавать (в том числе по рисункам и выражению лица) и выражать эмоциональные состояния с помощью интонации;

• находить художественные средства для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики;

• выделять внешнее проявление эмоциональных состояний по позам и принимать их в соответствии с настроением, характером героя;

• определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок;

• подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.

3 тип - формирует умения:

• психологически настроиться на выполнение действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты;

• тренирует способность изменять переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства легкости, холода, тепла и др.

При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющие ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа.

В начале можно использовать фрагменты сказок в виде упражнений. Например, попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого.

Организация педагогом театрализованной деятельности

Организация театральной деятельности в ДОО требует от педагога специальных умений и учета некоторых факторов.

В первую очередь, педагог должен иметь четкие представления об этапах подготовки и специфики спектакля как формы театрализованной деятельности.

В ходе подготовки рекомендуется соблюдать несколько основных правил:

• не перегружать детей;

• не навязывать своего мнения;

• не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

• предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Необходимо обеспечить эмоциональный подъем при знакомстве с пьесой, стимулировать интерес к ней.

Чаще всего в качестве источника используется сказка.

Разберем план работы над сказкой с детьми.

Когда начинается этап репетиций один и тот же отрывок исполняется разными детьми. Здесь педагог помогает уточнить обстоятельства каждого эпизода и подчеркивает мотивы поведения действующих лиц. Дети, наблюдая за действиями персонажа у разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Ребенок в дошкольном возрасте всегда играет самого себя, он не способен перевоплощаться, переживать чувства другого человека. Он обращается к собственному опыту, когда пытается понять эмоции героя. Воспитатель не должен навязывать образцы поведения, но подсказать припомнить жизненный эпизод вполне. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным. Важно добиваться взаимодействия с партнерами, развивать умение слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Самый непродолжительный этап - это репетиция целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными атрибутами, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, помогающие в создании образа. Она проходит с музыкальным сопровождением, уточняется темпо-ритм спектакля. Здесь необходимо закрепить обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Желательно проводить не больше 3 репетиций всего спектакля.

Заключительный этап - повтор. Детям полезны период подготовки спектакля и возможность играть его как можно дольше и чаще. Если они понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, это уже элемент творческой импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, благодаря их индивидуальности.

Что же конкретно делает педагог во время организации театрализованной деятельности в ДОО?

Педагогическое руководство включает:

• воспитание у ребенка основ общей культуры;

•приобщение детей к искусству театра;

• развитие творческой активности и игровых умений детей.

Методические рекомендации к организации театральных занятий

Требования к организации театрализованных игр :

1. Разнообразие тематики.

2. Ежедневное включение театрализованных игр в образовательный процесс наравне с сюжетно-ролевыми.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

5. Подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на занятии подобраны в сочетании с движениями, речью, мимикой, пантомимой в различных вариациях.

Какие ситуации можно разрешить с помощью театрализованной деятельности.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Через беседу после дети идентифицируют персонажей, их чувства, пробуют соотнести их с собственными эмоциями.

3. Проигрывание отрывков с пояснениями педагога нравственных качеств и мотивов персонажей.

4. Рисование ярких и эмоциональных событий из сказок с комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

5. Словесные, настольные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил, постановку задач в свободной деятельности детей после занятия.

Проблематизация достигается через изменение сюжета или замену героев.

Чтобы улучшить понимание детьми художественной основы спектакля можно организовать художественно-творческую деятельность: рисование, аппликацию, лепку по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора. Оптимальное количество детей: 12–16 человек, но не менее 10.

Младшая группа: 5–10 минут.

Средняя группа: 10–15 минут.

Старшая группа:15–20 минут.

Подготовительная группа: 20–25 минут.

Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 мин.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются следующие задачи:

• формирования представлений о театре, положительного отношения к нему; дети осознают особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

• подведения к пониманию специфики актерского искусства; средств образной выразительности;

• формирования представлений о театральных профессиях с помощью наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера, что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса;

• ознакомления с правилами поведения в учреждении культуры (беседы, игровые диалоги, формирующие нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства; зрительский опыт посещения театров, музеев).

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технология

Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Читайте также: